Как спровоцировать заикание

Заикание и лечение заикания

Заикание — это не болезнь. Заикание — это привычка. Привычка человека говорить так, как он говорит. Ведь каждый из Вас знает или видит таких людей, которые говорят очень быстро или очень медленно.. А человек, который заикается — это человек, который привык говорить с запинками.

Авторский проект о заикании и его лечении — ЗАИКАНИЕ.COM — Первый русский сайт для людей, преодолевающих заикание. Методы и методики лечения заикания.

1. Компьютерные мультимедийные комплексы, направленные на преодоление заикания.
2. Традиционные методики устранения заикания.
3. Авторские методики лечения заикания.

Что такое заикание

В XX веке заиканием занялись всерьез. Появился новый раздел медицины «логопедия» (в переводе с греческого — «воспитание речи»), важным разделом которой стало лечение заикания. Врачи, наконец-то, сформулировали, что же такое заикание. На медицинском языке это звучит так: заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. И всем сразу стало понятно: заикание — это заикание. Его главная причина — судороги, а что такое судороги, известно каждому, кто хоть раз долго купался в ледяной воде. В мышцах возникает боль, они резко напрягаются и как бы деревенеют. У заикающихся подобные, но безболезненные судороги неожиданно возникают в процессе разговора в мышцах языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти. Судороги бывают клоническими — кратковременное сокращение мышц, словно при дрожи от холода, и тоническими — длительный спазм, который не дает говорить. Иногда к судорогам речевых мышц присоединяются судороги мышц лица, конечностей, такие движения также являются непроизвольными, насильственными. Почему же появляются эти странные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет?

Причины заикания лежит очень глубоко, в головном мозге человека. Именно там расположены особые нервные центры, отвечающие за речь. Чтобы мы могли общаться не только с помощью гримас и жестов, еще в раннем детстве нервные клетки нашего мозга формируют три важные структуры, контролирующие речь. Центр Брока — голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике — слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр — анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: Голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее. Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания.
Как совершенно верно отмечал еще Сикорский, заикание чаще всего возникает у детей. Именно в возрасте 2-5 лет, когда речевые центры и синхронная связь между ними только формируется, спровоцировать заикание легче всего.

www.edka.ru

Как спровоцировать заикание

Мы уже говорили о том, что у глухого ребенка речь в должной степени не развивается, так как слуховой контроль отсутствует и появляющиеся звуки не закрепляются. В результате лепет постепенно затихает. Но если ребенок с нормальным слухом не имеет возможности воспринимать речь, говорить он не научится. Подтверждением тому служат факты из жизни современных Маугли: не только речь, но и другие способности у детей, выросших в одиночестве, в дикой природе, остались на крайне низком уровне развития. К сожалению, развить их в дальнейшем не удалось.

Теперь представьте, что новорожденный растет в семье, где сильно заикается мама или папа. Он постоянно слышит характерную для заикания речь, которая постоянно прерывается речевыми судорогами, запинками, задержками, речь в ускоренном темпе, не всегда разборчивую. В данном случае очень велика вероятность того, что у малыша разовьется заикание. Но утверждать, что ребенок непременно будет заикаться, нельзя: известно много примеров, когда в семье, где заикается кто-то из родителей, ребенок говорит без всяких запинок.

Однако атмосфера, которая царит в семье, где есть заикающиеся, может быть неблагоприятной для правильного развития ребенка. Нервные родители, которые часто ссорятся, напряженные отношения в семье, которые ребенок, скорее всего, не понимает, но ощущает и впитывает, – все это провоцирует возникновение заикания. Дело в том, что особенности поведения, связанные с общим нервно-психическим состоянием, могут передаваться по наследству. Наследоваться может не заикание само по себе, а предрасположенность к нему, которая и станет основой для возникновения расстройства речи в определенных условиях, например в нервной обстановке, при наличии стрессовых ситуаций.

Саша с удовольствием выполняет задания, которые я предлагаю ему во время обследования. Это веселый, доброжелательный, открытый мальчик, для своих пяти лет он обладает достаточно широким кругозором и запасом общих знаний, у него богатый словарь, развитая и грамотная связная речь. Саша сидит за детским столиком, а пособия и игрушки находятся на полке над головой ребенка. Когда я встала и потянулась к полке с лото, Саша мгновенно откинулся на спинку детского стульчика, втянул голову в плечи и поднял руки к голове. Я смотрю на смутившуюся маму. Она объясняет, что Сашу «не бьют, так, иногда дают подзатыльник, когда выводит из себя». Мама очень любит Сашу, она заботится о нем, беспокоится. Уважаемая мама, помните, вы бьете того, кто слабее, кто не может защитить себя. Соразмерно ли наказание со степенью вины? Предположим, маму вывел из себя двадцатипятилетний сын – такое, увы, случается. Пригодятся ли в таких случаях подзатыльники? Какую меру воздействия выбрать? Если стукнешь – унизишь. А маленькому унижение не страшно?

Как правило, родители связывают появление заикания с испугом, острой психотравмирующей ситуацией, которая имела место в жизни ребенка. Они рассказывают о том, что произошло с малышом, когда он был на отдыхе у бабушки в деревне, на даче, в детском саду или санатории. Но во время беседы с родителями обычно выясняется, что предпосылки для возникновения заикания появились гораздо раньше. Зачастую оказывается, что в раннем детстве малыш перенес тяжелое заболевание, потребовавшее длительного курса лечения. Общая ослабленность во время болезни, страх перед инъекциями и другими способами лечения, пребывание в больничной обстановке, разлука с родными – все эти обстоятельства травмируют психику маленького человека.

Частые болезни, вынужденное сидение в домашней обстановке, ограничение контактов с людьми, особенно со сверстниками, отрицательно влияют на формирование личности ребенка. Одним из результатов воздействия неблагоприятных факторов часто становятся задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, появление ускоренного темпа речи. А эти симптомы – база для возникновения заикания.

Алеша родился на полтора месяца раньше срока, почти два месяца провел в детской больнице без мамы. Он рос физически слабым, например в три с половиной года не мог держать карандаш в пальцах – только в кулаке и на весу. Малыша тщательно лечили, он получал курсы массажа, занимался лечебной физкультурой, находился под наблюдением педиатра и невропатолога. Речь малыша изобиловала нарушениями звукопроизношения, была быстрой, недостаточно разборчивой. До четырех лет с Алешей занималась няня, потом его отдали в детский сад, но спать он там отказался, поэтому после обеда няня забирала его домой. Алеша охотно ходил в садик, но держался в сторонке от детей, на утренниках не выступал, на занятиях был пассивен. Мальчик очень ждал новогоднего праздника, гордился купленным костюмом. Но на праздник в таком же костюме пришел еще один мальчик, Алеша очень расстроился, расплакался и его увезли домой. Утром следующего дня обнаружилось, что Алеша заикается.

Можно ли считать, что причиной возникновения заикания в данном случае стало неприятное событие на новогоднем празднике? Далеко не все дети пришли на праздник в индивидуальных костюмах, но они не придали этому большого значения. Конечно, Алеша стал заикаться вовсе не из-за происшествия с костюмом. Неблагоприятные факторы, влиявшие в разные периоды на развитие ребенка, привели к возникновению «готовности» к заиканию. История на празднике стала лишь толчком, и если бы не это событие, какое-нибудь другое явилось бы той последней каплей, которая «подтолкнула» ребенка к заиканию. Можно сказать и так – у Алеши была предрасположенность к возникновению заикания: и неврологическая, и психологическая, и соматическая.

Дима родился после восьми лет брака, когда родители уже почти потеряли надежду иметь ребенка. Конечно, мальчик стал для них, особенно для мамы, всем в жизни. Мама ушла с работы, она старалась создать для сына идеальные условия, оберегала от всего, даже в поликлинику Диму не водили, к нему вызывали врача, рекомендованного друзьями семьи. Мама отказалась от прививок, была категорически против детского сада, всю себя посвящала сыну. В шесть лет мальчик не отходит от матери, все время держит ее за руку. Мама говорит, что Дима ни на минуту не остается один, засыпает, только когда она сидит рядом, не разрешает гасить в комнате свет. Дима плохо ест, беспокойно спит, вечером часто капризничает. Когда в гости приходит двоюродная сестра, мальчик отбирает у нее игрушки, требует к себе повышенного внимания, не терпит, когда взрослые обращаются к девочке, играют с ними обоими. Родители обращались к различным специалистам по поводу заикания Димы, но считают, что все дело в болезненном состоянии мальчика, в том, что он «нервный, слабый», что к нему нужно относиться бережно. В их понимании «бережно» означает потворствовать во всем и не перечить ни в коем случае.

Дима – это классический образец неправильного воспитания. Ребенок чувствует себя центром вселенной и уверен, что так и должно быть. Он уже прекрасно знает, что мама больше всего на свете боится обидеть его, не угодить, расстроить и, конечно, пользуется этим в полной мере. Нетрудно догадаться, что любая ситуация, в которой Дима столкнется с иным к себе отношением, то есть, когда его будут воспринимать как обычного ребенка, вызовет у него протест, – и это самая настоящая психотравмирующая, стрессовая ситуация для мальчика. Пока он находится дома, родители постараются обеспечить ему режим наибольшего благоприятствования, но остается только предполагать, что произойдет, когда мальчик попадет, например, в школьную обстановку, где ему придется быть одним из многих, а не единственным объектом внимания. Станет ли эта ситуация причиной заикания? Или толчком для ее возникновения?

Бывает и так, что родители вступают в противоборство, стараясь доказать правильность своего метода воспитания и обращения с ребенком. Часто «клин клином» пытается вышибать папа.

Родители Жени работали за границей, поэтому до трех лет мальчик жил у бабушки. Женя рос пугливым, тихим ребенком. Когда родители вернулись домой, они забрали мальчика к себе и отдали в детский сад. И тут выяснилось, что мальчик боится спать в садике, плохо ест, плачет, не хочет играть с другими детьми. Воспитатели предложили забирать малыша домой после обеда, но папа решил принять строгие меры, чтобы закалить ребенка и «сделать его мужчиной», поэтому Женю оставили в круглосуточной группе садика . Через два дня из садика позвонили и сказали, что Женя замолчал, ничего не ест и все время плачет. Малыш не разговаривал несколько дней, а затем у него развилось сильное заикание.

Специалисты всегда стараются анализировать состояние ребенка в комплексе, потому что иногда родители не могут припомнить никакой психотравмирующей ситуации, никакого фактора, послужившего толчком к появлению заикания. Вот почему так важно тщательно собрать анамнез, выслушать близких ребенку людей.

Итак, окружающая ребенка среда имеет огромное значение для нормального функционирования нервной системы маленького человека, то есть от воспитания, которое ребенок получает в семье, во многом зависит его нервно-психическое состояние. К сожалению, порой взрослые взваливают на ребенка непосильное бремя, руководствуясь весьма благими целями. Казалось бы, такая ерунда – выучить стихотворение строк в двенадцать, прочитать быстро и четко рассказ в пару страниц. Действительно, для взрослого человека это нетрудно. Но не стоит делать из ребенка маленького взрослого, ведь малышу многое просто не под силу.

Родителям хочется, чтобы ребенок рос умным, чтобы его способности развивались гармонично, чтобы он всегда радовал успехами, чтобы его достижения были предметом гордости близких. И, казалось бы, обеспечить необходимые условия так просто – записать ребенка в студию, кружок, центр развития, школу и т. д. Ну а дальше дело техники: мама ведет в бассейн, дедушка – на танцы, папа – в музыкальную школу, сестра – в дом детского творчества. Вечером нужно выполнять домашние задания, в выходные – на репетицию. Переутомление сказывается не сразу, усталость накапливается постепенно. Ребенок теряет аппетит, сон становится беспокойным, появляется тревожность: «Успею ли подготовиться, сделаю ли достаточно хорошо, буду ли лучшим, не огорчу ли маму, не разочарую ли бабушку?»

Сережа начал заикаться, когда ему было два годика. До этого возраста, со слов мамы, все было нормально. В два года Сережа переболел пневмонией, долго лечился, ослаб, плохо ел. Заметив запинки в речи мальчика, родители обратились к специалистам, ребенок прошел курс лечения – и все прошло. В садик мальчик ходит охотно, это активный, старательный, жизнерадостный малыш.

Сейчас Сереже пять лет, и он очень занят: занимается борьбой, танцами, ходит на подготовительные занятия в школу для маленьких и в бассейн. Несколько недель назад, весной, в речи мальчика снова появились запинки. Слушаю Сережу и отмечаю, что темп речи у него ускоренный, частые повторы слов, звуков, слогов, задержки – и типичные речевые судороги.

Конечно, чрезмерные перегрузки неблагоприятно сказалась на состоянии Сережи. Маме и папе следует относиться к сыну особенно бережно: задачи, возложенные на маленького и не очень крепкого человечка, слишком велики. Если в прошлом у ребенка были запинки, быстрая речь, заикание, график его жизни не должен быть слишком напряженным. Усталость, переутомление не позволят ребенку заниматься успешно, а неудачи, неумение справиться с заданием, могут негативно сказаться на состоянии нервной системы.

www.e-reading.mobi

В чем причины заикания и как верно подобрать лечение этой патологии у детей

В логопедии заикание определяется как сложное нарушение речевой деятельности, проявляемое в виде непроизвольного повторения одних и тех же звуков по несколько раз вследствие судорожных сокращений органов артикуляции. Часто также наблюдаются отклонения ритмичности речи и возникают непроизвольные остановки при произношении фразы. Проблема не является исключительно речевой, так как обычно сопровождается определенными нарушениями работы центральной нервной системы. Лечение заикания у детей зависит от причин, вызвавших данное состояние.

Наиболее распространено данное явление в детском возрасте (до 5 лет), когда речь формируется и развивается. Чаще заикание встречается у мальчиков, а сама проблема диагностируется у 3% всех детей.

Причины развития заикания

Существует множество факторов, которые влияют на развитие речи. Некоторые из них могут стать предпосылками развития заикания у ребенка.

Причины заикания у детей могут быть следующими:

  • предрасположенность на наследственном уровне (проявляется с младенчества, возникает в начале развития речевой деятельности, может сопровождаться другими симптомами, такими, как энурез, повышенная тревожность, страх по ночам);
  • повреждения головного мозга в период до рождения и во время родов (перинатальные недуги, связанные с токсикозом матери во время беременности, удушением, внутриутробной гипоксией, снижением доступа кислорода во время родов, травмами, полученными при родовой деятельности);
  • тяжелые заболевания инфекционной природы, перенесенные в детстве (менингиты, корь, коклюш, энцефалит, тиф). Чаще всего отклонение, спровоцированное инфекциями, проявляется в более позднем возрасте – около 7-8 лет (классифицируется как заикание у детей дошкольного возраста);
  • получение сильных черепно-мозговых травм;
  • гипотрофия (данное состояние может вызвать заикание как в раннем детском возрасте (для детей 3 лет), так и в более позднем (до 10 лет));
  • рахиты;
  • переучивание левши писать правой рукой;
  • факторы, влияющие на психическое состояние ребенка – страхи, конфликты, ссоры, радость или строгий стиль воспитания, свойственный родителям.
  • Потрясения психического и психологического характера могут спровоцировать заикание не только у маленьких детей, но и у подростков 14-15 лет. В некоторых случаях отклонение провоцируется повторением манеры общения человека, который заикается.

    Распространены ситуации, когда заикание у детей дошкольного возраста не является единственным заболеванием речевой системы, комбинируясь с дислалиями, дизартриями, тахилалиями, алалиями, ринолалиями.

    Разновидности отклонения

    Перед тем как вылечить заикание у ребенка, следует точно определить, к какой разновидности патологии конкретный случай относится. Заикание как патологию можно классифицировать одновременно по нескольким основаниям.

    Так, по степени выраженности симптомов выделяют заикание:

    1. легкой формы (симптоматика практически не выражена, заикание может проявляться при спонтанной речи в виде запинок судорожного характера);
    2. средней формы (заикание наблюдается как при монологических высказываниях, так и при ведении диалога);
    3. тяжелой формы (запинки встречаются при высказываниях любого типа и характера, заикание носит затяжной характер, что делает коммуникацию сложной или практически неосуществимой).

    Распространена классификация, рассматривающая источник заикания как таковой. Патогенетические разновидности включают:

    • заикание в форме расстройства речевого функционирования (логоневроз);
    • заикание, связанное с анатомическими или органическими сбоями работы центральной нервной системы (запинки неврозоподобного вида).
    • Заболевание может по-разному протекать в зависимости от частоты проявления соответствующих симптомов. Различают следующие виды заикания:

    • волнообразное заикание (сохраняется постоянно, но в зависимости от времени, условий и обстановки может проявляться в большей или меньшей степени).
    • рецидивирующее заикание (может на некоторое время исчезнуть, а потом появиться вновь);
    • постоянное заикание (с течением времени не исчезает и не уменьшается).
    • Последняя классификация рассматривает механизм проявления патологии. По характеру судорожного проявления рассматривают заикание:

    • клоническое (за счет частого сокращения артикуляционных мышц происходит многократное повторение одного и того же звука);
    • тоническое (связано с мышечным состоянием тонуса, которое может развиваться в тканях языка, губ и щек, что провоцирует остановку произношения);
    • смешанное (в зависимости от соотношения различают клоно-тоническое и тонико-клоническое);
    • дыхательное;
    • голосовое;
    • артикуляционное.
    • Проявления болезни

      Патология имеет четкие и явные симптомы, которые в зависимости от причины и истока развития болезни могут иметь особенности. Общими проявлениями заикания являются:

    • движения во время произношения – непроизвольные сокращения мимических мышц, моргание, раздувание носовых крыльев;
    • использование дополнительных эффектов, целью которых является снижение видимости патологии – зевание, смех, кашель;
    • судорожные явления в момент до начала речи или при произнесении слов (проявляется в неспособности сразу произнести слово или многократным повторением одного из слогов);
    • нарушения дыхания (дыхание носит поверхностный, аритмичный характер, речь начинается на глубоком вдохе или выдохе).
    • В детстве патология может также сопровождаться рядом отклонений вегетативного плана: гипергидрозом, тахикардией, нетипичным изменением цвета кожи, изменением показателей артериального давления при проговаривании слов.

      Если заикание носит неврозоподобный характер, зачастую речь носит невыразительный, монотонный характер. Темп произношения ускоренный, а в целом речевая деятельность повышена. Могут наблюдаться и другие проявления – неразборчивость почерка, невыразительность мимических и моторных действий. Особенно явно симптоматика проявляется тогда, когда ребенок устал.

      Логоневроз обычно сопровождается резким ухудшением качества речи, так как в основе данной патологии лежит состояние, связанное со значительной нагрузкой на психоэмоциональную сферу.

      Активность ребенка снижается, наблюдается фиксирование на слоге, который он не может произнести. Часто проявляется боязнь речи. Дыхательная система, как и голос, подвержена судорожным проявлениям. Патология носит непостоянный характер и в отсутствие неблагоприятного фактора снижается.

      Диагностика проблемы

      Для создания полной картины болезни, а также определения точной причины, по которой она возникла, ребенка должен обследовать не только логопед, но и детский врач, психолог, психиатр и невролог.

      Важно точно и полно собрать анамнез состояния, так как это оказывает решающее влияние на выявление истоков болезни и подбор нужной терапии. Указывается время, в которое появился дефект, факторы, этому поспособствовавшие, а также приводится информация о степени развитости ребенка в плане речевой деятельности и описывается состояние дыхательной системы.

      Ряд терапевтических анализов и исследований обязательно включает:

    • оценку речевой активности (дыхание при разговоре, темп речи и тембр голоса, отклонения моторики и произношения, наличие, тип и частоты судорог);
    • определение состояния центральной нервной системы (ЭЭГ, МРТ, реонцефалография).
    • Опционально для конкретного случая могут быть подобраны специальные дополнительные исследования.
    • Способы коррекции заикания

      Правильно и максимально быстро устранить дефект можно только у врача, так как именно медик может подобрать адекватное лечение, исходя из анамнеза заболевания.

      Участие в лечении невролога требуется только в том случае, если заболевание вызвано поражением ЦНС, психолога – если имела место ситуация, эмоционально повлиявшая на ребенка и приведшая к заиканию. В остальных случаях патологии речевой деятельности корректируются логопедом.

      Методы лечения заикания включают:

    • воздействие гипнозом;
    • иглоукалывание;
    • лечение заикания у детей в домашних условиях;
    • устройства против заикания;
    • лечение лекарственными средствами;
    • массажи, ванны;
    • гимнастика для нормализации работы системы дыхания;
    • логоритмические и логопедические упражнения.
    • Медикаментозная терапия обычно используется в качестве дополнительной, так как используемые препараты не могут устранить дефект. В зависимости от состояния больного могут назначаться таблетки гомеопатического действия, ноотропы, препараты от судорог, успокоительные и транквилизаторы.

      Посредством гипноза не лечат состояния, возникающие от заикания у детей младшего возраста. Для старших детей это один из самых действенных и простых способов вылечиться – улучшения достигаются после первого сеанса, а после 10 занятий может наступить полное излечение.

      Метод точечного массажа основан на том, что воздействие производится на активные точки организма. Начинать подобную терапию лучше как можно раньше, так как ее эффективность с возрастом может значительно снижаться.

      Дыхательная гимнастика направлена на формирование привычки правильного дыхания. Дыхательные упражнения при заикании действенны в ситуациях, когда патология спровоцирована неправильным, поверхностным дыханием при произнесении слов. Таким образом лечат детей от 4 лет.

      Занятия по логоритмике при заикании у детей могут скрыть дефект речи за счет тренировки голоса. При помощи логоритмического метода корректируют патологию речи у детей дошкольного возраста.

      Обычно занятия включают следующие аспекты:

    • игра на инструментах;
    • пение;
    • мышечное расслабление;
    • гимнастика для коррекции дыхания;
    • упражнения на артикуляцию.
    • Для детей с заиканием разработаны специальные приборы, позволяющие слышать собственную речь с небольшим запаздыванием. Более совершенные устройства могут отражать то, как ребенок должен произнести слово правильно или снижать громкость голоса фоновыми шумами (современные приборы способны регулировать уровень громкости голоса).

      Некоторые прибегают к лечению заикания травами – такими, как крапива, зверобой, мелисса, вереск, хмель или ромашка. Отвары на основе таких сборов оказывают мощный успокаивающий эффект. Такое воздействие требуется при заикании у детей, которое было спровоцировано психоэмоциональными негативными факторами.

      Возможные последствия патологии

      Даже при полном излечении заикания могут остаться заболевания психического характера, связанные с неспособностью преодолеть боязнь проблемы. Распространены следующие случаи следовых нарушений:

    • значительное понижение самооценки ребенка;
    • отсутствие достаточного уровня адаптации в обществе;
    • страх речевой активности (логофобия);
    • страх произнесения звука, который раньше не получалось произносить с первого раза (звукофобия).
    • В отдельных случаях профилактика и лечение могут привести к обратному эффекту, усугубив проблему.

      Как минимизировать риск развития состояния

      Необходимые меры для того чтобы лечение заикания у детей в домашних условиях было эффективным, включают в себя следующие мероприятия:

    • обеспечение ребенку нормальной психологической и эмоциональной обстановки;
    • постоянное общение с ребенком;
    • контроль над правильностью произношения слов и дыхания.
    • С ребенком лучше разговаривать достаточно медленно, но понятно и четко – так ребенок научится контролировать темп своей речи. Во избежание проявления симптомов также нежелательно перебивать детей во время разговора.

      С ранних лет лучше приучать детей к неторопливому изложению мыслей – так им будет проще научиться говорить правильно и без дефектов. Хорошо развить речь помогает чтение книг вслух с последующим пересказыванием их содержания, но если ребенок уже начал заикаться, лучше не заставлять его это делать без его желания.

      Важно создать благоприятную семейную обстановку, так как от этого напрямую зависит психологическое состояние ребенка. Нежелательны ссоры, крики и попытки наказать ребенка.

      Ребенка с дефектом речи важно хвалить даже за незначительные успехи. В то же время не стоит ребенка баловать, так как в этом случае отказ может спровоцировать появление заикания на фоне негативных эмоций. Как вылечить заикание у ребенка в конкретном случае максимально эффективно решает врач.

      Профилактические меры

      К основным общеоздоравливающим методикам профилактики речевых дефектов можно отнести:

    • ограничение взаимодействия ребенка с людьми, имеющими речевые недостатки, в особенности заикание;
    • создание нормальной психологической обстановке в доме;
    • снижение риска психологического или физического травмирования ребенка;
    • составление нормального режима дня;
    • использование мягких способов наказания за провинности;
    • письмо, чтение, пересказы и другие занятия, повышающие качество речи.

    Если заикание когда-либо было или наблюдается в настоящее время, ребенок должен находиться под постоянным наблюдением врачей, особенно невролога и логопеда.

    Литература для чтения с ребенком должна подбираться в соответствии с возрастом, так как иначе образы могут напугать или впечатлить ребенка так, что проявятся симптомы отклонений речевой активности. Особенно это касается страшных или печальных сказок.

    То же самое относится к просмотру передач по телевизору или длительному использованию сети – нервная система ребенка не может справиться с такой нагрузкой, поэтому избыток информации может стать причиной множества отклонений, в том числе связанных с речью.

    Сразу после лечения лучше ограничить ребенка в развлечениях, так как новые сильные эмоции могут вернуть прежнее дотерапевтическое состояние.

    По возможности близкие люди должны говорить с заикающимся максимально четко и плавно, чтобы по примеру он учился говорить правильно. Развитию правильного дыхания способствуют занятия танцами и пением, поэтому для заикающихся детей такие занятия очень полезны.

    Обычно такая проблема, как заикание, требует врачебного вмешательства, так как самостоятельно добиться успехов в коррекции этой патологии сложно. Для максимально эффективного лечения важно выбрать, как лечить заикание у ребенка в конкретном случае. Дефект хорошо поддается коррекции при своевременном и адекватном ее проведении.

    vseorechi.ru