Клаустрофобия конкуренты

Побег от реальности: как квесты «Клаустрофобия» стали прибыльным бизнесом

Потертый ковер, полки с зачитанными книгами, патефон на тумбочке, холодильник «ЗиЛ». Похоже на хрущевку, но это не квартира, а игровая комната в подвале на территории московского центра дизайна Artplay. «Советская квартира» — один из первых квестов компании «Клаустрофобия», перенесшей в реальность популярный компьютерный жанр escape the room (побег из комнаты). Цель игры — выйти из запертого помещения, решая различные задачи. Первая площадка «Клаустрофобии» с двумя квестами открылась в декабре прошлого года, а уже к августу компания и ее франчайзи предлагали 18 игр в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде (среднемесячная выручка одного квеста в столице — 1,1 млн рублей). В планах — запуск около 200 квестов под брендом «Клаустрофобия» силами франчайзи в России, Европе и Америке.

«Удивительно: пока мы не начали, никто в России не пытался продвигать комнатные квесты, несмотря на примеры за границей», — рассказывает соучредитель «Клаустрофобии» Богдан Кравцов.

Математик по образованию, Кравцов был программистом в «Яндексе» и руководителем спецпроектов в «Студии Артемия Лебедева». Еще студентом увлекался поисковой игрой «Схватка» — по ночам на автомобиле ездил по городу, выполняя задания на местности. А посетив в июне 2013 года Будапешт, сыграл в комнатный квест и загорелся желанием создать то же самое в России. Кравцов переговорил со своими приятелями — Сергеем Кузнецовым и Тимуром Кадыровым, владельцами компании Stupid Casual, выпускающей настольные игры и забавные безделушки. Затраты на запуск проекта они оценили в 500 000 рублей (на троих в равных долях).

Сценарии к первым квестам «Советская квартира» и «Психиатрическая больница» написали за пару вечеров. «Тогда мы относились к проекту как к развлечению», — вспоминает Кузнецов. В процессе ремонта и оформления помещения на Artplay сумма инвестиций выросла до 1,2 млн рублей. Партнеры рассчитывали, что в лучшем случае вернут деньги через полгода, но вложения окупились за полтора месяца.

«Клаустрофобия» открылась за пару недель до новогодних каникул, и на праздниках не было отбоя от желающих поиграть. В рекламу предприниматели не вкладывались, позвали знакомых протестировать новое развлечение. Кравцов пригласил Артемия Лебедева и в результате получил восхищенный отзыв в блоге, занимающем третье место в рейтинге LiveJournal.

Среди посетителей нашлись и такие, кто хотел организовать собственные игры под брендом «Клаустрофобии». Кравцов, Кузнецов и Кадыров как раз подумывали о франчайзинге. Они подготовили руководство по написанию сценариев, подбору и обстановке помещений. Франчайзи мог прийти в «Клаустрофобию» с собственной идеей квеста, а ее основатели помогали доработать сценарий и игровые механики. Франчайзинговые договоры начали заключать уже в конце декабря. Желающий открыть «Клаустрофобию» вносил в качестве депозита 150 000 рублей — деньги возвращались после открытия игровой точки. Роялти для Москвы и Санкт-Петербурга установили на уровне 15% от выручки, для остальных российских городов — 10%.

После открытия на Artplay владельцы «Клаустрофобии» поиграли в квесты в Голландии, Таиланде и США. В каждой стране обнаружились свои особенности: в Азии, например, игроки сосредоточены на поиске запрятанных предметов. В своих квестах предприниматели сделали акцент на антураже и сравнивают их с ролевой игрой: посетителям нужно вникнуть в обстановку, чтобы решить задания. На час игры таковых набирается около 20–30.

Первые квесты по франшизе — «Побег из Синг-Синга» и «Мотель «Австралия» — открылись в Москве в марте 2014 года. «Клаустрофобия» вышла на первое место в рейтинге столичных развлечений на сайте TripAdvisor. Спрос был такой, что во всех точках появились ночные игры на выходных, а потом и в будни. В мае заработали первые квесты в Санкт-Петербурге, в июне открылась точка в Нижнем Новгороде. «За несколько месяцев мы из подвальчика на Artplay превратились в федеральную сеть, не прилагая к этому значительных усилий. Кроме 17 часов работы ежедневно без выходных», — говорит Сергей, а Тимур со смехом добавляет: «Мы до сих пор от этого в шоке!»

Перед запуском квесты тестируют 100–300 волонтеров, набранных среди знакомых и в социальных сетях. Каждая игра начинается с инструктажа, и несмотря на это, некоторые игроки забывают, что находятся в реальном пространстве, — бьют хрупкие предметы, пытаются открыть дверь ударом ноги, могут устроить короткое замыкание. Основателям «Клаустрофобии» пришлось запланировать в комнатах кладовки с копиями необходимых для прохождения квеста предметов.

Быстрый успех породил подражателей-конкурентов — в Москве и Санкт-Петербурге (более 20 независимых проектов), Кирове, Екатеринбурге, Новосибирске, Омске. «Мы с партнером узнали о «Клаустрофобии» из блога Темы Лебедева, съездили в Москву и сыграли сами. Понравилось, но сразу же в голову пришло много идей, как можно сделать еще круче», — говорит Тимофей Федотов, в апреле 2014 года открывший игру «Квеструм.рф» в Санкт-Петербурге. Создатели московского квеста «Лаборатория 33» Светлана Буслаева и Антон Кадочкин уверяют, что задумали проект осенью 2012 года, вдохновившись компьютерной игрой «Фобос 1953», но смогли запустить лишь в феврале 2014 года.

«Когда появилась «Клаустрофобия», мы расстроились, что не успели открыться первыми. Но их проект сформировал большой спрос на услугу, что, безусловно, положительно сказалось и на «Лаборатории 33», — признает Буслаева. В своем квесте она сделала упор на погружение посетителя в другую реальность: игроки на час становятся героями фильма-триллера, чему способствуют звуковые и визуальные спецэффекты. «Клаустрофобия» же, по ее мнению, больше похожа на интеллектуальную игру соревновательного характера.

В «Советской квартире» перед командой стоит задача разыскать ключи от комнатной двери. В других квестах «Клаустрофобии» — отремонтировать автомобиль, послать сигнал бедствия, завести космический шаттл и улететь, найти преступников в отделении милиции, победить рыцаря в средневековом замке. Темы некоторых квестов, предлагаемых франчайзи, изначально не нравились учредителям. «Например, в антураже игры «Отделение милиции» нам было очень неуютно, и сами мы никогда бы его не сделали, — улыбается Тимур Кадыров. — Но квест от франчайзи получился очень хорошим, и он нравится посетителям! Это большой плюс франшизной истории — работает коллективный разум».

По словам предпринимателей, франчайзинговые договоры заключены с партнерами во всех российских городах-миллионниках и в большинстве городов с населением свыше 600 000 человек, а также в Алма-Ате, Ереване, Киеве, Минске, Таллине, Вене. В Амстердаме и Нью-Йорке «клаустрофобы» собираются открывать квесты в доле с местными партнерами. Для новых франчайзи весной этого года ввели паушальный взнос, зависящий от размера города и наличия партнеров «Клаустрофобии» — от 250 000 до 5 млн рублей. Максимальный взнос установлен для Москвы, чтобы не допускать чрезмерного расширения сети и конкуренции среди франчайзи (в дальнейшем он может быть увеличен с той же целью).

«Тяжело держать марку, когда у тебя много квестов и каждый нужно сделать интересно и качественно», — рассуждает Георгий Полищук, московский франчайзи британских квестов HintHunt.

У HintHunt всего четыре постоянных сюжета для всех партнеров, обновляются только детали квестов. О проекте Георгий узнал в декабре 2013 года, будучи в Лондоне, и сразу же начал договариваться о франшизе. Но на московском рынке появилась «Клаустрофобия», поэтому он решил расширить круг потенциальных клиентов — предлагать свои квесты еще и корпоративным заказчикам. Полищук подтверждает, что «Клаустрофобия» разогрела рынок и подготовила почву для всех остальных. «Специфика этого бизнеса такова, что все проекты не только конкурируют, но и помогают друг другу, пусть и невольно, — добавляет Тимофей Федотов из «Квеструм.рф». — В один квест человек может сыграть лишь однажды, и, если ему понравилось, он будет искать любые другие».

Изучив более 50 квестов по всему миру, основатели «Клаустрофобии» придирчиво относятся к собственным и стараются их совершенствовать. По замыслу предпринимателей, квест в целом и задачи внутри не должны повторяться в другой игре. Исключение — квесты в другой стране. Например, идеи двух московских квестов, по словам Кузнецова, возможно, будут реализованы в Вене. В России франшизу продавать вскоре будет некуда, поэтому в приоритете партнерство в Европе и Америке.

Правда, и на родине есть еще чем заняться. На осень 2014 года намечен запуск «Клаустрофобии Перформанс», в которой будут участвовать профессиональные актеры. «Мы старались сделать наш вид развлечений похожим на кино, — объясняет Сергей Кузнецов. — Попытаемся приблизить его еще и к театру».

www.forbes.ru

Обсуждения

Рейтинги квестов от команд

15 сообщений

Рейтинг от Федора Хрома.

АТМ — атмосфера, помещение
ХАРД — логические упражнения
СОФТ — упражнения на поиск и ловкость рук

ЦЕЛЬ — понятные промежуточные и конечные цели
ТЕХ — интересные технически решения

ТЕКСТ — необходимость чтения или просмотра видео
БРАК — системные технологические ошибки

Количество заданий:
1 – мало.
2 – средне.
3 – много.
Оригинальность заданий:
1 – Задания типичные и неинтересные.
2 – Пара оригинальных заданий.
3 – Задания в основном оригинальны и увлекательны.

Качество заданий:
1 – Некачественно (Например, с предельной точностью положить куда-либо предмет и другие дефекты) .
2 – нормально (есть какие-либо незначительные дефекты).
3 – качественно.
Соблюдение баланса:
1 – в квесте присутствуют задания только одного типа (поиск, логика и т.д.)
2 – задания одного типа немного разбавлены заданиями другого, однако один тип все равно превалирует.
3 – задания на поиск, логику, математику, ловкость гармонично балансируют друг с другом.
Логика заданий:
1 – связь заданий друг с другом не прослеживается, непонятна цель заданий.
2 – некоторые задания выбиваются из общей связанной друг с другом массы и непонятно зачем мы их выполняем.
3 – логика полностью прослеживается, понятно к какой цели мы идем.
Сложность:
1 – легко.
2 – средне.
3 – сложно.
Обстановка и атмосфера:
1 – атмосфера квеста не передана.
2 – атмосфера передана, однако наблюдается потрепанность в оформлении.
3 – отличная атмосфера.
Эффектность:
1 – квест не содержит «Вау»-эффектов.
2 – в квесте присутствуют «Вау»-эффекты.
Сюжет:
1 – сюжет не логичен и итог действий не соотносится с легендой квеста.
2 – все сильно «притянуто за уши».
3 – хорошая сюжетная линия.
Работа оператора:
-1 – плохая работа операторов (хамство, неправильная работа и т.п.).
0 – обычная работа оператора.
1 – хорошая работа оператора, дружелюбие и общительность, не нарушает правил «Клаустрофобии»
Поломки:
-1 – есть значительные поломки.
0 – незначительные поломки (которые, в принципе, не мешают прохождению квеста).
1 – поломок нет.

КВЕСТ РАДАР — II

Новые квесты и свежий взгляд на старые.

Материал подготовлен совместно 4 любителями квестов со стажем: Еленой Соколовой, Дмитрием Муравьёвым, Extra Lights и Фёдором Хромом. Опыт участников концессии состоит из всех квестов «Клаустрофобии» московского региона, а также ряда квестов в других регионах России, например: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Волгоград и др..

Это субъективный материал. Применён метод экспертной оценки по трёхпозиционной вербальной шкале (без заранее обозначенных KPI). Среднее и медианное значения смещены вниз и соответствуют позиции 22.

Учитывались только текущие или близкие к таковым (без закрытия на реновацию) версии действующих квестов Москвы и Московской Области, где побывали все четыре эксперта. В связи с этим не учтёнными оказались «Я — Робот», «Мотель ‘Австралия'», «Пила», «Синг-Синг», возможно некоторые другие.

01 — Кинотеатр Забвения
02 — Код Да Винчи
03 — Последняя Загадка Леонардо
04 — Проклятие Мертвеца
05 — Философский Камень
06 — Космическая Одиссея
07 — Подводная Лодка
08 — Олимпиада 2030
09 — Турфирма: «Альбатрос»
10 — Убежище 13
11 — Дом Призраков
12 — Белая Комната
13 — Катакомбы
14 — Ограбление Банка
15 — Это Вьетнам, Детка!
16 — Тайна Теслы
17 — Гензель И Гретель
18 — Узники Подземелья
19 — Переполох В Спрингфилде
20 — Летучий Голландец
21 — Отделение Милиции
22 — Штрана: Профессор Злых
23 — Штрана: Господин Президент
24 — Советская Квартира
25 — Фабрика Санты
26 — Ночной Кошмар
27 — Бэйкер Стрит, 221b
28 — Психиатрическая Больница
29 — Цирк На Таганке
30 — Штрана: Миссия Уничтожить
31 — Студия Звукозаписи
32 — Декстер
33 — Музей Современного Искусства
34 — Terra Incognita
35 — Шерлок Против Мориарти
36 — Черепашки Против Шредера
37 — Искусственный Интеллект
38 — Заброшенная Фабрика Масок
39 — Полярная Станция
40 — Игры Разума
41 — Пиратская Хижина
42 — Тайная Пещера
43 — Бункер №1
44 — 007: Доктор Но
45 — Средневековый Замок
46 — Салемская Ведьма
47 — Автосервис
48 — Невероятное Ограбление

Обновление рейтинга действующих квестов Москвы и Московской Области. Изменён формат подачи материала: с табличного на графический. Сама же система «Хром-Рейтинга» остаётся неизменной, вот уже полгода.

Слайд содержит информацию о рейтинге и его детализации, а также оценочной сложности для каждого квеста, опробованного мной лично. Очевидная наводка: чем левее, тем лучше. Однако, пожалуйста, имейте в виду степень субъективности представленных здесь данных.

Используйте функцию «Открыть оригинал» для просмотра слайда в более крупном размере или же скачайте pdf-файл.

Комментарий к слайду выше. Как им пользоваться:

— Что это за столбики?

Размер столбика отражает субъективное качество квеста. Чем выше заканчивается столбик, тем лучше. Слева на слайде можно увидеть зональное разделение на «A», «B», «C», «D» и «E». Наивысшим рейтингом является «A», самой сдержанной оценкой – «E». Однозначно рекомендованы к посещению только «A» или «B».

— Почему некоторые столбики начинаются ниже других?

Значительная часть квестов начинает «расти вверх» от уровня красной пунктирной линии в левой части экрана. Это некая базовая точка. Однако немало квестов стартуют чуть ниже. Это связано с тем, что они оштрафованы за одно из двух типов нарушений или сразу за оба (излишние обилие текстов или видео, а также систематический брак: технологический или методологический). Такие квесты могут не уступать в общей своей длине лишённым штрафов конкурентам, однако за счёт, в прямом смысле слова, более низкого старта финишируют ниже и получают оценку более скромную.

— Почему рябит в глазах?

В глазах, действительно, пляшут краски, за что прошу прощения. Это результат попытки уместить на одном-единственном слайде сразу все проанализированные квесты Москвы и Московской области. Да ещё и дать по ним детализацию: вклад пяти разных компонентов в высоту столбика, то есть в рейтинг квеста.

Оранжевый, зелёный и синий отвечают соответственно за атмосферу (отделку помещения, свет, звук и т.д.), а также количество и субъективное качество логических задач, где надо поломать голову, и поисковых упражнений, где важно быть внимательным (сюда же включены обращения к ловкости рук). Эти базовые элементы, которые присутствуют всегда, ведь без них и квест – не квест, но где-то с ними очень хорошо (цветная полоса длинная), а где-то не очень (короткая). Красным и розовым отмечены квесты, которые также могут похвастаться дополнительными элементами, насыщающими процесс.

Красный отвечает за понятную цель, прозрачную структуру мероприятия и т.п. – словом, вы почти всегда понимаете, что вы делаете, зачем и много ли ещё осталось. Розовый обозначает наличие одного-двух интересных технологических решений, к которым обычно относятся датчики света, звука, объёма, движения и некоторые иные творческие находки авторов, что выводят процесс за рамки обычного мышления. Эти цвета добавляют столбикам квестов высоты не всегда и только по чуть-чуть, ведь это приятное дополнение, но не основная составляющая. Однако именно за счёт их наличия отдельно взятые квесты в своей высоте обгоняют конкурентов и привлекают больше внимания.

— Что это за ромбики?

Ромбиками помечены субъективно более сложные квесты, чем остальные. Такие квесты могут оказаться не подходящими для начинающих или для команд из двух человек – придётся брать слишком много подсказок. Напротив, опытным игрокам они, при прочих равных, доставят больше удовольствия.

m.vk.com

Тайная комната: Как меняется рынок квестов в России

Рост с нуля до 1,5 млрд рублей за два с половиной года

Два с половиной года назад в России появились первые комнаты-квесты, идею досуга подсмотрели в Европе московские предприниматели и создали компанию «Клаустрофобия». Оборудование первой комнаты — в ней был квест про больницу — обошлось в 1,2 млн рублей. На сегодняшний день более 200 компаний в России придумывают и создают игры для желающих порешать головоломки после работы. Публика становится всё более требовательной, это вынуждает одни компании уходить с рынка, не окупив затраты на создание квестов, а другие — более изобретательные — продавать франшизы в разные города и страны. «Секрет» рассказывает об особенностях молодого, но уже перегретого рынка.

Сколько квестов в Москве и России

Квесты escape the room, или «побег из комнаты», перенёс в реальность одноимённый жанр компьютерных игр. Цель запертого в замкнутом пространстве игрока — как можно быстрее выбраться, решив серию головоломок. Такие игры несколько лет назад стали появляться в Японии и США. Индустрия расцвела в Будапеште, куда любители загадок целенаправленно потянулись за квест-турами. Один из основателей «Клаустрофобии» Богдан Кравцов, побывав в венгерской столице, совместно с партнёрами по Stupid Casual — компании, выпускающей настольные игры, — решил открыть нечто подобное в Москве. Желающие посетить загадочную комнату приходили ночью и записывались на несколько месяцев вперёд. Первые конкуренты появились очень скоро — создатели «Клаустрофобии» не смогли удовлетворить неожиданно огромный спрос. Сегодня московская «Клаустрофобия» предлагает посетителям выбор из 45 квестов, ещё 45 находятся на стадии строительства.

По подсчётам «Гильдии квестов», только в Москве на сегодняшний день существует около 170 компаний, которым принадлежат 400 комнат. Ещё 550 квестов открыты в других городах России. Ещё 450 комнат, по данным «Клаустрофобии», строятся за пределами Москвы и начнут работу в ближайшем будущем. Ежедневно комнаты открываются и закрываются, какие-то квесты отправляются на доработку. Выручку только московского сегмента рынка, в том числе от продажи франшиз и услуг b2b (корпоративы, тим-билдинги и другие развлечения для сотрудников компаний), за 2014 год «Гильдия квестов» оценивает в 1,5 млрд рублей.

«Ещё два года назад столицей квестов был Будапешт, сегодня там около 40 комнат. В Москве, по нашим данным, сейчас их около 600, и это не предел. Огромное количество находится на стадии строительства, — рассказывает Сергей Кузнецов. — Такой ситуации в мире вообще нигде нет. Если взглянуть на европейские и американские квесты, то по уровню сложности и исполнения они напоминают то, что Москва предлагала посетителям два года назад. С точки зрения инвестиций многие западные компании до сих пор находятся на зачаточном уровне: они ещё используют замочки и ультрафиолетовые лампы».

Какие квесты в моде

Рынок становится более зрелым, публика — более требовательной, появляется больше претензий к антуражу, декорациям, сложности загадок, техническому исполнению, жанрам, объясняют сложившуюся тенденцию основатели CityQuest Александр Гончаренко и Илья Скольник. Недавно их компания анонсировала запуск нового формата — экшен. В бывшем цехе по производству двигателей на площади 550 кв. м предприниматели построили 11 комнат. По легенде игроки попадают в 2066 год. Мир разорён, и люди борются за выживание. «В основе формата экшен лежит спорт», — рассказывают основатели CityQuest. — Загадки здесь тоже есть, но всё-таки на физические испытания делается больший акцент. В отличие от квеста, экшен нельзя не пройти. Здесь команды набирают баллы и зарабатывают место в рейтинге. За одну игру вы проходите пять комнат. Последовательность их прохождения генерирует компьютер. Вернувшись во второй раз, вы, скорее всего, получите новый маршрут».

От никак не связанных между собой головоломок, поисков ключей и замков российские квесты пришли к использованию новейших технологий и спецэффектов, став полноценным шоу, над созданием которого работает целая команда сценаристов и инженеров. «Квесты, которые мы делали в 2013 году, сейчас, бесспорно, являются устаревшими», — подтверждает Сергей Кузецов, один из основателей «Клаустрофобии. — Жизненный цикл квеста — 1-1,5 года. Затем его неминуемо необходимо переделывать или закрывать».

Компании стараются превзойти самих себя в изобретательности. Кто-то нанимает актёров, кто-то делает ставку на спортивную подготовку и выносливость. «Несколько лет назад людям приходилось подключать всю свою фантазию, чтобы поверить, что они оказались в волшебном мире. Всё вокруг скорее говорило об обратном. Сейчас, попадая на космический корабль, ты видишь не офис, стилизованный под корабль. Антураж заставляет поверить в то, что ты отправился в межгалактическое путешествие», — говорит Кузнецов.

Гонка за оригинальной подачей привела к значительному росту стоимости квестов. В строительство двух первых комнат основатели «Клаустрофобии» вложили 1,2 млн рублей на троих. Сегодня оборудовать хорошую комнату стоит 5–6 млн рублей. «Последняя загадка Леонардо» и «Я робот» обошлись «Клаустрофобии» в 8 млн рублей каждая. «Квесты, которые сейчас находятся в процессе строительства, будут стоить ещё дороже», — предупреждает Кузнецов.

«Иногда стремление выделиться из толпы конкурентов и удивить посетителя чем-то новым доходит до абсурда», — считает Илья Пухов из «Гильдии квестов». — Недавно я был свидетелем разговора предпринимателей, которые рассуждали: «Давай добавим в квест двух женщин, пусть они друг друга режут и обматывают плёнкой для антуража»».

Почему этим летом многие разорились

Прямую зависимость количества клиентов от погоды отмечают все владельцы квестов. «Дождь за окном — гарантия того, что сегодня будет удачный для бизнеса день. В тёплое время года люди предпочитают находиться на свежем воздухе, ездить за город», — говорит Александр Гончаренко. Однако не только хорошая погода стала причиной коллапса рынка этим летом.

«Закрытие квестов — естественный отбор. Ещё не так давно у потребителя не было претензий к продукту, поскольку он был новым. Однако с развитием индустрии люди стали более разборчивыми, поняли, чего можно ожидать от хорошо сделанной игры. Компании стали конкурировать за качество, поэтому дешёвым проектам пришлось закрыться. На строительство квеста, особенно первого, уходит много времени. Год назад, когда этот бизнес выглядел очень перспективным, а стоимость входа на рынок была доступной, все ринулись строить комнаты, не обсудив друг с другом сценарии. Сейчас мы видим целый эшелон «опоздавших» квестов, которые уже неактуальны. Например, сеть ReQuest изначально называлась «Игры разума». Но когда они открылись, обнаружили, что компания «Игры разума» уже существует. Кроме того, ReQuest сделал ставку на тематику «Игры престолов», но и в этом их опередили. Пока они строились, оценить ситуацию на рынке не было времени. Квесты неминуемо будут закрываться, продаваться, поглощаться, и это нормальный процесс» — говорит Пухов.

Крупные компании утверждают, что не почувствовали спада интереса. «При среднем чеке 3500–4000 рублей за игру на четверых квесты становятся развлечением для людей с достатком выше среднего. 1000 рублей с человека — дороже, чем чек в кафе или кино. Сегмент студентов и так не мог позволить себе этого развлечения. Да, кризис сказался на индустрии, но немного иначе, чем можно себе представить. Хотел человек поехать в отпуск на Тенерифе, а при текущем курсе рубля не может. Вместо этого, чтобы как-то заполнить свободное время, сходил поиграть в квест», — поясняет Пухов.

Как сделать квест

Хороший квест начинается с хорошего сценария. Его написание, независимо от уровня сложности заданий, в среднем обходится в 100 000 рублей. Цена франшизы для регионов в большинстве компаний варьируется от 150 000 до 200 000 рублей с 10% роялти. «Даже этот ценник многих отпугивает. Если человек не может заплатить такую сумму за входной билет, квест у него, скорее всего, выйдет плохой, потому что он не готов вложить ещё несколько миллионов в действительно хороший продукт», — говорит Александр Гончаренко из CityQuest.

У каждого города — своя специфика, предупреждают предприниматели. В Санкт-Петербурге, к примеру, любят сверхсложные квесты. «Создатели гордятся, если выбраться из комнаты удалось всего 17% игроков. В Москве отвечают: вы с ума сошли?! Если люди будут постоянно проигрывать, они не придут к нам снова. В Питере в первую очередь ценятся сложные задачи. Актёры и спецэффекты появились в их квестах гораздо позже», — рассказывает Александра Мирзаханова из «Гильдии квестов».

Местная специфика сказывается и на способах продвижения. Если в Москве квесты практически не нуждаются в рекламе офлайн, то в регионах, напротив, хорошо работают флаеры и телевизионная реклама. По словам предпринимателей, франчайзи прикладывают много усилий, чтобы популяризировать сам продукт.

Оптимальная площадь игровой комнаты — 35 кв. м. Стоимость аренды, ремонта помещения, оборудования зоны ожидания и операторской по опыту компаний, существующих на рынке, обходится в 2 млн рублей. Ещё минимум 1,5 млн уходит на оборудование самой игровой зоны. Эта сумма может доходить до 5-7 млн в зависимости от фантазии создателей. Таким образом, на одну локацию уходит минимум 3,5 млн рублей. Компании, предлагающее франшизу, прогнозируют возврат этих средств в течение года. Бывают случаи, когда инвестиции отбиваются быстрее. «Выгодней строить несколько квестов в одном месте, — объясняет Гончаренко — Выбравшись из первой комнаты, команда может сразу же пойти во вторую. Один квест отбивает затраты, второй приносит прибыль».

Для Москвы стоимость франшизы доходит до нескольких миллионов рублей, рынок здесь переполнен. «В Москве мы охотно продаём франшизу крупным развлекательным центрам», — говорит Гончаренко из CityQuest. Несмотря на первоначальный взнос, доходящий до 7 млн рублей, в 2014 году «Клаустрофобия» вовсе отказалась от продажи франшизы в Москве.

Переполненность рынка — не единственная проблема. «Нет такой профессии, как оператор квестов, а их нужно обучать, — сетует Александра Мирзаханова. — Недостаточно быть просто электриком. Нужно быть электриком, который понимает что-то в квестах. Бывали случаи, когда инженеры предусматривали, как открыть комнату, но не предусмотрели вентиляцию, посетители едва не задохнулись», — добавляет она.

Зато франшиза «Клаустрофобии» через месяц появится в Дубае и Майями. Зимой 2016 года предприниматели намерены запустить квест в Бангкоке. Кардинальных отличий в подходе к созданию квеста для разных стран создатели «Клаустрофобии» не видят. «Азиатское кино, бесспорно, отличается по динамике, картинке, наполнению, но глобально американское кино любят везде. Тот же принцип работает к индустрии квестов. Люди в Ижевске или Бангкоке одинаково представляют себе, как должно выглядеть ограбление банка», — объясняет Сергей Кузнецов.

Перспективы

«В фильме «Москва слезам не верит» говорили, что с появлением телевизора театр исчезнет. Смерть пророчат и квестам. Рано или поздно они действительно перестанут быть трендовым способом проведения досуга, перейдя в сегмент классических городских развлечений», — считает Александра Мирзаханова. Сергей Кузнецов уверен, что до конца 2015 года на больших агрегаторах вроде «Афиши» и «Яндекса» наряду с разделами «Кино» и «Театры» появится отдельная категория «квесты».

По прогнозам «Гильдии квестов», при условии, что экономическая ситуация в стране останется как минимум на том же уровне, вершины развития индустрия достигнет следующим летом. «Сейчас рынок ещё далеко не на пике, — соглашается Кузнецов — Гигантское количество людей ни разу не посещали квесты. Есть некий барьер, который надо преодолеть, чтобы уговорить человека попробовать. В этом смысле у нас те же проблемы, что у йоги: все знают об этом, но почему-то многие заведомо решили, что йога не для них. Наша ситуация усугубляется ещё и тем, что многие вообще не слышали о квестах». Тем не менее постепенно у людей складывается культура потребления квестов, констатируют предприниматели. «Раньше молодёжь ездила в клубы, а сейчас за ночь проходит три квеста», — говорит Пухов.

На форуме «КвестДело» владельцы и создатели московских квестов решили, что есть смысл объединяться против других видов развлечений: кино, театров, клубов. «На рынке со временем не останется мелких игроков, поскольку очень сложно агрегировать аудиторию, если у тебя всего несколько квестов», — прогнозирует Сергей Кузнецов. У больших компаний уже есть лояльные клиенты, которые знают, что в рамках одной сети они не столкнутся с одинаковыми загадками. Разрастаясь, компании вроде «Клаустрофобии» смогут делать больше комнат и снижать цену на их посещение. Похоже, окно возможностей, неожиданно распахнувшееся полтора года назад в московских подвалах, вот-вот схлопнется.

secretmag.ru