Коррекция аутизма максимова

Со-творение – методика системной телесно ориентированной терапии. Часть 3/3

Группа уровней Е – уровни интеллекта и творчества. Со-зидание, со-творчество

Основные свойства – целостность, понимание и личностная ответственность. Мир безграничен.
Афферентный синтез – Понимание. Восприятие внутри реального или придуманного мира. Объединяются все виды и модальности восприятия. Возможен полный отрыв от реального восприятия — восприятие задачи и ее решение «в уме». Реальное восприятие, опыт – держат связку мышления и реальности.
Эфферентный синтез – мышление, в том числе абстрактное. Возможен полный отрыв от реальной ситуации, реального мира (наука, творчество и т.п.). Проверка гипотеза практикой. Понятия, обобщения, метафоры. Символы. Все виды речи. Автоматизмы мышления и речи (при сохранности уровня В). Наука. Искусство.
Строение тела и движений – тело целостно, прозрачно, «светится»
Психика. Личностная ответственность. Трансцендентальное осознание себя как существа мыслящего. Принципы. Равенство всех. Саморазвитие. Учитель.
Общение этого уровня – вокруг общей идеи – со-думание. В том числе, мысленный разговор с собой. Нет границ пространства, общения. Со-зидание, со-творчество.
Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – Понимание эмоций. Понимание (прекрасного, красоты, гармонии, комического, трагического..). Интеллектуальные чувства. Совесть, честность, человечность, добродетель. Возможны придуманные эмоции внутри придуманного мира фантазий (художественная литература, музыка. живопись…)
Единение с миром – Я, как человек МИРА.
В телесной терапии работаем – через представления или творчество.
Диагностику начинаем с самого нижнего уровня построения движений (уровня А), просматривая и отмечая наличие/отсутствие описанных выше особенностей функционирования уровня. С него же мы начинаем терапию. Далее последовательно работаем со всеми вышележащим уровнями (если на них есть запрос клиента).
Во время терапии мы видим очень тесную связь, даже зависимость, уровней А и С, В и Д. Уровень V – помогает простраивать вертикальные связи уровней между собой. Поэтому начинать работать с более высокими уровнями, при непростроенных нижних – работа трудоемкая и часто не приносящая результатов).

4. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии)
Основной психотерапевтический подход – системная телесно ориентированная терапия, опирающаяся на теорию построения движений Н.А.Бернштейна.
При этом мы можем использовать любые телесные техники, как упражнения, для активитизации или автоматизации движений каждого уровня построения движений.
Но, начиная с уровня D, становится возможным применение и других методов психокоррекции – это практически любые методы, использующие представления.
5. Основные отличия от родственных методов
В основе метода лежит системность, опирающаяся на иерархию построения тела, а соответственно и психики, человека. Поэтому и диагностика и терапия строятся поуровнево, от низших уровней к высшим, от построения афферентного синтеза каждого уровня к построению синтеза эфферентного (движения, поведения).
Внутри данной методики мы работаем не с отдельными телесными нарушениями или блоками, а с целыми уровнями построения движений.
Методика интегрирует в себе разнообразные техники телесной терапии, используя их внутри описанного выше, системного подхода.
Работа через со-единение с телом клиента – через со-творчество. Мы не «чиним» клиента, а присоединяясь к нему, вызываем, стимулируем его собственные процессы восприятия, регуляции, восстановления, движения и поведения.
Ближе всего к нашему методу – нейропсихология. Но нейропсихология создавалась А.Р.Лурией в то время, когда теория Н.А.Бернштейна была под запретом, хотя по воспоминаниям современников, он ее хорошо знал. Поэтому в нейропсихологии сохранился только уровень А – как первый блок мозга. Остальные уровни не выделяются.
В кинезиологии работа ведется через уровень D – как разговор с телом.
6. Показания, противопоказания и границы применения методики:
6.1. Показания:
Психологические трудности в пределах клинической нормы (консультирование):
Напряжения и зажимы тела, эмоциональная лабильность, психическая неустойчивость.
Жалобы на нарушения восприятия себя, потери себя в мире – без диагностируемых неврологических или психологических расстройств.
Нарушения детско-родительских отношений, или нарушение психологического состраивания внутри семьи.
В качестве развивающей практики (коучинг, тренинги):
Осознание возможностей собственного тела, вложенных в него природой
Понимание тела, как основы формирования психики человека.
Знакомство с возможности состраивания, сотворчества внутри пары терапевт/клиент, родитель/ребенок и т.п., вложенными в нас природой.

6.2. Противопоказания:
Абсолютные:
психотические расстройства с продуктивной симптоматикой;
постинфарктные и постинсультные состояния;
психосоматические заболевания в стадии обострения, требующие немедленной медикаментозной коррекции.
поздние токсикозы беременных
угроза прерывания беременности на любом сроке
ситуации, требующие других видов помощи (социальной, юридической и др.) по жизненным показаниям
отсутствие у клиента мотивации.
Относительным противопоказанием является
— возраст моложе 3 лет
— наличие у клиента «вторичной выгоды» в сохранении симптомов и нарушений.
6.3. Границы применения методики:
Методика Со-творение применяется, когда в запросах клиентов выявляются:
1. Жалобы, связанные с проблемами тела – эмоциональные или тонические зажимы, постоянные или временно возникающие напряжения в теле, эмоциональная или психическая лабильность, неустойчивость,
2. Жалобы, связанные с проблемами взаимодействия с близкими людьми.
Т.е. мы работаем с реальными нарушениями восприятия (например, вторичное или запредельное торможение – как при психотравмах) и движения (при тонических эмоциональных блоках) тела.
Но не работаем с нарушениями представляемыми – например, в роли Работницы напряжения и боли есть, а в роли Принцессы они припадают. Или когда нарушения семейных отношений связаны с нарушениями внутри семейной системы, или с представлениями о том, какую роль в семье должен играть тот или иной член. Этим клиентам мы рекомендуем использовать методики Театра архетипов, Сказкотерапии, Системных семейных расстановок и др.
С другой стороны, метод Со-творение может быть использован как вспомогательный при работе в любыми методиками психологической коррекции, где требуется клиенту помочь найти себя, свое место в пространстве окружающего мира, в том числе окружения человеческого.

7. Использованная литература

Реквизиты для взаимодействия: Елена Владимировна Максимова, e-mail: [email protected] ,
тел. 89161882849

Основные труды автора по данной теме:
Максимова Е. В. (2008) Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна. – М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. – 288c.
Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Уровень тонической регуляции, как основа формирования психики ребенка. Психотерапия. 2010. № 5.
Максимова Е.В. Диагностика детско-родительских отношений, на основе теории построения движений Н.А.Бернштейна. // Современная российская семья: традиции и альтернативы: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, 9-11 июля 2010 года, изд-во МПСИ, 2010. – 162с.
Максимова Е.В., Уровень синергий и штампов, уровень В по Н.А.Бернштейну – как основа физических и, возможно, психических автоматизмов человека. // *МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС и Первый украинский декадник по психотерапии,консультированию, медиации** > *4-10 октября 2012 года* *Киев, Украина*
Максимова Е.В., Чеглова И.А. Из тела выдуманного в тело реальное. Театр архетипов и телесно ориентированная терапия. // *МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС и Первый украинский декадник по психотерапии,консультированию, медиации** > *4-10 октября 2012 года* *Киев, Украина*
Архипов Б.А., Максимова Е.В., Орлова А.С. Объединение детей и родителей в процессе телесной коррекционной работы. Доклад на «Третьей Международной научно-практической конференции» «Психология телесности: теоретические и практические исследования» 24 – 28 января 2011 года.

Максимова Е.В., Архипов Б.А. (2009) Изменения телесной чувствительности в процессе коррекции уровня тонической регуляции. Тезисы доклада на ІV Международном конгрессе «Молодое поколение XXІ века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья», Киров, 22-24 сентября 2009.

rabota-psy.livejournal.com

Е. В. Максимова УРОВНИ ОБЩЕНИЯ. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А.

Транскрипт

1 Е. В. Максимова УРОВНИ ОБЩЕНИЯ Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна МОСКВА 2008

2 Введение УДК 373 ББК 74.3 М17 Максимова Е. В. М17 Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна. М.: Издательство «Диалог-МИФИ», c. ISBN В данной работе автор, опираясь на теорию построения движений Н. А. Бернштейна, разбирает уровни построения общения в норме и при некоторых нарушениях развития ребенка (ранний детский аутизм, задержки психического развития разного генеза и др.). Автор придерживается точки зрения, что при многих психических патологиях первичным является нарушение восприятия и сопутствующие ему страхи, а нарушение общения, эмоционального реагирования и поведения вторичны. Поэтому основное внимание при работе с особыми детьми предлагается уделять коррекции восприятия ребенком своего тела и окружающего пространства. В книги даны описания некоторых видов нарушения восприятия у ребенка, предложены несложные методы диагностики этих нарушений и разнообразные методы коррекции. Работа адресуется педагогам и психологам, работающим с особыми детьми, и родителям таких детей. Максимова Е. В., 2008 ISBN Оригинал-макет, оформление обложки ООО Издательство ДИАЛОГ-МИФИ,

3 Оглавление Оглавление. 3 ВВЕДЕНИЕ Уровень А уровень целостного тонического подстраивания Краткая характеристика построения движений уровня А Афферентация Эфферентация Слияние тонусов при взаимодействии двух тел с опорой на глубокую чувствительность Общение уровня А Эмоциональное реагирование уровня А Протопатическое аффективное реагирование Эмоциональное тоническое единение Характерные особенности поведения на уровне А Реакции избегания Цепляние за волосы Детско-родительские отношения на уровне А Осознание через тоническое общение Крепкие объятия Онтогенез Дисфункции на уровне А Нарушения движений Нарушения общения Страхи Нарушения детско-родительских отношений Диагностика на уровне А Диагностика нарушения движения Диагностика нарушений вестибулярного восприятия Диагностика нарушения общения Коррекция на уровне А Коррекция движений

4 Е. В. Максимова. Уровни общения Коррекция общения Коррекция тонической регуляции родителей Примеры коррекции Пример коррекции нарушений вестибулярного восприятия Пример коррекции тонического взаимодействия ребенка и мамы Значение уровня А как уровня психической регуляции Уровень В уровень взаимоконтактного общения Краткая характеристика уровня В Афферентация Эфферентация. Основные движения Общение на уровне В Погруженность в телесные ощущения Врожденная мимика и жесты. Поворот щеки «Нет» Эмоциональное реагирование на уровне В Эмоциональный тон ощущений Страхи Эмоции движения Двигательное выражение эмоций Считывание эмоций Характерные особенности поведения на уровне В Игра Движение в стае Детско-родительские отношения на уровне В Осознание ребенком собственных движений через общение Естественный симбиоз Онтогенез Развитие движений Развитие общения Дисфункция на уровне В Нарушения движений Застревание развития

5 Оглавление Нарушения общения Нарушения детско-родительских отношений Диагностика сохранности движений и общения на уровне В Коррекция Коррекция движений Коррекция общения Пример активной работы родителей на взаимоконтактном уровне Значение уровня В как уровня психической регуляции Уровень С общение уровня пространственного поля Краткая характеристика уровня С Афферентация. Особенности восприятия Эфферентация. Особенности движений Общение на уровне С Обоняние, вкус, зрение и слух в общении. Взгляд «глаза в глаза» Общение кистей рук Мимика и жесты в общении Активность в общении «Здесь и сейчас» Искренность общения Дистанции общения Совнимание Чередование, диалог Мимическое подражание Эмоциональное реагирование на уровне С Эмоциональный тон впечатлений Запечатление эмоционально значимых объектов Эмоциональное единение в общении Эмоциональное заряжение целей в пространстве Любопытство Эмоции в общении Эмоциональное звучание Плач и смех Характерные особенности поведения на уровне С Пространство «свое» и «чужое»

6 Введение Стая Лидер «Свои» и «чужие» Охота Инстинкт собственности Собирательство Строительство гнезда Активное исследование среды и предметов. Любопытство, интерес Комфортное поведение (движения самообслуживания) Украшательство Песня и танец Игра Детско-родительские отношения на уровне С Родитель как социально значимый взрослый Воспитание на уровне С это показ Осознание себя и своего тела в пространстве Роль родителей в построении пространства ребенка Определение статуса ребенка через отношение к нему родителей Онтогенез на уровне С Развитие двигательных навыков Развитие общения Дисфункция на уровне С Нарушения движений уровня С при тонических нарушениях уровня А Нарушения восприятия Нарушения движений Нарушение общения Нарушения детско-родительских отношений Диагностика нарушений восприятия и движений пространственного поля на уровне С Диагностика нарушений Нарушения движений Ранняя диагностика нарушения движений Диагностика нарушения общения Коррекция на уровне С

7 Введение Общие рекомендации по коррекционной работе Коррекция восприятия пространственного поля Освоение пространства Коррекция движений Коррекция навыков общения Работа со страхами Особенности работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра Коррекционная работа с родителями Примеры Пример коррекции при нарушении восприятия целостности своего тела Пример коррекции нарушений восприятия пространственного поля Значение уровня С как уровня психической регуляции Уровень D общение уровня действий, образов, правил и схем Краткая характеристика уровня D Особенности построения движений Двигательные акты уровня действий Общение на уровне D Формирование общения группы людей Схема Ситуации общения Предвосхищение «потребное будущее» Воля Движения «не туда» и искренность общения Выбор Обратная связь в общении Эмоциональное реагирование на уровне D Эмоциональная оценка целостной ситуации Зависимость считывания эмоций от ситуации Обусловливание эмоций Предвосхищение эмоций Знаемые эмоции Схемы эмоционального выражения Эмоциональная оценка поведения

8 Введение Контроль своего эмоционального состояния Эмоции в общении Стыд, гордость, вина, печаль Характерные особенности поведения на уровне D Вожак забота о близких Схемы бытового поведения Культура «Как все» Игра Схематическое рисование Сказка Роли Детско-родительские отношения на уровне D Лидерство. Запечатление Воспитание Эмоциональная оценка Послушание Непослушание Обусловливание Обучение знакам общения Роли родителей Роли детей Обратная связь в общении Автоматизмы общения (высшие автоматизмы) Погружение в архитипические сюжеты, принятие на себя роли Онтогенез. Обучение Дозревание анатомических субстратов Запечатление Движения бытовые Движения символические Кризис трех лет. «Я сам» Общение. Включение в стаю Эмоциональное развитие уровня действий Развитие детско-родительских отношений Дисфункция на уровне D Влияние нарушений на нижележащих уровнях на формирование действий уровня D

9 Введение Сенсорные апраксии у детей Нарушения общения Особенности кризиса возраста трех лет Страхи Остановка развития на уровне С Диагностика сохранности восприятия, движений и общения на уровне D Коррекция Коррекция нарушений движений Коррекция навыков общения Примеры коррекционной работы с ситуативными страхами Значение уровня действий D Уровни Е группа интеллекта Краткая характеристика построения движений на уровнях Е Возможность отрыва афферентного синтеза от реального восприятия Возможность торможения инстинктивного поведения Понятия Символы Я-сознание Автоматизмы мышления Обучение. Понимание Речь Неречевое мышление Музыкальное, театральное и хореографическое исполнение Общение на уровнях Е Развитие речевого общения Мышление Объединение вокруг общей идеи Искренность общения Эмоциональное реагирование на уровнях Е Эмоциональная оценка Искренность Интеллектуальные эмоции Чувства

10 Введение Придуманные эмоции Называние эмоций Эмоциональное слияние, сопереживание Отыгрывание роли и эмоции вне ситуации общения Совесть Возможность выбора Человечность Некоторые особенности поведения на уровнях Е Личностное действие Мысленный разговор с собой Саморазвитие Наука Искусство Игры Некоторые особенности детско-родительских отношений на уровнях Е Онтогенез Саморазвитие Осознание себя как существа мыслящего Осознание своего поведения Развитие речи Чтение Особенности эмоционального развития Учитель Дисфункция действий на уровнях Е Задержка психического развития Лобный синдром Отрыв мышления от восприятия и деятельности Эмоциональное тонизирование Нарушения речевого развития Диспропорции развития Диагностика на уровнях Е Коррекция действий и поведения на уровнях Е Общие замечания Основные направления коррекционной работы Примеры Коррекция речи и общения Много песен при отсутствии речи

11 Введение Значение группы интеллекта уровней Е Обобщение Построение движений Афферентный синтез. Восприятие Эфферентный ответ. Движение Саморазвитие Общение Обратная связь в общении Разнонаправленность уровней общения. Двойные сигналы Внимание взрослых Эмоциональное реагирование Развитие эмоционального реагирования Осознанность Разнонаправленность эмоциональных сообщений Искренность эмоций Эмоциональное единение и заражение Появление и развитие отдельных эмоций Мимика Умение управлять эмоциями Саморазвитие Поведение. Запечатление Детско-родительские отношения Детско-родительские отношения по уровням построения Эмоциональное реагирование в общении Строим общение с ребенком на ведущем уровне построения Становление самостоятельности Статус. Уверенность в себе Социально значимый взрослый Онтогенез Дисфункция общения родители Блокировка общения на нижних уровнях построения «Вредные» привычки общения Диагностика Коррекция

12 Введение Ребенок запечатлевает не только родителей, но и педагога Непродуктивные эмоции Провокации Заключение. Уровни построения движений как уровни психического реагирования Приложение Сравнение уровней А и В Cравнение уровней В и С Сравнение уровней С и D Сравнение уровней D и Е ЛИТЕРАТУРА

13 ВВЕДЕНИЕ Очень ярки мои воспоминания о первом посещении интерната социальной защиты в 1993 году. Группы детей были переполнены, дети находились в клетках-манежах по 8 10 человек. Три раза в день нянечки (часто это были взрослые больные этого же интерната) их «кормили»: кашеобразную пищу быстро засовывали в рот ложкой, жидкости просто вливали. Всего один раз день убирали в палате. Этим и ограничивалось общение детей с внешним миром, с людьми. Дети были похожи на зверюшек: будто их развитие застряло на каком-то дочеловеческом уровне. Передвигались они ползком или на четвереньках. Руки использовали только как опору для передвижения или для обхватывания, удержания чего-либо. К взрослым приближались сбоку и прижимались к ногам взрослых лицом, щекой, плечом, иногда спиной (рис. В1). Не обнимали, а карабкались на взрослых, как на дерево, и застывали, крепко вцепившись в волосы или одежду. Еду брали ртом (рис. В2); большие куски не откусывали, а отрывали зубами, делая резкое движение головой в сторону. Рис. В1 Рис. В2 Тогда у меня впервые возникла мысль, что эти дети общаются с нами на каком-то другом, не привычном для нас уровне. 13

14 Е. В. Максимова. Уровни общения Позже, работая с особыми детьми, я встретилась с выпадением целых уровней двигательной регуляции. Например, дети могут ходить, бегать, чесаться, но не могут сделать ни одного целевого движения руками (или эти движения крайне трудны ребенку). Из этих наблюдений формировалось впечатление о выпадении при той или иной патологии целых пластов психического развития. Идея о многоуровневой работе мозга высказывалась многими врачами, физиологами, психологами (Орбели, Выготский, Пиаже, Инхельдер, Эриксон). Л. С. Выготский писал: «Исследования установили наличие генетически различных пластов в поведении человека. В этом смысле «геология» человеческого поведения несомненно является отражением «геологического» происхождения и развития мозга». Вот эти «древние типы функционирования» психологических функций, в том числе и общения, мы часто наблюдаем при той или иной патологии развития ребенка. Общение, как и большинство психологических функций, имеет сложное строение, включающее биологические и социальные составляющие. Общение целостно в своем проявлении. И биологические (материальные) и социальные (психологические, душевные) его составляющие тесно слиты и спаяны в его развитии. Любое их разделение, в том числе и предлагаемое ниже, условно, искусственно. Но в случаях патологии такое разделение удобно, так как помогает определить уровень нарушений и наметить пути коррекции. Наиболее полно уровни построения движений разобраны в работе Н. А. Бернштейна «О построении движений» (1947 г.). Я считаю, что предложенные Н. А. Бернштейном уровни построения движений, можно рассматривать значительно шире как уровни психического функционирования, уровни психического реагирования человеческого организма. В данной работе с точки зрения уровней движений Н. А. Бернштейна разбирается построение общения норма, патология, диагностика, возможные пути коррекции. Одновременно делается несмелая попытка посмотреть с точки зрения уровней построения движений Н. А. Бернштейна на эмоциональное реагирование и поведение человека. В образовании симпатокомплекса аутизма ведущим симптомом является нарушение общения. 14

15 Введение Автор придерживается мнения, что при многих психических патологиях первичным является нарушение восприятия, а нарушение общения, нарушения эмоционального реагирования, нарушения поведения вторичны, что не всегда согласуется с точкой зрения, принятой в современной психологии и психиатрии. Нам близка точка зрения О. С. Никольской [80], предлагающей свой взгляд на уровни аффективной организации человека. На данную работу мы будем часто ссылаться, но, в некоторых случаях, предложем свои объяснения наблюдаемым нарушениям психического развития особых детей. Статья написана на основании собственного опыта работы с особыми детьми, литературных данных и обучающих семинаров О. С. Никольской, Б. А. Архипова, Д. Соколова. Основные положения работы были изложены в докладе на конференции в ИКП РАО [69]. Поскольку большая часть статьи это тексты семинаров, которые проводились для родителей особых детей по темам «Построение движений», «Построение общения» и «Поведение», то автор просит прощения за разговорные интонации, которые то и дело перемежают и теоретическую часть, и практические рекомендации. 15

16 1. Уровень А уровень целостного тонического подстраивания Руброспинальный уровень палеокинетических регуляций Бернштейна Н. А Краткая характеристика построения движений уровня А «Активность важнейшая черта всех живых систем она является самой главной и определяющей» Н. А. Бернштейн [18]. Уровень А, или уровень тонической регуляции наиболее филогенетически древний уровень нервной регуляции нашего организма. Тоническая регуляции этого уровня подразумевает не только тонус нервно-мышечного аппарата, а часто трактуется более широко как тоническая активность всего организма [13, 107, 68, 79, 36] Афферентация Ведущая афферентация (от лат. afferens приносящий) уровня А это глубокая чувствительность и вестибулярное восприятие положения тела относительно силы тяжести (отолитовый аппарат) [13]. Если рассматривать уровень А более широко, как уровень психического реагирования, то реакции этого уровня на все другие внешние воздействия можно представить себе по аналогии с кишечнополостными, у которых этот уровень построение является ведущим. Здесь будет особо значима хеморецепция рецепция запаха и вкуса, а все другие внешние воздействия будут восприниматься как давление, вибрация (звук) или тепло (свет) [15, 108] Эфферентация Рассмотрим особенности движений уровня А. Основной эфферентный (от лат. efferens выносящий) ответ уровня А это выход на тоническую регуляцию тела. Самостоятельных движений только этого уровня практически нет. Н. А. Бернштейн относит к уровню А построение и удержание 16

17 1. Уровень А уровень целостного тонического подстраивания двух тел позы тела; движения потягивания; движения тела во время полетной фазы прыжков; непроизвольную дрожь (от холода или от страха); быстрые вибрационные движения (например, обмахивание веером) [13, 15, 99]. На наш взгляд, практически на этом уровне строятся движения протискивания в щель или вытаскивания защемленной части тела. Мощная компонента уровня А обнаруживается в хваточных позах [13] и, как нам кажется, в движениях обхватывания (цепляниях), которые очень похожи по характеру обтекания на хватку, описанную Н. А. Бернштейном. Основные позно-тонические мышцы тела постуральные мышцы спины (глубокие мышцы позвоночника) [13]. Уровень А является основой для движений всех более высоких уровней построения Слияние тонусов при взаимодействии двух тел с опорой на глубокую чувствительность Очень интересной особенностью тонического взаимодействия дух тел с опорой на глубокую чувствительность является слияние тонусов взаимодействующих организмов. Даже если вы просто механически надавливаете на выставленные руки другого человека, вы считываете его тонический ответ со своего организма (в первую очередь, со своей спины) вы по напряжению собственного тела почувствуете это тоническое объединение, почувствуете, как напряжение противодействия из рук перетекает в спину, таз, шею. Если тонус другого человека не объединяется с вашим, вы также это считаете по своему телу Общение уровня А Ниже описывается наш взгляд на построение общения уровня тонической регуляции А. Общение уровня А это тактильная коммуникация на очень близком расстоянии с опорой на глубокую чувствительность тоническое соподстраивание, тоническое объединение двух тел. 17

18 Е. В. Максимова. Уровни общения Особенно хорошо тоническое подстраивание можно почувствовать в случае, когда вы несете засыпающего или уснувшего ребенка. В первом случае его тельце прижимается к вам, подстраивается под ваши руки (рис. 1.1), сливается с телом взрослого; во втором обвисает, выскальзывает такого ребенка нести тяжело и очень не удобно (рис. 1.2). Рис. 1.1 Рис. 1.2 Рис. 1.3 При тоническом общении тела двух существ прижимаются друг к другу, плотно соприкасаясь. Другой яркий пример объятия влюбленных (рис. 1.3). От места контакта начинает строиться тоническое объединение, тоническое вписывание двух тел тонические плавные обтекания, обхватывания, обволакивания состраивание, соподстраивание двух тел. Тоническое подстраивание происходит, как правило, бессознательно и, по нашим наблюдениям, всегда сопровождается разлитым ощущением удовольствия. 18

19 1. Уровень А уровень целостного тонического подстраивания двух тел Мы можем наблюдать это и у домашних животных. Вот кошка вскочила к вам на колени, немного повертелась и улеглась, расслаблено вписавшись в ваше тело. Радость тонического слияния сопровождается мурчанием кошки. Животные, например земноводные лягушки или жабы, используют это уровень при спаривании, когда им необходимо подстроится друг под друга, крепко прижаться, вписаться друг в друга. Обратная связь в общении этого уровня формируется с опорой на глубокую чувствительность. Если мы не считываем тонический ответ с тела, на которое воздействуем, если не происходит тонического объединения, мы испытываем неудовольствие, а в некоторых случаях даже страх (боязнь неприятия, отвержения) Эмоциональное реагирование уровня А Ниже мы описываем наш взгляд на эмоциональное реагирование уровня тонической регуляции А Протопатическое аффективное реагирование Глубокая (протопатическая) чувствительность связана с самыми древними уровнями эмоциональности протопатического аффективного реагирования. Протопатическая аффективность определяет комфортность/не комфортность окружающей среды для простейших живых организмов. Животное движется в сторону комфортных условий и избегает некомфортных. В случае благополучия, комфортности организмы расслабляются и расплываются по среде; в случае некомфортности демонстрируют реакции избегания; если какое-либо неблагоприятное воздействие не удается избежать, то организмы напрягаются и сбиваются в плотные группы «единое тело». Это описано для поведения и низших, и высших стадных животных [108]. С этого же уровня мы встречаемся и с эмоцией испуга, которая является ответом на любое резкое воздействие, воспринимаемое этим уровнем. Такие реакции описаны у простейших животных [108] и у новорожденных детей [56]. 19

20 Е. В. Максимова. Уровни общения Эмоциональное тоническое единение Как уже говорилось в разд. 1.2, тоническое слияние, общение на уровне А доставляет удовольствие, которое, на наш взгляд, сопровождается и единением эмоционального тонуса. Из нашего опыта работы можно отметить, что крепко прижаться друг к другу могут только люди в одном эмоциональном настроении страхе, довольствие, в некоторых случаях даже раздражении. Когда испуганный или расстроенный ребенок прижимается ко взрослому, у последнего включается реакция сопереживания, помогающая подстроиться к ребенку, «залить» его страх своей уверенностью и спокойствием. Если люди находятся в разных эмоциональных настроениях, их просто разносит, отталкивает друг от друга. Отсутствие тонического ответа при телесном контакте, как мы неоднократно наблюдали, вызывает недовольство и в некоторых случаях страх. Дж. Боулби считает одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. [20]. Конечно, одиночество, исследуемое Боулби, подразумевает все уровни общения, но ведь любое одиночество это изолированность, отсутствие и телесного тонического контакта. Данный уровень эмоционального реагирования, на наш взгляд, очень близок уровню аффективной пластичности по О. С. Никольской [82] Характерные особенности поведения на уровне А Трудно выделить поведенческие реакции, принадлежащие уровню А как ведущему. Мы бы отнесли сюда реакции избегания и поведение «цепляния» как варианта хватки Реакции избегания Реакции избегания крайне характерны для поведения низших беспозвоночных и наиболее тяжелых детей-аутистов. «Ориентация поведения низших беспозвоночных определяется непосредственным воздействием градиентов интенсивности биологически значимых внешних факторов, осуществляется только на 20

21 1. Уровень А уровень целостного тонического подстраивания двух тел основе ощущений и ограничена элементарными формами таксисов, позволяющими животному избегать неблагоприятные внешние условия. За отдельными исключениями, активность простейших находится в целом как бы под отрицательным знаком, ибо эти животные попадают в сферу действия положительных раздражителей, уходя от отрицательных. В конце концов, животное попадает в зону с наиболее благоприятными параметрами раздражителей» [108]. Следующая цитата описывает поведение наиболее тяжелых детей-аутистов. «Снижение порога аффективного дискомфорта в контактах со средой проявляется прежде всего в простых формах сенсорной ранимости по отношению к звуку, запаху, свету, цвету, прикосновению. Это особенно характерно для раннего возраста аутичного ребенка. Они не защищаются от воздействий среды, а ускользают, уходят от них. При попытке их удержать стараются вырваться, кричат, но, как только их оставляют в покое, снова становятся отрешенными. Кажется, что их главной целью является достижение покоя и поведение полностью направлено на самосохранение» [82] Цепляние за волосы В случае тревоги или опасности у ребенка развивается инстинктивное «цепляние за маму», которое, как мы говорили выше, похоже на хватку, описанную Н. А. Бернштейном [13]. «У обезьян в таких случаях можно наблюдать, как детеныш крепко вцепляется в мамину шерсть и самостоятельно удерживается при ее передвижениях» [43]. В норме у ребенка такая хватка встречается редко. Чаще это «цепляние» принимает вид телесного общения: взволнованный ребенок подбегает к маме, крепко обнимает ее колени, просится на руки, прижимается к маме всем своим тельцем, крепко обхватив маму руками. При тревоге ребенку необходимо телесное и эмоциональное единение с мамой: ребенок напитывается маминым спокойствием и успокаивается сам. Чем более маленькие дети прижимаются к вам или обнимаются друг с другом, тем больше их объятия похожи на цепляния кистевые или конечностные тонические «защелкивания», обтекания тела телом такие объятия и разжимаются с большим трудом. 21

22 Е. В. Максимова. Уровни общения Такое же цепляние в некоторых случаях можно наблюдать и у взрослых как реакцию на реальную или ожидаемую опасность. Нам кажется, что это говорит о психологической незрелости человека (инфантилизме) Детско-родительские отношения на уровне А Общение на уровне А опирается на глубокую чувствительность и тоническую составляющую движения. И ребенок, и мама взаимно считывают информацию тонического взаимодействия Осознание через тоническое общение Мы, как правило, не можем почувствовать себя, пока не сделаем хоть маленькое движение. Афферентное сообщение о движении одновременно считывается нами, как осознание себя. В случаях нарушения восприятия афферентных сообщений от тела на каком-либо уровне, собственное тело начинает восприниматься как чужое. Начиная с рождения, дети получают огромное удовольствие при оглаживании их тела руками родителей, особенно при сильных надавливаниях на тело с выходом на глубокую чувствительность. Наши врожденные эмоции явно положительно оценивают такое воздействие. Здесь, на наш взгляд, происходит не только тоническое общение, взаимодействие ребенка с родителями, но и действенная помощь ребенку в осознании им самого себя через свое тело. Дети, не получающие такого воздействия, и физически, и психически развиваются хуже [78]. У животных такой цели, по-видимому, служит вылизывание. Однажды мы взяли котенка, Мяушку, из хорошей кошачьей семьи. Оказавшись без мамы, Мяушка сначала пытался научить нас вылизываться, но, поняв нашу несостоятельность в этом деле, стал методично вылизывать всех нас сам, конечно, если ему это разрешали. Тогда мы на себе почувствовали мощь и действенность такого воздействия. О. Сакс «Руки», «Человек, который выпал из кровати»,

23 1. Уровень А уровень целостного тонического подстраивания двух тел Крепкие объятия Стремление к общению этого уровня крепким объятиям у маленького ребенка (как и у мамы) врожденно и бессознательно [7, 20]. Ребенок чувствует, принимают ли его руки и тело мамы, насколько чутко они отвечают на его прикосновения. Тонический ответ от мамы, тоническая подпитка ребенка крайне необходимы для его дальнейшего развития. В доме ребенка маленькие дети, когда их берешь на руки, вцепляются в вас, прижимаются к вам всем своим телом и замирают, как будто напитываются ощущением слияния, взаимодействия с вашим телом, вашим теплом. Мы считаем, что если внутриутробно мать своим телом строит тело ребенка, то после рождения мать тонусом своего тела достраивает тоническую регуляцию своего дитя. Тонический ответ от ребенка необходим маме для ощущения принятия ее ребенком, ощущения собственной значимости, нужности [20, 83]. Мы уже писали выше, что тоническое единение, на наш взгляд, сопровождается эмоциональным. Мама при каком-либо эмоциональном неблагополучии ребенка своей эмоцией, при крепком телесном контакте затапливает страх или недовольство ребенка своей любовью, своим спокойствием. С другой стороны, мамин страх может затопить ребенка, и ребенок начнет сжиматься от страха Онтогенез Ребенок рождается с незрелым уровнем тонической регуляции. Анатомическое дозревание структур нервной системы, ответственных за тоническую регуляцию, заканчивается к 5 6 месяцам после рождения ребенка. К этому времени он обретает позу, возможность садится и вставать [13]. Схватывание и держание предмета мы наблюдаем у новорожденного ребенка с первых дней жизни. Оно происходит как реакция «за Индивидуальное развитие, охватывающее все изменения, претерпеваемые от момента зарождения до окончания жизни. 23

24 Е. В. Максимова. Уровни общения щелкивания» на тактильную стимуляцию (небольшое давление на поверхность ладони) [13]. По нашим наблюдениям, начиная с рождения, тельце ребенка начинает впитывать в себя телесные ощущения, когда его берут на руки и прижимают к телу взрослого. К трем месяцем уже можно наблюдать тоническое подстраивание тельца ребенка к рукам мамы; к 5 6 месяцам после рождения тоническое подстраивание сформировано полностью. Эти же сроки указывает Е. Баенская [7] Дисфункции на уровне А Нарушения движений Патологические нарушения руброспинального уровня могут проявляться двояко: дистониями и нарушением активности. Причем, по нашим наблюдениям и согласно диагностике профессора Б. А. Архипова, знак нарушений при поражении уровня А сохраняется. Низкий тонус и мышечный, и нервный сопровождается низкой активностью всего организма, особенно страдают целевые и волевые движения (при большинстве генетических синдромов и врожденных патологий, при многих формах аутизма). Повышенный тонус сопровождается повышенной активность, но эта активность часто бывает бесцельной, хаотичной; такие нарушения часто диагностируют, как синдром гиперактивности с дефицитом внимания [17, 68, 81, 95]. У аутичных детей «нарушение активности во взаимоотношениях со средой проявляется по-разному: как явная недостаточность психического тонуса общая вялость, пассивность или как резкие перепады в распределении активности то бежит, то лежит, что особенно характерно для раннего возраста аутичного ребенка». Расстройства тонуса часто сопровождаются гиперметрией движений перелета через цель [13]. У всех обследованных нами детей, имеющих диагноз «ранний детский аутизм» (диагностика проф. Б. А. Архипова), мы наблюдали нарушения тонической регуляции, снижение восприятия глубокой Hennelin В., 0’Сonnor N. 1970; Hermelin В., 1976; Frith U., Цит. по [82]. 24

25 1. Уровень А уровень целостного тонического подстраивания двух тел чувствительности, несформированность позы тела (чаще всего несформированность оси тела) разной степени тяжести. Нарушения на тоническом уровне проявляются как следствие и при многих патологиях вышестоящих уровней: чаще всего это спастика и гиперкинезы (то, что обычно диагностируется как детский церебральный паралич [13, 88]). У взрослых мы также встречаем нарушения на уровне тонической регуляции. Так как все более высокие уровни построения движений руководят нижележащими, в том числе уровнем А, чаще всего с помощью торможения они оттормаживают лишние движения, непосредственные порывы, эмоции. «Не существует тревоги без соматического напряжения» [119]. На уровне А они проявляются как телесные блоки, тонические мышечные зажимы, подробно описанные в руководствах по телесно-ориентированной психотерапии [103] Нарушения общения Патология общения этого уровня демонстрирует себя тем, что не формируется тоническое подстраивание двух тел: тело мамы и тело ребенка не взаимодействуют друг с другом, остаются разобщенными. Родители детей аутистов часто вспоминают, что ребенок как бы телесно не отвечал, когда его брали на руки, не вписывался в руки, оставался как будто отрешенным, отстраненным от родителей, пассивным, сам по себе [7, 83]. Случаи гиперактивности и гипертонуса часто сопровождаются непрерывными беспорядочными, часто хаотичными напряженными движениями ребенка. Когда ребенок взволнован или расстроен, он может ненадолго прижаться к маме, а затем вновь куда-то несется [7, 83]. Причины тонических нарушений могут иметь и физиологическую основу (органические нарушения работы мозга [33, 75, 77, 83]), и психологическую основу (депривация, нарушение детско-родительских отношений [20, 78]). Не всегда низкий тонус ведет к патологии общения: например, при болезни Дауна тоническое подстраивание, хотя устанавливается по времени несколько позже, но полностью сохранно. Возможно это связано с лучшей сохранностью у даунят уровней С и D, которые могут сбивать тоническую настройку уровня А. Или их тонические нарушения больше связаны с эфферентной часть 25

26 Е. В. Максимова. Уровни общения этого уровня при практически не нарушенном восприятии (афферентной части) даунята, как правило, подстраивают свое тельце под удерживающие их руки [110] Страхи В работах Н. А. Бернштейна не описаны нарушения, вызывающие страхи, поскольку эти больные становились и становятся пациентами не неврологических, а психиатрических клиник. Мы же считаем, что нарушения на тоническом уровне построения движений достаточно часто сопровождаются страхами: Нарушения вестибулярного восприятия приводят к страхам, связанным с изменениями положения тела, относительно силы тяжести. Вестибулярные нарушения, вызывающие страхи, описаны при ряде психических заболеваний [104]. Причем Тримбл указывает, что психические расстройства всегда являются результатом, а не причиной заболеваний. Нарушения ощущений собственного тела при нарушении восприятия глубокой чувствительности ведут к страхам, связанным с восприятием себя и восприятием целостности своего тела («телесное непонимание» по Б. А. Архипову), что согласуется с точкой зрения других авторов [72, 106]. Мы в своей работе среди аутистов встречали несколько детей со страхами, вызываемыми изменением положения тела (нарушения вестибулярного восприятия), и множество детей со страхами, вызываемыми нарушениями восприятия целостности собственного тела (диагностика Б. А. Архипова). Мы считаем, что во многих случаях аутизма нарушения восприятия и вызываемые ими страхи первичны, а психические нарушения вторичны. Подтверждением данной точки зрения служат результаты коррекционной работы стимуляция глубокой чувствительности, вестибулярного восприятия приводит к ослаблению или исчезновению страхов у ребенка, уменьшению его аутизации; как результат, развивается общение ребенка сначала с родителями, затем с другими детьми и взрослыми, появляется возможность социализации ребенка. 26

27 1. Уровень А уровень целостного тонического подстраивания двух тел Нарушения детско-родительских отношений Нарушения детско-родительских отношений на уровне А, с нашей точки зрения, могут возникать и в случае каких-либо тонических нарушений у ребенка, и в случаях каких-либо тонических нарушений у мамы. Если в случае заболевания ребенок не дает маме ответа на тоническом уровне, мама начинает реже брать такого ребенка на руки, меньше и равнодушнее общаться с ним. Такое поведение мамы усугубляет состояние ребенка. Если у мамы есть первичные или вторичные нарушения на тоническом уровне (например, эмоциональные телесные блоки), то возникают сложности подстраивания мамы к телу ребенка, сложности возникновения тонического единения. То же возникает, если мама в своем раннем детстве была лишена родительских рук (ранний отрыв от родителей ясли и детский сад с пятидневкой, интернат и т. п.), тогда она просто не научилась общению на тоническом уровне и не всегда понимает потребности ребенка Диагностика на уровне А Диагностика нарушения движения Диагностика нарушений тонического уровня регуляции проводится врачом. Педагог может провести предварительное обследование ребенка, «на ощупь»: При гипотонусе мышцы ребенка вялые, пассивные, не сопротивляются пассивному разгибанию-сгибанию кисти или локтя (снижен или отсутствует рефлекс на растяжение); хватка слабая (вы вкладываете свои пальцы в ладошку ребенка и чуть тянете их на себе проверяете насколько долго и крепко удерживает ваши пальцы ребенок); при ощупывании, пальпации суставов ребенка ваши руки будто «проваливаются», глубокие ткани никак не отвечают на ваши действия. При гипертонусе мышцы напряжены, иногда спастичны; гипертонус всего организма часто демонстрирует себя гиперактивно27

28 Е. В. Максимова. Уровни общения стью (широкая иррадиация возбуждения): масса движений, суетливости ребенок быстро возбуждается, но его трудно затормозить или остановить, в движениях часты явления «перехлеста», «перелета через цель», иногда это сопровождается несколько повышенной температурой тела. Снижение восприятия глубокой чувствительности можно заметить по увеличению времени ответа на крепкое сжатие косточки пальца ребенка (проба «Фиксационный зажим» по Б. А. Архипову); при норме ребенок смотрит на место зажима и сразу пытается выдернуть руку; при снижении глубокой чувствительности время ответа ребенка затягивается до 1 минуты и дольше. Поскольку причиной повышенного тонуса могут быть поражения на более высоких уровнях построения движений, мы стараемся отдифференцировать это, расспрашивая родителей о самочувствии ребенка во время сна. Тонус при поражении собственно уровня А обычно сохраняется во сне; тонус, наведенный с более высоких уровней, как правило, проходит Диагностика нарушений вестибулярного восприятия Вестибулярные нарушения можно обнаружить: а) по ответу ребенка на изменение позы тела; б) по реакции ребенка на быстрый переход из положения сидя в положение лежа. В этих случаях ребенок, имеющий вестибулярные нарушения, демонстрирует реакцию страха и начинает за все хвататься руками: за стол, если стоит; за пол, если его удерживают в положении лежа. (При таких воздействиях страх может возникать, и если ребенок плохо чувствует свое тело; но тогда ребенок не будет хвататься за вас или за опору, а будет отталкивать вас руками [104].) Диагностика нарушения общения Мы рекомендуем при диагностировании детей обращать внимание на то, как они сидят на руках мамы: вписываются ли в руки, когда маленькие; тянуться ли щекой, прижимаются ли спиной, когда станут старше. В норме ребенок у мамы на руках сидит, «развалившись как в кресле», вписываясь в изгибы тела мамы. Бедра ребенка плотно при28

29 1. Уровень А уровень целостного тонического подстраивания двух тел легают к бедрам мамы, спина ребенка повторяет изгибы маминого тела, щека ребенка повернута к лицу или щеке мамы. При движениях мамы щеки ненароком касаются друг друга (щека ребенка не отстраняется!). Мама изменила позу, ребенок повертелся на ее коленях, «вписался» вновь и расслабился. («Щека» и «бедро» это показатели принятия общения на уровне В, но в случае нормы отдифференцировать их очень трудно.) Можно наблюдать разнообразные варианты нарушений тонических взаимоотношений ребенка и мамы. Например: Ребенок сидит на руках мамы «как столбик» (рис. 1.4, а ) спина напряжена и отодвинута от тела мамы, голова оттянута от маминого лица: прикосновения не допускаются или допускаются только затылком (что уже хорошо). Полная вялая пассивность, голова ребенка может даже лежать на руке мамы, но отворачивается от тела, лица, щеки матери, «щека уходит» от мамы это очень похоже на положение на руках уснувшего ребенка (рис. 1.4, б и в). а б Рис. 1.4 в Ребенок, сидя на коленях, крутится, вроде бы вырывается из рук мамы, иногда бьет ее, царапается, кусается и т. п. (то есть демонстрирует нам движения более высоких уровней построения), но при этом он постоянно прикасается, прижимается к маме щекой или затылком; если его перестают удерживать (можно неожиданно развести руки), то ребенок или не уходит с рук, или, 29

30 Е. В. Максимова. Уровни общения вскочив с ваших коленей, все равно остается рядом, повернувшись к вам лицом или щекой он хочет еще тесного общения. В случае действительного отказа от близкого общения, ребенок убежит от вас как можно дальше. Важно посмотреть, как ребенок реагирует на легкие, слабые объятия или поглаживания (уровень В или С поверхностная кожная чувствительность); как реагирует на крепкие объятия (уровень А глубокая чувствительность). Мы говорим, что ребенок «западает на руки», когда он застывает на руках, крепко прижавшись к взрослому, если взрослый достаточно крепко его обнимает. Мы считаем, что в случае тонических нарушений уровня А, ребенок хуже впитывает тактильную стимуляцию и вследствие этого недополучает ее и, как результат, «западание на крепкие объятия». При нарушениях развития движения и общения особых детей на более высоких уровнях построения мы достаточно часто сталкиваемся с застреванием ребенка на более низком уровне инстинктивного поведения, что демонстрирует себя «цеплянием» за волосы: стоит ребенку заволноваться, как его рука тянет к волосам или одежде взрослого. В позе «ребенок на руках» мы можем диагностировать не только ребенка, но и маму: у мамы может не сформироваться доверие к миру в раннем детстве или это доверие может быть заторможено какими-либо эмоциональными блоками в более позднем возрасте; и тогда мама не отвечает на телесные, тонические посылы ребенка. Мы следим за тем, подстраивается ли тело мамы к телу ребенка или «уходит» от него, «уходит» расслабленно или напряженно. Мы следим за маминой щекой: если она повернута к ребенку, если ненароком или намеренно она касается головки ребенка или его щеки мама доверяет себя ребенку и, возможно, и миру; если щека мамы «уходит» от головки ребенка или она намеренно отводит ее в сторону то это говорит о каких-то серьезных проблемах мамы, которые будут мешать установлению доверия между мамой и ребенком в процессе коррекционной работы. На основании такой диагностики мы строим коррекционную работу с родителями. 30

31 1. Уровень А уровень целостного тонического подстраивания двух тел 1.9. Коррекция на уровне А Коррекция движений Для коррекции тонических нарушений данного уровня и стимуляции глубокой чувствительности мы используем, по рекомендации врача, упражнения, воздействующие на постуральные мышцы спины растяжки, скручивания и т. п. [2, 95], и воздействующие на вестибулярный аппарат (в основном разнообразные изменения положения головы относительно силы тяжести). Метод «системной коррекции движений» (вариант метода Войта): специалист, при воздействии на глубокую чувствительность тела, добивается целостного тонического ответа от всего организма, происходит тоническое объединение всего тела и тело, по словам специалистов, «течет» Коррекция общения Коррекцию общения уровня А ведут только родители. Педагог только консультирует родителей, объясняет пути и методы коррекции, учит родителей этим методам. Мы считаем, что, в первую очередь, ребенку нужно «додать рук». Крепкие объятия являются прекрасным стимулятором регуляции уровня А. Мы помогаем маме увидеть и почувствовать доверие своего ребенка, показываем, как тельце ребенка отвечает на ее объятия тянется в ней затылком, щекой. Мы учим маму, как крепко прижимать ребенка к себе, глубоко обнимая его тельце. Важно, чтобы во время объятий мама прижимала ребенка к себе не пальцами кистей рук, а скорее запястьями (рис. 1.5), целой ладонью (на уровнях А и В еще не вводятся в регуляцию пальцы ладонь работает целиком, как лапа). Рис. 1.5 Через руки возникает доверие к маме и к миру. 31

32 Е. В. Максимова. Уровни общения Когда ребенок «напьется рук», он отойдет от телесного контакта и начнет разглядывать окружающее. Холдингтерапия это, на наш взгляд, также вариант восстановления активности организма через насыщение его проприорецепторной стимуляцией, в первую очередь ощущениями глубокой чувствительности с одновременным восстановлением чувства доверия [83] Коррекция тонической регуляции родителей Родителям для улучшения тонической регуляции и восприятия глубокой чувствительности мы рекомендуем занятия восточными гимнастиками, восточными танцами, колонетикой. Для снятия психологического напряжения, вызывающего тонические блоки, различные виды психотерапии (телесноориентированная, сказкотерапия, расстановки и т. п.) Примеры коррекции Пример коррекции нарушений вестибулярного восприятия Мальчик Андрей А. пришел к нам 3 года назад (ребенку было около 4-х лет), диагноз ранний детский аутизм. Поведение полевое. Отсутствие прямого взгляда. Лицо как застывшая маска, амимично. Отсутствие целевых движений. Отсутствие речи, нет даже лепетной речи, нет плача, только крики. Нет навыков самообслуживания. Страхи в новом помещении, крики. При обследовании выявлено нарушения вестибулярного восприятия: даже легкое покачивание тела ребенка вызывает страхи, крики, хватание за близкие предметы или людей. Особенно усиливаются страхи и крики при попытках посадить или положить ребенка на пол: зрачки расширены, ребенок судорожно хватается за пол, раскинув руки и растопырив пальцы. Основное направление коррекционной работы стимулирование вестибулярного восприятия; сначала очень осторожно, аккуратно, медленно, в позе эмбриона, при сильном сжатии тела, тренировали вестибулярный аппарат ребенка к изменениям положения головы; затем воздействия становились все более смелыми «готовим как космонавта». 32

33 1. Уровень А уровень целостного тонического подстраивания двух тел В случае с этим ребенком приходилось преодолевать сопротивление родителей. Родители не сразу поняли важность работы с телом ребенка и то выполняли занятия педагога тогда явно уменьшались страхи и появлялись целевые движения, то бросали эту работу страхи возвращались, а с ними и новые сложности. Тогда родителям начинало казаться, что все бестолку, и у них опускались руки. Тем не менее, за время работы Андрей постепенно стал более эмоциональным активным ласковым ребенком. Появился интонированный лепет и первые слова. Он часто заглядывает в глаза взрослому, пытается понять их требования и настроение, смотрит на губы. Он научился самостоятельно есть, одеваться, часто сам просится на горшок. Выполняет простейшие просьбы. До 1 часа самостоятельно играет с игрушками, выполняя знакомые действия кормит, возит на машине, кладет спать. Игру озвучивает лепетной интонированной речью. Сортирует предметы по цветам, рисует каракули. Различает один и много. По просьбе показывает знакомые картинки. Любит слушать ритмичные тексты, пытается лепетно косноязычно подхватывать ритм чтения. Вестибулярные нарушения стали более сглажены. Страхи новых закрытых помещений сохраняются, но проходят быстрее. Стали возможны упражнения с телом: «качалочка», «бревнышко» и др. Интересно, что Андрей часто громко кричит, осваивая новое упражнение. Делает упражнение практически сам, лишь с небольшой помощью педагога, и кричит. Потом педагог отходит, а Андрей, отдышавшись, пытается сделать упражнение самостоятельно и при этом также кричит, как только что с педагогом. Делает сам, без просьбы или понукания, старается и кричит. Криков с каждым разом становится все меньше, потом они совершенно уходят при исполнении данного упражнения. Со следующим все повторяется вновь. (О криках детей при осваивании ползания упоминает Г. Доман [42].) Пример коррекции тонического взаимодействия ребенка и мамы Мальчик В. К. пришел к нам в 4 года. Родители жаловались на задержку речевого развития и трудности поведения ребенка. Психолого-медико-педагогическая комиссия центра поставила ребенку диагоноз ранний детский аутизм. 33

docplayer.ru