Коррекция темпа и ритма при заикании

Коррекция темпа и ритма при заикании

У заикающихся всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций.

В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается состояния мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, музыкально-ритмических способностей и пр.

В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2. Развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений.

Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.

Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.

Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:

—двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;

— тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;

— усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;

— сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Такие занятия проводятся в процессе логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе.

Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:

1) ритмическая разминка

Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.

1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.

2. Заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду “Вперед”, “Назад”, “В центр”, “Вправо”, “Влево” и т.д.

2) упражнения, регулирующие мышечный тонус

Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.

1. Заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.

2. Заикающиеся выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку. |

3) упражнения для развития чувства темпа и ритма

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).

Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок

4) упражнения на развитие координации речи с движением

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

pedlib.ru

Коррекция нарушений темпа и ритма речи у детей и взрослых

К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия . К нарушению темпоритмической организации речи относится заикание.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь мало понятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребенка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

Возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи, который характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью развивающейся речевой функции. Заикание возникает в результате воздействия ряда факторов (раздражителей), непосредственно вызывающих специфическое нарушение нервной системы и психики человека при наличии особо благоприятствующих условий. Появлению заикания способствует:

  • Возраст ребенка;
  • Состояние нервной системы;
  • Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза (развития);
  • Особенности формирования функциональной асимметрии мозга;
  • Наличие психической травмы;
  • Наследственность.
  • Повторения, неуверенная и неплавная речь в возрасте 2-7 лет являются вариантами нормы. Но если эти повторения встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, это указывает на начинающееся заикание, начальную фазу которого характеризуют следующие признаки:

    • Часто встречающиеся повторы слов;
    • Пролонгированные звуки;
    • Избегание ситуации общения, фразы типа «Я не могу этого сказать»;
    • Расстроенный вид;
    • Напряженные мышцы лица и шеи;
    • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

    До начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования. Коррекционное воздействие при заикании должно быть комплексным. Оно предполагает комплексное лечебно-педагогическое воздействие, в которое входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия.

    Медикаментозное лечение необходимо для нормализации деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата, устранения судорог, снятия психогенных наслоений, оздоровление организма.

    Существует множество комплексных реабилитационных систем и методов логопедической реабилитации при заикании. При применении любых методик основной целью логопедического воздействия является выработка устойчивой плавной речи, тремя основными задачами при этом являются:

    1. Формирование навыка плавной речи;
    2. Воспитание личности заикающегося;
    3. Профилактика рецидивов и хронификации заикания.

    Логопедические занятия должны быть регулярными в течение значительного времени. В них обязательно включаются методики, направленные на ритмизацию движений, занятия под музыку с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с пением, чтением стихотворных и прозаических текстов. Логоритмика оказывает активное влияние не только на состояние речи заикающегося, но и на личность в целом, поскольку в процессе занятия коррегируются различные моменты речевой и неречевой коммуникации, расширяющие речевые возможности заикающихся.

    rts-uss.ru

    Просмотров научной работы: 269

    Поделиться с друзьями:

    В связи с этим особую актуальность и коррекционно-развивающую значимость приобретает развитие чувства темпа и ритма для детей с нарушениями речи, в частности для детей с заиканием, так как это расстройство прежде всего связано с дискоординацией речевых движений периферического аппарата в процессе высказывания.

    Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.

    В практике мы выделели три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же ребенка может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.

    Наиболее сложным речевым расстройством, которое чаще всего возникает в период формирования речи, является заикание. Эта речевая паталогия представляет собой сложный симптомокомплекс, при котором нарушается ритм, темп, мелодика речи, координация в работе мышц речевого аппарата, в связи с чем возникают речевые судорожные запинки.

    Для выработки плавности речи у заикающихся используются различные методы, ритмизирующие речь: проговаривание слов, фраз под музыку, пение, тренировка речи в процессе логопедической ритмики, сихронизация речи с движениями пальцев ведущей руки и т. д. Было обращено внимание, что ритмизация движений приводит к плавности речи.

    Таким образом, проблема изучения особенностей становления речевой функции, в частности темпо-ритмической организации речи, в норме и при отклонениях в овладении речью в среднем возрасте является одной из актуальных и недостаточно разработанных проблем в логопедии. В этой связи возникает необходимость в изучении особенностей темпо-ритмической организации речи, методик диагностики и коррекционной работы, разработанных для детей среднего возраста.

    Цель исследования: разработать систему коррекционно-развивающих занятий по формированию темпо-ритмической организации речи у детей среднего дошкольного возраста с заиканием.

    Объект: преодоление темпо-ритмической организации речи у детей среднего дошкольного возраста с заиканием.

    Предмет: особенности коррекции темпо-ритмической организации речи у детей среднего дошкольного возраста с заиканием.

    Задачи:

    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

    Выявить особенности темпо-ритмической организации речи у детей среднего дошкольного возраста при заикании.

    Раскрыть содержание коррекционной работы по развитию темпо-ритмической организации речи у детей среднего дошкольного возраста при заикании с использованием логоритмических упражнений и оценить его эффективность.

    Работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения №37 г. Озёрск. В эксперименте приняли участие 4 человека в возрасте 5-6 лет. Была исследована темпо-ритмической сторона речи у детей с заиканием. На основе наблюдения, общения с детьми, изучения их личных дел выявлены темпо-ритмические нарушения организации речи судорожного характера, т.е. все 4 ребёнка имеют заикание. Для правильного выбора необходимых форм коррекционного воздействия на заикающегося, прогнозирования эффективности логопедической работы с ними, большое значение имело данные психолого-педагогического изучения заикающегося ребёнка.

    Изучение темпо-ритмической организации речи у детей позволил выявить следующие особенности голоса: назальный оттенок, недостаточная интенсивность и сила голоса; тихий, слабый голос отмечался у троих детей. Изменения частоты основного тона выявлены у двоих детей. Также наблюдались нарушения темпа: ускоренный темп отмечался у 1 ребенка, а замедленный – у 3 детей. Изучение речевого дыхания детей показало, что у всех детей имеются дискоординация дыхания и фонации.

    Нами были изучены и использованы методы и приемы обследования Е.Ф. Архиповой, Г.А. Волковой, И.А. Поваровой, Н.В. Серебряковой, Ю.О. Филатовой, Л. И. Беляковой, Е.А.Дьяковой.

    Обследование проводилось по следующим критериям:

    Определение темпа речи.

    Характеристика темпа – количество слогов в определенный промежуток времени (секунду).

    «Слушай предложения и повторяй за логопедом».

    Мальчик читает книгу.

    Утром звонко поют птицы.

    Бабушка вяжет внуку теплые носки.

    Ваня любит рисовать карандашами.

    Исследование восприятия темпа речи.

    Для исследования восприятия различного речевого темпа предварительно ребенку объяснялось, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Вводятся картинки-символы. Ребенку предлагалось на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца – быстрый темп, черепаху – медленный темп, ежика – нормальный темп.

    «Посмотри на картинки. Ежик ходит спокойно – и говорит спокойно, нормально, черепаха медленно ползает – и говорит очень медленно, заяц бегает очень быстро – и говорит очень быстро. Сейчас логопед будет говорить предложения, а ты угадай, как говорит логопед и покажи соответствующую картинку».

    — По веточке ползает длинная гусеница (медленный темп).

    — Из-под топота копыт пыль по полю летит (быстрый темп).

    — Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп).

    — В лесу дети собирали грибы и ягоды (нормальный темп).

    — У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки? (быстрый темп).

    — Зимой дети любят кататься на санках и коньках (медленный темп).

    3) Исследование воспроизведения отраженного темпа речи.

    Ребенку предлагалось прослушать предложения и повторить их в том же темпе за логопедом.

    — Самолет построим сами и помчимся над полями (быстрый темп).

    — Улитка носит свой домик на спине (медленный темп).

    — На море во время шторма очень большие волны (нормальный темп).

    4) Самостоятельное управление темпом речи.

    — Весной тает снег и бегут ручьи (нормальный темп).

    5) Обследование воспроизведения ритма.

    определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.

    1. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

    — изолированные удары: а) ///б) ///// в) //// г) //

    (без опоры на зрительное восприятие).

    2. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

    3. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары»: U — тихий, / — громкий.

    — акцентированные удары: а) /UU/б) //U в) U//U г) //UU//

    (без опоры на зрительное восприятие).

    6) Для выявления темпа и ритма речи.

    Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе. Аты-баты – шли солдаты, Аты-баты – на базар. Аты-баты – что купили? Аты-баты – самовар.

    Проведенный анализ результатов обследования позволил нам выделить уровни сформированности темпо-ритмической организации речи у дошкольников. В зависимости от суммы баллов, набранных при выполнении специальных заданий, мы условно выделили три уровня.

    Низкий уровень. Например, у Артема и Максима выявлены низкие показатели по всем заданиям. Отмечалась несформированность умений определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз и не смогли изменять ритм и темп речи. Обследование модуляций голоса по силе показало низкий уровень развития умений изменять громкость голоса. У детей были выражены нарушения тембра голоса, тембр глухой (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое).

    Средний уровень. Например, у Алисы и Николь наблюдался средний уровень развития голоса. Ребенок выполнял задания без модуляций голоса по высоте (но при сопряженном выполнении задания высота и громкость голоса изменялся). Присутствовали умеренные нарушения тембра. Темп изменяли незначительно. Задание выполнялось с ошибками, но ошибки исправлялись самостоятельно по ходу работы. В голосе присутствовали некоторые изменения окраски голоса, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.

    Таким образом, результаты проведенного обследования позволил выявить особенности темпо-ритмической организации речи у детей среднего дошкольного возраста. На следующем этапе была проведена коррекционная работа по коррекции выявленных недостатков.

    Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий коррекцию темпо-ритмической организации речи мы провели по следующей схеме:

    • ритмическая разминка. Ее задачами являлись воспитание дисциплины и организованности, развитие координации рук и ног, формирование правильной осанки и навыков движений в коллективе, ориентация в пространстве, умение менять темп и ритм движения. С этой целью использовалась вводная ходьба, легкий бег, чередование ходьбы и бега, прыжки, элементы физкультурных и танцевальных движений;

    • упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этих упражнений являлось устранение напряжения, скованности в мышцах. Используются специальные задания на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных движений. В зависимости от звучания разных по силе звуков менялся мышечный тонус;

    • слушание музыки. Тесно взаимосвязано с упражнениями, регулирующими мышечный тонус. Подбирались разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия на создание нужного фона настроения;

    • упражнения для развития координации речи с движением. Использовались двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий (слогов, слов, фраз, стихотворных и прозаических текстов);

    • пение. Выбирались ритмичные и мелодичные песни, в пении которых нормализуется темп речи и речевое дыхание;

    • игра. Подвижная игра служила закреплением навыков, полученных на занятии. Также в таких играх воспитываются ловкость, сообразительность, быстрота двигательных реакций, ориентировка в пространстве. Заключительная ходьба проводилась в спокойном темпе и ритме.

    Таким образом, у детей наблюдались нарушения темпо-ритмической организации речи. Ограниченность активного словаря, недостаточная сформированность звукопроизношения, фонематического слуха привели к тому, что речь стала замедленной, аритмичной, наблюдались паузы в построении речевого высказывания. С целью этого и проводилась коррекционная работа. Эффективность комплекса дидактических игр способствовала нормализации темпо – ритмической организации речи. Коррекционная работа по развитию темпо-ритмической организации речи позволила нам систематизировать практический материал с учетом логоритмических упражнений.

    1. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. — М.: [Текст] В. Секачев, 2012. — 304с.

    2. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях [Текст]. — М.: изд-во «Просвещение», 2013. — 134 с.

    3. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. – 320 с.

    4. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания [Текст] // Логопед. – 2005. — №6. – с. 28-32.

    5. Левина Р.Е. Об эмоциональных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи [Текст] // Дефектология, №1/2011.- С.7-13.

    6. Левина Р.Е. «Основы теории и практики логопедии». [Текст] — М., 1968 г.

    7. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.

    8. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание [Текст]. – СПб.: Питер, 2014. – 348 с.

    9. Поварова, И.А. Комплексная логопедическая работа по коррекции темпоритмических нарушений речи у заикающихся подростков и взрослых: дис. . канд. пед. наук [Текст] / И.А. Поварова. – СПб., 2001. – 229 с.

    10. Сикорский И.А.Заикание-М. [Текст]: изд-во«АСТ. АстрельТранзиткнига», 2013. — 210 с.

    11. Спиваковская А.С. Психотератия: игра, детство, семья. — [Текст] М.: изд-во «Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс», 2010. — 321 с.

    12. Филичева Т.Б Основы логопедии / Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б [Текст] — М.: изд-во «Просвещение», 2011. — 341 с.

    13. Шкловский В.М. Заикание. [Текст] — М., 2014. — 248с.

    Нарушение темпа и ритма речи несудорожного характера. Тахилалия. Брадилалия. Профилактика.

    Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера.

    Этиология: Врожденные конституциональные аномалии развития.
    Патогенез: Речь при полтерне носит поверхностный и одновременно абстрактный характер, является рубленной, нечёткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса, которые отражают внутренний беспорядок мышления. Чистые формы полтерна (спотыкания) делятся на группы: первая группа: — с моторными расстройствами; симптомы: ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи; вторая группа: — с сенсорными расстройствами; симптомы: трудность нахождения необходимых слов, нарушения слухового внимания; третья группа: — с общей трудностью формирования речи, несмотря на достаточный словарный запас;

    четвертая группа: — со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных или вставлением восклицаний, отражающие постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.

    Тахилалия— патологически ускоренный темп речи. Относится к числу нарушений темпа речи. Этиология: нарушение центрального речевого механизма; наследственность; неровная речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быстрой речи ребенка; нарушение восприятия; недостаточность артикуляции. Патогенез: расстройство темпа внешней и внутренней речи за счёт патологического преобладания процессов возбуждения.

    Симптомы: ненормально быстрый темп речи (20–30 звуков в секунду вместо 10–12) без существенных искажений фонетического оформления, лексики и грамматического строя.
    Неречевые симптомы: нарушение общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, поведения. У человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая хотьба, гиперактивность, тики). Во время сна дети часто мечутся в постели.

    Брадилалия— патологически замедленный темп речи. Относится к числу нарушений темпа речи. Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдается в клинике некоторых форм психических заболеваний: олигофрении, последствиях менингоэнцефалита, дистрофических, органических поражениях ЦНС, травмах, опухолях головного мозга. Как самостоятельное нарушение речи брадилалия чаще всего встречается у флегматичных, медлительных лиц. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где являются обычной формой речи.

    Этиология: наследственность; экзогенные факторы (интоксикации и т.п.); психологические причины (воспитание, подражание и т.д.). Патогенез: патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.

    Симптомы: замедленность темпа внешней и внутренней речи; замедленность процессов чтения и письма (замедленный темп чтения носит название брадилексии); монотонность голоса; удлинение пауз между словами; растянутое произношение звуков.

    Неречевая симптоматика выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица, Движения замедленные, вялые. Лицо амимичное. При слабой выраженности брадилалии речевая и неречевая симптоматика детьми не замечается. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушений речи и связанные с ними психологические переживания.

    Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование дикции.
    Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции. Способствует регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, заикание, дизартрия.
    Все упражнения направлены на согласование речи с движением. Заикающийся сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладонями.

    students-library.com

    АРХИВ «Студенческий научный форум»

    Просмотров научной работы: 4517

    Комментариев к научной работе: 3

    Поделиться с друзьями:

    Нормальный темп речи, то замедляется, то ускоряется. Разница в скорости высказываний зависит от быстроты произнесения фонем, слов, фраз. А также от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

    Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, — возбуждения и торможения.[5]

    Существует три основных темпа речи: нормальный, быстрый и медленный. Темп играет большую роль в эмоциональной передаче информации.

    Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания. Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.[1]

    Пауза — перерыв в звучании голоса на определенное время. Паузы — необходимый элемент речевого высказывания. Их длительность и характер определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

    Физиологическая основа плавности речи — механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте 3-х лет эти механизмы находятся в фазе начального становления.

    Речь считается прерывистой:

    Замещающие звуки и слова.

    Нескоординированные по времени слова.

    К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребенка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.[2]

    Названные виды речевых нарушений могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени расстройства мало беспокоят ребенка. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.[2]

    Патогенез, клиника и методы коррекции этих расстройств речи различны.[2]

    Брадилалия (от греч. bradys — медленный, lalia — речь) — патологически замедленная, но правильно координированная речь.[4] Синонимы: Brabyphrasia (брадифразия), Brabyarthria (брадиартрия), Brabylogia (брадилогия).[2]

    В истории изучения нарушений темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.

    С конца XIX в. ее определили как отдельное нарушение темпа речи. В этиологии исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс, 1950; М. Зееман, 1962; М. Е. Хватцев, 1959), экзогенные факторы (интоксикация, астенизация и др.), психологические причины (воспитание, подражание и др. — А. Либманн, 1900; А. Гутцман, 1900; М. Надолечны, 1926; Э. Фрешельс, 1936).

    По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеют: патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения (М. Е. Хватцев, Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина); центральные, преимущественно экстрапирамидные моторные нарушения (М. Зееман), а также неправильное течение кортикальных возбуждений во времени, лежащих в основе элементарных актов, из которых возникает речь (А. Куссмауль).[2]

    Брадилалия может быть как самостоятельным нарушением темпа речи, так и в сочетании некоторых форм психических заболеваний.

    Речевая симптоматика брадилалии:

    Замедленность темпа внешней и внутренней речи.

    Замедленность процессов чтения и письма.

    Интер- и интравербальное замедление.

    Нарушение артикулирования звуков.

    Неречевая симптоматика брадилалии:

    Нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица.

    Особенности психической деятельности (замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления).

    Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Термин произошел от греческих слов tachis — быстрый, lalia — речь. Синоним: Tachiphrasia (тахифразия).[2]

    Тахилалия рассматривалась в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других сторон речи, помимо просодии.

    С конца XIX в. тахилалию включили в группу расстройств под названием дизфразии (А. Куссмауль, 1879). Отмечалось преимущественное нарушение дыхания в столь сильной степени («втягивание воздуха в себя»), что появлялось некоторое сходство с заиканием. Как самостоятельная форма нарушения речи с преимущественным расстройством ее темпа впервые выделена Ю. А. Флоренской в 1934 г.[2]

    расстройство темпа внешней и внутренней речи (М. Бехтерев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959);

    органически обусловленное нарушение ЦРМ (D. Weiss (1950);

    неправильная функция экстрапирамидной системы (М. Зееман (1950);

    врожденная речедвигательная недостаточность речевого аппарата (М. Е. Хватцев (1959) .

    Речевая симптоматика тахилалии:

    неудержимая стремительность речи и на ее фоне — расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д.;

    интервербальная акцелерация (М. Зееман);

    расстройства внутренней речи, чтения и письма.

    Неречевая симптоматика тахилалии:

    нарушения общей моторики

    нарушения психических процессов

    нарушения вегетативной нервной системы

    нарушения эмоционально-волевой сферы.

    Баттаризм (парафразия)Полтерн (спотыкание)

    Баттаризм (парафразия) — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи.[2]

    изменения в физиологии и анатомии мозга, связанные с ранним поражением мозга и с наследственностью.

    Исторические аспекты причин баттаризма (парафразии):

    сенсомоторные расстройства внимания (А. Либманн (1900);

    несоответствие между желанием говорить и речемоторной возможностью (речевая атаксия) М. Надолечны;

    нарушения в стриопаллидарной системе, связь эпилепсии с ускоренной речью, вследствие органических изменений в мозге (М. Зееман).

    Психический фактор парафразии — недостаточная концентрация внимания и несоответствие темпа мышления и речи.

    Механизмы возникновения баттаризма:

    преобладание процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы

    проглатывание и перестановка слогов и слов, в остановках речи (М.Надолечны);

    быстрое течение мысли (Э.Фрешельс);

    самопроизвольная перестройка внимания по ходу речевого потока (Ю.А.Флоренская);

    расстройство синтаксиса (лингвистика) — А. Гутцман; X. Пик.

    Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи не судорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.[2]

    Различия полтерна и заикания:

    не осознают своего дефекта;

    при сосредоточении внимания речь улучшается;

    говорят лучше в присутствии незнакомых людей и в ответственной обстановке;

    во время непринужденного разговора симптомы полтерн усиливаются.

    В 30—50-х годах ХХв. — ЭЭГ заикающихся и лиц с полтерн (различия между заиканием и тахилалией)

    Pichon и Borel-Maisonny (1964) помимо спотыкания выделили еще одно нарушение речи — бормотание (касается расстройства темпа и ритма только внешней стороны речи)

    Первая Международная Конференция по Клаттерингу (2007,Болгария)

    Классификация D. Weiss (1964):

    Чистые формы спотыкания: Спотыкание – синдром

    I группа — с моторными расстройствами

    II группа — с сенсорными

    III группа — с общей трудностью формулирования речи

    IV группа — со спотыканием

    Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.[2]

    Симптоматика речевая при баттаризме и полтерн:

    нарушения внешней речи;

    нарушения внутренней речи;

    нарушения письменной речи;

    нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание, речевая моторика, лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика.

    Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн:

    нарушения общей моторики;

    Физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). М.Зееман отмечает, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Подобное состояние речи у детей на определенном этапе их развития является естественным. Со временем под влиянием воспитательного воздействия окружающих и развития речевых движений детская речь выравнивается, и ее несовершенства исчезают бесследно.[4]

    ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ

    Обследование комплексное: медицинское и психолого-педагогическое.

    Примерная схема обследования:

    -состояние общей и ручной моторики;

    -состояние речевой моторики, орального праксиса;

    -исследование слухового восприятия, слуховой, зрительной и моторной памяти,

    В логопедическом заключении указываются:

    • чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;

    • степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

    • влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;

    круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;

    • выраженность психических симптомов;

    • нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии);

    • нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления);

    • отклонения в поведении.[2]

    Система лечебно-педагогической комплексной работы предполагает в коррекционном воздействии следующие установки:

    -опора на межанализаторные связи;

    -коррекция не только внешней, но и внутренней речи;

    -учетом ведущего вида деятельности ребенка;

    -учет личностных особенностей, особенностей поведения, эмоционально-волевых проявлений;

    -предпочтительнее групповая форма проведения занятий;

    -необходимо медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение), ЛФК, логоритмика.

    Методика логопедической работы при устранении брадилалии: воспитание быстрых и четких движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; убыстрение темпа внутренней речи; убыстрение темпа письма и чтения; воспитание выразительных форм, сценической речи, сценического чтения; воспитание правильной просодики; нормализация общей моторики; формирование ручного праксиса, развитие слухового, зрительного внимания, восприятие ритмов.

    Методика логопедической работы при устранении тахилалии: воспитание медленного, спокойного, плавного строго ритмичного дыхания и голосообразования; чтения; речи; — здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; — воспитание общего и слухового внимания к речи.

    Этапы коррекционной работы:

    1 этап. Этап максимального ограничения речевого общения.

    2 этап. Работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения.

    3 этап. Работа над пересказом (над редактированием высказываемых мыслей).

    4 этап. Работа над коллективным рассказом.

    5 этап. Этап подготовки к публичному выступлению.

    Преодоление баттаризма и полтерн: Те же этапы.

    Основные задачи: формирование понятий на конкретной основе, их словесного грамматически правильного выражения;

    формирование темпа и слитности речи в единстве с другими психическими процессами, а также с процессами порождения речи.

    — фиксация внимания на своей речи;

    — сопряжено-отраженное произнесение фраз, текстов;

    — работа над перефразировкой;

    — воспитание логического мышления в речевых и неречевых заданиях;

    — работа по преодолению дефектов внутренней речи;

    — развитие слухового внимания, умения слушать речь;

    — упорядочивание темпа речи с помощью автоматизированных речевых рядов.

    Важная роль в коррекции нарушения темпа речи ребенка раннего возраста отводится семье. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. А проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, с каждым годом становится все более актуальной. Важно понять, что не только дети нуждаются в психокоррекционной помощи, но и не меньшей степени помощь нужна их родителям.

    При брадилалии в первую очередь нормализовать общую моторику− это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка ручную моторику. Также, следует уделить внимание занятиям по логопедической ритмике.

    При преодолении тахилалии необходимо воспитание: а) медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи; г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; д) общего и слухового внимания к речи.

    Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего начала занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.

    1.Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.- 304 с.: ил.

    2.Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л.С. Волковой, — 2-е изд. – в 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 384 с.

    3.Светозарова Н.Д.. Физиология речи. Восприятие речи человеком, М., 1976.

    4.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

    5.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.

    www.scienceforum.ru