Кино от психозов

Психоз. Х/ф / Psycho США, 1960

О проекте Психоз. Х/ф

У Мэрион Крэйн роман с женатым мужчиной Сэмом Лумисом. Но ей давно опостылело все: ей приходиться тайком встречаться, урывками любить, делить любимого с его женой и чужими детьми. А что же взамен? Сэм вечно чем-то недоволен и раздражен, он никогда не женится на Мэрион, ведь большая часть его денег уходит на алименты. Поэтому однажды Мэрион решается на отчаянный поступок, она крадет у одного из своих клиентов кругленькую сумму в 40 000 $ и уезжает из города.

По дороге ее настигает ливень, и она останавливается на ночь в пустующем мотеле. Но, как оказалось, молодой человек, некий Перкинс, который является владельцем мотеля и единственным его работником, психически не совсем здоров.

Он очень боится своей давно почившей матери, боится и любит ее настолько, что не верит в ее смерть. Он мумифицирует тело, надевает на голову парики и разговаривает с ней. И она отвечает ему, во всяком случае, так ему кажется. А самое ужасное то, что мамочка «запрещает» ему любить женщин. «Запрещает» даже думать о них, и вот, когда в его мотеле появляется прелестная Мэрион, мамаша «уговаривает» сынка укокошить ее, а машину и тело утопить в ближайшем болоте.

Именно эта лента Альфреда Хичкока стала первым психологическим триллером, в котором появился образ маньяка, преследующего жертву с ножом в руке.

Роман Блоха основан на реальной истории маньяка-убийцы Эда Гейна, образ которого был также использован в фильмах «Техасская резня бензопилой» (1974) и «Молчание ягнят» (1991).

В 1998 году Гас Ван Сэнт снял римейк ленты, посвятив его памяти великого режиссера.

Хичкок своей картиной ставил эксперимент — он хотел понять, как среагирует публика, если звезду убить в самом начале картины.

В романе Роберта Блоха Норман Бейтс — маленький, толстый, немолодой и довольно непривлекательный. Хичкок же решил сделать этого героя молодым и симпатичным.

До того, как Марион крадет деньги, ее белье и сумочка — белого цвета. После кражи они становятся черными. Хичкок это сделал умышленно, показав тем самым, что героиня совершила плохой поступок.

По мнению Хичкока, сцена в душе не нуждалась в музыкальном сопровождении. Но когда композитор Бернард Херманн все-таки сочинил музыку для этого эпизода, Хичкок изменил свое решение. Позже инновационным, бьющим по нервам «крикам» скрипок Херманна многие подражали.

Картина специально снята на черной-белой пленке, так как Хичкок боялся, что в цвете фильм покажется слишком кровавым.

Чтобы имитировать характерный звук, возникающий, когда нож вонзается в тело, нож втыкали в дыню.

Сам Хичкок появляется в фильме на 4 минуты: находясь рядом с офисом Мэрион, он надевает ковбойскую шляпу.

Гонорар Энтони Перкинса составил $40 000. Точно такая же сумма была украдена Мэрион.

По опросу журнала Entertainment Weekly «Психоз» занял 11-е место в списке самых лучших фильмов за всю историю кинематографа. Кроме того, он оказался лучшим и среди всех фильмов ужасов.

Номинирован в категориях:

Лучший режиссер — Альфред Хичкок
Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
Лучшая операторская работа (чб) — Джон Л. Расселл
Лучшая работа художника

В 1961 году удостоен премии «ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС» за Лушую женскую роль второго плана — Джэнет Ли

Режиссер: Альфред Хичкок
Композитор: Бернард Херрманн
Спецэффекты: Клэренс Шэмпэйн
В ролях: Энтони Пeркинс, Джэнет Ли, Вера Майлс, Джон Гэвин, Мартин Болсам

russia.tv

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое «психоз» в других словарях:

Психоз — МКБ 9 290290 299299 OMIM 603342 608923 … Википедия

психоз — а, м. psychose f. <гр. psyche душа. Болезненное состояние, связанное с поражением головного мозга и ведущее к нарушениям психических функций. Маниакально депрессивный психоз. Шизофренические психозы. БАС 1. Это был один из самых тяжелых… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПСИХОЗ — «ПСИХОЗ» (Psycho) США, 1960, 109 мин. Триллер, фильм ужасов. Из всех фильмов Альфреда Хичкока это самый знаменитый, самый страшный, самый неустаревший, самый новаторский и самый неповторимый, несмотря на бесчисленные попытки воспроизведения этого … Энциклопедия кино

ПСИХОЗ — душевная болезнь. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ПСИХОЗ душевное расстройство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. психоз … Словарь иностранных слов русского языка

ПСИХОЗ — (от древнегр. psuche душа) психическое нарушение, связанное с серьезной деформацией восприятия внешнего мира. П. проявляется в бреде, помутнении сознания, в расстройствах памяти, галлюцинациях, в бессмысленных, с точки зрения здорового сознания,… … Энциклопедия культурологии

психоз — сумасшествие, нервозность, умопомешательство, безумие, странность, душевная болезнь, помешательство, циклотомия, циклотимия, ненормальность, безумство, циклофрения Словарь русских синонимов. психоз см. сумасшествие Словарь синонимов ру … Словарь синонимов

ПСИХОЗ — ПСИХОЗ, серьезная психическая болезнь, при которой, в отличие от НЕВРОЗОВ, пациент теряет контакт с реальностью. Может выражаться крайними перепадами настроения от депрессии до мании, бредом или галлюцинациями, искажением суждений и неадекватными … Научно-технический энциклопедический словарь

психоз — ПСИХОЗ, безумство, умопомрачение … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Психоз — Психоз См. Невроз/Психоз … Философский словарь Спонвиля

ПСИХОЗ — ПСИХОЗ, психоза, муж. (от греч. psyche душа) (книжн.). Психическая болезнь, душевное заболевание (мед.). || Та или иная ненормальность, странность в психике человека. Каждое увлечение доходит у него до психоза. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

psychology.academic.ru

Кино от психозов

Приемы подсознательного влияния на зрителя основаны на некоторых физиологических процессах и механизмах, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к кино и возникли задолго до эпохи кино.

Обратим внимание на интересной особенности работы нашего глаза.

Если в аудитории задать вопрос:

— Какие у вас ассоциации с понятием «Крепко задумавшийся»? — чаще всего в ответах можно услышать варианты образа человека, идущего медленно и опустив голову.

Если вам надо успеть — скажем, на лекцию строгого преподавателя — то, спеша к нему изо всех сил, вы не сможете обдумать, например, шахматную партию. Или задачу, которую вы должны были решить дома и представить этому преподавателю в лучшем виде. Чтобы обдумать задачу, вам придется перейти на шаг, а если задача серьезная — то на очень медленный шаг. Либо успеть на лекцию, либо решить задачу. Что-то одно.

Мозг обладает неким порогом производительности. Одна из главных функций глаза — поставлять в реальном масштабе времени информацию о дороге, о препятствиях, о ее изгибах, характере поверхности. Задача мозга — успевать проанализировать, разработать стратегию поведения и отдать команду мышцам тела — с таким упреждением, чтобы они успели их выполнить. Например, в случае препятствия — остановиться, обойти или, не снижая скорости, перепрыгнуть. Оценив, при этом, длину разбега для прыжка и пробега после него.

Колоссальная и ответственная задача! На кону – здоровье, а может даже и жизнь! И чем выше наша скорость, тем дальше смотрит глаз — чтобы успеть увидеть и предупредить, с тем запасом времени, чтобы дать мозгу успеть проделать всю эту работу и отдать распоряжение мышцам о следующих действиях.

Эту особенность еще давно каким-то образом — анализируя или интуитивно — вычислили художники. Рисуя энергичного, активного героя, которому предстояли какие-то подвиги, они располагали его на картине так, чтобы перед ним оставалось какое-то пространство. И чем больше должен был совершить герой — тем больше пространства ему отводили.

И, наоборот, если художник хотел показать героя в момент умиротворения, раздумья, почтенной значимости, он рисовал его по центру, симметрично, глядящим на зрителя или слегка в сторону.

Почему так? Потому что зритель, видя энергичного, решительно настроенного к подвигам героя картины (и подсознательно ассоциируя себя с ним) заглядывает вперед, в направлении предполагаемого движения, чтобы оценить опасность предстоящего пути.

Авторы фильмов ужасов используют эту особенность «инверсно»: чтобы погрузить зрителя в состояние безотчетного парализующего страха, его под разными предлогами лишают возможности смотреть в направлении движения главного героя. Зритель, отождествивший себя с героем, не видит, куда он идет, а камера неуклонно подталкивает происходящее действие вперед.

А теперь, понимая этот механизм лучше — пересмотрите свежий ролик «Секретов кино» с эпизодом из фильма А.Хичкока «Психо» и проверьте свои впечатления:

Всё о кино

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

13 комментариев

Отправьте Пиманову серию этих постов)
Да ваще так т много кому надо)

;))
будет лучше, если эти посты посмотрит кто-нибудь молодой, «со взором горящим» — и сделает нам кино уж так кино!
🙂

я пока смотрела даже есть перестала!

— Аж кюшать не могу!

Люто признателен! 🙂 спасибо!

увы, другого голоса у меня нет.))

Да где вас таких психолохов корявых берут? Обдумываю сложные задачи по пути на работу на максимально быстром шаге — проблем никаких нет. А вот на медленном шаге думать особо не получается.

Если возьмете назад про корявых психологов, объясню про ваш случай.

ну вот. мне теперь тоже интересно .

давайте представим что про психологов не говорили !

🙂
по мере освоения нового навыка, в мозге образовываются устойчивые нейронные связи. Вспомните — первые попытки ездить на двухколесном велосипеде давались тяжело, но с каждым разом — все легче, а потом раз — и поехали, потом стали ездить с удовольствием — мозг настолько научился держать равновесие, что это уже не занимает у него столько ресурсов, вы едете, не отвлекаясь на поддержание равновесие, успеваете глядеть по сторонам.
Т.е., можно обдумывать шахматную партию на бегу, при условии — бег происходит по знакомому маршруту, либо на открытом пространстве — т.е., мозгу не нужно прилагать больших усилий по анализу «набегающего видеопотока».
Невежливый автор комментария про «корявых психолохов» проговорился — он обдумывает свои проблемы идя на работу — т.е., по привычному маршруту, попробовал бы он также размышлять, торопясь, одновременно, скажем, ориентируясь в незнакомом месте. Далее — могут быть индивидуальные особенности — скажем, требуется обильное кровоснабжение мозга во время рерсурсоемких мыслительных процессов — поэтому невежливый автор не может обдумывать свои проблемы на медленном шаге, значит он все равно будет выбирать знакомые маршруты и идти своим комфортным шагом.
Т.е., общему правилу, о котором говорится в посте и ролике, это никак не противоречит.
🙂

pikabu.ru

Норман Бейтс мертв, а мы еще нет. «Психоз», режиссер Гас Ван Сэнт

«Психоз»
(Psycho)

По роману Роберта Блоха и фильму Альфреда Хичкока

Автор сценария Джозеф Стефано
Режиссер Гас Ван Сэнт
Оператор Кристофер Дойл
Художник Том Фоден
Композитор Бернард Херманн
В ролях: Винс Вон, Энн Хеш, Джулианн Мур, Вигго Мортенсен, Уильям Мейси
Universal Рictures & Imagine Entertainment
США
1998

Выход на экраны римейка хичкоковского «Психоза», выполненного Гасом Ван Сэнтом, разозлил почти всех, кто этот фильм видел. Собственно, могло ли быть иначе? Ведь в данном случае нам был предложен уникальный по своей заносчивости, чтобы не сказать — наглости, эксперимент: подробное воспроизведение всех технических приемов, использованных Хичкоком в 1960-м при съемках и монтаже своего «Психоза». В раздражении критика задает один и тот же простой вопрос: зачем? В этом недоумении нет ни грамма профессионализма хотя бы только потому, что вопрос в такой его постановке совершенно неуместен. Ведь ни студия Universal, ни сам Ван Сэнт еще на стадии производства не скрывали своих намерений создать действительно покадровый римейк «Психоза». В отличие от многих своих предшественников, всегда рекламировавших римейки таким же образом, они действительно выполнили обещание. Новый «Психоз» предъявлен для того, чтобы впервые сдержать слово и сделать деньги на безумии публики, заранее знающей, кто убил Мэрион Крейн.

История взаимоотношений авторского кино с Хичкоком, конечно же, началась в горячей голове Франсуа Трюффо. Будучи непревзойденным мастером внятных разъяснений, Трюффо заразил и до сих пор продолжает заражать своей одержимостью Хичкоком всех, кто хочет получить достойное кинообразование. Их пятидесятичасовая беседа, оформившаяся в книгу, уже не что иное, как учебник, сплошь состоящий из универсальных цитат. И тот и другой прекрасно понимали: «что» — это предмет зрительских споров, но «как» — это тайнопись посвященных, стоящих по ту сторону камеры и экрана. Сверхчуткий к кинопленке, бесконечно переживающий собственное несовершенство, Трюффо-режиссер до конца своих дней был одержим желанием найти идеальную форму для выражения своего «Я». С помощью Хичкока он создал настоящий культ ремесла. Своим «Кинематографом по Хичкоку» Трюффо отменил теорию кино вместе с трудами Садуля, которого он неустанно терзал за фактические ошибки в пересказывании сюжетов и дат. Его божеством была практика, в которой Хичкок преуспел как никто, оттачивая простые детективные сюжеты («что») до блеска непревзойденной зрелищности («как»). Для тех, кто так и не понял, что он имел в виду, говоря о безусловном влиянии Хичкока на его фильмы, Трюффо сказал: «Я тоже хочу властвовать над зрителем». Его режиссерская амбициозность простиралась так далеко, что он захотел выставить ее напоказ. Он предложил каждому читателю своей книги проникнуть в лабораторию главного голливудского манипулятора людскими фантазиями и страхами. Он хотел получить ответы на те вопросы, что не давали спать ему самому. В результате же помножил секреты Хичкока на бесконечность их теперешних прочтений: виртуоз массовой культуры стал идолом авторов. И вот, в прошлом году одержимость Хичкоком со всей очевидностью нашла свое воплощение и приобрела выверенную форму в «Психозе» Гаса Ван Сэнта.

Римейк как способ эксплуатации проверенных захватывающих сюжетов существует в кино с тех пор, как публика начала платить за места в кинозале. Для производящей студии это стопроцентная коммерция: римейк призван обслужить самые простые потребности зрителя, настаивающего на своем праве не обмануться в ожиданиях. Дело продюсера — вычислить, используя сводки кассовых сборов, какой из знаменитых сюжетов будет востребован публикой именно теперь. И второе — для съемок римейка продюсер обязан выбрать режиссера, способного вступить в оптимальные для проекта отношения с оригиналом, соответствующие характеру ожиданий той самой публики.

Ван Сэнт всегда был одним из тех авторов, кто «тоже хочет властвовать над зрителем». После «Аптечного ковбоя» и «Айдахо» он стал режиссером, от которого все чего-то ждут, а дождавшись, удовлетворяются лишь отчасти. Он похож на человека, который за семейным обедом непременно расскажет о себе новую гадость, но сделает это с такой искренностью, что напуганные родственники не посмеют прогнать его из-за стола. Напротив, в следующее воскресенье они приготовятся услышать что-нибудь еще более несоответствующее их представлениям о застольной беседе. Поступая так, Ван Сэнт никогда не мог претендовать на то, что его «независимые» истории, на которых он зарабатывал имя и разрабатывал почерк, овладеют умами большинства. Поэтому к середине 90-х он взял четкий курс на мейнстрим и большой бюджет. Для начала он постарался прописать в своей изысканной душегубке блондинку («Умереть за» с Николь Кидман), затем задумал и сделал «Умницу Уилла Хантинга» точь-в-точь так, как любит Американская киноакадемия. Настало время для третьего удара, и Гас Ван Сэнт вплотную приблизился к вожделенной кассе: в роли заманивающей зрителя блондинки должен был выступить уже не кто-нибудь, а настоящая «мама» Нормана Бейтса — сам Альфред Хичкок.

Объясняясь с прессой по поводу «Психоза», Гас Ван Сэнт твердо держится совершенно безупречной линии: он предлагает рассматривать свой фильм как возрождение классики для нового поколения, выросшего в эпоху цветного изображения. Бывший дерзкий мальчик, он уже по-отечески сетует на то, что легкомысленная молодежь пренебрегает искусством, считая черно-белого Хичкока пережитком прошлого. Более того, утверждает, что все римейки запускались в производство именно тогда, когда публика напрочь забывала о существовании оригинала. Умница Ван Сэнт, таким образом, занимает — на словах — самую грамотную из всех возможных позиций — позицию настоящего подвижника кинонаследия. В отличие от простодушного Трюффо, ему хватает рассудительности для того, чтобы не обнародовать свои личные профессиональные терзания, свое желание сделать фильм, который выстроит публику в бесконечные очереди у входов в кинотеатры. Но ему, в отличие от того же Трюффо, недостает полноты собственного «Я» — для того, чтобы соблюдать дистанцию, оставляя свои отношения с Хичкоком на уровне «учитель — ученик». Ван Сэнт не использует полученные знания, он копирует приемы, точно понимая, что дело только в них. Все, что он сделал в «Психозе», призвано доказать, что разницы между римейком и плагиатом нет теперь никакой, фильм является продуктом совершенно бесстрастного управления камерой и точной работы за монтажным столом. Но как это ни странно, «Психоз» Ван Сэнта, выполненный именно так, все равно представляет собой нечто большее, чем просто попытку влезть в систему построений мастера и прославиться за его счет. Наверное, поэтому Ван Сэнт вносит в свой фильм самое главное и самое незаметное изменение. В финале он вытягивает из болота машину с телом Мэрион Крейн, но, в отличие от Хичкока, не уходит на этом в черное поле. Ван Сэнт собирает на берегу толпу экспертов и детективов, которые немедленно приступают к изучению этой жуткой находки. Вот на этом плане по экрану и начинают ползти имена тех, кто участвовал в создании «Психоза»-98. То есть тех, кто заодно с Ван Сэнтом рискнул вытащить на свет давно лежавший на дне секрет Хичкока — для того, чтобы попытаться его раскрыть.

Что же получилось? Открылась ли миру тайна после того, как все ее хитросплетения были разобраны по винтикам, а затем заново собраны? К сожалению, да. И какое бы значение профессионалы ни придавали владению ремеслом с его магическим «как», все равно на первый план снова и снова будет стремиться востребованное публикой «что». Именно поэтому, каких бездарных или талантливых Дракул ни наплодит мировое кино, люди все равно будут требовать повторения этого кошмара, а ценность для истории искусства будут представлять «Носферату» Мурнау и римейк Херцога, о которых в кинотеатрах не вспоминают. Тайна Хичкока — это тайна наших желаний. Хотим мы того или не хотим, но значительная их часть не имеет ничего общего со светом дня или спокойным сном. Экранный кошмар реализует нашу странную потребность испытать животный страх. Сто раз будет прав критик, сказавший, что смотрит новый «Психоз» из профессионального интереса: пленка цветная, титры набраны тем же шрифтом, но знаменитые разъезжающиеся вверх-вниз полоски раскрашены в зеленый цвет; героиня крадет не сорок, а четыреста тысяч долларов, жена шерифа в мизансцене Ван Сэнта не попадает в кадр. Но ведь не это на самом деле определяет суть этого профессионального интереса. Сопоставить детали может каждый, кто захочет сравнить оба фильма. Главное, что подстегивает критика, как и любого зрителя, к просмотру, — это желание понять, испугает ли его опыт Ван Сэнта так же, как его однажды напугал «Психоз» Хичкока. И как только выясняется, что ожидаемый страх сильнее испытанного, римейк Ван Сэнта объявляется уже всего-навсего техническим трюком. Но имя Хичкок и название «Психоз» обладают настолько сильной энергетикой, проверенной десятилетиями, что напряжение вокруг них никогда не ослабеет. Это уже свело с ума несчастного Энтони Перкинса, ни разу ни в одной картине после «Психоза» не сумевшего побороть искушение снова принять обличие омерзительного Нормана Бейтса, кроме того — срежиссировать собственные фантазии на эту тему. Нагромождение глупостей в «Психозе-2» и «Психозе-3» только способствовало славе первоисточника, показав, что лица и приемы хичкоковских актеров ничего не значат сами по себе, а декорации остаются просто похожими декорациями. Но не будь этих неудачных продолжений, Ван Сэнту было бы тяжелее снимать свой фильм — они подняли его планку, обозначив ценность раскадровки, а не сюжета: ведь еще сам Хичкок говорил Трюффо, что «по его мнению, персонажи не представляют ни малейшего интереса, не имеют прошлого, ничем не примечательны, а небывалый доселе успех фильма зависит исключительно от владения кинокамерой».

Нет сомнений в том, что Гас Ван Сэнт повторял эти слова неустанно. Его актеры и его чучела не значили на площадке ничего, так же, как они ничего не значили у Хичкока вне его «владения камерой». По «Психозу» невозможно понять, хорошие ли актеры Винс Вон и Энн Хеш, зато ясно, что только Ван Сэнт и его оператор знают, как снять одним планом первую сцену фильма, когда камера, сделав панораму современного Финикса, влетает с улицы прямо в окно и замирает над кроватью, в которой ждет встречи со зрителем новая Мэрион Крейн. Единственным, кто снабжен невнятной, но рассчитанной на упоминание предысторией, является детектив Арбогаст в исполнении Уильяма Мейси: прощаясь с жизнью, он видит сначала блондинку под черной маской, а затем корову в синей предутренней дымке. Оба плана даны короткими вспышками в пять-шесть кадров и могут означать что угодно. В любом случае, ответ знает только Ван Сэнт. Но можно предположить, что именно тут его камера «растерялась»: он не смог точно скопировать Хичкока и снять падение с лестницы так, как это было в оригинале. Вставки же стали отвлекающими заплатками, позволившими не потерять темп. Таким образом, один ребус стал ответом на другой, а знаменитость в компании начинающих заслужила право на дополнительные краски. Собственно, подобной же чести удостоилась и мумия мамочки Нормана Бейтса. Но тут стоит оговориться: чучело осталось чучелом, и для того, чтобы снять зловещий разворот кресла, не потребовалось никаких хитростей. Просто Ван Сэнт не был бы хорошим режиссером, если бы считал, что встреча с этим хрестоматийным скелетом должна быть обставлена так же серьезно, как у Хичкока. Поэтому он поместил в мамин подвал огромную клетку с веселыми живыми птицами, передав тем самым горячий привет нашей любви к кинематографическим ужасам, вышедшим из головы Альфреда Хичкока в угоду всем известным человечеству предрассудкам и суевериям. В «Психозе» Ван Сэнта есть еще не один и не два намека на то, что автор просит не считать его ремесленником. На проигрывателе в «детской» мы находим уже не Героическую симфонию Бетховена. Новый Норман Бейтс слушает какую-то пластинку «Мир хочет песен» — не понятно, что это за песни (ясно, что не «Песни об умерших детях»). Что бы это могло значить? Да что угодно. Хотя бы то, что Ван Сэнт предлагает нам провести серьезную ревизию собственных представлений о классике, которые ставят Хичкока в кино на одну доску с Бетховеном в музыке. Или наоборот — иронично определяет свое место во всей этой истории, намекая на то, что был и остается талантливой попсой.

Судя по данным о кассовых сборах, «Психоз» Гаса Ван Сэнта уже не сможет принести студии Universal ощутимой прибыли. Сейчас она примерно равна той сумме, которую продюсеры вложили в производство и раскрутку фильма. Еще рано говорить о том, что игра проиграна компанией. Но самое время заметить, что Гас Ван Сэнт, несмотря на все неприятные отзывы критики, все равно останется «в белом», потому что именно он навсегда прикончил Нормана Бейтса. Ван Сэнт получил деньги на то, чтобы высмеять наши страхи, и сделал это, заставив всех подробно изучить механизм их возникновения. И теперь по крайней мере одним психозом в мире стало меньше: ведь до Ван Сэнта могло показаться, что убогий Бейтс стоит где-то неподалеку от эпического зверя Носферату. Римейк обесценил героя «Психоза», показав, что он не имеет тенденций к развитию: этот злодей элементарно переносится из одного десятилетия в другое, он страшен только тогда, когда появляется на контровом свете в халате, парике и с ножом. Новые детали, которыми Ван Сэнт снабдил свой фильм, оказались демонстрацией отличного чувства юмора в безвыходной ситуации: что делать, если до тебя здесь все уже решили. Получается, сто раз прав был Франсуа Трюффо, удививший многих умных людей своей, как всегда, неожиданной фразой: «Психоз» — это не более чем хорошо сделанная вещь». Теперь это заключение можно применить и к римейку Гаса Ван Сэнта, взявшего одну «хорошо сделанную вещь» для того, чтобы смастерить другую. Все поняли, «как» он этого добился, а «что» послужило поводом для нашего интереса к его лабораторным опытам: мы ведь это отлично знаем — уже видели, однажды уже боялись.

www.kinoart.ru

АССОЦИАТИВНЫЙ ПСИХОЗ

Новая манера снимать кино «Пси» — психическая сила (жаргонизм). Название последнего альбома БГ (факт). Альбом — не самый лучший пример выражения внутреннего «я» гуру (субъективная точка зрения). Но речь не об этом. Вернее, не совсем об.

Новая манера снимать кино

«Пси» — психическая сила (жаргонизм). Название последнего альбома БГ (факт). Альбом — не самый лучший пример выражения внутреннего «я» гуру (субъективная точка зрения).
Но речь не об этом. Вернее, не совсем об этом.
Недавно к БГ придумали видеоряд. Назвать данное произведение фильмом язык поворачивается не очень. Скорее коллаж. Скорее не о БГ, а для него. И еще для режиссера Андрея Новоселова, снимавшего все последние клипы на песни «Аквариума». Вот и получился фильм — большой клип.
Если разрезать пленку на фотографии, будет красиво. Самое главное — чтобы кадры сочетались с музыкой.
В узком пространстве между клипами на экране возникают картинки из жизни Борис Борисыча. Фрагменты общения с коллегами по «Аквариуму». Общение с самим собой. Логика построение отсутствует.
«Логики не надо, — говорит Новоселов. — Сначала сценарий был, но когда начали снимать, я понял, что он не нужен. Это ассоциативный фильм. Здесь реальность оказалась богаче вымысла. Когда я задумывал этот проект, мне была интересна сама личность БГ».
Фильм завершает фраза: «Вы увидели кадры, не вошедшие в фильм». Потом — титры.
«Я не вижу аналогов такому фильму. Это фильм о невозможности снять фильм».
. Мотор.
БГ за столом с группой рассуждает на тему клипов. БГ — о своем старом творчестве. БГ в трусах окунается в Черное море. БГ прогуливается по крымским винным погребам под буддистские напевы.
Про БГ и буддизм говорить не надо — оскомина. Винные погреба любезно предоставлены компанией «Легенда Крыма». Директор компании Михаил Штырлин дал деньги на фильм. Люди всегда любили БГ. БГ любит портвейн.
Разговоры персонажей по большому счету не важны. Наверное, поэтому и говорят товарищи очень тихо. Иногда так тихо, что слова вслед за БГ за кадром повторяет (дублирует?) Слава Петкун, солист «Танцев минус». Тот, который «Город-сказка, город-мечта». У БГ тоже город, но золотой. Несостыковочка. Так что при чем здесь Петкун — не знаю. Знаю, ему Новоселов тоже снимает клипы.
— Это моя креза. Для меня Петкун и БГ чем-то похожи. Молодой, наглый, уверенный голос Славы ближе молодежи. В том, что Слава Петкун «дублирует» БГ, больше интуиции, чем здравого смысла. Я показал Борис Борисыча, как я его чувствую.
Новоселов утверждает: БГ понравилось. В конце осени — премьера на ОРТ.

Мнение БГ:
— Вам нравится то, что сделал Новоселов?
— Мне нравится то, что у него была свобода это сделать. Но сам бы я это кино смотреть не стал. Мне нравится, но очень туманно. То есть скорее нравится, чем не нравится. Но я бы предпочел, чтобы этот фильм был сделан ближе к стилистике фильма «Матрица». Или Кустурицы. Я так и вижу «Аквариум» — как табор, который дома бывает редко, шляется по городам и весям и играет музыку для удовольствия. А нам еще за это и деньги платят.

www.novayagazeta.ru