Как помочь себе при заикании

Заикание: как помочь ребёнку

Растерянность, чувство вины, отчаяние охватывает родителей заикающихся детей. Почему ещё недавно малыш говорил хорошо, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребёнку? Когда лучше начинать лечение? И главное, как воспитать спокойного, уверенного в себе ребёнка? Довольно часто в своей практике мне приходится слышать эти вопросы от обеспокоенных (и не напрасно. ) родителей. Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. И роль родителей в процессе преодоления заикания у ребёнка или подростка переоценить невозможно. В этом я убеждаюсь на собственном опыте работы с заикающимися детьми уже больше 10 лет. Поэтому сегодняшний разговор я адресую Вам, дорогие родители. Буду рада помочь в прояснении возникшей проблемы в Вашей семье. И надеюсь, что в случае обращения ко мне как к специалисту по коррекции заикания, Вы станете активными участниками процесса реабилитации Вашего ребёнка. Ведь без Вашей помощи и готовности к переменам нам не справиться!

Первый вопрос, который задают практически все родители: «Почему.

Почему мой ребёнок стал заикаться? Ведь говорил хорошо, уже и предложения появились в речи, и стихи рассказывал… и вдруг… запинки!?

Действительно, в большинстве случаев, заикание возникает именно на этапе интенсивного развития речи в возрасте от двух до пяти лет, когда идет активное формирование коор­динированной системы рече­вых движений и мышления. Важно понимать, что за­икание не просто дефект речи, а проявление общего невроза, то есть расстройство не только речевой системы, но и организма в целом. У детей с не­плавной речью плохой сон, аппетит, неустойчивое наст­роение, чрезмерная подвиж­ность или, наоборот, скованность. Налицо так называемый «срыв» высшей нервной деятельности, когда нарушено равновесие процессов возбуж­дения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Заикание может возникать остро, то есть внезапно, вследствие какой-либо психотравмы или нарастать постепенно, без видимых причин, иногда в течение нескольких месяцев.

— Что может послужить причиной заикания?

Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного харак­тера. Даже резкая смена обстановки, вид незнакомого жи­вотного может вывести ребен­ка из равновесия. В результате нарушается нор­мальное взаимодействие коры головного мозга с подкоркой, которая и регулирует темп и ритм речи.

Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказа­ний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разре­шает. Ссоры между отцом и матерью, напряженная обста­новка в семье также отрица­тельно влияют на нервноесостояние ребенка, а значит, соз­дают почву для расстройства речи.

Форсирование речевого развития ребенка. Родители на­стаивают, чтобы ребёнок заучивал труд­ные многосложные слова, непонятные ему стихотворения, рано начинают обучать грамоте, демонстрируют речевые до­стижения малыша своим знакомым.

Либо задержка развития речи. Иногда ребенок знает и понимает больше, чем может выразить речью, он подыскивает слова и выраже­ния, повторяя и повторяя зву­ки и слоги, как бы на ощупь выбирая соответствующие язы­ковые средства. Эта привычка закрепляется и также может привести к заиканию.

Перенесенные ин­фекционные заболевание (особенно при осложнениях на центральную нервную систему), и поражения го­ловного мозга в раннем дет­ском возрасте (внутриутроб­ные, природовые и другие травмы).

— Когда нужно начинать лечение? И к кому обращаться?

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. И подход к преодолению неплавности речи обязательно должен быть комплексным. Мы сразу же советуем обратиться родителям к врачам – нервопатологам. Ещё раз подчеркну, заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка.

Специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно первые два месяца при внезапно возникшем заикании не проводятся. Вводится охранительный режим речи. О нём я расскажу чуть ниже. А вот обратиться к психологу или психотерапевту стоит сразу же. Квалифицированный специалист поможет ребёнку отреагировать возможные психотравмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.). В этом действенны игровая и песочная терапия, сказкотерапия или арт-терапия. Выбор метода зависит от особенностей Вашего ребёнка и возможностей терапевта. Также семейный психотерапевт (а речь идёт именно о семейном подходе к коррекции нарушения плавности речи) окажет поддержку взрослым членам семьи ребёнка (ведь для родителей это тоже стресс!) и направит Ваши дальнейшие действия.

— Как вести себя с ребёнком, если появилось заикание?

Прежде всего, не паникуйте. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо»,и не просить, чтобы он «сказал хорошо». И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи — необходимое условие для лечения заикания. Но это не зна­чит, что заикающегося ребен­ка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требо­вательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.

— Чем я могу помочь своему ребёнку?

Помогите ребёнку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные (я не предлагаю проговаривать слова нараспев). Не требуя от ребенка, чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно, по подражанию.Замечено, что через две недели такого речевого режима дети начинают вслед за родителями говорить медленнее и чётче. А два месяца соблюдения новых правил речи в семье (подчёркиваю – не только ребёнком, а всеми членами семьи! Это важно. ) позволяют свести запинки на нет даже без вмешательства логопеда.

Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и каких вопросов вы задаете своему ребенку. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

— Слышала, что специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка на начальном этапе коррекции заикания, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Правильно ли это?

Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно:

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать
решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.

Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п. Такие упражнения очень нравятся малышам, и оказывают благотворное влияние на формирование речевого выдоха.

— Когда начинать занятия с логопедом?

Логопедические занятия показаны с 3-х лет, если заикание отмечается более 2-3 месяцев и перешло уже в стадию закрепившегося. Если кроме нарушения плавности наблюдается задержка речевого развития, то начинать надо с неё. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребёнка ограничен словарный запас или он затрудняется построить фразу. Теперь после завершения охранительного режима речи (в первые 2 месяца появления заикания) пора перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей.

О структуре занятий Вы узнаете уже при личной встрече со специалистом. Но хочу отметить важную специфику в работе с заикающимися детьми:

  • Наилучший результат достигается при комплексном междисциплинарном
    подходе
    – соединении логопедии, психологии и психотерапии. Моя специальность так и звучит: логопсихотерапевт. Это позволяет, например, при выполнении логопедических заданий отслеживать психическое состояние ребёнка и профессионально реагировать на его изменения. А психокоррекционные упражнения снижают напряжение у детей и позволяют лучше усваивать речевой материал. Очевидно, что речь специалиста должна быть показательной для ребёнка и соответствовать установленным речевым правилам.
  • В работе с заикающимися детьми предпочтительнее занятия в малых группах. Заикание не случайно счи­тается нарушением коммуни­кативной функции речи (ком­муникация — обшение). Имен­но в общении заикающийся ребёнок испытывает наиболь­шие затруднения. Дети обыч­но хуже говорят когда волнуются, в присутст­вии незнакомых людей или тех, кого они боятся. Дефект речи влияет на раз­витие и поведение ребенка. Дети-заики обычно робкие, стеснительные, неуверенные, со временем начинают ис­пытывать страх, когда нужно говорить. А групповые занятия помогут ребёнку закрепить полученные навыки речи в общении со сверстниками. Ведь наша основная задача – помочь ребёнку чувствовать себя уверенно и свободно в социуме. И это – хорошая практика для него.
  • Успех в преодолении заикания вряд ли возможен без осознания Вами,
    родителями, своего влияния на возникновение проблем у ребёнка и Вашего активного участия в терапевтическом процессе,
    готовности изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя. Семейный логопсихотерапевт призван создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы. Найти новые пути конструктивного взаимодействия в семье и восстановить гармонию в отношениях и речи.
  • Заикание – нарушение действительно очень непростое, но ПРЕОДОЛИМОЕ. Я в этом глубоко уверена! Как и большинство моих воспитанников и их родителей. Всегда рада, когда моя помощь не требуется, но если есть необходимость – ГОТОВА ПОМОЧЬ.

    Автор: Зиздо Наталия Васильевна

    Задавайте свои вопросы, с удовольствием на них отвечу на страницах сайта. Или звоните: 8908 198 62 04

    www.b17.ru

    Помощь психолога при заикании

    Причины заикания, или судорог речевого аппарата, могут быть различными – от наследственности до состояния нервной системы и особенностей формирования речи. О механизме заикания и логопедической помощи при нем мы подробно рассказали в нашей статье.

    Исходя из статистики, можно утверждать, что чаще всего пусковым механизмом для заикания становятся психологические травмы – сильное нервное потрясение или длительное нахождение в эмоционально травмирующей ситуации. Таким образом, заиканию, или логоневрозу, более всего подвержены тревожные, эмоционально не стабильные, гипервпечатлительные, не уверенные в себе люди. И именно поэтому при коррекции заикания к логопедическим занятиям, направленным на приобретение “технических” навыков (правильные темп, ритм, интонация и речевое дыхание; четкость звукопроизношения), необходимо подключать помощь психолога.

    В чем заключается психологическая помощь при заикании?

    Специалист помогает Вам овладеть навыками эмоциональной саморегуляции в стрессовых ситуациях, снизить уровень личностной тревожности, поднять самооценку и преодолеть страх речи. Для достижения этих целей психолог нашего Центра использует методы поведенческой, телесно-ориентированной и арт-терапии, а также гештальт-подход.

    Алгоритм помощи при заикании в нашем Центре

    Комплексная диагностика: консультация-консилиум при участии логопеда (учителя-дефектолога) и психолога (психотерапевта). Вместе специалисты выявят причины и тип заикания – и на основе диагностики составят индивидуальную программу коррекции заикания. Программа может быть рассчитана на срок от 3 месяцев до года и будет включать параллельные занятия с логопедом и психологом.

    Специалист нашего Центра по оказанию психологической помощи при заикании у взрослых – Светлана Мурзина.

    Закажите обратный звонок — и мы ответим на Ваши вопросы по оказанию психологической помощи в нашем Центре и ответим на все вопросы.

    © « Центр коррекции речи Анны Белик »

    Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
    Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
    Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, [email protected] , Skype: Beliklogocenter

    Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

    belikcenter.ru

    Независимый сайт о заикании

    Заикание у детей. 7 способов помочь заикающемуся ребенку.

    1. Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы типа: «Говори медленнее», «Повтори еще раз медленно».

    2. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что Ваш ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.

    3. Используйте Вашу мимику и жесты, давая понять ребенку, что Вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращайте внимание на то, как он это сказал.

    4. Выделяйте каждый день в одно и то же время по несколько минут, чтобы уделить все свое внимание ребенку. В течение этого времени позвольте ребенку делать все, что ему хочется. Пусть он руководит Вами и сам решает хочет он говорить или нет. Если Вы разговариваете с ним в это время, то говорите очень медленно и очень спокойно, делая много пауз. Эти минуты тишины и спокойствия помогут создать особую доверительную атмосферу для маленького ребенка и дадут возможность ему почувствовать, что родителям приятно с ним общаться.

    5. Помогите всем членам семьи научиться говорить и выслушивать друг друга по очереди. Для детей, особенно для заикающихся, намного легче говорить, когда их не прерывают и слушатель уделяет им полное внимание.

    6. Понаблюдайте каким образом Вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать своего ребенка, чтобы у него была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Постарайтесь уменьшить число критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, а также замедлите свой темп речи.

    7. И самое главное покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Самая могучая сила- это Ваша поддержка его, независимо от того заикается он или нет.

    составили Берри Гитар, доктор наук и Эдвард Г. Контюр, доктор наук.

    stuttering.su

    Как вылечить заикание у ребенка?

    11.09.2015 , Заикание, Проблемы с речью, Статьи Комментарии отсутствуют

    Из предыдущей статьи мы с вами узнали, что невротическое и неврозоподобное заикание успешно лечатся. С чего же начать лечение?

  • Запишитесь к специалистам! Вам помогут следующие врачи:
  • Психоневролог. Обследует состояние нервной системы и при необходимости назначит лекарственную терапию. Здесь будьте очень внимательны прежде, чем начать давать лекарство. Ознакомьтесь с побочными эффектами и в случае сомнений или реакций ребенка на препарат, отменяйте его или требуйте замены. Также следует помнить, что медикаментозное лечение дает результат только в комплексном решении проблемы заикания.
  • Психотерапевт или психолог. Поможет преодолеть логофобию, комплекс речевой неудачи и неуверенность в себе. Рекомендуем присутствовать на занятиях у психотерапевта, потому что психика ребенка – очень «нежная и хрупкая» материя, которую можно доверить только настоящему профессионалу.
  • Рефлексотерапевт/ физиотерапевт. Поможет снять нервно-мышечное напряжение речевого аппарата, возникающее при заикании.
  • Логопед. Научит правильно дышать при речи и говорить плавно, без запинок.
  • Инструктор лечебной физкультуры. Физическая активность, закаливание, массаж оказывает благоприятное воздействие на развитие речи ребенка. Поэтому не стоит пренебрегать этими процедурами.
  • Если вы начали лечить заикание под присмотром врачей, обязательно присутствуйте на всех приемах и занятиях, делайте домашние упражнения (если они были заданы) и вселяйте уверенность в ребенка, что лечение проходит успешно.

    1. Устраняйте заикание дома.
    2. Вообще, лечением заикания у ребенка надо заниматься очень плотно и комплексно, тогда оно проходит быстро (1-6 месяцев). Вам придется за это время проявить всю силу своего характера, терпения, возможно, где-то поступиться работой и уделить максимум внимания ребенку.

      Итак, как вы можете помочь ребенку справиться с заиканием в домашних условиях:

    3. Говорите медленно и плавно. Тогда ребенок будет стараться подражать вашей речи, и напряжения мышц речевого аппарата не будет, как и заикания.
      • Периодически говорите шепотом и пойте вместе с ребенком. Обратите внимание, во время шепота и песни заикания не будет!
      • Разрешите не говорить. Многие специалисты рекомендуют на какое-то время в доме ввести «режим тишины», чтобы ребенок подзабыл свои проблемы с речью. Постарайтесь меньше спрашивать что-либо у дошкольника, не вызывайте на диалог. Пусть ребенок поймет, что он может говорить столько, сколько хочет.
      • Уберите закрытые вопросы и командные распоряжения из своей речи. Замените их на открытые вопросы и приглашения.
      • Каждый заикающийся человек знает свои проблемные звуки (обычно это [п], [ т], [к], [м], сочетание звуков [тр], [ст], [кр]) и стремится избежать слов, где они встречаются. Задавая закрытый вопрос, вы оставляете ребенку мало возможностей для маневров в речи, и заикание становится неизбежным. Естественно, эта ситуация будет раздражать и унижать вашего ребенка.

        Например, ребенок начинает заикаться на звуке [к]. Ответ на простой вопрос «Что ты будешь кушать: тушеную капусту или курицу?» вызовет у ребенка затруднение. Поэтому лучше заменить этот вопрос на приглашение: «Пойдем покушаем, я положила тебе курицу и капусту, съешь, что тебе больше понравится».

        • Слушайте внимательно. Если ребенок обратился к вам с речью, обязательно оставьте все дела и уделите внимание. Пусть ребенок знает, что у него есть в запасе много вашего времени, тогда он не будет торопиться и говорить быстро, а, значит, пропадет еще одна предпосылка для заикания.
        • Признайтесь, что проблема существует, и поддержите. Ребенок страдает от заикания намного больше, чем вы, и при этом он не может сам себе помочь. Представьте, как тяжело знать, что ты сейчас начнешь говорить, заикаться и даже не сможешь остановиться! А промолчать на вопрос или не рассказать родному человеку о чем-то новом и интересном из-за боязни снова заикаться?! Это очень сложное испытание для ребенка.
        • Поэтому если ребенок начал заикаться, поддержите его, обнимите, скажите, что вы знаете, как ему трудно, какое сложное слово он старается сказать. Он – молодец, что решился произнести это слово, и в следующий разу у него обязательно получится выговорить неподдающиеся звуки. Не отводите взгляд, если ребенок начал заикаться, терпеливо дослушайте до конца!

          Расскажите, что многие известные люди страдали заиканием и смогли успешно избавиться от него (актер Брюс Уиллис, певец Скэтмен Джон, писатель Льюис Кэролл, римский император Клавдий, Уинстон Черчилль и другие).

          Очень рекомендуем посмотреть фильм «Король говорит». Это фильм о непростой, но успешной борьбе короля Великобритании Генриха VI с заиканием. Возрастное ограничение фильма 12+, поэтому лучше посмотреть сначала отдельно взрослым, а потом, если посчитаете нужным, показать ребенку.

          • Занимайтесь специальными упражнениями вместе с ребенком. Все упражнения на устранение заикания можно условно разделить на 2 группы:
            1. Логопедические . Эти упражнения должен проводить и обучать им только профессиональный логопед. Специалист обучит ребенка начинать речь плавно и не спеша, верно проговаривать сложные звуки и их сочетания, останавливать судороги мышц речевого аппарата.
            2. Кое-что вы можете освоить и дома, например, метод «скольжения» (применим после возраста 4 лет). Предложите ребенку остановиться на слове, которое вызывает затруднение, и после паузы произнести его медленно и плавно. Впоследствии ребенок научится произносить предложение без паузы перед сложным словом.

            3. Упражнения на становление правильного речевого дыхания . Эти упражнения вы можете освоить и выполнять самостоятельно.
            4. Один из самых эффективных комплексов дыхательной гимнастики – упражнения по Стрельниковой. Весь комплекс состоит из 11 простых упражнений, выполнение которых займет у вас около 20 минут 2 раза в день. Дыхательная гимнастика полезна не только для правильного становления речи, но и для общего иммунитета.

              Логопед также порекомендует вам дыхательные упражнения на произнесение труднопроизносимых звуков и слогов.

              Главное, не заставляйте ребенка в одиночку выполнять гимнастику для дыхания и упражнения на устранения заикания. Нам, взрослым, тяжело бывает заставить себя делать зарядку по утрам. Что уж говорить о дошкольнике?

              Этот же совет «Быть и заниматься вместе с ребенком» применим ко всему подходу устранения заикания. Ведь ваша помощь и поддержка – самое главное средство для успешного лечения заикания.

              Плавных и задушевных разговоров вам и вашему ребенку! Удачи!

              Речь ребенка

              Проект о развитии речи детей от 0 до 7 лет, эффективные речевые игры, тематические недели, советы логопеда

              rechrebenka.ru

              Как помочь при недуге заикания

              Заикание – это проблема, которая встречается относительно не часто. По оценке, примерно 1,5% мирового населения страдает таким дефектом речи.

              Заикание впервые проявляется, как правило, в возрасте от трёх до семи лет. Однако, становится поводом для серьёзного беспокойства в случае, если не проходит к 10-летнему возрасту. По статистике, каждого четвёртого заикающегося ребёнка данная проблема не покидает и во взрослом возрасте.

              Упражнения на ослабление заикания

              Нижеприведённые упражнения результативны при заикании, вызванном физиологическими причинами. В общем случае, такие упражнения нацелены на правильную работу органов, задействованных при речи: язык, губы, челюсть, трахея и лёгкие.

              Упражнения желательно выполнять каждую ночь перед сном.

              1. Громко и чётко произнесите гласные А, Е, И, О, У, Ы, Э. Старайтесь произносить звуки как можно выразительнее, каждый раз искажая мышцы лица в соответствии с произносимой гласной.

              2. Глубокие дыхательные упражнения зарекомендовали себя при лечении речевых проблем, в том числе заикание, так как они помогают укрепить органы дыхания и расслабить нервное напряжение, которое накапливается в организме. Желательно научиться контролировать ритм произносимых слов путём работы над дыханием.

              – Сделайте глубокий вдох ртом и медленно выдыхайте, сразу после вдоха.

              – Сделайте глубокий вдох ртом, высуньте язык наружу при выдохе.

              – Сделайте глубокий вдох ртом, одновременно напрягая грудные мышцы. Медленно выдохните.

              3. Возьмите отрывок текста и прочтите вслух быстро, не акцентируя внимание на качестве чтения. Быстрое чтение помогает подсознательному распознаванию каждого слова. Главное скорость, а не качество прочитанного текста. Позвольте себе произнести слова неправильно и не останавливайтесь на каком-то слове и слоге. Если повторять упражнение в течение 2-3 месяцев, оно будет эффективно в ослаблении мышечного напряжения и исправлении препятствий в речи.

              Советы по питанию

              Несмотря на то, что в данный момент не известны конкретные продукты, способные излечить заикание, некоторые способны улучшить состояние речевых органов. К примеру, индийский крыжовник, миндаль, чёрный перец, корица и сушёные финики. Принимайте их внутрь с целью возможного ослабления симптомов заикания.

              vegetarian.ru