Креативность и стресс

Помогает ли креативность справляться с трудностями?

УДК 159.95
Х 153

С.А. Хазова, кандидат психологических наук, доцент
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова (Россия)
svetlana-[email protected]yandex.ru

Аннотация: Рассматривается роль креативности в совладающем поведении. На основе эмпирических исследований анализируется влияние вербальной и невербальной креативности на выбор копинг-стратегий. Обсуждается возможность отнесения креативности к ресурсам личности в трудных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: совладающее поведение, креативность, творчество, защитный фактор, фактор риска, ресурс совладающего поведения.

Вопрос о том, почему одни люди стойко и эффективно преодолевают стрессовые воздействия, а другие с большим трудом переживают напряженное время, остается одним из важнейших в современной науке о человеке. Именно поэтому одним из ключевых понятий психологии совладающего поведения является понятие ресурса. Наличие ресурсов расширяет возможности человека, повышает его ценность в глазах окружающих, делает его более сильным, успешным, продуктивным, стойким. Именно поэтому Хобфолл (1988) отмечает, что активность и специфика совладающего поведения определяются ресурсами, и предлагает сосредоточить фокус модели стресса на ресурсной стороне. А. Аntonovsky (1979) считает их главными факторами устойчивости и сопротивления стрессу. Р. Лазарус акцентирует внимание на том, что именно ресурсы (средовые или личностные) облегчают и делают возможным успешную адаптацию к жизненным стрессам (Lasarus, 1984).

Однако исследования в области психологии творчества часто оперируют диаметрально противоположными фактами об успешности адаптации людей, демонстрирующих высокий уровень творческих способностей и имеющих творческие достижения. Более того, часто адаптивная активность противопоставляется творческой, которая описывается через разрушение общепринятых норм и правил, агрессивность в защите своей личности, независимость от социального окружения. Такая неоднозначность оценки роли креативности провоцирует все новые исследования и заставляет вновь искать ответ на вопрос о том, являются ли креативность и творчество ресурсами, делающими человека более жизнестойким, или же факторами риска, ослабляющими личность и снижающими ее адаптивность. Для реализации этой цели нам необходимо определить такие ключевые понятия как ресурс и фактор риска.

В зарубежной научной традиции понятия ресурс, защитный («защищающий») фактор, фактор риска наиболее интенсивно изучались в рамках психологии развития и психотерапии. Причем долгое время в центре внимания находились именно факторы риска, которые вели или могли привести к нарушению здорового развития личности (Garmesy, 1983; Jakoby & Esser, 2003; Masten, 2001; Rutter, 1979, 1985, 1990). Среди факторов риска, или факторов уязвимости, большинство авторов выделяют, прежде всего, индивидуальные и психосоциальные (связанные с особенностями среды) факторы. Биологические индивидуальные факторы включают наследственные и врожденные особенности, например, принадлежность к мужскому полу и, что интересно, даже особенности вскармливания и пищевое поведение матери (Scheithauer & Petermann, 1999). К психологическим индивидуальным относят, например, трудный темперамент в раннем детстве, а в дальнейшем развитии — негативный образ Я или стремление к поиску сильных ощущений, Sensation-Seeking. Некоторые авторы относят к факторам риска изменения, связанные с опережающим когнитивным развитием (цит. по: Seiffge-Krenke, Lohaus, 2007, с. 128-129).

Факторам риска противостоят так называемые «защищающие» факторы, или факторы защиты. В то время как под факторами риска понимаются особенности, ведущие к повышению вероятности возникновения стресса, напряжения или нарушений (Garmezy, 1983), «защищающие» факторы оцениваются как снижающие риск, вероятность патологического развития или дезадаптации. Рetermann и Scheithauer (1999) считают, что есть смысл говорить о способствующих развитию или снижающих риск факторах только тогда, когда они действуют одновременно с факторами риска, снижая и смягчая их действие.

Если наличие факторов риска ведет к повышению уязвимости, то факторы защиты способствуют возникновению таких личностных образований как резистентность, или устойчивость к вызовам (Resilienz), и компетентность в решении жизненных задач. А это, в свою очередь, совместно с внешними условиями формирует систему ресурсов личности (Рetermann & Scheithauer, 1999). С. Тейлор (1995) определяет ресурсы как внутренние и внешние фокторы, которые минимизируют или вовсе исключают воздействие стрессора, помогают справляться с угрожающими обстоятельствами, облегчают адаптацию и повышают стрессоустойчивость

В психологии совладающего поведения под ресурсом понимают совокупность (систему) личностных и средовых средств, ценностей, возможностей, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может осознанно использовать при необходимости в совладании с трудной жизненной ситуацией (Петрова, 2007, с. 458).

В наиболее общем виде к ресурсам совладающего поведения можно отнести все то, что позволяет справиться с трудными ситуациями достаточно эффективно (Хазова, 2002). В качестве ресурсов исследователи рассматривают когнитивные способности как средства переработки информации (В.А. Бодров, С.А. Богомаз, О.В. Лунева, А.В. Манторова, М.А. Холодная, N. Cantor, J. Kihlstrom), когнитивные стили (А.А. Алексапольский, М.А. Холодная, С.А. Хазова), личностные черты, такие как оптимизм, одаренность, локус контроля, воспринимаемую самоэффективность и даже оптимальный уровень тревожности (C.S. Carver, M. F. Scheier, А. Бандура, М.С. Замышляева, Т.Л. Крюкова, Ю.В. Постылякова С.А. Хазова), социальные группы, к которым принадлежит личность, и отношения в них (Л.И. Дементий, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, О.Б. Подобина, Н.О. Белорукова, Т.В. Гущина, Е.В. Куфтяк, Е.А. Петрова).

Так помогает ли креативность справляться с трудностями?

В рамках данной статьи мы выделяем три важных для нас аспекта в понимании феномена креативности: креативность как когнитивную способность (творческие способности), креативность как процесс (творчество), креативность как характеристику личности (креативная личность). Конечно, такое разделение весьма условно и используется нами только для осуществления анализа исследуемой проблемы.

Креативность (творческие способности) в контексте совладающего поведения. Традиционными показателями креативности как способности считаются характеристики, выделенные Дж. Гилфордом и Е.П. Торренсом: беглость, оригинальность, разработанность (способность к детализации), гибкость. Однако в настоящее время разные исследователи к перечню креативных способностей добавляют: 1. способность находить решение в нестандартных ситуациях, преодолевать препятствия, идти на разумный риск (Sternberg, 1990); 2. способность к глубокому осознанию своего опыта и его переносу из одних ситуаций в другие (Лейтес, 2000; Лук, 1978); 3. стремление (способность) выйти за рамки заданной проблемы (Богоявленская, 2002); 4. чувствительность к проблемам, способность к их самостоятельной постановке и автономному решению, способность к причинному пониманию (Гилфорд, 1965; Sternberg, 1990, Тоrrance, 1972); 5. способность к предвидению и оценке, проявляющаяся в возможности выбора из многих альтернатив одной до ее проверки (Лейтес, 2000; Лук, 1978).

Все это позволяет гипотетически связать креативность с эффективным функционированием личности в самых разных ситуациях. Так, Воллах и Коган, изучавшие интеллект и креативность учащихся 11-12 лет, делают вывод о том, что высокий уровень креативности является мощным ресурсом в борьбе со стрессом и значение креативности в определенной мере превосходит значение интеллектуального фактора. Согласно результатам исследования, дети, обладающие высоким уровнем творческих способностей и интеллекта, оказываются хорошо адаптированными как в регламентированной, так и в свободной среде. Они уверены в своих силах, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем, легко изменяют свое поведение, если того требует ситуация, сохраняют личную независимость. Высокий уровень креативности в сочетании с низким уровнем интеллекта не обеспечивает адаптированность испытуемых в школьной формализованной среде, однако, позволяет учащимся находить поле самореализации за рамками этой среды (кружки, хобби), что делает занятия творчеством способом совладания. Сочетание же низкого уровня креативности с высоким интеллектом снижает адаптивный потенциал детей, что связано с их плохой гибкостью в трудной ситуации (цит. по: Дружинин, 1999).

Наши исследования дали также достаточно интересные результаты (для диагностики креативности использовались субтесты «Незавершенные фигуры» и «Необычное использование» Теста креативности Е. П. Торренса, для диагностики совладающего поведения Юношеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale) Э. Фрайндерберг и Р. Льюиса в адаптации Т. Л. Крюковой). Авторы выделяют 18 стратегий совладающего поведения, объединенных в три стиля. Первый стиль — совладание, направленное на решение проблемы: 1) Фокусирование на решение проблемы – систематическое обдумывание проблемы с учетом других точек зрения; 2)Упорная работа, достижения – добросовестное отношение к учебе (работе) и высокие достижения; 3) Фокусирование на позитиве – оптимистический взгляд на вещи, напоминание себе о том, что есть люди в худшем положении; поддержание бодрости духа; 4)Активный отдых – занятия физкультурой и спортом.

Второй стиль – социальный: 1) Поиск социальной поддержки; 2) Друзья – общение с близкими друзьями и приобретение новых друзей; 3) Стремление принадлежать – интерес к тому, что думают о другие и действия, направленные на получение их одобрения; 4) Общественные действия – поиски поддержки путем организации групповых действий для разрешения проблем, посещение собраний; 5) Обращение за профессиональной помощью; 6) Духовность – опора на религиозный опыт, чтение духовной литературы.

Третий стиль – «неконструктивное совладание»: 1) Беспокойство; 2) Надежда на чудо; 3) Несовладание – отказ от каких-либо действий по решению проблемы, болезненные состояния; 4) Разрядка – улучшение самочувствия за счет «выпускания пара»; вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, сигареты или наркотики; 5) Игнорирование проблемы – сознательное блокирование проблемы; 6) Самообвинение – строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему; 7) Уход в себя – замкнутость, непосвящение других людей в свои заботы; 8) Отвлечение от проблемы, использование таких способов релаксации как чтение книг, телевизор, развлечение в обществе (Frydenberg, Lewis, 1993).

Итак, были получены следующие результаты:

1. в исследовании 2002-2003 года (107 чел. в возрасте 15-16 лет) было доказано, что оригинальность мышления снижает частоту обращения к неконструктивным стратегиям совладания (самообвинение, несовладание, надежда на чудо); толерантность к неопределенности отрицательно коррелирует с обращением к социальной поддержке, стремлением заручиться поддержкой других людей и выяснить, чтобы они сделали в подобной ситуации; беглость мышления снижает риск несовладания, позволяет не сразу фокусироваться на решении проблемы, а рассматривать различные варианты и даже отвлечься от проблемы; способность к детализации и разработке идей также способствует обращению к социальной поддержке (Гущина, Хазова, 2003);

2. результаты исследования 2008 года (50 учащихся 10-х классов, 30 девочек, 20 мальчиков в возрасте 15-16 лет) свидетельствуют о том, что высокий уровень развития креативности коррелирует с непродуктивными стратегиями в классификации авторов методики: Несовладание, Надежда на чудо, Беспокойство, Самообвинение, Разрядка, Уход в себя (см. Табл. 1). Таблица 1. Соотношение показателей креативности и стратегий совладающего поведения.

www.coping-kostroma.com

Почему мы более креативны, когда устали, и 7 других удивительных фактов о том, как работает наш мозг

Бывало с вами такое, что вы твердо уверены в чем-то а потом вдруг раз – оказывается, все совсем не так? Так случилось со мной, когда я узнала эти 8 фактов про устройство мозга. Некоторые вещи меня почти испугали. Некоторые удивили. А некоторые сильно обрадовали.

А как они подействуют на вас? Смотрите сами: 8 удивительных фактов – что наш мозг делает и как это можно использовать.

1. Ваш мозг лучше справляется с творческими задачами, когда вы устали

Какая странная мысль. Нелогичная. Должно ведь быть наоборот?

Как это устроено:
На пике своей активности мозг лучше решает сложные аналитические задачи. Например, вы жаворонок и прекрасно чувствуете себя рано утром. В это время ваш мозг лучше всего будет решать проблемы, отвечать на вопросы и принимать решения. Совам, очевидно, стоит делать это попозже.

А вот творческой работой лучше заниматься, когда вы устали и мозг функционирует не так эффективно. Это звучит безумно. Хотя если разобраться, то вполне логично. Это одна из причин, почему великолепные идеи часто приходят к нам в душе после долгого рабочего дня.

Уставший мозг плохо фильтрует отвлекающие факторы, не может сосредоточиться на конкретной задаче. Он хуже запоминает связи между идеями или концепциями.

НО! Когда вы занимаетесь творческой задачей – это же хорошо! Вам нужно находить необычные связи, открывать свежие идеи, и думать по-новому.

Эта статья в «Scientific American» объясняет, как отвлечения на самом деле помогают творческому мышлению:

Проблемы понимания требуют умения выйти за пределы задачи, взглянуть на нее снаружи. Именно здесь склонность к «отвлечениям» оказывается полезной.

Когда мы устали – мы «вне пика», меньше сконцентрированы, рассматриваем более широкий спектр информации — а значит, получаем больше альтернатив и разных интерпретаций. Это стимулирует инновации и озарения.

Вывод: Экспериментируйте. Есть время решать проблемы, и время находить свежие идеи. Поймайте свой ритм.

2. Стресс может изменить размер вашего мозга (и сделать его меньше)

Некоторые исследования показали, что из-за стресса мозг уменьшается в размерах.

В одном исследовании на детенышах обезьян проверяли влияние стресса на развитие и долгосрочное психическое здоровье.

Первую половину оставили на попечение их сверстников, а другую половину оставили со своими матерями. Через полгода обезьян вернули в типичные социальные группы, а еще через несколько месяцев провели сканирование мозга.

У обезьян, которых разлучили с их матерями и о ком заботились сверстники, области мозга, связанные со стрессом были увеличены даже после нескольких месяцев в нормальных условиях.

Конечно, необходимы дальнейшие исследования, чтобы разобраться в этом до конца, но это и правда пугающе. Как долго мозг помнит, что ему было плохо? Бедный…

Другое исследование — на крысах — показало, что на фоне хронического стресса гиппокамп в головном мозге уменьшился в размерах. А гиппокамп является важной частью формирования воспоминаний.

Ранее неоднократно обсуждался вопрос – действительно ли посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) уменьшает гиппокамп, или люди с естественно меньшим гиппокампом просто более склонны к ПТСР? Это исследование может указывать на то, что стресс – фактор, реально меняющий мозг.

Вот отличная диаграмма: как хронический стресс создает замкнутый цикл побочных эффектов на мозг.


Вывод:
хронический стресс еще хуже, чем мы раньше думали. Не доводите до крайности, поберегите собственный мозг. Устройте себе день отдыха от забот, а лучше неделю. Если загоните себя в яму — выбираться оттуда придется очень долго.

3. Наш мозг буквально не может работать в многозадачном режиме. Не может!

Многие считают, что многозадачность – это необходимое условие эффективной работы, и вообще круто.

Оказывается, многозадачность фактически невозможна. Когда мы думаем, что делаем несколько дел одновременно – мы на самом деле просто переключаемся между ними. Туда и обратно.

Книга «Правила Мозга» объясняет, насколько «многозадачность» вредна:

Исследования показывают, что количество ошибок вырастает на 50%, и дело занимает вдвое больше времени.

Проблема с многозадачностью в том, что мы разделяем ресурсы нашего мозга, уделяем меньше внимания каждой задаче, и вероятно, хуже выполняем каждую из них.

Когда мозг пытается сделать два дела одновременно, он разделяется, посвящая каждой задаче одну половину мозга.

Как это выглядит в реальности?

Когда мы пытаемся выполнить действие А и действие B одновременно, наш мозг не может выполнять их параллельно. Ему приходится болезненно переключаться туда и обратно. Эта суета оттягивает на себя важные мозговые ресурсы.

Исследование, проведенное в Париже выяснило, что когда добавляется вторая задача, мозги добровольцев разделяются, и каждое полушарие работает в одиночку над одной задачей. Мозг перегружен, и не может работать на полную мощность, так как вынужден разделить свои ресурсы.

Когда добавляется третья задача, результаты добровольцев еще упали:

Пытаясь жонглировать тремя задачами, они постоянно забывали про одну из них. И допустили в три раза больше ошибок, по сравнению с выполнением двух задач.

Практический вывод: отправьте многозадачность в топку. Не надо этого подвига, бессмысленного и беспощадного. Сконцентрируйтесь! Выберите самое важное дело – закончите его. Потом переходите к следующему. Работайте умом, а не 12 часов в сутки.

4. Короткий сон повышает дневную производительность мозга

Мы прекрасно знаем, как важен для мозга хороший сон. А как насчет короткого дневного сна? Оказывается, немного вздремнуть днем – тоже полезно:

Память улучшается

В одном исследовании на прочность запоминания, участникам показывали цветные открытки. Потом устроили перерыв на 40 мин, одна группа в это время спала, а другая бодрствовала. После перерыва попросили рассказать — что же они запомнили? СЮРПРИЗ! Группа вздремнувших показала лучшие результаты.

Исследователи сильно удивились, что группа, участники которой спали, показала заметно лучшие результаты. Они запомнили в среднем 85% открыток, а те, кто не спал – всего 60%.

Очевидно, короткий сон действительно помогает нашему мозгу укрепить воспоминания.

Исследования показывают, что, когда воспоминания впервые записываются в мозг — в гиппокампе, если быть точным – они довольно «хрупкие» и легко забываются, особенно если нужно запомнить много вещей. Короткий сон, видимо, переводит воспоминания в неокортекс, мозг «более постоянного хранения», защищая их от «стирания».

На диаграмме видно, что после сна запоминаемость намного повысилась:

Обучаемость улучшается

Короткий сон также помогает очистить информацию из временных хранилищей памяти, освобождая место для новой информации.

Исследователи из Университета Калифорнии попросили участников около полудня выполнить сложную задачу, которая требовала воспринять много новой информации. Затем в 2 часа дня половина добровольцев немного вдремнула, остальные участники не спали.

Самое интересное в этом исследовании? Мало того, что в 6 часов вечера группа отдохнувших выступила лучше, чем те, кто не спал. После дневного сна группа выступила даже лучше, чем они это сделали в первый раз..

Что же происходит в мозге во время короткого сна?

Недавние исследования показали, что правая половина мозга гораздо более активна во время дремоты, чем левая половина. Хотя 95% населения является правшами, и левая половина мозга у них доминирует, во время сна правое полушарие более активно. Автор исследования, Андрей Медведев, предположил, что правое полушарие «несет дежурство», пока мы спим.

Пока левое полушарие расслабляется, правое очищает временные хранилища и переводит информацию в долговременную память. Воспоминания дня становятся более прочными.

Практический вывод: я всегда говорю – на работе должна быть кушетка! Или диван. Или хотя бы кресло. Как в сериале «Менталист»: вдремнул немного – и с новыми силами за работу.

5. Нам нравятся люди, которые делают больше ошибок

Оказывается, наши ошибки деле делают нас более привлекательными, в связи с «эффектом полного провала» (т.н. Pratfall Effect).

Вот как это работает:

Люди, которые никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. Совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Выигрывают те, у кого есть недостатки.

Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Участники тестов слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как кто-то из участников роняет чашку кофе. Позже, по результатам опроса, наиболее привлекательным показались именно участники, пролившие кофе.

Нам, как правило, не нравятся люди, которые кажутся совершенными. И теперь мы знаем, что незначительные ошибки бывают полезны. Они располагают к вам людей.

Практическое применение: хотите, чтобы вас больше любили? Ошибайтесь почаще – и не стесняйтесь признавать свои ошибки. Только без фанатизма.

6. Медитация поможет перенастроить ваш мозг на лучшее

Снижается беспокойство

Чем больше мы медитируем, тем меньше беспокоимся.

В нашем мозге есть т.н. «ME- центр». Технически это префронтальная кора головного мозга. Та часть, которая обрабатывает информацию, связанную с нашим опытом.

Без медитации: Обычно нервные импульсы от телесных ощущений идут в «ME-центр», и они довольно мощные. Когда вы начинаете бояться или волноваться, это вызывает бурную реакцию в вашем «МЕ-центре».

Всего после 20 минут медитации тревога и возбуждение снижаются:

Когда мы медитируем, мы ослабляем эти нервные связи. И спокойнее реагируем на те ощущения, которые раньше вызывали яркий свет в «MЕ-центре». С другой стороны, мы одновременно укрепляем связь между т.н. «Центром оценки» (часть мозга, ответственного за рассуждение) и нашими телесными ощущениями и центрами страха. В итоге, когда мы боимся или огорчаемся, мы можем смотреть на эти чувства более рационально.

Повышается креативность

Существует два типа медитации:

  • с концентрацией на чем-то конкретном – дыхании, предмете, мантре;
  • и без концентрации на чем-либо, просто наблюдение за тем, что происходит.
  • Исследователи из Лейденского университета в Голландии провели эксперименты, чтобы узнать, как эти типы влияет на креативность.

    Оказалось, что люди, которые практикуют медитацию с концентрацией на чем-то, не показали явных признаков улучшения в решении творческих задач.

    А вот те, кто медитировал без концентрации на чем-то — показывали лучшие результаты в решении задач, которые требовали новых идей.

    Улучшается память

    Кэтрин Керр, научный сотрудник «Центра Martinos для биомедицинской визуализации» и «Исследовательского Центра Ошер» обнаружила, что люди, которые практикуют медитацию, могут регулировать мозговые волны, чтобы убирать отвлечения и увеличивать производительность быстрее, чем те, кто не медитирует.

    Она сказала, что эта способность игнорировать отвлекающие факторы может объяснить «их превосходную способность быстро запоминать и объединять новые факты».

    Медитация также помогает:

    • развить сострадание
    • снизить стресс
    • развить навыки запоминания
    • и даже увеличивает количество серого вещества в мозге.

    Практикуя медитацию, вы становитесь спокойнее, повышаете креативность, учитесь игнорировать отвлекающие факторы. Оттачиваете ум, одним словом.

    7. Физические упражнение могут изменить мозг и повысить вашу силу воли

    Мы знаем, что физические упражнения полезны для нашего тела. А как насчет мозга?

    То же самое. Определенно, физические тренировки и повышают живость ума, и делают нас счастливее.

    Длительные упражнения помогают иногда достичь удивительных высот в восприятии, по сравнению с теми, кто не любит тренироваться.

    Тренированные превосходят домоседов в тестах на долговременную память, мышление, внимание, решение проблем, даже в т.н. подвижном интеллекте (способность мыслить логически, анализировать и решать задачи).

    Как физические упражнения делают нас счастливее:

    Вы начинаете тренировку — и мозг распознает это как стресс. Когда повышается артериальное давление, мозг думает, что вы бьетесь с врагом или пытаетесь убежать.

    Чтобы защитить себя, организм вырабатывает белок BDNF (мозговой нейротрофический фактор). BDNF обладает защитным и восстанавливающим действием на нейроны памяти. Поэтому после тренировки мы часто чувствуем себя легко, все ясно, и в конечном итоге мы счастливы.

    В это же время в мозге высвобождаются эндорфины, которые также борются со стрессом.

    А еще эндорфины снижают дискомфорт от физических упражнений, блокируют боль, и вызывают ощущение эйфории.

    Разумные физические нагрузки сделают вас умнее, красивее и счастливее. Вот так наука несет счастье в массы.

    8. Делая что-то новое, Вы заставляете мозг думать, что время идет медленнее

    Вы как бы удлиняете время своей жизни.

    Когда-нибудь говорили себе «Как бежит время?» Например, в июне вы вдруг понимаете, что уже прошло больше половины года. Это хитрый трюк, связанный с тем, как наш мозг воспринимает время. Поняв, как это работает, вы можете заставить ваш мозг думать, что время идет медленнее.

    Наш мозг получает информацию от органов чувств и организует ее логичным образом, чтобы мы могли ее воспринять. То, что мы считаем чувством времени, на самом деле просто информация, представленная определенным образом:

    Когда наш мозг получает новую информацию, это не обязательно происходит в правильном порядке. Эта информация должна быть реорганизована и представлена нам в понятной форме.

    Когда поступает знакомая информация, ее обработка не требует много времени. А вот новая информация обрабатывается намного немного медленнее и время ощущается намного медленнее.

    Когда мы получаем много новой информации, мозгу нужно много времени, чтобы обработать ее. Чем дольше эта обработка, тем дольше ощущается этот период времени:

    В опасных для жизни ситуациях, мы «помним время дольше, потому что записываем больше опыта. Опасные для жизни опыта заставляют нас действительно обратить на них внимание, хотя мы и не получаем сверхчеловеческие способности восприятия».

    То же самое происходит, когда мы слышим приятную музыку, потому что «направленное внимание помогает воспринимать промежуток времени как более длительный».

    И наоборот, если мозгу не приходится обрабатывать много новой информации, время субъективно движется быстрее. Раз – и неделя прошла. То же происходит, когда вы получаете много знакомой информации, Она быстро обрабатывается, мозгу не нужно напрягаться, и жизнь, кажется, пролетает мимо.

    Узнавайте больше нового – и живите дольше.

    Вот такие 8 фактов про устройство нашего мозга. Самое лучшее в научных фактах – то, что они работают. Если их правильно применять. Знаете еще интересные факты о мозге, которые вас удивили? Добавляйте в комментарии.

    insitory.ru

    Креативность и стресс

    Стресс – естественная реакция организма практически на любое изменение, происходящее в окружающей среде или в нашем сознании. Благодаря этой реакции мы адаптируемся к меняющимся условиям. Чтобы стресс стал для нас полезным инструментом и помощником, вместо источника хронического напряжения и проблем со здоровьем и внешностью, то нам важно тренировать и развивать свои адаптационные навыки.

    И один из важнейших адаптационных навыков – это умение творчески подходить к решению внезапно возникающих задач. Наш мозг довольно «ленив» и предпочитает работать в автоматическом режиме, готовыми шаблонами. Это здорово экономит энергию. К слову, наш мозг потребляет по результатам разных исследований от 20% до 50% получаемых нашим организмом питательных веществ, глюкозы и кислорода, при этом его масса составляет только 2% от общей массы нашего тела. Поэтому такая «лень» эволюционно оправдана: если постоянно запускать мозг в работу на полную катушку, это сколько же ему «скормить» ресурсов придется?

    Именно этот «автоматического» режим определяет уровень опасности или сложности возникающей ситуации. Зачастую это происходит по одному-двум схожим, на первый взгляд, признакам; автомат срабатывает, запуская тревожную кнопку. Все системы организма тут же приводятся в боеготовность и начинают действовать согласно выданному сценарию. А когда все позади, может выясниться, что ситуация вовсе не была похожа на те, которые были в нашем «архиве». Получается, что мы проявили агрессию или спасались бегством, хотя никакой необходимости в таком поведении не было! Мы повели себя совершенно неадекватно реальной ситуации. В итоге мы только усугубили проблему: теперь придется тратить больше сил и времени, чтобы ее разрешить, а это может привести к новому витку стресса, или к переходу на стадию затяжного стресса.

    Что способствует развитию творческого мышления?

    В основе любой стрессовой ситуации, точнее нашего отношения к ней, как к стрессовой, лежит реальная или мнимая угроза удовлетворению наших потребностей. Если нам кажется, что что-то или кто-то может нам помешать получить то, что нам необходимо, удовлетворить нашу потребность, то мы немедленно готовимся или напасть на агрессора или убежать, чтобы он не смог нам помешать. Чтобы наш ответ на ситуацию был соразмерен, необходимо научиться понимать, удовлетворению каких потребностей может угрожать ситуация. Для этого существуют различные приемы и упражнения. В их основе лежит внимание к себе и наблюдательность к тем процессам, которые для вас актуальны в настоящий момент. О таких упражнениях мы еще обязательно поговорим.

    Внимание к своим чувствам и потребностям, как и работа над развитием творческого потенциала, тренировка гибкости и креативности мышления, помогают нам переключать мозг из состояния «автоматических реакций» в активную фазу и придумать, как именно в сложившихся условиях мы можем удовлетворить актуальную потребность: защитить свои интересы, добиться желаемого.

    Доступ к нашим творческим способностям возможен через контакт с нашим «внутренним ребенком» – той частью нашей психики, которая «отвечает» за спонтанность, открытость, искреннее проживание эмоций, игривость, воображение, получение удовольствия, любопытство, способность удивляться и фантазировать. Дети постоянно готовы что-то пробовать, все время наблюдают за тем, что происходит вокруг, любознательны и открыты новому. Лучше всего развитию творческого мышления способствует именно такое «детское» состояние, в котором многое происходит как бы само собой, в процессе игры. Задумайтесь, как давно вы играли? Когда в последний раз вы делали что-то просто ради удовольствия?

    Протестируйте себя

    Возьмите блокнот и ручку и ответьте на несколько вопросов:

    1. Есть ли у вас хобби или увлечение или любимые занятия, которые могут казаться кому-то совершенно бессмысленными, но при этом доставляют вам удовольствие? Составьте список.
    2. Сколько времени вы тратите на свои хобби или увлечения ежедневно? В неделю? В месяц?
    3. Рассказываете ли вы кому-то о своих хобби и увлечениях? Есть ли у вас единомышленники?
    4. Как относятся к этому увлечению в вашей семье? В кругу друзей?
    5. Когда вы последний раз занимались любимыми делами из вашего списка?
    6. Как вы реагируете на неожиданно возникающие трудности: злитесь, чувствуете разочарование, тревожитесь, ощущаете растерянность? Или у вас возникает чувство азарта, вы видите в возникшей неожиданности возможность проявить свою креативность, узнать что-то новое, найти решение и справиться с задачей, которую «подкинула» жизнь?
    7. Считаете ли вы себя творческим человеком?
    8. Если да, то в чем это проявляется?
    9. В каких сферах жизни вы проявляете свое творческое начало:

  • работа /карьера/ бизнес
  • отношения с детьми (если они у вас есть)
  • личная жизнь/любовь/отношения с мужем
  • финансы
  • здоровье/физическое благополучие/физическое развитие
  • отдых
  • прочие отношения с социумом: отношения с друзьями, родственниками, коллегами и пр.
  • дом
  • хобби
  • саморазвитие/личностный рост
  • духовность (кому-то удобнее отнести эту сферу к личностному росту)
  • эмоциональная наполненность/яркость жизни/эмоциональное развитие
  • (предложенный мной список можно переделать под себя, в зависимости от того, какие сферы жизни вы выделяете для себя)

    10. В какой из перечисленных сфер жизни у вас чаще всего возникают стрессовые ситуации, а в каких — меньше всего?

    Проанализируйте свои ответы. Поделитесь в комментариях своими результатами и открытиями!

    Давайте тренироваться!

    Существует огромное количество школ, методов, упражнений и техник, которые тренируют наши творческие мышцы и развивают гибкость мышления. Но раз у нас сегодня разговор о том, как творческий взгляд на жизнь помогает справиться со стрессом, то я предлагаю вам сделать такое упражнение:

    1. Зарисуйте в виде «комикса» из 2-3 картинок какую-то стрессовую ситуацию, которая заставила вас переживать и беспокоиться. Лучше начать с такой, которая уже осталась в прошлом, или не слишком вас беспокоит. Главное в этом «комиксе» не ваши навыки художника а то, чтобы схватить в этих рисунках самую суть ситуации и ваши потребности, которые были под угрозой. Рисунок вполне может быть в стиле «палка-палка-огуречик, вот и вышел человечек». Рисуйте так, как рисовали бы набросок на бегу или скетч. Чем символичнее и схематичнее он получится, тем лучше!
    2. Придумайте 3 различных варианта выхода из ситуации, при которых вы смогли все «разрулить» наиболее выгодным для вас способом и тоже зарисуйте их. На каждый вариант сделайте 2-3 рисунка.
    3. Если эта ситуация повторяется в вашей жизни регулярно, то подумайте, как вы можете заблаговременно узнать знакомые «грабли» и успеть подготовиться: вспомнить придуманные варианты выхода, продумать, как вы можете реализовать один из них.

    vresurse.com