Как справиться со стрессом в школе сочинение

КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ ВО ВРЕМЯ ЕГЭ

Уважаемый выпускник! Тебя уже беспокоит предстоящий единый государственный экзамен? Научись бороться со своим волнением, тревогой, страхами и ты намного лучше сдашь экзамены, потому что ЕГЭ построен на психологической основе. Если ты психологически не готов к трудностям, у тебя обязательно появятся бесконечные мандраж, страхи, и в итоге нагнетания ситуации стресс. Давай посмотрим с тобой, откуда берется стресс и как с ним бороться:

Прежде всего, давай поймем в сравнении все состояния психического напряжения.

Мандраж – легкое беспокойство, переживание. Мандраж бывает у каждого человека перед серьезными ситуациями и это нормально. Со временем он проходит. Если он не проходит и ситуация нагнетается, недалеко и до стресса:

Стресс— состояние сильного психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и особых обстоятельствах. Если ты не справляешься со своим состоянием, оно становится причиной депрессии:

Депрессия— психическое заболевание, как правило возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто развивается без какой-либо видимой причины

Депрессия очень коварна, ибо воздействует на мотивацию поступков, затрудняя тем самым подготовку к экзаменам.

Проверь себя:

Признаки стресса:

Физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).

Эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

Если большинство этих симптомов у тебя присутствует, сделай выводы сам…

Откуда берется экзаменационный стресс?

  • интенсивной умственной деятельностью,
  • нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из за длительного сидения за учебниками,
  • также нарушением режима сна и отдыха.
  • Главный фактор, провоцирующий развитие стресса — это отрицательные переживания.

    Стресс оказывает негативное влияние на психику человека:

    Это ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга.

    В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое – за эмоции, образы. Обмен информацией между ними осуществляется через узкий участок, так называемое мозолистое тело. В результате стресса – блокируется нормальное течение нервных процессов через это тело. У ребят с доминирующим правым полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью.

    Как ты можешь себе помочь?

    Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило, это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко. Выдох должен в два раза длиннее вдоха.

    Чтобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета — вдох, на пять-шесть— выдох.

    Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом дыхания. При этом слова «Я» и «И» следует произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» — на выдохе.

    Разминку можно делать, даже не выходя из-за стола. Для этого нужно сесть на стул, поставив ноги на пол. Спина прямая, руки вытянуты назад. Поднимите руки вверх и досчитайте до десяти. Расслабьтесь и повторите упражнение. Сидя в том же положении, руки вытяните перед собой на уровне плеч. Ладони направьте вверх и от себя. Теперь представьте, что вы толкаете стену, напрягая плечи. Задержитесь в этом положении и посчитайте до десяти. Расслабьтесь и повторите еще раз. Сядьте прямо и возьмитесь руками за сиденье стула. Потянитесь вверх, пока не почувствуете, что ваш позвоночник распрямился. Представьте, что вас за макушку подтягивают вверх. Посчитайте до десяти, расслабьтесь и повторите упражнение.

    Продолжайте сидеть прямо и медленно поворачивайте голову из стороны в сторону. Сначала посмотрите за левое плечо, потом за правое. Затем наклоните голову к левому плечу, потом к правому. Выполните это упражнение пять раз и расслабьтесь. Заканчивая разминку, расслабьте все тело. Для этого нагнитесь вперед, положите локти и предплечья на колени, ладони направьте вверх. Опустите голову, закройте глаза, ровно и глубоко дышите в течение минуты. Почувствуйте, как уходит напряжение из шеи, плеч, спины и ног. Есть несколько упражнений, цель которых – избавить вас от подобных неожиданностей.

    1. Это упражнение знакомо всем с детства: руки вытягиваются вперед, ноги поочередно поднимаются и касаются ладони противоположной руки.

    2. Подойдут и «цыганские шаги»:

    нога сгибается в колене, идет назад. Противоположная рука бьет по пятке

    Перекрестные движения помогают восстановить гармоничную работу обоих полушарий. Как известно, правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой. Делая движения, в которых задействованы обе половины тела, мы невольно заставляем «включаться» в работу оба полушария Специально разработаны перекрестные упражнения, которые нетрудно выполнять сидя за партой. Например: правую руку кладем на левое колено, поднимаем левую пятку, опускаем и снова поднимаем. И так несколько раз. Затем меняем руку и ногу.

    Скажите «Стоп», если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите ему “Стоп!” Это слово должно быть произнесено как команда, желательно вслух и должно отрезвить вас, остановив сползание в бездну волнений. Паника никуда, кроме тупика не заведет — напомните об этом!

    Помимо дыхательных упражнений и формул самовнушений перед экзаменом можно использовать и другие приемы, например, необходимо оттаскать себя за волосы, расположенные на затылке. Или, по крайней мере, помассировать эту область головы. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.

    Смехом тоже можно «ударить» по стрессу. Малазийские ученые установили что смех не только продлевает жизнь, но и снимает стресс; улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон. На протяжении девяти дней 30 учащихся проходили курс смехотерапии перед экзаменами. Эти занятия включали в себя обучение особым дыхательным приемам, имитирующим смех человека. По словам учащихся, физически они ощущали себя гораздо лучше, чем обычно.

    Научитесь зевать! Кислородное голодание — одно из самых негативных последствий стресса. Оно вызывает быстрое утомление, головную боль, снижает работоспособность. Не секрет, что занятия должны проходить в хорошо проветриваемых помещениях. Но так бывает не всегда. Увеличить скорость подачи кислорода в мозг можно простым способом: с помощью энергетической зевоты. Всех нас учили, что зевать неприлично. Однако в стрессовой ситуации не только допустимо, но и полезно. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать лицевые мышцы (между ухом и щекой). Три-пять зевков достаточно для улучшения состояния.

    Можно начертить на листе бумаги (лучше формата А4) от угла до угла крест в виде буквы «Х». И внимательно смотреть на него минуту-две. Когда глаза пытаются «сканировать» такое изображение, в работу включаются оба полушария.

    Во время экзамена стресс можно ослабить с помощью упражнений, которые сжигают стрессовые гормоны. Для этого напрягите каждую мышцу своего тела как можно сильнее. Побудьте в таком состоянии пару секунд и расслабьтесь. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что вам стало легче. Во время сильного нервного напряжения рекомендуется вдыхать успокаивающие запахи. Выработке гормона расслабления (серотонина) в мозге способствуют такие ароматы, как лаванда, мята, эвкалипт, жасмин, пихта. Достаточно капнуть несколько капель одного из этих ароматических масел на салфетку или носовой платок и глубоко вдохнуть, и вы сразу почувствуете успокоение. Учтите, что этот метод можно использовать в том случае, если у вас нет аллергии. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»

    Приступ паники? Если начался приступ паники, со всей силы надуйте бумажный пакет, а затем вдохните этот воздух, наполненный углекислым газом. Если под рукой нет пакета, соедините ладони лодочкой и выполняйте это упражнение не более пяти раз.

    Массаж Организатор

    Если возникает ситуация цейтнота, человеку необходимо в короткий срок мобилизовать все свои силы. Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, например массаж активных точек.

    Некоторые приемы такого массажа:

    — массаж мочек ушей;

    — надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;

    — массаж переносицы и области «третьего глаза».

    gym1563v.mskobr.ru

    Стресс и как с ним бороться

    Ежедневно нас преследует множество проблем, которые затягивают нас в болото повседневной и обыденной жизни. Объем работы все увеличивается, как и число недовольных клиентов, претензии семьи растут просто в геометрической прогрессии… Человек все больше и больше испытывает чувство неудовлетворенности и страх по отношению к окружающему его обществу и к людям. Данный вид стресса называют «коммуникативным», и на сегодняшний день он является наиболее распространенным.

    Мало кто может представить собственную жизнь без общения. Однако для большинства людей это является еще и профессиональной необходимостью, основной частью работы. Стресс постоянно накапливается, и через некоторое время человеку становится все тяжелее ладить с людьми. Этому подвержены и начинающие сотрудники, еще не привыкшие к подобной работе, и ученики со студентами, попавшие в непривычную для них среду общения. Этим людям сложнее всего избежать коммуникативного стресса. Тем не менее, с ним нельзя мириться.

    Причины стресса

    Причин коммуникативного стресса может быть множество. Чаще всего ему подвержены работники, в чьи обязанности входит длительное общение. Они неизбежно попадают в сложные ситуации, когда невозможно что-либо сказать в ответ на грубость и всегда необходимо помнить о вежливости. Кроме того, работа с людьми часто требует хорошей подготовки. При недостаточном уровне знаний человек начинает теряться в беседе, не может четко ответить на поставленные вопросы, в результате чего чувствует себя крайне неловко и испытывает стресс. Та же ситуация возникает и в том случае, когда с ним пытаются решить вопросы, не соответствующие его кругу обязанностей.

    Коммуникативный стресс не обязательно связан с работой, люди могут испытывать его и в результате неформального общения, когда его становится слишком много. Не каждый готов выслушивать собеседника по нескольку часов подряд — многие люди в силу вежливости не могут остановить словесный поток собеседника, что заставляет их нервничать. Но бывают и обратные ситуации: иногда человек может просто бояться рассказать кому-нибудь о своей проблеме, несмотря на то, что ему действительно нужна помощь или хотя бы простое сочувствие. Внутри него копится напряжение, ситуация все больше усугубляется, что в итоге может привести к систематическим конфликтам, раздражению и даже нервным срывам.

    Как же справиться с коммуникативным стрессом?

    Прежде всего, разобраться в себе и признать, что вы им страдаете. Если вы будете готовы бороться с этой проблемой, тогда преодолеть ее не очень то и сложно.

    Психологи предлагают несколько методик общения с людьми. Одна из них заключается в том, что во время выслушивания очередной жалобы от кого бы то ни было, человек представляет себя врачом, который не может хамить больному пациенту. Так, с позиции «я все вытерплю» вы переходите к позиции «я помогу», то есть с пассивной позиции на активную. В общении проявится положительная динамика, благодаря которой вы сможете проявить к собеседнику участие и сопереживание.

    Еще один способ избавления от стресса

    Однако существует еще один способ избавления от коммуникативного стресса, никак не связанный с непосредственным общением. Всегда необходимо уметь отвлекаться.

    Уделяйте больше времени себе : займитесь спортом, пообщайтесь с друзьями, погуляйте, посмотрите хороший фильм… Все эти простые и приятные действия призваны помочь вам переключить внимание и избавиться от накопившегося стресса, в том числе и коммуникативного. Мир вокруг вас яркий и красочный, так представляйте же его во всем многообразии цветов и оттенков! Это самая легкая методика по гармонизации внутреннего состояния. И помните, что никогда не стоит «забывать» о проблеме и откладывать ее в долгий ящик. Вы — сильный человек, и можете ее победить!

    wellnessday.info

    Первый раз в первый класс

    Эта статья порождена сообщением Каштанки от 14.5.03 на конференции по образованию: как вы думаете, стоит ли уделять большое значение тому, что дочка категорически хочет в один класс с одним мальчиком, то есть в школу они идут в одну, а вот мне больше нравится другая учительница (дочери нравится любая, если там будет Костя).

    Эта статья порождена сообщением Каштанки от 14.5.03 на конференции по образованию: как вы думаете, стоит ли уделять большое значение тому, что дочка категорически хочет в один класс с одним мальчиком, то есть в школу они идут в одну, а вот мне больше нравится другая учительница (дочери нравится любая, если там будет Костя).

    Возможной причиной категорического заявления дочери идти в школу в один класс только с Костей является страх ребенка перед будущей неизвестной ему ситуацией. Эта статья посвящена тому, как помочь ребенку преодолеть этот страх. Многие ситуации доведены до крайнего своего воплощения — это сделано осознанного: для лучшего понимания мысли автора.

    1 сентября. Ребенок с огромным букетом цветов, держась за Вашу руку, торжественно шествует в школу. Но по мере того, как вы подходите к школе, его рука всё крепче и крепче сжимает вашу. А после линейки и вовсе разыгрывается «буря»: он вцепляется мертвой хваткой в Вас, вы сконфужено, испытывая взгляды окружающих, пытаетесь его отодрать от себя, все хором пытаются уговорить ребенка пойти в класс, и вот он, всхлипывающий, удаляется в школу, а Ваше сердце разрывается от боли.

    Даже, если это всё выглядит не так трагично, то всё равно — волнение и беспокойство испытывает каждый ребенок перед приходом в школу. Когда в классе создаются доверительные отношения, дети могут описать то, что они чувствовали в первые дни в школе. Жанна В., конец первого года обучения, на рисунке: «сентябрь» — девочка с цветами, подпись «страшно»; «май» — девочка за партой, подпись «не страшно». В конце второго года обучения дети писали сочинение «Школа глазами первоклассника и второклассника», вот некоторые выдержки из сочинений: Лариса В. «Когда я была в первом классе первого сентября, я очень сильно волновалась, потому что думала, что совсем скоро, где — то через пять или шесть секунд, нам раздадут тетради и скажут чтобы мы писали контрольную. Но этого не произошло, и я обрадовалась». Алла М. «Когда я была в первом классе, я очень испугалась идти в школу. Но мама меня успокоила. Я думала, что в школе будет страшно. Но когда я сходила несколько раз, мне понравилось. И мне хочется ходить в школу каждый день. Я люблю школу. Она интересная». Зина П. «Когда я зашла в школу, у меня было радостное настроение. Но потом я очень испугалась, потому что вдруг не было ни одного знакомого лица. Но потом я подружилась с Наташей и Юлей, потом — с Варей, Димой, Глебом, Левой, Гошей, Кириллом, Женей, Сережей, Ксюшей, Марьяной, Алешей и Машей. А потом и с учителями — Еленой Александровной и Евгенией Леонидовной».

    Итак, когда ребенок идет в первый класс, он испытывает страх, беспокойство, волнение, как всякий нормальный, взрослый человек перед незнакомой ситуацией. Так как сама стрессовая ситуация остается и от неё никуда не денешься, можно во-первых, уменьшить её воздействие, во-вторых, помочь ребенку осознать, что с ним происходит.

    Первый прием назовем «сопричастность». Если вы не помните своих чувств, когда вы первый раз пошли в школу, вспомните, подобную ситуацию — может быть, когда Вас принимали на работу, или ещё что-то подобное. Ситуацию, когда что-то неведомое, неизвестное пугало Вас. Расскажите об этом ребенку. Начните «Ты знаешь, я понимаю, что ты чувствуешь, вот когда я. » Ребенку важно знать, что в этот момент он ни один на один с Миром, а что кто-то был уже в подобной ситуации (в данном случае его родная мама), и эта ситуация разрешилась благополучно.

    Второй прием назовем «обобщение». Нужно опираться на опыт ребенка. Конкретные ситуации, типа «Вспомни, как ты не хотел ходить в студию, а потом тебе понравилось» тут не подойдут. На это, с чистой детской искренностью, он может Вам ответить: «Да, там у меня друзья Саша и Петя, а вдруг в школе у меня не будет друзей?!» Нужна ситуации, которая бы повторялась регулярно не зависимо от места и условий. Например, такой аллегорический вариант: почти все дети купались в реке или море, когда входишь в первый раз в воду — вода кажется тебе холодной, но потом ты привыкаешь, и даже не хочешь выходить из воды. Проведите параллели — все люди, дети и взрослые, испытывают страх перед неизвестной ситуацией (холодная вода), но потом, когда шаг сделан — ты в коллективе, узнаешь правила поведения в этом коллективе, новых людей, страх проходит (привыкаешь к воде).

    Эти приемы не могут совсем убрать беспокойство и страх — сохраняется ситуация (раздражитель), сохраняется и страх. Но эти приемы помогут Вашему ребенку осознать, что страх этот преходящий, что ситуация разрешится, и как правило, она разрешается в лучшую сторону. То есть эти приемы помогут Вашему ребенку контролировать свои чувства.

    www.7ya.ru

    Wie kann man Stress reduzieren?

    Heut zu Tage gibt es kaum jemanden, der ohne Stress lebt. Es gibt oft solche Situationen, wie Konflikte bei der Arbeit oder in der Familie, Prüfungen in der Schule oder Uni, Staus auf den Straßen und andere alltägliche Probleme.

    Ständiger Stress kann zu gesundheitlichen Problemen führen, von Schlafstörungen bis zu ernsten Krankheiten. Was kann man machen, um den Stress und Müdigkeit abzubauen?

    Dafür gibt es folgende Tricks:

    Erstens. Legen Sie während der Arbeit kurze Pausen ein. Die Pausen können Sie nutzen um einfache Atem- oder Sportübungen auszuführen. Sie können auch eine Tasse Kaffee trinken oder einen Apfel essen. Ein kurzes Gespräch mit Kollegen kann ihre Stimmung ebenfalls verbessern.

    Mehrere kleine Pausen helfen Ihnen, den ganzen Tag lang eine gute Arbeitseinstellung zu bewahren.

    Zweitens. Machen sie einen Spaziergang, eine bestimmte Sportart oder unternehmen Sie einen Saunabesuch. Körperliche Anstrengung reduziert stark Stress und Anspannungen.

    Drittens. Widmen Sie sich einem Hobby wie zum Beispiel Singen, Musik Spielen oder Malen. Hobbys reduzieren Alltagsstress indem sie von Negativen Eindrücken des Tages ablenken und positive Emotionen erzeugen.

    Viertens. In der Stressbewältigung bieten Haustiere positive Unterstützung. Ein Haustier kann helfen, Misserfolge in der Partnerschaft, Probleme im Beruf oder Ärger im Straßenverkehr zu beheben. So, ein Spaziergang mit dem Lieblingshund gibt Ihnen gute Laune und Bewegung in der frischen Luft.

    Fünftens. Nehmen Sie sich eine Auszeit auf dem Land. Hier kann man im Garten arbeiten und dabei Produkte Ihrer Arbeit genießen: leckeres Obst und frisches Gemüse. Manche gehen gerne in den Wald, Pilze zu suchen, oder zum Fluss oder See zum Angeln.

    Wie Sie sehen, gibt es viele Möglichkeiten, sich vom Stress zu befreien. Sie können das aussuchen, was Ihnen am Nächsten liegt.

    • Heut zu Tage в наше время
    • Schlafstörungen — (Schlaf + Störungen) — нарушения сна
    • um abzubauen — (Inf. abbauen ) — чтобы сократить, снизить
      Грамматическую конструкцию um + zu + Inf. посмотрите здесь.
    • Legen Sieein — (Inf. einlegen) — закладывать, планировать
    • können nutzen. auszuführen — (Inf. ausführen) — можете использовать . чтобы выполнить
    • helfen zu bewahren помогают сохранять
    • Widmen sich посвящать себя чему-либо
    • Möglichkeiten. sich zu befreien — возможности. освободиться
    • amNächsten liegt ближе всего
    • В наше время найдется немного людей, которые живут без стресса. Часто случаются такие ситуации, как конфликты на работе или в семье, экзамены в школе или в университете, пробки на дорогах и другие каждодневные проблемы.

      Постоянный стресс может привести к проблемам со здоровьем, (начиная) от бессонницы до (и заканчивая) серьезных заболеваний. Что (же) можно сделать, чтобы снизить стресс и усталость.

      Для этого есть следующие приемы:

      Во-первых. Запланируйте короткие перерывы во время работы. Вы можете использовать паузы для того, чтобы сделать простые дыхательные или спортивные (физические) упражнения. Вы можете так же выпить кофе или съесть яблоко. Короткий разговор с коллегами может так же улучшить ваше настроение.

      Несколько коротких пауз помогут вам целый день сохранять хороший рабочий настрой.

      Во-вторых. Выйдите на прогулку, займитесь каким-нибудь видом спорта или сходите в сауну. Физические усилия хорошо снижают стресс и напряжение.

      В-третьих. Найдите (для себя) какое-нибудь хобби, например, пение, занятие музыкой или рисование. Хобби уменьшают каждодневный стресс тем, что они отвлекают от негативных впечатлений дня и дают позитивные эмоции.

      В-четвертых. В борьбе со стрессом поддержку окажут домашние животные. Они помогают снизить проблемы на работе или гнев из-за движения на дороге. Так, например, прогулка с любимой собакой подарит Вам хорошее настроение и движение на свежем воздухе.

      В-пятых. Проведите выходные за городом. Здесь можно поработать в саду и насладиться продуктами своего труда: вкусными фруктами и свежими овощами. Некоторые (люди) любят ходить в лес за грибами или рыбачить на реке или озере.

      Как вы видите, есть много возможностей освободиться от стресса. Вы можете выбрать сами, что вам больше всего подходит.

      onemetskom.ru

      МБОУ школа № 106 г.о. Самара

      Безопасность

      Платные услуги

      Учебная деятельность

      Самообследование

      Приём в 1 класс

      Экзаменационный стресс

      Как помочь ребенку справиться с экзаменационным стрессом

      Весной у учащихся 9-11 классов наступает самый ответственный момент — сдача выпускных экзаменов.

      Это период напряженной работы, эмоционального подъёма, полный тревоги, ожиданий. Этот период можно назвать стрессовым периодом не только в жизни выпускников, но и их родителей.

      Контроль за самочувствием школьников в период экзаменов показал, что испытанию, и весьма серьёзному, подвергаются не только знания, но и здоровье детей.

      Экзаменационный стресс не только снижает работоспособность, но и сопротивляемость к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся хронических заболеваний. Особенно сильное стрессовое влияние экзамены оказывают на учеников, имеющих отклонения в здоровье, а именно эти дети составляют сегодня большинство.

      Экзаменационный стресс — один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.

      У отдельных учащихся систолическое артериальное давление перед экзаменом доходило до отметки 170-180 мм рт.ст., а пульс — до 120-130 ударов в минуту, что соответствует или показателям гипертоников с солидным стажем заболевания, или же показателям спортсменов, испытывающих значительные физические нагрузки.

      По данным проведенного специалистами анкетирования,

      33% опрошенных жаловались на учащение сердцебиения перед экзаменом,

      31% отмечали расстройство сна,

      20% говорили о нарушении контроля за мускулатурой (неуправляемая мышечная дрожь, слабость в коленках и пр.),

      8% говорили о неприятных ощущениях в груди,

      4% жаловались на головные боли и пр.

      Несчастные экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. У молодых и совершенно здоровых людей ухудшается память, сон и аппетит, снижается способность к концентрации внимания, появляется рассеянность. Страх блокирует интеллект, парализует волю. Отсюда провалы в памяти, а иногда и обмороки. Во время подготовки и ответа у учащихся сужаются или расширяются сосуды, изменяется ритм дыхания, состав крови и слюны, усиливается потоотделение.

      Особенно сильное стрессовое влияние экзаменов наблюдается у учеников, страдающих нервными и психическими заболеваниями. К тому же экзамены проводятся в самый неблагоприятный момент — весной, в конце учебного года, когда утомление школьников наиболее выражено, у них наблюдаются гиповитаминозы, обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта, что ещё сильнее вредит их здоровью и самочувствию.

      По данным российских ученых, в период экзаменов у школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы. Такие факторы, как длительное ожидание экзамена, элемент неопределенности при выборе билета (повезет — не повезет?) и жесткий лимит времени на подготовку усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений, что сопровождается «гормональной и вегетативной бурей».

      Совершенно очевидно, что перед родителями, педагогами и врачами встаёт проблема охраны нервно-психического здоровья школьников.

      Откуда берется экзаменационный стресс? По мнению специалистов, он порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, а также нарушением режима сна и отдыха. Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса — это отрицательные переживания.

      По результатам исследований ученых установлено, что пагубное влияние экзаменационного стресса на организм и психику учащихся явно недооценивается. Социологические опросы показывают, что учащиеся воспринимают экзамен как «поединок вопросов и ответов», «как изощренную пытку», как «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку». Значимость экзамена вызвана тем, что его итоги влияют на социальный статус молодого человека, его самооценку, на дальнейшие перспективы поступления в ВУЗ и, возможно, дальнейшую профессиональную карьеру.
      Интересно, что боящиеся экзамена учащиеся предпочитают искать причину предэкзаменационной тревоги во внешних факторах, снимая с себя ответственность за свой страх. На вопрос «Что тревожит вас больше всего перед экзаменами и вызывает сомнение в успешной его сдаче?»
      49% опрошенных в качестве фактора, затрудняющего получение хорошей оценки, отметили «сложный билет»,
      21% — недоброжелательное отношение экзаменатора,
      11 % — «неуверенность в себе»,
      10% — плохое физическое состояние и только
      8.5% опрошенных учащихся указали на «низкий уровень знаний».

      От того насколько психологически грамотно ваш ребенок справится с преодолением данного жизненного барьера, во многом зависит не только результат самих экзаменов, но и состояние его здоровья.

      Мы хотели бы познакомить вас с рекомендациями психологов, как помочь ребенку сохранить физическое и психическое здоровье в период подготовки к экзаменам и справиться с экзаменационным стрессом.

      1. В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять подростку режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационного периода желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем:
      Во-первых, чередование сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти.
      Как показали исследования ученых, именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала.
      Поэтому, во время подготовки к экзаменам, помимо ночного сна, желательно ввести в распорядок дня подростка кратковременный (1-1,5 часа) дневной сон.
      В экзаменационную пору режим дня часто расстраивается: многие жалуются на нарушение сна. Оно связано с сильным волнением, и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных пилюль и таблеток.
      Но это опасный путь. Всякое успокоительное средство, даже безобидная валерьянка, оказывает тормозящее действие на нервную систему. В качестве снотворного, если в том есть необходимость, лучше всего использовать древнейшее средство — мед, который к тому же прекрасно питает мозг.
      Во-вторых, чередование умственной и физической деятельности.Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения — это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической, активной стимуляции за счет работы мышц.
      Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 -2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе. Прогулки летом желательно организовывать в парках, скверах и других местах, имеющих зеленые насаждения с тем, чтобы обеспечить активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом. Для разрядки можно поиграть в волейбол или бадминтон, покататься на велосипеде или на роликах. Посвященный этому час может принести больше пользы, чем лишний час занятий при многочасовом сидении за учебниками.
      Многие ребята считают, что для полноценной разрядки совсем здорово было бы сходить, например, на дискотеку. Но такое времяпрепровождение лучше отложить на послеэкзаменационную пору. Действительно, энергичные танцы под бодрую музыку дают немалую физическую нагрузку и приносят положительные эмоции. Однако эту нагрузку и эти эмоции современные дискотеки обеспечивают даже в избытке, что само по себе становится для организма и психики довольно сильным стрессом.

      2. Известно, что люди делятся на жаворонков» и «сов» и их умственная продуктивность различна в разное время суток.
      Попробуйте разобраться, к какому типу принадлежит Ваш ребенок?
      Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно.
      Если же ребенок — скорее «сова», то усаживать его за учебник в ранний час нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне.
      Строго фиксированного «лучшего» времени для подготовки к экзаменам не существует: для разных людей оно разное. Лучшее — то, когда лучше всего воспринимается прочитанное. Страшно неудобно, когда это бывает среди ночи, но, что делать, для некоторых людей это так. Однако во сколько бы это не было, ребенок должен высыпаться!

      3. Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: проследите за тем, чтобы Ваш ребенок убрал лишние вещи, удобно расположил нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
      Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, игрушки, цветка и т.д.

      4. Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответить на вопросы перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Предложите ребенку, чтобы ответы на наиболее трудные вопросы он полностью, развернуто рассказал Вам, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах.
      Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене человек испытывает напряжение, волнение. Экзамен — волнующее событие, но волнение может быть разного рода. Чаще всего оно порождено боязнью неудачи. Боязнь же продиктована, прежде всего, необычностью ситуации. Этот фактор желательно заранее смягчить
      Обязательно «проиграйте» ситуацию экзамена, представьте во всех деталях обстановку, комиссию, ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее и подробнее. Но — внимание! — помогите ребенку сконцентрироваться на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения.

      Экзамены — серьезная проверка организма на прочность. Особая нагрузка в этот период ложится на нервную систему. Во время подготовки к экзаменам необходимо быстро и глубоко сосредотачиваться, запоминать большой объем материала. На экзамене надо уметь справиться с волнением. Поэтому придется обратить внимание на режим питания.

      Во время интенсивной умственной работы школьникам рекомендуется 4 -5-разовое питание.
      При более редком питании поступление большого количества питательных веществ вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость.
      Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела. Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Избыток животных жиров и крахмала нежелателен.
      Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов — овощей и фруктов. Они не только являются источников витаминов, но содержат клетчатку, обеспечивающее нормальное функционирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, также можно применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.
      Особенно необходимы молодому организму в этот нелегкий период продукты, которые содержат большое количество белка и витаминов группы В. Это нежирные сорта мяса, печень, молочные продукты, бобовые, зерновые, коричневый рис, орехи, свежие овощи и фрукты, пивные дрожжи.
      Самое полезное блюдо в экзаменационный период — это жирные сорта рыбы — витамины, жиры и кислоты не дадут организму расслабиться.
      Для перекуса идеально подойдут несоленые орешки, сухофрукты и свежие фрукты. Хочется чего-то более существенного? Овощной суп или бутерброд с сыром будут очень кстати. А вот про чипсы детям на время лучше забыть, из-за высокого содержания жира желудку будет тяжело. Молочные продукты ненадолго прогонят чувство голода, но подкрепиться йогуртом очень даже полезно для нервной системы.
      При «зубрежке» также полезно погрызть морковку (еще лучше натереть на терку и полить подсолнечным маслом), она улучшает память.
      А помидоры, любые цитрусовые и капуста избавляют от лишнего стресса, так что на сочинение лучше дать ребенку с собой не булку, а апельсин.
      Если ребенок слишком нервничает, и кусок в горло никак не лезет, пусть возьмет на экзамен пару бананов или горсточку изюма. Кстати, в бананах содержится «гормон счастья» — серотонин, очень необходимый в такой трудный момент, как сдача экзаменов.
      Многие рекомендуют во время экзаменов есть шоколад, он действительно поможет сконцентрировать внимание и немного успокоиться. Но злоупотреблять сладостями не стоит. Это, вопреки распространенному мнению, вовсе не «пища для ума», а предпосылка для набора лишнего веса: калории-то на движение не тратятся, все время проходит в основном за письменным столом. Дневную норму сладкого хорошо бы ограничить до 5-6 ложек (40-50г) сахара, или 3 шт. шоколадных конфет, или 5 карамелек, или 5 ч. ложек варенья или меда.
      Клубника же улучшит настроение и поможет избавиться от отрицательных эмоций, другая ягода — черника — улучшит кровообращение мозга.
      Наиболее полезны темно-зеленые и желто-красные овощи — источники витамина С и каротина. Их нужно есть не реже чем 2 раза в день, как в свежем, так и в вареном, тушеном виде. В обязательном порядке организму нужны фрукты (лучше желто-оранжевые, не меньше 400 г в день) и соки.

      А что же пить?
      Пока Ваш ребенок готовится к экзаменам, поите его минеральной водой или водой без содержания сахара, а про чай и кофе пусть пока забудет.
      Перед самим экзаменом неплохо выпить стакан лимонного или ананасового сока (большое количество витамина С плюс минимум калорий).
      На выпускных экзаменах в школах часто предлагают чай с лимоном. Пусть не отказывается, это ему поможет.

      Полезно принимать витамины, так что выберите в аптеке витаминный комплекс: запомните, подросткам в этот период необходимы селен, цинк, магний, кальций, витамины В и С.
      Витамины не только помогут справиться со стрессом, но и улучшат качество кожи, волос и ногтей.

      Как справиться с экзаменационным стрессом?

      1. Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения у ребенка. Как правило (как уже говорилось), это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко.
      Чтобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета — вдох, на три — выдох.

      Даже в самую жаркую погоду школьнику пригодится свитер или кофта, чтобы при необходимости справиться с ознобом.

      Физический комфорт способствует тому, что у самого нервного ученика состояние паники сменится всего-навсего легким мандражом.

      2. Внимание! Если сильный мандраж у ребенка возникает за несколько дней или даже недель до экзамена, имеет смысл подготовить его нервную систему к предстоящему испытанию с помощью легких успокоительных препаратов растительного происхождения.
      Но ни в коем случае нельзя принимать седативные лекарственные средства в день экзамена.
      Во-первых, в состоянии абсолютного спокойствия ученик лишен достаточной мотивации для достижения успеха — до предельного уровня тревога как бы подстегивает человека.
      Во-вторых, под действием успокоительных средств школьник не сможет как следует сосредоточиться.

      3. Смешные и на первый взгляд нелепые «приметы» также способны помочь справиться с волнением.
      Познакомьте детей с самыми ходовыми приметами и «колдовскими действиями», которые помогают даже самым отпетым «ботаникам» вытаскивать лучше всего выученный билет и успешно проходить экзаменационный марафон! Если перед экзаменом есть возможность немного посмеяться, это — только к лучшему.
      — Одна из примет очень громкая — «Халява, ЛОВИСЬ!» — кричат, высунувшись из окна и размахивая зачетками, старшеклассники и студенты в ночь перед экзаменом. Менее экстремальный вариант — перед выходом к строгим преподавателям прошептать заклинание — «Халява, приди!». А в ожидании вердикта — «Халява, не подведи!». Причем призвать на помощь Халяву не возбраняется как надеющимся на чудо двоечникам, так и вполне компетентным, «крепким» ученикам. Согласитесь, все это не что иное, как ребячество.
      — Есть не менее проверенный поколениями способ — идти на экзамен в той же одежде, в которой уже однажды что-либо удачно сдал. Примета также предписывает не стирать одежду, в которой вы удачно сходили на свидание или пережили какой-нибудь другой счастливый момент в своей жизни. Некоторые наиболее продвинутые знатоки ученического фольклора утверждают, что накануне экзамена нельзя мыться. Впрочем, если жара достала, ополоснуться еще можно, но вот голову мыть ни-ни! Вдруг с трудом впихнутые в нее формулы, определения и правила утекут вместе с остатками шампуня!
      — Некоторые рассказывают, что ради успешной сдачи экзамена надо одеться во все черное (а девушкам еще и накраситься соответственно).
      — Обычно неплохо срабатывают такие методы: непосредственно перед своим заходом на экзамен прикоснуться к уже получившему отличную оценку.
      -Вспомните знакомый всем с первого класса «приемчик»: положить в туфель или ботинок непременно под пятку медный (советского образца!) пятачок! Юным дамам в этом случае, несмотря на летнюю жару, придется отказаться от обуви фасона «босоножки», дабы не вытряхнуть ненароком заветных монеток. Но что поделаешь, фортуна требует жертв.
      — Родственники и друзья тоже могут помочь (если только они верят в приметы): чтобы ребенку сопутствовало везение на экзамене нужно держать кулаки плотно сжатыми все время, сопровождая держание кулаков разнообразными кошмарными ругательствами, исключая, правда, слово «дурак».

      Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: Ничего не знаю! Ничего не помню!
      Но все не так страшно: существуют правила, следуя которым, можно преодолеть стресс
      Во-первых, постарайтесь внушить ребенку, что легкое волнение перед экзаменом — это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие «предстартового» волнения даже мешает хорошим ответам.
      Во-вторых, помогите вашему сыну или дочери не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать картину уверенного, четкого ответа, полной победы.
      Обязательно настраивайте детей на успех: «Все хорошо, у тебя все получится, ты все вспомнишь». Есть такое понятие, как «притягивание ситуации». Если мы будем настроены на провал, то, как правило, это и произойдет.
      В-третьих, если экзамены действительно заставляют Вашего ребенка чувствовать себя нездоровым, беспокоят или угнетают его, поговорите с ним об этом. Это существенный способ оказания помощи и поддержки! В Англии говорят: «проблема, которой ты поделился — решенная проблема». Следовательно, Ваш ребенок обязательно должен знать, что может поделиться с Вами своими заботами. Если подросток подвержен экзаменационному стрессу, ему очень важно помнить, что он не одинок, что вокруг него есть люди, которые обязательно помогут.
      Вы тоже когда-то сдавали экзамены, вспомните свои школьные годы и собственное состояние перед экзаменом. Погуляйте вместе с ребенком, поговорите с ним о жизни: после этого легче становится на душе и старшим, и младшим.
      Когда мы выражаем ребенку свою любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для его полного самовыражения и реализации. Самое главное — руководствоваться собственными чувствами, чтобы найти нужные слова и не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.
      Главное в чём нуждаются подростки в этот период — это эмоциональная поддержка родных и близких.

      Чтобы нормализовать и даже улучшить физическое и психологическое состояние в период подготовки к экзаменам вы можете предложить своим детям некоторые упражнения. Предлагаемые методики основаны на отработанных веками приемах восточной акупунктуры, русских медитативных техниках и т.д. Ничего загадочного в них нет. Все имеет научное обоснование. Они просты в исполнении и выполнение этих упражнений занимает всего по 5-10 минут.
      Во-первых, это дыхательные упражнения, которые позволят достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение и оптимизировать свое функциональное состояние.
      Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. На первом этапе занятий дыхание должно быть естественным и непринужденным — следует не вмешиваться в его ритм и глубину, а только следить за потоками воздуха, входящими в организм и покидающими его (прием, известный во многих восточных духовных практиках как «медитация на дыхании»). Обычно требуется несколько минут, чтобы полностью сосредоточиться на дыхании — для этого рекомендуется рассматривать этот процесс, как бы наблюдая себя «со стороны», что дает максимальный успокаивающий эффект.
      Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь»на выдохе.
      Очень часто предэкзаменационное волнение сопровождается значительным треммором рук, которое нервирует школьников и мешает им успокоиться. Для устранения этого явления хорошо помогает проговаривание формулы самовнушения: «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эту фразу соответственными мысленными представлениями. Для достижения большего эффекта можно мысленно представить себе, что поток выдыхаемого теплого воздуха проходит через руки, нагревая их. Тогда первая часть фразы «Мои руки. » произносится на вдохе, а вторая «. мягкие и теплые»на выдохе, причем подкрепляется соответствующим мысленным представлением: потока теплого воздуха, выходящего из легких и «льющегося» по рукам.
      Во-вторых, можно использовать еще один механизм, повышающий эффективность подготовки к экзамену — так называемые формулы самовнушения. При создании формул самовнушений нужно руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения учащегося. Поэтому, после достижения желательного уровня расслабления и снятия первичной избыточной тревожности можно мысленного проговаривать формулу: «Я — спокоен — и уверен — в себе!», также синхронизированную с дыханием, но в этом случае в первой части формулы, в отличие от первого упражнения, вдох должен быть несколько продолжительнее выдоха. Последнюю часть формулы « — в себе.!» рекомендуется произносить на форсированном выдохе с эмоциональным нажимом. На этом этапе можно использовать и другие формулы, например:

      «Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе»
      «Моя память работает хорошо. Я все помню»
      «Я ощущая бодрость и уверенность в себе».
      «Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая»

      Помимо дыхательных упражнений и формул самовнушений перед экзаменом можно использовать и другие приемы, например, необходимо. оттаскать себя за волосы, расположенные на затылке. Или, по крайней мере, помассировать эту область головы. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.
      Кислородное голодание — одно из самых негативных последствий стресса. Оно вызывает быстрое утомление, головную боль, снижает работоспособность. Не секрет, что занятия должны проходить в хорошо проветриваемых помещениях. Но так бывает не всегда. Увеличить скорость подачи кислорода в мозг можно простым способом: с помощью энергетической зевоты. Всех нас учили, что зевать неприлично. Однако в стрессовой ситуации не только допустимо, но и полезно. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать лицевые мышцы (между ухом и щекой). Три-пять зевков достаточно для улучшения состояния.

      Стресс оказывает негативное влияние на психику человека. Это ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса — нарушается гармоничная работа полушарий мозга.
      В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое — за эмоции, образы. Обмен информацией между ними осуществляется через узкий участок, так называемое мозолистое тело. В результате стресса — блокируется нормальное течение нервных процессов через это тело. У ребят с доминирующим правым полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием — все, что связано с образностью, грамотной речью. Неслучайно после неудачного экзамена или контрольной можно услышать: «память отшибло» или «слова не мог вымолвить». Это точно описывает то, что происходит в мозгу.
      Есть несколько упражнений, цель которых — избавить человека от подобных неожиданностей.
      1.Перекрестные движения помогают восстановить гармоничную работу обоих полушарий. Как известно, правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое — правой. Делая движения, в которых задействованы обе половины тела, мы невольно заставляем «включаться» в работу оба полушария.
      Перекрестный шаг: правая рука кладется на левое колено, а левая — на правое. При каждом шаге правая нога ставится в левую сторону, а левая нога — в правую.
      2. Следующее упражнение знакомо всем с детства: руки вытягиваются вперед, ноги поочередно поднимаются и касаются ладони противоположной руки.
      3. Подойдут и «цыганские шаги»: нога сгибается в колене, идет назад. Противоположная рука бьет по пятке.

      Но не всегда есть возможность встать и подвигаться. Специально разработаны перекрестные упражнения, которые нетрудно выполнять сидя за столом. Например: правую руку кладем на левое колено, поднимаем левую пятку, опускаем и снова поднимаем. И так несколько раз. Затем меняем руку и ногу.

      Как вести себя накануне экзамена

      Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Ребенок уже устал, и не надо ему себя переутомлять. Напротив, с вечера пусть перестанет готовиться. Совершите прогулку вместе с ним.
      Народная мудрость гласит: чтобы вся информация в голове «уложилась» и «утряслась», накануне экзамена надо обязательно отвлечься, хорошенько отдохнуть, а потом как следует выспаться. Поэтому решительно пресеките всякие попытки вашего ребенка доучить и дочитать все в последнюю ночь.
      Ни в коем случае не стоит «снимать стресс» перед самым экзаменом при помощи успокаивающих средств, даже самые безобидные из них типа валерьянки притупляют внимание, затормаживают реакцию и вообще могут подействовать совершенно не так, как хотелось бы.
      Перед экзаменом ребенку крайне важно как следует выспаться: ведь свежей голове куда как легче работать! Но как на грех, сон в последнюю перед испытанием ночь неровен: кто-то не может долго уснуть, кто-то часто просыпается среди ночи или вскакивает как ужаленный задолго до звонка будильника.
      Хорошо, если вы сделаете ребенку массаж или, на худой конец, просто погладите ему спину и разомнете плечи: расслабление и отдых во время массажа настолько глубоки, что сон не заставит себя ждать.
      Не забывайте об удивительном свойстве воды уносить накопившуюся усталость; теплый душ и ванна прямо перед отправкой в постель очень помогут вашим детям расслабиться и подготовить тело и психику ко сну.
      Опытные педагоги советуют: перед экзаменом спать нужно лечь пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновлять «зубрежку». Исследования психологов свидетельствуют, что при этом в памяти останется только материал, отработанный утром, а все остальное благополучно забывается.
      Чтобы по возможности быстро привести себя в форму, пусть сделает с утра энергичную зарядку и не забывайте про «питьевой режим»! Пить воду — это простейший способ взбодриться и подпитать себя энергией. Если ребенок чувствует себя измотанным, пусть выпьет медленными глотками стакан воды. Большинство школьников не придают значения режиму питья, выпивая, как правило, гораздо меньше жидкости, чем требуется напряженно работающему организму.

      ПОМНИТЕ: Недостаток влаги в организме негативно сказывается на работе нервной системы и мозга. В результате человек гораздо медленнее соображает.

      Очень полезно съесть на завтрак что-нибудь сладкого (но не тяжелого!). Глюкоза в день экзамена нужна как никогда! Может также взять с собой немного сахара и положить кусочек рафинада в рот перед началом экзамена. Или же попросту выпьет пару таблеток глюкозы.
      Проследите, чтобы он не опоздал на экзамен и не оделся вызывающе!! Если у учителя при виде какого-то наряда возникает сомнение: на экзамен собрался ученик или на дискотеку, то это сомнение легко распространяется и на качество ответа.
      Самовыражение во внешности лучше отложить до выпускного бала. Разумеется, то же самое можно сказать о косметике и бижутерии.

      Как вести себя родителям в день экзамена?
      Многие чадолюбивые мамы (реже папы) «боятся» вместе с ребенком в школьных коридорах. Это, конечно, лишнее. Состояние родителей передается ребенку. Поддержка должна быть моральной: «Это обычное дело, проверка твоих знаний». О возможной отметке не стоит говорить вообще.
      На наш взгляд, во многом виноваты еще и родители, которые сами нагнетают стресс. Мамы и сами безумно переживают, и ребенку жить спокойно не дают.
      А почему, спрашивается, мамы так безумно переживают?
      Значит, не доверяют своему чаду, его способностям и его учат тому же самому. Это как эстафетная палочка.
      Мудрые родители своим детям верят, а это самое главное.
      По большому счету, помогать следует тогда, когда ребенок попросит. На тех же самых экзаменах — выпускных или вступительных — молодой человек учится брать ответственность за свою жизнь в собственные руки, и уже не мама с папой за него отвечают, а он сам.

      Специальные опросы школьников на тему: «ЧТО вам помогает, а ЧТО мешает и раздражает в поведении ваших домашних и друзей?» дали результаты, которые, возможно, помогут вам понять, чего именно от родителей ждут дети во время подготовки к экзаменам, а чего от них вовсе не требуется.
      Если вы находитесь рядом с тем, кому предстоит сдавать экзамены, то следующие высказывания
      НЕ ПОМОГАЮТ И ВОЗБРАНЯЮТСЯ:

    • Экзамены не стоят таких волнений!
    • А ну-ка взбодрись!
    • Ты все еще не закончил с подготовкой?
    • Возьми себя в руки!
    • Соберись!
    • Работай изо всех сил!
    • У твоего брата (сестры, друга. ) никогда не возникало подобных проблем!
    • А эти высказывания, наоборот,
      ПОМОГАЮТ И ПРИВЕТСТВУЮТСЯ:

    • Не мог ли я в чем-нибудь тебе помочь?
    • Ну, как ты?
    • Как ты себя сейчас чувствуешь?
    • Пожалуйста, дай мне знать, если я понадоблюсь тебе.
    • Если захочешь, я могу проверить, как ты выучил эту тему.
    • Ты здорово работаешь!
    • Одним словом, помогая, предлагайте, но не требуйте. Будьте ненавязчивы и деликатны. Не подстегивайте, а подбадривайте. Создайте по возможности спокойную, умиротворяющую атмосферу вокруг готовящегося к экзамену.

      В заключение, несколько общих советов:

      • Не завышайте планку требований к ребенку.
      • Подчеркивайте все его удачи и достижения и не заостряйте внимание на возможном провале.
      • Заряжайте своего ребенка позитивным отношением к предстоящим испытаниям.
      • Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка ни с кем, будь то друзья, братья или сестры. Это контрпродуктивно, потому что он — это он, со своими собственными сильными и слабыми сторонами, навыками и чертами характера.
      • Не зацикливайтесь на экзаменах вашего ребенка, как если бы это был вопрос «быть или не быть?»
      • Не драматизируйте само событие экзаменационной сессии.
      • Проявляйте интерес и к другим сторонам жизни вашего сына или дочери, а не только к его учебе.
      • В случае яркого проявления стресса обращайтесь к врачу.
      • Избегайте тактики «вознаграждения», обещая в награду за хороший результат на экзамене деньги, дорогие подарки и прочее. Это может привести к тому, что мотивация к учебе как таковой, стремление за счет полученных знаний самому построить свой жизненный успех у молодого человека исчезнет.
      • И самое главное: дайте твердо понять вашему сыну или дочери, что они дороги вам и любимы за их прочие замечательные качества — вне всякой зависимости от академических успехов или неудач.
      • school-106.ru