Кашёнкин луг аутизм

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ)

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП) Департамента образования города Москвы – один из первых созданных в Москве и России центров по оказанию комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам. Сайт центра: http://autismhelp.ru/

Открыт по решению Московского правительства в 1994 году. Имеет две площадки:

ул. Архитектора Власова, д. 19, стр. 2, телефон: (499) 128-9883

ул. Кашенкин Луг, д. 7, телефон: (495) 619-7487

В Центре работают опытные высококвалифицированные специалисты: дефектологи, логопеды, нейропсихологи, клинические и социальные психологи, психиатры, психотерапевты, педиатры, педагоги.

Диагностическая и коррекционная работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра

В Центре используются эффективные программы для детей с аутизмом различной степени выраженности.

  • «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» (TEACCH (Э.Шоплер, М.Ланзинд, Л.Ватерс)).
  • Программа «Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека» (Teaching children with Autism to Mind Read (P.Howlin, S.Baron-Cohen, J.Hadwin)).
  • Программа «Обучение речевым навыкам» (Teach Me Language (S.Freeman, L.Dake)).
  • Метод облегченной коммуникации (FC. M.Crossley).
  • Ориентация в социальном мире (Дженет МакАфи “Navigating the social world”).
  • Программа «Обучение спонтанной коммуникации аутистов и детей с другими нарушениями развития» (L.R. Watson “Teaching spontaneous communication to autistic and developmentally handicapped children”).

Начальная школа для детей с аутизмом

Учебный план школы включает три программы:

  • программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида, для детей, страдающих задержкой психического развития;
  • программа для общеобразовательных учреждений (коррекционно-развивающие классы);
  • программа для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида для детей с умственной отсталостью (лёгкой степени).
  • Важное направление работы школы – это поэтапный перевод детей с индивидуальной формы обучения на классно-урочную.

    Обучение в школе сочетается с коррекционной работой, которую проводят специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования (студии: музыки, театра, рисования, лепки, домоводства, плавания, ЛФК, информатики).

    Группы для детей с общим недоразвитием речи

    Целью работы групп является подготовка детей 4 -6 лет с общим речевым недоразвитием к правильному восприятию и воспроизведению речи. а также работа с родителями для организации целенаправленной помощи детям. Работа проводится с использованием оригинальных авторских программ, разработанных в Центре.

    Группы для детей с заиканием

    Целью работы является оказание помощи заикающимся детям разного возраста в обретении свободы речевого контакта и преодолении логофобии. Занятия с логопедом дополняются психологической коррекцией, направленной на уменьшение тревожности, улучшение коммуникации

    Группы по коррекции дисграфии и дислексии

    Целью работы является усовершенствование навыков письма и чтения, развитие процесса звуко — буквенного анализа, слухового и зрительного внимания для преодоления специфических ошибок в письменной речи. Работу с детьми помимо логопедов проводят нейропсихологи и специалисты по двигательной коррекции. Используются оригинальные авторские методики, разработанные в Центре.

    Группы по коррекции поведенческих расстройств (нарушение общения, гиперактивность, агрессивность)

    Целью работы групп является развитие планирования и контроля своего поведения, формирование внимания, развитие умения сотрудничать с другими людьми. Используются следующие методы: арттерапия, бихевиоральная программа по стабилизации аффективно-эмоциональной сферы, коррекция функции внимания, динамическая терапия и др.

    Группы подготовки к школе

    Целью работы является подготовка к обучению грамоте, формирование математических понятий и пространственных представлений, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно моторных координаций, функции программирования и контроля деятельности. Занятия проводятся нейропсихологом, логопедом, специалистом по двигательной коррекции. Параллельно проводится психотерапевтическая работа с родителями, которые помимо посещения специальных родительских групп принимают участие в проведении занятий с детьми.

    Коррекция когнитивных нарушений

    Цель занятий заключается в развитии пространственного мышления, понимания логико-грамматических конструкций, правильного использования предлогов, формировании функции программирования и контроля. Работа проводится по оригинальным авторским программам, разработанным в Центре.

    Психотерапевтическая работа

    Психотерапевты Центра проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми, их родителями, сеансы семейной психотерапии. Работа направлена на формирование эмпатических взаимоотношений, способности конструктивного решения проблем, улучшение адаптационных возможностей и социального функционирования, формирование навыков общения, развитие у ребёнка умения сотрудничать с другими людьми, прогнозировать поведение других людей, формирование планирования и контроля своего поведения.

    Психиатрическое консультирование

    Врач-психиатр оказывает специализированную консультативную и лечебно-диагностическую помощь детям и подросткам, обратившимся в Центр. Чаще всего – это дети с психическими заболеваниями и дети с «пограничной психической патологией».

    Неврологическая помощь

    В Центре, наряду с психиатрами, проводят консультации неврологи. Помощь оказывается детям с двигательной расторможенностью, имеющим трудности в учебе, нарушением школьных навыков (чтения, счета, письма), задержкой психо-речевого развития, речевыми проблемами (в том числе заиканием, запинками в речи), тиками, энурезом, расстройством сна.

    Школа коррекционно-развивающего обучения

    В школу принимаются дети с выраженными трудностями в обучении, поведении, задержкой психического развития, несформированностью школьных навыков, логопедическими проблемами, двигательной расторможенностью и многими другими проблемами, которые делают невозможным обучение ребенка в массовой школе.

    Предусмотрены групповые формы обучения и индивидуальные, с последующей интеграцией ребенка в группу. Вся учебно-воспитательная деятельность, проводимая учителями и воспитателями, имеет коррекционную направленность и осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и проблем в развитии учащихся.

    Обучение детей проводится по программе общеобразовательной начальной школы (1-4) при интенсивной коррекционной поддержке. В первой половине проходят уроки, во второй половине дня осуществляется коррекционная работа.

    contact-autism.ru

    Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков с аутизмом (ЦПМССДиП)

    Открыт по решению Московского правительства в 1994 году. В Центре работают опытные, высококвалифицированные специалисты: дефектологи, логопеды, нейропсихологи, клинические и социальные психологи, психиатры, психотерапевты, неврологи, педиатры, педагоги. Среди 170 сотрудников Центра два доктора и три кандидата медицинских наук, один доктор и пять кандидатов психологических наук.

    В Центре существуют следующие формы помощи детям и родителям:

  • Диагностическая и коррекционная работа с детьми, страдающими детским аутизмом
  • Начальная школа для детей с аутизмомм
  • Группы для детей с общим недоразвитием речи
  • Группы для детей с заиканием
  • Группы по коррекции дисграфии и дислексии
  • Группы по коррекции поведенческих расстройств (нарушение общения, гиперактивность, агрессивность)
  • Группы подготовки к школе
  • Коррекция когнитивных нарушений
  • Психотерапевтическая работа
  • Психиатрическое консультирование
  • Неврологическая помощь
  • Школа коррекционно-развивающего обучения
  • Школьное отделение по адресу ул.Кашенкин луг №7 начало свое существование как структурное подразделение ЦПМССДиП с августа 2001 года. Основной контингент обучающихся в начальной школе -учащиеся, страдающие синдромом детского аутизма.

    Дети с РДА представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся разнообразными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У части этих детей превалирует эмоциональные нарушения, у других на первый план выступают нарушения поведения и, наконец, состояние ребёнка может характеризоваться сочетанием этих нарушений. Во всех случаях имеет место неравномерность психо-моторного развития.

    Ввиду этого учебный план школы составлен с учётом всех особенностей, представленных в структуре дефекта детей с синдромом ЦДА и предполагает наличие классно-урочной и индивидуальной форм обучения по существующим школьным программам.

    В школьное отделение Центра дети попадают по решению ПМПк, после комплексной диагностики всеми специалистами. Ежегодно (два раза в году) проводятся ПМПк, на которых определяется дальнейшая форма и программа обучения каждого ученика.

    Дети обучаются в современно оборудованных, небольших классах. Ввиду сложной структуры дефекта при синдроме ДА (на основании Рекомендаций по предельной наполняемости классов, утверждённых Министерством образования РФ и согласованных с Министерством финансов РФ от 16.07.91 года № 09215), количество воспитанников в школе:

    0 классы — 3 человека

    1-4 классы — до 6 человек

    Всего в школе в данный момент обучается 50 детей с синдромом ДА.

    Учебный план школы включает в себя образовательные предметы, содержание которых соответствует возможностям учащихся, специальные коррекционно-развивающие предметы, а также

    индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций. Специфической формы организации учебно-коррекционного процесса являются индивидуальные занятия по коррекции коммуникации, диструктивного поведения, снятию агрессии и немотивированных страхов, направленные на формирование нормативного поведения и межличностных отношений.

    Учебный план школы составлен на основе Московского межрегионального базисного плана и включает в себя программы:

    1. Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида, для детей, страдающих ЗПР.

    2. Общеобразовательных учреждений (коррекционно-развивающие классы)

    3. Специальных (коррекционных) учреждений 8 вида для детей с умственной отсталостью (лёгкой степени).

    Настоящий учебный план предусматривает специфику работы в школе для детей с синдромом ДА.

    На индивидуальное обучение в школу ЦПМССДиП зачисляются дети, которые по разным причинам не могут обучаться в классе. Конечная цель обучения детей в индивидуальном режиме -ввод ребёнка в класс. В школе уже существует положительный опыт такой интеграции. В 2002-2003 учебном году в классы были интегрированы 4 ребёнка. В текущем учебном году уже интегрированы 3 ребёнка.

    В школе работают молодые, но талантливые, любящие свою нелёгкую работу и непростых детей учителя-дефектологи (все студенты московских ВУЗов). Работа учителя в нашей школе предполагает большую отдачу сил и энергии со стороны педагога, т.к. дети нуждаются в постоянном сопровождении с момента прихода в школу.

    Обучение в школе сочетается с коррекционной работой, которую проводит молодой и талантливый коллектив специалистов: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логпеды, педагоги дополнительного образования (студии: музыки, театра, рисования, лепки, домоводства, плавания, ЛФК, информатики), имеющие большой опыт работы с детьми с нарушением развития и высшую квалификационную категорию, а также один кандидат педагогических наук.

    Для осуществления работы педагогов дополнительного образования оборудованы специальные кабинеты со всем необходимым оборудованием.

    Педагогический коллектив школьного отделения активно участвует в методической работе Центра: участвует в еженедельных семинарах по проблемам развития, обучения и воспитания детей с синдромом РДА; в опробации и использовании методических разработок и программ для обучения детей.

    Большое внимание в нашей школе уделяется занятиям лечебной физкультурой и, сейчас специалисты-физкультурники занимаются разработкой комплексной реабилитационной программы физического развития детей с синдромом ДА.

    В школе появилась своя традиция: уже второй год совместно с родителями проводятся большие красочные мероприятия, показывающие результаты коррекционной работы на разных этапах. В 2002-2003 учебном году проведены тематические акции: В«Осенний блюзВ», В«Новый год в деревне гномовВ», В«Человечек. Человек. Человечище.В». В 2003 году проведена новогодняя акция « русской избеВ».

    Большое внимание в школе Центра уделяется работе с родителями .

    childpsy.ru

    Новости фонда: В московской «школе на Кашенкином Луге» создадут центр подготовки специалистов по аутизму

    В Минобре подтвердили, что создание ресурсного центра на базе МГППУ может начаться уже до конца 2014 года

    Министерство образования рассматривает вопрос о придании Центру психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП, также он часто называется «Кашенкин Луг») при МГППУ статуса федерального ресурсного центра по проблемам детей с РАС. Об этом сообщила Елена Ворошилова, главный специалист отдела департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобразования.

    Ресурсный центр будет создавать программы обучения различных специалистов, работающих с РАС, разрабатывать методические рекомендации и формировать соответствующую нормативную базу. Фонд «Выход» неоднократно заявлял о необходимости такого центра и готов поддержать его создание.

    В частности планируется создать программы магистерского и последипломного образования. Также ресурсный центр должен обеспечивать современными методиками по работе с детьми с РАС специалистов в массовых школах и специализированных учебных заведениях. Помимо этого будут создаваться методики по подготовке детей с РАС к инклюзии в школах и другим аспектам помощи людям с аутизмом.

    В первую очередь центр планирует проанализировать существующие в мире практики по подготовке специалистов по работе с детьми с РАС, по методам сенсорной интеграции, АВА-терапии, структурированного обучения и других.

    Затем, когда на основе этой информации и собственного опыта будут созданы образовательные программы и методики, МГППУ планирует распространять их по всей стране, помогая различным учебным заведениям организовывать соответствующие курсы.

    ЦПМССДиП уже около 20 лет занимается образованием и коррекцией детей с аутизмом и по сути не имеет аналогов среди государственных учреждений.

    outfund.ru

    Аутизм: с чего начать

    Родители собрали контакты медицинских и обучающих центров, врачей, благотворительных фондов, ссылки на информационные ресурсы – все, что понадобится тем, кто столкнулся с диагнозом «аутизм».

    В «путеводителе по аутизм»у нет коротких маршрутов к волшебной таблетке и контактов чудо-целителей. В основном адреса центров, где постоянный кропотливый труд семьи будет направлен и поддержан грамотными специалистами.
    Созданный родителями из РОО «Контакт» путеводитель рассчитан на Москву и Московскую область, но многие ссылки будут полезны всем родителям детей с аутистическими расстройствами.

    Раздел 1. Постановка диагноза

    К сожалению, в нашей стране аутизм по-прежнему проходит как психиатрический диагноз, а не как неврологическое расстройство, поэтому общение с психиатром обязательно, но в 2013 году ряд родителей получали детям инвалидность в только что открытом специализированном отделении для детей с аутизмом НПЦ ДП ДЗ Москвы (детская психоневрологическая больница № 18), по неврологии. Обращаться можно к заведующей отделением (Наталья Юрьевна Коровина, email: [email protected]). Там же можно пройти комплекс реабилитационных мероприятий. В больнице применяются тестовые методики ADOS, SCQ, тест Векслера, рассматривается вопрос о приобретении тестовой методики Кауфмана. Есть возможность получить справку ВК, необходимую для ПМПК, например, для уточнения образовательных условий (для оформления надомного обучения, продления времени, проведенного в детском саду или уточнения наличия/отсутствия УО и т.д).
    Консультацию и диагностику можно пройти частным порядком, то есть без занесения «в личное дело».
    Обращаясь к психиатрам, будьте очень осторожны с назначенными лекарствами. Ни одно лекарство пока не научилось лечить аутизм.

    Раздел 2. Информационные ресурсы

    Ниже вы найдете список сайтов и книг, которые можно рекомендовать для понимания того, что такое аутизм, и более глубокого понимания связанных с ним проблем.
    В основном на этих сайтах переводные материалы, поэтому воспринимать их стоит с поправкой на российскую действительность. Ну и, конечно, следует помнить, что окончательное решение о выборе терапии вашего ребенка принимаете вы. Панацеи нет, поэтому ориентируйтесь на факты, логику и на то, помогает ли это вашему малышу.
    Прежде всего зайдите на сайт фонда «Выход» (outfund.ru), для начала посмотрите статью «Что нужно знать в самом начале». Помимо этой статьи на сайте фонда очень много материалов об аутизме и аутистах, которые в том числе помогут ответить на ваш вопрос «что дальше».
    Еще один замечательный ресурс материалов об аутизме: http://pro-autizm.ru
    И проект «Особые переводы», там тоже можно найти много полезного: http://specialtranslations.ru
    Три книги, которые очень полезно прочесть:
    • Пол Коллинз «Даже не ошибка. Отцовское путешествие в таинственную историю аутизма»
    • Эллен Нотбом «10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок с аутизмом»
    • Роберт Шрамм «Детский аутизм и АВА. ABA (Applied Behavior Analisis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения»

    Раздел 3. Группы общения родителей детей с аутизмом и специалистов в ЖЖ и Фейсбуке

    • https://www.facebook.com/groups/cpaut/
    • https://www.facebook.com/groups/autism.aba/
    • https://www.facebook.com/groups/368850809867554/
    • https://www.facebook.com/groups/autism.kontakt/
    • http://ru-happychild.livejournal.com/ – самое крупное сообщество особых семей и спецов в ЖЖ. Требует регистрации, содержит много информации по специалистам и центрам.

    Раздел 4. ABA

    Стандарт терапии аутизма в большинстве стран включает в себя занятия поведенческой терапией. Состояние этой сферы в нашей стране пока такое, что для успешной работы хорошо бы, чтобы родители прошли соответствующее обучение (чтобы лучше понимать, что и как будут делать с вашим ребенком, и, возможно, выполнять роль терапевта на каком-то этапе).
    В вашу команду обязательно должны входить супервизор и терапевт (терапевты). Кроме того, вы можете воспользоваться услугами куратора, поведенческого аналитика, который будет курировать вашу работу и консультироваться у супервизора (как правило, в такой ситуации ребенку могут уделять больше времени).
    Где брать терапевтов?
    На самом деле везде. Есть группы и доски объявлений. Но ситуация такова, что большая часть родителей выучивается и начинает заниматься самостоятельно. Еще один вариант – привлечь к работе приятного ребенку педагога, воспитателя, няню, человека, который уже успел наладить с ним контакт. Еще один вариант – обратиться в специализированный центр. Такой у нас пока один, «Белая ворона». Услуги центра не дешевы, но, так как это официальная структура, заключается договор: соответственно, есть гарантии.
    Помните о том, что минимальное количество часов занятий с терапевтом – 10, а лучше 20 в неделю.
    • Группа по поиску терапевтов: (www.facebook.com/groups/1413086415586708)
    • Центр Белая Ворона: (www.facebook.com/autismvoronacom)

    Раздел 5. Другие центры и занятия

    ЦЛП (www.ccp.org.ru) – хорош тем, что, во-первых, работает уже более 20 лет, а во-вторых, активно продвигает идеи поддерживаемого проживания и трудоустройства людей с особенностями.
    На базе центра существует знаменитый колледж номер 21, где учатся многие наши повзрослевшие ребята. Здесь можно получить бесплатную юридическую консультацию, даже если вы у них не занимаетесь.
    ЦПМССДиП МГППУ (http://autismhelp.ru/, два филиала – на ул. Кашенкин луг и на ул. Архитектора Власова).
    Центр государственный, занятия бесплатные и платные. На бесплатные – очередь. Сначала необходима первичная консультация. На ней определится, какие специалисты и в каком объеме необходимы для помощи, и вы сможете встать в очередь.
    В обоих отделениях есть логопеды, дефектологи, психиатры, нейропсихологи, психологи, есть групповые и индивидуальные занятия. В обоих отделениях центра есть начальная школа. На Арх. Власова – для детей, которые могут освоить общеобразовательную программу, на Кашенкином луге – программы 7 и 8 вида. На Кашенкином есть также бассейн, арт-терапии. На базе «Кашенкиного луга» функционирует АВА-класс, поддерживаемый фондом «Выход».
    Другие организации:
    1. «Наш Солнечный Мир» (www.solnechnymir.ru). Стоит обратить внимание на иппотерапию, замечательную мультстудию, кинезотерапию и метод сенсомоторной коррекции Игоря Шпицберга.
    2. «Димина мечта» (www.ddfund.ru).
    3. «Инвакон» (www.facebook.com/groups/invacon). Хвалят иппотерапию, есть нейропсихолог.
    4. «Территория Речи» (www.speech-area.ru) Центр изначально заявлен как логопедический, но уже есть игровые группы, подготовка к школе. Есть терапия Томатис.
    5. «Живая Нить» (www.livingthread.ru). Здесь только иппотерапия.
    6. Центр «Игра» (www.igra-msk.ru). Хвалят кинезотерапию.
    7. Центр «Тверской» (centertversk.ru) Там должна быть неплохая кинезка, игротерапия тоже должна быть неплохая. Плюс в том, что все, кажется, бесплатно. Минус – очереди (как везде, где бесплатно).
    8. «Зеленая Ветка» (http://zelvetka.pc.mskobr.ru/).
    9. Йога для особых детей (www.yoga-kids.ru).
    10. Центр «Солнечный Пес» (www.bestaff.ru/train-your-dog).
    11. «Мягкая школа» (www.softschool.ru). Отзывы противоречивые, но идея интересная.
    12. Центр «Подсолнух» (www.centr-podsolnuh.narod.ru).
    13. У-шу в центре «Фитнес-люди» на Профсоюзной. Очень хвалят тренера. Профсоюзная, 25/1, +7 (985) 265-80-08
    14. Внедрение инклюзивной практики в Центре образования № 1496 (http://coc1496.mskobr.ru/)
    Список не закрывается на этом, другие мнения или дополнения можно получить все в тех же сообществах в фэйсбуке, жж и т.д., ссылки на которые указаны выше.
    Раздел 6. Если ребенок уже большой
    Организации для взрослых людей с разными формами инвалидности (в том числе аутизмом):
    • Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки «Особые мастерские» (www.om21.ru)
    • Благотворительный фонд «Лучшие друзья» (www.bestbuddies.ru)
    • Центр социальной реабилитации «Турмалин» (www.turmaline.ru)
    • Благотворительный центр социально-педагогической реабилитации «Рафаил» (www.rafail-10.ru)
    • Экологический центр «Живая нить» (Иппотерапия) (www.livingthread.ru)
    • Центр реабилитации детей и молодежи «Круг» (www.roo-kroog.ru)
    • Вера и свет. Община для умственно отсталых людей (www.vera-i-svet.ru)
    • Выездные лагеря в селе Давыдово (www.davydovo-hram.ru)
    • А также http://nika-pavlenko.livejournal.com/ (художница, ведет арт-студию)

    Раздел 7. Список благотворительных фондов, оказывающих помощь детям с аутизмом

    neinvalid.ru

    Кашёнкин луг аутизм

    Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП) Департамента образования города Москвы – один из первых созданных в Москве и России центров по оказанию комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам. Открыт по решению Московского правительства в 1994 году, является государственным образовательным учреждением .

    В Центре работают опытные, высококвалифицированные специалисты: дефектологи, логопеды, нейропсихологи, клинические и социальные психологи, психиатры, психотерапевты, неврологи, педиатры, массажисты, специалисты по функциональной диагностике, педагоги. Среди 170 сотрудников Центра три доктора и три кандидата медицинских наук, один доктор и пять кандидатов психологических наук, восемь аспирантов. За время существования Центра его сотрудниками было защищено 2 докторских и 9 кандидатских диссертаций, опубликовано пять монографий, два методических пособия для учителей, семь учебников и рабочих тетрадей для детей.

    Центр оказывает консультативно-диагностическую и коррекционную помощь детям в возрасте от 3-х до 18 лет, проживающим в г.Москве и Московской области.

    ЦПМССДиП размещается в 2-х зданиях.

    1-е здание находится по адресу: ул. Кашенкин Луг, д.7. Помощь оказывается детям, страдающим ранним детским аутизмом.

    2-е здание находится по адресу: ул. Архитектора Власова, д.19, строение 2. Помощь оказывается детям, имеющим трудности в учебе, поведении, общении, детям с двигательной расторможенностью, левшеством, задержкой психо-речевого развития, речевыми проблемами, нарушением школьных навыков (чтения, счета, письма), тиками, энурезом, страхами, расстройством сна, проблемами детско-родительских отношений, различными соматическими заболеваниями и т.д. .

    Деятельность Центра осуществляется по следующим направлениям:

    1. Коррекция и профилактика речевых расстройств.

    Логопеды и психологи оказывают помощь детям с общим недоразвитием речи, заиканием, нарушением чтения, письма, специфическими расстройствами речи у детей с ранним детским аутизмом. Целью работы является подготовка детей к правильному восприятию и воспроизведению речи, оказание помощи в обретении свободы речевого контакта и преодолении логофобии, усовершенствование навыков письма и чтения, развитие процесса звуко-буквенного анализа, слухового и зрительного внимания для преодоления специфических ошибок в письменной речи.

    2. Нейропсихологическая коррекция.

    Нейропсихологи проводят специальные занятия с детьми, имеющими пространственные нарушения, трудности в обучении, детьми с задержками психического развития, леворуковстью. Работа направлена на формирование всех типов пространственных и квазипространственных представлений, развитие возможности понимания и оперирования логико-грамматическими конструкциями, развитие двигательных навыков, повышение сенсо-моторной актуализации, формирование образа тела, коррекцию зрительно — моторных координаций, пространственных функций, нарушений памяти, внимания, функций программирования и контроля. Работа проводится по оригинальным авторским программам, разработанным в Центре.

    3. Психотерапевтическая работа.

    Психотерапевты Центра проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми, их родителями, сеансы семейной психотерапии. Цели психотерапии: решение внутренних конфликтов, коммуникативных, поведенческих проблем, десенсибилизация страхов, коррекция нарушений детско-родительских и внутрисемейных отношений. Работа направлена на формирование эмпатических взаимоотношений, способности конструктивного решения проблем, улучшение адаптационных возможностей и социального функционирования, формирование навыков общения, развитие умения сотрудничать с другими людьми, прогнозировать поведение других людей, формирование планирования и контроля своего поведения. Особое место в работе психотерапевтов занимает работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом и их родителями. Используются методы игровой психотерапии с элементами психодрамы, гештальттехники, арттерапии; бихевиоральной терапии; танце-двигательной терапии; кататимно-имагинативной психотерапии; психодинамической; рациональной психотерапии и т.д.

    4. Психологическое консультирование подростков.

    Психологи осуществляют консультирование подростков с трудностями поведения и обучения. В Центре проводятся тренинги, направленные на улучшение социальной адаптации подростков, их личностный рост, усовершенствование коммуникативных навыков, профилактика поведенческих факторов риска, опасных для здоровья.

    5. Психологическая помощь детям с хроническими заболеваниями.

    Врачи и психологи Центра участвуют в разработке программ комплексной реабилитации детей с хроническими заболеваниями психосоматического круга (бронхиальная астма, язвенная болезнь и т.д.), в которых немедикаментозные методы лечения (интервальная гипоксическая тренировка) сочетаются с психокоррекционным процессом. Сотрудники отдела проводят комплексную психологическую диагностику состояния ребенка, определяют функциональное состояние жизненно важных систем организма ребенка, степени его физиологической адаптации. Для ранней диагностики вегетативных нарушений применяется компьютерная кардиоинтервалография (КИГ), как интегральный показатель состояния вегетативного гомеостаза, адаптационных возможностей организма и состояния вегетативной нервной системы. В качестве лечебного метода, который базируется на активации собственных защитных сил организма, его физиологических резервов используется интервальная гипоксическая тренировка (ИГТ), которая представляет собой немедикаментозный способ повышения резистентности организма ко многим патогенным факторам окружающей среды, а также стимуляции его компенсаторных возможностей. Психокоррекционная работа направлена: на снижение уровня тревожности у детей, страдающих хроническим соматическим заболеванием, формирование адекватного отношения к ситуации, связанной с болезнью; создание условий для эмоционального самовыражения ребенка; развитие коммуникативных способностей детей; выработку адекватной материнской позиции к ребенку, рефлексию собственных психологических проблем; улучшение детско-родительских взаимоотношений.

    В Центре работает начальная школа для детей, страдающих аутизмом. Дети обучаются в небольших, современно оборудованных классах. Обучение проходит, как по программе для детей с задержкой психического развития, так и по программе вспомогательной школы (для детей со снижением интеллекта, достигающим степени дебильности). Дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью (достигающей степени имбецильности) занимаются с педагогом-дефектологом индивидуально. Обучение в школе сочетается с коррекционной работой.

    7. Диагностическая и коррекционная работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом.

    Первичную консультацию проводят опытные врачи-психиатры, которые осуществляют диагностику состояния ребенка. Совместно с другими специалистами (психологами, дефектологами, психотерапевтами и др.) разрабатываются индивидуальные планы лечебной, коррекционной, обучающей работы (программы) для детей, как в условиях Центра, так и в домашних условиях. Коррекционная работа осуществляется в амбулаторном режиме, когда дети посещают групповые и/или индивидуальные занятия, а также в ходе обучения ребенка в школе. Она включает в себя занятия с дефектологами, психологами, логопедами, психотерапевтами, педагогами дополнительного образования (кружки музыки, рисования, домоводства, занимательной математики и т.д.). Коррекционная работа направлена на развитие коммуникативных навыков, коррекцию нарушений речи, обучение чтению и письму, десенсибилизацию страхов и т.д. В рамках реабилитационной программы в Центре проводятся занятия лечебной физкультурой, оздоровительного плавания, массаж – мероприятия, направленные на улучшение функционирования опорно-двигательного аппарата, развитие координации, моторики.

    Много внимания в Центре уделяется работе с родителями: регулярно проводится родительский семинар, семейное психотерапевтическое консультирование, работают родительско-детские психотерапевтические группы.

    8. В Центре функционируют группы для подготовки детей к школе, в которых проводят занятия опытные педагоги, психологи, логопеды. В работе с детьми используются новейшие технические и игровые средства обучения. Программа включает развитие и коррекцию речи; подготовку руки к письму, развитие пространственных представлений, моторики, математических понятий, представлений об окружающем мире, коммуникативных и школьных навыков.

    9. Структурным подразделением Центра является начальная школа коррекционно-развивающего обучения. Принимаются дети с выраженными трудностями в обучении, поведении, задержкой психического развития, несформированностью школьных навыков, логопедическими проблемами, двигательной расторможенностью и др. Обучение проводится по программе классов КРО (1-4). Предусмотрены групповые формы обучения и индивидуальные, с последующей интеграцией ребенка в группу. Вся учебно-воспитательная деятельность, проводимая учителями и воспитателями, имеет коррекционную направленность и осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и проблем в развитии учащихся.

    Методическая работа с образовательными учреждениями.

    Центр специализируется на организации школьной образовательной среды, направленной на укрепление здоровья учащихся. Сотрудниками Центра проводятся обучающие тренинги с персоналом образовательных учреждений по разработке школьных оздоровительных программ по темам:

    — Как превратить обычную школу в школу, содействующую здоровью.

    — Комплексная оценка эффективности школы, содействующей здоровью.

    — Обучение здоровому образу жизни школьников с 1 по 11 класс.

    — Разработка и внедрение программы “Профилактика курения в школе”.

    — Разработка и внедрение программы “Профилактика насилия в школе”.

    Центр на протяжении восьми лет издает научно-практический журнал “Школа здоровья”. Готовится к изданию первый номер журнала “Аутизм и нарушения развития”.

    — Ул. Кашенкин Луг, д.7. (ст. метро “Владыкино”, “ВДНХ”).

    Телефон регистратуры: 219-74-87.

    — Ул. Архитектора Власова, д.19, строение 2 (ст. метро “Новые Черемушки”).

    Телефон регистратуры: 128-98-83.

    *Информация предоставлена Центром психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП) Департамента образования города Москвы

    autist.narod.ru