Классный часы стресс

«Как бороться со стресом?» Классный час по ЗОЖ

ЦЕЛИ:

    раскрытия понятия “стресс”, “невроз”, “психическое здоровье”;
  • довести до детей информацию о причинах и механизме возникновение неврозов, ознакомить с их видами;
  • научить детей защищаться от неврозов, профилактика стрессов и неврозов и психических травм.
  • ОБОРУДОВАНИЕ:

  • схема по терминам;
  • цитата Кеннет Купера;
  • анкета;
  • литература по психологии;
  • карточки;
  • поговорки;
  • плакат.
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: написаны на плакате, он висит перед классом.

    1. Стресс – состояние напряженности, наступающее в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.

    2. Невроз – реакция человека на неблагоприятную жизненную ситуацию, нервно– психологическое заболевание, возникающее под влиянием тяжелых переживаний.

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ НА ЗАНЯТИИ:

      словесные: учительское слово, выступления учащихся, рассказ, вопрос-ответ, вывод из фактов действительности, проблемное изложение, диалогическая форма беседы, комментарий, обсуждение;
    • наглядные: плакат, схема, литература по психологии, карточка, анкета;
    • практические: практическая работа, анкетирование, творческое задание.
    • ПРИНЦИПЫ МОЕЙ РАБОТЫ:

    • научность;
    • правдивость;
    • связь с жизнью;
    • доходчивость;
    • убедительность.
    • ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

      1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

      1) ознакомление с темой, целями занятия, основными положениями;

      2) раскрыть, почему эта тема выбрана.

      В наш XXI век существенно изменилась структура заболеваемости человека. Большое место в жизни людей занимают “болезни цивилизации”. Что это за болезни? Врачи связывают такие болезни с длительными эмоциональными напряжениями в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния, тревоги и депрессии. Все это является реакцией организма на жизненные трудности и внутренние конфликты.

      Современная медицина именно внутренним конфликтам приписывает основную роль в возникновении неврозов и стрессов. Что же такое невроз и стресс? Посмотрим на психологический плакат.

      Работа по плакату, показ книг по теме, комментарий учителя.

      ВОПРОС К КЛАССУ: подумайте и сделайте вывод! Что связывает понятия “стресс” и “невроз”? Что у них общего?

      ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ: действительно: эти два понятия связаны психическим состоянием человека, его психическим здоровьем. Давайте подумаем вместе, от чего зависит психическое здоровье? Какие слова нужно убрать из этих понятий, чтобы у человека не было неврозов и стрессов?

      Возможные ответы учащихся:

      – угнетение психики;
      – переживания и перенапряжения;
      – неблагоприятные факторы.

      КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫВОД: Значит, психическое здоровье – это уравновешанное состояние, когда отсутствуют факторы давления на нервы и психику человека. Это– страх, обида, отчаяние…

      РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ. Неврозы бывают различных видов:

      1) неврастения – нервная слабость;
      2) истерия – бурная реакция на что-либо;
      3) истерика – нервный припадок.

      Все эти виды отличаются по интенсивности протекания нервных процессов: по степени их воздействия: реакцией на них со стороны человека.

      ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (по карточке знакомят характеристиками видов неврозов).

      1 ученик. При неврастении человек начинает замечать несвойственную ему прежде быструю утомляемость, потерю спокойствия, его тянет в сон: но он не может заснуть. У человека повышенная возбудимость, раздражимость. Здоровый человек после рабочего дня спокойно засыпает, у больного неврастенией сон неглубокий, им овладевают множество мучительных мыслей.

      2 ученик. При истерике с человеком случается нервный припадок, происходят неожиданные переходы от смеха к слезам, к рыданию, к истеричному крику. Никого человек при этом не слушает, не воспринимает того, что происходит рядом. После болит голова, бывают неприятные ощущения в сердце, в желудке, в кишечнике. Человек чувствует себя обессиленным, вялым.

      3 ученик. Больные истерией слишком бурно ко всему относятся: всегда подчеркивают свои симпатии и антипатии, капризны, крикливы, резки в движениях, Если смеются, то долго, если плачут, то навзрыд. Обычно такие люди стремятся привлечь внимании, изображают себя обиженным. В их поведении много фальши. Истерия может начинаться с детства, но чаще проявляет себя в юношеские годы.

      КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: надо с детства беречь свои и чужие нервы, научиться хорошо относится друг к другу, помнить – главное в жизни – здоровье.

      АНКЕТИРОВАНИЕ. Цель: выявление причин неврозов!

      Выберите из ниже перечисленных положений те, которые определяют причину неврозов.

      1. Неблагоприятные жизненные ситуации.
      2. Нервные расстройства.
      3. Беззаботная жизнь, безделье.
      4. Реакция человека на свою болезнь.
      5. Обидное: оскорбляющее слово.
      6. Переутомление от непосильной работы.
      7. Конфликты различного рода.
      8. Длительное умственное напряжение.
      9. КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: чтобы сохранить себя свежим и здоровым, лучше всего вести здоровый образ жизни. Остерегайтесь от нервных потрясений!

        ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Давайте выясним, относитесь ли вы к тем людям, у которых невроз! Посмотрим внимательно друг на друга:

        – румяны ли ваши щеки, здоровый ли цвет лица;
        – гибки ли мышцы рук и ног;
        – ясный ли ум, хорошая ли память;
        – не потеют ли часто руки;
        – не стучит ли в висках;
        – не кружится ли голова.

        Поставим себе и друг другу ДИАГНОЗ: у вас нервы крепкие – вы здоровы, настроение приподнятое – вы здоровы! Значит – нет невроза!

        ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ (цитата): “Наш организм создан для 120 лет жизни! И если мы живем меньше, то это вызвано не недостатком организма, а тем, как мы с ним обращаемся”? (Кеннет Купер)

        ВОПРОС К КЛАССУ: к чему призывает цитата?

        А латинская пословица гласит: “Желающего судьба тащит, не желающего – ведет”? Хотите ли вы узнать о механизмах зашиты от неврозов?

        ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ по психологической защите от неврозов.

        1 СПОСОБ: защита на уровне восприятия информации , т.е. не надо слушать то, что может тебе сильно расстроить. Не смотри того, что обострит внутренний конфликт. Это – уклон от негативной информации. Пример о современных боевиках.
        2 СПОСОБ: механизм вытеснения – недопущение в сознание одного из причин вместе с информацией, которая усиливает нервный срыв. Пример о болезни под именем “рак”.
        3 СПОСОБ: механизм рационализации – это изменение отношения к травмирующей ситуации, при которой она перестает быть эмоционально значимой, т.е. поиск способа изменения своего отношения к ситуации.

        Пример по басне Крылова “Лиса и виноград”.

        ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

        1 ряду: придумать интересный РЕЦЕПТ против неврозов.
        2 ряду: составить современную ПОСЛОВИЦУ о здоровье.
        3 ряду: составить ДЕКЛАРАЦИЮ по здоровому образу жизни только из 10 глаголов. Комментарий учителя.

        ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ: (связь с жизнью). А теперь поговорим о школьных неврозах. Какая психологическая атмосфера в школе влияет на возникновение школьных неврозов? Что может быть причиной школьных стрессов?? Ответы на вопросы в диалогической форме. Итоги диалогической беседы – причины школьных неврозов:

        – перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися;
        – перегрузка учителей дополнительными нагрузками (учителя зачастую выполняют обязанности и завуча, и организатора);
        – “втык” учителю со стороны администрации, ученика – со стороны учителя;
        – боязнь от выпускных экзаменов, контрольных работ;
        – различные конфликты между учителями, учениками, администрацией;
        – нервозная ситуация из-за неорганизованности учебно-воспитательной работы;
        – трения между интересами школьников и содержанием обучения (мы хотим думать о смысле жизни, а нас неволили – думай над равнобедренным треугольником).

        ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ: методы лечения и профилактики стрессов.

        1. Дыхательная гимнастика “Выдыхаем -– стресс”. Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, Плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.
        2. Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.
        3. Точка от невроза – в центре линии, соединяющая верхние точки ушных раковин. Там есть теменная яма, массируйте ее, если невроз и головные боли.
        4. Зона экзаменационного невроза – во внутренней поверхности предплечья: на 3 пальца выше от локтевой складки. Ее массаж снимает предэкзаменационные напряжения, предстартовое волнение. Массаж выполняйте сильными, но не грубыми движениями. 9 раз по часовой стрелке и столько же обратно в течение 3-4 минут.
        5. Аскорбиновая кислота (витамин С) помогает противостоять стрессу.
        6. Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.
        7. Снимает усталость стакан чая с молоком и ложкой меда; стакан настоя мяты; кусок селедки после умственного напряжения. От мозгового переутомления :ежедневный прием по дольке чеснока в течение 2 недель, в год 2 курса.
        8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: значит наше здоровье во многих случаях в наших руках. Надо направить ритм жизни в правильное русло. Я призываю вас всех к здоровому образу жизни.

          ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ЗАНЯТИЯ ПО СХЕМЕ:

          1. Истерия:

          • Заболевания;
          • Перенапряжения;
          • Психические травмы;
          • Конфликты.

          3. Стресс:

          • Трения;
          • Сомнения;
          • Испуг;
          • Смена образа жизни.

          Использованная литература:

          1. Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М. 1985.
          2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М. 1986.
          3. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            Классный час: Стресс. Способы борьбы со стрессом. 8 класс

            Ход

            1. Вводная беседа: «Стресс и здоровье человека».

            — Кто испытывал стресс?

            — При каких обстоятельствах?

            — Чем чаще всего вызывается стресс? (тревога, неуверенность, напряжение и т.д.)

            — Стресс это хорошо или плохо?

            2. Понятие стресса.

            «Стресс – это реакция организма при резких и сильных воздействиях на него. Когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность, он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникать дрожь и т.д.»

            На человека накричали, его обругали, оскорбили, а он не может ничего ответить. Что испытывает этот человек?

            Что испытываете вы в такой ситуации?

            Человек начинает волноваться, переживать, внутри его зреет взрыв. Такое состояние называется стрессом.

            Стресс с англ.яз. переводится как «давление, напряжение, усиление». Это всё стресс со знаком «-». «Стресс со знаком «+» это движение жизни» — говорил канадский учёный.

            Во время стресса в организм человека выделяется гормон адреналина – особое вещество, которое заставляет наши мышцы двигаться быстрее. Если мы двигаемся, нам легче, а если мы стоим на месте, нам хочется бежать.

            Активное действие – это естественный способ выхода из стресса, способ справиться с ним.

            Как можно снять стресс?

            Некоторые прибегают к употреблению алкоголя.

            1. Беседа через презентацию «Алкоголизм и здоровье человека».

            2. Способы борьбы со стрессом.

            — Обратиться к тому, кто вас выслушает и поймёт

            — Выбирать тёплые, яркие цвета в одежде

            — Смотреть на зелёный тон

            — Хорошее питание, чередование активной работы с отдыхом

            — Больше гулять на свежем воздухе.

            Вывод.

            В Древнем Риме говорили: «Управляй своим настроением, ибо оно будет управлять, повелевать тобой».

            koncpekt.ru

            Презентация к уроку (9 класс) на тему:
            Классный час «Стресс»

            Попробуйте в стрессовой ситуации (особенно если стрессорное воздействие достаточно продолжительно) переключиться на какой-нибудь новый вид деятельности. Это должно быть нечто, целиком захватывающее вас, помогающее уйти от тяжелых переживаний.

            Предварительный просмотр:

            Подписи к слайдам:

            Классный час СТРЕСС. как много В ЭТОМ СЛОВЕ. Господи, дай мне терпение вынести то, что не смогу изменить; сил – изменить то, что я могу , и ума, чтобы не путать первого со вторым Р.Брей

            Как бороться СО СТРЕССОМ?

            Попробуйте в стрессовой ситуации (особенно если стрессорное воздействие достаточно продолжительно) переключиться на какой-нибудь новый вид деятельности. Это должно быть нечто, целиком захватывающее вас, помогающее уйти от тяжелых переживаний. С какой бы серьезной жизненной проблемой вы ни столкнулись, взвесьте сначала, стоит ли она того, чтобы вступать в борьбу. Признайте то, что совершенно невозможно (только «патологические максималисты» убеждены в противном и на этом постоянно обжигаются), однако в каждом виде достижений есть своя вершина, к которой необходимо стремиться.

            Цените радость подлинной простоты жизненного уклада. Избегая всего нарочитого, показного и вычурного, вы заслужите расположение и любовь окружающих. Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающими мыслями о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний об успехе. Это необычайно действенное средство восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед. Любой из вас наверняка может о чем-то вспомнить с радостью. Если вам предстоит удручающе неприятное дело, не откладывайте его на потом, вскройте нарыв, чтобы скорее устранить боль.

            В ситуации конфликта порой следует просто отступить. Из двух спорящих, выясняющих отношения, менее подвержен стрессорным воздействиям тот, кто не пытается «стоять до последнего», и особенно тот, кто защи­щается иронической (лучше мысленно) улыбкой. В конце концов, иногда разумнее просто уйти от встречи с человеком, который вам неприятен, которого вам заведомо не переубедить. Поскольку далеко не всегда имеется возможность изменить психотравмирующую ситуацию, попробуйте изменить отношение к ней. Вспоминайте слова французского мыслителя Монтеня: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее»!

            И, пожалуй, самое главное. Проникнитесь философией оптимизма! Довольно считать себя неудачниками! Помните, человек, увы, легко свыкается со своими слабостями и недостатками. На неудачах учатся, на них настраиваются, так же как и на успех. А если человеку твердить, что он ни на что не способен, что он бестолочь и тому подобное, он таким и становится в один далеко не прекрасный день! Старайтесь сами не создавать стрессорных ситуаций, не влезать в них. Максимально охраняйте тех, кто рядом с вами в семье и на работе, от излишних стрессорных воздействий. Будем добры друг к другу, ибо именно доброта спасет мир!

            ОПТИМИСТ это человек, считающий, что если у него на душе скребут кошки, значит, пока еще у него не собачья жизнь это человек, радующийся, что если кто-то кусает локти, значит, у него еще есть что кусать это человек, считающий любой сквозняк ветром перемен это человек, который убежден, что если политики заговаривают ему зубы, значит, они хотят, чтобы он не тратился на стоматологов это человек, решивший купить машину в надежде сэкономить на такси это человек, который убежден, что наша экономика потому не идет в гору, что счастье не за горами это человек, который учится грамоте в надежде прочитать то, что ему на роду написано это человек, который знает, что солнце светит всем, даже тем, кому уже ничего не светит это человек, который верит, что если все его «поливают», значит, хотят, чтобы он рос это человек, считающий наше экономическое падение полетом в светлое рыночное будущее это человек, который, даже попав в пиковое положение, считает, что оказался на вершине это человек, считающий, что если его водят за нос, значит, он не стоит на месте это человек, чувствующий себя богатым уже потому, что владеет собой это человек, считающий, что, несмотря на либерализацию цен, эта жизнь стоит того, чтобы ее прожить это человек, умеющий посмотреть на себя дружескими глазами это человек, который, даже закапывая свой талант в землю, считает, что сеет ра­зумное, доброе, вечное это человек, верящий, что на его крики о помощи обязательно кто-нибудь да откликнется — хотя бы эхо

            кл час Стресс в жизни человека.docx

            Классный час «Стресс в жизни человека и как с ним бороться»
            Цель: определить понятие и причины стресса, понятие страха, устойчивость организма к стрессу, пути
            выхода из стрессовых ситуаций.
            Стресс – атрибут современности. Современное общество ставит перед нами всё более сложные задачи,
            ожидает от нас максимальной отдачи и молниеносных решений. Прогресс цивилизации навязывает нам высокий темп
            жизни, что неизбежно оборачивается стрессом.
            ­ Как вы думаете, в вашей жизни вы испытывали стресс?
            Приведите примеры. (Описать психологическое состояние).
            ­ Как вы себя чувствовали?
            Стрессовый фактор – это воздействие на психику человека, которое вызывает стрессовый ответ.
            Пример: Как будет себя вести человек после того, как попал в автомобильную аварию?
            (разные люди по разному, одни будут кричать, реветь, метаться; другие замрут, остолбенеют, из них не выдавишь ни
            слова).
            ­ Попробуйте назвать несколько стрессовых ситуаций из жизни (перемены в жизни, эмоциональный конфликт,
            страх, усталость, физическая травма, резкие изменения температуры наружного воздуха, шум, заболевания и др.)
            Канадский ученый Ганс Селье так определяет это понятие: «На воздейстие разного рода — холод,
            усталость, быстрый бег, страх, потерю крови, унижение, боль и многое другое — организм отвечает не только
            защитной реакцией, но и неким общим однотипным физиологическим процессом вне зависимости от того, какой
            именно раздражитель действует на него в данный момент. Организм с помощью этого процесса как бы мобилизует
            себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, на адаптацию к ней».
            Стресс с англ.яз. переводится как «давление, напряжение, усиление». Это всё стресс со знаком «­». Стресс
            со знаком «+» это движение жизни» ­ говорил канадский учёный.
            Стресс – это не то, что с нами случается, а то, как мы это воспринимаем. Стресс может быть не опасным и
            полезным. А в некоторых случаях стресс даже защищает нас.
            Представьте себе, что вы переходите улицу и вдруг. Из­за поворота вылетает огромный самосвал. Вы
            дернулись и замерли как вкопанный. И прекрасно. Самосвал пролетел мимо вас. А если бы у вас не возникло стресса? Вы
            вполне могли бы оказаться под колесами этого страшного чудовища. Благодарите стресс, он спас вам жизнь и здоровье.
            Небольшой уровень стресса делает нас собранным на экзамене, позволяет спортсмену на соревнованиях
            выступить лучше, чем на тренировках. В такие моменты ощущаешь подъем, внутреннюю мобилизацию, многое
            получается лучше, чем обычно. Такое состояние называют эустресс. Другое дело, когда напряжение становиться
            слишком большим. Оно затрудняет эффективное выполнение деятельности. Возникает или заторможенность, или
            чрезмерная суетливость. На пользу делу и здоровью это не идет. Такой чрезмерный разрушительный, дезорганизующий,
            демобилизующий стресс называют дистресс. Именно он опасен. Сильнейшим стрессом является неуспех, неудача, позор,
            обида. Все это очень неприятно. К сожалению, мы нередко склонны переоценивать отрицательные результаты наших
            действий, сгущать краски, преувеличивать свои неудачи. Отсюда слишком сильные, слишком резкие слова – “крах”,
            “трагедия”, “провал”, “кошмар”, “ужас”.
            Учеными был поставлен такой эксперимент. Три группы крыс содержали в следующих режимах: первую
            группу — в полном покое, вторую — в условиях кратковременного стресса, третью — в непрерывной стрессовой
            ситуации. Продолжительность жизни животных второй группы оказалась наибольшей. Таким образом, стресс в
            определенных количествах необходим живому организму.
            Учеными установлено также, что в основе ответной реакции на стресс лежит выделение мозговым слоем
            надпочечников особых гормонов — адреналина и норадреналина.
            Из истории известно, что Юлий Цезарь выбирал себе тех воинов, которые краснели, а не бледнели при
            внезапном стрессе. Оказывается, что при реакции страха в организме секретируется адреналин — это вызывает сужение

            сосудов и бледность, при реакции гнева — норадреналин, сосуды расширяются, и человек краснеет. Та или иная реакция
            на стрессовое воздействие проявляется в зависимости от характера человека.
            Влияние стресса на организм человека
            Велика роль стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления
            и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы,
            сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается.
            Сильный продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению
            риска, инфекционных заболеваний. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. При
            этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса. В некоторых пределах
            стресс психически благоприятен, но когда он переходит границы оптимального уровня, то истощает психическую
            энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.
            Общие принципы борьбы со стрессом.

            благополучие;
            Вырабатывайте у себя убеждения, что только вы сами отвечаете за своё эмоциональное и физическое










            Нужно быть оптимистом (человек, который видит больше положительных моментов в жизни…)
            Знайте: источником стресса является не событие само по себе, а ваше восприятие;
            Смотрите на жизнь в более светлых тонах (не надо омрачать происходящее);
            Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом;
            Ставьте перед собой посильные задачи (с чем вы реально можете справиться);
            Нужно радоваться жизни, получать радость от каждого дня;
            Соблюдать рациональное питание (витамины, объем, режим питания 3­х разовое);
            Соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, отдыхать и работать чередуя);
            Необходимо спать в хороших условиях и не менее 8­9 часов;
            Отказаться от вредных привычек (не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).
            История о близнецах
            Один был полный надежд оптимист. «Все к лучшему!» ­ говаривал он. Второй был печальный и безнадежный
            пессимист, которого ничто не радовало. Встревоженные родители повели их к психологу. Он предложил родителям
            решение, чтобы выровнять отношение близнецов к жизни.
            ­ В следующий день рождения пусть дети развернут свои подарки в разных комнатах. Пессимисту положите лучшие
            игрушки, которые вы можете себе позволить, а оптимисту подарите коробку навоза.
            Родители последовали совету и терпеливо стали ждать результатов. Когда они заглянули в комнату пессимиста, то
            услышали, как он жалуется:
            ­ Цвет компьютера мне не нравится. Уверен, что калькулятор сломается. Эта игра мне совсем не нравится. Я знаю, что
            брат получил игрушечную машинку еще больше.
            Родители на цыпочках прошли ко второй комнате и увидели, что их маленький оптимист весело подбрасывает,
            играючи, навоз в воздух. Мальчик хихикал: ­ Вы меня не обманете! Столько навоза — значит точно есть пони!

            Весьма важно научиться «тренировать» свои эмоции, благожелательно относиться к людям,
            «гасить» конфликтные ситуации, не придавать значения мелким оплошностям других и
            критически относиться к своим

            znanio.ru

            Классный час по психологии по теме:
            Тренинг для подростков «Как избавиться от стресса?»

            Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Тренинг знакомит подростков с понятием «стресса», видами и типологией стрессовых ситуаций, а так же помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.

            Предварительный просмотр:

            Тренинг для подростков

            «Как вести себя в стрессовых ситуациях?»

            1. Объяснить учащимся понятие стресса и стадии его развития.
            2. Познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса. Помочь овладеть навыками их применения.

            1. Приветствие и игра – разминка .

            Игра КОЛЕЧКО Добрый день ребята! Прежде чем мы с вами начнем нашу работу, я предлагаю поиграть в игру, которую вы все знаете и, наверняка, любите: «Колечко».
            Ход игры: выбирается водящий. У него в руках спрятано колечко. Все игроки складывают ладошки «лодочкой» и держат их перед собой на коленях. Водящий по очереди подходит к каждому и проводит своими ладошками по ладошкам играющих. В какой-то момент он незаметно передаёт колечко игроку. После того, как водящий пройдёт возле всех играющих все хором говорят: «Колечко, колечко выйди на крылечко». Тот игрок, у кого колечко должен выскочить в центр круга, а остальные должны попытаться его поймать. Если его не поймали, то он становится водящим.

            Да, чувствуется напряжение, которое вы все испытывали в ходе игры, пытаясь отгадать и схватить того, у кого было колечко. Такое напряжение мы испытываем не только во время игры. Мы живём в напряжённое время, время чрезвычайно интенсивных перемен. Всё чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому и поговорим мы сегодня о том, что такое «СТРЕСС».

            2. Мини-опрос: Какие ситуации являются стрессовыми?

            Все участники по кругу высказывают предположения о ситуациях, которые, по их мнению являются стрессовыми. Ведущий записывает их на доске (ватмане, флипчарте).

            Ведущий: «Посмотрите на получившийся список. Обратите внимание на то, что есть такие ситуации, которые каждый человек может назвать стрессовыми, а есть те, которые только лично для кого-то являются стрессом. Но, так или иначе, выполняя это задание, вы имели своё представление о том, что такое стресс. Давайте попробуем сформулировать это понятие (Участники высказывают свои определения стресса).

            3. Рассказ ведущего о понятии стресса – его признаках и стадиях.

            Мы с вами почти сформулировали понятие стресса, введённого в наш лексикон канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения заключается в следующем:

            Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.

            Как видите эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причём эти раздражители необязательно могут существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.

            В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса.

            В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовиться действовать.

            Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

            Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения . Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь. В крайних случаях может наступить смерть.

            Стрессовые состояния существенно влияют на жизнь человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый « эустресс» . Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение. Это «дистресс» .

            4. Мозговой штурм, «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»

            Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Я уверена, что такой опыт есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной практикой, и, попадая в напряжённые ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом. Предлагаю провести мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе справиться со стрессом?».

            Записать на доске или ватмане все предложенные варианты (попить чаю, послушать спокойную музыку, сделать уборку, поспать, погулять на природе, пообщаться с животными, заняться любимым делом (хобби): повязать, шить, рассмотреть свою коллекцию, ремонтировать свою машину и др…).

            5. Упражнение «Фотография в рамке»

            Это упражнение можно выполнять сразу же после того, как произошло событие, заставившее вас изрядно поволноваться.

          4. В быстром темпе прокрутите у себя в голове эту ситуацию так, как если бы она была фильмом.
          5. Выберите из всего потока картинок только один «кадр», который, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает суть всего произошедшего. Может быть, это будет самый эмоциональный момент пережитого.
          6. Представьте себе выбранный момент в виде фотографии. Остановите мгновение. Смотрите на эту фотографию, на лица людей, которые, к примеру, перекошены злобой или негодованием.
          7. Вообразите, что вы уже старше на несколько лет и смотрите на эту фотографию, в которой лишь отблеск прошлых событий. Смотрите на нее глазами человека, для которого все это давно в прошлом.
          8. Подумайте, в какую рамку вы желали бы заключить эту фотографию. Круглую? Овальную? Квадратную? Это будет массивное красное дерево или изящное стекло или примитивная реечная рамочка? А может, это будет рамка-игрушка, к примеру, из искусственного лохматого меха в виде собачки?
          9. Повесьте мысленно фотографию в рамке на стену, сделайте для нее специальное, практически музейное освещение. Кстати, какие фотографии висят рядом с ней в личной галерее вашего разума?
          10. Вернитесь в настоящее. Подумайте снова о событии, которое принесло вам огорчение. Ваши ощущения наверняка несколько изменились. Если нет, вернитесь к выбранному вами кадру и представьте, как это изобразил бы детский художник, карикатурист, Рубенс, Ван Гог.
          11. Найдите тот образ, который изменит ваши чувства надлежащим образом.

            6. Упражнение «Дыхательные техники»

            Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.

            Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.

            Дышите таким образом несколько минут.

            К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.

            Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.

            Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.

            Это упражнение не только помогает снятию стресса и тревоги, но и расслабляет мышцы лица, подтягивает кожу вокруг глаз и разглаживает морщинки в углах рта.

            Очень широко откройте рот. Высуньте максимально язык и с силой скажите три раза: «Ххааахх!» Этот звук должен исходить из глубины горла. Вместе со звуком выталкивайте из себя горечь, злобу, грусть, негативные мысли. Избавляйтесь от депрессии и разочарований.

            Толчковое дыхание помогает и в том случае, если тело и мозг страдают от очень большой профессиональной или домашней нагрузки, сильной ссоры, любой болезни. Благодаря этому очистительному дыханию снимается напряжение и восстанавливается связь с внутренним «я».

            Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.

            Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца. Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость. Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.

            Самая простая, но не менее эффективная техника, позволяющая успокоиться и расслабиться.

            Лягте на спину и положите ладони на живот. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдохе. Теперь сделайте медленный и полный выдох. Ощутите, как сжимается живот по мере выхода воздуха. Повторите это еще пять раз. Делайте это медленно и вдумчиво.

            В данном случае мы включаем так называемое брюшное дыхание (животом), которое имеет целый ряд преимуществ перед грудным (совершающимся за счет межреберных мышц). Брюшное дыхание оказывает ярко выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Оно более эффективно для преодоления стрессов.

            7. Расслабляющая медитация

            Кроме всех вышеперечисленных способов борьбы со стрессом есть ещё релаксационные методики. Сегодня мы с вами попробуем одно упражнение, которое называется «Летнее настроение».

            Цель: настроиться на позитивный лад, расслабиться, научиться вырабатывать положительные эмоции. Оборудование, необходимое для выполнения упражнения: В идеале это должна быть релаксационная комната с тёмными шторами, телевизор и DVD проигрыватель, или компьютер и проектор, удобные кресла по количеству детей/взрослых.

            Длительность упражнения: 30 – 60 минут.

            Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие в лето. Для этого устраивайтесь поудобнее и смотрите на экран. Кто хочет, может закрыть глаза и просто слушать музыку, смотреть на те образы, которые возникают у него в голове. Итак, начинаем.

            Просмотр видеофайла (14 минут).

            Шеринг: по окончании просмотра все участники делятся своими впечатлениями, чувствами, настроением, которое возникло при просмотре данного фильма. Ведущий может задавать наводящие вопросы, чтобы каждый участник имел возможность высказаться: «Какие чувства у вас возникли при просмотре данного фильма? Какие впечатления у вас возникли в ходе просмотра? Как вы себя чувствуете сейчас? И др.»

            Обратная связь. Ведущий спрашивает у ребят, что нового, интересного они узнали во время этого тренинга. Что им понравилось, что не понравилось.

            Заключительное слово ведущего: Вот и подошёл к концу наш сегодняшний тренинг. Надеюсь, что вы узнали про стресс то, что поможет вам в будущем с ним бороться и успешно. Закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Дейла Карнеги, который является известным специалистом в области человеческих взаимоотношений:

            «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на пустяки»

            nsportal.ru