Коррекция и профилактика стресса

Методы профилактики стресса

Методы профилактики стресса

Образом жизни конкретного человека являются все его действия в течение дня, месяца и вообще всей жизни. В понятие образа жизни входит множество составляющих, в том числе как он начинает свое утро, трудовую деятельность, характер питания, физическая активность, взаимоотношения с окружающими, реакция на стресс и многое другое. Образ жизни зависит от каждого конкретного человека, будет ли он здоровым, активным или нездоровым, пассивным. Существует 3 других метода.

Противострессовая переделка дня. В повседневной жизни многие из нас регулярно допускают одну и ту же ошибку: вернувшись домой после интенсивной трудовой или учебной деятельности, мы продолжаем находиться в состоянии возбужденности, нервозности и дома. В результате даже те члены семьи, у которых был относительно спокойный день, подвергаются воздействию тех стрессовых факторов, от которых не смог отрешиться один из них. Дома каждый хочет и должен быть самим собой и не должен мешать это делать другим членам семьи. Домашний очаг должен быть для человека самым комфортным местом, он должен быть в этом всегда уверен. Помня об этом, несложно понять, что привычка приносить домой стресс разрушает семью, превращает домашний очаг в еще одно поле битвы и дополнительно усугубляет стрессовую ситуацию. Поэтому, приходя домой после трудового дня, насыщенного различными событиями, желательно потратить небольшое количество времени (10–15 мин) на релаксационные упражнения.

Примеры релаксационных упражнений

1. Необходимо сесть в кресло, расслабиться и спокойно отдохнуть, ни о чем не задумываясь. Если нет возможности сесть в кресло, можно поудобнее сесть на стул, приняв релаксационную «позу кучера».

2. Медленно, делая акценты на каждом этапе действий, заварить крепкий чай или сварить ароматный кофе, в зависимости от собственных предпочтений. Растянуть процесс употребления напитка на 10 мин, смакуя и ни о чем серьезном не размышляя в этот момент.

3. Включить любимую музыку и послушать ее, закрыв глаза, отдавшись приятным воспоминаниям.

4. Принять ванну, она не должна быть горячей, температура ее должна быть комфортной. Если человек привык использовать ароматические соли, можно их добавлять, предварительно ознакомившись с особенностями действия именно этих солей, они не должны быть возбуждающими.

5. Погулять на свежем воздухе, желательно, чтобы окружающий пейзаж был приятен глазу.

6. Надеть спортивный костюм и кроссовки и сделать небольшую десятиминутную пробежку.

Перечисленные упражнения элементарны, какому из них отдать предпочтение, зависит от личных особенностей, вкусов и пристрастий, но любое из них поможет справиться со стрессом, так как переключает внимание и мысли на другой вид деятельности, хотя бы на короткий промежуток времени.

Первая помощь при остром стрессе

Острый стресс развивается в том случае, если человек неожиданно оказался в стрессовой ситуации (взыскание на работе, нелицеприятное высказывание сослуживца, ссора дома, неожиданное известие о болезни или другой неприятности кого-то из близких). На первом этапе человеку необходимо понять, что у него начинается стресс, только после этого он сможет начать осознанные действия по предотвращению его дальнейшего развития. Волевым усилием необходимо приостановить собственное дальнейшее вхождение в стрессовое состояние. Для выхода из состояния острого стресса необходимо подобрать индивидуальный метод самопомощи. В большинстве случаев те, кто использует такие приемы, имеют универсальный метод для различных стрессовых ситуаций. Зная такой способ и будучи в нем уверенным, человек в критической ситуации сможет быстро сориентироваться и эффективно помочь себе.

Ниже даны наиболее распространенные приемы самопомощи.

1. Противострессовое дыхание. Сначала глубокий вдох через нос, после глубокого вдоха задержать дыхание на 1 с, после чего сделать длинный медленный выдох.

2. Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, облизать губы, расслабить плечи, глядя в зеркало, сосредоточиться на выражении своего лица и положении тела, при этом помнить, что лицо и тело выражают эмоции, мысли, внутренне состояние.

3. Попав в состояние острого стресса, сознательно постараться притормозить немедленную необдуманную реакцию, затем внимательно оглядеться вокруг, тщательно осмотреть окружающее помещение. При осмотре обращать внимание на мельчайшие детали, даже если они хорошо известны. Медленно, не торопясь, необходимо мысленно перебрать все предметы один за другим в определенной последовательности (по величине, по цвету или по любому другому признаку). Все внимание должно быть поглощено такой «инвентаризацией». Мысленно необходимо проговаривать описания того, что является предметом «инвентаризации»: «коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т. п. В результате таких действий человек отвлекается от внутреннего стрессового напряжения, сосредотачиваясь на конкретном предметном и образном восприятии окружающей действительности.

4. Использовать любую возможность, чтобы покинуть территорию, где произошел стресс, перейти в другое помещение, где нет людей, или выйти на свежий воздух, т. е. очутиться там, где можно спокойно подумать, чтобы при этом никто не отвлекал и не был свидетелем размышлений. После этого необходимо сменить обстановку.

5. Если позволяет ситуация, необходимо заняться совершенно другой деятельностью, чем та, которой человек был занят в момент возникновения стресса. Подойдут стирка белья, мытье посуды, уборка. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенная связанная физическим трудом, выполняет функцию громоотвода – помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

6. Включить успокаивающую музыку, ту, которая нравится. Слушать музыку нужно внимательно, концентрируясь на ней. Концентрация на чем-либо одном называется локальной концентрацией, она способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

74. Обратиться к любому постороннему человеку, находящемуся рядом, и поговорить с ним на любую тему, не касающуюся стрессовой ситуации. Такой маневр является отвлекающим, он переключает сознание на совершенно иные события и вытесняет эмоции и мысли, связанные со стрессом.

Аутоанализ личного стресса

Для использования этого метода борьбы со стрессом надо научиться определять свои собственные индивидуальные реакции на стрессовую ситуацию и дифференцировать их от других физиологических и психологических проявлений. Самым простым и эффективным методом на данный момент является ведение дневника стрессов. Метод весьма прост и интересен, учитывая, что большинство людей в тот или иной период жизни вели дневники. Однако метод требует некоторого терпения, так как записи должны быть регулярными в течение некоторого периода времени. Ежедневно на протяжении месяца в дневнике отражаются обстоятельства, приведшие к стрессовой ситуации, и собственные ощущения по этому поводу. Для ведения записей лучше отвести определенное время в конце дня и делать записи лучше дома вечером, в спокойной обстановке легче сосредоточиться и припомнить мельчайшие детали, так как в последующем анализе любая незначительная деталь может оказаться важной. Если по каким-то причинам регулярность записей часто нарушается, лучше их не использовать для анализа, так как события, описанные не сразу, а через день и более после их наступления, могут выглядеть недостаточно достоверно. В этом случае написание дневника лучше немного отложить во времени. Анализ записей следует проводить после завершения отведенного времени (месяц или несколько недель). В результате анализа удается выявить факторы, чаще всего приводящие к стрессовой ситуации, особенно если удалось сделать записи сразу после наступления стресса. Далее следует проанализировать и выявить основные признаки стрессового состояния, повторяющиеся чаще всего. У одного и того же индивидуума признаки стресса обычно идентичны независимо от ситуации, приведшей к стрессу: раздражительность, несосредоточенность, рассеянность, дрожь в конечностях, покраснение лица, потливость, чувство нехватки воздуха, сухость во рту и др. Анализ записей поможет также выявить, в какое время суток чаще случаются стрессовые ситуации, происходит это дома, на работе или где-либо еще. В целом дневник стрессов позволяет установить причины, обстоятельства, индивидуальные проявления и другие личностные особенности стресса каждого индивидуума.

psy.wikireading.ru

Коррекция и профилактика стресса

Профилактика и коррекция базируется на четырех принципах валеологии

1. Повышение стрессоустойчивости. Нужно готовить людей к различным ситуациям, учить управлять своими эмоциями

2. Избавление от психического напряжения, оптимальная реакция на негативные эмоции

3. Психокоррекция. При острых кратковременных стрессах она вызывает:

а) комплекс движений, особенно ритмических и достаточно тяжелых, при которых катехоламины используются, разрушаются;

г) использование внешних расслабляющих факторов (музыка, запахи, природные факторы)

При хронических стрессах, что является результатом условий жизни, человеку нужно избавиться стресс-продуцирующих моментов и стереотипов, изменить образ жизни, поведение, образ мыслей и чувств на более позитивные

4 фармакологические коррекция, т.е. применение успокаивающих средств, ингибиторов перекисного окисления (для уменьшения разрушения клеточных мембран), бета-адреноблокаторов (для профилактики нарушений ди ияльности сердца).

Психоэмоциональный стресс может стать основой психокомплекс

психокомплекс — это образование в бессознательности, обусловливающим направление и структуру сознания. Он формируется на ранних этапах жизни, в том числе во время внутриутробного развития, и сопровождает человека в течение ус сего жизни, деформируя его психикуу.

Избавиться от психокомплекс можно путем вытеснения его из подсознания, осознание его проявления

47 Современные подходы к психическому оздоровлению

На сегодня большое внимание уделяется бессознательной, но определяющим наше поведение части психики подсознания и сверхсознания. Неизвестная часть психики, которая изучается глубинной и трансперсональной п психологией, имеет свой язык — язык образов и символов и свои особенности функционирования. Подсознание хранит память обо всех объектах и ??событиях, с которыми встречалась человек, чужды этические норрм.

Умение работать с подсознанием раскрывает большие возможности в психическом оздоровлении человека, потому что все психологические травмы, психокомплексы зафиксированы именно в этой части психики

Ключом, который открывает дверь в подсознание, является состояние транса. Во трансом понимают изменен, но физиологическое состояние организма, при котором внутренние образы имеют большую значимость, чем внешние. Описаны по онад семьдесят форм транса, в частности это гипнотическое состояние, сон, медитация, глубокая концентрация на чем-то. Каждый человек в течение суток бывает в разных трансовых состояниянах.

Для оздоровления используют, как правило, легкие формы транса, которые называют ериксонивським гипнозом (по американским психотерапевтом. Мильтоном. Эриксон) трансовое состояние почти снимает контроль созна омости, что позволяет проявиться открытом негативном психическом материала (последствия стрессов, психологических травм, психокомплекс) в подсознанииі.

Интерес к работам с измененным состоянием сознания является другой особенностью современного подхода к изучению психики и коррекции ее нарушений

Третья особенность — это исследование взаимосвязей психики и тела, поиск путей восстановления психосоматической гармонии оздоровительный психический эффект достигается тремя путями

1. Действие непосредственно на психику. Это использование дианетики, нейролингвистического программирования (НЛП), гештальт-терапии, психоанализа, психосинтеза т.д.. В большинстве этих методик используются легкие тран нсови состояния. Особенно популярен. НЛП, которое основано. Эриксон, разработанное. Гриндером и. Бендлером. Это обобщение опыта крупных коммуникаторов с учетом невербальных форм передачи информации. Н. ЛП является достаточно эффективной и быстрой формой достижения результата, непризнание диагноза психической болезни (есть только человек и его проблема), активная позиция пациента в процессе оздоровления, конструктивная помо мога в перестройке его личностистості.

2. Дыхательная психотехника. К дыхательных психовправ, которые достаточно популярны, относятся прежде холот-ропне дыхания по. С. Грофом и свободное дыхание. Суть методик сводится к репродукции мая псовой состояния в путем изменения глубины, частоты и динамики дыхания. Ослабление контроля сознания позволяет проявиться подсознания в активной форме. Подсознание в неспецифической форме (мышечная или секреторная, то бы то плач) выводит отрицательный психический материал, который в дальнейшем перестает волновать человека. При этом в силу психосоматических связей в мышцах исчезают напряженные участки. Психика меняется, человек в здоровлюеться психически и телом. Сеансы проводят с использованием музыки или активной, такой, что проведет человека через ситуацию борьбы (холотропное дыхание), или медиации, которая помогает подняться над проблемами и понять йзуміти їх.

Дыхательная психотехника эффективна при невротических состояниях, психоэмоциональных стрессах, психокомплекс, депрессиях как путь самопознания и активной работы с психикой

3. Телесно ориентированная психотерапия. Она берет начало с работ. В. Райха и имеет много форм. Среди них холистические палсингы, есть специальный массаж, вибрационные колебания, качания, изменение положений тела, тан нцювальна терапия. При этом формируется легкий транс, а эмоциональная реакция завершается, как говорил. Аристотель,»очищением души, гармонизацией психического состоянияго стану «.

Состояние здоровья зависит от внешней среды, поэтому, говоря о психическом здоровье, следует помнить о психологии окружающего пространства. Люди, которые живут на общей территории, имеют единое психических чне поле, постоянно обмениваются между собой эмоциями, мыслями, поэтому между ними постоянно существует взаимное наведение позитивных и негативных психических состояний. Сохранение эмоциональной и интеллектуальной равновесия вы. МАГАТЭ соответствующей психоекологии среды. Нетерпимость, гнев, враждебность и агрессивность способствуют развитию стрессесу.

Во психоекологиею понимают состояние поведения, знание законов коммуникации, совместимость людей по темпераменту, информационным обменом, интересам и т.д.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com

Что такое профилактика стресса: понятие и методы

Стресс не считается заболеванием, это ответная реакция человеческого организма на раздражающие факторы, которые воздействуют извне. При этом внешнее воздействие может быть позитивным или негативным. Профилактика стресса – это именно то, что нужно для защиты и решения возникших сложностей.

Что такое профилактика стресса и зачем она нужна

Стресс окружает современного человека всегда, он стал настолько привычным явлением, что человек перестает замечать его пагубное воздействие. Умеренная стрессовая реакция приносит пользу, она позволяет всегда находиться в тонусе.

Но длительное воздействие негативных факторов способно спровоцировать дальнейшее нервное расстройство, которое может перерасти в хронический тревожный стресс и вызвать серьезные перегрузки, они снижают защитные силы организма.

Профилактика состояний стресса

Стресс и его профилактика – область, интересующая не только психотерапевтов и психологов, но и обычных людей. Частые стрессы провоцируют появление у человека таких качеств, как повышенная тревожность, апатия, слабость, нерешительность, панические состояния.

Все это приводит к истощению организма, существенному снижению иммунитета. Чтобы избежать таких негативных последствий, следует применять методы профилактики стресса, ведь избежать проблемы всегда проще, чем лечить полученные заболевания.

Психопрофилактика стресса представляет собой систему методов управления стрессом. Они позволяют определить причины стрессового нервного расстройства, найти способы снятия лишнего напряжения, предотвратив таким образом наступление стадии истощения.

Что такое стрессовый и нестрессовый образ жизни

Выбирая методы профилактики стресса, следует понимать, что такое стрессовый и нестрессовый образ жизни. С одной стороны, факторы, вызывающие напряжение, окружают человека постоянно. Важно отношение человека к этим факторам, которое и определяет его образ жизни.

Стрессовый стиль жизни характеризуется следующими показателями:

  • стрессовые состояния, которые можно назвать хроническими (человек постоянно находится в одной или нескольких напряженных ситуациях;
  • длительный период испытывает проблемы в межличностных отношениях, касаемых семьи, коллектива;
  • работа его не устраивает, не нравится, не приносит удовлетворения, но нет возможности поменять ее на более интересную и приятную;
  • человеку постоянно не хватает времени, он нервничает и пытается решить сразу несколько проблем за короткий промежуток;
  • испытывает постоянное беспокойство по поводу предстоящих событий, которые он изначально оценивает негативно;
  • наличие вредных привычек: неправильное питание, курение, прием алкоголя, неактивный образ жизни;
  • зацикленность на одной сфере жизни – социальной, семейной, карьере или полное одиночество;
  • восприятие окружающих людей как врагов, неприятие отношений с противоположным полом, интриганство;
  • считает невозможным для себя хорошо провести время, неумение расслабляться и наслаждаться отдыхом или хобби;
  • выбирает для себя социально заниженную роль, и принимает ее, как данность, не пытаясь ничего поменять;
  • полагает, что жизнь – очень трудна, не умеет подойти к различным ситуациям с юмором, слишком серьезный;
  • встречает все негативные факторы, стрессы, тяжелые и неприятные ситуации пассивно, просто молча страдает, не пытаясь что-то поменять.

Профилактика и преодоление стресса

Нестрессовый же образ жизни характеризуется следующим образом:

  • человек допускает для себя определенные периоды, когда он может получить долю творческого стресса (при этом он всегда имеет пути отступления, которые приносят расслабление, помогают отвлечься, увидеть ситуацию со стороны);
  • он умеет отстаивать свои принципы, права, потребности, и делает это, относится уважительно ко всем, принимает такое отношение к себе (во взаимоотношениях сохраняет спокойствие и уверенность в себе);
  • доволен своей работой, которая приносит удовлетворение, благодарность и достойное вознаграждение (имеет стимул, который помогает пройти высокие нагрузки; умеет сочетать периоды перегрузок и отдыха);
  • человек старается всегда быть в хорошей физической форме, не имеет вредных привычек, заботится о себе (рационально расходует энергию на те виды деятельности и области, которые приносят удовольствие и удовлетворение);
  • старается не участвовать в ролевых играх, пытается быть собой в любой ситуации, свободно выражает естественные потребности, желания, чувства, не пытаясь оправдаться (избегает напряженных ситуаций, умеет распределять время);
  • умеет находить удовольствие в мелочах, живет полной жизнью, в том числе и сексуальной, наслаждается, ему присуще чувство юмора.
  • Для профилактики и преодоления стресса важно использовать методы саморегуляции. Они позволяют дать верную оценку происходящему, улучшить противостояние стрессовым ситуациям, повысить выносливость.

    Варианты защиты от стресса: методы профилактики

    Медицинскими работниками и психологами разработаны определенные методы профилактики стресса, которые позволяют решить проблему индивидуального и организационного характера. К индивидуальным мерам относят:

    1. Активный отдых.
    2. Методы релаксации и тренинги на повышение стрессоустойчивости.
    3. Самоконтроль поведения.
    4. Грамотная организация времени.
    5. Регулировка времени сна и бодрствования.

    Профилактика и преодоление стресса включает в себя следующие индивидуальные меры:

    • Отказ от злоупотребления едой и алкоголем;
    • Отказ от курения, являющееся основным фактором появления стресса;
    • Занятия спортом, регулярные прогулки, способствующие выработке эндорфинов – гормонов счастья;
    • Выделение времени в течения дня для релаксации, медитации;
    • Организация своего времени и определение соразмерной ответственности;
    • Снижение и устранение по возможности причин стресса. Показала свою эффективность интересная наука об управлении временем – тайм-менеджмент.
    • Обязателен своевременный и достаточный отдых. Индивидуальные методы профилактики стресса наиболее важны, их человек может применять самостоятельно в процессе жизнедеятельности.

      Психопрофилактика и коррекция стресса

      Психологическая коррекция стрессовых состояний производится в личной или групповой форме. Основные методы, которые может применять психолог, следующие:

    • Личностно-ориентированные.
    • Когнитивные.
    • Поведенческие.
    • Музыкальные.
    • Суггестивные.
    • Психокоррекционная работа при личностно-ориентированном методе с клиентом проводится индивидуально, при отсутствии посторонних, или в группе, при взаимодействии людей друг с другом. Основные меры психокоррекции, применяемые в этом случае, — внушение и убеждение.

      Когнитивные методы делают упор на личности и ее логических способностях. Они ориентированы на то, чтобы снять стресс, при этом человек активно в них участвует, познает себя, свое восприятие жизни и окружение, пытается поменять отношение и поведение на оптимистичное в критических ситуациях.

      При поведенческой коррекции прорабатывается методика обратной связи в каждой ситуации, которая вызывает у человека нервное напряжение. Используются в работе вербальные символы и описание ситуаций, представление по списку, который разработан заранее.

      Суть состоит в том, что человек представляет ситуацию несколько секунд, затем избавляется от возникших ощущений путем релаксации. Через несколько проработок тревога проходит, человек освобождается от страхов, далее прорабатывается более сложная ситуация.

      За одно коррекционное занятие работа производится максимум с 3-4 сложными случаями.

      Музыкальные методы заключается в воздействии музыки с целью коррекции эмоциональных отклонений, расстройств психики, движений, речи, затруднений в коммуникативном общении. Это один из методов, относящихся к арттерапии. Он применяется совместно с другими методиками.

      Главной составляющей любой коррекционной работы являются суггестивные методы, которые представляют собой внушение, доверительные беседы. Они форсируют положительные изменения в отношении пациента как к психологу, так и к беспокоящим ситуациям.

      Стресс и пути его профилактики

      Распространенной разновидностью суггестивных методов является аутогенная тренировка, которая основана на снятии нервного напряжения путем релаксации и целенаправленного самовнушения.

      Профилактика стрессов в деловом общении и у подростков

      Профилактика стрессов в деловом общении – важная часть разрешения конфликтов, которые порождаются производственным процессом. Чаще всего затрагиваются отношения по вертикали руководитель – подчиненный, но нередки конфликты и между сотрудниками.

      Для минимизации стрессовых ситуаций в коллективе с целью сохранения производительности труда следует организовать антистрессовое подчинение. Оно основано на реализации следующих методов:

    • анализ возможностей работы и продвижения по службе в конкретной компании;
    • обсуждение рабочих вопросов с коллегами и руководителем;
    • налаживание эффективных отношений между сотрудниками и руководителем;
    • важно умение обоснованно отказаться от выполнения работы, которая не по силам;
    • определение полной ясности выполняемого задания;
    • обсуждение невозможности выполнения нескольких дел открыто;
    • кратковременный отдых в течение рабочего дня;
    • анализ причин неудач в работе;
    • разрядка отрицательных эмоций в допустимых вариантах, но не подавление их;
    • недопустимость смешивания личных и деловых отношений.
    • Эти рекомендации довольно общие, а стресс носит, как правило, личностный характер. Все зависит от восприятия ситуации конкретным человеком, его умения выходить из стрессовых ситуаций.

      Профилактика стресс

      Профессиональные стрессы представляют небольшую часть всех стрессов, воздействующих на человека, хотя и имеют свою специфику. Но физиология их возникновения одна, что позволяет для их ликвидации использовать общие методы профилактики, основанные на ценностях человека, жизненной стратегии, личностных особенностях.

      Важное значение имеет профилактика стресса у подростков. Стрессогенных факторов ныне немало, а в связи с гормональной перестройкой организма явление стресса в этот период очень сложное. Подростки становятся вспыльчивыми, обидчивыми, у них резко и часто меняется настроение.

      Подростковый стресс требует особого внимания со стороны родителей, педагогов, психологов. Упущенная ситуация создает риск угрозы развития и адаптации. Основная помощь должна быть оказана в семье. Она заключается в создании комфортной психологической обстановки, поддержке ребенка, адекватной оценке его возможностей и талантов, минимизации перегрузок.

      Лучшим способом научить ребенка справляться со стрессами станет личный пример родителей, их оптимизм, открытость и доверительные отношения с ребенком.

      Профилактика дистресса

      Дистресс, согласно терминологии физиолога Ганса Селье из Канады, это напряжение, которое провоцирует негативные последствия. По его словам, стресс нужен человеку, и в полностью расслабленном состоянии человек тоже испытывает стресс. Профилактика дистресса предполагает постоянное поддерживание у себя мажорного состояния.

      Для этого существует ряд эффективных упражнений, которые следует обязательно вписать в свой режим дня:

    • утренние процедуры, включающие в себя разминку;
    • дыхательные упражнения следует выполнять утром и в течение дня;
    • гимнастика для лица.
    • Выполнение этих простых правил позволит поддерживать позитивный настрой, который помогает в борьбе с дистрессом.

      Важно знать, что более подвержены влиянию стрессов люди, которые испытывают сильное беспокойство по поводу своей значимости, имеют эгоистичные черты и мало общается с другими людьми. Мажорное настроение проще поддерживать человеку, готовый готов к оказанию помощи другим и ориентирован на успех.

      Для успешной профилактики дистресса следует развивать в себе такие черты, как ответственность, умение радоваться за других, честность, доверие к себе и окружающим, общительность. Это позволит избежать многих проблем и жить насыщенной интересной жизнью.

      stressamnet.ru

      Профилактика психологического стресса

      В. А. Бодров считает, что одним из направлений профилактики развития стресса является совершенствование трудовой деятельности человека на основе изучения и учета ее психологических закономерностей, роли психических, психофизиологических, физиологических функций и их индивидуальных и общих особенностей в реализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека к деятельности.

      Профилактика стресса актуальна для всех видов жизнедеятельности человека, его индивидуальной и общественной активности, при этом методы и средства превентивных мероприятий, рекомендаций имеют свои особенности прежде всего в связи со своеобразием причин и последствий возникновения и проявления состояния стресса. Наиболее ярко эти особенности проявляются в сложных, ответственных, опасных профессиях (космонавты, летчики, авиадиспетчеры, операторы АЭС и др.), где роль человека («человеческого фактора») особенно велика с точки зрения эффективности, надежности, безопасности труда, а также работоспособности, профпригодности, состояния здоровья, профессионального долголетия самого работника.

      Деятельность человека в современных системах управления производством, транспортом, энергетикой является стрессогенной, и поэтому актуальны вопросы ее совершенствования па основе учета «человеческого фактора» как на этапах проектирования и создания новых видов техники и рабочих мест, так и путем профессионального отбора наиболее пригодных и стрессоустойчивых специалистов, их подготовки к действиям в условиях вероятного развития стресса. Научно-практическое направление работ в этой области связано с решением задач эргономического обеспечения проектирования, создания, испытания и реализации трудовой деятельности человека в системах «человек — машина — среда».

      Одной из главных задач эргономики (от греч. ergon — работа, nomo — закон) является разработка методов и требований по учету «человеческого фактора» при модернизации действующей и создании новой техники, технологии и деятельности в целом. Человеческий фактор — это индивидуальные характеристики человека (профессиональные, психологические, физиологические, физические и др.), проявляющиеся в конкретных условиях взаимодействия с объектами управления. Возникновение эргономики связано со значительной ролью человеческого фактора в трудовой деятельности, недостаточный учет которого, в частности, определяет функциональное перенапряжение организма и психики, развитие психологического стресса, а следовательно, и снижение эффективности, надежности и безопасности труда, развитие психосоматических расстройств и профессиональных заболеваний.

      Психологические особенности трудовой деятельности, содержание практических рекомендаций по обеспечению высокой работоспособности и стрессоустойчивость человека являются в определенной степени специфическими для каждой профессии, которая определяется конкретными ее особенностями с точки зрения процессов, орудий, условий, организации, а также требований к субъекту труда. Однако направления изучения особенностей деятельности и основные пути, методы и средства ее оптимизации, в том числе для профилактики стресса, можно считать достаточно общими, едиными для различных профессий и видов деятельности.

      Причины психологического стресса в значительной мере определяются индивидуальными особенностями субъекта труда, поэтому выявление неблагоприятного состояния профессионально важных качеств личности и их развитие до уровня требований профессии являются одним из направлений предупреждения стресса. Исследованиями установлено, что некоторые из этих качеств (например, профессиональные) формируются в процессе специальной подготовки, другие (физические и физиологические) — достигают необходимого уровня функционирования в ходе адаптации к деятельности, третьи (ряд личностных черт) — компенсируются особенностями организации и управления деятельностью и т.п. Однако практика обеспечения профессиональной деятельности позволяет утверждать, что нарушения ее эффективности и надежности, развитие неблагоприятных функциональных состояний (психической напряженности, стресса) довольно часто обусловливаются неблагоприятными особенностями некоторых индивидуальных характеристик человека, коррекция которых невозможна или малоэффективна.

      В связи с этим для разработки действенных путей обеспечения соответствия человека требованиям конкретных видов деятельности, особенно экстремальных, необходимо определение его профессиональной пригодности. Психологической основой профессиональной пригодности является проблема индивидуально-психологических различий людей, а также оценки и развития индивидуальных качеств, необходимых для трудовой деятельности.

      Изучение проблемы психической регуляции поведения личности в экстремальных условиях деятельности проводится в направлении определения: 1) основных черт и свойств личности, характеризующих поведение в этих условиях; 2) влияния особенностей экстремальных ситуаций на личностный статус; 3) значения тех или иных личностных свойств в адаптационных процессах; 4) роли личности в преодолении экстремальных воздействий; 5) взаимосвязи различных личностных характеристик субъекта в процессе регуляции поведения и т.д. В реакциях индивида на экстремальное воздействие отмечена существенная роль стойких типологических особенностей личности. Известно, что эмоционально реактивные индивиды в экстремальных условиях деятельности проявляют выраженное ухудшение своего психического статуса.

      Формы ответного реагирования на экстремальные воздействия вырабатываются личностью через процессы оценки, предвидения, решения, приспособления. Они находятся в зависимости от психологических и нейрофизиологических характеристик личности, и этим определяется индивидуальный характер реагирования разных индивидов в стандартных эмоционально-стрессовых ситуациях.

      Одним из ведущих направлений профилактики нарушений здоровья, функциональных расстройств, и в частности стресса, является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Он служит важнейшим условием осознанного поддержания психосоматического здоровья человека, высокой сто работоспособности, устойчивости к воздействию неблагоприятных экологических, психологических, техногенных и социальных факторов среды, продления долголетия.

      Тесная гармоничная взаимосвязь особенностей активности организма и личности конкретного человека в обеспечении его .здоровья и социального комфорта определяет представление о ЗОЖ как о типе повседневной жизнедеятельности индивида, а также социальной группы, нации, человечества в целом, который обусловлен всей конкретно-исторической системой взаимодействия социальных, психологических (личностных) и биологических (видовых, популяционных, организационных) факторов и который направлен на повышение уровня здоровья как исходной предпосылки гармонического развития человеческой жизнедеятельности.

      Здоровый образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирования ЗОЖ — это многоэтапный процесс, который предполагает многоуровневую и многостороннюю деятельность по созданию возможности оздоровления всех сторон жизнедеятельности каждого человека, различных социальных групп и общества в целом. Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от различных социально-экономических, психологических, политических и экологических ситуаций.

      В современной жизни и производственной деятельности дефицит активности, вредные привычки, избыточный вес, недостаточное физическое развитие, влияние вредных факторов среды приводят к нарушению функциональной надежности организма и психики, в результате чего снижается резистентность к стресс-факторам и повышается вероятность заболеваний психосоматической природы. В условиях все возрастающей сложности, напряженности, а в ряде случаев и опасности жизни и деятельности человека забота о сохранении здоровья, предупреждения соматических и психических расстройств определяют особое значение разработки и внедрения положений, принципов ЗОЖ, понимания и следования им каждым человеком.

      Здоровый образ жизни характеризуется рядом факторов.

      Режим труда и отдыха — строгий, ритмичный, умеренно напряженный режим является одним из важнейших условий высокой работоспособности и функциональной надежности человека. В многочисленных работах физиологов, гигиенистов, психологов обоснованы принципы и рекомендации по построению режимов с учетом продолжительности, периодичности, интервальное время периодов труда и отдыха в зависимости от содержания и условий деятельности, пола, возраста, квалификации и т.д. Установлено, что при соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы условных рефлексов. Закрепляясь, они обеспечивают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и функциональные возможности для реализации деятельности.

      Режимы труда и отдыха должны иметь динамику в течение рабочего цикла. Кроме того, режимы необходимо проектировать с учетом биологических ритмов организма (циркадиадных, недельных, месячных и т.п.), а также особенностей колебательных процессов социальных и физических датчиков времени (смена уровня социальной активности, смена света и темноты, метеофакторов и т.д.).

      Сон — эффективный способ снижения физического и умственного напряжения, способ физиологической и психологической защиты от чрезмерных нагрузок, эмоциональных нарушений, переживаний, явлений астенизации или перевозбуждения.

      Отказ от вредных привычек — борьба с «факторами риска» (особенности поведения или неблагоприятные внешние условия), которые пагубно влияют на организм, способствуют развитию функциональных расстройств, появлению заболеваний, не являясь, как правило, их непосредственной причиной.

      Особое значение в совокупности факторов здорового образа жизни, способствующих профилактике состояния стресса, придается организации рационального питания, физическим упражнениям и активному отдыху.

      studme.org