Классификация стресса по

ExpertPsyhology Психологические исследования

Классификация видов стресса

Вследствие слишком широкого и расплывчатого определения термина стресс, а также разной его трактовки различными авторами, единой классификации, способной представить все характерные черты отдельных видов стресса, составлено не было. Различные авторы используют не согласующиеся между собой критерии разграничения проявления видов стресса, что приводит и к созданию разных понятий.

Наиболее простой представляется дихотомическая классификация Китаева-Смыка, которая описывает кратковременный и длительный стрессы. Кратковременный стресс по своим симптомам похож на начальную стадию длительного, только протекающую более интенсивно. Кратковременный стресс – это очень сильное расходование так называемых поверхностных адаптационных резервов организма при затрагивании глубоких. Если развитие процесса происходит очень быстро, а поверхностных резервов не хватает, организм может погибнуть, даже имея большой запас глубоких адаптационных резервов. В основе протекания длительного стресса лежат те же механизмы, только менее интенсивные. Длительный стресс – это медленное, постепенное расходование как поверхностной, так и глубокой адаптационной энергии. Этот вид стресса может проходить скрыто, так что обнаружить можно только при специальном обследовании. Если же организм не успевает подстраиваться к сильным экстремальным воздействиям, то изменения могут привести к развитию соматических или психических заболеваний. Сам стресс может переходить в болезнь, при которой периоды адаптации сменяются реадаптацией.

Также Китаев-Смык выделяет специфический вид – рефлекторно-эмоциональный стресс, характеризующийся отсутствием первичного повреждения или перенапряжения, первичного осознания, обдумывания и понимания ситуации опасности с преобладанием физиологических или патофизиологических проявлений стресса. Этот вид можно определить при использовании большого числа методик, измеряющих физиологические показатели организма. Однако при возрастании количества этих методик увеличивается вероятность влияния этого исследования на протекание стресса и искажение полученной информации. Таким образом, рефлекторно-эмоциональный стресс более легок, и одновременно, более сложен в диагностике, чем другие виды стресса, о которых речь пойдет ниже.

П.С. Гуревич дает краткое описание так называемому военному стрессу. Он характеризуется слабой концентрацией внимания, повышенным уровнем гнева, сверхбдительностью. Военный стресс может проявляться и спустя несколько недель после возвращения человека в спокойную обстановку (домой). Возникают навязчивое желание возмездия, рассеянность, немотивированная агрессия, человек может уйти в запой. Активную форму военного стресса Э. Кречмер во время первой мировой войны назвал «двигательной бурей», при которой проявляется беспокойство, суетливость, мнительность, бессмысленные движения, паника. При пассивной форме, или «мнимой смерти», наблюдаются ослабление силы и тонуса мышц, общая слабость организма вплоть до полной потери контроля над движениями тела.

По мнению В.В. Суворовой, в основе разделения видов стресса лежит «степень вовлеченности разных отделов центральной нервной системы» [16, 90]. Таким образом, стрессовые состояния бывают двух классов: стресс периферический и стресс церебральный, который, в свою очередь, делится на церебральный первосигнального типа и церебральный второсигнального типа. Под стрессом периферическим понимается классический стресс Селье, под первосигнальным – экспериментальный невроз Павлова, под второсигнальным – стресс эмоционального реагирования Геллгорна.

Стресс периферический в большинстве случаев может ограничиваться вегетативными и эндокринными сдвигами, не нарушая функции коры головного мозга. Он возникает в ответ на разнообразные вредные воздействия: термические, химические, механические и другие повреждения живой ткани. При длительном или остром протекании стресса могут наблюдаться изменения высшей нервной деятельности как вторичные проявления при осложнении. Характерной особенностью периферического стресса является боль. При сильных болях, особенно невралгических, стресс может давать психические осложнения, такие как острые реактивные психозы. Интенсивность данного процесса определяется индивидуальными особенностями гормональной секреции, особенно гормонов коры надпочечников (малоактивного кортикостерона и активного гидрокортизона).

Церебральный стресс первосигнального типа возникает при воздействии раздражителя на нервные процессы, на деятельность центральной нервной системы. Он характеризуется перенапряжением процессов либо возбуждения, либо торможения. Возбудительное перенапряжение вызывает снижение числа положительных условных рефлексов и появления запредельного торможения охранительного типа. Тормозное перенапряжение сопровождается ослаблением внутреннего торможения или широкой его иррадиацией. По Е.А.Яковлевой, «перенапряжение подвижности нервных процессов вызывает патологическую лабильность или патологическую инертность как возбуждения, так и внутреннего торможения [цит. по 16, 99].

www.expertpsyhology.ru

Классификация стресса: виды и их особенности

Какие бывают виды стресса и как избавиться от его негативного влияния на здоровье? Этот вопрос интересен многим, ведь в последнее время различные психологические нарушения стали спутниками каждого человека.

Травматический стресс

Классификация стрессов помогает в грамотном подходе к лечению проблемы и в скорейшем ее устранении. Важно понять причину, вызвавшую нарушение, только в этом случае возможна эффективная терапия.

Травматический стресс является особым видом психологической патологии. Это специфическая реакция организма на внешний раздражитель. Многие считают восприимчивость данного вида патологической, но она таковой не является. Человек таким образом реагирует на тяжелые для его психики условия. Если организм достаточно сильный, то травматический стресс в некотором роде способствует адаптации к новым, необычным условиям. Однако если психика человека слишком восприимчива и ослаблена, то здоровье может значительно пошатнуться. Причем не только на эмоциональном, но и на физиологическом уровне.

Травматический стресс имеет несколько стадий развития:

  1. Тревога. Возникает значительное напряжение, которое продолжается некоторое время. На этом этапе появляются различные психосоматические заболевания: язвы, гастриты, колиты, аллергии, головные боли, головокружения и т. д. При этом все недуги проявляют себя не очень ярко, что компенсируется в третьей стадии.
  2. Сопротивление. Организм пытается адаптироваться к стрессовым условиям. Постепенно ресурсы истощаются, и человек чувствует себя значительно хуже, чем на предыдущем этапе. Накапливается усталость, часто возникают депрессивные расстройства.
  3. Истощение. На этой стадии у человека не остается сил для сопротивления. Физические возможности исчерпываются, психика истощена. Часто возникают серьезные заболевания, которые имеют длительное лечение.

Травматический стресс — это очень мощное и достаточно длительное патологическое воздействие на психику человека. Если устранен источник, то это еще не говорит о том, что проблема решена. Воспоминания, всплывающие из подсознания, не дают человеку забыть о негативном событии и пережитом стрессе. Малейшее напоминание служит мощнейшим толчком к сильному психоэмоциональному напряжению.

Травматический стресс может провоцировать кошмарные сновидения, бессонницу, раздражительность, вспышки гнева, нарушение внимания, повышенную тревожность, преувеличение ситуации.

Человек становится эмоционально нестабильным.

Источником подобного стресса может стать любое травмирующее событие: авария, похороны и пр.

Стресс и его разновидности

Классификация психологических нарушений имеет свои особенности, что затрагивает и виды стресса.

Социальный стресс возникает в результате острого реагирования человека на социальные проблемы и слабой адаптации его психики к подобным условиям. При чрезмерной восприимчивости к различным факторам окружающей среды появляется такая проблема. Например, человек длительное время не может найти работу, он нервничает, переживает и пребывает в состоянии постоянной напряженности.

Социальный стресс, как и все другие виды подобных нарушений, вызывает психосоматические заболевания, которые устранить обычным лечением не удается.

Необходима психотерапия, способная разложить проблему по полочкам и разобраться в ней. Как правило, человеку с ослабленной нервной системой сложно самостоятельно преодолеть такой барьер, и тут без помощи психотерапевта не обойтись. Социальный стресс является одним из самых распространенных среди других разновидностей. Он делает человека раздражительным, замкнутым, склонным к частым срывам.

Психоэмоциональный стресс возникает в том случае, когда организм ежедневно подвергается ряду эмоциональных перегрузок. Он характеризуется следующими видами проявлений:

  • упадком сил и слабостью;
  • повышенной тревожностью, возникающей вследствие интенсивного выделения в кровь адреналина;
  • острыми неврозами;
  • депрессивными расстройствами.

Психоэмоциональный стресс, на который длительное время не реагируют, перерастает в серьезные нарушения психики. Лечение проводится с помощью группы медикаментозных средств и методов психотерапии.

Физиологический стресс — это ответ организма на внезапно возникающее воздействие внешней среды. Он проявляется во многих случаях резкими изменениями: скачком артериального давления, приступами тошноты, головокружения, сердцебиения, одышки и т. д. Такой вид стресса возникает при воздействии на организм температурных, химический и других факторов: холода, голода, жары, резкого запаха краски и пр. Как правило, после устранения источника все проявления исчезают.

Информационный стресс

Информационный стресс не является редкостью в современном мире. Каждый без исключения человек когда-либо в своей жизни сталкивался с подобного рода воздействием. Информационный поток, который поступает ежедневно, часто приводит к перегрузкам. Человек не всегда справляется с поставленными задачами, перенапрягая себя. Организм на такое явление реагирует по-разному.

Информационный стресс может воздействовать, не только перегружая восприятие человека, но и часто травмируя его обилием негативной информации, такой как: теракты, новости об убийствах, землетрясениях и пр. Восприимчивая личность часто ассоциирует подобные явления с собой и как бы примеряет их на себя. Информационный стресс отражается на подсознании, которое имеет свою специфику. Оно начинает предостерегать человека, вызывая чувство страха и повышенной тревожности. Именно поэтому эмоционально нестабильных личностей так легко распознать по малейшей ситуации. Они способны, грубо говоря, сделать из мухи слона.

Накапливающийся информационный стресс приводит к частым заболеваниям, которые использует подсознание человека для оберегания его от якобы существующей опасности, ведь болезнь как бы исключает индивида из участия в общественной жизни. А значит, это предостерегает от неприятной случайности либо перегрузки.

Информационный стресс представляет собой серьезную проблему, способную привести к ряду патологий. Могут возникать сильные головные боли, расстройства в работе желудочно-кишечного тракта и т. д. Виды проявлений зависят от слабого места человека. Если имеется гастрит, то информационный стресс может спровоцировать развитие язвы.

Стресс после развода

Среди большого разнообразия видов психологических нарушений существует и стресс после развода. В основном его, как правило, в большей степени переживают представительницы прекрасного пола. После ряда неприятных событий негативные эмоции, не имеющие до этого выхода, накапливаются, и возникают различные патологии. Их типы достаточно разнообразны, они могут встречаться как единичное проявление или в комплексе. Психоэмоциональный фактор играет важнейшую роль в возникновении различных заболеваний не только нервной системы, но и на физиологическом уровне. Болезни души часто проявляются болезнями тела.

Стресс при разводе порой приводит женщину в депрессивное состояние. Негативные эмоции накапливаются, и если вовремя не обратиться к специалисту, то может возникнуть неприятный недуг. В психологии существует целый ряд техник и приемов, позволяющих справиться со стрессом. Это и конгинитивно-поведенческая психотерапия, позволяющая провести анализ конкретной ситуации при разводе.

Чтобы справиться с проблемой самостоятельно, можно попробовать изложить все свои эмоции и чувства на листе бумаги, также ни в коем случае нельзя подавлять себя, играя несвойственные роли. Так, чтобы не уронить лицо, многие женщины улыбаются сквозь слезы и, даже будучи наедине с собой, не дают выхода негативным эмоциям, что чревато болезнями. Течение процесса развода для многих является настолько сильным потрясением, что эмоции и стресс нет возможности пережить самостоятельно. Тогда потребуется помощь психиатра. Он выберет подходящий вид воздействия и поможет реализовать накопившиеся эмоции и стресс в нужном русле.


nevroz.club

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССА

Классификация стресса может быть основана на разных принципах:

1) на анализе факторов и условий, приводящих к стрессу. Так, выделяют стимулы, нарушающие гомеостаз или целостность живого организма; стимулы, нарушающие деятельность индивида (отвлечение внимания, потеря цели); стимулы социального воздействия (социальные конфликты, условия жизни);

2) на учете интенсивности воздействий, приводящих к стрессу. Так, воздействие интенсивного стимула вызывает эмоционально-психическую травму, менее интенсивного — фрустрацию;

3) на анализе поведения индивида в состоянии стресса — активное или пассивное;

4) на оценке ответных реакций при стрессе. Безусловные врожденные реакции на вредное воздействие определяют один уровень стрессового состояния, условные, приобретенные в индивидуальном опыте реакции высшей нервной деятельности на символический смысл воздействия — другой;

5) на анализе роли информационно-эмоционального фактора в состоянии напряженности.

Помимо вышеуказанных видов стресса некоторые авторы выделяют и ряд других его разновидностей. Так, В.В. Суворова подразделила все стрессовые состояния на два больших класса: стресс периферический и стресс церебральный.

Периферический стресс, как особое состояние организма возникает в ответ на разнообразные вредные физические воздействия (тепловые воздействия, сублетальные дозы ядов, кровопотеря, хирургическое вмешательство и др.). Таким образом, периферический стресс развивается при отрицательном воздействии на периферические органы и ткани организма.

Церебральный стресс первосигнального типа может возникнуть вследствие длительного перенапряжения процессов возбуждения или торможения, а также при высокой интенсивности их переключения.

Церебральный стресс второсигнального типа (психический стресс). Его возникновение связано с переживанием деструктивных эмоций и чувств (психические травмы, «больные» доминанты, угрозы для жизни, потери близких людей, длительные воздействия фрустраторов и др.).

Вследствие этого помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяются термины «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в эти термины, что, конечно же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение данных терминов подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции.

В содержание этих терминов включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера.

Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается практически всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами).

Так, в работах А.М. Вейна, К.В. Судакова и др. подчеркивается, что основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса. На основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокрино-патии и даже опухолевые заболевания.

По оценкам некоторых западных экспертов, 70 % заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье, напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механизмов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным («No Future» Syndrom), то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами (Л. Кохен, Г. Маршал, Л. Ченг, С. Агарвал, 2000).

Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоционального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержание в связи со следующими обстоятельствами:

• эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

• эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);

• термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс» — психологами.

В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии — тревоги, адаптации и истощения.

Психоэмоциональный стресс может быть вызван неприятностями на работе; трудностями в общении; денежными проблемами; прохождением тестов или собеседований при устройстве на работу.

Признаками эмоционального/психологического стресса могут быть гнев, депрессия, зависть, низкая самооценка, страх, неумение сконцентрироваться, беспокойство, неспособность принимать решения.

studref.com

Классификация стрессов и их последствий. Управление стрессами

Понятие стресса, его особенности и основные стадии. Сущность классической концепции стресса. Виды проявления и симптомы стресса, его классификация и последствия. Ошибочные представления относительно стресса. Стратегия управления им в организации.

Подобные документы

Анализ идеи Г. Селье об адаптационных ресурсах стресса, тезисы классической теории. Основные направления стресса: экологический, транзактный и регуляторный. Причины возникновения информационных стрессов. Особенности профессионального стресса менеджеров.

дипломная работа, добавлен 16.06.2012

Сущность и содержание стресса, направления и особенности исследования данного явления ученым Г. Селье. Виды стресса и его стадии, внешние проявления, физиологическое и психологическое обоснование, последствия. Рецепты для поднятия жизненного тонуса.

презентация, добавлен 11.12.2013

Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

реферат, добавлен 15.12.2009

Определение, причины возникновения стресса, его стадии и возможные последствия. Психологические и поведенческие симптомы стресса. Причины возникновения стресса на работе. Несколько советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

курсовая работа, добавлен 03.06.2009

Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

курсовая работа, добавлен 20.05.2012

Процесс реагирования на внешние условия. Понятия стресса, его причины и последствия. Применение эффективных способов снижения стресса в коллективе на примере МОУ «СОШ№ 6». Рекомендации, позволяющие работникам снизить уровень профессионального стресса.

реферат, добавлен 04.08.2009

Общая черта напряженности и стресса — неспецифической (общей) реакции организма на воздействие, нарушающее его гомеостаз. Понятие, фазы и составляющие стресса в организациях. Последствия стресса и стрессовых ситуаций для организационного поведения.

курсовая работа, добавлен 24.05.2015

Изучение современных теорий психологии стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности. Диагностика и SWOT-анализ организационного стресса.

контрольная работа, добавлен 05.10.2010

Что такое стресс. Психическая адаптация. Стадии стресса. Истоки развития научной концепции стресса. Основные положения концепции стресса Г. Селье и их развитие. Фазы развития стресса. Мобилизация адаптационных резервов. Эмоциональная напряжённость.

реферат, добавлен 15.12.2006

Общее понятие и функции стресса. Сущность физиологических и психологических стрессоров. Виды и стадии стресса, их характеристика. Условия и причины возникновения стресса. Схема развития стрессового состояния, его влияние на здоровье и организм человека.

allbest.ru

Понятие стресса. Классификация стрессов. Преодоление стресса

Страницы работы

Фрагмент текста работы

четвертый школьник и каждый третий подросток болеют хроническими заболеваниями» (Государственный доклад «О санитарно-эпидемической обстановке в Республике Беларусь в 2004 г.»).

Одним из наиболее неблагоприятных факторов, имеющих место в учреждениях образования, является дидактогенный, информационный стресс, который прямо или косвенно влияет на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

1. Понятие стресса

В процессе эволюции человек научился приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Именно эта способность позволила ему выжить в очень суровых условиях существования. При этом механизмы приспособления постоянно совершенствовались. Выживали те, у кого эта способность была более выражена, т. е. происходил естественный отбор. Процесс совершенствования адаптационных механизмов происходит и у современного человека. Реакция людей на воздействие разнообразных факторов внешней среды различна.

В 1936 году канадский физиолог Ганс Селье ввел понятие «стресс». Г. Селье определял стресс как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызванных действием чрезвычайно сильных или длительно действующих раздражителей (стрессоров). В самом общем виде стресс это реакция организма на действие какого-либо фактора внешней среды. Таких воздействий встречается в жизни множество. Приведем некоторые из них: брак, развод, перемена места жительства, новая работа, увольнение с работы, экзамен, эмоциональный конфликт дома, на работе, усталость, боязнь (например, увольнения), длительная неопределенность жизненной ситуации, изменение погодных условий, травма, операция, заболевания различной природы (соматические или инфекционные) и многое другое. По источнику действия стрессора выделяют стресс болевой, информационный, экологический, дидактогенный, эмоциональный, физический, холодовой, спортивный, катастрофальный и др. Вообще любой сверхсильный раздражитель может стать причиной стресса как великая радость, гак и глубокая печаль. Даже простое изменение температуры окружающей среды является для организма определенным стрессом. Организм реагирует на любое изменение с помощью приспособительных реакций, т. е. находится в постоянном напряжении, степень которого зависит от агрессивности стрессоров, их количества и продолжительности действия. Разработаны шкалы стрессов, в которых дается балльная оценка стрессо-опасности различных жизненных ситуаций (например, шкала Холмса-Рея). Каждая профессия также имеет определенную степень стрессоопасности. Например, у шахтера- 8,3 балла; у пилота- 7,5; у машиностроителя — 7,5; у стоматолога — 7,3; у учителя — 6,2; у библиотекаря — 2,0 балла.

Изучая ответные реакции организма на действие разнообразных факторов внешней среды (физических, химических, эмоциональных

vunivere.ru