Коррекционная работа с детьми с заиканием программа для учреждений

Коррекционная работа с детьми с заиканием программа для учреждений

5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот период предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о всем процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д.

Таким образом, в методике, предложенной Н.А.Чевелевой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника. Автором методически обоснованы и описаны этапы этой последовательной работы. Здесь хорошо показаны возможности того, как на одном разделе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в процессе ручной деятельности) можно осуществлять коррекционную работу по преодолению заикания у детей.

С.А.Миронова (СНОСКА: Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. // Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1975.) предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной группы детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной форме образовательной работы в детском саду) по принятым разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Работа с детьми по всем разделам «Программы» (СНОСКА: Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программы для специальных дошкольных учреждений МП СССР, 1983) подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи: программные и коррекционные, которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).

При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.

pedlib.ru

Рабочая программа (старшая группа) на тему:
Программа коррекционно — развивающей работы с детьми 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья с заиканием

Програамма разработана для логопедов и руководителей ДОУ.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 «Огонек»

Программа коррекционно — развивающей работы с детьми 5-7 лет с ограниченными возможностями

здоровья с заиканием

Никонова Елена Викторовна

  1. Актуальность
  2. Цели и задачи программы
  3. Принципы построения программы
  4. Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста
  5. Основные этапы коррекционно-развивающей работы с
  6. Организация обучения и воспитания детей с заиканием
  7. Календарно — тематическое планирование занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста 5-7 лет
  8. Предполагаемые результаты
  9. Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребенка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это сказывается на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем — на выборе профессии.

    Заикание, как показывают статистические данные, является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2—6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию.

    Проблема своевременной коррекции заикания выдвигается в разряд актуальных наряду с формированием у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития, что для детей с нарушениями развития оказывается возможным только при условии систематической профессиональной логопедической помощи в полноценном овладении речью.

    Программа составлена на основе разработок отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии:

    — теория деятельностного подхода к формированию личности (П. К. Анохин, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.);

    — концепция о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (И. Т. Власенко, Л. С. Выготский, Н. И. Горелов, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Н. И. Жинкин и др.);

    — теория системного подхода в решении коррекционных задач (О. Л. Алексеев, В. И. Бельтюков, Л. С. Выготский, В. В. Коркунов, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия и др.);

    — положение о взаимосвязи физиологических и психологических закономерностей развития организма (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. А. Гиляровский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.);

    — теория о патологическом условно-рефлекторном механизме заикания (Л. И. Белякова, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, И. П. Павлов,

    — лингвопсихологические и психологические теории о механизмах речевой деятельности, порождении и восприятии речевого сообщения, взаимодействии речевых процессов (Т. В. Ахутина,,B.И. Бельтюков, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.).

    Согласно взглядам отечественных ученых (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. А. Петровская, Т. Н. Ушакова и др.), общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, наконец, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей.

    А. А. Леонтьев считает общение процессом специфического вида деятельности, а именно коммуникативной. Осуществляемое с помощью речи оно трактуется как речевая коммуникация.

    М. И. Лисина, А. Г. Рузская рассматривают общение детей дошкольного возраста как коммуникативную деятельность, компонентом которой следует считать коммуникативные навыки. У детей с нормально развивающейся речью коммуникативные умения и навыки формируются последовательно, на основе приспосабливания их к потребностям общения. У детей с нарушениями речи они в нужном объеме спонтанно не образуются. Проявлением трудностей в образовании этих умений является заикание.

    Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций.

    И. Ю. Абелева, Л. 3. Андронова, Л. И. Белякова, Н. И. Жинкин, Ю. Б. Некрасова и другие авторы в своих исследованиях указывают на то, что заикание является, прежде всего, нарушением системы общения, приводящим к изменениям личности заикающегося.

    Цели и задачи программы

    Целью программы является коррекция заикания, т.е. формирование плавной бессудорожной интонационно окрашенной речи наряду при создании оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития речи у детей школьного возраста.

    Для реализации программы требуется тесное сотрудничество медиков и педагогов в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания занятий. Система логопедической помощи построена в рамках комплексного подхода к преодолению заикания, с опорой на ведущую деятельность. Одновременно с логопедом помощь детям, страдающим заиканием, оказывается психоневрологом и психологом. Целью этих дополняющих друг друга мероприятий является формирование устойчивой плавной интонационно окрашенной речи у заикающихся детей.

    В ходе реализации программы заданная цель достигается путем решения следующих задач:

  10. Устранение (или ослабление) судорожного компонента речевого нарушения;
  11. Улучшение состояния дыхательной функции в процессе формирования техники нормативной речи;
  12. Формирование внятной, выразительной бессудорожной речи в нормальном темпе и ритме в процессе совершенствования просодической стороны речи;
  13. Развитие импрессивной и экспрессивной речи детей путемзакрепления навыков плавной слитной интонационно окрашенной речи;
  14. Преодоление сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитие моторики в процессе работы над снижением уровня эмоционального напряжения;
  15. Создание условий для активного, полноценного сотрудничества семьи ребенка с логопедом в процессе коррекционной работы;
  16. Профилактика рецидивов заикания.
  17. Программа направлена на помощь детям дошкольного возраста (5-7лет) с заиканием в овладении необходимыми коммуникативными и познавательными компетенциями навыками в соответствии с ФГОС начального и общего образования.

    Принципы построения программы

    — системность (учёт всех объективных факторов, обусловливающих нарушения речи у детей, а также структуру дефекта);

    — дифференцированность (определение типа дизонтогенеза, учет различия нарушений в состоянии произвольных движений и речи детей с невротическим и неврозоподобным заиканием);

    — постепенность (непрерывность и регулярность занятий по воспитанию речевой коммуникации, последовательное введение новых навыков в разные формы речи с учетом степени ее самостоятельности);

    — информированное согласие и активное сотрудничество с семьей.

    Комплексный подход в оказании помощи ребенку: совместная работа логопеда, невролога и психолога, использующих свои методы и средства при воздействии на заикающегося, решающих каждый в своем ключе единые коррекционные задачи (лечебная составляющая направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная – на выработку и закрепление правильных речевых навыков).

    Инвариантность использования основных логопедических техник формирования речи заикающихся. Не может быть единой схемы в применении логопедических техник или преобладания той или иной техники для всех заикающихся, что подтверждается данными сравнительной характеристики разных форм заикания. Программа позволяет составить индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут с учетом возраста ребенка, формы заикания (невротическое, неврозоподобное, смешанное), степени его выраженности, наличия сопутствующей речевой и неречевой симптоматики.

    Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста.

    Первоначальное развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у незаикающихся сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет. В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание. Чаще всего заикание возникает тогда, когда переход от общения в ситуации наглядности к чисто словесным его формам происходит недостаточно постепенно, с непомерной активизацией этого процесса. Ребенок овладевает речью в общении с окружающими его людьми. При этом взрослые довольно часто не задумываются над содержанием и построением слов в речи в общении с детьми. Поэтому причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи, «подстегиваемое» родителями: всяческое поощрение сложных недетских оборотов речи, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ранние выступления при посторонних, когда воспитание ведется без учета особенностей нервной системы, состояния возбудительных и тормозных процессов ребенка. Заикание, возникшее в результате перенесенной психической травмы, наблюдается гораздо реже, чем принято думать.

    Заикание обычно усиливается в ситуации общения и ослабевает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По- разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми разного возраста, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от прерывистой речи. Он вовсе не заикается в речи без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре.

    Проявление заикания связано с тем, что детей начинает затруднять построение речи. Они не всегда могут быстро и точно подобрать нужные для ответа слова, иногда в момент высказывания не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный запас знаний и представлений.

    При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь их изобилует вставными словами и звуками: «ну», «вот», «как его», «и», «э» и др. самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, рассказы их бывают непоследовательны. Подробно описывая малозначащие детали, они упускают главную мысль. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе по сравнению со своими незаикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается клоническими, тоническими или смешанными судорогами и сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, миганием, постукиванием пальцами, притопыванием и другими движениями). Страх речи в дошкольном возрасте наблюдается редко.

    Специальное обучение детей, страдающих заиканием в ходе специального обучения происходит постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания достигается не путем механических тренировок (работой над дыханием, упражнениями в повторении готовых слов и фраз, искусственном замедлении темпа и т. д.), а благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирование навыков пользования доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной.

    Первые шаги в этом направлении делаются в специально организованных условиях общения, по поводу непосредственно наблюдаемых предметов и действий с ними. В начале обучения допускается только диалогическая речь. Активная самостоятельная речь детей побуждается, направляется и регулируется вопросами и указаниями логопеда или воспитателя. Важнейшими условиями нормального речевого общения являются: наглядная опора, строгое соблюдение системы вопросов, задаваемых детям; разные требования к ответам детей в зависимости от этапа обучения и индивидуальных речевых возможностей. В процессе коррекционного обучения осуществляется постепенное и посильное усложнение форм речи при убывании наглядной опoры. Развитие навыков пользования самостоятельной речью предполагает постепенно подготовленный переход от кратких к развернутым фразовым ответам, а затем к самостоятельным рассказам, как по наглядной опоре, так и без нее, по представлению.

    В ходе коррекционных занятий наряду с диалогической дети приобретают навыки пользования и монологической речью, причем переход к новым более сложным формам общения поначалу сочетается с усвоенными ранее. Дети пользуются и монологической и диалогической речью в зависимости от требований логопеда, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка.

    На занятиях очень важно воспитывать и поддерживать речевую активность детей, интерес к речи и естественный живой характер диалогической, а затем и монологической речи в нормальном темпе.

    Овладению детьми самостоятельной речью без заикания способствуют специфические формы словарной работы, работы над словосочетанием, фразой и рассказом.

    Словарная работа состоит не только в уточнении, расширении и активизации словаря, но и в гибком его использовании в специально организованных разговорных ситуациях. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в подборе разных слов на один вопрос. Вариативность ответов обеспечивает самостоятельность детских высказываний, приучает к гибкому использованию слов, что крайне важно развивать с самого начала обучения.

    Работа над фразой предполагает постепенное формирование точного по смыслу ответа в соответствии с заданным вопросом, преодоление вербализма, выработку логичности построения речи, соблюдение объема, правильного порядка слов в предложении, вариативность его построения. Механическое повторение речевых штампов недопустимо, оно может принести только вред.

    Обучение рассказыванию состоит в воспитании умения последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать «понятно» для окружающих, передавать основное содержание кратко или развернуто, рассказывать точно, разнообразно, выразительно, меняя интонации в соответствии с содержанием.

    Важное значение при устранении заикания имеет объем речевой практики. Задача логопеда и воспитателей, состоит в том, чтобы постепенно повышать речевую активность детей от занятия к занятию.

    В начале учебного года речевая практика детей еще не велика. Это объясняется тем, что логопед задает индивидуальный вопрос каждому ребенку, а дети отвечают одним словом. С переходом к фразовым ответам возрастает речевая активность, варианты фразовых ответов на один вопрос логопеда еще больше увеличивают речевую практику заикающихся. Переход к рассказу создает возможность дальнейшего расширения объема речи. На занятиях по всем разделам программы как логопеду, так и воспитателю необходимо широко применять многообразие приемов, обеспечивающих максимальную речевую практику детей.

    Наряду с ежедневными логопедическими занятиями для упражнения детей в доступной самостоятельной речи следует использовать дидактические игры, все занятия воспитателя, режимные моменты, вечера досуга, детский театр: кукольный, теневой, плоскостной, фланелеграф, «немое» кино.

    Коррекционно-воспитательная работа оказывает косвенное воздействие на регуляцию речи и содействует в дальнейшем стойкости ее исправления. Коррекционно-воспитательные задачи изложены в определенной системе, осуществляются на материале соответствующего возраста и должны проникать во всю сложную и многообразную работу логопеда, воспитателя и музыкального руководителя на протяжении всего рабочего дня.

    Основные этапы коррекционно-развивающей работы с

    детьми с заиканием

    Реализация режима снижения речевой активности, релаксации. Задачи работы на данном этапе – создать условия, способствующие угасанию патологических речевых навыков (устранению судорожного компонента речевого нарушения) и сопутствующих нарушений, а также развитию подражательности и моторики; обучить способам расслабления по контрасту с напряжением, чем добиться снижения уровня эмоционального и мышечного напряжения

  18. Перестройка речевого стереотипа ребенка
  19. Коррекция физиологического и речевого дыхания
  20. Снятие мышечного напряжения
  21. Снятие страха речи
  22. Воспитание внимания к речи
  23. Этап сопряженно-отраженной речи

Этап формирования техники нормативной речи. Задачами этого этапа являются снятие судорожности, овладение элементарными навыками релаксации, улучшение дыхательной функции за счет координации дыхания и фонации, формирование мягкой голосоподачи и слитного голосоведения, стабилизация темпа и ритма речи.

  • Влияние на ритмико-мелодическую сторону речи
  • Отвлечение от заикания
  • Изменение отношения к дефекту
  • Развитие общей моторики
  • Этап активных речевых тренировок. Задачи работы – воспитание плавной слитной речи на постепенно усложняющемся речевом материале (выработка плавной слитной бессудорожной речи происходит в сопряженной форме работы, сопряжено-отраженной, вопросно-ответной формах работы), создание условий для преодоления сопутствующих расстройств, совершенствования просодической стороны речи, развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка, его подражательности и моторики

  • Опора на предмет или действие с предметом
  • Сопровождающая речь
  • Завершающая речь
  • Предваряющая речь
  • Этап закрепления навыков организованной речи. Продолжается решение задач предыдущих периодов. Основное внимание уделяется закреплению навыков плавной слитной интонационно выразительной речи , импровизации, умению применять речевые навыки в усложняющихся условиях общения (в ходе выполняемой деятельности, в играх-драматизациях, при пересказе текста, развитию импрессивной и экспрессивной речи ребенка, расширению коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения, преодолению сопутствующих нарушений.

  • Воспитание речи без заикания
  • Эмоционально-волевое воспитание
  • Совершенствование просодической стороны речи
  • Устранение отклонений, сопутствующих заиканию
  • Коррекция общего и речевого поведения
  • Организация обучения и воспитания детей с заиканием

    Успех в работе с заикающимися детьми дошкольного возраста зависит от организации общего и речевого режима в группе, от правильно выбранных методов и приемов коррекционно-логопедической работы, медикаментозного укрепления нервной системы ребенка.

    Программой обучения и воспитания детей с заиканием определены следующие виды логопедических занятий:

    Подгрупповые занятия предусматривают нормализацию коммуникативной деятельности заикающихся детей и совершенствование психических процессов, которые играют ведущую роль в развитии речи.

    Путем постепенного усложнения заданий от занятию к занятию происходит воспитание правильной, свободной, самостоятельной, лишенной признаков заикания речи. Однако завышение требований к высказываниям детей без учета их возможностей может привести к повторному появлению заикания.

    Индивидуальные занятия. На индивидуальные занятия приглашаются дети, имеющие тяжелую форму заикания, и дети, у которых не сформированы фонетико-фонематические процессы. На индивидуальных занятиях логопед проводит специальные упражнения на развитие правильной артикуляции, дыхания, голоса, просодики. При автоматизации звуков в словах, во фразах, в стихах соблюдаются требования, необходимые для нормализации речи заикающегося: логопед и ребенок говорят на мягкой атаке голоса, плавно, не нарушая темпа дыхания и речи.

    Продолжительность занятий 10-15 минут.

    Успешное преодоление заикания возможно лишь при условии тесной

    связи и преемственности в работе всего педагогического коллектива детского сада и единства требований, предъявляемых детям. Такая взаимосвязь в работе возможна благодаря правильному пониманию и распределению задач при прохождении намеченной темы, совместному планированию работы логопеда, воспитателей и музыкального руководителя, своевременному отбору тематики, определению порядка чередования занятий и предварительному составлению календарных планов как коллективных (фронтальных, подгрупповых), так и индивидуальных занятий.

    Совместная работа логопеда, воспитателей и музыкального руководителя имеет некоторые специфические особенности. Главная из них — правильное распределение задач при прохождении намеченной темы на занятиях у воспитателя и логопеда.

    Занятия воспитателя строятся с учетом очередной, намеченной к прохождению лексической темы.

    Наряду с общеобразовательными задачами воспитатель в своей работе

    осуществляет задачи коррекционной направленности.

    Основные коррекционно-развивающие задачи — формирование навыков

    общего и речевого поведения и закрепление навыков пользования самостоятельной речью без заикания — воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (на занятиях и вне их. Беседа с детьми организуется по вопросам воспитателя с учетом навыков, приобретенных на соответствующих этапах обучения, и индивидуальных особенностей детей в пользовании доступной самостоятельной речью.

    Музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю) не только воспитывают движения под музыку, развивают музыкальный слух и певческие навыки, но и корригируют внимание детей, совершенствуют реакции на различные музыкальные сигналы, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность самостоятельно переключаться с одного движения на другое и т. д.

    На основе предварительной подготовки, проведенной воспитателями, логопед на своих занятиях формирует общее и речевое поведение детей и умение пользоваться речью без заикания, т. е. осуществляет коррекционные задачи, а также закрепляет знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях воспитателя.

    Календарно — тематическое планирование занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста 5-7 лет (1 раз в неделю)

    nsportal.ru

    Инструктивно-методические письма специального образования

    УТВЕРЖДАЮ
    Заместитель
    Министра образования
    Республики Беларусь
    В.А. Будкевич
    25 июня2014 года
    Инструктивно-методическое письмо
    «О работе педагогических коллективов учреждений образования,
    реализующих образовательную программу специального
    образования на уровне дошкольного образования, образовательную
    программу специального образования на уровне дошкольного
    образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью,
    в2014/2015 учебном году»
    I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Деятельность учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2014/2015 учебном году будет направлена на реализацию следующих задач:
    совершенствование учебно-методического обеспечения специального образования на уровне дошкольного образования;
    повышение качества интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;
    анализ деятельности и выявление лучших учреждений специального образования;
    разработку Концепции развития инклюзивного образования в Республике Беларусь;
    совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми с особенностями психофизического развития в условиях учреждений специального образования, интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования;
    выполнение мероприятий Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2012 №210 (далее- Государственная программа).
    II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
    В 2013/2014 учебном году продолжалась работа по совершенствованию нормативной правовой базы системы специального образования. Приняты следующие нормативные правовые акты:
    постановление Министерства образования Республики Беларусь от20.12.2013 №130 «Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»;
    постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18.04.2014 № 44 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканского конкурса «Лучшее учреждение специального образования».
    В 2014/2015 учебном году продолжается действие норм Кодекса Республики Беларусь об образовании и всех нормативных правовых документов, принятых по системе специального образования после вступления в силу Кодекса Республики Беларусь об образовании.
    В течение года продолжалась работа по изучению практики применения норм Кодекса Республики Беларусь об образовании.
    Подготовлены предложения в проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании» в асти, касающейся образования лиц с особенностями психофизического развития.
    Обращаем внимание, то постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101» внесены измения в порядок проведения аттестации педагогических работников. В частности,
    продлены сроки подтверждения высшей квалификационной категории до 1 сентября 2017 года, конкретизированы условия присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам и т.д.
    Напоминаем, то санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию территории и здания, режиму деятельности (прием детей, распорядок дня, питание) учреждений дошкольного образования устанавливаются постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
    III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
    В 2014/2015 учебном году при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования рекомендуется использовать следующие учебные издания:
    при организации образовательного процесса с детьми с интеллектуальной
    недостаточностью:
    Программа Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью: программа для специальных дошкольных учреждений. Минск: Народная асвета, 2007.
    Физическая культура
    1. Мыслюк, В.В. Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для
    учителей-дефектологов. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010 (Серия«Азбука самостоятельности»).
    Ребенок и общество
    1. Боровская, И.К. и др. Мир моего детства: пособие для работы с детьми с особенностями психофизического развития дошкольного и младшего школьного возраста. Минск: Харвест, 2006;
    2. Кислякова, Ю.Н. Все смогу сам: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального
    образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014 (Серия«Азбука самостоятельности»).
    Элементарные математические представления
    1. Мыслюк, В.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое
    пособие для педагогов. Минск, Народная асвета, 2007 (Серия «Азбука самостоятельности»);
    2. Захарова, Ю.В. Играя, учись: пособие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007;
    3. Былино, М.В., Томукевич, О.Т. Величина и форма: игры, упражнения: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного
    образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014 (Серия «Азбука самостоятельности»).
    Ребенок и природа
    1. Кислякова, Ю.Н. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для
    педагогов. Минск: Народная асвета, 2007 (Серия «Азбука самостоятельности»);
    2. Оглоблина, И.Ю. Играем, наблюдаем: учебно- методическое пособие для педагогов и воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Минск: Народная асвета, 2005.
    Развитие речи 1. Мыслюк, В.В. Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010 (Серия«Азбука самостоятельности»).
    Искусство 1. Захарова, Ю.В. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое
    пособие для педагогов. Минск: Народная асвета, 2011 (Серия «Азбука самостоятельности»);
    2. Захарова, Ю.В. 35 развивающих уроков рисования для дошкольников с методическим приложением. Минск: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2004;
    3. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей. Минск: Аверсэв, 2005;
    4. Былино, М.В., Томукевич, О.Т. Разноцветный мир: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Минск: Адукацыя і
    выхаванне, 2014 (Серия«Азбука самостоятельности»).
    5. Клезович, О.В. Музыкальное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Минск: Издательский центр БГУ, 2014 (Серия«Азбука самостоятельности»).
    Игра 1. Мыслюк, В.В. Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для
    учителей-дефектологов. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010 (Серия«Азбука самостоятельности»);
    2. Демьяненок, Т.В., Кислякова, Ю.Н., Оглоблина, И.Ю. Я и окружающий мир: пособие для детей с особенностями психофизического развития. Минск: ОДО«Тонпик», 2004.
    Пространственно-временная ориентировка
    1. Боровская, И.К., Ковалец, И.В. Учимся ориентироваться в пространстве: пособие для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Минск: Народная асвета, 2005;
    2. Ковалец, И.В. Мой день: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на
    уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Минск: Народная асвета, 2013 (Серия «Азбука самостоятельности»);
    при организации образовательного процесса с детьми с трудностями в
    обучении:
    Программа Выхаванне и навучанне дзяцей дашкольнага ўзросту з атрымкай псіхічнага развіцця. Праграма. / Н.Кузняцова. Мінск: НМЦэнтр, 2000.
    Ребенок и общество
    1. Боровская, И.К. Учусь быть здоровым: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2012 (серия«Учение с увлечением»);
    2. Боровская, И.К. Опасные ситуации на дороге и дома: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми
    дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2012 (серия «Учение с увлечением»).
    Элементарные математические представления
    1. Былино, М.В. Веселые фигуры: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия «Учение с увлечением»);
    2. Мыслюк, В.В. Считаю, рисую, решаю: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия «Учение с увлечением»);
    3. Мыслюк, В.В. Числа и цифры: различаю, называю и пишу: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия «Учение с увлечением»).
    Развитие речи 1. Кислякова, Ю.Н. Звуковая мозаика: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,
    2011 (серия«Учение с увлечением»).
    Обучение грамоте 1. Кислякова, Ю.Н. Играю с буквами и словами: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия«Учение с увлечением»).
    Искусство 1. Былино, М.В. Маленький дизайнер: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,
    2011 (серия«Учение с увлечением»);
    2. Захарова, Ю.В. Рисуем узоры и орнаменты: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия«Учение с увлечением»);
    3. Захарова, Ю.В. Рисуем вместе: ты и я: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия«Учение с увлечением»).
    Социально-эмоциональное развитие 1. Ковалец, И.В. Мир моих эмоций: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2012 (серия «Учение с увлечением»).
    Пространственно- временная ориентировка
    1. Ковалец, И.В. Смена сезонов: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2012 (серия «Учение с увлечением»).
    Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром
    1. Зайцева, Л.А. Ознакомление с окружающим миром детей с трудностями в обучении: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Минск: Адукацыя і
    выхаванне, 2011;
    при организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми
    нарушениями речи:
    Программы Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений /Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз. – Минск: НИО, 2007;
    Коррекционная работа с детьми с заиканием: программа для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Минск: НИО, 2010.
    Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи
    1.Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010;
    2. Кислякова, Ю.Н., Былино, М.В. Развитие речи. Занимательные игры и упражнения: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Минск: Народная асвета, 2013;
    3. Боровская, И.К. Учимся рассказывать и говорить правильно: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Минск: Народная асвета, 2013;
    4. Кислякова, Ю.Н., Былино, М.В. Развитие речи. Лексика и грамматика: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Минск: Народная асвета, 2014.
    Формирование произносительной стороны речи
    1. Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010;
    2. Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Мозырь: ООО ИД«Белый Ветер», 2014;
    при организации образовательного процесса с детьми с нарушениями зрения:
    Программа Выхаванне і навучанне дашкольнікаў з парушэннямі зроку/ Н.В. Акуліч, Н.М. Грыгор’ева. – Мінск: НМЦэнтр, 1997.
    Развитие зрительного восприятия
    1. Григорьева, Н.М. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения. Минск: Мастацкая літаратура, 2000;
    при организации образовательного процесса с детьми с нарушением слуха:
    Программа Воспитание и обучение детей с нарушением слуха: программа для специальных дошкольных учреждений. / Т.И. Обухова. – Минск: НИО, 2006.
    Искусство Ребенок и природа Все образовательные области
    Коррекционные занятия
    1. Обухова, Т.И. и др. Обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха: учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ, 2010;
    2. Сороко, Е.Н. Особенности обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха: учебно-методическое пособие. – Минск: АПО, 2014.
    1. Обухова, Т.И. Ознакомление с окружающим миром детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ, 2008.
    1. Обухова, Т.И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха: учебно-методическое пособие для педагогов. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011;
    2. Феклистова, С.Н. Обучение игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. – Минск: БГПУ, 2010.
    1. Обухова, Т.И. Дидактические и подвижные игры в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014;
    2. Обухова, Т.И. и др. Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха: учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ, 2013;
    при организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми и (или)множественными физическими и(или) психическими нарушениями:
    Программы Учебные программы по образовательным областям
    «Самообслуживание», «Коммуникация», «Сенсорная стимуляция», «Предметная деятельность», «Я и мир», «Игра», «Изобразительная деятельность», «Музыкально-ритмические занятия» для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Минск: НИО,2014;
    при организации образовательного процесса с детьми с аутистическими нарушениями:
    Программы 1. Программы для детей раннего возраста (от рождения до трех лет): с аутистическими нарушениями; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Программы для специальных учреждений образования. Минск: НИО, 2010;
    2. Ковалец, И.В. Программы индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом. Минск: НМЦентр, 1998;
    3. Ковалец, И.В. Социально–бытовая адаптация детей с ранним детским аутизмом: Программа и методические рекомендации. – Минск: НИО, 2000;
    при организации образовательного процесса с разными категориями детей с
    особенностями психофизического развития:
    1. Зайцева, Л.А. Обследование речи детей с тяжелой речевой патологией. Минск: НМЦентр, 1996;
    2. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи: методические рекомендации. Минск: НМЦентр, 1998;
    3. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей: методические рекомендации./Авторы-составители Т.А.Григорьева, Т.И.Обухова, В.А.Шинкаренко, И.В.Ковалец. Минск: НИО, 2000;
    4. Гальская, Н.В. Звоночек. Автоматизация звуков в игре. Минск: Аверсэв, 2001;
    5. Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: учебно-методическое пособие для педагогов/Под ред. Т.В.Лисовской. Минск: Четыре четверти, 2008;
    6. Винникова, Е.А. и др. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностями психофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/Под ред. М.В. Былино, Ю.Н. Кисляковой. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009;
    7. Томукевич, О.Т. Развитие речи у детей раннего возраста: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011.
    8. Обухова, Т.И. Коррекционно-педагогическая помощь детям младенческого и раннего возраста с нарушением слуха: учебно-методическое пособие. Минск: БГПУ, 2010;
    9. Гальская, Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков К– К’, Г–Г’, Х– Х’, Й. Минск: Аверсэв, 2003;
    10. Гальская, Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Л– Л’. Минск: Аверсэв, 2003;
    11. Гальская, Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Ч, Щ. Минск: Аверсэв, 2003;
    12. Гальская, Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р – Р’. Минск: Аверсэв, 2003;
    13. Гальская, Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Ж, Ш. Минск: Аверсэв, 2003;
    14. Карнеева, Г.А. Выпраўленне гукавымаўлення ў дзяцей: вучэбна-метадычны дапаможнік для лагапедаў. Мінск: Народная асвета, 1998.
    При отсутствии в действующих программах для специальных дошкольных учреждений материала к образовательным областям, определяемым учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования, рекомендуется использование учебной программы дошкольного образования и учебных наглядных пособий для учреждений дошкольного образования.
    IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    Обучение и воспитание воспитанников с особенностями психофизического развития, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется на основе учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования.
    При комплектовании следует учитывать нормы наполняемости специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, установленные статьями 147 и 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании, положениями о соответствующем виде учреждения образования и инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них.
    Вместе с тем напоминаем, то согласно п.4 статьи 267 Кодекса Республики Беларусь об образовании в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы специального образования, число лиц с особенностями психофизического развития не должно составлять более 20 процентов от общего числа обучающихся.
    При реализации учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха рекомендуется обратить внимание на некоторые особенности. Реализация учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха должна осуществляться учителем-дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем как в первой, так и второй половине дня во фронтальной, групповой и индивидуальных формах работы.

    Название образовательной области/ коррекционного занятия Специалист, реализующий содержание образования
    Первая половина дня
    Вторая половина дня

    Образовательные области
    1. Физическая культура воспитатель + +
    2. Ребенок и природа воспитатель + +
    3. Ребенок и общество воспитатель + +
    4. Искусство
    4.1. Изобразительная
    деятельность воспитатель
    + +
    4.2. Музыкальная деятельность музыкальный
    руководитель + +
    5. Элементарные
    математические представления учитель-дефектолог
    +
    6. Развитие речи учитель-дефектолог
    +
    7. Обучение грамоте учитель-дефектолог +
    Коррекционные занятия
    8. Развитие слухового
    восприятия и обучение
    произношению
    учитель-дефектолог
    +
    9. Развитие речи учитель-дефектолог
    +
    10. Развитие познавательной
    деятельности учитель-дефектолог
    +

    В соответствии с учебной программой дошкольного образования обучение игровой деятельности детей дошкольного возраста является структурным компонентом образовательной области «Ребенок и общество». Это является ориентиром для педагогов в определении места работы по обучению игровой деятельности в коррекционно-образовательном процессе детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Однако игровая деятельность неслышащих и слабослышащих детей без целенаправленной коррекционно-педагогической работы не становится ведущим видом деятельности и характеризуется значительным своеобразием. Так, игрушка аще всего не используется детьми с учетом ее функционального назначения, вследствие его не происходит овладение ими предметно-отобразительной и сюжетно-отобразительной деятельностью, а в дальнейшем, и сюжетно-ролевой игрой. Это не позволяет решать образовательные и коррекционные задачи, реализация которых в дошкольный период детства происходит с использованием игровых приемов. Вследствие этого объективизируется необходимость организации специальной работы, направленной на поэтапное формирование игровой деятельности детей дошкольного
    возраста с нарушением слуха, которая включается в реализацию содержания всех образовательных областей и направлений коррекционно-развивающей работы.
    Специфика работы по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха состоит в том, то формирование словесной речи происходит ерез последовательное овладение ими письменной, устно-дактильной и устной формами речи. Это обусловлено тем, то формирование целостного образа слова у неслышащих и слабослышащих детей осуществляется не на основе слуха (как у нормально развивающихся детей), а на основе зрения. Письменная форма речи в виде изображения слова на табличке печатным шрифтом вводится на первом году обучения и позволяет овладеть детям с нарушением слуха звукобуквенным составом слова при его соотнесении с названиями объектов, действий, качеств и т.д. В дальнейшем (со второго года обучения) для уточнения звукобуквенного состава слова
    вводится дактильная форма речи, в процессе использования которой фонетическая структура слова представляется в виде «письма в воздухе».
    В процессе целенаправленной работы к старшему дошкольному возрасту дети с нарушением слуха переходят от глобального чтения таблички к ее аналитическому тению. Таким образом, главной специфической особенностью коррекционно-развивающей работы с неслышащими и слабослышащими детьми дошкольного возраста является раннее овладение ими грамотой.
    Согласно учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха обучение грамоте вводится как отдельная образовательная область только в старшем дошкольном возрасте. Учитывая специфику работы по развитию речи данной категории детей, основное содержание образовательной области «Обучение грамоте» направлено на совершенствование овладения ими звукобуквенным составом слова на основе слухо-зрительного восприятия.
    При реализации учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения основными направлениями совершенствования образовательного процесса выступают следующие:
    корректировка содержания учебной программы и программ коррекционных занятий с учетом современных требований к организации обучения детей с нарушениями зрения, а также инклюзивных тенденций в образовании;
    организация адаптивной образовательной среды с учетом потребностей детей с нарушениями зрения;
    внедрение электронных средств обучения в образовательный процесс для детей с нарушениями зрения.
    Одним из условий успешной социализации детей с нарушениями зрения выступает формирование компетенций по таким сферам деятельности, как умение пользоваться остаточным зрением и осязательным восприятием как компенсаторным механизмом нарушенного зрения; умение пользоваться способами познавательной деятельности в процессе интерпретации различных источников информации; умение ориентироваться и самостоятельно передвигаться в пространстве; умение организовывать свою социально-бытовую деятельность и самостоятельную жизнь в современном обществе.
    Учебным планом специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения определены коррекционные занятия «Развитие зрительного восприятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка и мобильность», «Развитие познавательной деятельности».
    В системе коррекционной работы по развитию зрительного восприятия в качестве основных направлений предлагаются следующие:
    формирование системы эталонов светлот;
    формирование системы эталонов цвета;
    формирование системы эталонов размера;
    формирование системы эталонов ориентации;
    формирование системы эталонов формы;
    формирование зрительного восприятия пространства.
    Содержание коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке имеет выраженную практикоориентированную направленность. Это предполагает включение детей в практическую деятельность, использование на коррекционных занятиях натуральных предметов и объектов. Основной организационной формой обучения социально-бытовой ориентировке является преимущественно индивидуальное коррекционное занятие. Подгрупповые и групповые коррекционные занятия целесообразно организовывать при формировании компенсаторных умений общения с окружающими.
    Знания, умения и навыки пространственного ориентирования и мобильности формируются у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в системе коррекционно-развивающей работы по данному направлению Их дальнейшее совершенствование осуществляется в системе специально организованного процесса
    воспитания и обучения указанной категории детей. Пространственное ориентирование детей с нарушениями зрения формируется на основе общих закономерностей развития пространственных представлений и овладения специфическими способами и приемами ориентирования в окружающем мире в условиях визуальной депривации. Результативность данного процесса связана с необходимостью раннего обучения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения пространственному ориентированию и мобильности, то позволяет достичь больших успехов в усвоении
    знаний и овладении практическими умениями в этой области, преодолении фобии (страха) пространства у детей в сензитивный период их развития. Начиная с трехлетнего возраста, можно обучать незрячих детей ходьбе с тростью. Следует учитывать, то трость является индивидуальным средством передвижения. Учитель-дефектолог (тифлопедагог) может оказывать консультативную помощь родителям по подбору и приобретению тростей согласно возрасту и физической готовности ребенка к передвижению в пространстве, а также виду ифункциональному назначению трости.
    Организация коррекционной работы по развитию познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения направлена на овладение ребенком общей стратегией познания окружающего мира:
    осуществление познавательных действий при обследовании явлений и предметов в определенной последовательности; совершенствование обследовательских действий; перенос практического опыта при поиске ответа на вопросы в новых ситуациях; развитие мыслительных операций в процессе поисковой деятельности; развитие и саморазвитиеребенка как субъекта познавательной деятельности.
    Процесс формирования познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения тесно связан с другими направлениями коррекционной работы и в значительной степени обусловливается успешностью развития продуктивных видов
    деятельности (предметной, бытовой, игровой, изобразительной, конструктивной и пр.).
    Данное направление коррекционной работы ориентировано на формирование у дошкольников с нарушениями зрения произвольного оперирования способами познавательной деятельности (наблюдение, рассматривание, активное слушание, рассказывание, моделирование, экспериментирование), и, кроме того, реализуется в тесной взаимосвязи с содержанием основных образовательных областей, не подменяя коррекционно-развивающие задачи образовательными.
    Дидактическими средствами на коррекционно-развивающих занятиях по развитию познавательной деятельности могут выступать не только естественные предметы и объекты, но и их изображения, аудио- и видеоматериалы. Обращаем внимание, то проект учебной программы «Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения (программы коррекционно-развивающей работы)» и методические рекомендации к проведению коррекционных занятий размещены на сайте отдела специального образования asabliva.by в разделе «Учебные планы, программы, учебники, пособия».
    В учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» в 2010 году разработаны специализированные обучающие компьютерные программы по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения «Веселые испытания», по развитию социально-бытовой ориентировки детей дошкольного возраста с нарушениями зрения «Ступени самостоятельности», по развитию познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения «Я познаю мир».
    Перечисленные программы можно получить в учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ» (тел. 266 31 33, эл.почта [email protected]).
    Информируем педагогических работников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации о том, то в 2013 году завершилась работа по созданию учебной программы для детей дошкольного возраста с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Основой разработки программы послужили идеи реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, выстроенного на диагностической основе; сниженный темп обучения; структурная простота содержания знаний и умений; концентрическое наращивание материала, повторность в обучении; самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения. В настоящее время подготовлены к изданию разделы учебной программы «Самообслуживание», «Коммуникация», «Предметная деятельность», «Игра», «Сенсорная стимуляция», «Я и мир», «Изобразительная деятельность», «Музыкально-ритмические занятия».
    В образовательном процессе детей с тяжелыми нарушениями речи все большую популярность приобретает использование информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), которые позволяют индивидуализировать объём, степень трудности, уровень помощи, темп подачи материала, его динамичность и повторяемость; активизировать самостоятельность учащихся, развивать навыки самоконтроля; повысить мотивацию к учению и познавательную активность за счёт усиления занимательности процесса обучения; на качественно более высоком уровне обеспечивать разнообразные средства наглядности, существенно расширить и качественно изменить иллюстративную базу за счёт использования динамичных средств наглядности и т.д.
    Традиционным стало применение следующих продуктов:
    специализированные полифункциональные компьютерные программы(«Видимая речь», «Мир за твоим окном», «Лента времени», «Дэльфа», «Игры для Тигры» и др.);
    компьютерные игровые программы, предназначенные для массового использования («Баба Яга учится читать», «Лунтик идёт в школу» и др.);
    собственные продукты, созданные учителями-логопедами с помощью различных компьютерных инструментов общего назначения («Рабочее место учителя-дефектолога», MS Power Point, MS Word и др.).
    Новые средства, входя в сложившийся образовательный процесс, могут оказывать на него различное влияние в зависимости от выбранной методологии обучения. Одним из недостатков неспециализированных программных средств является частичное, а иногда и полное игнорирование дидактических принципов обучения.
    Так, неправомерен перенос традиционных форм и методов обучения на компьютерные технологии, педагогически немотивированное использование ИКТ только ради самого факта их применения. Несмотря на все преимущества ИКТ, роль учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе остается ведущей: именно он определяет стратегию использования ИКТ с каждым конкретным ребенком.
    Обращаем внимание педагогических работников системы специального образования, то при получении специального образования на дому с целью максимально возможного преодоления изоляции обучающихся, их социализации, формирования навыков общения, расширения социальных контактов руководителям
    учреждений образования рекомендуется при наличии возможности проводить отдельные учебные занятия с обучающимся, получающим специальное образование на дому, в условиях учреждения образования, включать его в совместные мероприятия, организовывать для него получение дополнительного образования (далее – комбинированное обучение). При этом под возможностью необходимо понимать
    психофизическое состояние ребенка, позволяющее контролировать свое поведение, и не создающее угрозу личной безопасности.
    Напоминаем, то примерный перечень документации при организации образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, представлен в инструктивно-методическом письме «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, в2012/2013 учебном году» (Зборнік нарматыўных дакументаў, №13, 2012).
    При организации образовательного процесса в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания рекомендуется пользоваться перечнем документации, представленным в инструктивно-методическом письме «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную
    программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в2014/2015 учебном году».
    V. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    В 2013/2014 учебном году на базе учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» состоялся республиканский научно-практический семинар «Организация и содержание коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом» (далее– семинар).
    На семинаре обсуждались вопросы организации и содержания коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом; пути и проблемы взаимодействия учителя-дефектолога и родителей ребенка с кохлеарным имплантом; актуальные вопросы технического сопровождения пользователей кохлеарных имплантов; представлен опыт апробации программного обеспечения коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, на базе государственного специального дошкольного учреждения «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха»; опыт работы учреждения образования «Минская областная государственная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха», государственного учреждения образования
    «Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
    Участники семинара констатировали, то приоритетными направлениями коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, являются развитие слухового восприятия и устной речи.
    Важным фактором эффективности коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, является взаимодействие педагогов, родителей, медицинских и иных работников.
    По итогам семинара к началу 2014/2015 учебного года на сайте отдела специального образования будет размещена информация, включающая общую характеристику детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, основные направления и методы коррекционной работы данной категорией детей. Кроме того, рекомендовано провести корректировку программ коррекционных занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, подготовленных в 2010 году в рамках задания «Разработать программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами» и подготовить их к изданию.
    С 19 ноября по16 декабря 2013 года прошел заключительный этап V республиканского конкурса«Современные технологии в специальном образовании» (далее – конкурс). На конкурс было представлено 68 работ, описывающих инновационный и эффективный педагогический опыт, реализацию современных образовательных технологий и методик в работе с детьми с особенностями психофизического развития. Из них 11 работ представлены учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования. В номинации «Технологии в образовании детей дошкольного возраста» отмечены работы«Развитие связной речи ей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения на основе ознакомления их с произведениями живописи в условиях специального ясли-сада(ГУО«Специальный ясли-сад №30 для детей с нарушениями зрения г.Мозыря») и «Экологический проект как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)» (ГУО «Жодинский
    детский дом»).
    По итогам 2013 года определялись лучшие кандидатуры среди управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома, районных управлений(отделов) образования, спорта и туризма, учреждений образования, педагогических работников. В основу определения лучших кандидатур были положены критерии и показатели деятельности учреждений образования, утвержденные Министром образования Республики Беларусь Маскевичем С.А. 04.06.2012, а также интенсивность и результативность творческой деятельности педагогических коллективов и их работа по социализации детей с особенностями психофизического развития средствами социокультурной деятельности. В номинации «Обеспечение качественного специального образования, развитие потенциала детей с
    особенностями психофизического развития» награждены Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь управление образования Минского облисполкома за высокие показатели социализации детей с особенностями психофизического развития и коллектив государственного специального дошкольного учреждения «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха» за создание и внедрение в образовательный процесс современных технологий.
    С целью повышения квалификации педагогических работников системы специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования в новом учебном году планируется проведение следующих республиканских мероприятий:
    республиканское совещание к началу учебного года «Создание адаптивного образовательного пространства на пути к инклюзивному образованию», сентябрь 2014 г.;
    республиканский научно-практический семинар «Специальные условия для детей с аутистическими нарушениями», ноябрь2014 г.;
    республиканский конкурс «Лучшее учреждение специального образования», ноябрь-декабрь2014 г.;
    республиканский научно-практический семинар «Организация образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения», март2015 г.
    В 2014/2015 учебном году будет продолжено изучение состояния работы по организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, а также изучение деятельности специальных дошкольных учреждений республики.
    Одним из важнейших направлений непрерывного образования педагогических работников системы специального образования является повышение квалификации. В Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
    (далее – ИПКиП БГПУ им.М.Танка) в 2014 г. будут реализовываться следующие образовательные программы повышения квалификации:
    учителей-дефектологов по теме «Использование компьютерных программ оценки психического развития и педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи». Сроки проведения: 06.10.2014 – 10.10.2014.
    учителей-дефектологов по теме«Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированного обучения и воспитания». Сроки проведения: 03.11.14 — 06.11.14;
    учителей-дефектологов и воспитателей центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по теме «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Сроки проведения: 17.11.14 — 21.11.14.
    В 2015 году планируется проведение повышение квалификации педагогических работников системы специального образования по следующим образовательным программам:
    изобразительное искусство в системе коррекционной работы с детьми в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
    педагогические инновации в инклюзивном образовании;
    коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения;
    коррекционная работа с детьми с кохлеарными имплантами;
    диагностика и коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей;
    диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста (для членов психолого-медико-педагогической комиссии);
    диагностика и коррекция дизартрии у детей;
    создание электронных средств обучения для детей с особенностями психофизического развития.
    Информация по организации повышения квалификации в ИПКиП БГПУ им. М.Танка представлена на сайте: http://ipk.bspu.unibel.by. Контактный телефон8 – 017-271-57-10. Прием заявок на повышение квалификации осуществляется по адресу: г.Минск, ул. Голубева, д.26, к.2.
    При организации образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования следует также учитывать инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в2014/2015 учебном году». Иные вопросы функционирования дошкольного образования в 2014/2015 учебном году отражены в инструктивно-методическом письме к началу 2014/2015 года для учреждений
    дошкольного образования.

    Заместитель Министра образования Республики Беларусь

    В.А. Будкевич 2013 г.

    Инструктивно-методическое письмо «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013/2014 учебном году»

    В 2013/2014 учебном году коррекционно-педагогическую помощь обучающиеся с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы дошкольного образования или образовательных программ общего среднего образования, могут получить в учреждениях дошкольного, общего среднего образования, иных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, имеющих в своей структуре пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – пункт).

    Организация и оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте осуществляется в соответствии с нормативными предписаниями Кодекса Республики Беларусь об образовании (статья 15), а также следующих нормативных правовых актов Республики Беларусь:

    постановления Совета Министров Республики Беларусь

    от 24.01.2008 № 100 (ред. от 21.10.2011) «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней»; постановлений Министерства образования Республики Беларусь:

    ds2chechersk.schools.by