Коррекция при умственной отсталости

Коррекция умственной осталости

Умственная отсталость сама по себе неизлечима, но ей нередко сопутствуют расстрой­ства, поддающиеся лечению при ранней диагнос­тике.

Хотя в большинстве случаев умственной отсталости поведенческие и эмоциональные расстройства отсутствуют, их частота у умственно от­сталых значительно выше, чем у детей с нормаль­ным интеллектом. Эти расстройства нередко дела­ют необходимым помещение умственно отсталого ребенка в специализированное учреждение для по­стоянного пребывания и коррекции, сужают возможности тру­доустройства и социальной адаптации. Диагнос­тика некоторых поведенческих и эмоциональные расстройств при выраженной умственной отстало­сти затруднена из-за ограниченных возможностей больных к пониманию, общению, интерпретации и обобщению. Некоторые расстройства умственная отсталость маскирует. Например, диагностировать СГДВ при умеренной и тяжелой умственной отста­лости удается только в случаях его яркой выражен­ности. Весьма трудно понять характер расстройств мышления при аутизме. Наконец, некоторые по­веденческие расстройства (самостимулирующее, самоповреждающее и стереотипное поведение) свойственны только умственной отсталости.

В оценке поведения следует исходить из того, насколько оно соответствует ум­ственному, а не хронологическому возрасту ребен­ка. В некоторых случаях улучшить поведение по­могает изменение обстановки, например создание для него более подходящих условий учебы. В опре­деленных ситуациях полезны поведенческая тера­пия или психотропные лекарственные средства.

На основные симптомы медикаментозная коррекция умственной отсталости не влияет. Ни один лекарственный препарат не способен повысить интеллект, но медикаментозное лечение быва­ет полезно при сопутствующих поведенческих и эмоциональных нарушениях. Обычно для коррекции применяют препараты, направленные против того или иного симптомокомплекса — СГДВ, самоповреждающего поведения, агрессивности, тревоги, депрессии. Прежде чем назначать психотропный препарат на длительное время, следует провести пробный ко­роткий курс. Даже если он эффективен, следует не реже 1 раза в год оценивать целесообразность продолжения его применения.

При коррекции умственной от­сталости ребенку необходим постоянно наблюдаю­щий педиатр, способный ответить на все интере­сующие родителей вопросы, помочь им координи­ровать усилия, обсудить с ними их опасения. В за­дачи педиатра входит предотвращение умственной отсталости, ранняя диагностика ее и сопутствую­щих расстройств, координация усилий специали­стов, первичная медицинская помощь, поддержка родителей и ребенка. Эти задачи решаются путем лечения соматических расстройств, обучения, мер, направленных на социализацию, организации до­суга, лечения поведенческих и других сопутству­ющих расстройств, поддержки родителей и других членов семьи.

Первичная медицинская помощь

Первичная коррекция умственной отсталости включает:

  • помощь, которую получают все дети того же возраста;
  • профилактические реко­мендации, необходимые в тех или иных ситуациях (в отношении питания, опорожнения кишечника, организации школьного обучения, предупрежде­ния несчастных случаев, полового воспитания);
  • аспекты, связанные с умственной отсталостью и ее причиной (например, наблюдение за целостью зубов при скрежетании ими во сне, исследование функции щитовидной железы при синдроме Дауна, проверка зрения и слуха во всех случаях).
  • Амери­канская академия педиатрии опубликовала серию рекомендаций по коррекции умственной отсталости при ряде наслед­ственных заболеваний (синдромы Дауна, лом­кой Х-хромосомы, Вильямса). Цели и планы могут быть скорректированы, для чего иногда нужна до­полнительная информация. Дополнительные ис­следования могут потребоваться и для уточнения причин умственной отсталости. Психологическое тестирование и оценку результатов обучения про­водят периодически.

    Междисциплинарное ведение. В задачи педиатра входит организация консультаций специалистов и координация их усилий при коррекции умственной отсталости. В числе этих специалистов психолог, логопед, физиотера­певт, специалист по трудотерапии, аудиолог, специ­алист по питанию, патронажная сестра, социальный работник, врачи узких специальностей — невролог, генетик, психиатр, иногда хирурги разного профи­ля. Не менее важно поддерживать контакт со спе­циалистами по реабилитации в раннем возрасте, школьными учителями. Планирование и направ­ление усилий семьи с учетом личностных особен­ностей ее членов и принадлежности к определен­ному культурному укладу — неотъемлемая часть ведения ребенка с умственной отсталостью. Боль­ных старшего возраста привлекают, насколько воз­можно, к планированию этих усилий и принятию решений.

    Периодический пересмотр стратегии коррекции умственной отсталости. С течением времени меняются возможности ребен­ка и потребности семьи. По мере взросления ребен­ка родители хотят больше знать о его перспективах. Меняются цели коррекции умственной отсталости, которые ставят перед собой ведущие ребенка специалисты. Приходится уточнять планы их достижения. Для этого необходимо периодически оценивать состояние здоровья ребенка и его функ­циональные возможности в домашних условиях, школе и в иной обстановке. Помогают в этом и такие методы, как психологическое тестирование и оцен­ка достижений в обучении. Оценку проводят через определенные промежутки времени и если возможности ребенка не достигают ожидаемых или меняются наблюдающие его специалисты. К 21 году больного передают под наблюдение служб здравоохранения, работающих со взрослыми.

    Образование. Обучение — важнейший компо­нент помощи умственно отсталым. Его про­грамма должна учитывать потребности ребенка. Индивидуальный план поддержки семьи умственно отсталого ребен­ка раннего возраста или индивидуальная програм­ма обучения обязательные, согласно федеральным законам, и строятся на основе уровня развития ре­бенка, его потребности в поддержке и доступного ему достижению уровня самостоятельности.

    Усилия в организации свободного времени и до­суга призваны помочь ему в установлении соци­альных контактов и в игровой деятельности. Ум­ственно отсталые раннего возраста обычно легко включаются в игровую деятельность своих здоровых сверстников, но подростки с трудом устанавливают социальные контакты, не решают­ся участвовать в совместных занятиях спортом. Но занятия умственно отсталых детей спортом следует всемерно поощрять — они помо­гают избавиться от лишней массы тела, улучшают координацию движений, поддерживают адаптив­ные возможности сердечно-сосудистой системы, повышают самооценку, помогают в коррекции. Не менее важно участие в совместной деятельности — танцах, путешествиях, праздниках и других видах проведения свободного времени.

    Консультирование семьи
    . Семья в большинстве случаев неплохо приспосабливается к умственной отсталости ребенка, но испытывает эмоциональное напряжение и трудности в установлении социаль­ных контактов. В таких семьях чаще, чем среди населения в целом, наблюдаются депрессия у ро­дителей, жестокое обращение с ребенком и плохой уход за ним. Стабильности семьи, ее способности противостоять трудностям способствуют проч­ность брака, высокая самооценка родителей, отсут­ствие многодетности, высокий социально-эконо­мический статус, относительно легкая умственная отсталость и отсутствие у ребенка сопутствующих дефектов, соответствие ожиданий родителей воз­можностям ребенка и адекватное восприятие его недуга, помощь других членов семьи, доступность местных программ помощи и служб, освобождаю­щих родителей от многочисленных обязанностей. Доступность таких программ и служб, возмож­ность проконсультироваться, получить помощь в ведении хозяйства, принять участие в группе родительской взаимопомощи — важнейшие элементы поддержки семей, для которых воспита­ние больного ребенка оказалось непо­сильной нагрузкой.

    Участие педиатра в поддержке семьи. В зада­чи педиатра входят участие совместно с районной службой здравоохранения и школой в выработке плана поддержки семьи умственно отсталого ре­бенка или индивидуальной про­граммы обучения, выявление семей, имеющих право на финансовую поддержку в рамках соот­ветствующей программы. Кроме того, он участвует в выработке местных программ коррекции умственной отсталости детей, проведения ими свободного времени, улучшения их медицинского обслуживания за счет частного и государственного медицинского страхования.

    surgeryzone.net

    Умственная отсталость (олигофрения). Лечение, коррекция и обучение детей с умственной отсталостью. Реабилитация и прогноз при умственной отсталости

    Лечение и коррекция умственной отсталости (как лечить олигофрению?)

    Можно ли вылечить умственную отсталость (снять диагноз умственная отсталость)?

    Олигофрения неизлечима. Связано это с тем, что при воздействии причинных (провоцирующих заболевание) факторов происходит повреждение определенных отделов головного мозга. Как известно, нервная система (особенно центральный ее отдел, то есть головной и спинной мозг) развиваются во внутриутробном периоде. После рождения клетки нервной системы практически не делятся, то есть способность головного мозга к регенерации (восстановлению после повреждения) практически минимальна. Однажды поврежденные нейроны (нервные клетки) уже никогда не будут восстановлены, вследствие чего однажды развившаяся умственная отсталость сохранится у ребенка до конца его жизни.

    В то же время, дети с легкой формой заболевания хорошо поддаются лечебным и коррекционным мероприятиям, вследствие чего могут получать минимальное образование, обучаться навыкам самообслуживания и даже устраиваться на простую работу.

    Также стоит отметить, что в некоторых случаях целью лечебных мероприятий является не излечение умственной отсталости как таковой, а устранение ее причины, что позволит предотвратить прогрессирование заболевания. Проводить такое лечение следует сразу после выявления фактора риска (например, при обследовании матери до, во время или после родов), так как чем дольше причинный фактор будет воздействовать на организм малыша, тем более глубокие расстройства мышления у него могут развиться в дальнейшем.

    Лечение причины умственной отсталости может проводиться:

    • При врожденных инфекциях – при сифилисе, цитомегаловирусной инфекции, краснухе и других инфекциях могут назначаться противовирусные и антибактериальные препараты.
    • При сахарном диабете у матери.
    • При нарушении обмена веществ – например, при фенилкетонурии (нарушении обмена аминокислоты фенилаланина в организме) исключение из рациона продуктов, содержащих фенилаланин, может помочь решить проблему.
    • При гидроцефалии – хирургическая операция сразу после выявления патологии может предотвратить развитие умственной отсталости.
    • Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики

      Одним из нарушений, встречающихся при умственной отсталости, является нарушение мелкой моторики пальцев рук. Детям при этом трудно выполнять точные целенаправленные движения (например, держать ручку или карандаш, завязывать шнурки и так далее). Исправить данный недостаток поможет пальчиковая гимнастика, целью которой является развитие мелкой моторики у детей. Механизм действия метода заключается в том, что часто выполняемые движения пальцами «запоминаются» нервной системой ребенка, вследствие чего в дальнейшем (после многократных тренировок) ребенок может выполнять их более точно, затрачивая при этом меньше усилий.

      Пальчиковая гимнастика может включать:

      • Упражнение 1 (пересчитывание пальцев). Подходит для детей с легкой степенью олигофрении, которые учатся считать. Вначале нужно сложить руку в кулак, а затем выпрямлять по 1 пальцу и считать их (вслух). Затем нужно обратно сгибать пальцы, также пересчитывая их.
      • Упражнение 2. Вначале ребенок должен растопырить пальцы обеих ладоней и поставить их друг перед другом так, чтобы соприкасались между собой только подушечки пальцев. Затем ему нужно сводить ладони вместе (чтобы они также соприкасались), а после этого возвращаться к исходному положению.
      • Упражнение 3. Во время данного упражнения ребенок должен складывать руки в замок, при этом вначале сверху должен располагаться большой палец одной руки, а затем – большой палец другой руки.
      • Упражнение 4. Вначале ребенку следует растопырить пальцы руки, а затем свести их вместе так, чтобы кончики всех пяти пальцев собрались в одной точке. Упражнение можно повторять много раз.
      • Упражнение 5. Во время данного упражнения ребенку нужно сжимать руки в кулаки, а потом выпрямлять пальцы и растопыривать их, повторяя данные действия несколько раз.
      • Также стоит отметить, что развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют регулярные занятия с пластилином, рисование (пусть даже ребенок просто водит карандашом по бумаге), перекладывание мелких предметов (например, разноцветных пуговиц, однако при этом нужно следить, чтобы ребенок не проглотил одну из них) и так далее.

        Лекарства (препараты, таблетки) при умственной отсталости (ноотропы, витамины, нейролептики)

        Целью медикаментозного лечения олигофрении является улучшении обмена веществ на уровне головного мозга, а также стимуляция развития нервных клеток. Кроме того, лекарственные средства могут назначаться для купирования определенных симптомов заболевания, которые могут быть выражены у различных детей по-разному. В любом случае лечебную схему нужно подбирать для каждого ребенка индивидуально, учитывая тяжесть основного заболевания, его клиническую форму и другие особенности.

        Медикаментозное лечение умственной отсталости

        Механизм лечебного действия

        Ноотропы и препараты, улучшающие мозговое кровообращение

        Улучшают обмен веществ на уровне нейронов (нервных клеток) головного мозга, повышая скорость использования кислорода ими. Это может способствовать обучению пациента и его умственному развитию.

        Необходим для нормального развития и функционирования центральной нервной системы.

        Необходим для нормального процесса передачи нервных импульсов в центральной нервной системе. При его недостатке может прогрессировать такой признак умственной отсталости как заторможенность мышления.

        При недостатке данного витамина в организме может наблюдаться ускоренная гибель нервных клеток (в том числе на уровне головного мозга), что может способствовать прогрессированию умственной отсталости.

        Защищает центральную нервную систему и другие ткани от повреждения различными вредными факторами (в частности при недостатке кислорода, при интоксикациях, при облучении).

        При его недостатке может нарушаться работа зрительного анализатора.

        Угнетают активность головного мозга, позволяя устранить такие проявления олигофрении как агрессивность и выраженное психомоторное возбуждение.

        Также угнетают активность центральной нервной системы, помогая устранить агрессивность, а также тревожность, повышенную возбудимость и подвижность.

        Назначаются при угнетении психоэмоционального состояния ребенка, сохраняющемся на протяжении длительного времени (более 3 – 6 месяцев подряд). Важно отметить, что сохранение такого состояния в течение длительного времени значительно снижает способность к обучению ребенка в дальнейшем.

        Стоит отметить, что дозировка, кратность и длительность применения каждого из перечисленных препаратов также определяется лечащим врачом в зависимости от множества факторов (в частности от общего состояния пациента, преобладания тех или иных симптомов, эффективности проводимого лечения, возможных побочных явлений и так далее).

        Задачи массажа при умственной отсталости

        Массаж шеи и головы является частью комплексного лечения умственно отсталых детей. В то же время, массаж всего тела может стимулировать развитие опорно-двигательного аппарата, улучшать общее самочувствие пациента, повышая его настроение.

        Задачами массажа при олигофрении являются:

        • Улучшение микроциркуляции крови в массируемых тканях, что улучшит доставку кислорода и питательных веществ к нервным клеткам головного мозга.
        • Улучшение оттока лимфы, что улучшит процесс удаления токсинов и побочных продуктов обмена веществ из мозговой ткани.
        • Улучшение микроциркуляции в мышцах, что способствует повышению их тонуса.
        • Стимуляция нервных окончаний в области пальцев и ладоней, что может способствовать развитию мелкой моторики рук.
        • Создание положительных эмоций, благоприятно влияющих на общее состояние больного.
        • Влияние музыки на детей с умственной отсталостью

          Занятия музыкой или просто ее прослушивание положительно влияет на течение умственной отсталости. Вот почему практически всем детям с легкой и умеренной формой заболевания рекомендуется включать музыку в коррекционные программы. В то же время, стоит отметить, что при более тяжелой степени олигофрении дети не воспринимают музыку, не понимают ее смысла (для них это просто набор звуков), в связи с чем положительного эффекта у них достичь не удастся.

          Занятия музыкой позволяют:

          • Развивать речевой аппарат ребенка (во время пения песен). В частности у детей улучшается произношение отдельных букв, слогов и слов.
          • Развивать слух ребенка. В процессе прослушивания музыки или пения пациент учится различать звуки по их тональности.
          • Развивать интеллектуальные способности. Чтобы спеть песню, ребенку нужно выполнить сразу несколько последовательных действий (набрать в грудь воздуха перед очередным куплетом, дождаться подходящей мелодии, правильно подобрать громкость голоса и скорость пения). Все это стимулирует мыслительные процессы, нарушенные у детей с умственной отсталостью.
          • Развивать познавательную деятельность. В процессе прослушивания музыки ребенок может изучать новые музыкальные инструменты, оценивать и запоминать характер их звучания, а потом узнавать (определять) их по одному лишь звуку.
          • Обучить ребенка игре на музыкальных инструментах. Это возможно лишь при легкой форме олигофрении.
          • Образование лиц с умственной отсталостью

            Несмотря на отставание в умственном развитии, почти все пациенты с умственной отсталостью (кроме глубокой формы) могут поддаваться определенному обучению. В то же время, не для всех детей могут подойти общеобразовательные программы обычных школ. Крайне важно правильно подобрать место и вид обучения, что позволит ребенку максимально развить свои способности.

            Обычные и коррекционные школы, интернаты и классы для школьников с умственной отсталостью (рекомендации ПМПК)

            Чтобы ребенок развивался максимально интенсивно, нужно правильно подобрать учебное заведение, в которое его отдавать.

            Обучение умственно отсталых детей может проводиться:

            • В общеобразовательных школах. Данный метод подходит для детей с легкой формой олигофрении. В некоторых случаях умственно отсталые дети могут успешно заканчивать первые 1 – 2 класса школы, при этом каких-либо различий между ними и обычными детьми не будет заметно. В то же время, стоит отметить, что по мере взросления и утяжеления школьной программы дети начнут отставать от сверстников в успеваемости, что может стать причиной определенных трудностей (пониженного настроения, боязни неудач и так далее).
            • В коррекционных школах или интернатах для умственно отсталых лиц. Специальная школа для детей с олигофренией имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, обучение ребенка в интернате позволяет уделить ему гораздо больше внимания со стороны учителей, чем при посещении им обычной школы. В интернате педагоги и воспитатели обучены работе с такими детьми, вследствие чего легче устанавливают с ними контакт, находят к ним индивидуальный подход в обучении и так далее. Основным недостатком такого обучения является социальная изоляция больного ребенка, который практически не общается с нормальными (здоровыми) детьми. Более того, во время пребывания в интернате за детьми осуществляется постоянное наблюдение и тщательный уход, к которому они привыкают. После окончания интерната они могут оказаться просто неподготовленными к жизни в социуме, в результате чего будут нуждаться в постоянном уходе до конца жизни.
            • В специальных коррекционных школах или классах. В некоторых общеобразовательных школах есть классы для умственно отсталых детей, в которых им преподают упрощенную школьную программу. Это позволяет детям получать необходимые минимальные знания, а также пребывать среди «нормальных» сверстников, что способствует их внедрению в общество в дальнейшем. Подходит данный метод обучения лишь для пациентов с легкой степенью умственной отсталости.
            • Направлением ребенка в общеобразовательную или специальную (коррекционную) школу занимается так называемая психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Входящие в состав комиссии врачи, психологи и педагоги проводят короткую беседу с ребенком, оценивая при этом его общее и умственное состояние и стараясь выявить признаки умственной отсталости или задержки психического развития.

              Во время обследования на ПМПК ребенка могут спросить:

              • Как его зовут?
              • Сколько ему лет?
              • Где он живет?
              • Сколько человек в его семье (могут попросить кратко рассказать о каждом члене семьи)?
              • Есть ли дома домашние животные?
              • Какие игры любит ребенок?
              • Какие блюда он предпочитает на завтрак, обед или ужин?
              • Умеет ли ребенок петь (при этом могут попросить спеть песенку или рассказать короткий стишок)?
              • После этих и некоторых других вопросов ребенка могут попросить выполнить несколько простых заданий (скомпоновать картинки по группам, назвать увиденные цвета, нарисовать что-либо и так далее). Если в процессе обследования специалисты выявляют какие-либо отставания в психическом или умственном развитии, они могут порекомендовать направить ребенка в специальную (коррекционную) школу. Если же отставание в умственном развитии незначительно (для данного возраста), ребенок может посещать обычную школу, но при этом оставаться под наблюдением психиатров и педагогов.

                ФГОС ОВЗ (федеральный государственный образовательный стандарт) для детей с умственной отсталостью

                ФГОС – это общепризнанный стандарт обучения, которого должны придерживаться все учебные заведения страны (для дошкольников, школьников, студентов и так далее). Данный стандарт регламентирует работу учебного заведения, материальное, техническое и другое оснащение учебного заведения (какой персонал и в каком количестве должен в нем работать), а также контроль обучения, доступность обучающих программ и так далее.

                ФГОС ОВЗ – это федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Он регламентирует учебный процесс для детей и подростков с различными физическими или умственными дефектами, в том числе для умственно отсталых пациентов.

                Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для дошкольников и школьников с умственной отсталостью

                Данные программы являются частью ФГОС ОВЗ и представляют собой оптимальный метод обучения лиц с умственной отсталостью в дошкольных учреждениях и школах.

                Основными задачами АООП для детей с умственной отсталостью являются:

                • Создание условий для обучения умственно отсталых детей в общеобразовательных школах, а также в специальных школах-интернатах.
                • Создание схожих образовательных программ для детей с олигофренией, которые могли бы эти программы освоить.
                • Создание образовательных программ для получения умственно отсталыми детьми дошкольного и общего образования.
                • Разработку специальных программ для детей с различными степенями олигофрении.
                • Организацию учебного процесса с учетом поведенческих и умственных особенностей детей с различными степенями олигофрении.
                • Контроль качества образовательных программ.
                • Контроль усвояемости информации учениками.

                Применение АООП позволяет:

                • Максимально развить умственные способности каждого отдельного ребенка с олигофренией.
                • Научить умственно отсталых детей самообслуживанию (если это возможно), выполнению простой работы и другим необходимым навыкам.
                • Научить детей правильно вести себя в обществе и взаимодействовать с ним.
                • Развить в учениках интерес к обучению.
                • Устранить или сгладить недостатки и дефекты, которые могут иметься у умственно отсталого ребенка.
                • Научить родителей умственно отсталого ребенка правильно вести себя с ним и так далее.
                • Конечной целью всех перечисленных пунктов является максимально эффективное обучение ребенка, которое позволило бы ему вести наиболее полноценную жизнь в семье и в обществе.

                  Рабочие программы для детей с умственной отсталостью

                  На базе основных общеобразовательных программ (регламентирующих общие принципы обучения умственно отсталых детей) разрабатываются рабочие программы, предназначенные для детей с различными степенями и формами олигофрении. Преимуществом такого подхода является то, что рабочая программа максимально учитывает индивидуальные особенности ребенка, его способность к обучению, восприятию новой информации и общению в социуме.

                  Так, например, рабочая программа для детей с легкой формой олигофрении может включать обучение самообслуживанию, чтению, письму, математике и так далее. В то же время, дети с тяжелой формой заболевания не способны читать, писать и считать в принципе, вследствие чего их рабочие программы будут включать лишь общие навыки самообслуживания, обучение контролю эмоций и другим простейшим занятиям.

                  Коррекционные занятия при умственной отсталости

                  Коррекционные занятия подбираются для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от имеющихся у него нарушений психики, поведения, мышления и так далее. Данные занятия могут проводиться в специальных школах (профессионалами) или на дому.

                  Целями коррекционных занятий являются:

                  • Обучение ребенка базовым школьным навыкам – чтению, письму, простому счету.
                  • Обучение детей поведению в социуме – для этого применяются групповые занятия.
                  • Развитие речи – особенно у детей, у которых нарушено произношение звуков или имеются другие подобные дефекты.
                  • Научить ребенка самостоятельно себя обслуживать – при этом преподаватель должен акцентировать внимание на опасностях и рисках, которые могут подстерегать ребенка в повседневной жизни (например, ребенок должен усвоить, что хвататься за горячие или острые предметы не нужно, так как после этого будет больно).
                  • Развивать внимание и усидчивость – особенно важно для детей с нарушением способности концентрировать внимание.
                  • Учить ребенка контролировать свои эмоции – особенно если у него случаются приступы гнева или ярости.
                  • Развивать мелкую моторику рук – если она нарушена.
                  • Развивать память – заучивать слова, фразы, предложения или даже стихотворения.
                  • Стоит отметить, что это далеко не полный список дефектов, которые могут исправляться во время коррекционных занятий. Важно помнить, что положительный результат может быть достигнут лишь после длительных тренировок, так как способность умственно отсталых детей к обучению и освоению новых навыков значительно снижена. В то же время, при правильно подобранных упражнениях и регулярно проводимых занятиях ребенок может развиваться, обучаться самообслуживанию, выполнять простую работу и так далее.

                    СИПРы для детей с умственной отсталостью

                    СИПР – это специальная индивидуальная программа развития, подбираемая для каждого конкретного умственно отсталого ребенка в отдельности. Задачи данной программы схожи с таковыми при коррекционных занятиях и адаптированных программах, однако при разработке СИПР учитывается не только степень олигофрении и ее форма, но и все особенности заболевания, имеющиеся у ребенка, степень их выраженности и так далее.

                    Для разработки СИПР ребенок должен пройти полное обследование у множества специалистов (у психиатра, психолога, невролога, логопеда и так далее). Во время обследования врачи будут выявлять нарушения функций различных органов (например, нарушения памяти, нарушения мелкой моторики рук, нарушения концентрации внимания) и оценивать их выраженность. На основании полученных данных и будет составляться СИПР, призванная корректировать, в первую очередь, те нарушения, которые у ребенка выражены максимально.

                    Так, например, если у ребенка с олигофренией отмечается нарушение речи, слуха и концентрации внимания, однако двигательные расстройства отсутствуют, нет смысла назначать ему многочасовые занятия для улучшения мелкой моторики рук. На первый план в данном случае должны выступать занятия с логопедом (для улучшения произношения звуков и слов), занятия по повышению способности концентрировать внимание и так далее. В то же время, нет смысла тратить время на обучение ребенка с глубокой формой олигофрении чтению или письму, так как он все равно не освоит данные навыки.

                    Методика обучения грамоте (чтению) детей с умственной отсталостью

                    При легкой форме заболевания ребенок может научиться читать, понимать смысл прочитанного текста или даже частично пересказывать его. При умеренной форме олигофрении дети также могут научиться читать слова и предложения, однако чтение текста у них неосмысленное (они читают, но не понимает о чем). Пересказать прочитанное они также не в состоянии. При тяжелой и глубокой форме умственной отсталости ребенок читать не может.

                    Обучение чтению умственно отсталых детей позволяет:

                    • Научить ребенка распознавать буквы, слова и предложения.
                    • Научиться выразительному чтению (с интонацией).
                    • Научиться понимать смысл прочтенного текста.
                    • Развивать речь (во время чтения вслух).
                    • Создать предпосылки для обучения письму.
                    • Для обучения чтению умственно отсталым детям нужно подбирать простые тексты, которые не содержат сложных фраз, длинных слов и предложений. Также не рекомендуется использовать тексты с большим количеством абстрактных понятий, пословиц, метафор и других подобных элементов. Дело в том, что у умственно отсталого ребенка слабо развито (или вовсе отсутствует) абстрактное мышление. Вследствие этого даже после правильного прочтения какой-либо пословицы он может понять все слова, однако не сможет объяснить ее суть, что может негативно повлиять на стремление к обучению в дальнейшем.

                      Обучение письму

                      Научиться писать могут лишь дети с легкой степенью заболевания. При умеренно выраженной олигофрении дети могут пытаться брать в руки ручку, выводить буквы или слова, однако написать что-то осмысленное так и не смогут.

                      Крайне важно, чтобы перед началом обучения ребенок хотя бы в минимальной степени научился читать. После этого его следует учить рисовать простые геометрические фигуры (круги, прямоугольники, квадраты, прямые линии и так далее). Когда он это освоит, можно переходить к написанию букв и их заучиванию. Затем можно приступать к написанию слов и предложений.

                      Стоит отметить, что для умственно отсталого ребенка трудность заключается не только в освоении письма, но и в понимании смысла написанного. В то же время, у некоторых детей отмечается выраженное нарушение мелкой моторики рук, что мешает им овладеть письмом. В данном случае рекомендуется сочетать обучение грамматике и коррекционными упражнениями, позволяющими развивать двигательную активность в пальцах рук.

                      Математика для детей с умственной отсталостью

                      Обучение математике детей с легкой формой умственной отсталости способствует развитию мышления и социального поведения. В то же время, стоит отметить, что математические способности детей с имбецильностью (умеренной степенью олигофрении) весьма ограничены – они могут выполнять простые математические действия (складывать, вычитать), однако более сложные задачи решать не в состоянии. Дети с тяжелой и глубокой олигофренией математику не понимают в принципе.

                      Дети с легкой формой олигофрении могут:

                      • Считать натуральные числа.
                      • Выучить понятия «дробь», «пропорция», «площадь» и другие.
                      • Освоить основные единицы измерения массы, длины, скорости и научиться применять их в повседневной жизни.
                      • Научиться делать покупки, рассчитывать стоимость сразу нескольких предметов и количество необходимой сдачи.
                      • Научиться пользоваться измерительными и счетными приборами (линейкой, циркулем, калькулятором, счетами, часами, весами).
                      • Важно отметить, что изучение математики не должно заключаться в банальном зазубривании информации. Дети должны понимать то, что они учат и сразу же учиться применять это на практике. Чтобы этого достичь, каждый урок можно заканчивать ситуационной задачей (например, раздать детям «деньги» и сыграть с ними в «магазин», где они должны будут купить какие-либо вещи, расплатиться и забрать у продавца сдачу).

                        Пиктограммы для детей с умственной отсталостью

                        Пиктограммы – это своеобразные схематические картинки, на которых изображены определенные предметы или действия. Пиктограммы позволяют наладить контакт с умственно отсталым ребенком и обучать его в тех случаях, когда общаться с ним посредством речи невозможно (например, если он глухой, а также, если не понимает слов окружающих).

                        Суть методики пиктограмм заключается в том, чтобы ассоциировать у ребенка определенное изображение (картинку) с каким-либо определенным действием. Так, например, картинку с изображением унитаза можно ассоциировать с желанием сходить в туалет. В то же время, картинку с изображением ванной или душа можно ассоциировать с водными процедурами. В дальнейшем данные картинки можно закрепить на дверях соответствующих помещений, вследствие чего ребенок будет лучше ориентироваться в доме (захотев в туалет, он самостоятельно найдет дверь, в которую ему нужно для этого войти).

                        С другой стороны, использовать пиктограммы можно и для общения с ребенком. Так, например, на кухне можно держать картинки с изображением чашки (кувшина) с водой, тарелки с едой, фруктов и овощей. Когда ребенок почувствует жажду, он может указывать на воду, в то время как указывание на картинку с едой поможет окружающим понять, что ребенок голоден.

                        Выше были приведены лишь некоторые примеры использования пиктограмм, однако с помощью данной методики можно обучать умственно отсталого ребенка самым разнообразным занятиям (чистить зубы по утрам, самостоятельно заправлять и расстилать постель, складывать вещи и так далее). Однако стоит отметить, что данная методика будет максимально эффективной при легкой олигофрении и лишь частично эффективной при умеренной степени заболевания. В то же время, дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обучению с помощью пиктограмм практически не поддаются (из-за полного отсутствия ассоциативного мышления).

                        Внеурочная деятельность детей с умственной отсталостью

                        Внеурочная деятельность – это занятия, которые проводятся не в классе (как все уроки), а в другой обстановке и по другому плану (в виде игр, соревнований, путешествий и так далее). Изменение метода преподнесения информации умственно отсталым детям позволяет стимулировать у них развитие интеллекта и познавательной деятельности, что благоприятно сказывается на течении заболевания.

                        Целями внеурочной деятельности могут быть:

                        • адаптация ребенка в обществе;
                        • применение полученных навыков и знаний на практике;
                        • развитие речи;
                        • физическое (спортивное) развитие ребенка;
                        • развитие логического мышления;
                        • развитие способности ориентироваться в незнакомой местности;
                        • психоэмоциональное развитие ребенка;
                        • приобретение ребенком нового опыта;
                        • развитие творческих способностей (например, во время походов, игр в парке, в лесу и так далее).
                        • Обучение на дому детей с умственной отсталостью

                          Обучение умственно отсталых детей может выполняться в домашних условиях. Непосредственное участие в этом могут принимать как сами родители, так и специалисты (логопед, психиатр, учителя, умеющие работать с такими детьми, и так далее).

                          С одной стороны, такая методика обучения имеет свои плюсы, так как ребенку при этом уделяется намного больше внимания, чем при обучении в группах (классах). В то же время, ребенок в процессе обучения не контактирует со сверстниками, не приобретает необходимых ему навыков общения и поведения, вследствие чего в дальнейшем ему будет намного сложнее влиться в общество и стать его частью. Следовательно, обучение умственно отсталых детей исключительно в домашних условиях практиковать не рекомендуется. Лучше всего совмещать обе методики, когда днем ребенок посещает образовательное учреждение, а после обеда родители занимаются с ним дома.

                          Реабилитация и социализация детей с умственной отсталостью

                          Если диагноз умственной отсталости подтвержден, крайне важно своевременно начать заниматься с ребенком, что при легких формах заболевания позволит ему ужиться в социуме и стать полноправным его членом. В то же время, особое внимание следует уделять развитию мыслительных, психических, эмоциональных и других функций, которые нарушены у детей с олигофренией.

                          Занятия с психологом (психокоррекция)

                          Первостепенной задачей психолога при работе с умственно отсталым ребенком является установление с ним дружеских, доверительных отношений. После этого в процессе общения с ребенком врач выявляет те или иные психические и психологические расстройства, которые преобладают у данного конкретного пациента (например, неустойчивость эмоциональной сферы, частая плаксивость, агрессивное поведение, необъяснимая радость, трудности в общении с окружающими и тому подобное). Установив основные нарушения, врач старается помочь ребенку от них избавиться, тем самым, ускорив процесс обучения и улучшив качество его жизни.

                          Психокоррекция может включать:

                          • психологическое воспитание ребенка;
                          • помощь в осознании своего «Я»;
                          • социальное воспитание (обучение правилам и нормам поведения в обществе);
                          • помощь в переживании психоэмоциональных травм;
                          • создание благоприятной (дружественной) обстановки в семье;
                          • совершенствование навыков общения;
                          • обучение ребенка контролю эмоций;
                          • обучение навыкам преодоления тяжелых жизненных ситуаций и проблем.
                          • Логопедические занятия (с дефектологом-логопедом)

                            Нарушения и недоразвитие речи могут наблюдаться у детей с различными степенями умственной отсталости. Для их коррекции назначаются занятия с логопедом, который поможет детям развить речевые способности.

                            Занятия с логопедом позволяют:

                            • Научить детей правильно произносить звуки и слова. Для этого логопед использует различные упражнения, во время которых детям приходится многократно повторять те звуки и буквы, которые они выговаривают хуже всего.
                            • Научить ребенка правильно строить предложения. Это также достигается посредством занятий, во время которых логопед общается с ребенком в устной или письменной форме.
                            • Повысить успеваемость ребенка в школе. Недоразвитие речи может быть причиной неуспеваемости по многим предметам.
                            • Стимулировать общее развитие ребенка. Обучаясь правильно говорить и произносить слова, ребенок одновременно запоминает новую информацию.
                            • Улучшить положение ребенка в социуме. Если школьник научится правильно и корректно разговаривать, ему будет легче общаться с одноклассниками и заводить друзей.
                            • Развить у ребенка способность концентрировать внимание. Во время занятий логопед может давать ребенку читать вслух все более длинные тексты, что будет требовать более длительной концентрации внимания.
                            • Расширить словарный запас ребенка.
                            • Улучшить понимание устной и письменной речи.
                            • Развивать абстрактное мышление и воображение ребенка. Для этого врач может давать ребенку читать вслух книги со сказками или вымышленными историями, а затем обсуждать с ним сюжет.
                            • Дидактические игры для детей с умственной отсталостью

                              Во время наблюдений за умственно отсталыми детьми было отмечено, что они неохотно занимаются изучением какой-либо новой информации, однако с большим удовольствием могут играть во всевозможные игры. На основании этого и была разработана методика дидактических (обучающих) игр, во время которых преподаватель в игровой форме доносит до ребенка определенную информацию. Главным преимуществом данного метода является то, что ребенок, сам того не осознавая, развивается в умственном, психическом и физическом плане, учится общаться с другими людьми и приобретает определенные навыки, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни.

                              С обучающей целью можно использовать:

                              • Игры с картинками – детям предлагают набор картинок и просят выбрать из них животных, машины, птиц и так далее.
                              • Игры с цифрами – если ребенок уже умеет считать, на различные предметы (на кубики, книги или игрушки) можно наклеить цифры от 1 до 10 и перемешать их, а затем попросить ребенка расставить их по порядку.
                              • Игры со звуками животных – ребенку показывают ряд картинок с изображениями животных и просят продемонстрировать, какие звуки издает каждое из них.
                              • Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук – на мелких кубиках можно нарисовать буквы, а затем попросить ребенка собрать из них какое-либо слово (название животного, птицы, города и так далее).
                              • Упражнения и лечебная физкультура (ЛФК) для детей с умственной отсталостью

                                Целью ЛФК (лечебной физкультуры) является общее укрепление организма, а также коррекция физических дефектов, которые могут иметься у умственно отсталого ребенка. Подбирать программу физических занятий следует индивидуально или объединяя детей со схожими проблемами в группы по 3 – 5 человек, что позволит инструктору уделить достаточно внимания каждому из них.

                                Целями ЛФК при олигофрении могут быть:

                                • Развитие мелкой моторики рук. Так как данное нарушение чаще других встречается у умственно отсталых детей, упражнения по его коррекции должны быть включены в каждую программу занятий. Среди упражнений можно отметить сжимание и разжимание кистей рук в кулаки, разведение и сведение пальцев, прикосновение кончиками пальцев друг к другу, поочередное сгибание и разгибание каждого пальца в отдельности и так далее.
                                • Коррекция деформаций позвоночника. Данное нарушение встречается у детей с тяжелой формой олигофрении. Для его коррекции применяются упражнения, развивающие мышцы спины и живота, суставы позвоночника, водные процедуры, упражнения на турнике и другие.
                                • Коррекция двигательных нарушений. Если у ребенка отмечаются парезы (при которых он слабо двигает руками или ногами), упражнения должны быть направлены на развитие пораженных конечностей (сгибания и разгибания рук и ног, вращательные движения ими и так далее).
                                • Развитие координации движений. Для этого можно выполнять такие упражнения как прыжки на одной ноге, прыжки в длину (после прыжка ребенок должен сохранить равновесие и остаться стоять на ногах), метание мяча.
                                • Развитие мыслительных функций. Для этого можно выполнять упражнения, состоящие из нескольких последовательных частей (например, поставить руки на пояс, затем присесть, вытянуть руки вперед, а после этого выполнить то же самое в обратном порядке).
                                • Также стоит отметить, что дети с легкой или умеренной степенью заболевания могут заниматься активными видами спорта, однако только при постоянном наблюдении инструктора или другого взрослого (здорового) человека.

                                  Для занятия спортом умственно отсталым детям рекомендуется:

                                  • Плавание. Это помогает им научиться решать сложные последовательные задачи (прийти в бассейн, переодеться, умыться, поплавать, снова умыться и одеться), а также формирует нормальное отношение к воде и к водным процедурам.
                                  • Прогулки на лыжах. Развивают двигательную активность и способность координировать движения рук и ног.
                                  • Катание на велосипеде. Способствует развитию равновесия, концентрации внимания и способности быстро переключаться с одной задачи на другую.
                                  • Путешествия (туризм). Смена обстановки стимулирует развитие познавательной деятельности умственно отсталого пациента. В то же время, при путешествии происходит физическое развитие и укрепление организма.
                                  • Рекомендации родителям относительно трудового воспитания детей с умственной отсталостью

                                    Трудовое воспитание умственно отсталого ребенка является одним из ключевых моментов в лечении данной патологии. Ведь именно от способности к самообслуживанию и к труду зависит, сможет ли человек жить самостоятельно или же будет нуждаться в уходе посторонних на протяжении всей своей жизни. Трудовым воспитанием ребенка должны заниматься не только учителя в школе, но и родители в домашних условиях.

                                    Развитие трудовой деятельности у ребенка с олигофренией может включать:

                                    • Обучение самообслуживанию – ребенка нужно научить самостоятельно одеваться, соблюдать правила личной гигиены, ухаживать за своей внешностью, принимать пищу и так далее.
                                    • Обучение посильному труду – уже с ранних лет дети могут самостоятельно раскладывать вещи, подметать улицу, пылесосить, кормить домашних животных или убирать за ними.
                                    • Обучение работе в команде – если родители идут выполнять какую-либо несложную работу (например, собирать грибы или яблоки, поливать огород), ребенка следует брать с собой, объясняя и наглядно демонстрируя ему все нюансы выполняемой работы, а также активно сотрудничая с ним (например, поручить ему приносить воду во время поливки огорода).
                                    • Разностороннее обучение – родителям следует обучать ребенка самым разным видам труда (даже если вначале выполнять какую-либо работу у него не получается).
                                    • Осознание ребенком пользы от своего труда – родители должны объяснить ребенку, что после поливки огорода на нем вырастут овощи и фрукты, которые малыш потом сможет съесть.
                                    • Прогноз при умственной отсталости

                                      Прогноз при данной патологии напрямую зависит от степени тяжести заболевания, а также от правильности и своевременности проводимых лечебных и коррекционных мероприятий. Так, например, если регулярно и интенсивно заниматься с ребенком, у которого диагностирована умеренная степень олигофрении, он может научиться говорить, читать, общаться со сверстниками и так далее. В то же время, отсутствие каких-либо обучающих занятий может спровоцировать ухудшение состояния пациента, вследствие чего даже легкая степень олигофрении может прогрессировать, переходя в умеренную или даже в тяжелую.

                                      Дают ли ребенку группу инвалидности при умственной отсталости?

                                      Так как способность к самообслуживанию и полноценной жизни умственно отсталого ребенка нарушена, он может получить группу инвалидности, что позволит пользоваться определенными преимуществами в обществе. В то же время, та или иная группа инвалидности выставляется в зависимости от степени олигофрении и общего состояния пациента.

                                      Детям с умственной отсталостью могут присвоить:

                                      • 3 группу инвалидности. Выдается детям с легкой степенью олигофрении, которые могут самостоятельно себя обслуживать, поддаются обучению и могут посещать обычные школы, однако требуют повышенного внимания со стороны семьи, окружающих и педагогов.
                                      • 2 группу инвалидности. Выдается детям с умеренной степенью умственной отсталости, которые вынуждены посещать специальные коррекционные школы. Они плохо поддаются обучению, плохо уживаются в обществе, слабо контролируют свои поступки и не могут нести ответственность за некоторые из них, в связи с чем часто нуждаются в постоянном уходе, а также в создании специальных условий для проживания.
                                      • 1 группу инвалидности. Выдается детям с тяжелой и глубокой олигофренией, которые практически не способны обучаться или самостоятельно себя обслуживать, в связи с чем нуждаются в непрерывном уходе и опеке.
                                      • Продолжительность жизни детей и взрослых при олигофрении

                                        При отсутствии других заболеваний и пороков развития, длительность жизни умственно отсталых людей напрямую зависит от способности к самообслуживанию или от ухода за ними со стороны окружающих.

                                        Здоровые (в физическом плане) люди с легкой степенью олигофрении могут себя обслуживать, легко поддаются обучению и даже могут устраиваться на работу, зарабатывая деньги себе на пропитание. В связи с этим средняя продолжительность их жизни и причины смерти практически не отличаются от таковых среди здоровых людей. То же самое можно сказать о пациентах с умеренно выраженной олигофренией, которые, однако, также поддаются обучению.

                                        В то же время, пациенты с тяжелыми формами заболевания живут намного меньше обычных людей. В первую очередь, это может быть связано с множественными пороками и врожденными аномалиями развития, которые могут приводить к смерти детей в течение первых лет жизни. Другой причиной преждевременной смерти может послужить неспособность человека критически оценивать свои действия и окружающую обстановку. При этом больные могут находиться в опасной близости от огня, работающих электрических приборов или ядов, падать в бассейн (при этом, не умея плавать), попадать под машину (случайно выбегая на дорогу) и так далее. Вот почему продолжительность и качество их жизни напрямую зависят от внимания со стороны окружающих.

                                        www.tiensmed.ru