Как снять стресс ребенка

Как снять стресс у ребенка

Как распознать детский стресс?

Стрессовое состояние – это естественная реакция организма, сопровождаемая нервным эмоциональным напряжением с первых дней жизни ребенка. МирСоветов поможет разобраться в причинах его появления, первых сигналах и том, как справиться при наступлении такой ситуации.

Симптомы, сопровождающие стресс:

  • Раздражительность.
  • Мышечное напряжение.
  • Низкая активность ребенка.
  • Боли в спине, животе или мигрень.
  • Нарушение или чрезмерное повышение аппетита.
  • Изменение состояния функционирования мочевого пузыря и кишечника.
  • Нарушения сна.
  • Плаксивость.
  • Отстраненность.
  • Быстрая утомляемость.
  • Плохая концентрация внимания и запоминания.
  • Снижение или прибавка массы тела.
  • Определить наступление стрессового состояния у ребенка можно по резким переменам в его поведенческом факторе, поскольку он становится «неуправляемым» и «неузнаваемым». Верным признаком подавленности является частая и беспричинная смена одного нервного состояния к другому, а также различные расстройства психосоматического характера – резкая утомляемость, тошнота, общая слабость, рвота и т. д.

    Симптоматика может разниться в зависимости от возраста ребенка и условий его социального окружения. Проявления стресса также будут зависеть от этих факторов. К примеру, грудные детки и малыши в возрасте до 6-7 лет будут иметь совершенно разные причины для эмоциональной подавленности, поэтому очень важно, чтобы родители умели тонко чувствовать настроение своего ребенка и прислушиваться к его требованиям, вопросам и разговорам.

    Нередко детский стресс может быть продиктован тем, что он видит в таком же состоянии своих родителей и словно «заражается» от них. К тому же, такое состояние часто развивается от банальных страхов, которые взрослые привыкли игнорировать. В таком случае ребенок будет агрессивен, запуган, проявлять неконтролируемые вспышки гнева, слезливость и даже может появиться заикание.

    В раннем возрасте при стрессовом состоянии малыша наблюдаются признаки поведенческой регрессии, т.е. возвращения к ранним стадиям развития. Так, ребенок может снова попросить соску, сосать палец или станет мочиться в постель. Появление таких сигналов – верный признак эмоциональной подавленности.

    Симптомы стресса у подростков практически не отличаются от признаков взрослых людей, за исключением максимизации переживаний и утрирования ситуации. Глубокое беспокойство, навязчивые идеи, неадекватные действия и рассеяность – тревожные сигналы, на которые родителям нужно обращать внимание в первую очередь.

    Как можно добиться от ребенка контакта и откровенного признания в своем состоянии? Очень малый процент детей согласен рассказать о своих переживаниях, тем более, когда дело доходит до стресса. Часто малыши сами не понимают, что с ними происходит и не выражают своих переживаний словами.

    Поэтому родителям необходимо прислушиваться к разговорам своего ребенка с игрушками, а еще лучше выяснить интересующие вопросы в игре. Попросите его нарисовать окружающий мир, свою семью и друзей. Слушайте, когда ребенок жалуется на появление «барабашек» в шкафу или «волосатой руки» под кроватью. Помните: даже самая незначительная мелочь без объяснения взрослыми ее сути становится огромным страхом в красочной и обширной фантазии ребенка.

    Причины стресса у ребенка

  • Дети от 0 до 2 лет: длительная разлука с мамой, болезнь, изменения в ежедневном распорядке, стресс родителей. Грудные детки переживают подавленность через повышенную раздражительность, неожиданное нарушение картин сна, отказ от еды.
  • Малыши от 2 до 5 лет: разлука с родителями, а также смена обстановки, появление незнакомого окружения. В таком возрасте стресс может проявиться в изменении поведения, появлении избыточных страхов, поведенческой регрессии, заикании, нервных движениях, плохом настроении, гиперактивности и появлении слез, как реакции на все новое.
  • Дети от 5 до 7 лет: смена окружения, поступление в детский сад, плохое восприятие в социальном коллективе сверстников, ссоры родителей. В этом возрасте стресс можно заметить по появлению необъяснимых болей и расстройств, повышенной озабоченности здоровьем, отказам от посещения детсада или прогулок. А также ребенок слишком старается быть хорошим, появляются страхи, низкая самооценка, нарушения сна и питания.
  • Подростковые проблемы

    Стресс у подростков заслуживает отдельного рассмотрения. Эта категория детей более всех подвержена эмоциональным нагрузкам и переживает их слишком ярко. Итак, причинами для появления стрессового состояния у тинэйджера могут выступать:

  • Рождение в семье нового ребенка. Поскольку объектом внимания становится младший брат или сестра, ребенок чувствует себя ненужным или недолюбленным. Неокрепшая психика рисует страшные картины, а неконтролируемая ревность может приводить к неблагоприятным последствиям.
  • Переезд или смена окружения. Этот фактор сбивает темп жизни подростка и ему приходится вновь переживать адаптацию, становление своей репутации в коллективе и пр.
  • Развод или ссоры родителей. Это откладывает свой след на психическом здоровье ребенка, ломая его понятия и устои.
  • Негативная информация, изливающаяся потоком из интернет сети или телевидения.
  • Смерть близкого питомца или родственника.
  • Как помочь своему ребенку преодолеть стресс?

    Помощь взрослого человека и родителей в преодолении стресса у ребенка – первоочередная задача, которая может предотвратить многие негативные последствия и вернуть малыша к здоровой жизни. Здесь применяется 2 способа: устранить стресс и помочь выработать благоприятные стратегии борьбы с эмоциональной подавленностью.

    Действия для устранения стресса:

    1. Разузнайте о переживаниях и чувствах своего ребенка.
    2. Создайте атмосферу откровенности и доверия, заверьте его, что любой опыт – положительный.
    3. Цените своего ребенка при любых поступках и ситуациях.
    4. Демонстрируйте открыто свою заботу, любовь и тепло. Как можно чаще обнимайте ребенка.
    5. Разграничивайте поступки на те, что можно совершать, и те, которые не стоит, однако не будьте чрезмерно строгими.
    6. Подчеркивайте, что важнее сотрудничать, а не соревноваться.
    7. Найдите занятия, которыми ребенок сможет помогать семье.
    8. Учитывайте его желания, а не только свои потребности и возможности.
    9. Очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку развить положительные навыки борьбы с таким состоянием, поскольку это ему пригодится в любом возрасте. Вы можете оказать помощь такими способами:

    10. Дети последуют примеру родителей, а не их советам. Поэтому подавайте своим малышам благоразумные примеры подражания – сохраняйте спокойствие в сложной ситуации, контролируйте агрессию и гнев.
    11. Развивайте рациональное мышление. Заверьте ребенка, что он должен беспокоиться о последствиях своих поступков, разграничьте понятия фантазий и реальности. Часто дети думают, что родители разводятся потому, что он не выиграл медаль на соревнованиях. Убедите его в правильных причинах поступка.
    12. Контролируйте малыша, но в меру. Разрешайте ему принимать решения в рамках семьи.
    13. Будьте открыты и откровенны с ним. Обсуждайте, как прошел день у вас на работе и у ребенка в школе, поощряйте его открытость.
    14. Занимайтесь физической активностью. Поощряйте интересы ребенка и по возможности осваивайте вместе с ним его хобби.
    15. Правильное питание укрепляет нервную систему.
    16. Осваивайте техники релаксации и чаще проводите досуг вместе.
    17. mirsovetov.ru

      Детский стресс. Причины, симптомы и помощь

      Детский стресс— причины и симптомы

      Почему может возникать детский стресс? Это особого рода реакция ребенка на столкновение с чем-то новым, с чем он еще не умеет бороться, не умеет противостоять этому. Это могут быть нелады в семье (ребенок остро чувствует напряженность между родителями и другими членами семьи), развод родителей, катастрофы, травмы, насилие, появление нового ребёнка в семье, переезд, чрезмерные нагрузки в садике или в школе, расставание, даже недолгое, с родителями, смерть домашнего животного. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

      Стресс проявляются по-разному в каждом возрасте, по каким же признакам можно определить, что наша кроха находится в стрессовой ситуации?

      Симптомы детского стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

      • чрезмерная раздражительность;
      • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
      • ухудшение сна.
      • Симптомы детского стресса у малышей дошкольного возраста:

        • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
        • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
        • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни темноты, смерти и т.п.;
        • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
        • появление дефектов речи;
        • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
        • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.
        • Симптомы детского стресса у школьников младших классов:

          • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
          • ночные кошмары;
          • быстрая утомляемость;
          • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
          • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
          • ложь;
          • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
          • расстройства без видимой на то причины;
          • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
          • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
          • агрессивное отношение к окружающим;
          • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
          • заниженная самооценка;
          • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
          • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
          • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
          • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.
          • Детский стресс — помогаем преодолеть

            Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.

            Основная трудность состоит в том, что, коли уж даже мы, взрослые люди, порой не можем справиться со стрессом, нашему малышу преодолеть эту душевную напряженность еще сложнее, так как он впервые столкнулся с этим, у него нет представлений о путях выхода из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, мы должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже наш опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы.

            Также стоит обратить внимание на то, что, как и у нас, у детей психологическое состояние тесно связано с физическим, а потому, методы борьбы с детским стрессом должны включать не только игры, но и:

            • обязательные ежедневные прогулки;
            • хорошее питание;
            • соблюдение режима дня;
            • общение с родственниками и друзьями;
            • физические нагрузки;
            • обращение к психологу;
            • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.
            • Игры особенно могут помочь ребенку справиться со стрессовой ситуацией. Например, прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются. В игре можно проиграть тяжело перенесенную малышом ситуацию, породившую стресс, но так, чтобы конец у этой ситуации был оптимистическим. Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя виноватым. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.

              m.woman.ru

              Стресс у ребенка: как снять напряжение с помощью игр?

              Каким бы маленьким и беззаботным ни казался ребенок, в его жизни уже встречаются трудности и потери: сломалась любимая игрушка, переехали в новую квартиру, пошел в детский садик… Взрослый на многое не обращает внимания, легче адаптируется к переменам, но у малыша способы защиты еще не выработались. Мы расскажем вам, как помочь избавиться ребенку от напряжения в домашних условиях.

              Мария Коновалова
              психолог, Яхрома

              Стресс – это естественная физиологическая реакция на состояние повышенного напряжения, возникающая с первых дней жизни человека. Дети стресс ощущают не меньше взрослых. Он является реакцией на нечто новое. Нервную перегрузку могут вызвать и первые шаги, и приехавшая в гости бабушка, и ссора родителей. При адекватной реакции стресс для ребенка бывает полезен: он помогает мобилизовать свои силы, справиться с ситуацией, но чрезмерное напряжение выматывает.

              Полностью уберечь малыша от всех трудностей невозможно, поэтому задача родителей заключается в том, чтобы научить его правильно реагировать на неприятности или важные события.

              Стресс у ребенка: первые звоночки

              Мамы и папы должны научиться сами замечать сигналы нервного напряжения у ребенка. Основным проявлением состояния стресса у детей является изменение их поведения.

              Избыточное нервное напряжение у детей часто проявляется через регресс к характерным признакам младшего возраста: они начинают сосать пальцы, мочат штанишки, просятся на ручки и т. д. Дети постарше могут стать замкнутыми, слишком послушными. Признаком стресса у ребенка являются и появившиеся невротические явления (тики, запинки в речи, энурез, скрежет зубами, обкусывание ногтей, навязчивые движения и т. д.), плохой или чрезмерный аппетит, а также повышенная утомляемость.

              Отметив такие сигналы у своего ребенка, родителям первым делом стоит постараться снизить его нагрузки, какими бы полезными они ни казались. Задача взрослых – подобрать для малыша индивидуальный метод избавления от перенапряжения. Мы поговорим о психогимнастике и логоритмике.

              Стресс у ребенка: поможет психогимнастика

              Метод психогимнастики берет свое начало от психотерапевтической методики для взрослых, «психодрамы», и основан на исполнении участниками разных ролей в этюдах. С помощью движений, которые психогимнастика использует в качестве средств коммуникации, малыш способен лучше понять и выразить себя, осознать свои действия и эмоции. Психогимнастика учит ребенка не только выражать собственные чувства, но и общаться со сверстниками, лучше понимать других.

              Можно предложить малышу поиграть в следующие игры:

              Знакомство с эмоциями. Нередко состояние стресса сопровождается «застыванием» какой-либо эмоции в теле, например, все вроде бы и хорошо, а у ребенка на лице как будто грустная маска, но сам он ее не замечает. Поэтому ваша задача – помочь ребенку научиться выражать разные эмоции. Самым маленьким можно развивать мимическую активность массажем: потеребите за щечки, поднимите и опустите бровки, откройте ротик, растяните губы в улыбке, сопровождая свои действия приговорками: «А зеленая лягушка тянет губки прямо к ушкам». Для детей постарше можно приготовить карточки с изображением эмоций, и на каждую из них проводить серию этюдов. Например, для эмоции отвращения показать пантомиму «Соленый чай» (сморщенный нос, опущенные уголки рта), а для радости – сценку «Играющий щенок» (ребенок смеется, прыгает, кружится). Здесь важно включить свое воображение и вместе с ребенком участвовать в игре, обращая его внимание на мимические и двигательные выражения того или иного чувства. Эти занятия помогут малышу высвободить его внутренние переживания.

              Театрализация с моделированием поведения. Такие игры направлены на отреагирование тревожной ситуации, снятие эмоционального напряжения с проблемы, поиск и закрепление лучшего способа реагирования. Если малыш сложно переживает адаптацию к детскому саду, разыграйте с ним этюд «Петя идет в садик», где ребенок сможет брать на себя роль не только Пети, но и мамы, воспитателя. Не забывайте, что одна тема должна проигрываться несколько раз, не навязывайте ребенку «нужное» поведение, проявите терпение. Когда ситуация перестанет нести сильную эмоциональную нагрузку, вы заметите изменения в поведении ребенка.

              Психомышечная тренировка. Специальные упражнения на расслабление и напряжение мышц помогают сбросить психоэмоциональное напряжение, восстановить силы ребенка. Совсем крохам подойдут игры-забавы: «Зайчик прыгает» (серия прыжков – отдых), «Медвежонок с шишками» (поймать «шишку», крепко сжать в кулачках, расслабить кисти и руки). С детьми дошкольного возраста можно проводить упражнения, переходя от одной группы мышц к другой: руки, ноги, туловище, шея и лицо. Например, пусть ребенок представит и покажет, что он поднимает тяжелую штангу, а потом роняет ее на пол (руки падают вдоль тела, расслаблены). Для туловища подойдет упражнение «Холодно и жарко» (солнышко зашло – сжаться в комок, дрожать, вышло – греться, загорать).

              Стресс у ребенка: делаем логоритмику с мамой

              Логоритмика – это система игровых упражнений, основанная на взаимосвязи музыки, движения и речи. Упражнения эффективно борются с невротическими проявлениями стресса у детей (тики, речевые нарушения) и психоэмоциональными (возбудимых малышей она успокаивает, а медлительных – подстегивает).

              Все логоритмические упражнения строятся на подражании: вы показываете, а малыш повторяет. Они требуют многократного повторения и музыкального сопровождения. Однако эффекта от занятий не стоит ждать слишком быстро, логоритмика требует времени.

              Начинать занятия можно практически с пеленок, читая потешки и стишки и прихлопывая ритм в ладоши. Для начала помогите малышу поднять и опустить ручки, похлопать в ладоши в такт музыки. С ребенком старше двух лет можно выполнять упражнения на развитие чувства ритма и темпа, дыхания и голоса. Вам на помощь придут такие игры:

              «Дождик идет». Прослушав звуки дождя, малыш прохлопывает по коленям ритм и темп больших капель (медленно) и маленьких (быстро), произнося «кап-кап» в соответствии с хлопками.

              «Сильный ветер». После глубокого вдоха через нос ребенок тянет долгий и громкий звук «у-у-у». Выполнение танцевальных движений в соответствии с текстом стишка/песни поможет малышу расслабиться и снять мышечное напряжение.

              «Ветер и деревце». «Ветер все не утихает, сильно деревце качает» (руки и корпус малыша раскачиваются в стороны), «ветерок все тише-тише» (руки двигаются медленнее, спокойнее), «деревце все выше-выше» (ребенок встает на цыпочки, тянется вверх). Ритмичные, четкие упражнения для всего тела, музыкальные игры с речевым сопровождением (хороводы, стишки, песенки) гармонизируют состояние ребенка, повышают его уверенность в себе и стрессоустойчивость.

              Ребенок не всегда может объяснить то, что с ним происходит, но он, как и взрослый, переживает последствия стресса. Однако родители могут самостоятельно помочь малышу успокоиться и почувствовать себя лучше.

              www.2mm.ru

              Что такое детский стресс и как с ним бороться

              Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен. Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением. И в этом им призваны помочь мы, врослые. Что такое детский стресс и как с ним бороться, разбирает Passion.ru.

              Больше узнать о детской психологии нам сегодня помогает педагог-психолог Ирина Долгая.

              Что такое детский стресс?

              Детский стресс – это нарушение привычного уклада жизни для малыша. У ребенка сформировалась привычка жить определенным образом, он находится в комфорте. Нарушая или задевая этот комфорт, мы вызываем защитную реакцию организма в виде стресса, так как модели поведения у ребенка нет (приспособиться, изменить ситуацию и т.д.).

              Как понять, что ребенок испытывает стресс?

              Увлеченным своей жизнью и взрослыми проблемами родителям иногда тяжело бывает определить, что ребенок испытывает стресс. Кроме того, иногда имеют место некоторые стереотипы, которые скорее применимы к нам, взрослым.

              Например, если ребенок сидит и играет, то значит, у него все хорошо. Или увлеченный футболом хулиган вдруг стал приносить домой одни пятерки. Радуясь и нахваливая ребенка за то поведение, которое нравится им, родители могут и не подозревать, что на самом деле малыш может очень сильно переживать.

              Как точно определить, происходит ли с ребенком что-то тревожное, советует Ирина Долгая: «Во-первых, все мамы знают, как ребенок ведет себя, если у него все хорошо. Вдруг вы замечаете обратное поведение. Например, егоза, которого обычно невозможно уложить в постель целый час, сам лег, затаился и лежит не шелохнувшись. Или обычно спокойный и медлительный ребенок начинает суетиться и бесцельно метаться.

              Во-вторых, обращайте внимание на физиологические проявления: ухудшение аппетита, нарушения сна, энурез, покраснение или побледнение кожи, ребенок молчит или кричит, или плачет, испуганный взгляд, начал заикаться, невнятно бормотать и т.п.».

              В любом случае — сохраняйте спокойствие: возможно, изменение поведения было вызвано совсем другими причинами. Ребенок, например, просто повзрослел и начал хорошо учиться (или влюбился в отличницу и хочет ей понравиться) или, напротив, изменение поведения было вызвано тем, что стресс у ребенка прекратился, а вы и начала его не заметили. Словом, тревогу бить не нужно, но перестраховаться и поговорить с ребенком все же стоит.

              Обращайте внимание также на то, как именно проявляются симптомы, которые вас тревожат. Например, разлука с мамой или папой вполне может вызвать слезы у дошкольника, но если такое поведение наблюдается и позже, то есть повод задуматься.

              Смотрите на то, что ребенок рисует или как играет: нарисованные «войнушки» могут быть не только признаком того, что ребенок переиграл в компьютерные игры, но и знаком чего-то более серьезного. Например, признаком того, что ребенок сильно переживает, что родители постоянно ругаются.

              Причины детского стресса

              Причины детского стресса меняются вместе с ребенком. Так, дошкольник больше всего привязан к семье и связан с детским садом, школьник же больше связан со школой, поэтому причины детского стресса нужно искать там, где больше всего эмоциональной и физической привязанности ребенка.

              Обратите внимание на то, что мы расположили причины, предложенные нашим экспертом, по степени важности для ребенка. Если вы постоянно ругаетесь с мужем (даже если не в присутствии ребенка), не нужно думать, что малыш стал молчаливым и потухшим из-за боязни врачей или частого просмотра телевизора:

            • семейные — рождение второго ребенка, разлука с близкими, ссоры, развод родителей, тревожные родители, истеричный тип родителя (то ласка, то агрессия);
            • катастрофы, беды, несчастья — смерть члена семьи, резкое и сильное изменение условий жизни;
            • социальные — страх других людей, детей, конфликты с ними, ссоры, конкуренция с другими детьми;
            • страхи — внушенные родителями, возрастные, осознанные и неосознанные;
            • телевизор, компьютер — повышенная эмоциональная нагрузка;
            • медицинские — травмы, боли, боязнь врачей, уколов и т.д.;
            • другое (приучение малыша к горшку, смена обстановки в его комнате и т.д..

            Кроме того, стресс на одном уровне (например, развод родителей) сильно влияет на чувствительность ребенка в других «опасных» сферах. Например, делает его более агрессивным к другим людям, поэтому у него могут возникнуть проблемы в школе.

            Часто также бывает, что стресс проявляется в виде заболеваний, и чем больше этот стресс не разрешается, тем больше вероятность, что заболевание станет хроническим. Поэтому не пытайтесь вылечить ребенка без решения проблем в его или вашей жизни (ведь дети сильно переживают, если у родителей что-то не так, даже не понимая, что именно).

            Вреден ли детский стресс?

            Если у вашего малыша наблюдаются такие признаки, не спешите бежать к детскому психологу. Лучше разберитесь, в чем действительно причина детских переживаний и стоит ли начинать активные действия по помощи ребенку.

            Комментирует Ирина Долгая: «Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах он просто необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах все же вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты, которые впоследствии становятся чертами личности».

            То есть, вам необходимо определить, насколько сильно страдает ваш ребенок, и только после этого помогать ему. Не спешите решать все проблемы за него, этим вы можете ребенку даже навредить, в некоторых случаях обычного разговора может быть вполне достаточно.

            Если же причина стресса серьезная, и он не проходит в течение долгого времени несмотря ни на что, то самое время взяться за решение этой проблемы активнее, вплоть до обращения к специалисту.

            Ошибки родителей в реакции на стресс ребенка

            Иногда бывает, что родители идут по пути наименьшего сопротивления и реагируют на детский стресс так, как удобно им самим. Последствия этого могут быть самые разные – от вредных привычек до эмоциональной инвалидности и хронических болезней во взрослом возрасте.

            Чаще всего родители совершают 3 ошибки:

            1. Оставление ребенка один на один со стрессом

            Если ребенок постоянно испытывает стрессы, с которыми не в состоянии справиться, и родитель не пытается помочь ему, а оставляет один на один с переживаниями, повышается риск возникновения тревожности, страхов, раздражительности, в крайнем случае — депрессии, неврозов и других психических заболеваний.

            Отметим также, что оставляете вы ребенка один на один со стрессом не только в том случае, когда молча игнорируете то, что происходит, но и также когда недооцениваете переживания ребенка. Такое возможно, когда вы говорите, что все пустяки, ерунда, глупости.

            2. Отвлечение малыша

            Если родители отвлекают ребенка едой, телевизором и компьютерными играми, очень быстро возникает зависимость.

            3. Нечестность, обман по отношению к ребенку

            При стрессе внушаемость ребенка возрастает (логика подавлена), его легко обмануть. Если позже ребенок поймет, что вы с ним были нечестны, он потеряет к вам доверие. И вернуть его будет уже очень сложно.

            Что делать родителям, чтобы помочь ребенку?

            Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.

            1. Разделите переживания малыша

            Что такое детский стресс и как с ним бороться

            Ни в коем случае не говорите ему, что все, что он испытывает – глупости. Избавьтесь от таких фраз, как: «Да все это ерунда, забудь», «Нашел, о чем переживать…», «Тебя это вообще не касается, иди, поиграй…». Даже если ребенок вас послушался, это совершенно не означает, что ему стало легче. Лучше говорить так: «Я понимаю, что ты боишься…», «Я вижу, что ты грустишь, я тебя понимаю», «Тебе обидно, я знаю».

            2. Определите, почему малыш переживает

            Лучше всего, конечно, поговорив с ним. Но иногда, конечно, требуется помощь воспитателя, школьного учителя или вам самим следует подумать, что в вашей жизни могло задеть малыша. Если ребенок молчит, предложите ему варианты: «Ты переживаешь потому что…?», «Тебе обидно, что…?».

            3. Объясните малышу честно, что происходит

            Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

            Объяснить непонятное можно, например, так:

            • «Папа перестал играть с тобой по вечерам, потому что он заболел и ему тяжело, а не потому, что он тебя меньше любит»;
            • «В новую школу мы тебя перевели потому, что папа получил новую работу, а теперь мы сможем купить новую машину и будем вместе ездить в лес. И это нормально, что дети с тобой пока не разговаривают, так всегда происходит, ведь они пока опасаются, так как ты — новичок. Они привыкнут, и все пройдет, у меня тоже так было»;
            • «Собака лает, потому что она так разговаривает. Она тебя не знает, поэтому боится, что ты сделаешь ей больно, и старается тебя напугать. На самом деле, она не собирается тебя кусать».
            • На таком объяснении малышу будет проще построить новую систему поведения. Теперь, проходя мимо собаки, сначала он будет бояться, но объяснять себе, что бояться не нужно, ведь она не хочет его кусать. А потом он привыкнет, и новое объяснение заместит его страх, и стресс будет переборот.

              4. Помогите ребенку сформировать новое поведение

              Например, подойти в школе к детям и спросить, почему они с ним не играют (и от этого вы уже вместе будете отталкиваться), или вместе (!) несколько раз покормите собаку, предложите ребенку подойти к папе и почитать книжку, сидя у него на коленях.

              При стрессе также желательно минимизировать текущие переживания ребенка, так как на освоение нового поведения уйдет время, а переживания какое-то время все равно останутся.

              Вместе с ребенком (дошкольного возраста) хорошо проиграть стрессовую ситуацию с хорошим концом. Таким образом вы учите ребенка модели поведения в подобной ситуации. Очень хороший эффект снятия стресса достигается через различные творческие занятия. Создавая новый образ, ребенок чувствует себя творцом, это повышает уверенность в себе.

              Обратите внимание также на физические нагрузки. При них снимается напряжение и выделяется так называемый «гормон радости». А если еще учесть, что у ребенка мозговые структуры постоянно формируются и дозревают, и для этого нужно гораздо больше кислорода, чем взрослым, то без прогулок и спорта вообще не обойтись.

              Наш эксперт для избавления от негативных эмоций предлагает завести дома мешочек для крика, устроить битву подушками или пускать мыльные пузыри. А может, включить любимую музыку и танцевать всей семьей? Это будет полезно и взрослым, и малышам.

              www.passion.ru