Коммуникативный стресс это

Коммуникативный стресс это

— Демонстрировать свое превосходство.

— Игнорировать интересы участвующих в коллективной деятельности деловых партнеров.

— Позволять себе видеть ситуацию только со своей стороны.

— Уменьшать имеющиеся заслуги партнеров и не преувеличивать свои собственные заслуги.

— Задевать «болевые» точки коллег в работающей команде, их слабые и уязвимые места.

— Обрушивать на своих сотрудников слишком много претензий.

— Ставить ультиматумы такого типа: «Если Вы не сделаете это, отношения с Вами у меня будут разорваны».

Глава 7. Профессиональный стресс

7.1. Понятие о профессиональном стрессе

Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

pedlib.ru

Причины и источники коммуникативного стресса

Стресс-факторы условно можно разделить на две большие группы — объективные, под которыми подразумеваются объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса. Например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т.п., и субъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие сложившуюся ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения. Психологическими личностными факторами во время коммуникативного стресса выступают: высокая личностная тревожность, напряженность, агрессивность, неадекватная самооценка, экстернальная направленность, особенности темперамента и другие. Индивидуальными факторами могут быть: особенности возраста, пола, характерологических черт, выступающие как потенциально стрессовые — отсутствие должных коммуникативных навыков, свободы изложения устной речи, страх неправильного ответа, ошибки, речевые дефекты и другие.

Грубо говоря, коммуникативный стресс можно разделить на пять вероятных причин:

1. Длительное общение и сложные ситуации. Это касается людей, которые постоянно работают с «трудными» клиентами, когда должность обязывает сохранять вежливость и невозможно достойно ответить на грубое обращение.

2. Отсутствие необходимых знаний. Работа с людьми требует хорошей подготовки, но отсутствие знаний приводит нас в тупик, заставляет чувствовать себя «в хвосте», теряться при незнании ответа на вопрос. Таким образом, у человека возникает стресс, связанный с общением.

3. Несоответствие работе.

4. Лишнее общение тоже вызывает стресс. Коммуникативный стресс возникает, потому что вы не можете вовремя остановить собеседника, сказать «нет» и поэтому выслушиваете его проблемы, жизненные ситуации и много ненужной информации.

5. Отсутствие помощи. Пожалуй, это сама распространенная причина, когда вы не можете обратиться за советом к кому-то или боитесь это сделать. Ситуация продолжает усугубляться и может привести к плачевным результатам: срыву, перенапряжению, конфликтам, постоянному раздражению.

studwood.ru

Коммуникативный стресс: определение понятия.

Интеграция различных областей психологических знаний позволяет рассматривать и актуализировать в качестве предмета исследования различные типы психологического стресса. Известно, что весомое место в западных и отечественных концепциях психологического стресса занимают социальные и социально-психологические теории. Во многих работах по изучению стресса социальные, социально-психологические факторы занимают одну из важнейших позиций. В тоже время отдельные типы стресса в рамках социально-психологических теорий явно не достаточно изучены. Так, например, коммуникативный стресс представляет собой малоисследованную область знаний. В этой связи примечательны: работа доктора психологических наук В.И. Кабрина, рассматривающего коммуникативный стресс в рамках авторской концепции коммуникативного развития личности студента, исследования кандидата психологических наук Самоуниной Н.В., в которых коммуникативный стресс представлен в сфере делового общения в профессиональной деятельности.

Пробелы в исследованиях коммуникативного стресса, главным образом в отечественной психологии, вовсе не означают отсутствие необходимости изучения данного феномена. С полным правом можно утверждать, что коммуникативный стресс – распространенное явление в молодежной среде. Это обусловлено:

1. Значимостью, высокой интенсивностью общения в молодежном и особенно в юношеском возрасте.

2. Актуализацией проблем, связанных с взаимоотношениями различного типа (межличностных, социальных).

3. Значительной степенью конфликтогенности коммуникативных процессов у молодежи.

4. Отсутствием необходимых умений и навыков в психопрофилактике и в преодолении коммуникативного дистресса.

5. Низким уровнем коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности.

В настоящее время можно дать как минимум два определения коммуникативного стресса – в широком и узком смыслах. В широком смысле – коммуникативный стресс представляет собой вид психо-социального стресса, обусловленного влиянием на личность коммуникативных барьеров, конфликтов, негативных социально-психологических установок, противоречий в восприятии и осмыслении социальных ролей и других деструктивных явлений, действие которых проявляется в процессе общения.

В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры общения – обмена информацией, коммуникативный стресс в узком смысле – сложное психологическое явление, отражающееся в специфических реакциях в результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида, находящегося либо в роли реципиента (воспринимающего информацию), либо в роли коммуникатора (передающего информацию).

В то же время, нельзя исключить из внимания деятельностную детерминированность как психологического стресса, так и процесса общения в рамках деятельностного подхода в отечественной психологической школе. Следовательно, коммуникативный стресс во всей специфике своих проявлений целесообразно рассматривать в контексте деятельности. Так, например, коммуникативный стресс в учебной деятельности проявляется в ответ на сложную коммуникативную ситуацию в учебном процессе. Данная ситуация может быть предопределена коммуникативными трудностями в учебной деятельности, а также проблемами взаимоотношений на коммуникативных уровнях – педагог-учащийся и учащийся-учащийся.

Коммуникативный стресс в профессиональной деятельности связан с проблемами делового общения, проявляющимися в повышенной агрессивности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадения по темпу общения.

Характеристика видов памяти и её процессов.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется тем, что память обуславливает все виды многообразной деятельности человека. Распространенной классификацией мнемических процессов является предложенное П.П. Блонским разделение .

Методы воспитания и их эффект.
Практически у всех родителей есть ясные или смутные идеальные представления о том, какими должны быть их дети, т.е. какие знания, нравственные ценности и формы поведения они должны усвоить в процессе развития. Пытаясь воплотить в детях эт .

Основные характеристики общения.
Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.[5, c. 47]. Содержание общения может быть различным: 1) передача (от человека к человеку) информации; 2) восприятие друг друга; 3) взаимооценка партнёрами друг друга; 4 .

www.psaffect.ru

Коммуникативный стресс в условиях профессиональной деятельности

Раздражительность в деловом общении.Основная причина раздражительности — это усталость и истощенность по причине производственной перегрузки работников. Причиной хронической раздражительности на работе может выступить привычка общаться «на повышенных тонах». Кроме того, люди часто раздражаются, когда испытывают неуверенность в себе. Следовательно, причиной раздражительности может выступить пониженная самооценка. Тревожность, неудовлетворенность собой на работе, как правило, проявляются в раздражительности в общении.

Коммуникативная агрессия.Повышенная раздражительность легко переходит в коммуникативную агрессию — специфическую форму выражения тяжелых, негативных состояний. Коммуникативная агрессия в условиях профессиональной деятельности проявляется в стремлении унизить и подавить соперника в конкурентной борьбе, разрушить статус и авторитет какого-либо сотрудника, желании исключить определенного человека из коммуникативных контактов.

При помощи агрессии работник может защищаться от реального или мнимого нападения, демонстрировать свою силу и самоутверждаться, организовать для себя психологическую разрядку, если накапливается неудовлетворенность своей работой или своим служебным положением.

Коммуникативная агрессия бывает физической или вербальной (словесной), прямой или косвенной (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы), ситуативной (спонтанные вспышки слепой ярости), направленной на другого (обвинение другого) или на себя (самообвинение).

Проблема состоит в том, что человек нередко не осознает собственной агрессивности и активно борется там, где в этом нет никакой необходимости. Он «заводит» себя и окружающих, создавая напряженное «поле», в котором плохо и ему самому, и другим.

Причины стресса.Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса (рис. 11.9).

По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

Рис. 11.9. Типичные симптомы стресса

Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 11.10).

studopedia.org

Что такое стресс

Основная цель этой статьи дать понимание о природе и механизмах стресса, причинах, его вызывающих, о физиологических и психологических проявлениях стресса.

Слово «стресс», также как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови, даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке жизненного уклада? Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать — «вот это и есть стресс».

Стресс — это нарушение покоя, возникающее внутри нас как реакция на определенную ситуацию или деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю.


КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ
:

1. Информационный стресс. При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.

2. Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности — то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной илипредполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.

3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в общении, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования.

Существует целый ряд событий, которые вызывают сильные эмоциональные переживания. Эти переживания не всегда проходят бесследно. По данным западных психологов, около 80% попавших в ситуацию психологической травмы выходят из нее без последствий для собственного организма, остальные 20% нуждаются в различных видах профессиональной помощи.

Очень важно определить ранние признаки стрессового состояния, которые сопровождают, а иногда и предвещают симптомы, принимающие со временем все более серьезную угрозу для нашего организма. К сожалению, люди часто игнорируют эти ранние признаки, что повышает риск серьезных заболеваний.

Некоторые из признаков раннего предупреждения говорят об изменении физического состояния организма. Это повышение частоты дыхания (гипервентиляция легких), хроническая усталость, изжога или тошнота. Другие сигналы свидетельствуют о снижении эмоционального фона: чаще это изменение в поведении (человек больше ест, чаще курит, злоупотребляет алкоголем). Третьи касаются изменений психологического состояния человека: он становится более раздражительным, резким, нетерпимым или наоборот — подавленным и замкнутым.


ПРИЗНАКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА

«Появление этого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе. Он не должен быть слабым, не должен поддаваться давлению стресса. Иногда такая позиция — не более чем игра на публику, а иногда — убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию» Депрессия. Депрессия обычно проявляется появлением раздражительности. В стрессовой ситуации человек чувствует, что теряет контроль над событиями, происходящими с ним. Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать внимание. Человек становится неряшливым, рассеянным, принимает необдуманные решения.

Высокомерно-пренебрежительное поведение .

Человек становится деспотичным, любое несогласие воспринимается как попытка унизить его достоинство.
Несамостоятельность. В стрессовом состоянии человек может утратить способность к выполнению некоторых своих функций.

Потеря деловых качеств.

Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное — его исполнить.


Профессиональный стресс
. Стресс, связанный с работой, отражается на человеке в целом.
Стрессу в той или иной мере подвержены все работающие, независимо от должностного уровня и характера труда.

Стрессоры скорее привносятся в работу, а не появляются в результате.
Вид взаимодействия со стрессорами на работе также является личностной характеристикой (то есть разные люди по разному переживают стрессы). К таким характеристикам можно отнести:

Гендерные различия. Как правило, женщины больше жалуются на стрессы, чем мужчины. Результаты исследований говорят о том, что работающие женщины чаще, чем их коллеги-мужчины страдают от таких последствий стрессов, как головные боли, нервозность, депрессия, нарушение сна и аппетита. Женщины также говорят о том, что производственные стрессы заставляют их больше курить, пить и употреблять наркотики. Однако у женщин есть и одно преимущество: они гораздо чаще, чем мужчины, для борьбы с последствиями стрессов прибегают к социальной поддержке

Личность типа А. После того как психологи стали контролировать традиционные факторы риска (например: кровяное давление, уровень холестерина, историю семьи), выяснилось, что риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у людей А — типа в два раза выше, чем у людей Б — типа. Личностям типа А присущи две основные особенности: чрезвычайно высокая соревновательность и постоянное ощущение цейтнота. Люди, относящиеся к этому типу, отличаются также исключительной амбициозностью и агрессивностью, они всегда стремятся к достижениям, бегут, что называется, впереди паровоза, сами загоняют себя в жесткие временные рамки и не позволяют себе отступать от намеченных целей. Исследовались механизмы, создающие у представителей А — типа итоговые напряжения. В соответствии с одной из гипотез люди А — типа ненамеренно сами «подставляют» себя в ситуации, где влияние стрессоров на них будет усиленным, например: сами выбирают работу с высоким уровнем требований; таким образом, связь личностных характеристик и уровня напряжения опосредуется рабочими стрессорами. Люди типа А, как правило, — экстраверты, обладающие ярко выраженным чувством собственного достоинства. Они с головой уходят в работу и испытывают большую потребность в достижениях и во власти; они нетерпеливы, раздражительны, враждебны, склонны к соперничеству, чрезмерно поглощены работой, стремятся к достижениям и сосредоточенны на соблюдении сроков выполнения работы и первенстве любой ценой.

Негативная аффективность. Люди с высокой негативной аффективностью:
— чаще испытывают дискомфорт и неудовлетворенность;
— больше склонны к самоанализу и чаще фиксируются на своих неудачах и недостатках;
— чаще обращают внимание на негативные стороны мира, и поэтому
относятся к себе хуже и меньше удовлетворены собой и жизнью в целом. Они сами могут создавать больше стрессоров. Так, например, они чаще вступают в конфликты, в результате чего в силу могут вступать дополнительные объективные стрессоры.
Такие люди весьма склонны чувствовать себя несчастными и неудовлетворенными жизнью вообще, а не только тем, что происходит с ними на работе. Они сосредоточены на негативных сторонах того, что с ними происходит, и «зацикливаются» на своих неудачах, слабостях и недостатках.

Локус контроля. Это склонность человека описывать события или как находящиеся под личным (внутренним) контролем, или под контролем внешних факторов, таких как судьба, случай и удача. Человек с ярко выраженным внутренним локусом контроля, убежден в своей способности влиять на силы и события, определяющие их жизнь. Люди с ярко выраженным внешним локусом контроля уверены в том, что их жизнь зависит от других и определяется такими не зависящими от них обстоятельствами.
Установлено, что люди с внутренним локусом контроля менее подвержены стрессам, чем их коллеги с внешним локусом контроля, выполняющие ту же работу.

Образование и социальный статус. Поскольку профессия и образование непосредственно связаны с доходом человека, то можно ожидать, что эти факторы связаны с психологическим и физическим здоровьем. Люди, лучше владеющие специальностью, как правило, считают свою работу менее стрессовой, нежели те, кто уступает им в квалификации.

Выносливость. Люди, о которых принято говорить, что они выносливы, имеют установки, делающие их менее восприимчивыми к стрессам. Выносливые люди убеждены в своей способности контролировать события собственной жизни и влиять на них. Они с головой уходят в работу и в свои иные интересы, а перемены для них — не столько источник опасности, сколько возбуждающая их возможность испытать свои силы. Выносливость может смягчить влияние стрессов, ибо от нее зависит, как люди оценивают и интерпретируют события, происходящие в их жизни, и приобретаемый ими опыт.

Самоэффективность. Это уверенность человека в том, что он решит стоящую перед ним задачу, т. е. то, насколько адекватными, эффективными и компетентными мы ощущаем себя перед лицом тех требований, которые предъявляет к нам жизнь. Людей, уверенных в своей эффективности, стрессы волнуют меньше, чем тех, кто не уверен в себе.

Самоуважение. Когда же говорят о самоуважении (отражает наше отношение к самим себе) работающего человека вместо этого термина используют другой — самоуважение, основанное на полном служебном соответствии. Люди с ярко выраженным чувством самоуважения, основанным на полном служебном соответствии, ощущают себя профессионально адекватными и видят в себе важных, эффективных и стоящих сотрудников своей организации. Результаты исследований говорят о том, что люди, обладающие этим чувством, более устойчивы к воздействию стрессоров. Люди, не обладающие им, либо обладающие лишь в незначительной степени, более подвержены влиянию ролевых конфликтов (основных производственных стрессоров) и болезненнее реагируют на недостаточную поддержку со стороны руководителей. Они также более пассивны в том, что касается сопротивления стрессу и его преодоления.

www.your-mind.ru