Когнитивно-поведенческая психотерапия депрессии

Когнитивно-поведенческая терапия депрессии

Всемирной организацией здравоохранения было проведено научное исследование и обнаружено, и что депрессия будет второй наиболее распространенной причиной инвалидности до 2020 года. Депрессия распространена по всему миру по разным оценкам от нее страдает 350 миллионы людей из всех возрастных групп. Женщины более склонны к депрессии чем мужчины. В худшем случае депрессия может привести к суициду.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является одной из самых распространенных форм психотерапевтической помощи людям с различными психиатрическими расстройствами. Она является также одним из самых научно-исследованных психотерапевтических методов, относительно эффективности которой существует большая доказательная база.

Что же такое депрессия с точки зрения когнитивно-поведенческой терапии?

Как впервые описал Аарон Бек, когниции при депрессии характеризуются так называемой отрицательной когнитивной триадой, а именно негативные мысли о:

• себе (вина, обвинения, самокритика) — «Я ни на что не способен, не такой как все, ленивый . »;

• мир, настоящее и прошлый опыт (селективная внимание на негативе, ангедония, и.т.д.) — «Ничто ничего не стоит, все плохо, никому нет до меня дела . »

• будущее (пессимизм, безнадежность) — «Все всегда будет так, мне никогда не станет лучше, я ничего не могу сделать».

Восприятие, интерпретация и припоминания событий могут быть негативно искривленные, поэтому люди с депрессией больше склонны к тому, чтобы замечать информацию, которая соответствует их негативным взглядам, более склонны к тому, чтобы интерпретировать любую информацию негативно, а также запоминать негативные события. Негативные события, как правило, объясняются стабильными, глобальными и внутренними факторами и рассматриваются как имеющие необратимые последствия и влияние на самооценку — например, «Это моя вина», «Я всегда все делаю не так», «Это лишь демонстрирует на сколько я ничего не стоит ». В то же время позитивные события приписываются временным, конкретным внешним фактором без длительных последствий — «Это был просто счастливый случай», «Это исключение, которое подтверждает правило», «Это сработало тем, что моя жена помогла мне».

— Подавленное настроение, грусть, раздражение, оцепенение, пустота

— Малый интерес, отсутствие удовлетворения и мотивации. Ничто не приносит радости, все кажется монотонным и скучным, жизнь — бессмысленно.

— Чрезмерная самокритика и чувство вины. Восприятие себя как плохой, жалкой, неадекватной и ничего не стоящего человека.

— Повышенная раздражительность и злость

— Пессимизм. Негативная интерпретация всего происходящего. Постоянные мысли, что все будет плохо, взгляд на все сквозь черные очки

— Безнадежность. Мысли о том, что не только сейчас все грустно и бессмысленно, но и так будет всегда, что не стоит даже пробовать что-то изменить, потому что в будущем нет ничего, кроме страданий и поражений.

— Чувство тревоги, волнения и беспричинная напряженность

— Упадок сил. Постоянное чувство усталости

— Снижение активности. В некоторых случаях может доходить до того, что человек целый день неподвижно лежит в кровати сидит в кресле

— Трудности пребывания в обществе других людей. Отказ от социальной активности

— Чрезмерный беспокойство, возбуждение и суетливость или наоборот — выполнение всего значительно медленнее, чем обычно.

— Трудности с сосредоточением внимания, часто до такой степени, что трудно сосредоточиться на телепередаче или разговоре.

— Трудности с запоминанием. Например, постоянное забывание того, где положена та или иная вещь, неспособность запомнить имена людей. Бывают и специфические изменения в процессах запоминания, например лучше память на негативные события, чем на позитивные.

— Изменения в режиме сна. Чаще всего — трудности с засыпанием, беспокойный сон, пробуждение утром и неспособность заснуть снова. Иногда — значительно больше, чем обычно, сон вероятно, чтобы избежать плохого самочувствия.

— Изменение аппетита и веса. Чаще случается потеря аппетита и веса, хотя бывает и «заедание стресса», следствием чего становится увеличение веса

— Потеря сексуального интереса

— Мысли о смерти. Колеблются от мыслей типа «неплохо было бы случайно погибнуть» к активной разработке суицидальных планов.

Основные симптомы депрессии часто усиливаются вторичными негативными мыслями или мнениями, приречинимы на провал, таким образом создавая поддерживающие циклы. Например:

 Потеря энергии и интереса приводит к мысли «Это того не стоит, я подожду, пока мне станет лучше».

 Ухудшение памяти, концентрации внимания и.т.д. может привести к таким мыслям: «Я глупый» или «Я наверное старею».

 Потеря интереса к сексу и раздражительность могут интерпретироваться как признак того, что «В моем браке серьезные проблемы».

Цели КПТ депрессии, как правило, предусматривают:

 помощь в противостоянии негативным когнитивным искажением и развитие более сбалансированного видения себя, мира и будущего;

 восстановление уровня активности, особенно деятельности, которая приносит ощущение удовольствия или достижения;

 увеличение активного участия и решения проблем.

• сравнительно короткое, очерченный во времени и четко сфокусирован на согласованных целях

• имеет большую доказательную базу

• не является монолитом, а стремительно развивается, учитывая новые открытия в гуманитарных науках и современные исследования

• не ставит цель «вечное заключение клиента» в руках терапевта: целью терапии является не только решить проблему, но и научить человека быть самой себе терапевтом, овладеть навыками, которые помогут повысить качество жизни. Поэтому терапия часто выходит за пределы кабинета и между сессиями пациент выполняет «домашние задания»

• открыт: в КПТ нет «завуалированности» и неизвестности — терапевт открыто предоставляет всю информацию об особенностях проблемы, способы лечения, объясняет каждый из методов, который предлагает и в таком случае пациент владеет информацией по каждому общего шага в терапии

Согласно современным международным протоколам лечения рекомендован при депрессии, обсессивно-компульсивное расстройство, паническом расстройстве с агорафобией, генерализованном тревожном расстройстве, а также других фобиях, посттравматическом стрессовом расстройстве, расстройствах пищевого поведения. Применение КПТ в комплексе с медикаментозным лечением делает более эффективной терапии шизофрении и биполярного расстройства.

Впрочем, в КПТ-подходе проблемы психического здоровья рассматриваются как крайняя степень выражения нормальных процессов. И это предполагает возможность применения КПТ в качестве психопрофилактики — для улучшения качества жизни.

www.b17.ru

Как мы лечим

Специалисты нашей клиники руководствуются принципами доказательной медицины и используют единственную психотерапевтическую парадигму, эффективность которой научно доказана и признана профессиональным сообществом. Основной метод нашей работы — когнитивно-поведенческая терапия, которая приводит к положительным результатам за несколько сеансов.

Нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает все таковым.

МЫ УСПЕШНО ПОМОГАЕМ НАШИМ КЛИЕНТАМ, ПОТОМУ ЧТО:

НАШ МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ НАУЧНО ОБОСНОВАН;

МЕТОД ТЩАТЕЛЬНО ИЗУЧАЛСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ БОЛЕЕ ЧЕМ ПЯТИДЕСЯТИ ЛЕТ;

ВСЕ ПРОВЕДЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАЛИ ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ;

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА ПРЕВОСХОДИТ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ;

ПРИ НЕКОТОРЫХ СОСТОЯНИЯХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАШЕГО МЕТОДА ВЫШЕ, ЧЕМ У ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ;

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – ЭТО «ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ» ЛЕЧЕНИЯ ПРИ СТРАХАХ, ТРЕВОГЕ, ПАНИЧЕСКИХ АТАКАХ, ДЕПРЕССИЯХ И ДРУГИХ ПРОБЛЕМАХ;

ПО ДАННЫМ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

Кроме того, когнитивно-поведенческая психотерапия – единственный метод психотерапевтического лечения, оплачиваемый страховыми компаниями в странах Западной Европы и США.

Особенности когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая терапия основана на когнитивной модели. Это значит, что в центре внимания находится не подсознание, а сознание пациента, его мысли и фантазии, которыми, в отличие от подсознательных образов, можно управлять. В этом главное отличие когнитивно-поведенческой терапии от психоанализа.

От того, как мы воспринимаем обстоятельства, зависит наше эмоциональное состояние. Одни и те же происшествия у разных людей вызывают разную реакцию. Это значит, что влияние на нашу жизнь имеют зачастую не сами события, а то, как мы к ним относимся. Когда человек испытывает стресс или иные психологические расстройства, он склонен видеть ситуацию в более мрачных тонах. Когнитивно-поведенческая терапия помогает людям вовремя обратить внимание на негативные мысли и оценить, какое отношение они имеют к реальности.

Следующий этап — изменение этих мыслей и улучшение эмоционального состояния. Понимание этих процессов позволяет людям, страдавшим от депрессии, фобий или расстройств, менять свое поведение и избавляться от психологических проблем.

В течение дня у человека появляется от 60000 до 70000 мыслей, а распознается минимальная часть из них, так как возникновение мысли происходит за доли секунды, но эмоциональное (и физическое) состояние человека определяется тем, какая оценка содержалась в появившейся мысли. Большинству людей сложно выявить негативные модели своего мышления, так как они стали привычкой.

Преимущества когнитивно-поведенческой терапии

Решение конкретных проблем
Когнитивно-поведенческая терапия сфокусирована на настоящем, нацелена на решение определенных проблем пациента.

Быстрота и экономичность лечения
В отличие от других психотерапевтических методов, она не требует длительного лечения и гарантирует результат. Иногда для того, чтобы избавиться от серьезной проблемы, требуется лишь несколько сеансов. Благодаря этому когнитивно-поведенческую терапию можно считать самым экономичным видом решения психологических проблем.

Приобретение полезных навыков
В процессе лечения вы приобретете полезные навыки, которые сможете использовать на протяжении всей жизни: научитесь отфильтровывать вредные мысли, менять свои установки и свое поведение, облегчая себе жизнь и повышая ее качество.

Научные доказательства эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии

На протяжении своей более чем полувековой истории когнитивно-поведенческая психотерапия была подвергнута тщательным исследованиям. Число таких исследований очень велико — 452. По другим психотерапевтическим направлениям (например, психоанализ или гештальт) столь масштабные и фундаментальные исследования не проводились, а проведенные демонстрировали сомнительную результативность, что не афишируется по вполне понятным причинам.

Сегодня когнитивно-поведенческая модель психотерапии признается большинством авторов как наиболее влиятельная и эмпирически обоснованная, а эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии при депрессиях, фобиях и панических атаках подтверждена большим количеством исследований (Perrez, Baumann, 2005). Она сопоставима с эффективностью медикаментозного лечения антидепрессантами (Thase et al., 1997) при этом подчеркивается ее более высокий превентивный эффект.

Метаанализ целого ряда надежных исследований показал, что в течение года после основного курса лечения антидепрессантами около 60% пациентов переживают повторный приступ депрессии, а после курса когнитивно-поведенческой психотерапии – только 29, 5% (Gloaguen et al., 1998). Она занимает первое место среди всех методов психотерапии по эффективности лечения большой депрессии (DeRubies, Crits-Christoph, 1998) и различных тревожных расстройств — фобий, панических атак и т.п. (Grave et al., 1994; Ruhmlad, Margraf, 2001).

Отечественные авторы в отдельных исследованиях также подтверждают эффективность и преимущества когнитивно-поведенческой психотерапии (Вейн с соавт., 1993; Бобров, Агамамедова, 2006; Холмогорова А.Б., 2 011).

cliniccbt.ru

Когнитивно-поведенческая терапия (ВВП)

Процедуры поведенческой терапии, которые мы обсуждали до сих пор, направлены на непосредственную коррекцию поведения и не уделяют внимания процессам мышления и рассуждения индивида. Вначале терапевты, стоящие на бихевиористских позициях, игнорировали важность познавательных процессов, предпочитая строго стимульно-реактивный подход. Всякое обращение к убеждениям и установкам человека они воспринимали как возврат к ненаучной интроспекции, против которой выступал Уотсон в начале XX века. Однако в ответ на данные, показывающие, что когнитивные факторы (мысли человека, его ожидания и интерпретация им событий) являются важными детерминантами поведения, многие бихевиористы обратили внимание на когнитивные функции, включив их в свои концепции терапии (Bandura, 1986).

Когнитивно-поведенческая терапия — общий термин для обозначения методов лечения, использующих различные приемы коррекции поведения, но включающих также процедуры коррекции неадекватных убеждений. Терапевт при этом стремится помочь человеку в контроле над эмоциональными реакциями, такими как тревожность и депрессия, обучая его более успешным способам интерпретации своих переживаний и размышлений о них. Например, как мы отмечали при обсуждении когнитивной теории депрессии, предложенной Беком (см. главу 15), индивиды, страдающие депрессией, оценивают происходящее с негативным или самокритичным уклоном. Они ожидают неудачи, а не успеха, и при оценке своей деятельности склонны преувеличивать неудачи и преуменьшать успех. При лечении депрессии специалисты по когнитивно-поведенческой терапии стремятся помочь своим клиентам распознать искажения в их мышлении, приведя его в большее соответствие с реальностью. Следующий диалог иллюстрирует, как терапевт, тщательно направляя вопросы, показывает клиентке всю нереалистичность ее убеждений.

Терапевт: Почему вы хотите покончить с жизнью?

Клиентка: Без Рэймонда я ничто. Я не могу быть счастлива без Рэймонда. Но я не могу спасти наш брак.

Т: Каким был ваш брак?

К: Он был несчастным с самого начала. Рэймонд всегда был мне неверен. Последние пять лет я редко видела его.

Т: Вы сказали, что не можете быть счастливы без Рэймонда. Вы чувствуете себя счастливой с ним?

К: Нет, мы воюем все время, и я чувствую себя хуже.

Т: Вы сказали, что вы ничто без Рэймонда. До того, как вы встретили Рэймонда, вы чувствовали себя никем?

К: Нет, я чувствовала, что была кем-то.

Т: Если вы кем-то были без Рэймонда, почему теперь он вам нужен, чтобы кем-то себя чувствовать?

(озадаченно) К: М-мммм.

Т: Если бы вы были свободны от этого брака, выдумаете, что мужчины интересовались бы вами, зная, что вы не заняты?

К: Я думаю, они интересовались бы мной.

Т: Возможно ли, что вы нашли бы более постоянного мужчину, чем Рэймонд?

К: Я не знаю. Наверно, это возможно.

Т: Тоща что бы вы на самом деле потеряли, если бы разорвали этот брак?

К: Я не знаю.

Т: Возможно, вы бы стали жить лучше, если бы покончили с этим браком?

К: Нет гарантии, что так будет.

Т: У вас есть настоящий брак?

К: Наверное, нет.

Т: Если у вас нет настоящего брака, что вы в самом деле теряете, если решите разорвать его?

(долгая пауза) К: Ничего, я думаю.

(Beck, 1976, р. 280-291.)

Поведенческая составляющая этого лечения вступает в игру, когда терапевт поощряет клиентку сформулировать иные взгляды на ее ситуацию и затем проверить, что они означают. Например, женщину из этого диалога можно было бы попросить записывать свое настроение через регулярные промежутки времени и затем отмечать, как ее депрессия и чувство самоуважения меняются в зависимости от того, что она делает. Если она считает, что после общения с мужем чувствует себя хуже, чем когда она одна или общается с кем-то еще, с помощью этой информации можно заставить ее усомниться в своем убеждении, что она «не может быть счастлива без Рэймонда».

Когнитивно-поведенческая программа помощи человеку с агорафобией должна предусматривать тренировку позитивного мышления вместе с разыгрыванием in vivo (экскурсии в сопровождении психотерапевта, во время которых этот человек будет все дальше отходить от дома). Терапевт учит клиента заменять наносящий вред внутренний диалог («Я так нервничаю, я знаю, что потеряю сознание, как только выйду из дому») позитивными самоинструкциями («Успокойся; я не один; даже если будет приступ паники, я могу справиться»), В табл. 16.4 приведена программа лечения депрессии, предусматривающая коррекцию поведения и изменение установок.

Таблица 16.4. Преодоление депрессии

Точно указать целевое (нуждающееся в коррекции) поведение и записать фоновую частоту его возникновения; выявление событий или ситуаций, предшествующих целевому поведению, а также его последствий (положительных или отрицательных); задание целей на изменение и подбор подкрепляющих факторов.

Обучение нарастающей релаксации мышц с целью справиться с тревожностью, часто сопровождающей депрессию; отслеживание мышечного напряжения в повседневных ситуациях и применение методики релаксации.

Отслеживание частоты приятных видов деятельности и составление расписания на неделю, так чтобы каждый день соблюдался баланс между отрицательными/нейтральными и приятными видами деятельности.

Обучение увеличению количества позитивных мыслей и снижению количества негативных мыслей; выделению иррациональных мыслей и их опровержению и применению самоинструктирования для преодоления проблемных ситуаций.

Выявление ситуаций, проявление неуверенности в которых ведет к чувству депрессии; обучение более уверенному ведению социальных взаимодействий путем моделирования и ролевых игр.

Выделение факторов, способствующих низкому социальному взаимодействию (таких, как привычка все делать в одиночку, чувство неудобства из-за недостатка навыков общения); решение о том, какие виды деятельности следует расширять (такие, как приглашение друзей, чтобы побыть вместе) или сокращать (такие, как просмотр телепередач), чтобы поднять уровень приятного социального взаимодействия.

Программа лечения депрессии, в которой объединены поведенческие и когнитивные методы. Это сокращенное описание курса из 12 сеансов для лечения депрессии в группе из 12 человек (по: Lewinsohn et al., 1984).

Специалисты по когнитивно-поведенческой терапии полагают, что для более устойчивого изменения поведения важно изменить убеждения человека. Большинство из них считают, что поведенческие процедуры сильнее влияют на когнитивные процессы, чем исключительно вербальные. Например, чтобы преодолеть беспокойство относительно выступлений в классе, полезно мыслить позитивно: «Я хорошо знаю материал и уверен, что могу понятно излагать свои мысли»; «Тема интересная, и другим ученикам понравится то, что я хочу сказать». Но успешное выступление перед соседом по комнате, а потом еще и перед группой друзей снизит волнение намного больше. Успешное выполнение усиливает чувство умения. Действительно, было выдвинуто предположение, что все терапевтические практики с успешным финалом дают человеку чувство умения или самоэффективности.

Наблюдение за тем, как справляются и преуспевают другие, вербально сформированная убежденность, что с трудной ситуацией справиться можно, заключение по внутренним признакам, что мы расслаблены и контролируем ситуацию, — все это способствует чувству самоэффективности. Но наибольшее чувство эффективности дают нам реальная деятельность и личное переживание нашего умения. По сути, ничто не приносит такого успеха, как успех (Bandura, 1995).

Комбинированные когнитивно-бихевиоральные формы терапии доказали свою эффективность при лечении целого ряда непсихотических нарушений, включая депрессию, расстройства тревожности, расстройства питания, алкогольную и наркотическую зависимости, а также сексуальные дисфункции (Fairbum et al, 1995; Jacobson & Hollon, 1996; Margraf et al, 1993; Marlatt et al., 1993; Rosen & Leiblum, 1995) (рис. 16.4). Эти формы терапии обычно направлены не только на помощь в преодолении беспокоящих мыслей, чувств и форм поведения, но также на предотвращение рецидивов после завершения терапии.

Рис. 16.4. Процент пациентов, страдающих паническими припадками, не проявляющих симптомов расстройства через 15 месяцев после лечения. Пациенты, прошедшие когнитивно-прведенческую терапию с целью излечения от панических расстройств, не проявляли симптомов расстройства спустя 15 месяцев после лечения чаще, чем пациенты, прошедшие лишь курс лекарственной терапии или релаксационного тренинга (по: Clark et al., 1994).

Гуманистические терапии

Хотя гуманистические терапии очень разнообразны, все они опираются на естественную склонность человека к совершенствованию и самоактуализации. В них предполагается, что психические расстройства возникают тогда, когда процесс достижения своего потенциала блокируется обстоятельствами или другими людьми (родителями, учителями, супругами), пытающимися направить развитие человека по выбранному ими пути, который они считают приемлемым. Если это им удается, человек начинает отрицать свои собственные желания. Осознание человеком своей уникальности сужается, и потенциал развития сокращается. Гуманистическая терапий помогает человеку соприкоснуться с его реальным Я и сделать произвольный выбор в отношении своей жизни и поведения, а не позволять, чтобы их определяли внешние события. Задача гуманистической терапии — помочь клиенту стать в большей степени тем, кем он способен стать. См.→

www.psychologos.ru

Депрессия — Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) депрессии, давно считающаяся наиболее успешным направлением среди психотерапевтических подходов, учит исследовать депрессивные паттерны своего мышления и убеждений, а затем делать более благополучный выбор.

В одном интересном исследовании ученые провели сравнительный анализ когнитивно-поведенческой терапии и лечения паксилом, популярным антидепрессантом. Выяснилось, что эти виды лечения производят разное воздействие на мозг человека.

КПТ замедляет активность в префронтальной коре головного мозга, области логического мышления, но также и области навязчивых негативных мыслей.

Паксил же повышает активность в этой области, но заглушает ее в лимбической системе — области «эмоционального Я».

Тем временем КПТ повышает активность лимбической системы. На мой взгляд, эти результаты подтверждают представление о том, что депрессия вызывается неэффективным мышлением и самодеструктивными попытками подавлять чувства.

Такие данные (в числе многих других свидетельств) говорят о том, что антидепрессанты действуют с помощью подавления эмоций, и в долговременной перспективе это не выглядит благоприятным. Препараты могут подавлять эмпатию, моральные и творческие качества, а также способность испытывать любые чувства.

Одним лекарства нужны лишь на короткий срок — чтобы встать на ноги. Другим, с тяжелыми формами депрессии, необходимо взвесить все за и против подобных эффектов медикаментозного лечения.

Обновленный метод — когнитивная терапия на основе осознанности — доказал свою эффективность, как и КПТ, особенно в превенции рецидивов. Большая часть этой книги основана на его принципах. Этот подход учит людей медитации, предлагает объективнее исследовать свои мысли и чувства и не попадать в вихри эмоциональных стрессов. В отличие от КПТ, оспаривающей депрессивные суждения с помощью рациональных аргументов, новый метод предлагает отсоединиться от них. Вместо того чтобы пытаться отрицать беспомощность, вину и недееспособность, этот подход учит воспринимать подобные мысли как шум в голове — как ворчание депрессии.

Мы рассматриваем депрессию как распад защитной структуры, исчерпавшей свои лимиты. Депрессивные люди так долго пытаются блокировать свои чувства, что однажды оказываются не в состоянии это делать. Они пускали пыль в глаза миру и самим себе, говоря: «Благодарю, у меня все прекрасно, не волнуйтесь».

Однако им не хватает чувства внутренней безопасности, их самооценка становится хрупкой и легко повреждается при малейшем отторжении или разочаровании. У таких людей часто бывает злой внутренний критик или карательное супер-эго, продолжающее твердить, какие они неудачники. После первого эпизода депрессии у людей с такой ранимостью могут появиться механизмы защиты, искажающие реальность и позволяющие им и дальше мириться с депрессией, или они могут усвоить бессознательную уверенность, что они не заслуживают лучшего. Вот почему так важно получить хорошее лечение в процессе и сразу после первого эпизода. Это может остановить развитие депрессии в хроническую форму. Люди растут и учатся на своем опыте, но депрессивные от страха избегают именно того, что может им помочь.

* «Уловка-22» — антивоенный роман Джозефа Хеллера (1961), в котором главный герой пытается обойти 22-й пункт устава американской военной авиабазы, содержащий непреодолимое противоречие; словосочетание «уловка-22» стало в США нарицательным, обозначая абсурдную, безвыходную ситуацию.
** Метакогнитивные процессы — познание второго порядка, то есть знания о своей когнитивной (познавательной) системе и умение управлять ею.

Из книги Ричарда О’Коннор Психология вредных привычек

reabilitaciya.org

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Содержание статьи:

  • Цели и задачи
  • Основные методы
  • Техники
  • Лечение депрессии
  • Когнитивно-поведенческая (бихевиоральная) терапия (психотерапия) — это сочетание когнитивной (изменение мышления) и поведенческой (коррекция привычек) психотерапии. Широко применяется при лечении неврозов, депрессии, алкогольной и наркотической зависимости, других видов психических расстройств.

    Принципы, цели и задачи когнитивно-поведенческой психотерапии

    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) занимается корректировкой мыслей и чувств, которые определяют поступки и действия, влияют на образ жизни человека. Базируется на принципе, что внешнее воздействие (ситуация) вызывает определенную мысль, которая переживается и находит свое воплощение в конкретных поступках, то есть мысли и чувства формируют поведение личности.

    А потому, чтобы изменить свое негативное поведение, нередко ведущее к серьезным жизненным проблемам, нужно в первую очередь изменить свой стереотип мышления.

    Например, человек панически боится открытого пространства (агорафобия), при виде толпы испытывает страх, ему кажется, что с ним обязательно случится что-то нехорошее. Он неадекватно реагирует на происходящее, наделяет людей совсем не присущими им качествами. Сам становится замкнутым, избегает общения. Это приводит к разладу психики, развивается депрессия.

    В таком случае могут помочь методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии, которые научат преодолеть панический страх перед большим скоплением людей. Иными словами, если нельзя изменить ситуацию, можно и нужно изменить свое отношение к ней.

    КПТ вышла из недр когнитивной и поведенческой психотерапии, сочетает в себе все основные положения этих методик и ставит перед собой конкретные цели, которые необходимо решить в процессе лечения.

    К ним следует отнести:

    Купирование симптомов расстройства психики;

Стойкая ремиссия после курса терапии;

Низкая вероятность повторного проявления (рецидива) болезни;

Результативность лекарственных средств;

Коррекция ошибочных когнитивных (умственных) и поведенческих установок;

  • Разрешение личностных проблем, послуживших причиной психического заболевания.
  • Исходя из указанных целей, врач-психотерапевт помогает пациенту решить в ходе лечения следующие задачи:

    Выяснить, как его мышление влияет на эмоции и поведение;

    Критически воспринимать и уметь анализировать свои негативные мысли и чувства;

    Научиться заменять негативные убеждения и установки на позитивные;

    На основе выработанного нового мышления скорректировать свое поведение;

  • Решить проблему своей социальной адаптации.
  • Этот практический метод психотерапии нашел широкое применение при лечении некоторых видов психических расстройств, когда необходимо помочь пациенту пересмотреть свои взгляды и поведенческие установки, наносящие непоправимый вред здоровью, разрушающие семью и причиняющие страдания близким.

    Эффективен, в частности, при лечении алкоголизма и наркомании, если после медикаментозной терапии организм очищен от токсического отравления. В ходе реабилитационного курса, занимающего 3-4 месяца, пациенты учатся справляться со своим деструктивным мышлением и корректируют свои поведенческие установки.

    Основные методы когнитивно-поведенческой терапии

    Методы когнитивно-поведенческой психотерапии исходят из теоретических задач когнитивной и поведенческой (бихевиоральной) терапии. Психолог не ставит себе цель докопаться до корней возникших проблем. Посредством наработанных методик, применяя конкретные техники, он учит позитивному мышлению, чтобы поведение пациента изменилось в лучшую сторону. В ходе психотерапевтических сеансов также используются некоторые приемы педагогики и психологического консультирования.

    Наиболее значимыми методиками КПТ являются:

      Когнитивная терапия. Если человек неуверенный и воспринимает свою жизнь как полосу неудач, нужно закрепить в его сознании положительные мысли о себе, которые должны вернуть ему уверенность в своих силах и надежду, что все у него обязательно получится.

    Рационально-эмотивная терапия. Направлена на осознание пациентом того факта, что свои мысли и поступки нужно согласовывать с реальной жизнью, а не витать в своих мечтах. Это оградит от неизбежных стрессов и научит принимать верные решения в различных жизненных ситуациях.

    Реципрокная ингибиция. Ингибиторами называют вещества, которые замедляют течение различных процессов, в нашем случае речь идет о психофизических реакциях в организме человека. Страх, например, может быть подавлен гневом. В ходе сеанса пациент может представить, что свою тревогу он может подавить, допустим, полным расслаблением. Это ведет к угасанию патологической фобии. На этом основаны многие специальные техники данного метода.

    Аутогенная тренировка и релаксация. Используется как вспомогательный прием при проведении сеансов КПТ.

    Самоконтроль. Основывается на методе оперантного обусловливания. Подразумевается, что желательное поведение в тех или иных условиях должно закрепляться. Актуален при трудностях в жизненных ситуациях, допустим, учебе или работе, когда возникают разного рода зависимости или неврозы. Помогают поднять самооценку, контролировать немотивированные вспышки ярости, гасят невротические проявления.

    Самонаблюдение. Ведение дневника поведения, один из способов «остановки» для прерывания навязчивых мыслей.

    Самоинструкции. Пациент должен сам задавать себе задания, которых необходимо придерживаться для положительного решения своих проблем.

    Метод «Стоп-кран» или триада самоконтроля. Внутреннее «стоп!» негативным мыслям, релаксация, положительное представление, мысленное его закрепление.

    Оценка чувств. Производится «шкалирование» чувств по 10-бальной или иной системе. Это позволяет пациенту определить, допустим, уровень своей тревожности или, наоборот, уверенности, где на «шкале чувств» они находятся. Помогает объективно оценить свои эмоции и предпринять шаги для снижения (увеличения) их присутствия на мысленном и чувствительном уровне.

    Исследование угрожающих последствий или «что если». Способствует расширению ограниченного кругозора. При вопросе «А если произойдет что-либо ужасное?» пациент должен не переоценивать роль этого «ужасного», что ведет к пессимизму, а найти оптимистический ответ.

    Преимущества и недостатки. Пациент с помощью психолога разбирает преимущества и недостатки своих мысленных установок и находит пути сбалансированного их восприятия, это позволяет решить проблему.

    Парадоксальная интенция. Методику разработал австрийский психиатр Виктор Франкл. Суть ее в том, что если человек чего-то очень боится, нужно, чтобы в своих ощущениях он возвращался к этой ситуации. Например, человек страдает страхом бессонницы, ему нужно посоветовать, чтобы он и не старался уснуть, а как можно дольше бодрствовал. И вот это стремление «не заснуть» вызывает, в конце концов, сон.

  • Тренировка контроля тревоги. Используется в том случае, если человек в стрессовых ситуациях не может совладать с собой, оперативно принять решение.
  • Техники когнитивно-поведенческой терапии при лечении неврозов

    Техники когнитивно-поведенческой терапии включают спектр самых разнообразных конкретных упражнений, с помощью которых пациент должен решить свои проблемы. Вот лишь некоторые:

      Рефрейминг (англ. — рамка). С помощью специальных вопросов психолог заставляет клиента сменить негативные «рамки» своего мышления и поведения, заменить их на позитивные.

    Дневник мыслей. Пациент записывает свои мысли, чтобы понять, что тревожит и влияет на его мысли и самочувствие в течение дня.

    Эмпирическая проверка. Включает несколько способов, которые помогают найти правильное решение и забыть негативные мысли и аргументы.

    Примеры художественной литературы. Доходчиво объясняют выбор положительного суждения.

    Позитивное воображение. Помогает избавиться от отрицательных представлений.

    Смена ролей. Больной представляет, что утешает своего товарища, оказавшегося в его положении. Вот что бы он смог ему посоветовать в таком случае?

  • Наводнение, имплозия, парадоксальная интенция, вызванный гнев. Применяются при работе с детскими фобиями.
  • Сюда же относят выявление альтернативных причин поведения, а также некоторые другие техники.

    • Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
    • Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?

    Лечение депрессии методами когнитивно-поведенческой психотерапии

    Когнитивно-поведенческая психотерапия депрессии широко используются в настоящее время. В основе лежит метод когнитивной терапии американского психиатра Аарона Бека. По его определению «депрессия характеризуется глобально пессимистическим отношением человека к собственной персоне, внешнему миру и своему будущему».

    Это тяжело сказывается на психике, страдает не только сам больной, но и его близкие. В наши дни более 20% населения в развитых странах подвержено депрессии. Она снижает в разы трудоспособность, и высока вероятность суицидального исхода.

    Симптомов депрессивного состояния много, они проявляются на умственном (мрачные мысли, нет концентрации внимания, трудности с принятием решения и др.), эмоциональном (тоска, угнетенное настроение, тревога), физиологическом (нарушение сна, потеря аппетита, снижение сексуальности) и поведенческом (пассивность, избегание контактов, алкоголизм или наркомания как временное облегчение) уровне.

    Если такая симптоматика наблюдается не менее 2-х недель, можно с уверенностью говорить о развитии депрессии. У одних болезнь протекает незаметно, у других приобретает хронический характер и тянется годами. В тяжелых случаях больной помещается в стационар, где проходит лечение антидепрессантами. После медикаментозной терапии необходима помощь психотерапевта, используются методики психодинамической, трансовой, экзистенциальной психотерапии.

    Положительно зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая психотерапия депрессии. Изучаются все симптомы депрессивного состояния, и с помощью специальных упражнений пациент может от них избавиться. Одной из эффективных методик КПТ является когнитивное реконструирование.

    Пациент с помощью психотерапевта работает со своими негативными мыслями, которые отражаются на поведении, проговаривает их вслух, анализирует и по мере необходимости меняет свое отношение к сказанному. Таким образом он удостоверяется в истинности своих ценностных установок.

    Методика включает целый ряд техник, наиболее распространенными являются следующие упражнения:

    Инокуляция (прививка) стресса. Пациента обучают умениям (копинг-навыкам), которые должны помочь в борьбе со стрессом. Сначала нужно осознать ситуацию, потом выработать определенные навыки борьбы с ней, далее следует закрепить их посредством определенных упражнений. Полученная таким образом «прививка» помогает пациенту справиться с сильными переживаниями и тревожными событиями своей жизни.

  • Приостановка мышления. Человек зациклен на своих иррациональных мыслях, они мешают адекватно воспринимать действительность, служат причиной для появления тревоги, как следствие возникает стрессовая ситуация. Психотерапевт предлагает пациенту воспроизвести их в своем внутреннем монологе, потом громко произносит: «Стоп!» Такой вербальный барьер резко обрывает процесс негативных суждений. Этот прием, неоднократно повторенный в ходе терапевтических сеансов, вырабатывает условный рефлекс на «неправильные» представления, старый стереотип мышления корректируется, появляются новые установки на рациональный тип суждений.
  • Как лечить депрессию методом когнитивно-поведенческой терапии — смотрите на видео:


    tutknow.ru