Как снимать стресс с маленьким ребенком

Ребенок и стресс

Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Вообще стресс сопровождает нормального человека всю жизнь. Первый исследователь этого явления канадский физиолог Ганс Селье говорил: «Единственный способ убежать от стресса — это умереть». Стресс может быть и полезным — тогда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным — когда он скорее парализует волю к решению проблемы.

Выделяют еще понятие «дистресс» — им обозначают избыточное, чрезмерное напряжение организма. А еще стресс может быть острым и хроническим.

Стрессу подвержены все люди — и дети в том числе. Некоторые стрессовые ситуации одинаково тяжелы для взрослого и ребенка: потеря близкого человека, резкая перемена условий жизни и т. п. Есть ситуации, которые могут травмировать одного человека, другого оставить равнодушным. Например, тройка, полученная на экзамене. Выступление перед большой аудиторией для одного человека — огромное напряжение, негативные эмоции, другой испытывает подъем, энергетически заряжается.

Как распознать избыточное психическое напряжение у ребенка?

Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит.

— Симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых. Это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения. Повышенная раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Может нарушиться сон, проявляются незамеченные раньше страхи.

— Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т. д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться.

— Иногда спокойный до этого ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением — может драться, отбирать у других детей игрушки. Или плачет чаще обычного и без видимых причин.

— Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая беспрерывно еду, сладкое и т. д. Детское воровство иногда тоже результат стресса — например, неблагополучия в семье.

Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

— Любые значительные, но естественные перемены в жизни. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд, смена школы, развод родителей, повторный брак родителей. Разумеется, разные дети одну и ту же ситуацию могут воспринимать по-разному. Некоторое девочки, например, остро переживают появление признаков созревания собственного организма — наступление менструаций. У других этот момент протекает более гладко.

— Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т. д. ). Важно помнить: маленького ребенка может травмировать и не слишком значительное с точки зрения взрослого событие — например, смерть любимой белой мышки.

— Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Но и радостные события в определенном возрасте могут послужить источником стресса. Для девочки-подростка, например, первое свидание или «выход в свет» — на дискотеку.

— Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение).

— Неблагополучная обстановка в семье (нелады между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита против стресса еще не выработалась.

Что могут сделать родители?

Не так уж и мало:

— постараться услышать, как ребенок сигналит о своем напряжении,

— стараться уберечь от непосильных нагрузок,

— не пытаться оградить ребенка от всех стрессовых ситуации. Задача родителей в другом — выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым. И понимающим, где он может найти поддержку;

— оказывать поддержку и помощь в кризисных ситуациях. Знать, к какому специалисту можно обратиться за помощью (во многих регионах существуют кризисные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи);

— научить доступным способам снятия избыточного стресса. Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и др. Их вы можете найти в популярной литературе — например, в книге Шейлы и Шелдона Левис «Ребенок и стресс» (СПб., 1996).

Как помочь ребенку пережить потерю.

Потери в жизни ребенка — это не только самые серьезные травмирующие события (как смерть близкого человека, например). Иногда взрослым трудно понять чувства малыша, когда он потерял любимую игрушку (с нашей точки зрения — сущую ерунду) или долго не может привыкнуть к новой школе.

Различные перемены и потери — это естественная, нормальная часть жизни. Как помочь ребенку понять это?

Возможно, стоит говорить с ним об этом и в ситуации реальной потери, и тогда, когда малыш находится в спокойном состоянии. Попросите его подумать, какие могут случиться потери в жизни человека. Выскажите свои соображения, попросите вспомнить ситуации из его жизни и жизни его друзей. Что это могут быть за потери? От выпавшего зуба, потерянной вещи, переезда на новую квартиру до чьей-то смерти. Возможно, развелись родители знакомого ребенка — это тоже потеря.

А сам ребенок? Он ведь постоянно меняется — сегодня ты уже не такой, каким был месяц или год назад. И в природе постоянно происходят какие-то изменения. Может быть, попробовать нарисовать их: например, деревья весной, летом, в листопад и зимой; гусеницу, которая становится сначала коконом, а потом бабочкой; себя — в детстве и сейчас. А каким ты будешь, когда станешь взрослым?

Посмотрите вместе с ребенком семейный альбом — здесь можно увидеть, как все меняется.

Можно обсудить с ребенком, на что похожи горе, радость, печаль, страх. Можно попросить его нарисовать различные чувства, спросить, как ведет себя при этом наше тело, изобразить их мимикой и движениями. Во время рисования попросите подумать: что тебе помогает, когда ты испытываешь печаль или гнев.

Обсудите эти способы и предложите свои (печаль — рисовать, писать стихи, записывать в дневник, найти кого-нибудь, с кем можно поделиться своей печалью, поплакать; гнев — заняться определенными видами спорта, ударять или пинать по мячу, по подушке, побегать, пореветь в подушку или в укромном месте, выразить гнев словесно.).

Подчеркните, что все чувства разрешены: если мы сердимся на кого-то, это не значит, что тот человек плохой, это означает, что в данный момент мы испытываем гнев.

Выявить страхи и тревоги ребенка можно с помощью рисования. Что может спросить взрослый, пока ребенок будет рисовать? «Что ты делаешь, когда боишься?», «Помогает ли это?», «Что можно еще сделать?». Даем понять, что испытывать страх смерти и потери нормально — взрослые его тоже испытывают.

О чем еще можно поговорить с ребенком? О реалистичных и нереалистичных страхах; о том, что страх не будет длиться вечно. Испытывая страхи, мы учимся больше ценить и жизнь близких людей; страхами можно делиться с другими и не стыдиться этих чувств и т.д.

Затем можно обсудить пути разрешения проблем, избавления от страхов. Пробуем вместе с ребенком поработать над проблемами. Сначала на бумаге составляем список проблем, вариантов выбора, опасностей. Кто может помочь, поддержать, к кому обратиться в той или иной ситуации и т.д.? Обсудить отношения людей в целом. Что такое семья? Каким образом родственники связаны между собой? Они не только делят вместе пространство и бюджет, но и заботятся друг о друге; они могут соревноваться и ссориться, но они же помогают и поддерживают друг друга.

Ребенок и смерть близкого человека.

Как помочь ребенку пережить потерю близкого человека? Нужно, конечно, понимать, какое поведение в такой момент является нормальным, а какие реакции могут потребовать вмешательства психотерапевта.

Нужно самим овладеть приемами эмоциональной поддержки. Но очень важным в данном случае оказывается и то, как вообще в семье относятся к смерти и говорят ли о ней с ребенком. Ему гораздо тяжелее пережить потерю, смириться с произошедшим, если в семье тема смерти под запретом. Не избегайте таких разговоров. Даже трех-четырехлетнему ребенку можно сказать правду, если он задает такие вопросы. Постепенно он поймет, что смерть — это естественная и неизбежная часть жизни. И будет лучше подготовлен к серьезным потерям.

Как сообщить ребенку о смерти близкого человека? Хочется уменьшить его страдания, и даже приходит мысль не говорить, увезти подальше от горестных хлопот, отложить разговор на потом. Это может быть правильно только в отношении очень маленького ребенка. Ребенку нужно пережить трудный момент жизни вместе с семьей. Иначе в дальнейшем может возникнуть непонимание и отчуждение.

Лучше, если сообщит о смерти близкого кто-то из родных ребенка или человек, которого он хорошо знает и которому доверяет. В этот момент очень важен физический контакт прикоснуться, обнять, взять за руки. Дать понять, что он по-прежнему будет окружен любовью, защищен.

Ребенок может прийти в ярость, испытывать агрессию против принесшего печальное известие. Не надо уговаривать его взять себя в руки и упрекать за несдержанность Не надо и уговаривать плакать, если он не хочет. В первые дни после случившегося допускается любое проявление чувств страха, боли, гнева, протеста. Если ребенку нужно побыть в одиночестве, предоставьте ему такую возможность.

В переживании ребенком горя несколько стадий. Вначале он испытывает шок. Затем может начать отрицать произошедшее, не верит, что близкого человека больше нет рядом, даже ищет его. Но потом, когда ребенок осознает, что вернуть умершего невозможно, вновь наступает отчаяние.

Переживания такие же острые, как в первый момент после случившегося. Ребенок опять начинает плакать, гневаться. Маленький ребенок может сердиться и на родителя, покинувшего его, и на людей, которых считает виноватыми в смерти, и на Бога. Он может ломать игрушки, устраивать истерики. Подросток может грубить, проявлять агрессию к домашним или становиться замкнутым, подавленным. Некоторые дети винят себя в произошедшем.

Как вести себя близким? Прежде всего, помочь ребенку назвать свои чувства и признать их. Это может быть страх, гнев, чувство вины, ощущение беспомощности, потери стабильности, неуверенности в будущем. Если нужно, подробнее обсудите с ребенком это чувство. Если оно обозначено, легче понять, как помочь ребенку, какую оказать поддержку.

Что предпринять, если выяснилось, что ребенок чувствует себя виноватым? Попросите его нарисовать или рассказать, что можно было сделать, обсудите рисунок, настоящую и принятую на себя вину и др. Спросите, чему он научился от этого близкого человека, что вспоминает из времени, проведенного с ним. Где и когда вместе с ним бывал? Может ли перенести свои воспоминания на бумагу?

Разумеется, нужно контролировать эмоциональное состояние ребенка.

Дети, пережившие потерю близкого человека, могут испытывать острое чувство вины. Просто за то, что они живы. Или из-за ссоры, которая произошла незадолго до этой смерти между ним и умершим, если она не закончилась примирением. Ребенок не может найти себе оправдания, и это тоже может привести к саморазрушению.

В течение какого-то времени, возможно, первого года после случившегося, бывают острые вспышки горя. Иногда это происходит даже во время праздников, дней рождения. Постепенно ребенок научится справляться со своими чувствами.

Маленькому ребенку помогите снять напряжение, давая ему ломать коробки, рвать пакеты и т. д. Детям постарше предложите физическую работу, требующую значительных усилий, длительную прогулку пешком.
Через какое-то время после печальных событий вы сможете говорить с ребенком об умершем человеке. Рассматривайте вместе семейные фотографии, вспоминайте о приятных событиях, связанных с ним.

Когда человек продолжает мысленно общаться с умершим — это совершенно нормально. Но иногда понятная реакция на смерть может перейти в патологическое горе, которое может длиться годами, а то и всю жизнь. В случае слишком острой или затянувшейся реакции следует обратиться за помощью к специалисту.

В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь (психотерапевта или психиатра)?

— если ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течение длительного времени;

— если вы наблюдаете у него полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

— отказ от еды, бессонница в течение длительного времени, галлюцинации;

— слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи.

Это нормальная реакция на ненормальные (экстремальные) обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, технологические катастрофы, войны, межнациональные конфликты, любое насилие, потеря близких людей и т.д.

Наиболее распространенные посттравматические реакции у детей: навязчивые воспоминания о событии, повторяющиеся кошмары, игры на тему случившегося (в похороны, в землетрясение и т.д.), страх, что событие повторится.

Ребенок теряет интерес к жизни, может отмечаться замедление развития и временная утрата навыков (опрятности, речи и т.д.). Дети начинают хуже учиться, становятся конфликтными, агрессивными. Возникает чувство изоляции, ожидание скорой смерти.

Важно знать, как вести себя с детьми, переживающими подобный стресс.

Дети, пострадавшие от стихийных бедствий, могут до бесконечности играть в игры, которые со стороны кажутся чудовищными: в землетрясение, в похороны и т. п. Именно в процессе таких игр дети излечиваются. Даже если они не играют сами, психологи очень часто специально рекомендуют такую психотерапию. К сожалению, родителей эти игры пугают, и они запрещают их, не понимая, что таким образом выдают свои собственные страхи.

Большинство детей, пострадавших от технологических катастроф, живет в ожидании «конца света» и собственной смерти. В этом случае теряют смысл педагогические воздействия, рассчитанные на долгий срок. Зачем хорошо учиться, думать о будущей профессии, менять что-то в себе, если скоро умирать?

Дети, пострадавшие в национальных конфликтах, видели насилие, убийства, разрушения, становились жертвами насилия или даже участвовали в нем. Для них мир делится на своих и чужих. Чужих надо ненавидеть и бояться. Вырастая, эти дети несут в себе идеи национального превосходства и мщения.

Не менее тяжело детям, пострадавшим от случайного насильника. Это может быть физическое, сексуальное и психологическое насилие. Такой ребенок испытывает сильнейший стыд, отвращение к себе, чувство оскверненности. Он находится в жутком одиночестве, изоляции от других, благополучных детей, не способных его понять, он наедине со своими переживаниями.

Огромная проблема — отношение окружающих к травмированным бедой детям. Не надо думать, что жертвы насилия и несправедливости вызывают у окружающих только жалость и желание помочь.

Распространенная реакция: «Сам (сама) виновата!» К тому же от них шарахаются в суеверном страхе, боясь заразиться несчастьем, бедой. Не случайно некоторые родители стараются скрыть случившееся с ребенком, не сообщая даже в милицию и тем более в школу.

Ребенок остается наедине со своими переживаниями. Он настолько низко себя ценит, что возможны и попытки самоубийства, и наркомания, и алкоголизм, и криминальное поведение.

Важно помочь такому ребенку вовремя преодолеть травматический опыт. Нельзя допустить, чтобы он закрепился в стойких личностных изменениях. Обязательно нужно показать ребенка психологу или психотерапевту. И, скорее всего, работа эта будет очень продолжительной.

adalin.mospsy.ru

7 способов быстро снять стресс

Вы ужасно устали, но малыш бодрствует, и поэтому вам приходится все время быть начеку.

Упражнение «Ноги вверх»! Положите ребенка в кроватку, а сами лягте на спину, поближе к стене, ноги поднимите вверх, так, чтобы пяточки касались стенки. Руки положите вдоль туловища, ладошками вверх. Медленно и глубоко дышите, оставайтесь в таком положении от 1 до 3 минут.

Польза Эффект от упражнения будет таким же, как будто вы немного вздремнули. У вас улучшится кровообращение, снимется напряжение с нижней части спины и повысится общий тонус.

Вы утомлены и уже отчаялись убаюкать капризного ребенка. Сейчас вам как никогда необходимы душевное спокойствие и выдержка.

Упражнение «Медитация». Сядьте «по-турецки» и попробуйте сконцентрироваться на своем дыхании. Делайте медленные вдохи и выдохи, наблюдайте за тем, как воздух циркулирует по всему телу. С каждым новым вдохом повторяйте про себя одну и ту же успокаивающую фразу вроде «я расслаблена, мне хорошо и легко» – и так в течение минуты или до тех пор, пока не почувствуете облегчение.

Польза: Медитация помогает восстановить поток энергии, она начинает течь свободно, и вы ощущаете прилив сил и улучшение самочувствия. Повторение мантры позволяет также дисциплинировать свои мысли и сосредоточиться на чем-то хорошем. Выполняя это упражнение добросовестно, вы сможете расслабиться, и ребенок, почувствовав это, также начнет успокаиваться.

Сумка с необходимыми детскими вещами собрана, ребенок одет, и вы уже готовы идти гулять, как вдруг обнаруживаете, что малыш наделал в штанишки…

Упражнение «Полное дыхание». Встаньте прямо, расслабленные руки вытяните вдоль туловища, закройте глаза. Втягивайте воздух через ноздри, постепенно наполняя легкие воздухом. В заключение втяните внутрь нижнюю часть живота, что даст опору легким и позволит наполнить воздухом самую верхнюю часть. Задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдыхайте, следя, чтобы грудь оставалась по-прежнему расправленной, и понемногу отпуская живот, по мере того как воздух выходит из легких. Когда воздух покинет легкие, отпустите напряжение груди и живота.

Польза: Полное дыхание повышает защитные силы организма, способствует активному поступлению кислорода в легкие. Вы сразу же почувствуете, как вас наполняет живительная энергия. Клетки и ткани организма очистятся от токсинов, улучшится общее состояние, тревоги отступят.

Вы уже все перепробовали, но истерику у ребенка остановить так и не смогли и теперь уже сами готовы разрыдаться. Нужно немедленно восстановить гармонию в теле!

Упражнение «Точечный массаж». Положите ненадолго кроху в кроватку. Сядьте на диван, большим и указательным пальцем нащупайте углубление в центре грудной клетки. Медленно и ритмично надавливайте пальцами на эту точку в течение минуты, чтобы слои ткани и внутренние органы могли нормально реагировать на массаж. Лучше, если вы будете делать упражнение лежа, слегка приподняв туловище выше пояса с помощью подушки.

Польза: Помогает снять тревогу, стимулирует восстановление правильного, глубокого дыхания, которое оказывает общее успокаивающее действие на весь организм. Кроме того, сосредоточение на точечном массаже помогает расслабиться и отвлечься.

Жизнь молодой мамы непроста: ежедневная стирка, уборка, готовка. Неудивительно, что при таком напряжении тело буквально взывает о помощи. Вам просто необходимо научиться освобождаться от избыточного мышечного напряжения.

Упражнение «Потягушки до макушки» (растягивание). Встаньте прямо, ноги расставьте на ширине плеч, руки сложите над головой в виде пирамидки, так чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. Теперь начинайте медленно тянуть позвоночник вверх, при этом упираясь ногами в пол. Вы должны прочувствовать, как напрягаются все ваши мышцы. При вытягивании нижней части позвоночника помогайте себе, напрягая мышцы брюшного пресса. Подбирая живот, вы тем самым компенсируете нагрузку на поясничный отдел позвоночника. Поднимите грудную клетку, почувствуйте, как при этом растягиваются мышцы спины в сторону позвоночника, как грудная клетка «раскрывается». Постарайтесь вытянуть шею вверх, не поднимая и не опуская подбородка: движение должно быть таким, словно вас тянут вверх за макушку. Все тело станет упругим и легким, а дыхание – свободным и ровным. Затем опустите медленно руки, сделайте 3–5 глубоких вдохов. И снова повторите.

Польза: Это упражнение помогает устранить мышечный спазм шейного отдела позвоночника и плечевого пояса, улучшить кровообращение, снять психоэмоциональное напряжение.

Вам не терпится выйти на улицу и подышать свежим воздухом, а заодно и размять затекшие и уставшие ноги. Но малыш вдруг уснул, и будить его сейчас было бы непростительной ошибкой…

Упражнение «Прыжки на батуте». Встаньте прямо, ноги немного согните в коленях, а руки расслабьте. Начинайте слегка подпрыгивать на носках, позволяя при этом рукам свободно двигаться. Затем немного отдохните и снова повторите упражнение.

Польза: Легкие подпрыгивания вверх-вниз освобождают физическое напряжение мышц и помогают «выпустить пар» и даже немного посмеяться, а, как известно, смех не только улучшает настроение, но и продлевает жизнь!

Вы очень устали за день, кроха начинает капризничать, и единственным вашим желанием остается спрятаться где-нибудь, подальше ото всех и всего. А ведь нужно еще приготовить ужин…

Упражнение «Мягкие объятия». Возьмите несколько тонких мягких подушек и положите их в стопку на ковре. Сядьте на пятки лицом к подушкам, ноги расставьте шире, обхватите коленками стопку. Теперь лягте всем туловищем на подушки. Руки положите вдоль, ладошками вверх. Голову поверните на правый бок и полежите так 30 секунд. Затем поменяйте поворот головы и лежите в таком положении еще полминуты.

Польза: Это упражнение помогает снять напряжение с нижней части спины, бедер и шеи. Кроме того, мягкая поддержка подушек позволяет телу расслабиться и ощутить комфорт и заботу – такие же чувства обычно испытывает ваш малыш благодаря вашей ежедневной заботе о нем.

www.parents.ru

Способы успокоить и снять стресс у ребенка

Дети часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями, а традиционные методы, такие как глубокое дыхание, не всегда помогают с ним справиться. Когда ребенку необходимо быстро снять напряжение, попробуйте один из способов, предложенных ниже.

1. Переверните ребенка вниз головой. Много столетий назад йоги обнаружили, что положение тела, в котором голова находится ниже уровня сердца, успокаивающе действует на организм. Для расслабления ребенку нужно наклониться, дотягиваясь ладонями до пальцев ног, или постоять на голове. Перевернутое положение тела укрепляет вегетативную нервную систему, отвечающую за стрессовые реакции организма.

2. Попробуйте визуализацию. Исследования показывают, что визуализация снижает уровень стресса. Предложите ребенку закрыть глаза и представить себе тихое, спокойное место. Затем помогите ему представить эту картину в деталях. Спросите, как выглядит это место, какие там запахи, что ощущает ребенок, находясь там.

3. Предложите ребенку воду. Обезвоживание приводит к снижению умственной продуктивности. Дайте ребенку выпить стакан холодной воды и немного посидеть. Выпейте стакан воды сами, и вы заметите, как данная процедура успокаивает нервную систему.

4. Спойте что-нибудь. Все знают о том, что любимые песни поднимают настроение. Кроме этого громкое пение (даже если вы при этом немного фальшивите) способствует выработке «гормонов счастья» – эндорфинов.

5. Примите «позу собаки мордой вниз». Поза, известная в йоге как «Собака мордой вниз», как и перевернутое положение тела, восстанавливает вегетативную нервную систему. Также она растягивает мышцы рук, ног и туловища, что приводит к сжиганию уровня глюкозы, выработанной в результате реакций организма на стресс.

6. Рисуйте. Рисование не только помогает отвлечься от источника стресса, но и развивает стрессоустойчивость. Если вас пугает даже мысль о том, что ребенок будет рисовать красками, позвольте ребенку порисовать, например, кремом для бритья на шторке в душе. Шторку будет легко вымыть, а ребенок не измажет всё вокруг.

7. Попрыгайте через скакалку. Установите таймер на две минуты, включите музыку и позвольте ребенку прыгать через скакалку в ритме музыки. Если ребенку трудно прыгать через скакалку, он может просто подпрыгивать на месте.

8. Попрыгайте в высоту. Устройте с ребенком соревнование, кто прыгнет выше, дальше или быстрее. Это еще один простой, но действенный способ выпустить пар с помощью физической активности.

9. Пускайте мыльные пузыри. Дуть на вертушку или пускать мыльные пузыри – такие занятия помогут ребенку контролировать дыхание а, заодно, нормализовать состояние психики. Кроме того, ребенку наверняка понравится бегать за лопающимися пузырями.

10. Примите горячую ванну. После трудного рабочего дня нет ничего приятнее, чем полежать в горячей ванне в полной тишине и с приглушенным светом. Ребенку данная процедура также поможет успокоиться, расслабиться и отвлечься от всех занятий. Позвольте ему взять с собой в ванную любимую игрушку и отдохнуть столько, сколько ему потребуется.

11. Примите холодный душ. Хотя этот способ полностью противоположен предыдущему, он также укрепляет организм. Холодный или даже прохладный душ помогает снять мышечное напряжение, улучшает приток крови к сердцу, заметно повышает настроение. Исследование, в котором приняли участие люди, практикующие закаливание, показало, что регулярное купание в холодной воде снижает напряжение, усталость, депрессию и негативные эмоции. Для совсем маленьких детей купание в холодной воде нежелательно. Лучше постепенно снижать температуру воды или попробовать контрастный душ.

12. Пейте теплые напитки. Теплые напитки в прохладный день дают телу ощущение тепла. Это похоже на объятия изнутри. Чашка горячего шоколада или теплого молока помогут малышу быстро прийти в состояние гармонии.

13. Задувайте свечи. Зажгите свечу и предложите задуть её ребенку. Затем зажгите её снова, но при этом немного отодвиньте от ребенка. С каждым разом ребенку нужно будет дышать глубже и глубже, чтобы задуть свечу. Так в игровой форме вы можете научить ребенка глубокому дыханию.

14. Наблюдайте за аквариумными рыбками. Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему в больницах часто ставят аквариумы? Согласно исследованиям, наблюдение за аквариумными рыбками снижает артериальное давление и частоту пульса. Более того, чем больше аквариум, тем эффективнее его действие. Когда вам потребуется успокоить ребенка, сводите его к местному пруду или аквариуму для небольшого сеанса «рыбной терапии».

15. Посчитайте от 100 до 1. Счет в обратном порядке не только позволяет ребенку отвлечься от того, что его беспокоит. Он также развивает концентрацию внимания и полезен дошкольникам в качестве подготовки к школе.

16. Повторяйте мантры. Придумайте мантру, которую ребенок сможет использовать для успокоения. Хорошо подойдут фразы: «Я спокоен» или «Я уверен в себе».

17. Дышите животом. Большинство из нас дышит неправильно, особенно в стрессовых ситуациях. Предложите ребенку представить, что его живот – воздушный шарик. Ребенок должен дышать глубоко, чтобы наполнить шарик воздухом. Повторите это простое упражнение пять раз, и вы увидите, что ребенок станет намного спокойнее.

18. Сделайте пробежку. Бег снижает стресс эффективнее, чем визит к психологу. Десятиминутная легкая пробежка не только повысит настроение ребенку, но и позволит справляться со стрессом на протяжении нескольких часов.

19. Сосчитайте до пяти. Когда ребенку кажется, что он не может контролировать эмоции, предложите ему закрыть глаза и сосчитать до пяти. Эта своеобразная пятисекундная медитация позволит мозгу «перезагрузиться» и посмотреть на ситуацию с другой стороны. Также это приучит ребенка хорошо подумать перед совершением какого-либо действия в стрессовой ситуации.

20. Выговоритесь. Дети, способные свободно говорить о своих чувствах и о том, что их беспокоит, рано учатся разбираться в происходящих ситуациях и собственном отношении к ним. Родителям не следует сразу же советовать ребенку, как решить проблему. Сначала выслушайте ребенка и задайте ему наводящие вопросы, помогающие прояснить ситуацию.

21. Напишите письмо самому себе. Мы никогда не будем так же критичны к своему другу, как к самим себе. То же самое происходит и у детей. Научите их быть добрее к себе, а в трудных ситуациях спрашивайте, что бы они сказали в такой ситуации своему лучшему другу.

22. Украсьте стену. Речь не идет о красках и декорациях, можно просто повесить на стену плакат или картинку из журнала. Это поможет ребенку проявить свои творческие способности. В таком деле важен сам творческий процесс, а не результат.

23. Изготовьте доску визуализации. Пусть ребенок вырежет из журналов фразы и картинки, иллюстрирующие его интересы и мечты. Наклейте их на специальную доску на стене. Такое занятие поможет ребенку не только разобраться в том, чего он хочет от жизни, но и позволит отвлекаться от источника стресса в трудные моменты, фокусируя свое внимание на том, что ему действительно интересно.

24. Обнимите ребенка или позвольте ему обнять вас. Объятия способствуют выработке окситоцина – гормона, обеспечивающего работу иммунной систем организма. 20-секундные объятия снижают давление, улучшают самочувствие и снижают стрессовые реакции организма. Объятия принесут пользу и вам, и вашему ребенку.

25. Гуляйте на природе. Согласно исследованиям, 50-минутные прогулки на природе улучшают мыслительные процессы и снижают уровень стресса. Если у вас нет столько свободного времени, то даже 15-минутная прогулка на свежем воздухе поможет ребенку справиться со стрессом.

26. Представьте себя через несколько лет. Это отличный способ мотивировать ребенка поставить цели на будущее и стремиться к ним. Пусть он запишет, каким хочет видеть себя через неделю, месяц, год или более продолжительный срок.

27. Подуйте на вертушку. Как и в случае со свечей, данное упражнение тренирует дыхание ребенка, однако здесь акцент делается на контролируемый выдох, а не на глубокий вдох. Ребенок должен заставить вертушку крутиться медленно, потом быстро, потом опять медленно. Так он научится регулировать своё дыхание.

28. Лепите из пластилина. Во время лепки участки мозга, отвечающие за стрессовые реакции, становятся неактивными, поскольку импульсы активизируют другие участки мозга. Можно купить пластилин в магазине или сделать его своими руками.

29. Поработайте с глиной. Подобный эффект наблюдается и при работе с глиной. Позвольте ребенку вылепить что-нибудь из глины или сделать чашку с помощью гончарного круга. Это также прекрасная возможность для ребенка научиться чему-то интересному и сформировать новый практический навык.

30. Пишите. У старших детей ведение дневника или просто описание своих чувств на бумаге благоприятно сказывается на настроении, особенно если они уверены, что эти записи никто не читает. Дайте ребенку тетрадь, и пусть он опишет свои чувства. Убедите ребенка в том, что его записи никто не будет читать, пока он сам об этом не попросит. Постоянное ведение дневника положительным образом сказывается на памяти, концентрации внимания и мышлении ребенка.

31. Благодарите. Кроме описания чувств предложите ребенку записывать, кому и за что он благодарен. Это помогает повысить успеваемость в школе и снизить уровень стресса. Для этого можно завести отдельную «тетрадь благодарностей».

32. Называйте свои эмоции. Неумение распознавать негативные эмоции часто становится причиной стресса у детей. Если ребенок злится, испытывает панику или страдает от перфекционизма, попросите его назвать это чувство, дать ему имя. После этого помогите ребенку справиться с негативом. Например, спросите у малыша: «Тебя опять беспокоит идеальность?». В такой игровой форме вы можете обсудить, как преодолеть перфекционизм, а ребенок не останется один на один со своим чувством.

33. Покатайтесь на качели. Катание на качели не только укрепляет мышцы ног и туловища, но также снижает уровень стресса (такой эффект имеют движения раскачивания). Покатайте ребенка на качели или он может покататься самостоятельно, чтобы успокоить эмоции.

34. Толкайте стену. Это хороший способ избавиться от гормонов стресса, не выходя из комнаты. Ребенок должен в течение 10-ти секунд толкать стену. Повторите упражнение три раза. Чередование мышечных усилий и расслабления приводит к выработке «гормонов счастья».

35. Мните тонкую бумагу. Мять бумагу – одно из любимых занятий маленьких детей. Их успокаивает не только шелест бумаги, но и её текстура. Сенсорные импульсы активизируют определенные участки мозга, снижающие уровень стресса.

36. Лопайте пузырьки на упаковке. Купите немного такого материала и порежьте на небольшие куски, чтобы успокаивать ребенка в моменты стресса.

37. Катайте теннисный мяч по спине. Такая процедура действует в качестве легкого успокаивающего массажа. Делайте её, когда ребенку необходимы успокаивающие прикосновения. Массируйте плечи, шею и нижнюю часть спины – эти участки наиболее напряжены в момент стресса.

38. Массажируйте ступни небольшим мячиком. Это помогает улучшить кровообращение и воздействует на определенные точки на ступнях, помогая снять стресс и убрать напряжение мышц ног. Ребенку может покатать мяч по всей поверхности ступни, наступая на него с разной силой.

39. Определите «спокойное место» в доме. Ребенок должен иметь определенное место в доме, где он сможет прийти в себя в моменты утраты контроля над эмоциями. В этом месте ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, чтобы иметь возможность для полноценного отдыха и восстановления душевного равновесия.

40. Слушайте музыку. Музыка улучшает настроение, способствует здоровому сну, снижает уровень стресса и беспокойства. Слушайте музыку различных стилей, установите оптимальный уровень громкости в доме, машине и спальне ребенка.

41. Устройте танцевальную вечеринку. Физическая нагрузка в сочетании с удовольствием от музыки принесет ребенку пользу. Ему понравится такая активность в сочетании с развлечением. Если ребенок в плохом настроении, сделайте музыку громче и устройте танцевальную вечеринку в комнате. Настроение ребенка мгновенно поднимется.

42. Покричите. Иногда плохое настроение ребенка связано с тем, что его переполняет слишком много эмоций. Пусть ребенок примет свободную позу и представит, как эмоции проходят сквозь его тело от пальцев ног до рта. Для их освобождения ребенку нужно громко закричать.

43. Поменяйте обстановку. Когда мы испытываем сильные негативные эмоции, иногда нужно просто выйти из дома. Смена обстановки поможет малышу быстро успокоиться. Если вы находитесь дома – выйдите на прогулку. На улице найдите спокойное место, где можно присесть. Смените обстановку и это поможет ребенку быстро восстановить самообладание.

44. Выйдите на прогулку. Мы часто ходим гулять для того, чтобы навести порядок в мыслях. На нас успокаивающе действует не только свежий воздух, но и естественные ритмы природы. Выйдите на прогулку вместе с ребенком, и, возможно, он поделится с вами причинами своего плохого настроения.

45. Запланируйте веселое занятие. Когда вы чем-то обеспокоены, кажется, что на вас давят стены и мир вот-вот рухнет. Некоторым детям необходимо помочь посмотреть в будущее, чтобы отвлечь от внутреннего диалога. Запланируйте какое-нибудь веселое занятие для всей семьи, позвольте ребенку поучаствовать в его обсуждении. Любая тема, связанная с будущим, будет ему полезна.

46. Испеките хлеб. Все бабушки в мире знают, что процесс выпекания хлеба помогает избавиться от стресса. В Интернете вы можете найти много простых рецептов приготовления хлеба. Ребенок может самостоятельно смешать ингредиенты и замесить тесто. Ему обязательно понравится результат вашей совместной работы.

47. Сплетите браслет. Работа руками вызывает состояние полной поглощенности занятием. Подобный эффект имеют такие занятия, как вязание, вышивка или любое другое дело, помогающие малышу забыть о внешних обстоятельствах.

48. Покатайтесь на велосипеде. Катание на велосипеде понемногу теряет популярность у детей. Но велосипедные прогулки не только благоприятны для суставов – они развивают равновесие и физическую выносливость. Можно организовать велосипедные прогулки всей семьей.

49. Раскрашивайте книги-раскраски. Раскраски – отличный способ занять и успокоить ребенка, развить у него мелку моторику и концентрацию внимания. Купите ребенку карандаши и фломастеры и раскрашивайте страницы книг-раскрасок вместе с ним.

Эти, казалось бы, простые способы, помогут не только улучшить психоэмоциональное состояние ребенка любого возраста, но и научить его лучше разбираться и справляться с негативными эмоциями. Эти навыки сослужат ему добрую службу на протяжении всей жизни.

childdevelop.ru