Критерии нервного стресса

Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки

Формы проявления стресса и критерии его оценки

Похожие главы из других книг

Глава IV. Особенности проявления информационного стресса

Глава IV. Особенности проявления информационного стресса 4.1. Вегето-соматические и психофизиологические реакции Не всякое экстремальное, субъективно значимое воздействие вызывает развитие последующий стресс-реакции. По общим представлениям в качестве стрессовой

2.1. Формы проявления стресса

2.1. Формы проявления стресса Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва

2.1.4. Эмоциональные проявления стресса

2.1.4. Эмоциональные проявления стресса Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном

5.3. Формы проявления эгоизма

5.3. Формы проявления эгоизма Эгоизм бывает личностным и групповым. Последний проявляется в тех случаях, когда одна группа людей ставит свои интересы выше других групп. Личностный эгоизм проявляется в различных формах.Замаскированная тирания — это скрытый контроль над

5.1. Критерии оценки оптимизационных воздействий

5.1. Критерии оценки оптимизационных воздействий Оценка эффективности оптимизационных мероприятий имеет многоплановый характер. Так, важно определить, оказывает ли внедрение комплекса психопрофилактических средств позитивное влияние на разные аспекты

38. Понятие стресса. Причины производственных стрессов. Формы проявления производственных стрессов. Профилактика производственных стрессов

38. Понятие стресса. Причины производственных стрессов. Формы проявления производственных стрессов. Профилактика производственных стрессов Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других

Глава седьмая Формы проявления индивидуальных отношений

Глава седьмая Формы проявления индивидуальных

Глава 3 Дезадаптация и формы ее проявления у подростков

Глава 3 Дезадаптация и формы ее проявления у

Критерии оценки теории личности

Критерии оценки теории личности Как при наличии огромного количества альтернативных теорий личности оценивать относительные достоинства каждой из них? Как, не затрагивая вопроса об их объяснительной и прогностической функции, решать, благодаря чему одна теория лучше

Критерии оценки созависимости

Критерии оценки созависимости Оценка созависимости(по Potter-Efron P.T., Potter-Efron P.S., 1989).Созависимость распознается, когда человек длительное время находится в высоко стрессовом семейном окружении, включающем алкоголизм одного из членов.Индивид сообщает или у него наблюдается

Диагностические критерии и стратегии оценки

Диагностические критерии и стратегии оценки В табл. 14.1 представлены диагностические критерии ОКРЛ по DSM-III-R. Оценка и постановка диагноза при ОКРЛ обычно не составляет труда, если клиницист знаком сразличными проявлениями этого расстройства и отмечает их. При первом

5.1. Требования к законотворчеству и критерии оценки

Формы проявления энергетики

Формы проявления энергетики Как различаются люди, принадлежащие к разным эгрегорам?Энергетика каждого выражается по-разному. И проявляется это в демонстрации и принятии «своей» идеи. А идеи — это не только слова, но еще и форма, цвет, вкус, запах, звук, жесты. Если это

Критерии оценки интеллекта

Критерии оценки интеллекта Если кратко описать работу интеллекта, то она состоит из трех этапов:• постановка цели;• построение плана действий и анализ возможных проблем;• достижение цели.Казалось бы, очень легко оценить интеллект по достигнутым результатам. Это

6.1. Критерии оценки качеств руководителя

Критерии оценки выражения чувств

Критерии оценки выражения чувств Чтобы уметь выражать свои чувства, недостаточно только решиться на это; надо практиковаться в повседневной жизни, используя благоприятные отношения. Мы в данной книге предлагаем различные методы выражения эмоций. Вероятно, есть и

psy.wikireading.ru

Критерии нервного стресса

Определение Уровня Стресса

Разные люди воспринимают понятие «стресс» по-разному. Люди понимают под стрессом чувство того, что от них требуется слишком многое, что они находятся под давлением и с трудом могут справляться с внешними раздражителями, воздействие которых слишком сильное или продолжительное. Все симптомы отражают чрезмерное давление, оказываемое на человека в эмоциональном, умственном или психологическом плане. Схожее определение термина «стресс» существует в физике; сила, прилагаемая к субъекту, разрушит его, если ей не будет оказано сопротивление.

Факторы стресса могут быть физические, эмоциональные либо комбинированные. Физический стресс вызывает долгое воздействие таких негативных факторов, как беспорядочный режим дня, чрезмерная физическая нагрузка, загрязненный воздух, курение, прием наркотических веществ, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, и т.д.

Эмоциональный стресс может быть спровоцирован такими факторами, как неуверенность, негативные эмоции, чрезмерные умственные нагрузки, неопределенность, отверженность обществом, проблемы в семье, тоска, низкая самооценка и т.д.

И физический, и эмоциональный стресс вызывает физиологические реакции, которые происходят в вегетативной нервной системе. Вегетативная нервная система (ВНС) является одновременно и защитным механизмом от стресса, и системой через которую проявляются основные симптомы стресса на ранних стадиях. Вегетативная нервная система традиционно разделяется на две равновесные подсистемы: симпатическую, которая активирует работу органов, подготавливая их к физической активности, либо иному физическому напряжению, и парасимпатическую, которая контролирует фоновые функции тела, обеспечивающие нормальное состояние организма. Баланс между этими двумя подсистемами является индикатором реакций тела на внутренние и внешние раздражители.

Огромным прорывом в изучении реакции на стресс стал математический анализ биологических ритмов, который позволяет понять, как функционируют эти вегетативные подсистемы. Предназначением системы VitalScan является помощь в разработке методов преодоления стресса, которым смогут обучиться пациенты, если будут знать, как можно контролировать работу вегетативной системы и реакции организма на стресс, одновременно изменяя свой образ жизни для того, чтобы создавать резервы для противостояния стрессу.

Сегодня мы можем измерить моментальное влияние стресса на организм и запас резервов для противостояния накопленному напряжению. Также мы можем сделать выводы об этом влиянии. У людей стресс представлен двумя основными видами: кратковременный стресс и накопленный стресс. Кратковременный стресс периодически возникает в повседневной жизни. Он может возникнуть как во время работы, так и во время сна. Реакции на этот стресс определяются физическим и физиологическим состоянием человека. Такими реакциями могут быть напряжение, раздражительность и злость. Они сопровождаются также и физическими проявлениями. Долгое присутствие кратковременного стресса ведет к появлению длительного накопленного стресса и негативно влияет на здоровье.

В научных и медицинских кругах принято считать, что хронический стресс может иметь пагубное воздействие на психическое и физическое состояние. Так как стресс является неизбежным в повседневной жизни, важно уметь определять уровень стресса и степень уязвимости пациентов к ухудшению здоровья из-за нехватки резервов для противостояния нагрузкам.

Оценка состояния здоровья и определение уровня стресса помогают определить индивидуальную реакцию человека на стресс и позволяют найти способ борьбы с ним на начальных стадиях. Анализ ВСР дает объективное представление о функциональных расстройствах организма в ответ на стресс и определяет следующие факторы:

• Дисбаланс организма, спровоцированный накопленным стрессом
• Способность к саморегуляции в стрессовых ситуациях
• Способность сопротивляться воздействию стресса

Результаты обследования анализируются и записываются в отчет, в котором четко говорится о том, какие действия необходимо предпринять. Гипотезы становятся фактами, которые позволяют пациенту быстро и эффективно подобрать подходящий режим дня и уровень нагрузок для того, чтобы успешно противостоять стрессу.

Определение стресса, который напрямую воздействует на организм;
Определение типа стресса (физический/эмоциональный);
Точная диагностика психосоматических расстройств и оценка эффективности лечения;
Наглядное представление всех происходящих изменений (помогает выбрать направление лечения);
Автоматическое форматирование результатов измерений;
Неинвазивное обследование в комфортном положении (стоя или сидя);
Максимальный комфорт при проведении обследования;

Физический Стресс

Многие люди считают, что стресс влияет исключительно на психическое состояние, так как чрезмерное давление на человека, тревоги и беспокойства вызывают чувства перегруженности и напряжения. Однако, стресс вызывает всевозможные физические, эмоциональные, психические, химические и биохимические нарушения состояния гомеостаза (физиологической стабильности). Физический стресс является реакцией организма на физические факторы стресса, такие как работа, шум, холод, болезни и физические упражнения. Неправильный образ жизни и такие факторы, как курение, малоподвижный образ жизни, злоупотребление алкоголем и недостаток сна причиняют организму значительный стресс.

Накопленный стресс – это общая сумма стресс-факторов, а также силы и времени их воздействия. Накопленный стресс оказывает огромное влияние на общее состояние здоровья. Изменения в активности парасимпатической и симпатической нервной системы (естественные либо спровоцированные образом жизни) могут говорить о состоянии физиологического здоровья человека, об уровне испытываемого стресса и оставшемся запасе резервов организма.

Вегетативная нервная система является как основным механизмом защиты от воздействия стресса, так и системой, через которую проявляются основные симптомы стресса на ранних стадиях. Появление способа анализа ВСР кардинально изменило методику исследования работы ВНС и открыло новые горизонты для ее теоретического применения. Однако использование важных научных открытий на практике требует определения количественного соотношения между активностью СНС и ПСНС.

Когда общее количество стресса превышает тот предел, с которым может справиться организм, начинают появляться симптомы стресса. Симптомы физического стресса включают в себя напряженность мускулатуры, поверхностное дыхание, гипертонию и учащение пульса. Если не устранить эти симптомы, они могут вызвать различные болезни, такие как заболевания сердца, язва, астма и ревматизм. Хронические стресс вызывает изменения в процессе обмена веществ в организме.

Система определения физического стресса VitalScan определяет уровень физического стресса, накопленного за длительный период времени. Уровень физического стресса определяется в первую очередь на основе показателей ВСР, связанных с частотой кардиоинтервалов. Знание своего уровня стресса позволяет пациентам внести изменения в свой образ жизни и социальные отношения, для того чтобы снизить уровень стресса и следовательно снизить риск развития различных заболеваний и улучшить состояние здоровья.

Система VitalScan производит точное определение уровня стресса и количества резервов организма. Это помогает подобрать процедуры для снижения уровня стресса, которые помогут избежать негативного влияния на состояние здоровья и увеличить запас резервов для противостояния стрессу.

Эмоциональный Стресс

Большинство людей знакомы с состоянием эмоционального стресса, так как ритм современной жизни создает множество стресс-факторов. Люди понимают под стрессом чувство того, что от них требуется слишком многое, что они находятся под давлением и с трудом могут справляться с внешними раздражителями, воздействие которых слишком сильное или продолжительное. Все симптомы отражают чрезмерное давление, оказываемое на человека в эмоциональном, умственном или психологическом плане. Вкратце, психологический, или эмоциональный, стресс представляет собой ряд физиологических реакций на стрессовые ситуации, с которыми резервы организма не могут справиться.

Эмоциональный стресс выражается в поведенческих, когнитивных и эмоциональных симптомах, которые могут варьироваться от небольшой угрюмости до депрессии. Если оставить эмоциональный стресс без внимания, он будет накапливаться, и таким образом увеличивать свое негативное влияние на состояние здоровья и способность организма противостоять стрессу. Также будет повышаться риск дальнейшего ухудшения физического и психического здоровья. Исследования показали, что эмоциональный стресс тесно связан с различными заболеваниями. Постоянный накапливающийся стресс может ослабить иммунную систему и ухудшить психическое состояние человека, что в свою очередь увеличивает подверженность различным заболеваниям, понижает естественные защитные силы организма и влияет на мыслительные процессы.

Работа, пожалуй, является самым сильным стресс-фактором в нашей жизни. Нестабильность работы и рост уровня безработицы значительно повышают уровень стресса и провоцируют синдром выгорания у сотрудников. Эта проблема связана, прежде всего, с революцией в сфере информационных технологий, повышенными требованиями к производительности, тревожностью по поводу сокращения штата, давлением на сотрудников и нестабильности работы. Рабочий стресс влияет как на людей, так и на финансовое положение предприятий (в случаях невыходов на работу, понижения продуктивности, а также угрозы судебных исков, затраты на которые могут не покрываться страховым полисом).

Проблема определения рабочего стресса заключается во множестве факторов, влияющих на него (мнимые и объективные стресс-факторы, социальная поддержка, уменьшающая стресс, личностные характеристики, стресс-факторы вне работы, уровень физического здоровья и демографические показатели). Так как все эти факторы являются важными, очень сложно определить уровень их влияния на человека. Исследование показателей ВСР с помощью системы VitalScan делает это возможным. Так как основным предназначением VitalScan является физиологическая оценка работы основных регуляторных систем организма, она может определить уровень физического напряжения, и, что еще более важно, определить степень подверженности человека рабочему стрессу и синдрому выгорания, связанной с недостаточным запасом ресурсов для противостояния стрессу.

Система определения эмоционального стресса VitalScan определяет уровень эмоционального стресса, накопленного за длительный период времени. Уровень эмоционального стресса определяется в первую очередь на основе показателей ВСР, связанных с частотой кардиоинтервалов, показанной на гистограмме (кардиоинтервалы являются временными параметрами ВСР). Знание своего уровня стресса позволяет пациентам (а также их работодателям) внести изменения в свой образ жизни, социальные отношения и условия работы, для того чтобы снизить уровень стресса и следовательно снизить риск развития различных заболеваний и улучшить состояние здоровья.

Функциональный Возраст

В то время как процессу старения подвержены все живые организмы, скорость старения у всех них разная. Календарный возраст редко является показателем здоровья, хорошей физической формы и способностью продуктивно работать. Более точным методом определения влияния процесса старения и различных заболеваний на организм является постановка диагноза и лечение.

Следовательно, определение возраста по показателям физического, психического и эмоционального состояния (т.е. функционального возраста) дает более полный и точный результат. Определение «функциональный возраст» относится к уровню физического состояния человека в сравнении с другими людьми того же возраста (календарного) и пола.

Согласно современным медицинским подходам, если функциональный возраст превышает биологический, это может спровоцировать развитие тяжелых заболеваний. Исследования функционального возраста могут дать важную информацию о функциональной активности и ее ограничениях, состоянии сердечнососудистой системы и риске развития тяжелых заболеваний.

Функциональный возраст определяется на основе равновесия между активностью симпатической и парасимпатической подсистем вегетативной нервной системы. Функциональный возраст, превышающий календарный, может свидетельствовать о повышенной активности симпатической нервной системы, и наоборот. Система VitalScan определяет функциональный возраст путем сравнения показателей пациента с показателями 50 000 испытуемых из соответствующих возрастных групп. Результат такого определения является надежным, точным и адекватным.

Опасен Ли Повышенный Уровень Накопленного Физического И Эмоционального Стресса?

Стресс встречается в повседневной жизни. Однако, влияние современного ритма жизни, вредных привычек и работы могут усугубить физиологические реакции организма на стресс. Если оставить хронический стресс без внимания, он может повлиять на появление и развитие различных физических, поведенческих и эмоциональных расстройств, таких как диабет, депрессия, мигрень, гипертония, злокачественные новообразования, язва желудка, патологии сердца и многих других.

Так как все больше и больше исследований доказывают наличие явной связи между накопленным стрессом и различными тяжелыми заболеваниями, такими как рак, диабет и болезни сердца, становится необходимым проведение точных, регулярных и обязательных обследований пациентов на наличие факторов риска развития заболеваний. Система определения накопленного стресса VitalScan удовлетворяет эту необходимость, облегчая проведение таких точных превентивных обследований для отдельных пациентов и групп людей.

В то время как накопленный стресс крайне опасен для здоровья, его негативные последствия можно предупредить и избежать в том случае, если правильно определить уровень текущего стресса и устранить его. Используя VitalScan, можно точно определить уровень текущего и накопленного стресса и начать лечение. Улучшение образа жизни (например, отказ от курения), управление собственными эмоциями (обучение методам недопущения агрессивного поведения), релаксация (применение различных техник дыхания) и другие процедуры могут значительно улучшить общее состояние здоровья посредством снижения воздействия стресса на организм и уменьшения риска развития связанных с ним заболеваний.

Результаты определения уровня накопленного стресса у людей, младше 18 и старше 70 лет являются менее точными из-за наличия значительных колебаний в показателях этих возрастных групп. Также, количество испытуемых в этих двух возрастных группах было меньшим, чем в остальных. В таких случаях, показатель стресса пациента может быть сравнен с ранее зафиксированными значениями (для уточнения результата). К примеру, когда обследование проходит ребенок, должен использоваться алгоритм, адаптированный под сбивчивый сердечный ритм, который наблюдается у детей.

Показатели уровня стресса у людей, принимавших транквилизаторы или бета-блокаторы в день обследования или за 1 день до него, будут приблизительными, но не точными. Препараты оказывают значительное влияние на некоторые параметры алгоритма определения стресса.

Каждый человек имеет основной (постоянный) уровень накопленного стресса. Этот показатель может изменяться во время воздействия непродолжительных стресс-факторов (несколько часов в день). Для того, чтобы исключить это влияние на показатели стресса, обследование следует повторить через 2-3 дня. Полученные показатели стресса пациента могут иметь некоторые различия, однако обычно они одинаковы (при условии, что обследование проводилось правильно: 10 минут покоя и 9 минут обследования).

www.vitalscan.ru

Критерии оценки уровня лимфоцитов и стресс Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Кузьменко Л.Г., Киселева Н.М., Нкане Нкоза М.М.,

Текст научной работы на тему «Критерии оценки уровня лимфоцитов и стресс»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЛИМФОЦИТОВ И СТРЕСС

Кузьменко1Л.Г., Киселева2Н.М., Нкане Нкоза1М.М.

1. Российский университет дружбы народов,

2. ГБОУ ВПО РНИМУ им. НН.И. Пирогова МЗ России, Москва

Лимфоциты относятся к древнейшим клеткам многоклеточных организмов, предшественники которых на эволюционной лестнице появились не менее 2 млрд. лет назад. В онтогенезе эти клетки также появляются на очень ранней стадии развития: у человека их предшественники и родоначальники -кроветворные гемопоэтические клетки — обнаруживаются в желточном мешке на 19-й день развития, а на втором месяце гестации в печени созревают первые нейтрофилы и начинается лимфопоэз. По функциональному значению лимфоцит является центральной фигурой иммунной системы.

Во второй половине ХХ века было твердо установлено, что лимфоциты — это гетерогенная группа клеток, включающая клетки трех классов: В, Т и МК, при этом В- и Т-классы представлены разными субпопуляциями, которые можно различать только с помощью иммунологических методов. Указанные методы позволяют дифференцировать лимфоциты даже у плодов человека и других млекопитающих. Тем не менее, несмотря на интенсивное развитие иммунологии и методов иммунологического исследования, проведение анализов периферической крови с определением основных типов лейкоцитов в окрашенных мазках, внедренное в практику еще в 30-х годах ХХ века, не теряет актуальности. Немаловажное значение имеет доступность, дешевизна и малая инвазивность метода.

Следует, однако, иметь в виду, что в постнеонатальном периоде в крови человека содержится не более 0,2 % лимфоцитов от их общего количества в организме. Однако, не являясь изолированной, лимфатическая система напрямую связана с венозным руслом, в связи с чем кровь отражает изменения, происходящие в системе лимфоидных органов. Это позволяет расценивать периферическую кровь как индикатор уровня лимфоцитов в организме и использовать, прежде всего, ее в качестве скриннинг-теста при клиническом подозрении на иммунодефицит, обусловленный недостаточностью Т-звена иммунной системы, хотя строгий параллелизм между лимфоцитопений и снижением количества клеток той или иной популяции или субпопуляции лимфоцитов выявляется далеко не всегда.

При диагностике лимфоцитопении следует ориентироваться на абсолютное содержание лимфоцитов в единице объема крови (в 1 л, 1 мл или 1 мкл), поскольку количество лимфоцитов в этом количестве крови напрямую зависит об общего содержания лейкоцитов в том же самом объеме крови. Для определения абсолютного количества лимфоцитов используют известную формулу [формула 1]:

Х(абс.) = Л х а / 100,

где Х(абс.) — абсолютное количество лимфоцитов в единице объема крови; у конкретного пациента, Л — количество лимфоцитов в том же самом объеме крови у того же пациента; а — процент лимфоцитов в лейкоцитарной формуле, 100 — общее количество клеток в лейкоцитарной формуле, составляющее 100 %.

Количество лимфоцитов в крови у конкретного человека может существенно отличаться от средних показателей (референтных значений) и быть либо ниже, либо выше их. Уменьшенное количество лимфоцитов в единице объема крови обозначается термином «лимфоцитопения» (или «лимфопения»), увеличенное — «повышенный лимфоцитоз». В доступной литературе нами не обнаружено референтных значений содержания лимфоцитов в периферической крови детей разного возраста, представленных в процентильной шкале или сигмальных отклонениях, существуют лишь таблицы средних референтных значений (И.М. Воронцов, А.В. Мазурин, 2009)

В связи с этим мы предлагаем проводить определенный расчет количества лимфоцитов, чтобы определить диапазон колебаний референтных значений лимфоцитов для детей разного возраста.

а) при сравнении со средними возрастными значениями лимфоцитопеней следует назвать состояние, при котором количество лимфоцитов у пациента будет ниже величины в приведенной ниже формуле 2:

Хб = Х(абс.) — Х(абс.) /10 ,

где Хб — количество лимфоцитов у конкретного пациента Х(абс.) — количество лимфоцитов из формулы 1, Х(абс.)/10 составляет 10% от Х(абс.).

Повышенный лимфоцитоз рассчитывается подобным образом, но формула 2 несколько преобразуется [формула 3]:

Хб = Х(абс.) + Х(абс.) /10.

Лимфоцитопения в детском возрасте не является редкостью. Во-первых, она встречается при крайне тяжелых и часто не контролируемых первичных иммунодефицитах. Хотя эти болезни не относятся к числу широко распространенных, все же суммарная частота их сопоставима с муковисцидолзом и фенилкетонурией (А.Ю. Щербина Е.Д. Пашанов, 2006). Помимо первичных иммунодефицитов, лимфоцитопении встречаются при целом ряде инфекционных заболеваний (корь, ВИЧ-инфекция), при системной красной волчанке, синдроме мальабсорбции, алиментарном дефиците. Большую роль в

развитии лимфоцитопении играет дефицит цинка. Все эти причины приводят к снижению иммунологической защиты и развитии заболеваний инфекционного генеза.

Вместе с этим лимфоцитопения может быть проявлением стресса. Стрессом обозначают состояние организма, возникающее при действии на него чрезвычайных раздражителей, приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов (П.Д. Горизонтов и др., 1985). Независимо от природы раздражителя решающее значение в эффекторном осуществлении стресс-реакции имеет активация системы гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников и возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы. Состояние стресса испытывает любой организм не зависимо от пола, возраста и вида. При стрессе в реализацию общего адаптационного синдрома практически включается весь организм, но наибольшее напряжение, вероятно, испытывают основные системы-регуляторы: нервная, эндокринная и иммунная. Участие первых двух указанных систем сомнения не вызывает, но по отношению к иммунной системе указывается только, что стресс оказывает на нее влияние (П.Д. Горизонтов, 1985).

В экспериментах на животных убедительно демонстрируется, например, что после стресса они, становятся высоко чувствительными к ряду вирусов и бактерий, у них снижаются реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типа, оцениваемые как in vitro, так и in vivo (Ю.И. Зимин, 1979). В большинстве случаев развивающуюся иммуносупрессию при стрессе связывают с увеличением в крови концентрации глюкокортикостероидов, перераспределением лимфоцитов, активацией Т-супрессоров. Период супрессии функции иммунной системы сменяется периодом восстановления, во время которого иммунологическая реактивность может даже увеличиваться. Это, например, в большинстве случаев четко проявляется при инфекционном стрессе.

Для того, чтобы организм в условиях возникновения стресса благополучно вышел из этого состояния, необходим ограничивать его действие. В настоящее время к основным центральным элементам стресс-лимитирующей системой относят ГАМК-ергическую и опиоидергическую, обладающих тормозным действием. Однако, вполне реально существование и других подобных систем, поскольку в живых организмах с успехом работает правило надежности биологической защиты. Мы полагаем, что иммунная система с ее центральным органом тимусом может также претендовать на одну из центральных ролей стресс-лимитирующей системы. Известно, что введение препаратов тимуса снижает проявления и ускоряет выход из интоксикационного и ожогового стресса (В.Я. Арион и др., 1987; И.Н. Большаков и др., 1991; С.В. Семочкин и др., 2000; J.E. Lee, R.R.Dietert, 2003). Синтетический препарат — тимопентин снижает развитие стресс-язв (Т.А. Девяткина и др., 1989). На это указывают и результаты проведенных нами экспериментов на животных (Н.М. Киселева и др., 2009 — 2011), в которых показано, введение препарата тимуса — тактивина уменьшает проявления, а в ряде случаев предупреждает развитие эмоционального стресса. В таком случае по уровню лимфоцитов периферической крови можно реально контролировать течение общего адаптационного синдрома, и в случае тяжелого «выхода» из стресса контролировать процесс с помощью медикаментозных средств.

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

cyberleninka.ru

Психология взаимоотношений

Диагностика состояния человека важна для многих сфер его жизни и деятельности, особенно в состояниях, угрожающих его физическому или психическому неблагополучию. Это необходимо не только для того, чтобы оценить уровень его активности, самочувствие. Важно уметь прогнозировать уровень его состояния, работоспособности и чтобы принять меры для их повышения путем регуляции возникшего негативного состояния, либо принять решение о прекращении деятельности, чтобы сохранить здоровье человека или предупредить негативные последствия возникшего состояния.

Устойчивость оптимальных рабочих параметров субъекта, по мнению В. Д. Небылицина (1976) определяется факторами, которые имеют личностный характер:

1. Вегетативной реактивностью, влияющей на состояние внутренних органов, сердечно-сосудистую системы, остроту зрения и слуха;

2. Лабильностью нервной системы, ее силы и уравновешенности.

3. Характерологическими особенностями личности.

Данный подход к системности психофизиологического состояния поддерживает А. Б Леонова (2000 г.), предложившая классификацию методов исследования функциональных состояний в виде трех блоков методик: 1) физиологические; 2) психологические; 3) методики субъективной оценки состояний.

По мнению Е. П.Ильина (2005) все методы изучения состояний можно разделить па следующие группы:

– наблюдение за поведением и экспрессией человека;

– опрос человека о его переживаниях в данный момент;

– измерение физиологических показателей: частоты пульса и дыхания, газообмена, ЭЭГ и т. д.;

– измерение психологических показателей (времени реакции, концентрации и переключения внимания и т. п.);

– пролонгированная фиксация эффективности деятельности.

Долгие годы наиболее часто применяемыми методы измерения стрессовой реакции у человека были основаны на физиологических и психологических критериях. При этом использовались различные индикаторы, связанные с болезнью. В настоящее время существует большое количество разнообразных методов оценки психического состояния и психологических черт, основанных на определении «психологических» эффектов стрессовой реакции.

Метод определения функционального состояния организма на основе оценки типа адаптационной реакции и уровня реактивности организма разработан Л. Х. Гаркави с соавторами (1998). Учитывая критерии стресса, которыми являются объективные показатели нервной, эндокринной и висцеральной систем, следует принимать во внимание и возможное нарушение временной координации. Предшествуя информационным и энергетическим нарушениям, нарушениям обмена веществ и структуры, хронобиологические нарушения способны вызывать у большей части людей физиологический дискомфорт, необходимость адаптироваться к новому суточному ритму сна и бодрствования вызывает перестройку суточной ритмики. Десинхроноз в виде утомления, разбитости, нарушения режима сна и бодрствования способен привести к обострению хронических заболеваний.

Е. П.Ильин (2005) придает особое значение использованию методов оценки состояний человека, особенно при деятельности в сфере профессионального и педагогического общения, в переговорном процессе, подчеркивая, что важно знать эмоциональное состояние партнера по общению, чтобы выбрать адекватные формы и способы общения и избежать возникновения конфликта.

Без диагностики и контроля за состоянием организма, как системы, по мнению Зараковского и др. (1974), не может осуществляться нормирования работы оператора и параметров обитаемости, регламентации времени отдыха, контроля тренировки и обучения, экспериментальной оценки и испытаний системы в период государственных испытаний. Физиологическая и психологическая оценки позволяют определить готовность человека к предстоящей деятельности, зарегистрировать момент изменения состояния, найти переход в стадию динамического рассогласования, определить способность оператора выполнить работу при заданном уровне деятельности, определить переход оператора в определенное заранее состояние, сравнить состояние человека до и после выполнения определенной деятельности или действия. Стоит подчеркнуть, что речь идет о деятельности человека, связанной с экстремальными условиями выполнения заданий и возможными стрессовыми ситуациями.

Большое значение придается оценке в судебно-психологической экспертизе состояния, которое было у подсудимого в период совершения им преступного деяния (Лысков Б. Д., 1981; Мамайчук И. И., 2002; Фелинская Н. И., 1974, и др.). Оценка эксперта-психолога в случае, если с ней соглашается суд, существенно влияет на формирование представлений суда о степени виновности подэкспертного и, следовательно, на жесткость приговора в рамках данной статьи Уголовного кодекса. Так, состояние сильного душевного волнения суд обязан во всех случаях в соответствии со ст. 38 УК РФ учитывать как смягчающее вину обстоятельство. Наличие же внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием, тяжким оскорблением со стороны пострадавшего или другими неправомерными действиями, унижающими честь и достоинство личности обвиняемого, ведет к изменению юридической квалификации содеянного и значительному снижению меры наказания. Не менее важна экспертиза психического состояния при некоторых автотранспортных происшествиях, при анализе ряда других деяний, которые, как правило, сопровождаются изменением физиологических и психических состояний (Лысков Б. Д., 1981).

В большинстве случаев для установления физического и психического состояний человека в условиях, неадекватных для нормального функционирования организма, «…должно проводиться с помощью достаточно широкого набора методик с целью последующего объединения полученных показателей в общую интегральную оценку» (Марищук, 1974). Эта идея является основным методологическим положением указывающим, как надо диагностировать состояние человека. Реализация данного комплексного подхода к изучению состояний не нова. Еще в 1929 г. А. П. Нечаев, проанализировав более 30 различных методик диагностики утомления, пришел к выводу, что ни одна из них при однократном применении не позволяет сделать вывод о его наличии. «Неужели психология, – писал он, – никогда не будет владеть методом, при помощи которого можно было бы регистрировать психическую утомленность в каждый отдельно взятый момент времени?!» (цит. по Е. П. Ильину, 2005). Пытаясь найти такой метод, он приходит к выводу о необходимости в любой момент одновременно регистрировать ряд характеристик сенсорной и моторной готовности человека и оценивать соотношение между ними. Несмотря на некоторую наивность в определении содержания этой комплексной характеристики, разработанные в исследованиях А. П. Нечаева положения с особым интересом читаются в наши дни. При этом важно заметить, что объединяемые им характеристики являются количественной оценкой соотношения между разными элементами единой психофизиологической системы, обеспечивающей выполнение деятельности (Леонова А. Б., Медведев В. И., 1981).

Очевидно, что необходимость комплексной характеристики состояний, подчеркиваемая авторами во всех определениях состояний, требует и комплексного подхода к их изучению (Илюхина В. А., Данько С. Г., 1986; Леонова А. Б., Медведев В. И., 1981; Марищук В. Л., 1974, и др.). Однако это не должно приводить к слепому стихийному выбору изучаемых параметров, что в большинстве случаев имеет место: берутся те функциональные показатели, которые обеспечены имеющейся под рукой аппаратурой, или исходя из чистого субъективизма исследователя.

На сегодняшний день становится совершенно ясным, что комплексного подхода к анализу и диагностике состояний человека недостаточно. Будущее – за системным подходом, о котором писал в 1978 г. Е. П. Ильин и который позже стал постулироваться и другими исследователями, например, Вяткиным Б. А. и Дорфманом Л. Я. (1987).

Для анализа физиологических реакций используются десятки и сотни различных показателей и методик, которые, все методики невозможно применить в любом конкретном случае. Е. П. Ильин, подчеркивая правомерность подхода Марищука В. Л. (1974).к оценке состояний, критически отнесся к предложению оценивать функциональные реакции организма по 49 группам показателей.

В рамках решения вопроса об интегральной оценке состояний Е. П.Ильин выделил два основных положения.

Первое заключается в том, чтобы выбранный показатель отражал наиболее полно функциональное состояние исследуемой системы, т. е. чтобы он был адекватен той работе, которую должна выполнять эта система. Этот метод не должен быть слишком грубым, способным уловить изменения лишь тогда, когда они будут слишком явно выражены, в противном случае можно просмотреть, не уловить ни начальных проявлений состояния, ни динамику. В то же время избранный метод не должен быть слишком чувствительным, чтобы не принять небольшие функциональные колебания за явления состояния. Второе основное положение связано с тем, что любая система весьма многогранна в проявлении своей деятельности, своих свойствах. При развитии состояния различные свойства системы изменяются по-разному. Для установления особенностей состояния в различных условиях жизнедеятельности необходимо прежде всего исходить из психофизиологического анализа того вида деятельности, который мы изучаем (Зараковский и др., 1974,).

По мнению Е. П.Ильина (2005) выбор показателей должен быть целенаправленным, отражающим качество реакции важнейших уровней (блоков) организма и личности. Во-первых, при диагностике разных состояний необходимо взять показатели, отражающие все выделенные уровни реагирования (психический, физиологический, поведенческий). Во-вторых, набор этих показателей должен быть ограничен необходимым минимумом. Е. П.Ильин считает, что можно обойтись четырьмя-пятью показателями при условии, что они адекватно и наиболее отчетливо отражают происходящие на том или ином уровне изменения в субсистеме. В этом случае использование многих показателей, показывающих одни и те же изменения на том или ином уровне, будет означать лишь ненужное дублирование ими друг друга (Ильин Е. П., (2005).

Способы диагностики состоянии зависят от специфики последних. Так, оценку эмоциональных состояний чаще всего осуществляют, прибегая к методикам, характеризующим их проявление в экспрессии. Мотивационные, волевые и функциональные состояния, зачастую сопровождающие развитие травматического стресса, часто скрывают от наблюдателя изменения, возникающие в психике и организме, поэтому приходится проводить более полное обследование. В качестве основных компонентов многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу включает: (а) оценку выраженности когнитивно-аффективных комплексов тревоги, депрессии и гнева, характеризующих степень субъективной стрессогенности ситуаций независимо от их предметного содержания, и (б) оценку степени истощения психофизиологических ресурсов, играющих центральную роль в обеспечении деятельности по преодолению затруднений. В компонентах многомерной оценки необходимо различать ситуативный и диспозиционный аспекты, рассматривая взаимосвязь их проявлений как состояния и как устойчивой черты личности (Величковский Б. Б., 2007).

pciholog.com