Когда у девочек депрессия

Чем вызвана депрессия у девочек-подростков

Девочки-подростки предъявляют к себе завышенные требования. Они придают большое значение своему внешнему виду, стремясь быть идеальными, чтобы привлекать мужское внимание. Гормональные изменения в организме, обусловливающие повышенную сальность волос и прыщи, а также прочие факторы создают целый букет комплексов по поводу мнимых недостатков. Увеличение мышечной массы и жировой ткани девушки рассматривают как лишний вес, из-за чего изнуряют себя диетами, полностью отказываются от пищи, вызывают рвоту и т.д. В конечном счете, это приводит к депрессии.

Субъективная оценка своей внешности в сравнении с другими девочками также может вызывать немалый стресс. У более красивых, по мнению девушки, подруг и одноклассниц, как правило, ноги длиннее и стройнее, волосы здоровее и пышнее, идеальная фигура и правильные черты лица. На недовольство собственной внешностью накладывается сравнение с окружающими не в свою пользу, и постепенно девочка-подросток приходит к выводу, что со своими данными она не сможет составить достойной конкуренции другим девушкам в борьбе за внимание противоположного пола, что разрушительно действует на неокрепшую психику.

Не меньшую роль в возникновении депрессии у девочек переходного возраста играют отношения со сверстниками, учителями и прочим окружением. Отсутствие уверенности в себе и своих способностях, убежденность в собственной ущербности, иными словами, заниженная самооценка может создавать проблемы в общении, особенно с мальчиками, ведь именно в этом возрасте дружба сменяется влюбленностью . Если первая любовь окажется безответной или отношения сложатся неудачно, это усилит депрессивные настроения.

Невнимание или пренебрежительное отношение родителей к проблемам дочери-подростка, семейные неприятности (развод, материальные трудности, конфликты между членами семьи и т.д.) могут приводить к тому, что девочка замыкается в себе, уходит в свой внутренний мир и более не допускает туда никого. Если на этом этапе родители не окажут ей достойной поддержки, ситуация может вызвать тяжелую депрессию.

Девочки с высоким уровнем интеллекта, талантливые, одаренные и успевающие в учебе, много читающие и обладающие широким кругозором зачастую подвергаются унижениям и насмешкам в классе и оказываются изгоями. Сверстники относятся к умным девочкам негативно, поскольку неосознанно расценивают их успехи как предательство и противопоставление себя коллективу, хотя на самом деле испытывают к ним банальную зависть. Как правило, интеллектуально развитые девочки менее приспособлены к конфликтам и не могут себя защитить, поэтому в результате впадают в депрессию.

В любом случае девочкам, страдающим депрессией, вне зависимости от вызвавших ее причин требуется внимание родителей, друзей, а также помощь специалиста (психолога, психотерапевта, социального педагога). Это заболевание успешно лечится как с применением медикаментов, так и без них. Важно вовремя выявить депрессию и не допустить ее усугубления, поскольку запущенное состояние может привести к тяжким последствиям, в том числе алкоголизму, наркомании и суициду.

www.justlady.ru

Депрессия у ребенка в диагностическом смысле означает психическое заболевание, основным критерием которого выступают эмоциональные нарушения. Депрессия воспринимается зачастую как самим ребенком, так и родителями, как проявление лени, плохого характера, эгоизма, природного пессимизма. Родителям следует помнить, что депрессия является не просто плохим настроением, это заболевание, которое нуждается в лечении специалистами. Чем раньше у ребенка поставлен диагноз и начато соответствующее правильное лечение, тем гораздо выше вероятность быстрого выздоровления. На сегодняшний день врачи располагают большим набором разнообразных методов психотерапии, фитотерапии, физиотерапии, благодаря которым снимается депрессивное состояние.

Долгое время психиатры спорили: способен ли ребенок испытывать депрессивные проявления? Ведь ощущение тоски, печали, снижение общего тонуса, ослабление интересов, заторможенность и уход от контактов — признаки свойственные для взрослой депрессии. У детей сложно выделить такие проявления из-за их нечеткости, а также не способности ребенка подробно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.

Депрессия у детей и подростков зачастую маскированная и включает тревожность, школьную неуспеваемость, беспокойство за здоровье, нарушения отношений со сверстниками, страх за близких.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:

— семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь. Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными. Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;

— патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;

— структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей. Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни. В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;

— частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;

— проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;

— достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.

Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов. К таким депрессиям относят, например – осеннюю депрессию.

Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.

Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессивному состоянию наиболее подвержен подростковый возраст. Психологи выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю депрессию (13-16 лет), позднюю депрессию (старше 16 лет).

Депрессивное состояние проявляет себя классической триадой симптомов: снижение подвижности, сниженное настроение, снижение мышления.

В течение дня снижение настроения происходит неравномерно. Зачастую в утренние часы настроение приподнятое, дети довольно таки охотно идут в школу. Затем настроение постепенно понижается и пик сниженного настроения приходится на вечернее время. Детей ничего не радует, не интересует, беспокоит головная боль, изредка повышается температура тела. Они жалуются на постоянные проблемы в школе, конфликты с учениками и учителями. Даже в хороших вещах видят только отрицательные моменты. Случаются у детей и вспышки очень хорошего настроения, когда они веселятся, шутят, однако, такое настроение длится недолго – не более часа и затем опять сменяется снижением настроения.

Снижение подвижности замечается по нежеланию двигаться: дети либо постоянно сидят в одной позе, либо лежат. Физический труд никакого интереса не вызывает. Речь тихая, а мыслительный процесс замедлен. Детям трудно подобрать необходимые слова, проблематично отвечать сразу на вопросы, зачастую они отвечают только одним кивком головы. У детей наблюдается зацикливание на одной мысли с отрицательным оттенком: у меня все плохо или меня никто не любит. У детей пропадает аппетит, они отказываются от пищи, иногда не едят по несколько дней. Спят мало, поскольку беспокоит бессонница из-за зацикливания на одной мысли, которая мешает процессу засыпания. Сам сон беспокойный, поверхностный, не позволяющий организму в полной мере отдохнуть.

Мысли о суициде появляются не сразу, зачастую для их возникновения нужен длительный срок течения заболевания (более года). Одной мыслью о суициде дети не ограничиваются, они придумывают план действия, продумывают различные варианты. Такое течение депрессии наиболее опасное, поскольку способно привести к летальному исходу. Все перечисленные переживания представляют характер мучительного страдания, вызывая нарушения в межличностных отношениях и приводя к снижению социальной активности. Симптоматика заболевания раскрывается в основном в поведении: меняется активность ребенка, пропадает интерес к друзьям, играм, учебе, начинается непонимание, капризы. Зачастую сложная ситуация может быть пусковым механизмом для начала депрессии. Несмотря на довольно специфическую картину данного состояния, родителям и врачам бывает очень трудно понять суть проблем ребенка и разобраться в его недуге. Это связывают с тем, что в силу своего возраста дети не могут дать четкое описание своего состояния.

Итак, симптомы депрессии включают:

— сниженное настроение на протяжении большей части дня, ощущение пустоты, тоски, подавленности;

— потерю интереса и полное равнодушие ко всем прежним занятиям, к учебе, хобби;

— прибавление или уменьшение массы тела ребенка;

— нарушение сна (ребенок или долго не засыпает с вечера, или засыпает, но часто просыпается за ночь);

— психомоторное торможение или возбуждение;

— длительную потерю аппетита;

— состояние бессилия, ежедневная усталость;

— чувство стыда, озабоченности, вины;

— снижение способности концентрироваться и мыслить (ребенок часто рассеян, ему сложно сосредоточится);

— перемены в поведении (не желание общаться).

Признаки депрессии у ребенка

С психоаналитической точки зрения признаком депрессии выступает нарушение регуляции самооценки у ребенка. Депрессия зачастую развивается у детских личностей с неустойчивой самооценкой. Основой для развития низкой самооценки выступает отсутствие принятия, а также эмоционального понимания с материнской стороны.

Признаком депрессивного состояния выступает снижение мышления и неспособность выполнять дома учебные задания. Школьники испытывают ощущение заржавленности, заторможенности психических процессов.

Врачами безуспешно делались многократные попытки выяснить, какой именно из компонентов симптомокомплекса: интеллектуальная задержка, ангедония или психомоторная заторможенность выступает первичным и лежит в основе заболевания. Постоянной составляющей депрессивного настроения выступает тревога различной интенсивности: от беспокойства в легкой степени до неуверенности и напряженности выраженной ажитации.

Депрессивное настроение, является сложным образованием: заболевший испытывает беспомощность, подавленность, безнадежность, явную или скрытую тревогу, отчаяние, внутреннее напряжение, неуверенность, утрату интересов, бесчувствие.

Когда настроение в норме, то оно складывается из нескольких, а иногда из разнонаправленных эмоций. У здоровой личности настроение является результатом множества воздействий, а также причин: ощущение бодрости и усталости, физического здоровья или недомогания, приятных и печальных событий. У здоровых людей настроение в той или иной мере подвергается внешним влияниям: оно улучшается при хороших известиях и портится при неприятных событиях, а болезненно измененное депрессивное настроение определяется интенсивными, длительными аффектами.

На сегодняшний день депрессия, являясь серьезной проблемой здоровья, зачастую остается без родительского и врачебного внимания. Это заболевание причиняет страдание и боль не только тем, кто болен, но и родителям. К сожалению, большинство родителей еще рассматривают депрессию у детей и подростков как проявление слабости.

Депрессия у ребенка — как помочь? Уточнение диагноза обязательно включает консультацию психиатра. В школах работают психологи и при необходимости можно к ним обратиться за советом. Школьный психолог поможет избежать развития тяжелой симптоматики и даст возможность выговориться школьнику о наболевшем.

Депрессия у ребенка — рекомендации родителям:

— в первую очередь следует с ребенком разговаривать, интересоваться его жизнью, проблемами в школе;

— важно обращать внимание на голосовую интонацию, на будущие планы и взгляды на завтрашний день;

— необходимо интересоваться, чем их чадо занимается после школы, какие у него друзья;

— нужно обращать внимание, сколько времени ребенок никакими делами не занимается. У одних детей – это лень, но ленивого ребенка, возможно, подкупить подарками и заставить что-то делать, а ребенка с депрессией ничего не радует и не интересует: ни поощрения, ни подарки.

Лечение депрессии у ребенка

Из депрессивного состояния сам ребенок не способен выйти, поэтому задачей взрослых является своевременное обращение за медицинской помощью. Тяжелые случаи с высказыванием суицидальных мыслей, а также наличие конкретного плана ухода из жизни является показаниями к лечению в стационаре: в отделении пограничных состояний.

Легкие формы заболевания лечатся в домашних условиях. На протяжении всего курса лечения ребенок может жить обычной жизнью: заниматься домашней работой, ходить в школу, в магазин за покупками.

Из медицинских препаратов в педиатрической практике хорошо себя зарекомендовал Адаптол. Это лекарство хорошо переносится, не вызывает сонливости, не имеет побочных действий. Адаптол улучшает настроение, нормализует сон, вырабатывает устойчивость к психо-эмоциональным нагрузкам, снимает соматические проявления — боль, нормализует температуру.

Что делать, если у ребенка депрессия? В лечении легких форм депрессии можно применять гомеопатический препарат — Тенотен, снижающий чувство тревоги, улучшающий сон, нормализующий аппетит, способствующий нормализации памяти, улучшению концентрации внимания. В тяжелых случаях назначают антидепрессанты, которые применяются под контролем врача.

Однако никакое лечение депрессии не будет эффективным без позитивных изменений в семье. Родителям необходимо принять ребенка: его стремления и нужды, а также помочь повысить самооценку, развить способности выражать чувства, научить шаг за шагом справляться с трудностями, проблемами и конструктивно влиять на сложившуюся ситуацию. В профилактических целях ребенок как можно чаще должен пребывать на свежем воздухе, не переутомляться и своевременно отдыхать.

psihomed.com

Депрессия у девочек-подростков

В детском возрасте частота возникновения депрессивных состояний у мальчиков и девочек одинакова. Различия выявляются только в пубертатном периоде. По мнению специалистов, наиболее «опасный возраст» для девочек – 13-15 лет. Но мы рекомендуем не привязываться к жестким временным рамкам, поскольку уже в предпубертатном периоде, в возрасте примерно с 8-9 до 11-12 лет, повышается риск депрессивных расстройств. В этот период стоит быть более внимательными к поведению Вашей дочери.

Причины и последствия депрессий у девочек-подростков

Практикующие психотерапевты сходятся во мнении, что гормональная перестройка, которая происходит в организме девочки в период полового созревания, сама по себе может служить пусковым механизмом для развития депрессивного эпизода. В происходящих изменениях задействована вся нейроэндокринная система организма с ее сложными связями. Из-за неустойчивого гормонального фона возникают не только соматические расстройства, но и изменения психики.

Наблюдается как прямая, так и обратная связь депрессий с гормональными изменениями. Так, риск развития предменструальной дисфории у девочек появляется непосредственно с первого менструального кровотечения. С другой стороны, сама депрессия может служить причиной возникновения гормональных сбоев. Давно известен факт, что во время глобальных катастроф многие женщины утрачивают способность к зачатию в связи с прекращением месячных.

То же самое можно сказать и о «личных» катастрофах. Например, у девочек, перенесших депрессивный эпизод, наблюдаются следующие виды нарушений:

  • становление нормального месячного цикла происходит позже, чем у сверстниц – в 15-17 лет вместо 12-14;
  • изначально нерегулярные месячные (дисменорея);
  • исчезновение месячных (аменорея).
  • Кроме того, депрессия в пубертатном периоде – это большая вероятность повторения эпизодов у взрослой женщины. Если у девушки наблюдается задержка становления менструального цикла, нерегулярные месячные или их отсутствие, не связанное с физиологическими патологиями и соматическими заболеваниями, рекомендуем обратить внимание на эмоциональное состояние подростка.

    Признаки депрессии у девочек-подростков

    По данным исследований частота депрессий у девочек-подростков составляет 5-20 %. Такой разброс обусловлен тем, что депрессивные состояния в этом возрасте маскируются поведенческими нарушениями и очень часто принимаются за «обычные для подростков проявления характера». Само многообразие таких проявлений, отсутствие «привычки» у врачей общей практики оценивать саму возможность психоневрологического расстройства еще больше затрудняют диагностику.

    Для подростковой депрессии характерны следующие признаки:

  • астенические проявления – повышенная утомляемость, снижение двигательной активности, головные боли, слабость, нарушения сна;
  • анорексия или булимия;
  • снижение успеваемости в школе, снижение внимания, способности к концентрации, выказывание идей об отсутствии способностей, боязнь посещения школы;
  • пассивность, эгоцентризм, капризность, апатичность;
  • резкая реакция на любые замечания родителей;
  • подавленное настроение, мрачность, недовольство своей внешностью, неверие в свои силы;
  • замкнутость, тревожность, страхи.

Толчком к развитию депрессий у девочек может служить любой травмирующий фактор. Например, несчастье со знакомыми, соматическое заболевание, переход в другую школу, переезд, ссоры в семье и даже неумение выразить мысли словами.

Наши рекомендации: если вы видите, что дочь стала неуправляемой, изменила круг общения, у нее резко изменился характер, не спешите списывать все эти симптомы на подростковый возраст. Обращайтесь к грамотному специалисту. На фоне нежелания подростка обсуждать свои проблемы с взрослыми, не стоит полагаться только на свои силы и пытаться самостоятельно справиться с ситуацией.

psyclinic-center.ru

Когда у девочек депрессия

Известно, что психическое и физическое состояние подростков развивается особенно интенсивно.

Известно, что психическое и физическое состояние подростков развивается особенно интенсивно: обостряются эмоции, меняется тело, возникает желание всем доказать свою правоту, а в моменты стресса поведение подростков непредсказуемо.

По мнению ученых, девушки-подростки страдают депрессией в 3 раза чаще мальчиков. Считается, что это обусловлено более развитой эмоциональностью.

Как отличить депрессию от обычного стресса?

Главными критериями являются тяжесть и длительность проявления. Под длительностью понимается затяжное изменение поведения и настроения, длящееся недели, месяцы, а то и годы. Тяжесть определяется изменением в качестве жизни девочки.

К примеру, ребенок не только отказывается поддерживать дружеские отношения со сверстниками, но и перестает контактировать со всеми, боится, не хочет выходить из дома.

Другой пример, когда подросток не просто перестает ужинать после 6 часов, а фактически отказывается от еды, провоцирует рвоту каждый раз, когда съедает лишнего. Покупает журналы с дистрофичными моделями, просит купить одежду как у них. А если требования не выполняются, устраивает истерики.

Родители должны распознать отклонение в поведении и своевременно принять меры.

Как распознать?

Подозрения должны вызвать следующие примеры поведения:

• Отказывается от прогулок с родителями или друзьями, не хочет выходить из дома;
• Появились проблемы в учебе, ей стало труднее воспринимать новый материал;
• Забросила все прежние увлечения, которые раньше любила (не перешла на схожие интересы, а именно бросила их);
• Ест больше, чем раньше, или наоборот – сидит на диетах. Жалуется на боль в животе;
• Стала чаще ссориться с родственниками;
• Мучается одновременно бессонницей и усталостью, или чрезмерной сонливостью;
• Раздражается без видимых причин;
• В разговорах с ней все чаще слышатся фразы типа «Меня никто не понимает», «Все достали», «Устала от всего», «Все надоело», угрожает или намекает на суицид, с упоением говорит о суицидах других.

В таких случаях нужно предпринимать меры — это депрессия.

Причины депрессии.

Социальные перемены – например, переход из младших в средние классы.
Сниженная самооценка. Как правило, в 10 лет девочки к себе относятся позитивно, у них внутри есть такая установка «Меня все любят. Я принцесса!». По мере взросления у них снижается самооценка. Треть девочек-подростков выносит из отрочества позицию «я некрутая, я ничто, я некрасивая и т.д.», заниженную уверенность в своих способностях, в себе, меньший уровень притязаний.

Поло-ролевая социализация, которая сопровождается половым созреванием. Влияние окружающих (сверстники, СМИ) зачастую вынуждает подростков стремиться, во что бы то ни, стало быть, более привлекательными. Нередко такое желание приобретает самоуничтожающий характер.

Семейные конфликты, стрессы, проблемы с ровесниками.

Пренебрежительное отношение родителей, пережитое сексуальное или физическое насилие.

Высокий интеллект (IQ более 180). Считается, что высокоинтеллектуальные дети менее остальных приспособлены к жизни, чем дети, интеллект которых ниже. Помимо этого, всегда добавляется негативное воздействие со стороны социума.

Наследственная предрасположенность, проживание с родными, страдающими депрессией.

К примеру, талантливые дети в некоторых школах зачастую подвергаются унижениям и насмешкам. Их одноклассники руководствуются негласным правилом «Быть умным — немодно». Нежелание идти со всеми расценивается как предательство. А поскольку девочки с высоким интеллектом, как правило, не способны себя защищать, они тут же становятся изгоями.

Серьезные физиологические заболевания, влияние определенных медикаментов.

Как помочь девочке избавиться от депрессии и как ее предотвращать?

1. Включите физические нагрузки в распорядок дня — работу по дому, танцы, совместные подвижные игры, занятия спортом, выезды на пляж, на природу. Активные физические нагрузки вырабатывают гормон радости — эндорфин, который настраивает на позитивный лад и освобождает голову от плохих мыслей.

2. Организуйте девочке здоровый крепкий сон, сделайте так, чтобы она регулярно гуляла на воздухе, желательно в хорошую погоду. Солнце и чистый воздух стимулируют выработку серотонина — гормона счастья, который повышает хорошее настроение и улучшает аппетит.

3. Станьте для девочки лучшим другом. Не давайте ей поводов думать, что она неинтересна, никому не нужна и одна на всем свете. Исключите ее одиночество. Разговаривайте с девочкой на интересные для нее темы, расскажите случаи из своей жизни, когда-нибудь они ей обязательно пригодятся.

4. Организуйте правильное питание. Шоколад, цитрусовые и бананы (в умеренном количестве) обладают эффектом антидепрессантов. Кроме того, в бананах содержится серотонин, в шоколаде — фенилэтиламин (повышает концентрацию внимания), запах, и вкус цитрусовых бодрит, заряжает энергией, улучшает концентрацию.

Если ребенок будет сопротивляться (может быть, вы раньше мало общались), протестует, закрывается в комнате, скажите, что хотите рассказать о себе. Не нужно скрывать от дочки свои проблемы, вместе обсуждайте их, делитесь с ней. Девочка должна чувствовать себя нужной и незаменимой. Приучите дочку общаться с вами — слушая вас, она научится быть сокровенной вам в ответ.

Если перечисленные советы дают незначительный эффект или совсем не помогают, стоит обратиться к специалистам. Психологи в таких случаях рекомендуют групповую или индивидуальную психотерапию.

www.progresscenter.ru

Депрессия у мальчиков и девочек

Мальчики, даже страдающие от сильной депрессии, редко выражают ее внешне. О том, как нелегко диагностировать депрессию у мальчиков, говорит Уильям Поллак, врач-психолог Маклинской больницы при Гарвардском медицинском институте, в своей книге «Настоящие парни: спасем наших сыновей от возрастных мифов» [50 — William Pollack, Real Boys (New York: Random House, 1998), 9.].

Когда подросток, живущий под бременем жестокой депрессии, уже не в силах ее переносить, он начинает искать выход, чтобы облегчить свое страдание. Поведение, являющееся результатом депрессии и называемое «постдепрессивным», может принимать любые формы.

Обычно мальчики ведут себя более неистово и резко, чем девочки. Желание избавиться от депрессии толкает их на ложь, воровство, драки, лихачество за рулем и даже на такие преступления, как расстрел окружающих людей. Такие поступки чаще всего не считаются последствиями депрессии и не связываются с ней. Поэтому депрессия у мальчиков, как правило, не диагностируется.

У девочек депрессия обычно наблюдается после 11 лет и резко возрастает в последующие четыре года. В 18 лет девочки в два раза чаще страдают от депрессии, чем мальчики. Установлено, что девочкам, как и женщинам, больше свойственно погружаться в жизненные проблемы, чем мальчикам. Именно поэтому среди женщин депрессия встречается чаще, чем среди мужчин.

В своей популярной книге «Reviving Ophelia» («Возродим Офелию») Мэри Пифер, в поисках истоков депрессивного состояния девочек-подростков, глубоко проникает в их внутренний мир. Я решительно рекомендую эту книгу всем родителям, а особенно имеющим дочерей. Девочки больше, чем мальчики, тревожатся о том, что они бессильны изменить. Их беспокоят обычно собственная внешность, вес, популярность среди сверстников и проблемы в семье.

Их тревоги объясняются отчасти заложенным в них желанием нравиться и заботиться о других [51 — Elias, “Childhood Depression”, USA Today, 2D.]. Труднее всего тем, у кого заботливое и искреннее сердце сочетается с большой тревогой о себе и внешних обстоятельствах, включая будущую жизнь.

bysolo.ru