Когнитивная сфера у больных шизофренией

Социальная дезадаптация и когнитивные нарушения

Изучению вопросов социальной дезадаптации, степени ее тяжести при различных психических заболеваниях шизофренического спектра была посвящена работа [Ledda et al., 2009]. Авторы данной статьи сравнивали клинические особенности подростков с тремя диагнозами (шизофрения, шизоаффективный психоз и биполярные расстройства) и с помощью лонгитюдного исследования оценивали их состояние, когда они достигали возраста 20–25 лет.

Авторы отмечали у подростков с шизофренией и шизоаффективным психозом когнитивные нарушения, возбуждение, враждебность, резкий аффект, трудности установления контакта, дефект абстрактного мышления, отсутствие спонтанности и плавности речи, манерность и вызывающее поведение, активное социальное избегание и снижение настроения. Самые высокие баллы в исследуемой выборке были по показателям: странное поведение, уход от социальных конфликтов, школьная неуспеваемость, конфликты с родителями. Их получали пациенты с шизофренией и шизоаффективным психозом. Такие показатели сохранились у пациентов с шизофренией в течение всего срока наблюдения (5 лет). Исследование с трех- и пятилетним катамнезом показало значительно лучшую динамику в возрасте 20–25 лет в группе с аффективным заболеванием и существенное ухудшение социальных и когнитивных параметров в группе больных с шизоаффективным психозом и шизофренией.

Исследователи также показали, что больные с шизоаффективными расстройствами, которые заболели в подростковом возрасте, имели значительно худший катамнез, чем больные, заболевшие во взрослом возрасте. Сходные тенденции наблюдаются и в исследованиях отечественных авторов. Т.К.Мелешко и др. [Мелешко и др., 2007] было проведено исследование патопсихологических симптомов у пациентов при поступлении в стационар и в конце курса лечения. Основной целью авторов данного исследования было выявление особенностей личностных характеристик и патологии психической деятельности у больных эндогенными юношескими депрессиями. В выборку входили 103 пациента в возрасте от 16 до 25 лет с эндогенными юношескими депрессиями, манифестировавшими в рамках аффективного заболевания (48 чел.), в рамках вялотекущей шизофрении (30 чел.), при атипичном пубертатном приступе (25 чел.).

Самые плохие показатели в конце курса лечения отмечались в группе больных с вялотекущей шизофренией, при этом наблюдалось выраженное изменение характера когнитивных процессов: избирательной актуализации признаков предметов и явлений, мотивации, регуляции, обобщения. Личностные особенности этих больных проявлялись в заниженной самооценке, снижении активности, дефиците инициативного общения. Эти нарушения сочетались с отсутствием реальных планов на будущее, с пассивной жизненной позицией, трудностями социального взаимодействия.

При аффективном заболевании выход был наиболее благоприятный. Статистически достоверные различия между этими группами были получены по показателям когнитивной деятельности и выраженности особенностей мышления. В отличие от группы больных шизофренией у представителей другой группы наблюдались адекватная самооценка, высокий уровень обобщения, адекватное межличностное общение, лучшие показатели избирательности познавательной деятельности.

Другая работа отечественных авторов [Критская и др., 2007] посвящена изучению связи когнитивных нарушений с уровнем социальной адаптации. Авторы изучали особенности мышления и социальной адаптации у подростков с шизотипическим расстройством личности в возрасте 15–17 лет и искали корреляции между этими двумя показателями. Для этого они провели диагностику шизоидных черт, предварительно изучив стиль познавательной деятельности, а затем выделили две группы испытуемых – адаптированных и дезадаптированных.

Вторая группа характеризовалась неспособностью строить реальные планы на будущее, отсутствием друзей, значительными трудностями на работе и в учебной деятельности. Социальную дезадаптацию этой группы авторы связывали с особенностями мышления, которые заключались в снижении избирательности, актуализации необычных свойств и отношений предметов, нестандартности образов. Для пациентов этой группы было характерно неприятие и непонимание социальных ожиданий, что являлось препятствием для установления межличностного взаимодействия с другими людьми.

Группы также отличались по когнитивному стилю – более адаптированные испытуемые были «поленезависимыми» и у них не отмечалось снижения уровня обобщения. Наиболее яркие различия были получены по показателям инициативы, совместной деятельности и эмоционального реагирования. Снижение же социальной перцепции и избирательности было характерно для обеих групп, что позволило авторам прийти к заключению о том, что эти показатели не связаны с уровнем адаптации.

Таким образом, одним из основных предикторов социальной дезадаптации являются нарушения мышления, поскольку они отражают особый познавательный стиль, который основан на отличных от общепринятых связях между предметами, образами, категориальными отношениями. Это может приводить к трудностям в признании традиционных, устоявшихся представлений, что, в конечном итоге, будет одной из причин социального конфликта.

Однако, как было недавно показано в исследовании зарубежных авторов, и нарушение социальной перцепции может быть одним из факторов социальной дезадаптации [Larach-Walters, 2009; Pinkham et al., 2008; Sweet, 2009].

Нарушение зрительного восприятия

В ряде работ авторы пытаются найти нарушения функционирования мозговых структур и нейрональных сетей, отвечающих за обработку социально значимой информации.

Так, V.Larach-Walters в своей работе [Larach-Walters, 2009] выдвигает тезис о том, что именно качество социальной и эмоциональной перцепции определяет дефицит социального функционирования – одну из основных особенностей шизофрении, которая наблюдается начиная с первого эпизода и даже в преморбиде (то есть до начала заболевания), причем распознавание лицевой экспрессии считается критическим для социального взаимодействия и адаптивного поведения. Автор показала, что тренировка распознавания базовых эмоций с помощью определенных программ, например TAR (Training of Affect Recognition), и специальные мимические упражнения могут приводить к улучшениям социального поведения в реальной действительности.

Следует также отметить исследование нейрональных коррелятов восприятия социально-эмоциональных стимулов, представленное в обзоре M.Green и D.Leitman [Green, Leitman, 2008]. Авторы выдвигают гипотезу, согласно которой отклонения в восприятии и интеграции визуальной информации могут лежать в основе изменения социального функционирования.

Для оценки страха – одной из базовых эмоций при шизофрении, J.Wynn и соавторы [Wynn et al., 2008] изучали вызванные потенциалы, связанные с лицевой экспрессией, у пациентов с шизофренией и у испытуемых контрольной группы. Используя эмоционально окрашенные и эмоционально нейтральные стимулы (изображения лиц с разным эмоциональным выражением), они исследовали 3 компонента вызванных потенциалов (P100, N170, N250), которые соответствуют различным стадиям обработки эмоциональной информации. В этом исследовании пациенты показали уменьшенную амплитуду волны N250, которая связана с обработкой лицевой экспрессии (даже при том, что группы не отличались по времени выполнения задачи). Уменьшенная амплитуда у больных отмечалась при решении задач, связанных как с эмоциональными, так и нейтральными стимулами. Авторы делают заключение, что у больных шизофренией наблюдается общая неэффективность поздних стадий обработки эмоциональной информации.

В другой работе A.Pinkham и соавторы [Pinkham et al., 2008] использовали функциональный магнитный резонанс (FMRI) для исследования региональной мозговой активации, связанной с оценкой лицевой экспрессии в трех группах испытуемых: у пациентов с паранойей, пациентов без паранойи и в контрольной группе. В контрольной группе и у пациентов без паранойи оказалась увеличенной активация в зонах, отвечающих за распознавание приятных лиц (миндалина, латеральная затылочно-височная извилина, верхняя височная борозда). У пациентов с паранойей не обнаружилось такого увеличения. Кроме этой связи между характером активации и важным клиническим симптомом шизофрении это исследование показало, что оптимум активации был связан с лучшим социальным функционированием.

Оказалось, что у пациентов с шизофренией страдает не только распознавание эмоций, но и подражание. Исследование S.Park и соавторов [Park et al., 2008] показало, что пациенты имеют существенные недостатки в способности подражать движениям рук и рта, так же как и лицевой экспрессии. Особенно важно отметить, что эти недостатки коррелировали с выраженностью негативной симптоматики и ухудшением социального функционирования. Предполагают, что проблемы в этих искусственных задачах отражают неспособность строить или управлять внутренними представлениями о социальном взаимодействии. В работе А.А.Коваля-Зайцева и соавторов [Коваль-Зайцев и др., 2010] также было показано, что у больных с расстройствами шизофренического спектра нарушены процессы подражания, что коррелировало с изменением баланса тормозных и возбудительных процессов, находящих свое отражение в количественных показателях ЭЭГ.

Таким образом, нарушение зрительного восприятия при шизофрении может являться одним из составляющих компонентов социальной дезадаптации, так как неправильная интерпретация больными выражения лица, жестов искажает социально значимые стимулы, необходимые для адекватного взаимодействия. Считается, что эти нарушения могут быть обусловлены особенностями функционирования так называемых зеркальных нейронов теменной коры, ответственных за распознавание психического состояния других людей.

Нарушение слухового восприятия

Многие авторы отмечают, что при шизофрении также нарушено восприятие и обработка слуховой информации (см. [Sweet, 2009]). Посмертное морфологическое исследование третьего слоя первичной слуховой коры головного мозга (зона, связанная с обработкой слуховой информации) пациентов с шизофренией показало уменьшение плотности дендритных шипиков и плотности аксонных отростков. Результаты этой работы указывают на нарушения преимущественно в первичной слуховой коре у больных шизофренией, причем они были выявлены только для интракортикальных отростков, что предполагает интракортикальную, а не таламокортикальную патологию слуховых сенсорных процессов. В большинстве исследований было показано, что у больных шизофренией более всего нарушены слуховая рабочая память, скорость обработки слуховой информации и декларативная слуховая память.

В работе A.Simon с соавторами [Simon et al., 2007] было обнаружено, что у пациентов страдают управляющие функции и рабочая память. Управляющие функции включают способность организовывать и планировать поведенческий ответ при решении сложных проблем, активировать долговременную память и использовать вербальные способности для целенаправленного поведения. Функционально эти способности обеспечивает дорзолатеральная префронтальная кора (PFC). PFC является также частью нейрональных сетей, контролирующих функцию внимания, и префронатально- гиппокампальных путей, которые используются при решении вербальных задач.

В исследовании было показано, что когнитивные нарушения могут быть незначительными на ранних стадиях инициации шизофренического продрома; они нарастают по мере прогрессирования заболевания. Это дает основание проводить терапевтическое вмешательство на ранних стадиях болезни, так как оно может предотвратить или задержать начало психоза и, таким образом, предупредить развитие когнитивных нарушений. Данное исследование Simon оценивало когнитивное функционирование у 93 индивидуумов, которые отвечали критериям базового или повышенного риска; их сравнивали с 43 пациентами с первым эпизодом психоза и с 49 пациентами контрольной группы.

Все группы показывали низкие значения когнитивных показателей в сравнении с нормой. Обе группы риска занимали промежуточное положение между группой с первым эпизодом и контрольной группой. Группа высокого риска занимала среднее положение между группой базового риска и группой с первым эпизодом. Как следует из этой работы, раннее выявление маркеров инициальной стадии заболевания может иметь решающее значение для предотвращения когнитивного дефицита. Поэтому крайне важно найти такие объективные маркеры, которые позволили бы выделить пациентов с предрасположенностью к шизофрении. Как будет показано ниже, такими маркерами могут быть данные объективного нейрофизиологического исследования.

В работе И.С.Лебедевой [Лебедева, 2009] были выявлены нейрофизиологические маркеры нарушения когнитивных функций при шизофрении – параметры слуховых ВП в парадигме oddball (экспериментальная ситуация, когда больному подают два типа стимулов: «целевой», на который нужно реагировать, и «нецелевые», на которые не нужно обращать внимание). Автор показала, что существует две группы процессов, связанных с патогенезом шизофрении.

Первая связана с редукцией волны N100 на незначимый стимул и отражает нарушения, связанные с циклом восстановления нервного субстрата, обеспечением длительно повторяющихся процессов. Вторая группа проявляется в виде редукции волны P300 и указывает на структурно-функциональную дефицитарность широкой сети структур мозга, вовлеченных в процессы поддержания рабочей памяти, оценку значимости поступившей информации и произведенного действия. Наконец, N.Andreasen и соавторы [Andreasen et al., 2008] обнаружили у больных шизофренией (при сравнении с контрольной группой) уменьшение мозгового кровотока в лобных и ассоциативных зрительных зонах коры, таламусе и мозжечке в левом полушарии при выполнении вербальных задач, а также увеличенный кровоток в лобных, зрительных ассоциативных полях и теменных зонах правого полушария, что, возможно, является компенсаторным механизмом этого дефицита.

Заключение

Как видно из анализа литературы, у больных шизофренией наблюдается нарушение процессов восприятия и обработки как зрительной, так и слуховой информации, что подтверждается психологическими, нейрофизиологическими и морфологическими исследованиями. Показана связь между нарушениями социальной адаптации и когнитивными расстройствами.

Исследования показывают, что еще до начала психоза у больных шизофренией может иметь место определенный паттерн поведенческих нарушений, коррелирующий с морфологическими изменениями. По-видимому, именно прогрессирующие структурные нарушения определенных зон мозга являются одной из причин психических отклонений, а сами эти отклонения, в свою очередь, связаны с нарушением функционирования различных генов, контролирующих формирование соответствующих мозговых зон.

Сейчас не вызывает сомнений, что шизофрения – заболевание, генетически обусловленное. Однако у каждого больного может быть своя уникальная история взаимодействия генов и среды. Причиной этого заболевания могут быть мутации тысяч разных генов, участвующих в процессах формирования нейронных сетей. Можно предположить, что клинический диагноз – это конечная стадия развития различных нейробиологических заболеваний.

Комплекс психологических нарушений, включающий как расстройства зрительного и слухового восприятия, мышления, так и изменения мотивации и поведенческие особенности, который обусловливает социальную дезадаптацию при шизофрении, можно до известной степени распознать еще до манифестации заболевания и принять меры профилактики. Для этого клинико-психологические исследования должны опираться на нейробиологические данные, включающие как нейрофизиологические, так и МРТ-показатели. Поскольку показано, что когнитивные нарушения при шизофрении выражены больше, чем при аффективных заболеваниях, а прогноз хуже, необходимо как можно раньше начинать терапию, направленную на восполнение когнитивно обусловленного дефицита социального функционирования у этих пациентов.

Головина А.Г. Адаптация подростков, больных шизофренией, в родительской семье (на примере приступообразно-прогредиентной и вялотекущей шизофрении): автореф. дис. . канд. мед. наук. М., 1999.

Коваль-Зайцев А.А., Зверева Н.В., Горбачевская Н.Л. Комплексное психолого-нейрофизиологическое исследование детей, страдающих эндогенными заболеваниями с расстройствами аутистического спектра // Новые исследования. 2010. No. 1. С. 50–62.

Критская В.П., Мелешко Т.К., Борисова Д.Ю. Прогностические критерии социально–трудовой адаптации подростков с формирующимися шизоидными расстройствами личности (патопсихологические исследования) // Психиатрия. 2007. No. 3. С. 34–39.

Лебедева И.С. Нейрофизиологические маркеры нарушения когнитивных функций при шизофрении // Количественная ЭЭГ и нейротерапия: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2009. С. 33.

Мелешко Т.К., Критская В.П., Олейчик И.В., Копейко Г.И. Патопсихологические особенности больных эндогенными депрессиями юношеского возраста // Психиатрия. 2007. No. 6. С. 19–25.

Снежневский А.В. Nosos et pathos schizophreniae //А.В. Снежневский (Ред.). Шизофрения. Мультдициплинарное исследование. Москва: Медицина. 1972. С. 5–15.

Тиганов А.С. Шизофрения // А.С. Тиганов (Ред.). Руководство по психиатрии. Москва: Медицина.1999. Т. 1. С. 407–410.

Andreasen N.C., Calarge C.A., O’Leary D.S. Theory of mind and schizophrenia: a positron emission tomography of medication-free patients // Schizophrenia Bulletin. 2008. Vol. 34(4). Р. 708–719.

Basset A.S., Chow E.W.C., Hodgkinson K.A. Genetics of schizophrenia and Psychotic Disorders // W. Jordan, M.D. Smoller (Eds.). Psychiatric genetics. Application in Clinical Practice. Washington, London: American Psychiatry Publishing. 2008. Р. 99–130.

Green M.F., Leitman D.I. Social Cognition in Schizophrenia // Schizophrenia Bulletin. 2008. Vol. 34(4). Р. 670–672.

Lаrach-Walters V. Treatment of social cognition impairments in schizophrenia regarding facial affect recognition // 9th World Congress of Biological Psychiatry, Paris, 2009. s-65-004. http://www.afpb.asso.fr/fileadmin/fichiers/1stAnNo. uncement.pdf

Ledda M.G., Fratta A.L., Pintor M., Zuddas A., Cianhetti C. Early onset Psychoses: Comparison of Clinical Features and Adult Outcome in 3 Diagnostic Groups // Child Psychiatry Human Development. 2009. Vol. 40(3). Р. 421–437.

Murphy K.C., Jones L.A., Owen M.J. High rates of schizophrenia in adults with velo-cardio-facial syndrome // Archives of General Psychiatry. 1999. Vol. 56(10). P. 940–945.

Park S., Matthews N., Gibson C. Imitation, simulation and schizophrenia // Schizophrenia Bulletin. 2008. Vol. 34(10). Р. 698–705.

Philips Х.L. Human adaptation and his failures. New York: Academic Press, 1968.

Pinkham A.E., Hopfinger J.B., Ruparel K., Penn D.L. An investigation of the relationship between activation of a social cognitive neural network and social functioning // Schizophrenia Bulletin. 2008. Vol. 34(10). Р. 688–697.

Simon A.E., Cattapan-Ludewig K., Zmilacher S., Arbach D., Gruber K., Dvorsky D.N., Roth B., Isler E., Zimmer А., Umbricht D. Сognitive Functioning in the Schizophrenia Prodrome // Schizophrenia Bulletin. 2007. Vol. 33(3). Р. 761–771.

Sweet R. Deficits in primary auditory cortex circuits in subjects with schizophrenia: matching up with mismatch negativity // 9th World Congress of Biological Psychiatry, Paris, 2009. s-55-002. http://www.afpb.asso.fr/fileadmin/fichiers/1stAnNo. uncement.pdf

Wynn J.K., Lee J., Horan W.P., Green M.F. Using event related potentials to explore stages of facial affect recognition deficits in schizophrenia // Schizophrenia Bulletin. 2008. Vol. 34(10). Р. 679–687.

Поступила в редакцию 10 декабря 2011 г. Дата публикации: 27 апреля 2012 г.

Сведения об авторе

Кобзова Мария Петровна. Младший научный сотрудник отдела медицинской психологии, Научный центр психического здоровья Российской академии медицинских наук, Каширское шоссе, д. 34, 115522 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Кобзова М.П. Когнитивные нарушения и проблема социальной дезадаптации при шизофрении. Психологические исследования, 2012, No. 2(22), 10. http://psystudy.ru. 0421200116/0022.

ГОСТ 2008
Кобзова М.П. Когнитивные нарушения и проблема социальной дезадаптации при шизофрении // Психологические исследования. 2012. № 2(22). С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421200116/0022.

[Последние цифры – номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр». Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка». Дата обращения в формате «число-месяц-год = чч.мм.гггг» – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

psystudy.ru

Когнитивные нарушения

Для шизофрении характерны нарушения со стороны когнитивной сферы — еще одна группа симптомов, которую можно выделить в клинической картине заболевания, помимо негативной и позитивной симптоматики.

О формальном расстройстве мышления при шизофрении в свое время подробно писал K. Kleist (1914), обративший внимание на то, что при этой болезни имеет место «сенсорная афазия», подобная афазии при некоторых опухолях мозга, в частности, локализованных в левой лобной доле (Kleist K., 1960). Кроме того, K. Kleist обратил внимание на то, как больной шизофренией конструирует слова и словосочетания, испытывая затруднения при попытке определить, что означает то или иное слово, например, называя плавники рыбы, «крыльями, необходимыми для плавания». K. Kleist отмечал достаточно разнообразные проявления дефицита, касающегося мышления и речи больных шизофренией («словесная глухота», «амнезия слов» — больному шизофренией трудно подобрать слова для определения какого-либо явления), отчасти сравнивая его с афазией C. Wernicke.

В 70-х годах ХХ века нарушения речи при шизофрении достаточно активно изучали лингвисты. Так, например, E. Chaika (1974) исследовал неологизмы в речи шизофрении, которые он назвал «непонятной речью» (англ. gibberish), при этом отметив, что лингвистические нарушения при шизофрении можно считать следствием расстройств функционирования тех областей мозга, которые отвечают за речь.

В настоящее время большинство специалистов едины в том, что при шизофрении спектр когнитивных расстройств достаточно широк (Свердлов Л.С., с соавт., 1986; Вид В.Д., 1993; Розум С.И., 1998; Wykes T., Reeder C., 2005): снижение уровня и устойчивости внимания (Свердлов Л.С., и соавт., 1986), падение интеллектуальной работоспособности (Свердлов Л.С., Скорик А.И., Галанин И.В., 1984), плохая обработка информации (Nuechterlein K. et al., 1994), ухудшение рабочей и особенно, вербальной и пространственной памяти, снижение скорости визуально-моторных функций, трудности решения проблем и др.

Отметим, что в последние 20 лет количество публикаций, посвященных когнитивным нарушениям при шизофрении, выросло почти в 7 раз (Wykes T., Reeder C., 2005).

Большой спектр когнитивных нарушений при шизофрении и одновременно отсутствие строго специфичных когнитивных расстройств при этом заболевании обычно связывают с его нечеткими границами и клиническим полиморфизмом проявлений.

Пациенты, страдающие шизофренией, демонстрируют тенденцию плохого выполнения целого ряда нейропсихологических тестов. Выполнение таких рутинных задач, как чтение, или устный счет при этом часто не изменено, но решение новых задач, усвоение нового материала, требующего гибкого подхода, затруднено.

В настоящее время когнитивные нарушения, возникающие в раннем возрасте считаются своего рода «маркером уязвимости» развития шизофрении, поскольку когнитивный дефицит затрудняет социальную интеграцию индивида. Напомним, что когнитивные нарушения фиксируются у некоторых родственников больных шизофренией и отмечаются на продромальном этапе ее развития.

Выраженность когнитивных нарушений после первого эпизода болезни может быть предиктором течения шизофрении. Так, Н. Verdoux et al. (2003) в своих исследованиях показали, что дефицит визуальной и вербальной памяти, следует считать предиктором неблагоприятного течения болезни в ближайший год после психотического эпизода.

Отчетливые когнитивные нарушения, фиксируемые на начальном этапе течения шизофрении, говорят о неблагоприятном прогнозе течения заболевания, перспективах плохой социально-трудовой адаптации, раннему переходу больного на инвалидность. Снижение когнитивных функций оказывает на социальную (бытовую) активность больного шизофренией более заметное влияние, чем негативная симптоматика.

При шизофрении имеет место нарушение социального познания («социальных когниций»), например, адекватное восприятие настроения собеседника или его реплик. Этому способствуют: трудность длительной концентрации внимания в процессе разговора, неточная идентификация выражения лица собеседника, неспособность к семантической коррекции информации, первоначальная недостаточность визуального восприятия. Нарушения долгосрочной вербальной памяти сказываются на непонимании кратких замечаний и реплик собеседника. Если еще вспомнить о сравнительно низком IQ больных шизофрении, можно понять те трудности, которые они испытывают в процессе общения с другими людьми.

Когнитивные способности становятся основным показателем динамики клинической картины шизофрении и социальной активности больного.

Многочисленными исследованиями было доказано, что нейрокогнитивный дефицит является предвестником дефицита специфических функциональных навыков

Ряд психиатров, на наш взгляд ошибочно, полагают, что встречаются больные шизофренией с отсутствием когнитивного дефицита. Расстройства когнитивного спектра можно отнести к постоянному кругу симптомов шизофрении, их можно зарегистрировать как во время ремиссии, так и в период рецидива заболевания. Однако корреляции между параметрами течения болезни и выраженностью когнитивных нарушений нелинейны и носят разноплановый характер. В ряде случаев одни и те же когнитивные нарушения выявляются как после манифестации шизофрении, так и на отдаленных этапах ее течения.

Когнитивные расстройства у пожилых больных шизофренией отличаются от когнитивных нарушений у лиц, страдающих болезнью Альцгеймера. При шизофрении не обнаруживается быстрое забывание содержания материала, скорее фиксируется дефицит кодировки, вызова и регистрируются трудности с обозначениями и решением конкретных задач. В то же время результаты мета-анализа доказывают отсутствие специфичности нейрокогнитивных расстройств при шизофрении. Ведь нередко одни и те же отдельные признаки когнитивного дефицита удается выявить и у родственников больных шизофренией. Симптомы когнитивного дефицита обнаруживаются среди группы риска расстройств шизофренического спектра, а также у никогда не лечившихся больных шизофренией. Кроме того, острое психотическое состояние при ряде психических расстройств оставляет после себя когнитивные нарушения, близкие к проявлениям когнитивного дефицита при шизофрении.

Когнитивные нарушения, как известно, отмечаются и на высоте тяжелого депрессивного эпизода. Результаты последних исследований когнитивной сферы больных рекуррентной депрессией свидетельствуют, что после тяжелых эпизодов депрессии сохраняются остаточные когнитивные нарушения, которые, однако, отличаются по своей структуре от когнитивного дефицита при шизофрении.

psyclinic-center.ru

Нарушения когнитивных функций у больных шизофренией с разной степенью выраженности психического дефекта Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Мухитова Юлианна Владимировна

Целью данного исследования является уточнение состояния когнитивных функций при разной степени выраженности психического дефекта для разработки более точного подхода к вопросам дифференциальной диагностики степени выраженности дефекта в рамках проведения медико-социальной экспертизы, обоснования реабилитационной тактики в отношении конкретного больного с разным уровнем психического дефекта. Было продемонстрировано, что снижение показателей когнитивных функций (внимание, искажение процесса обобщений, нарушение мотивационно-личностного компонента, снижение уровня критичности) оказывает влияние на снижение уровня социальной адаптированности. При проведении дифференциальной диагностики состояния когнитивных функций с разной степенью выраженности психического дефекта у больных шизофренией выявляются существенные изменения когнитивных функций при разной степени выраженности психического дефекта . Определенной степени выраженности психического дефекта у больных шизофренией соответствуют определенные нарушения когнитивных функций . Полученные данные могут стать основой для разработки диагностического алгоритма определения степени выраженности психического дефекта через оценку когнитивных функций .

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Мухитова Юлианна Владимировна,

Cognitive impairments in schizophrenia patients with varying degrees of severity of mental defect

Текст научной работы на тему «Нарушения когнитивных функций у больных шизофренией с разной степенью выраженности психического дефекта»

чении в программу практики выполнения магистрантом отдельных условий договоров о творческом сотрудничестве с другими организациями (участие в конкурсах на получение грантов, выполнении плана НИОКР, конференциях); 35,7% методистов полагают, что данный вид деятельности для студентов не является обязательным.

Установлено, что половина респондентов (50%) поддержала предложение о возможности проведения промежуточной аттестации работы магистрантов с целью оптимизации их научно-педагогической деятельности и возможной коррекции индивидуальных планов прохождения программы практики; 35,8% — полагают, что данные мероприятия могут иметь место, но не являются эффективными для улучшения итогов практики; 14,2% опрошенных высказались отрицательно. Важным условием для оптимизации научно-педагогической практики является грамотное распределение учебной нагрузки на деятельность методистов и магистрантов. Выявлено, что мнения преподавателей о количестве часов, запланированном для индивидуальной работы с каждым студентом, разделились: половина опрошенных считает его достаточным, другие 50% утверждают обратное. Необходимо отметить, что большинство методистов (64,3%) считает оптимальным распределение часов на самостоятельную практическую деятельность студентов-магистрантов; 35,7% выразили несогласие с установленным распределением времени.

Данные, полученные в ходе исследования отношения методистов к оптимизации научно-педагогической практики магистрантов, позволили обобщить и систематизировать информацию о планировании, организации практической деятельности студентов; выявить имеющиеся проблемные вопросы в данном процессе и разработать экспериментальную модель прохождения научно-педагогической практики, направленную на совершенствование профессионально-педагогической деятельности будущих магистров физической культуры.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.08.2013.

НАРУШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА

Юлианна Владимировна Мухитова, соискатель,

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург

Целью данного исследования является уточнение состояния когнитивных функций при разной степени выраженности психического дефекта для разработки более точного подхода к вопросам дифференциальной диагностики степени выраженности дефекта в рамках проведения медикосоциальной экспертизы, обоснования реабилитационной тактики в отношении конкретного больного с разным уровнем психического дефекта. Было продемонстрировано, что снижение показателей когнитивных функций (внимание, искажение процесса обобщений, нарушение мотивационноличностного компонента, снижение уровня критичности) оказывает влияние на снижение уровня социальной адаптированности. При проведении дифференциальной диагностики состояния когнитивных функций с разной степенью выраженности психического дефекта у больных шизофренией выявляются существенные изменения когнитивных функций при разной степени выраженности психического дефекта. Определенной степени выраженности психического дефекта у больных шизофренией соответствуют определенные нарушения когнитивных функций. Полученные данные могут стать основой для разработки диагностического алгоритма определения степени выраженности психического дефекта через оценку когнитивных функций.

Ключевые слова: шизофрения, когнитивные функции, степень выраженности психического дефекта.

COGNITIVE IMPAIRMENTS IN SCHIZOPHRENIA PATIENTS WITH VARYING DEGREES OF SEVERITY OF MENTAL DEFECT Yulianna Vladimirovna Muhitova, the competitor,

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

The aim of this study is to clarify the status of cognitive function in various degrees of mental defect to develop a more accurate approach to the differential diagnosis of the severity of the defect in the framework of the medical and social assessment, rehabilitation study tactics for a particular patient with a different level of mental defect. It has been demonstrated that the decline in cognitive function (attention, the distortion of the process of consolidation, impaired motivation and personal component, reducing the level of criticality) has an impact on reducing the level of social adaptation. In the differential diagnosis of cognitive function in patients with varying degrees of severity of mental defect in schizophrenic patients revealed significant changes in cognitive function in various degrees of mental defect. Certain degrees of mental defect in patients with schizophrenia meet certain cognitive impairment. The data obtained can be the basis for the development of a diagnostic algorithm for determining the degree of mental defect through the assessment of cognitive functions.

Keywords: schizophrenia, cognitive function, degree of mental defect.

Дефект — это сложное психопатологическое образование, включающее в себя патогенетически различные элементы и характеризующее состояние личности больного по выходу из психотического состояния и редукции острых психотических симптомов, псе-воорганических нарушений, определяющих снижение качества социального функционирования больных шизофренией [8; 9; 10]. Развитие представлений о психическом дефекте при шизофрении прошло ряд этапов: от дефекта как признака исхода заболевания и раннего слабоумия, описанного Э. Крепелиным, к смещению акцента в сторону изучения психопатологических состояний и механизмов, стоящими за ними, с появлением концепции аутизма, до поиска элементарных, ядерных единиц патологии функционирования психики при шизофрении, в качестве которых на настоящий момент выделяют элементы когнитивного функционирования и эмоционально-волевой сферы, — и связано с двумя исходными позициями, существующими в психиатрии: оценка нарушений как результата деструкции нервного субстрата (негативные расстройства) и оценка психики, измененной болезнью в целом, [1; 7; 11]. Когнитивные расстройства (нарушения внимания, восприятия и мышления, исполнительной функции) являются стрежневыми в картине ши-зофрениии, выделяются в отдельный кластер патологических нарушений наряду с позитивной и негативной симптоматикой и рассматриваются как один из компонентов шизофренического дефекта, затрудняющего социальную адаптацию и приводящего к формированию ряда вторичных нарушений, инвалидизации [4; 6; 10]. Определение характера и степени выраженности нарушений когнитивных функций это одна из задач экспериментально-психологической диагностики [2; 3]. Целью данного исследования является уточнение состояния когнитивных функций при разной степени выраженности психического дефекта для разработки более точного подхода к вопросам дифференциальной диагностики степени выраженности дефекта в рамках проведения медико-социальной экспертизы, обоснования реабилитационной тактики в отношении конкретного больного с разным уровнем психического дефекта.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследование проводилось на базе амбулаторного отделения городского психоневрологического диспансера №7 (со стационаром), диагноз устанавливался врачом-психиатром в соответствии с критериями МКБ-10, степень выраженности психического дефекта определялась на основании решения экспертной врачебной комиссии или медико-социальной комиссии. В исследуемую группу вошли 104 человека в возрасте 25-40 лет, с диагнозом «шизофрения параноидная» (Б 20.0), «шизофрения кататоническая» (Б 20.2), «шизофрения простая» (Б 20.6), со стажем заболевания от 1 года до 15 лет: легкая степень выраженности психического дефекта (12 человек); умеренная степень выраженности психического дефекта (30 человек); выраженная степень выраженности психического дефекта (62 человека). Для оценки состояния психических функций в рамках проведения патопсихологического обследования применялись следующие экспериментально-психологические методы: внимание — таблицы Шульте, память — 10 слов, мышление (истощаемость, динамика, уровень обобщения, конкретность, искажение процесса обобщения, мотивационно-личностный компонент, критичность) — методика «Исключение предметов», «Сравнение понятий», «Пословицы», проба Эббингауза [2; 5].

В группе пациентов с легкой степенью выраженности психического дефекта показатели внимания соответствуют нормативным значения, функция памяти представляется нормативной или сниженной в легкой степени (объем кратковременной памяти — в пределах нормы, объем долговременной памяти снижен в легкой степени, недостаточность процесса запоминания наблюдается в 35% случаев, случаи конфабулирования — в 50% случаев; мышление характеризуется преобладанием снижения уровня обобщений в умеренной степени, искажением процесса обобщений в легкой / умеренной степени, снижением мотивационно-личностного компонента мышления в легкой степени, снижением уровня критичности в легкой степени, (Таблица 1).

Характеристика когнитивной сферы у больных шизофренией с разной степенью

выраженности психического дефекта

Показатель Легкая степень выраженность психического дефекта Умеренная степень выраженность психического дефекта Выраженная степень выраженность психического дефекта

М±т Диапазон М±т Диапазон М±т Диапазон

Внимание 33,8±2,3 28-38 54,58±10,7 32-79 75,24±9,6 45-170

Память кратковре- менная 6,7±1,38 5-9 4,1±1,19 3-7 4,14±1,67 3-7

долговремен- ная 8,36±0,93 8-10 6,96±1,9 3-9 5,24±3,47 0-9

Конкрет- ность Методика 1 5,14±2,14 2-8 6,2±2,77 2-12 7,38±2,76 1-15

Методика 2 6,5±5,3 1-10 7,76±3,4 2-15 9,16±3,23 5-17

Методика 3 1,21±0,89 0-2 1,46±0,97 0-3 1,45±0,95 1-4

Искажение процесса обобщений Методика 1 2,35±1,69 1-6 3,1±1,76 1-7 3,29±2,59 2-11

Методика 2 5,5±2,2 3-10 6,3±2,74 1-13 7,9±3,4 4-17

Методика 3 0,64±0,74 0-2 0,6±0,77 0-3 0,87±0,85 0-3

Разнопла- новость Методика 1 1,71±1,44 1-5 1,33±1,29 0-3 1,32±1,57 0-4

Методика 2 2,5±0,95 0-8 1,63±1,12 0-4 2,44±2,35 0-11

Методика 3 0,42±0,49 0-1 0,6±0,77 0-3 0,59±0,66 0-4

Резонер- ство Методика 1 1,5±1,34 0-3 0,43±0,62 0-3 0,85±1,34 0-4

Методика 2 1,21±1,56 0-4 0,73±1,22 0-4 1,54±2,12 0-7

Методика 3 0,35±0,75 0-1 0,33±0,71 0-3 0,35±0,72 0-3

Критичность 2,35±1,08 1-4 3,7±1,06 2-5 5,46±2,14 2-11

Примечания: методика 1 — «Исключение предметов»; методика 2 — «Сравнение понятий»; методика 3 — «Пословицы».

В группе пациентов с умеренной степенью выраженности психического дефекта показатели внимания снижены в легкой степени, мнестическая функция снижена в умеренной степени (объем кратковременной памяти — снижен в легкой степени, объем долговременной памяти снижен в умеренной степени, недостаточность процесса запоминания наблюдается в 75% случаев, случаи конфабулирования — в 45% случаях; мышление характеризуется преобладанием снижения уровня обобщений в умеренной степени, искажением процесса обобщений в умеренной степени, снижением мотивационноличностного компонента мышления в легкой степени, снижением уровня критичности в умеренной степени, (Таблица 1).

В группе пациентов с выраженной степенью выраженности психического дефекта показатели внимания снижены в умеренной степени, мнестическая функция снижена в умеренной степени (объем кратковременной памяти — снижен в легкой степени, объем долговременной памяти снижен в умеренной степени), недостаточность процесса запоминания наблюдается в 78% случаев, случаи конфабулирования — в 52% случаях; мышление характеризуется преобладанием снижения уровня обобщений в выраженной степени, искажением процесса обобщений в выраженной степени, снижением мотивационно-личностного компонента мышления в умеренной степени, снижением уровня критичности в выраженной степени, (Таблица 1).

При проведении сравнительного анализа когнитивных функций у больных шизофренией с разной степенью выраженности психического дефекта были выявлены достоверно значимые отличия в показателях состояния внимания и памяти (Таблица 2, Таблица 3, Таблица 4)

Сравнительный анализ состояния когнитивных функций у больных шизофренией с

легкой и умеренной степенью выраженности психического дефекта

Показатели Сумма рангов Значение критерия Достоверность различий

Группа Л1 (п=14) Группа Л2 (п=30) г Цэмп

Внимание 51,5 578,5 -3,703 23,5 р 0,05). Исключение составила скорость общего центра масс тела в момент вертикали, которая оказалась достоверно выше при большей степени разворота стопы наружу: 9,24±0,25 и 9,04±0,14 м/с соответственно, p

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

cyberleninka.ru