Как вылечить легкую умственную отсталость

Лёгкая умственная отсталость у взрослых

Специалисты выделяют три формы умственной отсталости: тяжелую (или глубокую), среднюю и легкую. Как правило, легкая умственная отсталость у взрослых людей практически не мешает им вести обычный образ жизни, контактировать с окружающими и заниматься трудовой деятельностью.

Легкой формой считается умственная отсталость, при которой наблюдается небольшое снижение интеллекта. Показатель IQ у таких пациентов составляет около 50-69. Зачастую такие люди осознают свое заболевание и стараются скрыть его от окружающих. Легкая форма умственной отсталости даже поддается корректировке. Снижение интеллекта с возрастом не происходит, но при правильном воспитании и обучении возможно его незначительное повышение.

Другое название легкой формы умственной отсталости – дебильность. У пациентов, получивших такой диагноз, наблюдаются повреждения отделов головного мозга, которые могут быть вызваны детскими травмами или инфекционными заболеваниями, перенесенными в младенческом возрасте. Однако внешне человек, страдающий дебильностью, не отличается от здоровых людей.

Особенности легкой формы умственной отсталости

Как правило, легкая умственная отсталость у взрослых не проявляется неожиданно. Снижение интеллекта можно заметить уже в раннем возрасте, начиная от трех лет, когда дети активно познают мир и осваивают речевые и коммуникативные навыки. Позднее, уже в школьные годы, умственная отсталость может стать причиной плохой успеваемости. У таких детей нередко бывает хорошая память, но они не могут сконцентрироваться на каком-либо предмете изучения и плохо понимают объяснения учителей.

Взрослый человек, страдающий умственной отсталостью, нередко подвержен влиянию со стороны. Поэтому такие люди нередко попадают в плохие компании, будучи подростками, и связываются с миром криминала, уже достигнув совершеннолетия. Такие люди не имеют своего мнения по каким-либо вопросам, плохо усваивают любую информацию, нередко отличаются распущенностью в поведении и не способны к самоконтролю. Однако среди умственно отсталых людей могут встречаться настоящие гении, чему есть немало исторических подтверждений.

Лечение умственной отсталости

Еще XIX века многие врачи и ученые пытались выявить причины умственной отсталости и пробовали различные методы лечения. Однако на сегодняшний день полное излечение даже легкой формы не представляется возможным. Тем не менее, если с самого детства правильно подходить к воспитанию ребенка, используя современные методики, можно добиться впечатляющих результатов.

Легкая умственная отсталость у взрослых и детей может проявляться по-разному. Одни пациенты требуют к себе повышенного внимания, другие, напротив, отличаются замкнутостью. Как правило, у таких пациентов не слишком ярко выражены эмоции, однако они могут проявлять агрессивность. Поэтому необходим контроль специалистов, которые могут прописать при необходимости успокоительные или стимулирующие препараты.

Однако наиважнейшую роль в лечении умственной отсталости играет воспитание. Методики, разработанные специалистами для детей, страдающий легкой формой снижения интеллекта, направлены на установление контакта между родителями и ребенком. Родителям необходимо запастись терпением и применять на практике все рекомендации врачей. В большинстве случаев легкая форма умственной отсталости поддается корректировке, однако чем раньше началось лечение, тем более эффективным будет полученный результат.

psygermany.ru

Лёгкая умственная отсталость у детей

Сегодня достижения науки позволяют более точно дифференцировать различные формы детской умственной отсталости. Этих форм несколько, среди них легкая умственная отсталость у детей – дебильность, определить которую, порой, бывает очень непросто.

Характеристики легкой умственной отсталости

Под умственной отсталостью понимается неспособность ребенка обучаться, быть самостоятельным в определенной возрастной группе. Развитие таких детей протекает намного медленнее, чем у их сверстников. Им не интересно, что происходит вокруг них, они не могут адекватно оценивать происходящие события и совершаемые действия.

В раннем возрасте они позже начинают играть игрушками, улыбаться, реагировать на предметы, которые видят, на звуки, которые слышат – все виды реакций происходят с опозданием. Эти детки часто страдают эпилептическими припадками, врожденными сердечными болезнями и проблемами со слухом.

Виды детской умственной отсталости

Ученые, классифицируя умственную отсталость, используют 4 категории. В основе классификации, лежит интеллектуальный индекс IQ. Если ребенок имеет значение индекса от 50 до 70, то ему диагностируется дебильность — легкая умственная отсталость.

Такие дети способны обучиться чтению и счету, но для этого нужно желание и терпение взрослых. При обеспечении помощи и нужной поддержки, они могут, с возрастом, добиться независимости и жить самостоятельно.

Лечение дебильности

Умственное несовершенство это специфическое состояние, при котором интеллектуальное развитие ребенка имеет ограничения, они определяются тем, насколько хорошо функционирует его центральная нервная система, которое не поддается лечению. Врачи назначают стимулирующую терапию, при отсутствии каких либо противопоказаний, но ее эффективность зависит от биологических возможностей организма данного конкретного ребенка.

Обучение детей с диагнозом дебильность

В дошкольном периоде лёгкая умственная отсталость у детей не мешает им общаться со сверстниками, их отставание в развитии сенсорной моторики и двигательной сфере практически незаметны. В силу этого, они практически не отличаются от здоровых детей. Достигнув школьного возраста, они могут, не без помощи учителей и близких, окончить 5 классов. В своем большинстве, детям, которым поставлен диагноз дебильность, рекомендовано посещение вспомогательной школы, но часть родителей не желает этого. Они хотят, чтобы их дети посещали обычную школу, поскольку многие школы имеют коррекционные классы.

Причины легкой умственной отсталости

Неполноценное развитие ребенка может быть вызвано любым фактором, который способен оказать влияние на мозг плода во время беременности, при родах, или до возраста трёх лет жизни.

К основным группам причин, способных вызвать умственную отсталость, относятся:

  • генетические и хромосомные патологии;
  • патологии плода, возникшие во время беременности из-за приема алкоголя, употребления наркотиков, недоедания, заболевания краснухой и другими вирусными инфекциями;
  • сложные роды, которые привели к повреждению головного мозга новорожденного;
  • перенесенные ребенком инфекционные болезни менингит и энцефалит, отравления ядами, например, ртутью, а также полученные тяжелые травмы головного мозга;
  • нахождение ребенка в социально-опасной среде.
  • Профилактика

    Профилактика может быть очень эффективной при некоторых формах детской умственной отсталости. Она заключается:

  • в применении методов защиты от травм, получаемых при родах;
  • в раннем определении и своевременном лечении таких болезней, как: тяжёлая форма желтухи; гипоксия; гипогликемия; фенилкетонурия; галактоземия и других;
  • раннее выделение детей, имеющих симптомы энзимопатии;
  • в определении, с помощью генетических консультаций, наследственных заболеваний родителей, для исключения числа носителей изменённых генов.
  • Даже, если человек с детства носил диагноз «легкая умственная отсталость у детей», он, при условии хорошей адаптации, став взрослым, растворится в общем потоке людей. Такие люди работают, пусть даже и на простой работе, женятся, имеют детей, живя, казалось бы, обычной жизнью. Но, при этом, им всегда будет необходима помощь окружающих в сложных жизненных или экономических ситуациях.

    psyplaneta.ru

    Легкая умственная отсталость. Печально, но жить с этим можно

    У моей старшей дочери легкая умственная отсталость. Этот диагноз нам поставили, а спустя три года и повторили, в шестой психиатрической больнице города Москвы (сейчас она как-то по другому стала называться, типа центр охраны психического здоровья детей и подростков). До этого была выраженная задержка речевого развития — ребенок не говорил фактически до 4 лет. Задержка эта, в свою очередь, сопровождалась запоздалым психомоторным развитием. Дочь самостоятельно села только месяцев в 9, начала ползать к году, пошла полностью самостоятельно только в год и четыре месяца.

    Собственно, лет до 3-х ребенок почти не отличался от сверстников, разве что была несколько более медлительной. Дочь не была истеричной, не делала чего-то экстра-неадекватного, просто не говорила. Я была глупа и верила, когда мне говорили — не переживай, заговорит. Запаниковала только в три года. Присоветованный знакомыми невролог прописала Энцифабол и /pharmacy/30155-pantogam. Позже — /pharmacy/2477-cortexin. Как результат лечения, появились слоги, но слов не было.

    В четыре года стали заниматься с дефектологом, вот здесь уже эффект был весьма заметен — появились слова в активном запасе, дочь стала повторять новые слова и фразы. В возрасте пяти лет дочь жила со своим отцом (моим бывшим мужем) в другом городе, ходила в сад. Там дефектолога не было — занимались с садиковским логопедом. Эффект как таковой отсутствовал, год оказался потерян.

    С шести до семи лет занимались в Москве в «Зеленой ветке». Дефектолог там была чудесная, а вот с логопедом нам не повезло — эффекта от занятий практически не было. В этот же год нас отправили на ПМПК, специалисты которой, пообщавшись с ребенком, никак не хотели давать направление в логопедическую школу. Просили заключение психиатра.

    Заключение психиатра, а точнее комиссии шестой психиатрической больницы, было — умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная другими уточненными причинами. Как я понимаю, эта причина ОНР. Ранее нам писали ОНР какой-то там степени (кажется 1-ой), сейчас это элементы ОНР. Также в анамнезе стертая дизартрия, нарушение формирование письменной речи.

    Как и многие родители, услышав диагноз УО, я вначале не поверила, а потом расстроилась. Тут еще и отчетливо стали прорисовываться перспективы попасть школу 8 вида. Снова расстройство. Но так или иначе, пошли мы именно в такую школу.

    Отдельно скажу о школе. Тогда она мне показалась очень неплохой — маленькая наполняемость классов, хорошее оборудование, наличие группы продленного дня и т. д. Было лишь одно но — в классе были дети с ОООчень разными диагнозами: синдром Дауна, аутизм, УО разной степени. В итоге, и я это поняла гораздо позже, образовательный процесс был ориентирован на самых слабых детей. Мой ребенок был отличником, и это при том, что писала (и пишет)

    она с грубейшими ошибками, решать задачи не может ВООБЩЕ. Единственное, что читает весьма неплохо даже для обычной школы.

    Но именно в этой школе нам невероятно повезло с логопедом — за два года она успела поставить звуки «к», «л», «ш», «ж» «ц», «ч», «щ», частично «р»… Да, у нас не было фактически половины алфавита. За первый школьный год словарный запас у дочери очень и очень расширился, но сама речь была жутко аграмматичной. Логопед даже сказала, что, скорее всего, аграмматизм у нее останется. Но, к счастью, после летних каникул дочь как-то резко правильно склонять слова, изменять их по родам, числам и т. д.

    Третий класс мы также дополнительно занимались с логопедом, отметить чего-то значительного не могу, автоматизировали все шипящие.

    Сейчас у нас новая школа (мы переехали жить в деревню) и новый логопед. С одной встречи стало понятно, что она специалист экстра-класса — обратила внимание на то, на что должным образом, не обращал внимание ни один предыдущий специалист. У ребенка зажаты мышцы лица, что, как я понимаю, и является причиной стертой дизартрии. Для меня стало открытием, что у дочери практически отсутствует мимика. Нет, она, конечно, и улыбается, и хмурится, но эмоции на лице видны не так ярко, как у большинства людей. И, к примеру, мой ребенок не может изобразить удивление с помощью бровей.

    Наш новый логопед сказала, что перво наперво займется устранением этого зажима, а уже потом доработкой звуков. Что очень порадовало, так это ее уверенность, что с нашей речью будет ПОЛНЫЙ порядок. При регулярных занятиях нечеткость произношения уйдет. Сейчас каждый день делаем специальные упражнения для расслабления мышц.

    Что касается учебы, то в новой школе мы пошли не в четвертый, а в третий класс. Сказалось ориентация в московской школе на наименее сильных детей, а также то, что наша учительница прямо заявляла, что «ТАКИЕ» дети не способны овладеть математикой. Но ведь программа для школ 8 вида составляется под таких детей, значит же могут… Оценки по русскому языку и по математике, в основном, 3 или 4, по литературному чтению, устной речи, живому миру — преимущественно 5. Сейчас учим таблицу умножения на 2 и на 3, пока просто проговариваем, а далее будем и прописывать, трудные слова из орфографического словаря.

    В социальном плане дочь развита неплохо: умеет поддержать разговор, в том числе и с незнакомыми людьми, легко пользуется сотовым телефоном, скайпом, находит что ей нужно в поисковых системах. С другими детьми не конфликтна, поддерживает игры (свои предлагает редко), стремится всех пригласить в гости. Что расстраивает, так то строптивость и дух противоречия в отношении со мной. Ну, это, наверное, для многих детей ее возраста характерно. Как говорится, в своем отечестве.

    m.baby.ru

    Умственная отсталость легкой степени

    Умственная отсталость легкой степени (дебильность) – наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности (70-85% всех случаев психического недоразвития). В Международной классификации болезней МКБ-10 это расстройство обозначается шифром F 70. Ранее выделялось несколько степеней дебильности – легкая, выраженная, глубокая, что позволяло более точно подходить к вопросам обучения, трудоустройства и обоснования признаков инвалидности у таких больных.

    Основные признаки умственной отсталости легкой степени

  • Коэффициент интеллекта IQ – 50-69
  • По Бине и Симону дебильность устанавливается у ребенка, который общается с окружающими, используя устную и письменную речь, но отстает в развитии от сверстников на 2-3 года и это не связано с неправильным посещением школы
  • Психомоторное развитие нарушено с раннего детства – позже начинают ползать, сидеть, ходить, говорить
  • Обычно отмечаются дефекты физического развития, неврологическая микросимптоматика, моторная неловкость, косноязычие, бедность и невыразительность мимики
  • Фразовая речь – с 3-4 лет
  • Различают основные и часть дополнительных цветов, выделяют предметы по форме, размеру, весу
  • При легкой умственной отсталости отмечается слабость абстрактного мышления, неспособность к сложным суждениям, отвлечению и обобщению, выделению существенных признаков предметов и явлений, полная беспомощность в заданиях на сообразительность
  • Ребенок, у которого имеется дебильность, может формировать хорошо известные ему группы: «животные», «фрукты», а иногда и «транспорт», «инструменты», «люди», но делает это по конкретно-ситуационным признакам
  • Если имеется умственная отсталость легкой степени, недоступно понимание переносного смысла пословиц, метафор, характерно буквальное их толкование
  • Выявляется бедность словарного запаса, склонность к употреблению слов без точного знания их смысла. Выражение своих мыслей вызывает большие затруднения, часто ребенок с легкой умственной отсталостью не может дать определение тому или иному предмету, заменяя слова междометиями и жестами
  • Пересказ однократно прочитанного текста обычно затруднен, при повторном прочтении ситуация улучшается, но скрытый смысл, подтекст обычно остается нераспознанным
  • Решение арифметических задач в два и более действия недоступно, причем помощь педагога обычно не воспринимается
  • Память снижена, хотя механическое запоминание дат, имен может быть хорошим
  • Отсутствует фантазия, воображение, чувство юмора
  • Интересы – сказки, телевизор, иногда – компьютерные игры
  • Поступки непоследовательны, характерно подражательство, внушаемость, подверженность чужому влиянию, раздражительность или апатичность
  • Принципы лечения и реабилитации при умственной отсталости легкой степени

  • Чем раньше начато лечебно-педагогическое воздействие, тем лучше результат коррекции нарушений при дебильности
  • В первые годы жизни эффективны повторные курсы рефлексотерапии, в том числе сегментарного и точечного массажа, позволяющие стимулировать кровообращение и обменные процессы в коре головного мозга
  • Большое значение имеет правильное питание, игры на свежем воздухе, регулярные занятия лечебной физкультурой, плавание, иппотерапия, музыкотерапия, постоянное общение со здоровыми сверстниками
  • Необходимы ежедневные развивающие занятия, периодические консультации дефектолога, психолога и выполнение полученных рекомендаций, посещение детского сада, школьные занятия
  • У взрослых, у которых с детства диагностирована умственная отсталость легкой степени, в коррекции на первый план выходит регулярная физическая активность, работа по дому и на производстве, социальная адаптация
  • При правильном воспитании и обучении, своевременной коррекции сопутствующих неврологических и психических расстройств, лица с легкой интеллектуальной недостаточностью могут повысить свой IQ на 10-15 единиц, научиться читать и писать, общаться с окружающими, закончить 4-5 классов общеобразовательной школы или вспомогательную школу, приобрести профессию, успешно работать, создать семью и самостоятельно жить. Конечно, таких результатов достигают далеко не все, но потенциал для этого есть практически у каждого, особенно при легкой степени дебильности ( IQ 65-69).

    При более выраженном снижении уровня интеллекта дети могут учиться по специальной программе, приобретая преимущественно бытовые навыки и возможность заниматься простым неквалифицированным трудом (подсобный рабочий, уборщица, полевод). При наличии сопутствующих соматических заболеваний, патологии нервной системы, выраженных психических нарушений больные умственной отсталостью легкой степени (обычно это выраженная и глубокая дебильность) нетрудоспособны и нуждаются в назначении пособия по инвалидности.

    medblog.by

    Умственная отсталость у детей

    Умственная отсталость — это единственное официальное обозначение изменённого характера психического развития у детей, которое связано с наличием разницы между психическим и хронологическим возрастом и низким, по сравнению со сверстниками, уровнем интеллектуального и речевого развития. Ранее использовался термин «олигофрения» и выделялись три стадии:

    Последняя — самая тяжелая стадия, а дебильность — легкая умственная отсталость. В настоящее время эти термины лишь частично сохраняются в медицинской литературе и исключаются из официальной диагностики. Однако виды умственной отсталости у детей этим не исчерпываются, поскольку существует ещё и атипичная форма аутизма с умственной отсталостью.

    Специфика умственной отсталости

    Признаки умственной отсталости отражаются в непосредственно интеллектуальных особенностях и, во многих случаях, — анатомическом строении тела, его отдельных участков. Лечения умственной отсталости у детей не существует, но возможна коррекция состояния. Она связана с общими усилиями по воспитанию, привитию каких-то навыков, особому образованию, направленному на адаптацию в социуме. Особенно важно это, если проявляется легкая умственная отсталость у детей, которую ранее называли стадией дебильности. В будущем такие дети могут найти какую-то, не требующую серьёзного приложения интеллектуальных усилий, работу, завести семьи, быть полноценными членами общества. А это значит, что развитие и обучение им просто необходимы.

    Следует исходить из наличия четырёх основных степеней слабоумия. Основными критериями соотношения состояния и степени является психический возраст и уровень IQ.

    • Лёгкая – IQ 50-60, 9-12 лет.
    • Умеренная – IQ 35-49, 6-9 лет.
    • Тяжёлая — IQ 20-34, 3-6 лет.
    • Глубокая — IQ до 20, психический возраст до 3 лет.
    • Что такое психический возраст? Это возможность восприятия, формирования оценок информации, поведенческие факторы. Все основные особенности личностного самовыражения. Как видим, умственная отсталость не позволит психическому возрасту стать выше 12 лет. Человеку будет 20, 30, 60, а он так и будет воспринимать мир на уровне ребёнка 12 лет. И это далеко не самое страшное. Такое состояние позволит ему найти работу, друзей, вторую половинку. Беда лишь в том, что мир вокруг далёк от идеала. Поэтому люди с умственной отсталостью легко попадают в самые разные беды. Они очень серьёзно поддаются внушению, могут стать жертвами обмана, втянуться в криминальную среду. Кроме этого существует высокий риск возникновения алкоголизма. И это умственная отсталость легкой степени. Умеренная и тяжёлая соответствует тому, что ранее называлось нерезко выраженной и выраженной имбецильностью. Здесь уже можно вести речь о пожизненной инвалидности серьёзной группы. Если умеренная УО ещё позволяет людям хотя бы совершать самые примитивные и простые действия по самообслуживанию, то выраженная уже не позволяет. Что же касается глубокой формы, то это совершенно неприятная картина. Люди ничего не понимают, не обладают словарным запасом и умением его использовать, который позволил бы им адекватно передавать свои желания и состояния.

      В силу наличия степеней, большой градации возможных состояний и их возможных комбинаций с расстройствами психики и настроения однозначно ответить на вопрос о том, какими симптомами выражается умственная отсталость у детей.

      Общим является только то, что какие-то факторы повлияли на состояние ЦНС. Степень воздействия, его особенности и отражение на определённых участках головного мозга создают различные картины.

      Причины умственной отсталости

      Полный и детальный список стал бы достаточно большим справочником, возможно — в несколько томов. Это всё то, что каким-то образом может повлиять на плод и его развитие в утробе, как и на развитие младенца. В настоящее время к причинам олигофрении относят ещё и социальные, когда здоровый ребёнок не получает внимания взрослых, или получает его не в виде любви и заботы, но в качестве агрессии.

      Тем не менее, какие же можно назвать наиболее характерные причины умственной отсталости у детей?

    • Генетические. В таком случае УО вызывается генными или хромосомными аномалиями, предаётся с генетическим материалом от родителей к ребёнку. Существуют несколько синдромов, которые связаны с наследственностью.
    • Инфекционные. Причины возникновения умственной отсталости связаны с инфекционными болезнями матери, которые повлияли на плод.
    • Токсические и опьяняющие вещества, лекарственные средства. Другими словами, любые вещества, химические соединения, которые повлияли на развитие плода. Имеется в виду в первую очередь формирование нервной системы.
    • Облучение матери. Признаки слабоумия у новорожденных могут появиться даже в силу того, что беременная слишком часто проходила рентгеноскопические исследования.
    • Травмы, физическое воздействие. К таким относятся родовые, приведшие к повреждению ЦНС. Но не следует исключать и физическое травмирование плода в момент беременности.

    Часто причины представляют собой сложный комплексы. К примеру, причиной умственной отсталости может быть гипотиреоз, недостаточный уровень гормонов щитовидной железы. При этом у гипотиреоза тоже имеются какие-то свои причины возникновения. Ими могут стать гипоплазии щитовидной железы или её полное отсутствие, эндемический зоб у матери, который имелся во время беременности, наследственные факторы и просто дефицит йода и селена, без которых невозможна выработка тиреоидных гормонов.

    Таким образом, умственная отсталость причины возникновения может иметь разные, но выражаются они тем, что вредоносное воздействие приходится на определённые участки мозга. Поэтому признаки умственной отсталости у детей наблюдаются характерные для каких определённых связок причин и следствий.

    В большей части случаев конкретную причину установить не получается. Существуют чёткие синдромы, которые диагностируются по вполне закономерным критериям. Такими являются болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера и ряд других. Они происходят в силу хромосомных аномалий. Отметим о том, что даже достаточно хорошее изучение причины возникновения синдрома Дауна не даёт ответ на вопрос о том, как этого можно было бы избежать. Правда, существуют экспериментальные попытки. В частности, исследования роли гена Xist позволили заблокировать лишнюю, третью копию 21-й хромосомы. Приведёт ли это к появлению практики предотвращения возникновения синдрома пока не ясно, но надежды такие есть.

    Умственная отсталость: симптомы и диагностика

    Главный признак умственной отсталости – недостаточное психическое развитие, которое выражается преимущественно в интеллектуальном дефекта и проблемах построения отношений с социумом.

    Как уже говорилось выше, IQ ниже 70, а психический возраст не поднимается выше 12 лет. Нарушения в развитии или патология в определённых отделах мозга приводит к изменениям в функциях:

    Считается, что умственная отсталость не связана с прогрессированием каких-то психических расстройств. Это не совсем так. Она не является их непосредственной причиной, но люди с УО входят в число наибольшего риска. В первую очередь им свойственны расстройства настроения. Возможно и возникновение самых разных неврозов, а так же расстройств поведения и влечения, как и появление психозов.

    В момент диагностирования большое значение имеет возраст. Так, признаки умственной отсталости у новорожденных в основном сводятся к явным физическим аномалиями — искажённое строение черепа, слишком широкое или узкое пространство между глазами, всегда открытый рот, увеличенный язык и так далее. Сказать же что-то по реакции младенца на определённые раздражители можно только в том случае, если она существенно отличается от нормальной. К примеру, новорожденный вообще не плачет и лишь изредка подаёт звуки, у него нет оживления при появлении взрослых, которое должно появиться уже на третью неделю жизни.

    Для понимания наличия самой проблемы иногда не нужно быть большим специалистом. Если речь идёт про степень имбецильности, то это непременно будет бросаться в глаза. Даже при отсутствии серьёзных анатомических дефектов ребёнок всё равно отличается от других. Его движения слишком угловаты, размашисты. Заметно это и в поведении, способности понимать что-либо и реагировать, запоминать. Непременно нарушения скажутся и на речи. При этом речевые изменения будут более серьёзными, чем при задержке речевого развития, вызванной другими причинами.

    Наибольшую озабоченность в плане диагностирования вызывает как раз умственная отсталость легкой степени у детей, признаки которой могут быть достаточно размытыми.

    Определение уровня IQ в большинстве случаев на практике сводится к способности диагноста применять свои аналитические способности. Применяются критерии, которые оценивают самые разные уровни развития. Но если речь идёт про признаки умственной отсталости у детей 4 лет, то сделать какие-то определённые выводы может быть просто невозможно. Поэтому странному и нетипичному ребёнку может быть поставлен другой предварительный диагноз. Часто такими становятся аутизм или задержка психического развития.

    Каковы особенности представлений при умственной отсталости лёгкой формы?

    В основном они связаны с преобладанием конкретики, а само мышление ориентировано на объекты. Поэтому время такие дети воспринимают в качестве стрелок часов, а температуру тела в виде размера столбика ртути. Так же им свойственно выхватывание из всего массива информации только того, что им достаточно для возникновения примитивного понимания. При этом ситуация поддаётся контролю. Автор этого текста имел возможность наблюдать реакцию юноши, который окончил специальную школу и устроился работать на стройку в Московской области. Войдя в метро он выглядел немного растерянным, но не более, чем любой провинциал, который не так часто оказывается в Москве. А вот необходимость приобрести карту оплаты поставила его в тупик. Он стал в очередь просто по той причине, что заметил: большая часть входящих туда становится. Но что делать дальше он не знал, а вопрос «На сколько поездок?» окончательно выбил его из колеи. От растерянности он стал выкладывать все деньги, которые у него были. Однако сотрудник метрополитена оказалась добросовестной и не стала продавать парню лишние карты. Она продала ему карту-талон только на одну поездку. Он забрал оставшиеся деньги, подошёл к турникету и легко воспользовался талоном. Почему? Трудности вызвали попытки понять то, что не просто за проезд нужно заплатить, а купить что-то и как-то использовать. И это что-то может быть «поездкой». «Вам сколько поездок?» Как эта странная штука может стать аналогом денег — он ещё понимал, но аналогом поездок? Это выходит за грань представлений. Но тут же заметил, что делают другие пассажиры с этими картами оплаты, и сделал тоже самое сам.

    Если вопрос о том, как определить умственную отсталость у ребенка задают родители, то это не совсем понятно. Наличие таковой в действительности определит само себя.

    Очевидные признаки умственной отсталости у детей

    • Для ребёнка окажется слишком трудной программа обучения, которую легко воспринимает большинство его сверстников.
    • У него слишком медленный процесс понимания. Над условием задачи обычные дети не думают как над таковым. «У Пети три яблока. Вася дал ему пять яблок. Сколько стало яблок у Пети?» Дети сразу начинают складывать, а ребёнок с умственной отсталостью пытается осмыслить сам факт того, что нужно сложить яблоки Пети и Васи.
    • Такая же трудность может вызывать усвоение объясняемого материала. Возникает эффект, который по-народному называют «в одно ухо в летело, из другого вылетело». УО связана с серьёзными проблемами с оперативной памятью и концентрацией внимания.
    • В МКБ существует деление на диагнозы, которые завершаются словами «нарушение поведения, требующее ухода и лечения». Отклонения в поведении просто невозможно будет не заметить.
    • Этому следует уделить особое внимание. Лечение умственной отсталости как таковой невозможно. Но это не означает, что сам человек в лечении не нуждается. Представьте себе, что нормальному ребёнку или взрослому пришла в голову какая-то вредная идея, возник стойкий и нежелательный шаблон поведения. Такая ситуация может потребовать усилий психологов. Однако нормальное физическое и умственное развитие само по себе создаёт почву для того, чтобы возникло понимание. Можно убеждать, корректировать поведение, информировать нормальным образом.

      Если же аналогичное коснётся умственно отсталого, то всё будет гораздо сложнее. Нарушение поведения в данном случае нужно трактовать наиболее широко. Это любые поведенческие комплексы, которые включают в себя примитивное и яркое выражение раздражительности, гнева, агрессивности или апатии и аутизма. Основная сложность тут в том, что все критерии назначения каких-то препаратов хоть как-то связанных с психиатрией меняются, потому что иначе проявляют себя расстройства поведения, влечения, настроения и психики вообще. Меняется сам подход к норме. Поэтому психотерапия и психиатрия, если это необходимо, таких больных крайне затруднена. Иногда неприменимыми оказываются общие критерии диагностики.

      Обычно умственная отсталость лёгкой и умеренной степени сохраняет основные эмоциональные реакции — удовольствие, неудовольствие, возникновение приятных и неприятных чувств. Однако само выражение их может существенно отличаться от тех, что бывают у других людей. Порой различить форму выражения внутренних переживаний и возникновение психоза бывает очень сложно. Между тем лёгкие реактивные психозы и умственно отсталых встречаются достаточно часто. Что касается других расстройств, то частота их возникновения в 3-4 раза превышает ту, что имеется у всей популяции.

      При этом результат психоза чаще неблагоприятный и сопровождается возникновением устойчивого дефекта психики, который накладывается на имевший место быть ранее, вызванный самим физическим состоянием пациентов. Мнение о том, какой психоз встречается у таких больных чаще расходятся. Одни авторы считают, что это расстройства, связанные с эмоциональной сферой, а другие выделяют шизофрению. Последняя же имеет свойства протекать в обеднённой форме. В паранояльном или параноидном бреду присутствуют наиболее конкретные фабулы, не открашенные фантастическими элементами.

      psycholekar.ru