Комплексный подход в устранении заикания

Комплексный подход к преодолению заикания 1668

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося.

При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического.

В первом случае — это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором — меры педагогические (дидактические) и в третьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

Терапевтические средствадля преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалес, Кленке, Лихтингер и др.). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

Хирургический методлечения заикания применялся с 1 в. н. э. до середины 19 в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Диффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.). Он появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации мышц языка.

Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит к Демосфену, который по описанию Плутарха, якобы, успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время речевых упражнений. Впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: деревянную пластинку в форме дуги под язык; язычный нажиматель и распорку для губ; накладки на оба ряда зубов, Кленке — деревянную пластинку в форме дуги под язык; скобы из китового уса на нижние зубы и т. д. Ортопедические средства имели вспомогательное значение в лечении заикания.

Психотерапевтические воздействия. С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому направлению (Бертран, А. Либманн, Лагузен, Меркель, Г.Д. Неткачев, Фрешельс, Шультес и др.). Сторонники психологического направления видели в заикании, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.

Дидактические приемы. Последователи дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Соран Эфесский, Целий Аврелиан, Орибазий, Андрес, Гимиллер, А.Гутцман, Денгардт, Итар, Коэн, А. Куссмауль, Ли и др.).

Система лечебно-педагогических мер.Первыми попытками определить систему лечебно-педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И.А. Сикорского (1889) и его ученика И.К. Хмелевского (1897). И.А. Сикорский в лечении заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость впервые стала комплексной системой преодоления заикания.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту; от психологических наслоений, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности, социальная адаптация заикающегося.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

К лечебно-оздоровительной работеотносятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия [10].

Комплексный метод реабилитации заикающихся признается отечественными специалистами наиболее эффективным. В нем можно выделить три основных направления: логопедическое, психотерапевтическое и клиническое. Впервые мысль о комплексном методе реабилитации была выдвинута столетие назад Н.А.Сикорским.

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикаю­щимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста — Н. А. Власова и Е.Ф. Pay — строят нарастание усложне­ний речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Ими рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия.

Н.А. Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми:

1) сопряженная речь, 2) отраженная речь, 3) заученные фразы, 4) ответы на вопросы по знакомой картинке, 5) пересказ по картинке, прослушанного небольшого рассказа, 6) спонтанная речь — рассказ по не знакомой картинке, 7) нормальная речь — просьбы, беседа и т.д.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н.А.Чевелевой.

Автор исходит из психологи­ческой концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непос­редственно связанной с практической деятельностью, с нагляд­ной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с со­бытиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществу­ют (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последова­тельность речевых упражнений с заикающимися детьми ус­матривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным выска­зываниям и включает в себя следующие формы: сопро­вождающую, завершающую, предваряющую [25].

Система последовательного усложнения речи предусматри­вает также постепенное усложнение объекта деятельности че­рез увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок. Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

1.Пропедевтический. Основная цель — привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.

2. Период сопровождающей речи. Здесь допускаеся собственная речь детей по поводу одновременного совершения ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспе­чивает постоянная зрительная опора. При этом она услож­няется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.

3. Период завершаю­щей речи речь — дети описывают уже выпол­ненную работу или часть ее. Путем регулирования (посте­пенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная слож­ность завершающей речи. При постепенном уменьшении зри­тельной опоры на выполненную работу осуществляется пос­ледовательный переход к контекстной речи.

4. Период предваряющей речи — дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользовать­ся речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, за­ранее называть и объяснять то действие, которое им еще пред­стоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грам­матически правильно излагать свою мысль, употреблять сло­ва в их точном значении.

5. Период за­крепления навыков самостоятельной речи — рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятель­ности, высказывания по собственному желанию и т. д.

Последовательность логопедических занятий с заи­кающимися школьниками-подростками подробно изла­гает 3.С.Ходорова, которая рекомендует проводить эти занятия «по курсовому методу, построенному по опреде­ленной системе. Курсовой метод строится следующим образом:

1) первый курс логопедической работы длится 3 месяца, при занятиях через день;

2) затем следует систематическая самостоятельная речевая работа заи­кающегося — дома по плану, указанному ему логопедом;

3) периодические зарядки заикающегося в группе в на­значенные логопедом сроки — один раз в месяц при более стойкой речи у заикающихся и 2-3 раза в месяц при менее стойкой речи по окончании первого курса. Затем необходим повторный курс, который проводится через 6 — 8 месяцев после первого курса. Логопедические занятия первого курса логопедиче­ского воздействия на заикающихся школьников и подростков расположены в «последовательном порядке воз­растающей трудности. Основные виды речевой работы могут быть сведены к следующим: 1) счетная, фразовая и стихотворная зарядки; 2) вопросы и ответы; 3) чтение в группе; 4) ведение группы самими заикающимися и разбор речи выступающих (ведущий и ответчик); 5) подготовленная речь — сообщение проработанного до­ма урока; 6) неподготовленная, или свободная, речь — сообщение по желанию о событиях дня в школе, на кат­ке, речь, услышанная по радио, о виденном в кино, в театре и т. д.; 7) неподготовленная речь в форме вос­произведения на память содержания прежде прочитан­ных книг, фактов, имеющих место в прошлом, сообщение о жизни в лагере, о проведенных каникулах и т. д.; 8) ра­бота над изложением своих мыслей — составление рассказов на определенные темы, данные логопедом и приду­манные самими школьниками;

9) работа на внимание — коллективный рассказ всей группы

(с соблюдением усвоенных правил речи) [26].

С А. Миронова предложила систему преодоления заика­ния у дошкольников в процессе прохождения программы сред­ней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие Речи», «Развитие элементарных математических представле­нии», «рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы. При прохождении программы массового детского сада предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятии, удлине­ние сроков изучения более трудных тем и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуа­тивной речью на всех занятиях.

Предполагается осо­бая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конк­ретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вари­антах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуатив­ной речью, в постепенном переходе к элементарной контекст­ной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ра­нее формами речи и в овладении самостоятельной контекст­ной речью. Значительное место отводится работе над состав­лением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массо­вого детского сада.

Коррекционные задачи четвертого кварта­ла направлены на закрепление навыков пользования само­стоятельной речью различной сложности. Большое место за­нимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, вы называют суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения [27].

Методики Н. А. Чевелевой и С. А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению на­выками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит Р. Е. Левиной). Толь­ко Н. А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С. А. Миронова — при прохождении разных разделов программы детского сада.

Сам принцип не­обходимого совмещения задач коррекционной и воспитатель­ной работы с заикающимися детьми следует считать правиль­ным и необходимым в логопедической практике.

Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчита­на для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбу­латорных и стационарных условиях) и предполагает моди­фикацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор счи­тает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В зависимости от уровня (порога) свободной речи и особенно­стей проявления заикания в каждом конкретном случае зада­чи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группой детей.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических упражнений с детьми выделяются три периода

( подготовительный, тренировочный, закрепительный).

В период подготовительного этапа наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, начинают работу по развитию моторики, расширению словарного запаса. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых речевые судороги заикающегося не проявляются, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход.

Во время тренировочного этапа наряду с коррекцией моторики осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико — грамматической стороны речи. В процесс логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки, т.е.

На заключительном этапе продолжается комплексное, психолого — педагогическое воздействие на личность заикающегося в целом, закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

На всех этапах коррекционной работы, предлагаемой В.И.Селиверстовым, большое значение придается работе логопеда с родителями.

Обязательным условием логопедических занятий является связь со всеми разделами «Программы воспитания и детей в детском саду» и прежде всего с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника[10].

Г.А. Волковаразработала систему использования игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих игр) с заикающимися детьми на разных этапах последовательных логопедических занятий.

Выделяются следующие этапы: обследование, огра­ничение речи детей и шепотная речь, сопряженно-отраженное произношение, вопросно-ответная речь, самостоятельное общение детей в раз­нообразных ситуациях (различных творческих играх, на заня­тиях, в семье, программного материала детского сада (с измене­нием последовательности прохождения тем) и направлено на осуществление коррекционных, развивающих и воспитатель­ных целей. Занятие строится в едином сюжете таким обра­зом, чтобы все его части отражали программное содержание.

Система комплексной работы с заикающимися детьми состоит из следующих разделов: 1) методика игровой дея­тельности (система игр), 2) огоритмические занятия, 3) воспи­тательные занятия, 4) воздействие на микросоциальную сре­ду детей.

Методика игровой деятельности направлена на воспитание личности и на этой основе — на устранение дефекта. В процессе игровой деятельности тонко, ненавязчиво воспитывается поведение заикающихся детей и корригируется их речевая функция [29].

Методика И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенскогозаключается в использовании игры и игровых приемов для проведения рас­слабляющих упражнений в соответствии с этапами логопеди­ческого воздействия: режима относительного молчания; воспитания правильного речевого дыхания; общения короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения.

А.В. Ястребова в своих трудах утверждает, что основу преодоления заикания у детей младшего школьного возраста должна составлять коррекция речевого общения, связанная с ведущей в данном возрасте учебной деятельностью.

Основным содержанием коррекционного воздействия со стороны учителя-логопеда должна быть организация специальных упражнений, моделирующих различные варианты дидактической коммуникации. В плане речевой деятельности главным объектом коррекционного воздействия являются основные аспекты коммуникативной функции речи — информационный и регулятивный. Коррекция первого аспекта сводится к упорядочению знаний, умений, навыков, необходимых для общения с целью обмена информацией. Коррекция второго аспекта представляет собой организацию усвоения навыков общения, необходимых для дифференцированного воздействия на других людей и саморегуляции. Формирование коммуникативной деятельности детей распределяется на три этапа [30].

Первый этап. Основная цель этого этапа состоит в выработке у заикающихся школьников умения адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения.

Второй этап. На этом этапе осуществляются формирование и закрепление умений и навыков общения, отрабатываются навыки свободного общения.

Третий этап. На этом этапе происходит закрепление навыков свободного общения с целью обмена информацией.

Методика М.И.Лохова — синхронизация речи с некоторыми внеш­ними факторами.Основа методики — разрушение патологического стереоти­па путем подачи фотовспышек и звуковых ритмических сигналов в соответст­вии с индивидуальным паттерном электрической активности головного мозга пациента.

Методика Л.З.Арутюнян (Андроновой) — синхронизация речи с движением пальцев кисти ведущей руки.

Методики устранения заикания у подростков в усло­виях медицинского стационара, разработанная сотрудни­ками Научно-исследовательского института уха, горла, носа Министерства здравоохранения РСФСР под руко­водством проф. С. С. Ляпидевского, содержит шесть основных этапов логопедической работы:

1) подготовительный (2-3 дня);

2) установочный (вступительная конференция, спе­циальный инструктаж в плане психотерапии);

3) максимальное ограничение в речи (10—14 дней);

4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели);

5) закрепление правильных речевых навыков (3—5 недель);

6) заключительный (выпускная конференция, спе­циальный инструктаж).

Методики устранения заикания у подростков и взрослых А. Е. Евгенова и М. В. Смирновав поликлинических условиях.

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложные сообщения; короткие стихотворения.

Второй период (12 занятий) включает речевую разрядку; чтение, изложение прочитанного; рассказ на данную тему; рпктику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлагаются небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

По методике И.А Абелевой, Л.П. Голубевой, А.Я. Евгеновой, Н.Ф. Синициной, М.В. Смирновойрекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений. Предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). В последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений.

В последние годы весьма обоснована необходимость психотерапевтического воздействия. В системе логопсихотерапевтической работе с подростками и взрослыми находят место суггестивные формы психотерапии (гипноз, самовнушение, аутотренинг). Разработанная методика устранения заикания у подростков и взрослых в усло­виях медицинского стационара средствами психотерапии В.М.Шкловского включает5 этапов работы:

— перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности;

— закрепление достигнутых результатов;

-диспансеризация и профилактика;

Рассматривая комплексное воздействие на заикающегося как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавности и слитности речи. В первую часть включается: коррекция дыхания, регистра и тембра голоса; выработка правильного ритма и темпа речи; овладение «эталонами», «формулами» речи; выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Во второй части логопедической работы, продолжая занятия по тренировке плавности и слитности речи, закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации [5].

Методика Ю.Б. Некрасовой — главная цель работы — изучение положительных, продуктивных состояний, развивающихся на фоне повышения эмоционального тонуса и уровня психической активности.

Разработанная Некрасовой методика системы логопсихотерапии позво­ляла вызывать, пролонгировать и закреплять положительные психические со­стояния и таким образом переводить личность на более высокий уровень раз­вития.

Главная задача: переход от прежнего устойчивого состояния болезни в устойчивое состояние здоровья. Финалом работы Некрасова считала возник­новение устойчивого состояния, носящего следующие характери­стики:

— доступность для осознания пациентом своих психических состояний,
умение использовать их в дальнейшем в непосредственной деятельности и общении, то есть самоуправление психическим состоянием;

— включенность уже имеющегося у пациента внутреннего потенциала здоровья и направленность его на дальнейшее развитие, то есть эволюция внутренней картины здоровья;

— ориентация бывших заикающихся на сохранение и развитие получен­ных в ходе занятий навыков речи, знаний и умений, на наращивание психоло­гической и речевой вооруженности. Такая ориентация неизбежно сочетается с ощущением необходимости постоянного движения, личностного роста, твор­чества;

— направленность состояний на разделенность их с другими людьми, на совместность переживания. Такая установка сочетается со стремлением к глу­бокому пониманию и принятию других людей.

По мнению Некрасовой система социореабилитации способствует фор­мированию психических состояний особой эмоциональной включенности, во­влеченности на всех этапах работы, когда пациенты сами выходят на уровень творчества, начинают проявлять в нем потребность и реализовывать его в свя­занных с извлечением формах. Творческое развитие личности есть не побоч­ный эффект лечения, а магистральный путь личностных изменений.

Если рассматривать методики, основанные на применении технических средств, то в настоящее время известны четыре типа изменения акустических характеристик речи с помощью аппаратов:

звукозаглушение подача в наушники шумового фона, заглушающего собственную речь заикающегося; звукоусиление — методика усиления громкости речи. Заикающийся слы­шит свою шепотную речь, усиленную прибором;

ритмизация методика синхронизации речи со звуком метронома;

«ЭХО» методика задержанной (отставленной) речи. Заикающийся слышит свою шепотную речь с определенной временной задержкой.

В ЗАО «Биосвязь» в Петербурге разработана методика формирования со­вершенствования и коррекции речи методом биологической обратной связи (А.А.Сметанкин и др., 1998).

Сущность метода БОС при коррекции заикания — научить пациента кон­тролировать и целенаправленно изменять течение нарушенной физиологической функции, участвующей и влияющей на процесс речеобразования (дыхание, мышечный и вегето — сосудистый тонус, психоэмоциональное состояние). Для этого с помощью приборов БОС регистрируют физиологические параметры па­циента, связанные с нарушенной функцией, и предъявляют их обучаемому в виде визуального и слухового сигнала обратной связи. Получая объективную информацию о нарушенной функции, пациент находит и учится воспроизводить такое состояние, которое нормализует эту функцию. В программе су­ществует два способа представления результатов: графики и таблицы. У заикающегося регистрируются текущие значения ЧСС, которые пода­ются ему в виде звуковых и зрительных игровых, цифровых и графических сигналов обратной связи. При правильном дыхании пациент «закрашивает» вертикальные или горизонтальные полосы.

Выработка правильной артикуляции. Речевая тренировка с приме­нением диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Тренировка чтения песен, стихов, прозы с экрана компьютера под контролем БОС на выдохе. Проводится работа над просодической стороной речи, ее эмоциональной окраской. Особое внимание уделяется чувству слитности, плавности, легкости речи на выдохе.

Необходимо отметить, что первые опыты по произвольному регулирова­нию висцеральных реакций проводились в России. Исследованиями в данном направления занимался профессор Военно-медицинской академии И.Р.Тарха­нов. Первая публикация (1955), которую можно по праву отнести к БОС, при­надлежит М.И.Лисиной, аспирантке Института психологии АПН РСФСР. Данная работа посвящена исследованию и применению конкретной методики по управлению вазомоторными реакциями. Введение термина «биологическая обратная связь» принадлежит психофизиологам США. Впервые в широкой литературе он появился в 1963 году в работе Дж.Басмаджана, посвященной обучению управлению электрической активностью, снимаемой с отдельного мышечного волокна. После этой работы исследователи все чаще стали упот­реблять введенный термин вместо понятий «инструментальное обучение».

В 1989 году американскими исследователями (корпорацией IBM) была разработана программа «Видимой речи». Это интерактивная компьютерная технология, по которой воспринимаемые звуковые сигналы преобразуются в соответствующие зрительные образы. В настоящее время широкое распро­странение получают разнообразные компьютерные программы, использующие эффект «Видимой речи».

В целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонаци­онно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования ис­пользуется ряд модулей программы «Видимая речь».

Работа с модулями «Длительный речевой выдох», «Изменение высоты голоса», «Интонация» включа­ет в себя серию игр. Вы­полнение заданий контролируясь визуально, помогает выработке новых на­выков.

Таким образом, совершенствование логопедической работы по устранению заикания у детей обусловило разработку различных методик. Речевой материал логопедических занятий усваивается детьми в условиях поэтапного воспитания речи: от сопряженного произношения до самостоятельных высказываний при назывании и описании знакомых картинок, пересказе прослушанного небольшого рассказа, рассказывании стихотворений, ответах на вопросы по знакомой картинке, самостоятельном рассказывании об эпизодах из жизни ребенка, о празднике и т.д.; в условиях поэтапного воспитания речи от режима молчания до творческих высказываний с помощью игровой деятельности; в условиях воспитания самостоятельной речи (ситуативной и контекстной) с помощью ручной деятельности.

Логопед обязан творчески строить логопедические занятия, применяя известные методики в соответствии с контингентом заикающихся детей, их индивидуально — психологическими особенностями. Логопедическое воздействие, направленное на собственное речевое расстройство и связанные с ним отклонения в поведении, формировании психических функций и т.п., помогает заикающемуся ребенку социально адаптироваться в среде правильно говорящих сверстников и взрослых.

studepedia.org