Как проявляется детский аутизм

Проявления аутизма у детей

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития.

Проблемы с рождения

Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку); также он может не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха (которых в действительности нет).

Характерные черты

Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.

Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

Стереотипии

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети нередко страдают сенсорной фобией — боятся бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.

Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.

Речевое развитие

Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, часто — отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.

Проблемы семьи аутичного ребенка

Беда семей с аутичными ребенком, прежде всего, в том, что осознание проблемы зачастую наступает внезапно. Трудности установления контакта, взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями, которые вызывают серьезный, умный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим.

Материнское восприятие

Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.

Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

Сложности отцовства

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

medportal.ru

Синдром раннего детского аутизма — что это?

В последние годы родители в средствах массовой информации и печатных изданиях часто встречают упоминание о таком «непонятном и пугающем заболевании» как синдром раннего детского аутизма. Попробуем вместе с вами разобраться, что же скрывается под этим названием.

В настоящее время все более сознается социальная значимость проблемы аутизма. Частота выявления проблем аутистического спектра по мнению современных авторов, составляет до 21-26 на 10 тысяч детей. Аутизм представляет собой спектр расстройств и включает в себя восемь нозологических форм: синдром Аспергера, синдром Ретта и т.д.

Ранний аутизм у детей: симптомы и причины

Расстройства аутистического спектра (к ним относится и синдром раннего детского аутизма) характеризуются выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо расстройства аутистического спектра проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.

В раннем возрасте синдром раннего аутизма у детей (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.

Дети, которым диагностируют аутизм, активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

Поведение детей с аутизмом однообразно. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки и т.п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.

Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается ко взрослому с просьбами, не зовёт маму. Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым. У части детей наблюдается полный мутизм (отсутствие речи).

Коррекция и лечение детского аутизма

Работа с детьми, страдающими РАС, очень длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее начинается обучение чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение артикуляционной моторики), наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи.

Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как для преодоления аутистического поведения требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психоневролог, коррекционный педагог, психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог).

www.logopedprofi.ru

Симптомы аутизма у малышей: как выглядят «другие» дети

Увы, в настоящее время Россию нельзя назвать страной, в которой существует развитая государственная программа по поддержке и реабилитации детей-аутистов. Это значит, что вся сложность диагностики и коррекции аутизма у малышей ложится в первую очередь на плечи родителей. А значит, первое, что родителям следует знать – по каким симптомам можно предположить, что их маленький ребенок болен одним из аутистических расстройств.

Несмотря на то, что диагноз «аутизм» официально существует, детей (как и взрослых людей) с таким диагнозом в цивилизованном мире не принято считать больными в традиционном смысле слова. Правильнее и этичнее считать аутистов — людьми с нарушениями восприятия и коммуникации с внешним миром. Причем, степень этого нарушения имеет с десяток градаций. И у каждой есть свои специфические симптомы.

Точных причин возникновения аутизма у детей до сих пор не знает никто. Хотя в случае с некоторыми конкретными расстройствами аутистического спектра имеет место доказанная наукой генетическая связь.

Что же представляет из себя аутизм как таковой? Все довольно просто: практически круглосуточно человеческий мозг (в том числе и детский) получает и обрабатывает информацию. Мы воспринимаем окружающий мир посредством обработки данных, получаемых нашим мозгом от анализаторов — зрительных, слуховых, осязательных и т.п. А затем, обработав эти данные, мы реагируем на них. Таким образом осуществляется наше восприятие окружающего мира, а также наша коммуникация с ним (реакция на всевозможные раздражители, а также общение с другими людьми).

У аутистов в той или иной степени восприятие окружающего мира нарушено (одни информационные сигналы, которые мы обычно игнорируем, аутисты воспринимают чрезмерно интенсивно; и наоборот – другие, важные для нас посылы извне, они могут вообще не воспринимать как таковые). Соответственно — они иначе, нежели «обычные» люди, реагируют на проявления окружающего мира, а также иначе общаются в рамках социума.

К сожалению, аутизм относится к числу тех заболеваний, которые прогрессирует с каждым годом, о чем красноречиво говорит мировая статистика. Увы, статистических данных отдельно по России не существует, но по оценками практикующих врачей, она мало отличается от общемировой.

10 лет назад на 1 000 здоровых детей приходился 1 малыш с диагнозом аутизм. Три года назад – статистика выросла до 1 на 150. В наше время один ребенок-аутист приходится на 50 здоровых мальчиков и на 80 здоровых девочек (то есть среди малышей-парней аутизм встречается чаще, чем у маленьких барышень). Тревожная динамика, не так ли?

Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.

Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.

Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы:

  • Социальные симптомы;
  • Проблемы коммуникации;
  • Монотонность (стереотипность) поведения.

Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;

Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);

Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;

Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;

Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);

Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;

В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);

Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);

Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;

Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);

Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;

Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);

Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;

Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);

Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;

Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;

Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);

Первые симптомы аутизма родители могут обнаружить у детей уже с возраста примерно 1,5-2 лет. Однако опытные и квалифицированные специалисты способны заметить начальные признаки аутизма уже с 3 месяцев. Для разного возраста существуют специальные диагностические тесты, которые помогают медикам более точно определить потенциальную вероятность развития аутизма у ребенка.

Увы, но на сегодняшний день никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм как таковой не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор.

Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств – постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае – по своей особой программе.

Чем раньше начать коррекционную работу с малышом-аутистом – тем с большей вероятностью конкретно этот ребенок в будущем сможет адаптироваться во «взрослом» мире.

Повторимся, что коррекционная работа напрямую и очень тесно зависит от специфики диагноза. Ведь за словом аутизм скрыто множество разновидностей отклонения поведения. Диапазон «отклонений» от нормы (говоря научным языком – диапазон расстройств аутистического спектра) – огромный: один аутист может быть умственно-отсталым инвалидом, не способным обслуживать себя, тогда как другой — может быть полноценным членом общества, но немного «странным» по оценке других людей: замкнутым, необщительным и т.п. В основном успешный результат коррекции аутизма зависит от точной и ранней диагностики, а также от глубины и качества коррекционной работы.

Это значит, что никакого универсального метода лечения (а именно – коррекции поведенческих реакций) аутизма у детей не существует в принципе. Каждая методика – практически индивидуальна и представляет собой своего рода паззл, состоящий из точно подобранных упражнений и методик, соответствующих проблематике данного конкретного малыша.

Родителям ребятишек с тем или иным расстройством аутистического спектра необходимы в равной степени – и адекватная квалифицированная медицинская помощь, и недюжинная душевная стойкость. А именно: терпение, настойчивость (скорее даже – родительское упрямство) и твердая решимость. Решимость вместе со своей крохой по крупице, по мелочи, по узнать окружающий мир и «подружиться» с ним. Мир, в котором этому ребенку так или иначе предстоит жить.

m.woman.ru

Причины развития, степени и методы лечения аутизма у детей

Аутизм является расстройством, которое обусловлено нарушением развития головного мозга. Ранний детский аутизм — это нарушение развития эмоциональной и личностной сферы детей и подростков. У больного наблюдаются признаки нарушения социального взаимодействия и общения, у него ограничены интересы и происходят повторяющиеся движения.

Чаще всего аутизм у детей проявляется в возрасте до 3 лет. По статистике распространенность этого заболевания: 1-6 детей на тысячу.

Существует несколько теорий возникновения раннего аутизма у детей, но ни одна из них не получила научного подтверждения. В последнее время ученые говорят о совокупности причин при возникновении раннего детского аутизма.

  • Генетическая предрасположенность. Ранний детский аутизм передается по наследству, существуют семьи с двумя детьми, больными аутизмом. Чаще всего дети с аутизмом рождаются у женщин после 35 лет, и внутриутробно находятся в ягодичном предлежании;
  • Перинатальные факторы. Воздействие на беременную женщину вредных факторов внешней среды: плохая экология, профессиональные вредности, бытовая химия, лекарственные препараты, соли тяжелых металлов;
  • Нарушение гормонального фона организма. У детей с аутизмом находят повышенное содержание тестостерона в крови и слабую Х — хромосому;
  • Вакцинация. Индивидуальная чувствительность некоторых детей к вакцинам может спровоцировать развитие этого расстройства;
  • Вирусная теория. Женщина, которая во время беременности переболела корью или краснухой имеет высокий риск родить ребенка с аутизмом;
  • Особенности развития головного мозга. У детей с ранним детским аутизмом хорошо развито правое полушарие, а левое полушарие и миндаливидное тело недоразвито;
  • Недостаточное количество белка. Белок Cdk5 является ферментом в головном мозге человека и участвует в синаптической передачи информации между нейронами;
  • Нарушение в 11 паре хромосом. Ген неурексин-1 называют «геном аутизма», он участвует в синтезе нейромедиатора головного мозга — глутамата.
  • Клиника синдрома

    Ребенок не может установить контакт с внешним миром. Аутист не понимает настроения других людей, не выражает собственные эмоции и переживания. Он не смотрит в глаза своим родителям и окружающим людям, при взаимодействии с другими людьми не жестикулирует, не меняет мимику лица и интонации голоса. Аутисты привязываются к своим родителям или попечителям, с посторонними людьми не стремятся контактировать.

    Наблюдается так же стереотипность поведения. Аутист постоянно совершает однообразные действия: размахивает руками, прыгает, машет головой или наклонят туловище вправо и влево. Любой предмет (игрушка или книжка) может стать объектом внимания и постоянного манипулирования: трясет, стучит, машет, вертит и крутит. Если в руки такому ребенку попадает книга, он начинает быстро перелистывать страницы, ритмично стучать ею об стол.

    Ребенка с этим заболеванием интересует одна и та же тема в разговоре, в рисунках или в игре. Аутист любит однообразие, ему не нравится, если кто-то посторонний вмешивается в его жизнь и пытается что-то изменить, он активно этому сопротивляется.

    В большинстве случаев наблюдается задержка и нарушение речевого развития. У аутиста может быть хороший словарный запас, он может формулировать свои мысли, но в речи использует штампованные фразы и выражения. Аутист сторонится разговоров, не откликается, когда к нему обращаются, не задает сам вопросов. Детям с ранним детским аутизмом свойственные многократные повторения одних и тех же слов. Аутисты всегда путают личные местоимения, себя называют на «ты», «он», «она».

    odepressii.ru

    Как проявляется детский аутизм

    Детский аутизм – это расстройство, возникающее по причине нарушений в развитии головного мозга, отмечающееся выраженным дефицитом социального взаимодействия, общения и повторяющимися, ограниченными интересами и действиями. К детскому аутизму относят инфантильный аутизм, аутистическое расстройство, инфантильный психоз, синдром Каннера. Распространенность данного расстройства доходит до 5 случаев на 10 000 детей. Среди перворожденных мальчиков дети аутисты преобладают в 5 раз чаще, чем девочки, однако у девочек аутизм протекает в более тяжелой форме и встречается зачастую в семьях, где уже отмечались случаи с когнитивными нарушениями.

    Причины детского аутизма

    В настоящее время не ясны причины вызывающие данное расстройство. Выделяют ряд экспериментально и клинически подтвержденных гипотез развития аутизма:

    — слабость инстинктов и аффективной сферы;

    — блокада информации, связанная с расстройствами восприятия;

    — нарушение, связанное с переработкой слуховых впечатлений, которое ведет к блокаде контактов;

    — нарушение активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга;

    — нарушение в функционировании лобно-лимбического комплекса, которое провоцирует расстройство планирования и поведения;

    — нарушение в обмене серотонина и функционирования серотонинергических систем мозга;

    — нарушения в парном функционировании полушарий головного мозга.

    Вместе с тем существуют психоаналитические и психологические причины расстройства. Значимую роль имеют генетические факторы, поскольку в семьях, страдающих аутизмом, это заболевание отмечается чаще, чем среди всего населения в целом.

    Ранний детский аутизм связан с мозговым органическим расстройством, зачастую в анамнезе имеются данные об осложнениях при родах и в период внутриутробного развития. По некоторым данным отмечается связь детского аутизма с эпилепсией, а также с диффузными неврологическими аномалиями.

    Симптомы детского аутизма

    Симптоматика детского аутизма отмечается стереотипностью в поведении. Для малыша присуща поглощенность однообразными действиями: потряхивание, раскачивание, прыжки, взмахивание руками. Один предмет длительное время становится объектом манипуляций, малыш его трясет, вертит, постукивает, крутит. Характерны стереотипные движения с книгами: малыш ритмично и быстро перелистывает страницы. Одна и та же тема преобладает у ребенка во время рисования, в разговоре, в игровых сюжетах. Малыш избегает любых жизненных нововведений, придерживается установленных правил поведения, активно сопротивляется всем изменениям.

    Расстройства у ребенка-аутиста обнаруживают себя в задержке и нарушении речевого развития, а также коммуникативных функций. Часто отмечается мутизм, речь носит штампованный характер. Малыш избегает разговоров, не реагирует на вопросы, а наедине с собой увлеченно декламирует стихи, комментирует свои действия.

    Основные признаки аутизма:

    — расстройство обнаруживает себя до 2,5-3 лет;

    — зачастую это красивые малыши с сонным, задумчивым, отрешенным лицом;

    — дети не способны устанавливать эмоционально-теплые взаимоотношения с людьми;

    — малыши не отвечают на ласки улыбкой, они не любят, когда их обнимают и берут на руки;

    — практически остаются спокойными при разлуке с близкими, а также в незнакомой обстановке;

    — типичным выступает отсутствие контакта глазами;

    — речь зачастую развивается с задержкой или полностью отсутствует;

    — изредка речь развивается до 2-х летнего возраста, а потом частично исчезает;

    — постоянное присутствие однообразия, ритуальное или стереотипное поведение, желание все сохранить неизменно (дети любят носить одну и ту же одежду, есть одну и ту же пищу, ходить одной и той же дорогой, играть в повторяющиеся монотонные игры);

    — типичны также причудливая манерность и поведение (ребенок постоянно раскачивается или кружится, хлопает в ладоши или теребит свои пальцы;

    — отклонения в игре (игры зачастую стереотипны, не социальны, не функциональны, нетипичны преобладания манипулирования игрушками, отсутствуют символические черты и воображение, отмечаются пристрастия к играм неструктурированного материала — водой, песком);

    — дети отвечают на сенсорные стимулы (на боль, звуки) либо слишком слабо, либо чрезвычайно сильно;

    — малыши на обращенную к ним речь игнорируют избирательно, проявляя интерес к механическим звукам, неречевым;

    — болевой порог зачастую понижен, отмечается атипичная реакция на боль.

    При детском аутизме способны отмечаться и другие признаки: внезапные приступы ярости, страха, раздражения, не вызванные очевидными причинами. Иногда такие малыши растеряны, гиперактивны, а поведение отмечается самоповреждающими ударами головой, царапаньем, кусанием, вырыванием волос. Изредка присутствует энурез, нарушения сна, проблемы с питанием, энкопрез. В 25% случаев отмечаются судорожные припадки в пубертатном или препубертатном возрасте.

    Ранний детский аутизм

    Первичные признаки расстройства при раннем детском аутизме характеризуются слабостью энергетического потенциала и повышенной эмоциональной чувствительностью.

    Вторичные признаки расстройства включают избегание воздействия внешнего мира, стереотипию, ослабление на близких эмоциональной реакции, иногда игнорирование их, заторможенную или недостаточную реакцию на зрительные и слуховые стимулы.

    Ранний детский аутизм отмечается в следующих проявлениях:

    — стереотипность поведения (повторение необязательных движений и действий);

    — отсутствие желания идти на контакт, при этом игнорируя все попытки окружающих привлечь внимание малыша;

    — ощущение, что малыш плохо видит или слышит;

    — отсутствие желания у ребенка привлечь жестом, словом других людей к заинтересовавшему предмету;

    — малочисленное обращение малыша за помощью;

    — отсутствие длительно контакта малыша глаза в глаза;

    — игнорирование взрослого и отсутствие отклика на имя при сохранности слуха.

    Дети с ранним детским аутизмом испытывают трудности в момент эмоционального установления контакта с внешним миром. Для малыша является проблемой выражение своих эмоциональных состояний, а также понимание других взрослых. Трудности проявляются при установлении с ребенком зрительных контактов, а также во время взаимодействия с взрослыми с помощью мимики, жестов, интонаций.

    Даже с родными людьми малыш испытывает в налаживании эмоциональных связей сложности, однако в большей степени детский аутизм обнаруживает себя в общении с посторонними.

    Детям с ранним детским аутизмом присущи эхолалии, неправильное применение личных местоимений: малыш называет себя на «он», «ты», «она».

    Классификация раннего детского аутизма включает по степени тяжести 4 группы развития. Первая группа отмечается отрешенностью от происходящего вокруг, проявлением крайнего дискомфорта при взаимодействии с малышом, отсутствием социальной активности, родным трудно добиться от малыша ответной реакции: взгляда, улыбки. Дети этой группы не имеют с окружающим миром точек соприкосновения, они игнорируют мокрые пеленки, витальные потребности — голод. Детям тяжело переносить взгляд глаза в глаза, они избегают различных телесных контактов.

    Вторая группа отмечается активным отвержением окружающей среды, а также характеризуется тщательной избирательностью при контактах с внешним миром. Малыш общается с ограниченным кругом взрослых, зачастую это близкие люди; проявляет повышенную избирательность в одежде, еде. Любое нарушение и изменение привычного ритма жизни приводит к аффективной сильной реакции.

    Дети этой группы испытывают чувство страха, реагируют на страх очень агрессивно, принимая формы аутоагрессии. Наблюдаются двигательные и речевые стереотипии. Дети второй группы более адаптированы к жизни, чем дети первой группы.

    Третья группа отмечается охваченностью аутистическими интересами. Малыши этой группы от окружающего мира укрываются в личных интересах, их занятия отмечаются стереотипностью и не имеют познавательного характера. Все увлечения несут цикличный характер, малыш способен длительно разговаривать на одну тему, воспроизводить или рисовать один и тот же игровой сюжет. Интересы ребенка часто имеют устрашающий, мрачный, агрессивный характер.

    Для четвертой группы характерна чрезвычайная трудность при взаимодействии с окружающей средой. Ее считают наиболее легким вариантом проявления детского аутизма. Основная черта таких детей — это повышенная ранимость, уязвимость, чувствительность к чужой оценке, избегание отношений.

    Ранний детский аутизм и его причины возникновения связывают с одной из следующих теорий. В головном мозге каждого индивида, имеется отдел, который отвечает за удаление ненужной информации. Работа этого отдела отвечает за нашу память. Один человек быстро и надолго запоминает информацию, другой не очень, а третий запоминает на всю жизнь. Поскольку ресурс мозга не безграничен, поэтому мозг и стремиться избавиться от ненужной информации.

    У детей с аутизмом перестает работать отдел мозга, или работает не правильно, не стирая информацию, вследствие чего у малыша сохраняются все события происходящие с ним.

    Начиная с младенчества, когда ребенок еще не видит все многообразие окружающего мира, он постепенно ощущает все больше интересного и нового и это сохраняется у него в голове. А для того, чтобы мозг не разорвался, отдел, отвечающий за стирание памяти, блокирует восприятие новой информации. Начинает это происходить в полтора года жизни малыша. К этому времени мозг переполнен информацией и ее некуда девать.

    Дальше мозг не допускает прием информации, каналами которой выступают слух и зрение. В результате происходит расфокусирование взгляда, а также изменение восприятия на слух. Поэтому аутист-ребенок начинает пользоваться боковым (периферическим) зрением и не смотрит в глаза.

    Что происходит со слухом? Малыш прислушиваясь, не естественно разворачивает голову. Линии восприятия информации с помощью слуха и зрения не совпадают. Это приводит к тому, что ребенок не способен одномоментно от одного источника воспринимать информацию с помощью зрения и на слух, как это делают обычные люди.

    Органы осязания также подвергаются изменению, малыш становится менее чувствительный к боли. Однако вместе с тем у ребенка развивается гиперчувствительность: он не любит запахи, прикосновения, яркие вспышки, звуки, иногда постороннюю речь. У него уменьшается восприятие новой информации.

    Детский аутизм и форум родителей по этой проблеме зачастую переполнен посещениями взрослых из-за страха за крох.

    Синдром детского аутизма поддается коррекции со стороны психолога, а также при непосредственном участии родных.

    Форум родителей аутизм дает психологическую, разъяснительную и коррекционную помощь взрослым в общении со своими детьми. Родителям необходимо, прежде всего, понять из-за чего отмечается задержка интеллектуального развития у их чад. В сравнении с обычным ребенком у аутиста не отмечается интереса к новому, он спокоен, никуда не лезет, не любопытен, что затормаживает развитие мышления. Такой ребенок сторонится всего нового и желает жить по известным старым ему схемам.

    Аутист нормально развивается до полутора лет. Для этого возраста характерна предметная, схематичная память, отмечающаяся низким уровнем и позволяющая запомнить отдельные схемы и картины, при которой нет надобности применять мышление.

    Например, рассмотрим прием пищи ребенком. Аутенок заходит на кухню, садится за стол, который уже накрыт и начинает трапезу. Если вдруг мама забудет положить один из столовых приборов, то аутенок будет настойчиво требовать, чтобы она это сделала, несмотря на то, что он знает, где он хранится. Поскольку это всегда делала мама, то эта схема отложилась в голове у ребенка-аутенка и он не может от нее отойти, обычный же ребенок давно бы сам положил себе недостающий прибор.

    У детей-аутистов очень хорошо развита низко уровневая память, и им гораздо проще зазубрить текст, чем самостоятельно пересказать своими словами. Это происходит потому, что при пересказе следует задействовать мышление, а это вызывает у них сложность. Причем схематичная, предметная память у аутят очень хорошая и они все замечательно помнят, но не могут ассоциировать и сопоставлять.

    Зачастую родители недоумевают, почему малыш не запоминает буквы, хотя с первого раза запомнил, где лежат ложки или дорогу к новому магазину. Скорее всего, малыш хорошо запомнил те картинки с буквами, однако он не способен сопоставить картинку с названием буквы. Например, картинка с апельсином и сам апельсин, для ребенка это абсолютно разные предметы, он их не ассоциирует друг с другом, поскольку здесь следует включить мышление.

    Родителям важно понять, что ребенок аутист живет на автомате (подсознанием) и как только возникает новая ситуация, он испытывает дискомфорт, истерики, агрессию и другие проявления.

    Аутизм необходимо дифференцировать от синдрома Аспергера, детских психозов, детской шизофрении, расстройства слуха, расстройства развития речи, умственной отсталости. Изредка аутизм сопровождается бредом или галлюцинациями, судорожными припадками.

    Диагностика детского аутизма включает два этапа – диагностика с помощью шкалы и динамический контроль состояния детей.

    Как распознать детский аутизм? Оценочная шкала детского аутизма состоит из 15 позиций, которые описывают значимые области проявлений ребенка: способность к подражанию, стремление к контакту с окружающими, особенности эмоциональных реакций, пользование неигровыми и игровыми предметами, моторика, адаптация к переменам, слуховые реакции, зрительные реакции; вкусовая, обонятельная, тактильная реакции; наличие тревожности и страхов, невербальное взаимодействие, особенности речи, степень и продуктивность активности, особенности и уровень развития интеллектуальной деятельности, оценка общего впечатления клинициста. Во время тестирования обследуемый ребенок сравнивается с нормальными показателями и оценке подлежит поведение, выходящее за рамки нормы. Наряду с оцениванием ребенка на приеме у психиатра разрешается использовать сведения от родителей, результаты обследования психолога, наблюдения педагогов.

    Лечение детского аутизма

    Все более актуальной и острой стоит задача социальной адаптации малышей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Согласно мнению многих авторов, таких малышей можно отнести к детям с особыми образовательными потребностями, а их интеграция в систему образования сопряжена с наибольшими трудностями. Социальная реабилитация таких детей возможна при внедрении модели интегративного (инклюзивного) образования. Успешная интеграция аутистов происходит при осуществлении нескольких условий:

    — проявления аутистического спектра должны быть выявлены, как можно раньше;

    — такие дети нуждаются в проведении мониторинга психического состояния в период обучения, для оказания своевременной медицинской и психологической помощи;

    — педагогам инклюзивного образования следует обладать достаточным уровнем знаний о психопатологии, для того чтобы квалифицированно регулировать педагогическим подходом относительно таких детей.

    В Израиле в медицинском центре «Хадасса» врачи стали углубленно заниматься дородовой профилактикой аутизма еще на стадии внутриутробного развития малыша. Врачи работают над проблемой снижения риска появления малышей с данным отклонением у семей, имеющих уже такого ребенка. В настоящее время ученые не могут распознавать расстройство внутриутробно, поэтому пытаются применять известные медицине признаки.

    Зная, что мальчики подвержены расстройству вчетверо чаще, врачи клиники рекомендуют узнать пол будущего ребенка с помощью ЭКО и стремиться родить девочку.

    Врачи считают, что преждевременные роды и токсикоз во время беременности увеличивают вероятность развития аутизма. Поэтому будущим мамам настоятельно рекомендуют принимать препараты, которые будут снижать проявление данных факторов, а также делать анализы на выявление содержания определенных веществ в крови. Большинство ученых предполагают существование связи между гормоном любви-окситоцином и детским аутизмом. К одному из основных симптомов аутизма относят нарушение контакта малыша с другими людьми.

    Ученые установили, что у детей, страдающих аутизмом, уровень окситоцина в крови существенно ниже, чем у здоровых. Ссылаясь на эти результаты, некоторые врачи пытаются лечить расстройство с помощью этого вещества.

    Специалисты клиники «Хадасса» исследуют влияние окситоцина на этапе внутриутробного развития. И хотя результаты исследования еще не окончательные, врачи уже сейчас предлагают профилактические меры: не назначают матерям детей-аутистов медицинские препараты, которые будут подавлять выработку окситоцина.

    Лечение детского аутизма происходит в трех направлениях:

    — лечение нарушений поведения;

    Лечение детского аутизма нуждается в разносторонности, разноплановости, комплексности лечебно-реабилитационных мероприятий в единстве психологических и биологических методов. Психологическая и медико-педагогическая помощь продуктивна до 7 лет (на основных этапах формирования личности). Медикаментозное лечение эффективно в возрасте до 7 лет, после чего препараты оказывают симптоматическое действие. Наиболее рекомендован Амитриптилин, являющийся основным психотропным средством у малышей дошкольного возраста (до 50 мг/сут), курсом по 4-5 мес. Исследователи расстройства отводят эффективную терапевтическую роль витамину В6 (до 50 мг/сут), атипичным нейролептикам Рисполепт (Рисперидон) в дозе до 0,5-2 мг/сут в течение 2-х лет. После их приема редуцируются нарушения поведения, понижаются стереотипии, гиперактивность, замкнутость, суетливость, ускоряется обучение. Детям, страдающим расстройством аутистического спектра назначают Фенфлурамин, обладающий антисеротонинергическими свойствами.

    Заместительная терапия (Аминалон, Ноотропил, Пирацетам, Пантогам, Фенибут, Баклофен) применяется повторными развернутыми курсами в течение ряда лет.

    Перспективы медикаментозного лечения зависят от регулярности приема, сроков начала, индивидуальной обоснованности, а также от включенности в систему лечебно-реабилитационной работы.

    Правильно организованная коррекционная работа может позволить эффективное продвижение малыша по стадиям социального взаимодействия, а также осуществит быструю адаптацию к окружающей среде.

    psihomed.com