Клиника неврозов санкт-петербург

Психиатрическая больница № 7 им. академика И.П. Павлова, (Клиника неврозов), СПБ

Официальное название клиники: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская психиатрическая больница № 7 имени академика И.П. Павлова».

Городская психиатрическая больница №7 Павлова Санкт-Петербурга является правопреемником Александровской мужской больницы, открытой в 1884 году, а в 1919 году на базе больницы был организован 1-й в России Клинический психотерапевтический институт с амбулаторным и стационарным отделениями. С 1926 года психотерапевтический стационар института неоднократно претерпевал организационные преобразования, включался в состав различных медицинских объединений, но не изменялся его профиль. Сегодня это учреждение находится в ведении здравоохранения Санкт-Петербурга и называется «Городская психиатрическая больница №7 им. акад. И.П. Павлова» — «Клиника неврозов».

В структуре «Клиники неврозов» функционируют: стационар, состоящий из 4-х отделений, городской психотерапевтический центр, 2 кризисных кабинета для консультирования (очного), кризисная телефонная служба, а также вспомогательные подразделения: клинико-диагностическая лаборатория, физиотерапевтическое отделение, кабинеты стоматологии, рефлексотерапии и лечебной физкультуры.

Услуги больницы

В городской психиатрической больнице №7 Павлова оказывают лечебно-консультативную амбулаторную помощь, а также осуществляют стационарное лечение различных расстройств психики, в том числе: панических атак, неврозов, депрессий, страхов и тревог, бессонниц, стрессов, психосоматических заболеваний, навязчивостей и зависимостей. Для этого применяют следующие методы: консультирование, рефлексотерапию, физиотерапию, биологическую обратную связь, психотерапию, психологические тренинги, гешальт-терапию, клинический гипноз, новый метод лечения неврозов «Ангел-Z».

При «Клинике неврозов» работает консультативный кабинет психологической помощи. Здесь Вы можете получить бесплатную консультацию и, в случае необходимости, направление на отборочную комиссию для госпитализации в клинику.

По желанию пациентов в «Клинике неврозов» предоставляются дополнительные платные медицинские услуги.

  • адрес: 15-я лин. B.O., 4, Санкт-Петербург, 199034
  • телефон:8 (812) 323-47-38

«Клиника неврозов» располагается в старинном здании недалеко от церкви Успенского подворья монастыря Оптиной пустыни. В нескольких минутах ходьбы красивый вид на Неву с набережной лейтинанта Шмидта.

Внутреннее убранство практически не претерпело изменений. Все это создает атмосферу особенного умиротворения и покоя.

Сотрудники больницы с трепетом относятся к культурному наследию. В кабинете Ивана Петровича Павлова до сих пор подлинная мебель той эпохи. Сотрудники больницы бережно ухаживает за растениями в «Комнате Павлова», как здесь называют это место.

В столовой 2-го отделения огромный старинный буфет гармонично уживается с новой удобной мебелью. Надо отметить, что Администрация больницы уделяет пристальное внимание бытовой стороне пребывания пациентов, всегда находит компромисс между старым и новым.

Уютный сквер во дворе Клиники располагает к спокойным прогулкам и отдыху с книгой. На заднем плане — флигель, в котором расположены лаборатория, зал лечебной гимнастики, приемный покой и часть административных помещений.

Краткая история психиатрической больницы № 7

«Клиника неврозов» (ГПБ № 7 имени академика И.П.Павлова) имеет более чем вековую историю. В марте 1881 года пребывающие в Санкт-Петербурге граждане «Германской империи» в память императора Александра II, решили основать мужскую больницу. Александровская мужская больница была торжественно открыта 12 июня 1884 года и до революции работала, как соматический стационар и амбулатория.

После Октябрьской революции в апреле 1919 года на базе Александровской больницы впервые в России организован Клинический психотерапевтический институт, проводивший исследования в области клиники и терапии неврозов. В структуре института впервые в стране были открыты 50 коек психотерапевтического профиля, а также вскоре был открыт амбулаторный приём больных, страдающих неврозами. В стационарное и амбулаторное отделения принимались лица, пострадавшие на фронтах Гражданской войны, а также гражданские лица, страдающие истерией с припадками, параличами, грубыми сенсорными расстройствами, а также с субклиническими проявлениями некоторых психических заболеваний.

С самого начала своего существования, а затем и еще многие годы клиническая часть психотерапевтического института являлась единственным на территории республики медицинским учреждением, применявшим на практике индивидуальную и групповую психотерапию как самостоятельный и эффективный метод лечения.

Отделения, подразделения психиатрической больницы № 7

Платные услуги в психиатрической больнице № 7

Перед оказанием услуги в обязательном порядке оформляется договор по установленной форме и производится оплата в кассу учреждения до 16.30 по рабочим дням, после чего пациент отправляется в назначенный день и время к специалисту.

График работы работников участвующих в предоставлении платных медицинских услуг: пн-пт с 10:00 до 15:00

Дополнительные платные медицинские услуги: +7 (960) 264-58-21.

Отзывы о больнице

«. Хочу сказать огромное спасибо этой чудесной клинике! Она не только вылечила меня, но и помогла разобраться в своей голове и подружиться с самой собой. Врачи и медсестры — просто супер. «

Психиатрическая больница № 7 им. академика И.П. Павлова — адрес, официальный сайт и основные телефоны

Адрес: 15-я лин. B.O., 4, Санкт-Петербург, 199034

Официальный сайт: knevrozov.com

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Карта-схема — как добраться до больницы.

Как добраться до 7-ой психиатрической больницы общественным транспортом

До 7-й психиатрической больницы можно доехать на метро до станции «Василеостровская», а дальше пройти пешком.

Телефонный справочник психиатрической больницы № 7

Факс: +7 (812) 323-36-72

Информация по телефону: +7 (960) 264-58-21

Телефон для записи на консультацию: +7 (812) 323-47-38

Дополнительные платные медицинские услуги: +7 (960) 264-58-21

medicina-peterburg.ru

ЦЕНТР НЕВРОЗОВ

Информация

Описание: Профессиональное, быстрое лечение неврозов, депрессий, фобий, стрессов и других состояний
— ПОХУДЕТЬ или БРОСИТЬ КУРИТЬ за 1 сеанс. Без усилий и стресса.
— ПСИХОТЕРАПЕВТ по СКАЙПУ.
— Тренинг-обучение гипнозу, самогипнозу. Показать полностью…

Центр неврозов работает с 2001 года!

Адрес: СПб, Итальянская 23, БЦ, офис психотерапевта N 7

Запись на консультацию по телефонам
+7 (812) 9-888-612
+7(812) 492-94-40
Или через сайт: http://neurosis.ru/contacts

Получить краткую консультацию можно здесь: https://vk.com/topic-9327030_34152960

Консультацию психотерапевта по скайпу можно заказать здесь: http://neurosis.ru/psyhotepevtposkype

Тренинги обучения гипнозу и самогипнозу проходят каждый месяц. Смотрите информацию здесь:
http://neurosis.ru/welcome2

Более 40 000 человек прошли лечение и избавились от своих пооблем.

Время работы: ежедневно с 11 до 20 часов, воскресенье — выходной Веб-сайт: neurosis.ru Место: Санкт-Петербург, Россия

2 509 записей ко всем записям

Как улучшить коммуникацию и добиться своего

Вы можете «взломать» не только свой мозг, чтобы, например, быстрее запоминать информацию, но и мозг других людей. Не пугайтесь, если это слегка напоминает романы Джоржа Оруэлла. Показать полностью… Вот несколько хитростей для такого «взлома».

Сосредоточившись на чем-то одном, часто упускаешь из вида другое
Люди, которые сосредоточены на чем-то одном, часто могут упускать из вида другую информацию. Используйте эту хитрость, если хотите сделать что-то незаметно.
Например, известная история о воришке в Западном Берлине. Каждый день он ездил на своем велосипеде на восток с сумкой полной песка. Охранники каждый день проверяли его сумку на контрабанду, но никогда ничего не находили. И они отпускали его. Однако, они так никогда и не заметили, что он воровал велосипеды.

Следите за своей позой
Когда вы с кем-то разговариваете, попробуйте скопировать позу собеседника. Если вы сделаете это, люди неосознанно будут относиться к вам доброжелательней. Это может вам очень помочь, особенно, если вы просите об одолжении.

Визуальный контакт
Людям достаточно тяжело что-либо вспоминать и при этом не двигать глазами. К сожалению, только эта информация мало чем может помочь. Но вы можете попробовать подшутить над кем-то, задавая вопросы и при этом не прерывать визуальный контакт. Повеселитесь!

Делайте паузу, прежде чем задавать вопросы
Это старый трюк, но он очень может пригодиться на переговорах. Когда вы ведете с кем-то переговоры, делайте длинные (даже очень длинные) паузы прежде, чем задать вопрос. Это беспроигрышный способ заставить людей говорить правду.

Кивайте
Когда ваши друзья выступают с презентацией, помогите им, кивая головой во время выступления. Это работает наилучшим образом, если делать это в конце каждого предложения.
Неизвестно почему, но это помогает не сбиться и не запутаться при публичных выступлениях. Это работает в 9 случаях из 10.

Помолчите, чтобы получить более полный и точный ответ
Беседуя с человеком и не получив полный ответ на заданный вами вопрос, сделайте паузу и вежливо помолчите. Затем, без сомнения, вы получите, полный ответ на заданный вами вопрос. Многих людей необъяснимо пугает, когда их собеседник молчит.

Используйте различные варианты для получения желаемого
Нам часто приходиться выбирать между несколькими возможными вариантами. Предложите вашему собеседника два условно альтернативных варианта — выбор без выбора. Например, тв сделаешь это прямо сейчас или через несколько минут.

Будьте честны
В следующий раз, когда вы соберетесь сделать какой-нибудь неблаговидный поступок (но в рамках закона, конечно же), попробуйте быть честным. Сделайте вид, что вы тут и должны быть, и что делаете то, что вам положено. Вы удивитесь, как это работает!

Не используйте это во зло!

Японской мудрости пост:

1. Если проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться, если её решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно.

2. Подумав — решайся, а решившись — не думай. Показать полностью…

3. Не задерживай уходящего, не прогоняй пришедшего.

4. Быстро — это медленно, но без перерывов.

5. Лучше быть врагом хорошего человека, чем другом плохого.

6. Без обыкновенных людей не бывает великих.

7. Кто сильно желает подняться наверх, тот придумает лестницу.

8. Муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно — глаза плачут, а когда глаза плачут — руки вытирают слёзы.

9. Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых. Солнце светит без цели кого-то согреть. Нашедший себя подобен солнцу.

10. Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует.

11. И далёкий путь начинается с близкого.

12. Кто пьет, тот не знает о вреде вина; кто не пьет, тот не знает о его пользе.

13. Даже если меч понадобится один раз в жизни, носить его нужно всегда.

14. Красивые цветы хороших плодов не приносят.

15. Горе, как рваное платье, надо оставлять дома.

16. Когда есть любовь, язвы от оспы так же красивы, как ямочки на щечках.

17. Никто не спотыкается, лёжа в постели.

18. Одно доброе слово может согревать три зимних месяца.

19. Уступай дорогу дуракам и сумасшедшим.

20. Когда рисуешь ветвь, нужно слышать дыхание ветра.

21. Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке.

22. Сделай всё, что сможешь, а в остальном положись на судьбу.

23. Чрезмерная честность граничит с глупостью.

24. В дом, где смеются, приходит счастье.

25. Победа достаётся тому, кто вытерпит на полчаса больше, чем его противник.

26. Бывает, что лист тонет, а камень плывёт.

27. В улыбающееся лицо стрелу не пускают.

28. Холодный чай и холодный рис терпимы, но холодный взгляд и холодное слово — невыносимы.

29. В десять лет — чудо, в двадцать — гений, а после тридцати — обыкновенный человек.

30. Женщина захочет — сквозь скалу пройдёт.

31. Спросить — стыдно на минуту, а не знать — стыд на всю жизнь.

32. Совершенная ваза никогда не выходила из рук плохого мастера.

33. Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься.

34. Глубокие реки неслышно текут.

35. Если отправился в путь по собственному желанию, то и тысяча ри кажется одним.

Как мы разрушаем свою жизнь и даже не замечаем этого

Иногда нам кажется, будто в жизни что-то идет не так. И мы рады бы все изменить, но что именно — не знаем. Мы перевели для вас статью, которая поможет выбраться из этой невидимой ловушки. Показать полностью…
— Жизнь — это не прямая ровная линия. И это не набор графиков и расписаний. Это нормально, если к какому-то возрасту вы не успели окончить университет, жениться, найти стабильную работу, обзавестись семьей, сколотить состояние и так далее. Также здорово понимать, что если вы не женились к 25 годам, или не стали вице-президентом к 30, или даже просто не стали счастливыми, то мир не собирается осуждать вас.
Вам можно сдать назад. Вам можно найти то, что вас вдохновляет. Вы также имеете право на время. Почему-то многие об этом забывают.
Прямо со школьной скамьи мы начинаем составлять программу своей жизни и с ней собственно поступаем в университет. В альма-матер мы выбираем работу, которой будем заниматься. Даже если программа нам не нравится — просто потому что мы уже вложили в нее время. Каждое утро мы ходим на эту работу, потому что нам необходимо поддерживать выбор, который мы когда-то сделали. И мы делаем следующий шаг, а потом следующий и еще раз следующий, думая, что мы проставляем галочки в каком-то контрольном списке нашей жизни. В один прекрасный день мы проснемся в депрессии. В очень сильной депрессии. Мы почувствуем однажды, что что-то огромное довлеет над нами, но причину этого знать не будем. Вот так мы разрушаем свою жизнь.
Мы разрушаем свою жизнь, выбирая не того человека. Что это за потребность в ускоренных отношениях? Почему мы так очарованы идеей в первую очередь быть с кем-то, а не самим становиться кем-то? Поверьте, любовь, которую взращивают из удобства, любовь, что расцветает вместе с необходимостью спать рядом с кем-то, и любовь, которая обслуживает наши потребности во внимании, а не страсти, — такая любовь не вдохновит вас проснуться в 6 утра и обнять человека, спящего рядом. Стремитесь обнаружить фундаментальную любовь — отношения, которые заставят вас стать лучшим мужчиной или женщиной. «Но я не хочу быть одна!» — мы часто восклицаем. Побудьте одни. Ешьте в одиночку, спите в одиночку. Через какое-то время вы многое откроете в себе. Вы будете расти, вы найдете то, что вдохновляет вас, вы будете управлять своими мечтами и убеждениями. И, когда вы встретите человека, который заставит каждую вашу клетку танцевать, вы будете уверены в нем. Потому что будете уверены в себе. Подождите. Пожалуйста, я призываю вас дождаться его, бороться за него, прилагать усилия для него, потому что это самое прекрасное, что ваше сердце когда-либо испытает.
Мы разрушаем свою жизнь, позволяя прошлому управлять нами. В жизни много что случается и случится — таково уж ее свойство. Разочарование, смятение, дни, когда вы чувствовали себя ненужным. Такие моменты и слова, кажется, остаются с нами. Но мы не должны позволять себе влиять на нас — они были всего лишь словами. Если вы позволите каждому, не очень приятному событию в жизни определять то, как вы воспринимаете себя, то и весь мир вы будете видеть в негативном ключе. Вы упустите драгоценную возможность, потому что не получили продвижение пять лет назад, убеждая себя в том, что вы глупы. Вы упустите свою любовь, потому что будете считать, что бывший партнер оставил вас, потому что вы были недостаточно хороши, а теперь вы и вовсе не верите мужчинам или женщинам. Это какой-то замкнутый круг. Если вы не позволите себе оставить в прошлом то, что произошло, было сказано и испытано, вы продолжите смотреть на мир через призму отжившего свое и не очень удачного восприятия.
Мы разрушаем свою жизнь, когда сравниваем себя с другими. Количество ваших подписчиков в инстаграме не уменьшит и не увеличит вашу ценность. Количество нулей на вашем банковском счете не повлияет на ваше сострадание, интеллект или ваше счастье. Человек, у которого в два раза больше собственности, чем у вас, не испытывает какое-то удвоенное блаженство. Мы увязли в постоянной слежке за тем, чьи фотографии лайкают наши друзья, на кого еще подписаны наши последователи в твиттере, и, конечно, сегодня до конца дня мы не умрем от этого, но в глобальном смысле это разрушает нашу жизнь. Это создает в нас потребность чувствовать себя важными, и часто мы подавляем других, чтобы добиться этого.
Мы разрушаем свою жизнь, лишая себя чувств. Мы все боимся говорить слишком много, чувствовать слишком глубоко, чтобы люди ненароком не узнали, как много они значат для нас. Интерес — это не синоним слова «сумасшествие». Да, выражая свое особое отношение к кому-то, вы становитесь уязвимым. Но в этом нет ничего зазорного. Наоборот, есть какая-то магия в том, как вы обнажаете душу и честны с теми, кто для вас важен. Пусть девушка знает, что она вдохновляет вас. Признайтесь маме в любви перед своими друзьями. Откройте себя, не становитесь каменным, будьте смелыми в том, кого и как вы любите. Это требует мужества.
Мы разрушаем свою жизнь, когда терпим ее. Когда вы соглашаетесь на меньшее, чем вы изначально желали, вы сами разрушаете возможности, которые живут внутри вас, и в этом случае обманутыми остаются оба — вы и ваш потенциал. Возможно, следующий Микеланджело сейчас сидит перед компьютером, соединяя скрепками документы, потому что вынужден платить по счетам или потому что так удобно. Не позволяйте этому произойти с вами. Не разрушайте свою жизнь таким образом. Жизнь и работа, жизнь и любовь — они неразрывно связаны между собой. Мы должны стремиться к незаурядной работе и такой же необыкновенной любви. Только тогда мы познаем все многообразие и блаженство этой жизни.
© Bianca Sparacino

Избранные цитаты Ирвина Ялома

«Жизнь нужно проживать сейчас; ее нельзя без конца откладывать.»
«Человек боится смерти тем больше, чем меньше он по-насто­ящему проживает свою жизнь и чем больше его нереализованный потенциал.» Показать полностью…
«Берегитесь исключительной и безрассудной привязанности к другому; она вовсе не является, как это часто кажется, примером абсолютной любви. Такая замкнутая на себе и питающаяся собою любовь, не нуждающаяся в других и ничего им не дающая, обречена на саморазрушение.»
«В наше время никто не умирает от горьких истин — слишком велик выбор противоядий.»
«В самой основе человека лежит конфликт между желанием продолжать жить и осознанием неизбежности смерти.»
«Время бесконечно, а запас силы (основного содержания космоса) ограничен. При условии наличия ограниченного количества потенциальных состояний мира и бесконечности прошедшего времени можно сделать вывод о том, что все возможные состояния уже имели место быть и что состояние настоящего момента должно быть повторением, так же, как и то, что породило его, и то, что стало его следствием, и все остальные состояния в прошлом и будущем.»
«Любовь — это скорее форма существования: не столько влечение, сколько самоотдача, отношение не столько к одному человеку, сколько к миру в целом.»
«Мы все существа, ищущие смысл жизни, которые испытывают беспокойство оттого, что их закинули в бессмысленную вселенную. Чтобы избежать нигилизма, мы должны поставить перед собой двойную задачу. Во-первых, изобрести проект смысла жизни, достаточно убедительный для поддержания жизни. Следующий шаг — забыть о факте изобретения и убедить себя, что мы просто открыли смысл жизни, то есть у него независимое происхождение.»
«Мы сами создаем все свои переживания. И всё, что мы сами создали, мы сами можем и уничтожить.»
«На генеалогическом древе экзистенциальной терапии, кроме массивных ветвей — философов, гуманистических психологов и гуманистически ориентированных психоаналитиков, — имеется еще одно важное ответвление: великие писатели, которые не менее полно исследовали и раскрыли экзистенциальную проблематику, чем их вышеперечисленные собратья.»
«Надежда – это худшее из зол, она продлевает мучения.»
«Нам хочется существовать, мы боимся небытия, и поэтому выдумываем прекрасные сказки, в которых сбываются все наши мечты. Неизвестная цель, ждущая нас впереди, полёт души, рай, бессмертие, бог, перевоплощение — всё это иллюзии, призванные подсластить горечь смерти.»
«Неправильно рожать детей под влиянием потребности, неправильно использовать детей для того, чтобы заполнить свое одиночество, неправильно придавать смысл своей жизни, производя на свет очередную копию себя. Неправильно и пытаться обрести бессмертие, отправляя в будущее свое семя, — словно бы в сперме содержалось сознание!»
«Отчаяние — это та цена, которую человек должен заплатить за самопознание. Загляните в самую глубь жизни — и вы увидите там отчаяние.»
«Экзистенциальная изоляция — это долина одиночества, к которой много путей. Конфронтация со смертью и свободой неизбежно приведет индивида в эту долину.»

Начинать с малого – это нормально

«Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей».
Ралф Уолдо Эмерсон сказал: «Каждый мастер когда-то был любителем». Все мы начинаем с малого, не пренебрегайте малым. Если вы последовательны и терпеливы, вы добьетесь успеха! Никто не может преуспеть всего за одну ночь: успех приходит к тем, кто готов начать с малого и усердно трудиться, пока не заполнится кувшин.

m.vk.com

Клиника неврозов санкт-петербург

В конце 90-х, начале нулевых я работал врачом-психотерапевтом на кризисном отделении Клиники неврозов им. академика И.П. Павлова в Санкт-Петербурге (Городская психиатрическая больница № 7) 1 .

Так вот, это кризисное отделение было тогда единственным в Санкт-Петербурге, а поэтому к нам госпитализировали пациентов с самыми, так сказать, нетривиальными ситуациями: суицидентов, жертв сексуального и иного насилия, лиц, чьи родственники (в том числе дети) погибли в результате несчастного случая и т.д. и т.п.

Короче говоря, веселого в работе было мало. Помню, смотришь городские новости: безучастный корреспондент рассказывает о том, что там, мол, человек бросился под поезд, здесь подросток убил отца кухонным ножом, а тут вот портик у здания обвалился, десять человек погибли, — и понимаешь, кого ты завтра будешь принимать в своем кабинете: свидетели, жертвы, родственники.

Впрочем, была среди пациентов нашего отделения и некая «особая группа». Как правило, эти лица обращались за помощью вовсе не из-за своей главной проблемы (которую они, как правило, и не осознавали), а потому что из-за неё — из-за этой проблемы — у них возникали сложности другого рода: например, тревожные расстройства на почве тяжелейших конфликтов с родственниками, из-за потери работы или просто из-за тотального отсутствия средств к существованию.

Да, речь идет о членах различных тоталитарных религиозных сект, а также о жертвах всяческих «экстрасенсов», «магов», «колдунов» и «целителей». В те годы все это мракобесие представляло собой самую настоящую эпидемию — травоядная советская ментальность встретилась с хищным оскалом технологий мошенничества, использующими все возможные способы манипуляции сознанием.

Надо сказать, что данная «особая группа» производила особое же впечатление. Если бы ее представителей обследовали желторотые выпускники медицинских вузов, не нюхнувшие еще, так сказать, пороха реальной психиатрии, то все бы эти пациенты, скорее всего, получили бы различные диагнозы психотического спектра (прежде всего, малопрогредиентной шизофрении), то есть были бы признаны душевнобольными, сумасшедшими, умалишенными — как кому больше нравится.

Но подобные диагнозы стали бы самой настоящей врачебной ошибкой, а соответствующее лечение нейролептиками не дало бы (когда соответствующие антипсихитические препараты пациентам данной группы все-таки назначались, и не давало) никакого терапевтического эффекта. Все эти записные «безумцы» были, по крайней мере, с точки зрения «большой психиатрии» (той самой, что занимается действительным сумасшествием), здоровы.

Поясню, о чем идет речь на примере. Представьте себе человека, который несет какую-то совершеннейшую чушь, лишенною логики, здравого смысла и, главное, фатально не соответствующую реальному положению дел (наличной объективности, так сказать). Например, он рассказывает вам о том, что какой-то «колдуньей» на него наведена некая «порча», что в тартарары разрушило его жизнь. Дальше он приводит бесчисленные примеры сотворенных им глупостей — допустим, он стал ходить весь в черном и перестал мыться, потому что так ему было велено уже какой-то другой «колдуньей» (на сей раз «спасительницей»), а еще он продал квартиру, потому что та была «порченой», и все вырученные деньги отдал той самой «колдунье-2» для проведения соответствующих экзорцизмов. В результате от него «почему-то» (конечно, из-за той самой порчи!) ушла жена, друзья не хотят с ним общаться, с работы уволили (он там всем предварительно устроил «чистку кармы»). В общем, чистой воды сумасшедший, правда? Да, и любой студент-медик подтвердит. Причем сам такой пациент считает, что все с ним нормально, а все дело в «колдовстве». Ну, тем более умалишенный! — скажем мы.

Проблема в том, что реальное безумие, то есть фактическое психическое заболевание, это не вопрос каких-то определенных внешних проявлений — например того, что человек говорит или делает (в противном случае любой представитель примитивного народа Амазонии, например, сошел бы у нас за первоклассного шизофреника). Это вопрос внутренних состояний больного, причем, внутренних состояний, обусловленных не чем-нибудь, а вполне определенными биохимическими и нейрофизиологическими изменениями в его мозгу 2 .

Наивно думать, что вы прочитаете определение «бреда» (а это такой же медицинский синдром, как, например, и «боль в области сердца при физической нагрузке» или «метеоризм») в психиатрическом справочнике и сможете, руководствуясь данной инструкцией, поставить человеку диагноз шизофрении. Так это не работает. Настоящий психиатр учитывает еще массу других нюансов, чему его долго учат на реальных примерах, на клинических разборах, во время работы на психиатрическом отделении.

Да, бред — это, например по А.В. Снежневскому, «неправильное умозаключение, возникающее на патологической основе, полностью изменяющее мировоззрение больного, не поддающееся коррекции извне и изнутри и с течением времени претерпевающее определенную динамику». Но это определение, к сожалению, не руководство к действию психиатра. Все намного сложнее.
Но вернемся к той самой «особой группе» на кризисном отделении нашей по-настоящему легендарной психиатрической больницы. Внешне эти пациенты, действительно, представлялись — по крайней мере слегка — сумасшедшими. Но безумие это было не настоящим, а, если хотите, «наведенным».

И понятно, что это специфическое психическое состояние, находящееся на стыке между психиатрией (а я все-таки врач-психиатр) и психотерапией (а я все-таки и врач-психотерапевт), живо меня интересовало. Этот интерес вылился в достаточно большое исследование: была выделена соответствующая группа пациентов (больше 40 человек), а дальше — как положено — наблюдение, психологические тесты, анамнез-катамнез, эффективность той или иной терапии и т.д.

В конце концов, саентологи и свидетели Иеговы воздействуют массово — палят как из гаубицы, а книги товарища Мегре о загадочной Анастасии издавались колоссальными тиражами — сотнями тысяч! То есть соответствующему воздействию подвергаются миллионы людей, а в сетях этих сект оказываются лишь сотни (ну или тысячи) жертв подобного воздействия. Так почему же кто-то из нас подается подобному влиянию и почти что «сходит с ума», тогда как остальные — нет?

Результаты этого исследования были опубликованы в сборнике научных работ Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, и мне пришлось даже выдумать специальный термин для этого специфического психического расстройства (не путать — с психотическим расстройством, то есть с действительным сумасшествием!), и я назвал их тогда «псевдобредовыми расстройствами».
Как показали проведенные исследования, чтобы «заболеть» данным расстройством, нужно, чтобы сошлось три фактора («фатальное стечение не фатальных обстоятельств», как говорится), что и было обнаружено у всех представителей данной выборки.

Первый фактор: наличие реальной стрессовой ситуации. То есть, грубо говоря, каждый из этих пациентов переживал какой-то психологический кризис, не связанный изначально с содержанием будущего псевдобредового расстройства, и на этом фоне оказался чувствителен к манипулятивному воздействию.

Второй фактор: наличие соответствующего информационного фона. Причем, как правило, данный фон формировался эмоционального значимыми людьми (это снижает в нас критический настрой), или людьми, которые становились для человека эмоционально значимыми в период соответствующей «вербовки».

Наконец, третий фактор: сниженный уровень общего интеллекта и/или низкий уровень образования.

Понятно, что ничего сверхъестественного данное исследование не выявило, а его действительная ценность, как тогда казалось, лишь в том, что соответствующая группа пациентов была просто выявлена и, наконец, обозначена. Ну и кроме того, понятно, удалось сформулировать соответствующие критерии оценки психического состояния и разработать методику установления данного витиеватого диагноза.
И честно говоря, я был тогда совершенно уверен, что скоро данное исследование утратит всякую актуальность.

С одной стороны, психотерапия начала постепенно входить в жизнь наших сограждан, а это значит, что лица, переживающие тот или иной психологический кризис (а потому потенциально чувствительные к техникам подобной агрессивной манипуляции сознанием), смогут получить психологическую помощь до того момента, пока их куда-нибудь не «завербуют» 3 .

С другой стороны, само наше общество стало более менее оправляться от постигшего нас после Перестройки кумулятивного кризиса сознания — когда одни ценности (социалистические-коммунистические) сгинули, а в образовавшуюся ментальную лакуну хлынуло всё это сектанско-религиозное и парапсихологическое отребье.

В общем, казалось, что надо просто чуть-чуть подождать, хорошенько поработать, и все наладится. Не учел я, как выяснилось, главного — тот самый «третий пункт»: уровень образования и интеллекта.

Давайте, наконец, посмотрим правде в глаза: мы находимся в странной, неоправданной, наивной убежденности в том, что современный человек, по мере улучшения качества его жизни, прогресса технологий и т.д., должен (и будет с неизбежностью!) становиться лучше — по крайней мере умнее, добрее и образованнее.

К сожалению, не так. Совсем. Да, нам кажется, что мы становимся лучше, но это фундаментальная иллюзия, обусловленная невозможностью объективной самооценки.

Богатство социального выбора обманчиво. У человека возникает ощущение, что он всегда может с кем-то списаться в Facebook или во ВКонтакте, и вот у него уже вроде как есть «друзья», «собеседники», кто-то лайки поставит ему под фоткой в Instagram. И вуаля — ты уже вроде бы и социализирован. Нам нет больше нужды подстраиваться под другого человека, пытаться понять его, найти с ним общий язык. Если что-то пойдет не так, его можно просто забанить и переключиться на кого-нибудь другого — того, что пока не раздражает.

Это радикально новая социальная реальность: мы можем вообще обходиться без отношений с другими людьми. Если нам что-то понадобится — хоть пицца, хоть лекарство, хоть стакан воды или, например, секс, — все это, любую услугу и в любой момент, можно получить через сеть: сервисы разработаны уже, кажется, на все случаи жизни — благо XXI век на дворе.

Когда-то другой великий русский физиолог — Алексей Алексеевич Ухтомский, бывший, кстати, постоянным оппонентом Ивана Петровича, — писал о «Заслуженном Собеседнике». Причем вот так и писал — оба слова с большой буквы. Мы все должны заслужить — и умение думать, и по-настоящему близких людей рядом. Заслужить интеллектуальным трудом, весьма тяжелым, по крайней мере поначалу, и психологической работой над собой, над отношениями, тоже весьма непростой.

Скорее наоборот, а это значит, что личностный кризис постепенно превращается в норму. Не то чтобы личности пошли слишком чувствительные, просто сама эта — и такая — жизнь не дает человеку ни смысла, ни цели, ни, соответственно, сил.

«Черные лебеди» Нассима Талеба заявляются к нам как раз в лучший момент времени. Только нам начинает казаться, что уже всё — наконец-то, добились-добрались, теперь всё будет хорошо, а дальше только лучше; и вот они уже тут как тут (впрочем, в противном случае, они бы и не были ни неожиданными, ни таким уж «черными»). И наш «черный лебедь», кажется, уже прилетел, хотя мы этого пока и не заметили, точнее не осознали.

Состояние, в которое мы все сейчас благополучно скатываемся, как когда-то и псевдобредовые расстройства, требует своего обозначения. И по старой привычке я называю его «информационной пседодебильностью» — когда вроде бы нет тех органических причин, которые могли бы сделать человека умственно отсталым, а смотришь на него — на то, что говорит, чем дышит и как живет, — и трудно отделаться от ощущения, что он, прошу прощения, не идиот 4 .

Почему я обо всем этом рассказываю в завершении замечательной и очень важной, на мой взгляд, книги Галины Мурсалиевой? По двум причинам, как минимум.

Первая касается вопроса о достоверности. Да, я не занимался сам этим вопросом — не выслеживал подонков, которые так распоряжаются детскими жизнями, не работал с жертвами, пережившими соответствующую «вербовку», не проводил никакие следственные действия. Таким образом, толку от меня, в этом смысле, прямо скажем — мало, я ничего не могу ни подтвердить, ни опровергнуть.

Но если вы внимательно приглядитесь к представленному выше феномену «псевдобредовых расстройств», то, мне кажется, у вас не должно остаться никаких сомнений — в сложившихся социально-культурных обстоятельствах, если бы такие группы смерти и не существовали, то их бы, прощу прощения, «следовало бы выдумать». Впрочем, они, насколько я могу судить, не только не выдуманы, а неизбежны и, вероятно, эта страшная пьеса только началась.

Да, группы смерти во ВКонтакте — это только верхушка гигантского айсберга, которым тщетно и многие годы занимаются суицидологи (таковым я, как вы теперь знаете, долго работал). Поэтому, конечно, можно придираться к тексту книги, например, по части статистики, и особенно потому, что корректных статистических данных в России по суицидам не было, нет и, судя по всему, не предвидится (нашему обществу на самого себя давно и глубоко наплевать, так что не будем этому факту удивляться). Но толку-то в этих придирках?

А действительный интеллектуальный уровень современных детей, к сожалению, чудовищно низок — ни дома, ни в школах их не учат критическому мышлению, мышлению научному и системному (и грядущие повсеместные уроки «православной культуры» в этом явно не помогут). Так что базовые факторы для формирования псевдобредовых расстройств у наших с вами детей налицо.

Учитывая данные обстоятельства, нет никаких сомнений в том, что любой человек (пусть и в виртуальной среде), который проявит о наших детях хоть какую-то заботу, окажет им хоть какую-то психологическую поддержку, даст им то самое ощущение, что «тебя понимают», сможет вить из них любые веревки, включая, в частности, псевдобредовые расстройства с суицидным содержанием. Собственно, всё это мы и наблюдаем, читая эту книгу. Нечему удивляться, к сожалению. Нечему.

Вторая причина, почему я обо всем этом рассказываю — это, так скажем, странная реакция определенной части публики на первый материал Галины Мурсалиевой в «Новой газете», посвященный группам смерти. Честно говоря, мне не слишком приятно всю эту фейсбучную вакханалию комментировать, поскольку комментировать всякие глупости — это само по себе дурной тон. Да и сам я никакими социальными сетями предусмотрительно не пользуюсь, так что знаю о произошедшем лишь по отголоскам, окрикам и уже офлайновой падучей. Но уровень дискуссии я, как мне представляется, оценить могу, и если это не псевдобредовое расстройство, то псевдодебильностью от происходящего веет крепко.

Это, вообще говоря, странное убеждение нового времени, что право на «свободу слова» — есть право на производство «личного мнения», не подкрепленного профессиональными знаниями, пониманием предмета и хотя бы элементарными навыками работы с источниками. Еще не так давно все начиналось со скромных, словно бы извиняющихся «имхо», но теперь уже и эта сомнительная приставка, так сказать поправочка, куда-то подевалась. Публика рубит «правду-матку» с плеча, не особенно интересуясь, какое отношение она имеет собственно к правде.

Все это очень напоминает мне, прошу прощения, «Поле чудес» с Леонидом Якубовичем: когда участник программы, так и не поняв вопроса, но увидев первую открытую букву, начинает судорожно выкрикивать приходящие ему на ум «ответы». Вот почему я надеюсь, что когда-нибудь хорошим тоном станет не позиционирующая нас как «либералов» фраза — «я не смотрю телевизор», а другая, куда более осмысленная: «У меня нет профиля в социальных сетях. У меня и без того вполне себе насыщенная и счастливая жизнь».

Реальная проблема, которая, надо сказать, лишь краешком приоткрылась благодаря огромной крайне важной и кропотливой работе Галины Мурсаливой и ее коллег, куда серьезнее, чем даже те самые злополучные группы смерти.

Последние годы мы все вместе, совместными усилиями, так сказать, порождали интернет: он ведь не какая-то бездушная платформа, а мы с вами — те, кто им пользуются, и тот контент, который мы в нем производим.

Мы, по существу, уже находимся в плену интернет-компаний и большого бизнеса, который покупает у этих компаний данные о нашем поведении и личной жизни. Впрочем, в этом же списке и государство с его службами, и вот такие моральные уроды, организующие онлайн площадки для убийства детей.

И все это — только начало. Неслучайно Сноуден бегает от правительства США, неслучайно создатель World Wide Web сэр Тим Бернерс-Ли заявил, что отныне его творение «полностью подрывает дух созидания в людях», а потому перед человечеством стоит задача создания «нового Интернета». Но помогут ли нам откровения Сноудена? Поможет ли вторая попытка произвести интернет, если ошибки первой мы так толком и не осознали?
И чего на фоне всего этого разрастающегося безумия мы боимся? Что нам закроют интернет? Мол, воспользуются статьей в «Новой газете» и прямо вот так выключат? Дернут, так сказать, вилку из розетки? Согласен, этого бы не хотелось. Но ведь этого и не произойдет, а если и произойдет, то вовсе не по причине газетной статьи о детях-самоубийцах, которые действительно нуждаются в нашей помощи, а потому молчать об этом преступно и, конечно, нельзя — даже если под угрозой окажутся столь любимые нами вилка и розетка.

Мы по-прежнему игнорируем фактическую угрозу, которую этот еще неоперившийся, но уже вполне себе жизнеспособный монстр несет в себе. «Группы смерти» — черная метка, которая с предельной очевидностью демонстрирует нам будущие риски: никто из нас не защищен от новой цифровой реальности, в которой все мы так весело, беспечно и фейсбучно продолжаем резвимся.
И это только самое начало развития «информационного общества», а его будущие перспективы, поверьте, весьма туманны.

Когда-то митохондрии — структурные элементы клеток нашего тела, выполняющие функцию генераторов энергии, — были самостоятельными бактериями-паразитами, то есть самостоятельными живыми существами. Но прошло время и наши клетки (клетки многоклеточных организмов) поглотили полезные им бактерии, превратив их в те самые внутренние батарейки — в свой орган. Предшественники наших нынешних митохондрий просто исчезли, прекратили свое существование. Они превратились в винтики, стали множеством маленьких винтиков в большом и сложном организме млекопитающего.

Не знаю как вам, но мне будет очень и очень обидно, если наш вид — Homo sapiens — в какой-то момент примерно таким же образом превратится в придаток большой цифровой машины, сеющей вокруг себя тотальною информационную псевдодебильность. Вот это уже точно будет самый настоящий — наш с вами — массовый суицид.

Так что, может быть не мы помогаем сейчас этим детям из групп смерти, а они — эти дети — дают нам шанс очнуться и протрезветь.
___________________________________________________________________________________
1 Кстати, клиника располагалась в том самом здании, где когда-то тот самый Иван Петрович проводил свои знаменитые «Павловские среды», служившие фундаментальному — физиологическому — обоснованию природы психических расстройств.
2 Вот почему реальным психотическим больным так хорошо помогают нейролептики, неселективные антидепрессанты и другие психотропные препараты психотического спектра.
3 Кстати говоря, это одна из причин, почему в начале нулевых я столько сил потратил на популяризацию психотерапии, которую некоторые странные персонажи мне до сих пор почему-то поминают как «страшный грех».
4 Наличие соответствующего феномена — «информационной псевдодебильности» — уже тоже научно доказано (например в диссертационной работе Ольги Литвиненко, проведенной под руководством профессора, доктора медицинских наук Анатолия Николаевича Алехина), и мы продолжаем соответствующие исследования в Высшей школе методологии.

www.brain-games.ru