Кто любит заикание

Форум о заикании

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Отношения и заикание

Описание: Здесь можно найти новых друзей и ближе познакомиться с участниками форума.
Модераторы: Inkognito, Skif

  • Перейти на страницу:

Чем симпатия отличается от любви?

Просто для меня это одно и то же.

Re: Отношения

Как уважаемый мною Лит поговаривал и с чем я согласен:
«Любовь штука универсальная, она проходит сквозь все
недостатки (внешние, физические, даже душевные)». Так что
меньше надо париться по поводу того, что девушка боится,
что начнет заикаться. Это уже не отношения, это логофобия,
а её нужно искоренять, а по этой теме могу сказать, что
скоро кстати у нас в Москве откроятся семинары по лечению
страхов и стрессов, которые будут напрямую
посвящены этой проблеме страха перед общением. Всё, что
нужно сделать, это не бояться себя, своих чувств, своей речи
и тогда всё у вас, VyDi, получится. Удачи!

Заголовок сообщения: Re: Отношения

Непонятную речь, конечно, слушать неприятно, согласен с тобой,
есть одно лекарство против этого, VyDi, нужно изменить свою речь,
чтобы она стала понятной для твоего бойфренда. Как это сделать?
для этого существуют много способов!

> Каждый заикающийся обязан стать оратором! 🙂

Если вы проявите упорство и будете следовать правилам
нормальной человеческой речи, если вы будете много заниматься,
отрабатывая произношение, и систематически практиковаться,
ваша речь обязательно начнет совершенствоваться.

Тяжело на свете
Октябрёнку Пете:
Пионер Серёжа
Часто бьёт по роже.

(с) Розов из спектакля «Мой вишнёвый садик» (реж. Б. Политковский)

stuttering.su

Заикание (откуда берётся и как убирать)

Мало кто любит говорить о своих «недостатках» вообще (даже если они были в прошлом), тем более показывать явно_видимые (явно_слышимые). Если внутреннюю «болячку» снаружи не видно, а лысину на голове можно кепкой прикрыть, то заикающийся, только открыв рот, сразу всё о себе в этом плане и «рассказывает». Конечно, заикание не рак, подумаешь, мол, велика беда! Руки-ноги целы, и ладно! Но тот, кто сам находится в этой «шкуре», думает и ощущает совершенно иначе, и часто жизнь человека с заиканием — это один сплошной кошмар (возможно, с перерывом на сон. ).

Я там был. Я заикался больше 30 лет (с пятилетнего возраста), и психология помогла мне убрать это из себя. Теперь я помогаю сделать это и другим людям.

Лично в моём случае и «попасть туда», и выйти «оттуда» оказалось очень просто . Но люди — разные. Механизм проявления заикания — один. Механизмов (возможностей) возникновения заикания — ограниченное число. А вот механизмов (возможностей) выхода оттуда — вагон и маленькая тележка.

Итак, способы выхода оттуда описаны в конце этого поста (самые простые способы) и — по этой ссылке: «Дневник (когда-то) заикавшегося психотерапевта» — там мой дневник на одном из форумов, «посвящённом» вопросам заикания, описан мой личный опыт, профессиональная практика, да и просто «мысли вслух». Материала там много, но выберите время, почитайте не урывками, а всё подряд — будет полезно и для решения конкретных вопросов, и для общего понимания )))))

— с точки зрения Биологических Законов — это активная СБП для мускулатуры гортани, т.е. — конфликт внезапного испуга (для правшей) либо конфликт территориальной угрозы (для левшей), плюс, если человек «залип» в своём заикании — конфликт самообесценивания.

Каждая СБП, которая имеет разрешение конфликта, также имеет (внутри фазы восстановления) эпилептический и/или эпилептоидный кризис (между PCL — A -фазой и PCL — B -фазой), т.е. переход от фазы отёка к фазе рубцевания в самой «низкой точке» ваготонии. Эпилептические припадки с мышечными спазмами это особая форма эпикризиса после разрешения двигательных конфликтов. Территориальные конфликты в эволюционном плане это самые «продвинутые» конфликты, реагировать на которые наши предки «научились» позже всего, тогда, когда у них появилась кора головного мозга. Соответственно, реле для запуска этих конфликтов находятся в коре головного мозга.

У каждого человека, независимо от пола, правая часть коры отвечает за «мужской тип реакции» на территориальный конфликт, а левая часть коры отвечает за «женский тип реакции».

На схеме выше:
Реле 3 – это реле мускулатуры гортани (двигательный центр, отвечающий только за движения (функционирование) мышц. Структурно, на уровне ткани, мышцы относятся к новой мезодерме и управляются из паренхимы больших полушарий головного мозга (белое вещество) с реакцией на конфликт самообесценивания). Этот же центр является центром речи — центр Брока (отвечает за заикание);
Реле 4 – это реле мускулатуры бронхов (двигательный центр);
Реле 5 – реле плоского эпителия слизистой гортани;
Реле 6 — реле плоского эпителия слизистой бронхов.

Женский тип реакции (левое полушарие)
Биологический конфликт Конфликт, связанный со страхом-испугом. Конфликт неспособности говорить (например, потеря голоса из-за абсолютно неожиданной опасности = женская реакция, мужчина немедленно ответил бы активной защитой, например «громким рыком» или атакой).

Активная фаза конфликта (СА-фаза) Изъязвление плоского эпителия гортани. Поскольку слизистая гортани, как и слизистая бронхов, реагирует на активный конфликт согласно «паттерну наружной кожи», то сам процесс изъязвления в области гортани и/или голосовых связок, как правило, не замечается. Голос может изменяться, часто без боли (гипестезия = онемение). Затруднения, связанные с произнесением слов, например, при так называемом «инсульте» с частичным двигательным параличом глоточной мускулатуры.

Биологический смысл Расширение за счёт образования язв просвета гортани с одновременным расслаблением мускулатуры гортани, что позволяет увеличить поток вдыхаемого воздуха.

Фаза восстановления (PCL-фаза) После разрешения конфликта, в PCL -фазе происходит пролиферация клеток ранее изъязвлённых / некротизированных участков и восстановление язв, с отёком, гиперестезией, зудом и болезненностью слизистой гортани. В этот момент изменяется голос. Традиционная медицина диагноз «болезни» ставит во время этой фазы исцеления (восстановления).
.

Заикание, по всей видимости, в большинстве случаев может являться сочетанным феноменом, но в любом случае основную долю в этой симптоматике имеет именно СБП для мускулатуры ( челюсти, языка, гортани), а также голосовые связки. Все двигательные функции поперечно-полосатой мускулатуры нашего тела контролируются двигательной (моторной) корой головного мозга.

К заиканию, помимо прочего, может привести двигательный конфликт (запрет или невозможность говорить) в сочетании с конфликтом самообесценивания («я не могу говорить хорошо»), а также конфликт смертельного испуга . При этом задействованными могут быть: мускулатура челюсти, языка, гортани, а также голосовые связки. Центр речи — центр Брока (который отвечает также за гортань) располагается в коре головного мозга слева, в передне-боковой области (мышцы гортани + двигательный центр речи).

Ещё раз напомню о разделении заикания на две формы (о которых часто говорят логопеды): тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

Каждую СБП отличает свой эпилептический (моторный) или эпилептоидный (например, сенсорный) криз. В случае моторного конфликта мы говорим об эпилептическом припадке (= эпилептическом кризе).

Важно знать, что, хотя при моторно-эпилептическом кризе поперечно-полосатых мышц и присутствует состояние сильной симпатикотонии, в отличие от симпатикотонической активной фазы, при которой отмечается паралич, в процессе эпилептического моторного криза мы можем увидеть тонические (= непрерывные) или клонические (ритмические) судороги, или комбинацию их обоих. Клонические и тонические судороги отличаются друг от друга своей интенсивностью. Клонические = это непроизвольные поддергивания, а тонические (спазмы) — более глубокое напряжение мышц. Клонические — более распространенное явление (легкие по интенсивности), тонико-клонические судороги встречаются в эпи-кризисе при эпилепсии, а тонические судороги- сильные спазмы (тянущие).

Легкая придурковатость делает человека практически неуязвимым. (с)

В связи с тем, что заикание – это мышечный спазм (судороги, напряжение, парализация и т.д.), общий подход к терапии заикания можно описать следующими тезисами: убирание страха, расслабление, более простой взгляд на жизнь.

ДПДГ ( EMDR )
В критической ситуации (как в реальной, так и в придуманной мозгом) быстро убрать страх можно при помощи техники ДПДГ — десенсибилизация и переработка при помощи быстрых движений глаз (англ. аббревиатура — EMDR ) как метод адаптивного процессинга (теория ускоренной переработки информации).

Кратко: в течение дня человек воспринимает разную информацию по всем «входящим каналам восприятия» — воспринимает ФАКТЫ. «Внутри» человека эти факты тем или иным образом обрабатываются подсознанием – происходит это ночью, в т.н. фазе быстрого сна (информация впитывается, структурируется, упорядочивается, а человек — обучается – поговорка «Утро вечера мудренее»). Если происходит «сбой» в обработке (например — информации слишком много или она слишком тяжелая для восприятия) – возникает flash back (ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство).

Если воспоминание о прошлом травматичном (тогда!) событии сегодня вызывает нейтральные или положительные ассоциации (мысли, чувства и т.д.) – то информация ОБРАБОТАНА. В противном случае – НЕТ, т.е. входящая информация не перешла в опыт, и в этом случае система переработки жизненной информации тогда не сработала (панические атаки – из этой же серии!) и ей нужно просто помочь. Т.е. ДПДГ заново запускает ранее «замороженный» процесс обработки информации.

Воспоминание о прошлом травматичном (тогда) событии может быть как мысленным («я помню, как меня в пятом классе ударил сосед по парте»), так и чисто телесным (при панических атаках, фобиях, сильных «непонятных» страхах). Т.е. тело в каком-то (внешнем) контексте начинает вести себя «неадекватно» (с точки зрения взрослого человека), но по его — тела — логике оно всегда ведет себя правильно.

Эту информацию можно использовать обычным людям ежедневно, если понимать, как это работает. В терапии же каждый сеанс по переработке должен быть направлен на определенную цель. Общие типы целей даны в стандартном протоколе следующим образом:

Три компонента (неадекватной реакции в настоящем на прошлое событие):
1. Прошлое событие (прошлый опыт, являющийся основой патологии);
2. Триггер в настоящем (существующие в настоящее время обстоятельства или факторы, которые вызывают беспокойство);
3. Желаемая реакция в будущем (планы будущих действий).

Компоненты памяти о травме
Травма – в прошлом, триггер (запускающий переживание травмы) – в настоящем.

Sensation (ощущения в теле)
Senses (картинки, звуки, запахи)
Emotion ( эмоции)
Beliefs (мысли, убеждения)

Травматические воспоминания и реакции может вызывать любой из 4-х компонентов памяти (как и в любые их комбинации).
Стоит отметить, что триггер, запускающий телесную реакцию, может и не осознаваться человеком, как, например, в случае панических атак или каких-либо фобий. Например, в случае фобии лифта, сам лифт может не быть триггером (хотя человек может думать на сознательном уровне, что причиной его фобии является лифт как таковой), а этим триггером, запускающим реакцию, может быть запах в лифте, или картинка круглых (квадратных) кнопок лифта, или внутренние ощущения от движения лифта в пространстве и т.д. Поэтому «лечить лифт» в данном случае не выйдет, такой же запах, картинка или движение может быть и вне лифта, и человек получит ту же самую реакцию организма — ПА.

Упражнение для самостоятельной проработки
(в качестве «попробовать»):
— вспомните любое событие за прошедшие сутки, которое по 10-бальной шкале вызывает у вас некомфортные ощущения на 1-2 балла (не больше, тут не терапия).
— сядьте ровно, ноги на пол, ладони на коленки.
— выберите один образ из этого воспоминания о некомфортном событии и начинайте похлопывать себя попеременно ладонями по коленкам в течение минуты. Наблюдайте, какие эмоции приходят при этом, какие мысли или слова идут?
— делайте это одну минуту, после чего сделайте глубокий вдох и «оцените», как изменился образ, что произошло с ним?
— сделайте эту процедуру 3-4 раза (сериями по одной минуте).

Далее, по окончании упражнения, задаем себе 4 вопроса:
1. Картинка — как изменилась? (обычно – или уменьшилась в размере, или отодвинулась дальше, или расплылась…)
2. Негативные эмоции – как изменились? (исчезли, уменьшились. )
3. Внутренний диалог, связанный с этим событием – что с ним произошло?
4. Некомфортные соматические ощущения – что с ними? Уменьшились, ушли совсем.
5. Стало ли ХУЖЕ (по ощущениям)? Да, так иногда бывает на первых одной-трех сериях, но потом всегда идет улучшение.

Т.е. принцип ДПДГ — ЛЮБОЕ билатеральное стимулирование может лечить травму – улучшается взаимодействие между полушариями мозга.

Результат, полученный после применения метода ДПДГ, стойкий. Те негативные последствия, которые преобразовались в психике, больше не возвращаются. Так же как и при использовании других глубинных методов психотерапии.

Теория, лежащая в основе ДПДГ-лечения, предполагает, что этот процесс помогает страдающему более полно переработать беспокоящие воспоминания, что снижает дистресс. ДПДГ базируется на Модели Адаптивной Переработки Информации (АПИ, англ. — AIP — Adaptive Information Processing Model) которая предполагает, что симптомы возникают, когда события неадекватно перерабатываются, и могут сниматься, когда воспоминание полностью переработано. ДПДГ является интегративной терапией, синтезирующей элементы многих традиционных психологических ориентаций, таких как психодинамическая, когнитивно-бихевиоральная, экспериментальная, физиологическая или интерперсональная терапии. Уникальным аспектом метода является компонент билатеральной стимуляции мозга, такой как движения глаз, билатеральные звуковые стимулы, тактильная стимуляция, совмещающаяся с когнициями, визуальными образами и ощущениями в теле. ДПДГ также использует удерживание двойного внимания, которое позволяет человеку перемещаться в терапии между травматическим материалом и безопасностью настоящего момента. Это помогает предотвратить ретравматизацию, вызванную представлением (экспозицией) беспокоящих воспоминаний.

На настоящий момент нет окончательного объяснения того, как работает ДПДГ (но работает ДПДГ офигенно! Это по-настоящему «волшебная палочка» психотерапевта). Существуют эмпирические исследования, касающиеся различных объяснений того, как внешние стимулы, такие как движения глаз, могут способствовать переработке травматических воспоминаний.

Упражнение для само успокоения (в т.ч. расшалившихся детей) – ручки крест-накрест на плечи самому себе и примерно 10-20 секунд медленно похлопываем… начинаем зевать…

Итак, метод ДПДГ применяют, как правило, для лечения ПТСР. Обычно ПТСР вызывается воспоминанием (о войне, о катастрофе и т.п.) Но часто травмирующее событие, особенно если оно было в раннем детстве, настолько травматично для неокрепшей психики ребенка, что сразу уходит в подсознание и уже во взрослом возрасте оттуда его без специальных техник-методов не вытащить. Но это в принципе и не обязательно. Переработка может вестись и на бессознательном уровне, если вы в принципе понимаете эту схему и как она работает (и где дает сбои).

В случае ПТСР тело реагирует как тело мааааленького ребенка, который испуган, боится, который брошен, оставлен без помощи и у него нет сил что-то сделать самостоятельно. Именно такие аффекты испытывает человек и при панических атаках, и при приступе фобии, и в менее тяжелых ситуациях (например, при кошмарных или просто эмоционально тяжелых снах и/или при заикании).

Итак, осознает ли человек, чего именно он боится и когда это случилось в его жизни, но ничего (пока) не может с этим поделать, или он имеет признаки ПТСР без сознательного воспоминания события, только телесные проявления – не столь важно для переработки методом ДПДГ. Это событие (или даже не одно) могло быть чем угодно, но, если возникают трудности с «привязкой» к какому-то событию, очень большая вероятность, что это случилось именно в детстве. Именно в детстве психика (и тельце) ребенка не настолько сильно, чтобы переработать травму «на месте», и событие «прячется» глубоко в подсознание, просто для того, чтобы «крыша не поехала» (хотя у некоторых детей она на самом деле едет, ребенок может легко соскользнуть в психоз, аутизм и т.п. – это просто опыт получения защиты самого себя от страшного внешнего мира).

В этом случае полезно поспрашивать родителей и родственников про своё детство, пусть они вспомнят, были ли у вас какие-либо неадекватные (разумеется, с их, взрослых, точки зрения) реакции на какие-либо события. Например, маленького ребенка могли тащить из дома к стоматологу, ему было очень страшно, т.к. он даже в 3-5 лет уже вполне понимает, что там будет больно — или что-то подобное. Поскольку это событие и тогдашние переживания были очень сильны для психики ребенка, само событие (сам факт того, что оно имело место) было вытеснено в подсознание. Но тело-то помнит всё! В тот день, к примеру, в поликлинике было много людей, и все на маленького, кричащего и плачущего ребенка смотрели с осуждением – получите агорафобию («я в безопасности только дома») и социофобию («я в безопасности, только если я один»). Или маленький ребенок был тогда одет, скажем, в плащ или пальто (или сапоги), поэтому летом, когда он (выросший) в туфлях и футболке — ничего не происходит, а как приходит осень или дождь идет — бац, и приступ. Тело может реагировать на что угодно — запах, вкус, определенное тактильное ощущение, определенную картинку — если в этом свете на свою проблему смотреть, то можно найти некоторую закономерность (имея сознательную привязку — решать проблему легче, хотя, ещё раз повторим — это не обязательно).

ДПДГ для детей
Время для детей и взрослых:
3,6 дня для 6-летнего ребенка = 1 месяц для 50-летнего взрослого
6 недель для 6-летнего ребенка = 1 год для 50-летнего взрослого
5 лет для 10-летнего ребенка, подвергающегося насилию = полжизни.

В среднем – 1 год нахождения в травмирующей ситуации для ребенка = 8,33 года для 50-летнего взрослого. Но! – поэтому и ре-процесс у детей происходит гораздо быстрее, чем у взрослых.

Три типа симптомов ПТСР у детей
1. Повторное переживание травмы (кошмары, отрицательные эмоции, продолжающееся проживание ребенком травмирующего события через игру, повторение слов, пересказы и т.п.)
2. Избегание или умалчивание
3. Гипертрофированное реагирование на какие-либо простые вещи, повышенная нервозность (хоть и не всегда, у подростков это может быть и без травмы), проблемы со сном, с концентрацией в школе…

Итак, повторим, что переработка поступившей за день информации ночью происходит в т.н. фазе быстрого сна (БДГ-сон, когда глаза под опущенными веками быстро двигаются туда-сюда). Это навело исследователей на мысль, что в этот момент происходит очень «плотное» межполушарное взаимодействие, что и позволяет мозгу интегрировать новые события в опыт.

В ДПДГ таким же образом действует любая билатеральная (право-лево) стимуляция. В полноценной терапии ПТСР используют по большей части именно движения глаз (человек сидит на стуле, сбоку-спереди от него сидит терапевт, водит рукой и клиент следит глазами — водит ими вправо влево). За отсутствием рядом терапевта, да и в более легкой форме этого ПТСР, можно самостоятельно делать следующее:

— в ситуации (как вариант), когда телесные проявления появляются просто от мысли о том, что, например, «нужно выйти из дома», или «сейчас иду в магазин и встречу там много людей» — и вы «падаете» в эмоциональную яму — можно дома точно так же сесть на стул (или в кресло), обязательно ноги стопами на полу (лучше босиком, но не особо принципиально) и — думая о том, что «скоро выйду из дома» или «сейчас поедем на машине» и держа голову прямо, начать двигать глазами вправо-влево сериями по 1 минуте (примерно 60 движений в минуту вправо-влево). Это и будет процесс переработки прошлого (осознанного или нет) травмирующего события в опыт, который уже не будет вызывать телесных проявлений. В этом варианте лучше на той стене, перед которой вы сидите, наметить две конкретный точки справа и слева, примерно под углом 40-50 градусов в каждую сторону от направления прямого взгляда, и смотреть именно на них, когда двигаете глазами вправо-влево (в терапии этими «точками» является рука терапевта)

— в ситуации, когда от мысли «не холодно и не жарко», а «приступ паники» возникает от фактического действия – «я стою в прихожей и мне нужно выходить, а у меня слезы и хочется залезть под кровать» или «мы едем в машине и меня колбасит» — либо так же сесть и минуту-другую дать себе это упражнение поделать, либо, когда все-таки вышли и уже идёте с теми же слезами на глазах и паникой внутри — любые билатеральные действия — поочередно щелкать пальцами на левой и правой руке, сжимать кулачки сильно поочередно, глазами двигать на ходу тоже иногда можно и т.д. Если приступ возникает в транспорте, где вы и так сидите, то можно делать те же движения глазами (если вы не за рулем, разумеется) совместно с тактильными действиями (похлопать по коленкам, посжимать кулачки и т.д.)

Т.е. любая аудиальная, визуальная, тактильная би-стимуляция позволяет запускать когда-то задержанный процесс переработки.

Расслабление
Многие люди еще в детстве, переживая травму, поняли, что для них небезопасно испытывать эмоции, или присутствовать в своем теле, осознавать ощущения в теле. Отрезать эти чувства и ощущения было необходимая стратегия выживания во время травмы, насилия, пренебрежения. Диссоциативные люди (клиенты) особенно нуждаются в обучении процедурам заземления на самых первых шагах вмешательства в их хроническое чувство нереальности, пустоты или бытия вне своего тела – т.е. говоря языком телесно-ориентированной терапии, эти люди нуждаются в заземлении.

Заземление — ресурс стабилизации
Техники заземления направлены на то, чтобы человек осознал, почувствовал себя в настоящем моменте и текущей реальности. Особенно они помогают тем, у кого есть склонность диссоциироваться с реальностью (и своим телом), а также в случаях наплыва сильных эмоций, типа тревожности, страха, болезненных воспоминаний и прочего. Также очень полезны для тех, у кого панические атаки или посттравматическое расстройство (заикание – это, по сути, ПТСР).
Заземление состоит из двух частей, условно говоря — сенсорной (физической) и когнитивной (умственной и эмоциональной). Задача сконцентрироваться на текущем моменте всеми чувствами — физически, умственно, эмоционально.

Физическая часть:
— если позволяют обстоятельства, поставить ноги на пол так, чтобы подошвы уверенно опирались о пол/землю и т.п.;
— оглядеться вокруг (можно про себя называть все предметы, которые попадают в поле зрения), отмечая детали;
— взять в руки подушку, мягкую игрушку, мячик;
— положить на лицо холодное полотенце или держать в руках что-то холодное, типа банки содовой из холодильника, кусочка льда (можно также сполоснуть руки и лицо под холодной водой, еще можно съесть мороженое);
— послушать успокаивающую музыку;
— сосредоточиться на чьем-нибудь голосе или нейтральном разговоре;
— съесть апельсин или лимон, предварительно почистив его от кожуры (запах);
— потрогать вещи и предметы вокруг себя;
— поморгать глазами в быстром темпе;
— обнять дерево.

Ноги на полу/земле — это главный, классический прием. Он позволяет почувствовать под собой опору. Если есть возможность, лучше снять обувь, почувствовать ступнями текстуру поверхности, походить, попрыгать.

Когнитивная часть:
— кто я? — какое сегодня число? — какой день недели? месяц? год? — сколько мне лет? — какое сейчас время года? — кто президент?

Еще один прием 5-4-3-2-1:
— назовите 5 предметов, которые вы видите;
— назовите 4 вещи, которые вы физически чувствуете (одежда на теле, ветерок на лице, сиденье под задницей и т.п.);
— назовите три вещи, которые вы слышите (шум машины, музыка из окна и т.п.);
— назовите 2 вещи (еда, напитки и т.п.) которые вы можете попробовать на вкус или хотели бы попробовать на вкус;
— назовите одну вещь, которая вам в себе нравится.

Трехшаговый прием:
— посмотрите вверх. Люди в стрессовом состоянии обычно смотрят вниз и сосредотачиваются на внутренних ощущениях, что может усилить панику/тревожность/боль. Посмотрите вверх, на небо/потолок, сделайте глубокий вдох и выдох;
— почувствуйте связь с землей. Поставьте ступни на пол, сосредотачиваясь на ощущении того, как поверхность предоставляет вам опору и поддержку. Пошевелите ступнями, чтобы как следует это почувствовать. Также можно встать и походить;
— почувствуйте свое физическое присутствие в этом мире. Встаньте, слегка согните колени, почувствуйте свой скелет, какой он прочный и как поддерживает ваше тело. Похлопайте себя руками от икр до макушки по всему телу, чтобы почувствовать его размер и наличие;

Не совсем про заземление, скорее — полезный навык для ежедневной практики — в течение дня несколько раз «останавливайтесь» и задавайте себе вопросы:
— Что я сейчас делаю?
— О чем я думаю?
— Что я чувствую?
— Как я дышу?

Техники заземления
Техник заземления великое множество, нет смысла перегружать этот пост ещё и их описанием — поищите в интернете, там просто кладезь конкретной информации по этой теме.

Плюс очень рекомендую книги американского психотерапевта-телесника Александра Лоуэна («Психология тела», «Предательство тела» и др.) — они продаются в книжных магазинах а также свободно скачиваются с интернета. Написаны простым, понятным языком, и очень помогают понять своё тело.

fillum.livejournal.com

Ребенок заикается: что нужно знать учителям и родителям

Заикающихся людей в мире около 2%, и большинство из них начали заикаться в детстве. В настоящее время причины заикания точно не выявлены, и на этот счет существуют разные мнения, как существуют и различные методики лечения, о которых речь, в данном случае, не идет. Речь пойдет о том, как облегчить заикающемуся ребенку процесс обучения в школе и сделать его пребывание там более комфортным.

Для многих заикающихся детей школьные годы являются очень стрессовым периодом в жизни, потому что именно там происходит наибольшее количество трудных для заикающегося человека ситуаций: устные ответы, доклады, чтение вслух, выступления, и все это перед большим количеством людей.

Отправлясь в школу, ребенок оказывается в детском коллективе, который, как известно, иногда может быть очень жесток. Как и всякий ребенок, который отличается от других детей, заикающийся ребенок автоматически попадает в группу риска: в группу детей, которые могут подвергаться травле со стороны одноклассников.

Передразнивания и насмешки одноклассников, как и равнодушие учителей, могут очень отрицательно повлиять на нервную систему ребенка, развить у него комплекс неполноценности и социофобию, не говоря уж о неврозах, проблемах с психикой и учебой.

Окружающие не всегда понимают положение заикающегося человека. И объясняется это не только их черствостью и недоброжелательным отношением, но и особенностью самой проблемы. Во-первых, заикание у разных людей разное: от редких незначительных запинок до почти полной немоты. Во-вторых, степень заикания может меняться в зависимости от ситуации. Учитель, видя, как один и тот же ребенок свободно болтает с друзьями на перемене, а потом не может вымолвить ни слова у доски при устном ответе, часто сердится и говорит что-нибудь вроде: «На перемене ты как соловей, а тут молчишь. Я ведь вижу, что ты можешь говорить, когда хочешь. Ты просто не выучил.»

Дети не любят говорить про своё заикание и часто предпочитают получить двойку, ничего не объясняя. Иногда учителя, как люди никогда не сталкивавшиеся с этой проблемой, пытаются помочь ребенку так, как они считают нужным, на самом деле лишь усугубляя проблему.

Вот что пишет Рут Мед, автор книги «Речь — это река» и человек, преодолевший своё заикание (Ruth Mead “Speech is a river. My recovery from stuttering”):

«Мое заикание не было сильным до того времени, когда учительница математики стала пытаться обращать на него мое внимание. В течение того года я превратилась из маленькой девочки, з-з-заикающейся время от времени в маленькую девочку с сильнейшими ступорами на 90% произносимых слов… В тот первый школьный день в 6-м математическом классе мисс Тиздейл велела каждому из нас объявить номер своей классной комнаты медленно и отчетливо, когда она будет делать перекличку. Она назвала мое имя. Ответа нет. Она повторила мое имя медленно и отчетливо, как будто я не могла понять. Снова нет ответа. Когда же она произнесла мое имя очень медленно и снисходительно, тогда я выпалила, наконец, номер над дверью моего класса : с-с-с-с-семьдесят три.

Одно маленькое число, но оно было достаточно важным, чтобы определить мою судьбу на оставшийся школьный год. Я полагаю, что мисс Тиздейл явно решила тогда излечить меня от заикания. Общение, особенно словесное, было ужасно важным для неё. Невнятная, неразборчивая, медленная или нерешительная речь была для неё неприемлема. Она шла, как медицинский десант, обнаруживший ящур, готовая выкорчевать любые недостатки речи…

Она взвалила на себя лечение моего заикания, и каждый день на её уроке мне приходилось стоять перед классом и объяснять математические задачи, либо громко читать книги из известных цитат, в результате чего речь моя ухудшилась до невозможности.»

Иногда бывает так: «когда я у доски стою и ответ вымучиваю, учителя или устало хватаются за головы или особенно вредные еще злятся.»

• «_В седьмом классе у нас вела литературу какая-то училка, которая то ли невзлюбила меня, то ли правда не понимала, какая для меня была пытка отвечать перед классом, в котором, кстати, была куча девочек…Вызвала она меня как-то рассказывать наизусть отрывок из повести «Данко»…Всё. Занавес. В классе воцарилась гробовая тишина, в которой было слышно только моё мычание…»_

«Отчетливо помню особо не любимые мной уроки физики, на которых приходилось отвечать сложный материал, оперируя различными терминами, от которых не отвертишься. Приходилось их как-то выжимать из себя, а учительница думала, что я плохо выучил урок и мучила ещё больше…»

Иногда, наоборот желая не нервировать ребенка, учителя создают для него искусственный щадящий режим учебы в школе:

«В школе я заикался с первого класса, но меня это не сильно беспокоило, потому что меня никогда не вызывали отвечать устно. Так я и просидел, почти молча, все школьные годы.»

Именно по этой причине ( неправильная реакция и поведение взрослого человека ) родителям заикающегося ребенка, который идет в школу, возможно, имеет смысл поговорить с учителем (или с несколькими), для того, чтобы, во-первых, предупредить их о проблеме (иногда заикание может быть не слишком заметно внешне, но от этого ничуть не легче для ребенка) и чтобы объяснить учителю как облегчить учебный процесс для заикающегося ученика.

Возможно, родителям будет удобно воспользоваться рекомендациями, которые дает учителям Лиза Скотт (доктор философии, университет штата Флорида).

Памятка учителю: заикающийся ребенок в начальной школе

Обычно учителя, у которого в классе есть заикающийся ребенок, волнует то, как он будет реагировать на свое заикание в классе и то, насколько надо привлекать ребенка к общей работе класса на уроке. Ответ на эти вопросы зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Возможны два крайних варианта:

• ребенок не особенно беспокоится из-за своего заикания и рад участвовать в работе класса, как и все другие дети;

• ребенок плачет и отказывается говорить;

Большинство детей находятся где-то посередине. Если ребенок находится под наблюдением специалиста, было бы хорошо выяснить его мнение по поводу того, каких реакций стоит ожидать от ребенка. Также, нужно спросить самого ребенка о том, как он хотел бы участвовать в работе класса.

letidor.ru