Лечение аутизма у детей

Диагностика и лечение аутизма

Если вы заметили некоторые странности в поведении своего ребенка, обратитесь за консультацией к детскому психиатру.

Чем в более раннем возрасте начата коррекция развития аутичного ребенка, тем больше шансов адаптировать его к нормальной жизни.

В каком возрасте диагностируют аутизм?

Как правило, болезнь диагностируется к 2-2,5 годам. Следует помнить, что это заболевание никогда не развивается у здорового ребека после 5 лет. Если отклонения обнаруживаются в старшем возрасте, следует в первую очередь подумать о шизофрении, а не об аутизме. Кроме того, некоторые симптомы аутизма схожи с проявлениями умственной отсталости, нарушениями речи, врожденной глухоты и регрессивного психоза. Поэтому только опытный специалист может определить, действительно ли ваш ребенок страдает аутизмом.

Как лечат аутизм?

Лечение аутизма предполагает как специальную диету, ограничивающую прием продуктов с высоким содержанием глютена и казеина, так и применение лекарств и успокоительных средств. Кроме того, сейчас существует масса методик и наработок, направленных на лечение или коррекцию аутизма. Например, терапия общения помогает выработать у ребенка независимость, самостоятельность и навыки социальной адаптации. Она также способствовует выработке навыков общения посредством языка жестов и других способов невербального общения.

Что такое аудио-вокальная тренировка?

Аудио-вокальная тренировка и аудио-обучение, а также терапия конфликта направлены на адаптацию ребенка-аутиста. Основным методом терапии конфликта служит насильственное объятие “forceal holding”, или холдинг-терапия. Этот метод, предложенный М. Welch (1983), также носит название «форсированной поддержки». Он состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, т.к. именно отсутствие этой связи нередко считается основным нарушением при аутизме.

Кроме того, необходимы постоянные занятия специализированной лечебной физкультурой для того, чтобы ребенок научился правильно владеть своим телом.

Родителям нужно понять, что происходит с их ребенком, по возможности установить с ним эмоциональный контакт, научиться влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему. Кроме того, семьям с аутичными детьми полезно общаться между собой. Они не только хорошо понимают друг друга, но каждая из них имеет свой уникальный опыт переживания кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов, освоения конкретных приемов решения многочисленных бытовых проблем.

medportal.ru

Как лечить аутизм у детей: истории из жизни людей

Содержание статьи:

  • Рассказ о лечении путем очищения организма Ольги, 43 года
  • История лечения с помощью диеты Александры, 37 лет
  • Как лечила методом сенсорной интеграции Юлия, 27 лет
  • Аутизм у детей — это заболевание, характеризующееся нарушениями психического развития, такими как расстройство моторики речи, отсутствие социальных навыков, воображения. В настоящее время не существует никаких специальных анализов, которые могли бы установить точный диагноз «аутизм». Определить недуг можно только наблюдая за ребенком и его отношением к окружающим.

    Рассказ о лечении аутизма у ребенка путем очищения организма Ольги, 43 года

    У моей дочери аутизм, она долгое время не говорила, ей было свойственно агрессивное поведение. Кроме того, она была гиперактивна, с ней было очень тяжело ладить. Дополнительной «ложкой дегтя» стали проблемы с кишечником.

    Я несколько лет потратила на изучение информации о причинах и методах лечения аутизма. В итоге мне удалось сформировать собственную систему лечения аутизма у детей, которая помогла моей дочери восстановиться и адаптироваться к жизни.

    Я убеждена, что одной из причин развития аутизма являются прививки, как бы не противились относительно этой мысли врачи. Мы с дочерью сдавали анализы, и оказалось, что в ее крови увеличено количество олова и алюминия, то есть тяжелых металлов.

    Я нашла исследования, которые доказывают, что у многих деток-аутистов в кишечнике обнаруживают вирус кори. Он провоцирует запоры. Поэтому я дала дочери пропить противовирусное средство. В результате этого запоры перестали нас мучить. Помимо этого, мы сделали контрольный анализ на ртуть и алюминий. Оказалось, что превышение у нас и по этим показателям.

    Мы начали проводить планомерную очистку организма от тяжелых металлов. Состояние дочери начало медленно, но верно стабилизироваться. Мы наконец-то сдвинулись с мертвой точки в лечении аутизма. У ребенка начала развиваться речь и лучше работать воображение, прекратились приступы агрессии и гиперактивности.

    Я нашла в интернете статью американского нейрохирурга на английском языке. Я переводчик по образованию, поэтому не составило труда ее перевести. Оказалось, что, по его мнению, из-за влияния тяжелых металлов, которые были получены от прививок, в головном мозге детей запускаются сложные аутоиммунные процессы. В некоторых случаях развивается воспалительный процесс, и это приводит к таких тяжелым последствиям, как аутизм.

    Соли ртути не выводятся из организма самостоятельно, поэтому процесс приобретает характер хронического. Ртутные соли губительно влияют на все органы. Мы начали очищать кровь и органы ребенка. Кроме того, с помощью различных продуктов питания и препаратов стали погашать аутоиммунный процесс, который подтвердился на анализах на IgМ.

    Также немаловажный момент в нашей терапии — присутствие в меню большого количества витаминов, минералов, аминокислот. Без этого восстановить здоровье очень сложно и процесс затягивается на долгие годы.

    Можно применять поливитамины, но я предпочитаю давать натуральные продукты, такие как мед, маточное молочко, инжир, кедровые и грецкие орешки.

    После года такого лечения моя дочь начала меняться на глазах. У нее появились эмоции, активно развивается речь, появляется интерес к другим людям, жизни, воображение. А раньше ее интересовала только вода и палочки. Теперь я понимаю, что мы на правильном пути и у ребенка будет полноценная жизнь.

    Жизненная история лечения аутизма с помощью диеты Александры, 37 лет

    К первому психологу нас с сыном Михаилом направил педиатр. Казалось, что он мало что понимал из того, что ему говорят взрослые. Он вполне нормально развивался до полутора лет. Однако потом перестал говорить вслух слова, которые ему уже были хорошо известны: мама, папа, корова, кот и прочее. Складывалось впечатление, что ребенок исчезает сам в себе. Он практически постоянно молчал. Первое время мы думали, что причиной его молчания были отиты, которые часто его мучили в детстве.

    Буквально за несколько месяцев ребенок перестал вообще реагировать на внешний мир и с трудом узнавал близких. Он перестал смотреть в глаза и не шел на контакт. Появились и другие странности в поведении: он терся головой о пол, ходил на цыпочках, издавал странные булькающие звуки, постоянно повторял какое-то действие, например, открывал и закрывал дверь или пересыпал из одной емкости в другую песок в песочнице. Ребенок не позволял брать себя на руки или обнимать. У него это вызывало бурю негодования или истеричные слезы. Кроме того, у него развился хронический понос.

    После первых обследований у психиатра наконец прозвучало это страшное слово — «аутизм». Как я узнала позднее, расстройство аутичного спектра — это не душевная болезнь. Это нарушение развития ребенка, которое вызвано аномалиями головного мозга. Хотя аутизм встречается в среднем у одного ребенка из 500, он до сих пор является наименее изученным нарушением развития.

    Нам сказали, что Миша, вероятней всего, не станет здоровым ребенком и полноценным человеком. Ему не удастся завести друзей, вести содержательные разговоры, учиться в общеобразовательной школе, жить самостоятельно. Нам посоветовали верить лишь в то, что ребенку удастся привить некие социальные навыки, которые он сам не в силах приобрести.

    После того как сыну установили окончательный диагноз, я начала пропадать в библиотеках и интернете в поисках информации, как лечить аутизм у детей. Так я нашла книгу, в которой шла речь об аутичном малыше. Его мама была уверена, что симптомы сына были спровоцированы «церебральной аллергией» на обычное молоко. Мысль об аллергии засела у меня в голове, потому что Миша обожал пить коровье молоко и потреблял его в больших количествах — до двух литров в день.

    Кроме того, я вспомнила, как несколько месяцев назад моя мать прочитала, что многие дети, которые страдают от хронических отитов, имеют аллергию на пшеницу и молоко. Еще тогда она сказала, чтоб я попробовала исключить эти продукты из меню Миши. Но я настаивала, что молоко, сыр и макароны — это все, что он любит есть и если я исключу их из рациона, то он просто будет голодать.

    После этого я вспомнила также, что первые отиты появились у Миши в 11 месяцев. Это как раз совпало со временем перехода от детской смеси к коровьему молоку. Я кормила его грудью до трех месяцев, но грудное молоко он переносил плохо, его сыпало. Тогда нам порекомендовали перейти на гипоаллергенную детскую смесь.

    В общем, терять было нечего, и я решила исключить «подозрительные» продукты из рациона ребенка. То, что происходило дальше, было больше похоже на чудо. Спустя несколько недель Миша перестал кричать и биться в истериках. Он перестал бесконечно повторять одни и те же действия. И сразил меня наповал, когда протянул мне ручку, чтоб я помогла ему спуститься по лестнице. Также он разрешил взять себя на руки старшей сестре и спеть ему колыбельную.

    Спустя месяц мы посетили хорошего педиатра, который специализировался на отклонениях в развитии детей. Он провел несколько тестов с Мишей и задал нам кучу вопросов. Мы рассказали об улучшениях в его поведении после того, как мы перестали давать ему молочные продукты. Однако в конце приема врач сказал, что у ребенка аутизм и хотя идея с непереносимостью молока интересна, но это не может быть связано с его аутизмом или недавними улучшениями в поведении.

    Нас это привело в отчаяние, но ребенку с каждым днем становилось лучше: он сидел у меня на руках и смотрел мне в глаза, начал обращать внимание на сестру, хорошо спал, но понос не проходил.

    Ему не было двух, а мы уже отдали его в специализированное детское учреждение и начали проходить интенсивную языковую и поведенческую терапию. Кроме того, мы решили проверить теорию о влиянии молока на поведение сына. С утра дали Мише выпить стакан молока, и уже к вечеру он начал ходить на цыпочках и тереться головой о пол, демонстрируя поведение, о котором мы практически уже забыли. Спустя несколько недель поведение ребенка повторилось. Оказалось, что в саду ему дали кусочек сыра. Так мы утвердились в мысли, что у Миши своеобразная аллергия на молочные продукты.

    Позднее мне удалось найти информацию об исследователях, которые собирали доказательства того, что молоко осложняет течение аутизма. Оказалось, что молочный белок, преобразовываясь в пептиды, влияет на головной мозг примерно так же, как галлюциногенные наркотические вещества. В моче детей, страдающих от «молочной аллергии», были выявлены вещества, которые содержали опиаты. По мнению ученых, у таких детей либо отсутствует фермент, который переваривает пептиды, либо пептиды попадают в кровь еще до того, как перевариваются.

    Теперь я стала понимать, почему Миша нормально развивался, пока питался гипоаллергенной соевой детской смесью, а также это давало объяснение, почему позднее от требовал много молока — опиаты провоцируют сильную зависимость.

    После долгих «исследований» на пару с мужем мы пришли к выводу, что нужно перевести ребенка на безглютеновую диету, на которой сидят больные целиакалией. Спустя 48 часов у Миши появился первый за долгие месяцы твердый стул. У него улучшилась координация, через пару месяцев я даже стала разбирать слова, которые он произносил.

    Наши лечащие врачи только иронически посмеивались, когда мы рассказывали о нашем методе лечения аутизма диетой. Они не видели в этом никакой взаимосвязи.

    К тому времени, как Мише исполнилось 3 года, все врачи согласились, что диагноз «аутизм» нужно снимать. Ребенок прошел все тесты, которые подтвердили, что он психически здоров и полноценен. По результатам тестов, со временем он поступил в обычную школу.

    Сейчас Мише 7, и он, по словам классного руководителя, один из самых активных и жизнерадостных детей в классе. У него есть друзья, он играет в школьном театре, играет со старшей сестрой в воображаемые игры, чего никогда не делают детки-аутисты. Наши худшие опасения не оправдались, мы все безумно счастливы.

    • Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
    • Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?
    • Как лечила аутизм у ребенка методом сенсорной интеграции Юлия, 27 лет

      Моей дочери сейчас 3,5 года. Наш диагноз звучит как «ЗПР с аутичными чертами». Почти год назад начали заниматься с психологом. Дочь не разговаривала, а логопеды отказывались ее брать на лечение.

      В 2 и 10 пропили курс ноотропных препаратов, но от них дочь стала плохо спать, начала капризничать. Пришлось отказаться от медикаментозного лечения. В детский сад нас приняли, но проблемы начались практически сразу же: дочь не слушалась, не могла следить за собой, соблюдать элементарный туалет.

      Мы искали истории аутизма у детей, методы лечения в интернете. Как-то я поехала на конференцию по аутизму в Москву и там узнала про сенсорную интеграцию. Долго думать не стала, у дочери были серьезные нарушения, и адаптировать ее к социальной жизни мне никак не удавалось.

      В центре мы прошли консультацию, я заполнила кучу документов, каких-то «опросников». Дочь пытались осмотреть, она начала визжать и истерить. Потом она сосредоточилась на какой-то игрушке, но опять разнервничалась. Пришлось успокаивать с помощью еды. Но на пробные занятия нас убедили записаться.

      Конечно, поначалу у нас ничего не получалось, дочь орала, отказывалась что-либо делать, хотя с ней пытались кататься, играть. Это все было мало похоже на занятия. У меня даже появились сомнения, нужно ли все это нам.

      Мне приходилось садиться с ней на качели, чтобы покататься не более трех минут. Больше она не соглашалась. На третьем занятии я оставила ее на специалиста и осталась за дверями. Первые 15-20 минут слушала, как она ноет. Но потом — тишина. Спустя 45 минут дочь вышла. Нельзя сказать, что довольная, но явно более спокойная, чем была вначале.

      Мы ходим уже четыре месяца. Спать стала лучше, менее агрессивная, стала более ловкой, не боится окружающих людей. А главное, наконец-то стала понимать, зачем нужен горшок и стала пытаться говорить. Пока что не более десяти слов, но, если ей что-то нужно, она уже в состоянии объяснить.

      А на днях у дочки новое достижение — начала сама есть. Раньше я ложку не могла в руку вставить ей, сейчас же берет сама и ест. Оказывается, ее на занятиях научили — они доставали из емкости деревянные шарики ложкой. В целом у нее даже взгляд стал иной, более осмысленный. В общем, результатами я довольна.

      Как лечить аутизм у детей — смотрите на видео:


      tutknow.ru

      Исследование. Два потенциальных препарата для лечения аутизма пройдут ускоренные клинические испытания в США

      Две фармацевтические компании получили разрешение на ускоренную процедуру одобрения препаратов, которые, возможно, могут уменьшить симптомы аутизма

      Администрация по пищевым продуктам и лекарственным препаратам разрешила в этом году процедуру ускоренного одобрения для двух различных препаратов против основных симптомов аутизма. Оба препарата прошли предварительные клинические испытания, и теперь запланированы более масштабные испытания, которые должны точнее определить их эффективность и возможные побочные эффекты.

      Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом релаксации?

      Адаптированные техники релаксации, которые могут помочь детям с аутизмом справляться со стрессом и тревожностью

      Многие дети с аутизмом часто страдают от повышенной тревожности и сильного беспокойства. Один из способов помочь им – обучить простым техникам релаксации для стрессовых ситуаций.

      Вопрос-ответ. Какая поведенческая терапия подходит детям с высоким уровнем навыков?

      Прикладной анализ поведения при аутизме часто ассоциируется только с помощью совсем маленьким и не говорящим детям, но это неверно

      Что именно мы называем высоким уровнем навыков? Как правило, это ребенок старшего возраста, либо маленький ребенок, на которого диагноз влияет в относительно небольшой степени (например, у него синдром Аспергера). Обычно такие дети могут постоянно учиться в общеобразовательном классе школы при наличии определенной поддержки. Если такой ребенок оказывается в коррекционном классе, то чаще всего это связано только с проблемным поведением.

      Аутизм и общество. После психоанализа: Франция начинает преодолевать устаревшие идеи об аутизме

      В области аутизма Франция отстает от соседних европейских стран на десятилетия, но сейчас родители и ученые возлагают большие надежды на новый национальный план по аутизму

      В период с 2004 по 2014 год Совет Европы, организация в Страсбурге, которая занимается соблюдением прав человека на континенте, пять раз осуждала Францию за дискриминацию людей с аутизмом. По заключению Совета Европы, Франция, помимо прочего, нарушала права людей с аутизмом на образование в общеобразовательных школах и получение профессионального образования. В отчете по Франции за 2016 год эксперты из Комитета ООН по правам ребенка тоже выразили обеспокоенность тем фактом, что «дети с аутизмом продолжают подвергаться повсеместному нарушению их прав».

      Интервью: «В научном мире сейчас настроение невероятного оптимизма»

      Нейрофизиолог Татьяна Строганова – о новейших открытиях в области аутизма

      Мы поговорили с российским нейрофизиологом, доктором биологических наук, профессором кафедры возрастной психофизиологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководителем Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центра) МГППУ и заведующим Лаборатории исследований аутизма Татьяной Александровной Строгановой. Сегодня – первая часть этого разговора.

      Вопрос-ответ. Эффективна ли дельфинотерапия?

      Психолог и исследователь взаимодействия животных и людей о рисках и проблемах популярного «лечения» аутизма

      Обещания целительной силы дельфинов не знают никакой меры — утверждается, взаимодействие с дельфинами помогает при синдроме Дауна, СПИДе, эпилепсии, ДЦП, аутизме, нарушениях обучения, глухоте, а теперь еще и коме. Заявления о магии дельфинов действительно экстраординарные, но подкрепляют ли их доказательства того же уровня? Ни в коей мере.

      Вопрос-ответ. Почему социальная история не работает?

      Социальные истории — очень полезный метод помощи детям с РАС, но по разным причинам он может оказаться неэффективным

      Возможно, вы написали замечательную историю, нашли к ней идеальные картинки, заламинировали ее на всякий случай, прочитали ребенку несколько раз, но… к вашей огромной досаде, никакого эффекта не последовало. Ничего не изменилось. Что делать потом? Есть много статей о том, как написать социальную историю, но не о том, что делать, если она не оказалась волшебной палочкой, решающей все проблемы.

      Интервью. Что такое «Денверская модель раннего вмешательства» при аутизме?

      Одна из ведущих мировых экспертов в области РАС рассказывает для бюллетеня ВОЗ об одном из подходов к ранней помощи и о том, как обучение родителей может предотвратить инвалидизацию по причине аутизма

      Психолог Салли Роджерс посвятила свою карьеру исследованиям аутизма и тому, как можно предотвратить тяжелую инвалидизацию, которая характерна для первазивных нарушений развития и часто остается на протяжении всей жизни. Она профессор психиатрии и поведенческих наук в Институте MIND Калифорнийского университета в Дэвисе, США, и одна из авторов «Денверской модели раннего вмешательства».

      Исследование. Лекарственная нагрузка – проблема людей с аутизмом

      Многие дети и взрослые с аутизмом принимают множество лекарственных препаратов одновременно, что может привести к серьезным побочным действиям и, возможно, даже не является эффективным

      Нередко дети с аутизмом принимают два, три или даже четыре препарата одновременно. Это же относится и ко многим взрослым с аутизмом. Статистических данных по этому вопросу недостаточно, но та ограниченная информация, которая есть на данный момент, предполагает, что взрослым с аутизмом множественные препараты назначают даже чаще, чем детям. Специалистов особенно беспокоит назначение психиатрических лекарств детям, поскольку подобные препараты могут оказать нежелательное влияние на развитие мозга, кроме того, их редко тестируют на детях.

      Вопрос-ответ. Можно ли добиться улучшений всего за час АВА-терапии?

      Часто родители могут позволить лишь 1-2 часа занятий АВА-терапией в день или неделю. Рекомендации поведенческого аналитика о том, как использовать это время с максимальной пользой

      И специалисты в области аутизма, и родители детей с аутизмом часто спрашивают меня, чего они могут добиться за 1 или 2 час занятий с применением методик прикладного анализа поведения (АВА). Ведь часто семья или учреждение может позволить лишь час терапии в день, или даже в неделю.

      outfund.ru

      Лечение аутизма у детей

      Советы, которые вы встретите здесь – не советы медика. Медицинскую консультацию может дать только врач.

      На этом сайте родителем собрана практическая информация для родителей о том, какие существуют возможности лечения аутизма у ребенка. На сегодня известен целый ряд детей, которые либо “сбросили диагноз” аутизма, либо значительно улучшили свое состояние.

      Их родители применяли определенные стратегии, многие из которых еще не являются до конца исследованными или официально одобренными. Другим детям те же стратегии могут не помочь – для аутизма еще не найдено стандартного лекарства, каким, например, является инсулин для диабета. Но есть методы, которые пользуются популярностью – многие родители применяют их и добиваются успеха. Для очень многих детей оказывается возможным значительное улучшение, а для некоторых и полное выздоровление.

      Откуда эта информация?

      В основном из англоязычного Интернета, где существует огромное количество сайтов и групп, в которых родители аутистов обмениваются опытом, обсуждают биологические методы лечения и педагогические методики, которые помогают их детям. Многие методы, о которых я узнала из Интернета, оказались очень действенными и для моего сына.

      В России принят другой подход к аутизму. Лечение биологической стороны аутизма не практикуется, а педагогические методы применяются другие. На русском языке информация об известных мне методах лечения либо не существует, либо существует в очень отрывочном виде.

      Я помещаю на этом сайте переводы и обзоры англоязычных материалов, собранных в Интернете. Поскольку моему сыну многое из этого явно помогает, я решила перевести некоторую информацию для других родителей, кому это может быть полезно.

      Все материалы этого сайта можно копировать, распечатывать и воспроизводить в любой форме – лишь бы это шло на пользу вам и вашим детям.

      Если вы правообладатель или автор чего-то, что на ваш взгляд используется на этом сайте не в том виде, как вам кажется это должно быть сделано, но при этом вы не против самого факта использования или упоминания ваших материалов, напишите мне. Если вы хотите, чтобы ссылка на ваши материалы была убрана с этого сайта, я это также сделаю по первому требованию.

      lechenieautizma.org

      Аутизм у детей: симптомы, причины и развитие заболевания

      Аутизмом называют психическое расстройство, характеризующееся нарушением взаимодействия индивидуума с окружающим его миром. Чаще всего такое состояние диагностируется в детстве по ряду характерных признаков, таких как ограниченность интересов, капризность, непроизвольные движения, трудности в общении, замкнутость. Намного реже патология приобретается уже во взрослом возрасте. Изучением проблемы аутизма занимаются психологи и врачи-психотерапевты.

      Причины аутизма

      Обратите внимание: аутизм – пожизненное состояние. Ребенок-аутист вырастает во взрослого больного, качество жизни которого во многом будет зависеть от того, насколько успешной была коррекционная терапия и социализация аутиста.

      Точные причины рассматриваемого патологического состояния ученые пока не выяснили, но им удалось установить, что в качестве биологической основы заболевания выступают нарушения развития некоторых мозговых структур. Также научно подтвержден факт, что аутизм является наследственной болезнью, хотя гены, отвечающие за его развитие, до сих пор не определены – был выявлен только ген предрасположенности к аутизму.

      Так, к основным, предрасполагающим к заболеванию, факторам относят:

      • Структурные нарушения в головном мозге. Ученым удалось выяснить, что в ряде случаев возникновение аутизма связано с изменениями структуры лобных долей коры головного мозга, мозжечка, а также височной доли. Эти отделы регулируют двигательную и речевую активность, функцию мышления, памяти, внимания, а также эмоциональную сферу.
      • Функциональные нарушения в головном мозге. Приблизительно у половины пациентов с аутизмом на ЭЭГ обнаруживаются признаки, характерные для расстройств функций памяти, речи и внимания. Степень выраженности этих признаков зависит от формы заболевания, которая может быть высокофункциональной и низкофункциональной.
      • Генетический фактор. Исследования доказывают, что вероятность рождения ребенка с аутизмом намного выше в тех семьях, где уже есть члены с таким заболеванием. У обоих однояйцевых близнецов недуг может обнаружиться с вероятностью до 90%. У родственников больных нередко встречаются отдельные симптомы, характерные для аутизма: эхолалия, навязчивое поведение, отставание в умственном развитии и т.д.
      • Обратите внимание! По статистике, диагноз «аутизм» ставится двум-четырем детям из ста тысяч, атипический аутизм (в совокупности с умственной отсталостью) регистрируется в двадцати случаях из ста тысяч. У мальчиков заболевание встречается чаще.

        Говоря о причинах аутизма, стоит отметить, что возникнуть недуг может в любом возрасте, при этом патология будет иметь характерную для определенной возрастной группы клиническую картину. Чаще всего недуг диагностируется в возрасте трех-пяти лет, когда у ребенка начинают проявляться выраженные расстройства речевой функции, нарушения социальной адаптации.

        Классификация аутизма

        Аутизм классифицируют по возрасту (детский, подростковый, взрослый), также выделяют несколько основных синдромов этого заболевания:

        • Синдром Ретта. Первые признаки патологии можно заметить после полугода, когда ребенок становится пассивен, имеет слаборазвитые речевые навыки, нарушения костно-мышечного аппарата. Примерно к пяти годам такие дети обычно начинают разговаривать, но у них сохраняются нарушения умственного развития и двигательной активности.
        • Синдром Каннера. Проявляется отстраненностью от окружающего мира, пассивностью, замкнутостью, нарушениями речевого развития.
        • Синдром Аспергера. В число проявлений этого синдрома входит замкнутость и отказ от общения со сверстниками, слабо развитая жестикуляция и мимика. При всем этом такие дети, как правило, имеют отличное логическое мышление.
        • Атипичный аутизм. Проявляется во взрослом возрасте при наличии тяжелых поражений мозга. У больных присутствуют беспорядочные движения, нарушения речи, полная отстраненность от окружающего мира, бесконтрольное поведение.
        • Все вышеописанные формы болезни могут иметь не только наследственное, но и приобретенное происхождение.

          Симптомы аутизма

          Рассматриваемая патология имеет различную симптоматику для каждого возраста, а также некоторые общие симптомы.

          Аутизм в раннем детском возрасте до трех лет можно заподозрить по следующим отклонениям:

        • нарушение координации движений;
        • отсутствие лепета и гуления;
        • отсутствие реакции на голос родителей, обращения по имени;
        • нежелание идти на контакт с матерью и другими членами семьи;
        • патологическая привязанность к оному из членов семьи, когда при разлуке у ребенка могут возникать истерические припадки, повышаться температура и т.д.;
        • высокая чувствительность к раздражающим звукам;
        • механические стереотипные движения (покачивание туловища, махание руками и т.д.);
        • игнорирование игрушек;
        • отсутствие реакции или, наоборот, чрезмерная реакция на стресс и раздражающие факторы.
        • По мере взросления дети сохраняют описанную выше симптоматику, при этом к общей клинической картине присоединяются и другие признаки. Одна из основных особенностей больных аутизмом – потребность в некоей четкой системе действий. Так, ребенок может настаивать на прогулке только по одному маршруту в течение многих лет, в общественном транспорте выбирать строго определенное место и т.д. При любых попытках изменить эту систему больной может проявлять агрессию.

          С трех до двенадцати лет проявляются следующие симптомы аутизма:

        • активное сопротивление любым, даже незначительным переменам;
        • неразвитое воображение;
        • нарушения речи;
        • стереотипия – склонность к однообразным, повторяющимся действиям в поведении и речи;
        • избегание зрительного контакта с собеседником;
        • трудности с концентрацией внимания и переключением между различными видами деятельности;
        • стремление навредить самому себе (аутоагрессия) – дети с аутизмом часто склонны щипать и кусать самих себя, биться головой о стену и т.д.;
        • отсутствие желания общаться со сверстниками, принимать участие в командных играх;
        • дислексия – трудности с чтением;
        • наличие интересов, не свойственных возрасту;
        • в пубертатный период возможны эпилептические припадки, агрессивность, депрессивные состояния, тревожность.

        У взрослых людей симптомы аутизма зависят от тяжести его течения в целом. У больных также наблюдается скудность словарного запаса, мимики и жестикуляции, непринятие и непонимание общепринятых норм поведения, замкнутость. Аутисты говорят очень громко или, наоборот, слишком тихо, стараются избегать зрительного контакта с собеседником либо, напротив, пристально смотреть на него. Больные не осознают особенностей собственного поведения, не понимает чувств окружающих, что приводит к практически полной невозможности построения романтических или дружеских отношений. Все также присутствует страх перед переменами.

        Обратите внимание! При легкой форме аутизма человек старше двадцати лет с достаточно развитыми интеллектуальными способностями вполне может социально адаптироваться и жить отдельно от родителей. Это возможно в том случае, если с больным была проведена грамотная коррекция, позволившая сформировать у него необходимые навыки общения и самообслуживания.

        У многих больных аутизмом отмечаются симптомы, характерные для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Стоит отметить, что, несмотря на недуг, у многих детей и взрослых с аутизмом присутствуют уникальные способности к какому-либо виду деятельности, часто творческой, например, музыке, рисованию и т.д. Отличает таких людей и необычное чувственное восприятие – легкое прикосновение они могут воспринимать как болезненное, а сильное сжатие, напротив, может оказать успокаивающее действие.

        По сути, аутисты живут в собственном мире, в который углубляются все больше по мере взросления. У них возникают трудности с общением не только со сверстниками и посторонними людьми, но и членами собственной семьи. Больные аутизмом редко обращаются за помощью, избегают физических контактов. Так, если обратиться к ребенку с просьбой передать какой-то предмет, скорее всего, он не отдаст его в руки, а бросит. Большинство аутистов не переносят объятий и других проявлений нежности со стороны близких.

        Примерно у 75% больных аутизмом отмечаются расстройства интеллектуальной сферы – неравномерное умственное развитие, умственная отсталость. Как показывают наблюдения, у многих детей-аутистов хорошо развита пространственная память и восприятие. При наличии синдрома Аспергера интеллектуальная сфера не страдает, часто умственное развитие таких больных даже опережает сверстников.

        Важно! Примерно у половины детей с аутизмом отмечается легкая и средняя степень умственной отсталости, у 50% из них IQ составляет менее 50, у трети больных – 70. Чем выше коэффициент интеллекта, тем легче проходит социальная адаптация ребенка.

        Расстройства интеллекта носят нерегулярный характер. Даже при проведении грамотного лечения аутизма возможны эпизоды регресса при различных стрессовых воздействиях.

        Как диагностируют аутизм

        Специалисты рекомендуют всем родителям обращаться к врачу при первых же признаках, указывающих на аутизм. Стоит подчеркнуть, что диагноз не ставится сразу, сначала необходимо понаблюдать за ребенком, собрать подробный анамнез его жизни и развития, начиная, с первых месяцев. Как правило, диагностика болезни не вызывает затруднений при наличии стереотипий и избегания контактов с окружающими.

        Помимо наблюдения за ребенком в социуме проводится анализ его невербальных и вербальных коммуникативных навыков, особенностей поведения, интересов. При выполнении тестов обязательно учитывается возрастной фактор.

        Лечение аутизма

        На сегодняшний день специфического лечения аутизма не существует. С больными проводится специальная коррекция, основной целью которой является повышение навыков, необходимых для самостоятельной жизни и взаимодействия в социуме.

        В основе большинства коррекционных программ лежит комплексная поведенческая терапия, интенсивная программа которой может отличаться по некоторым аспектам, но она всегда очень хорошо структурирована. Подобное лечение аутизма предполагает занятость ребенка на индивидуальных занятиях с психотерапевтом по 15-40 часов в неделю. Часто терапевты работают совместно со школьными преподавателями и родителями.

        К другим коррекционным методикам, применяемым при лечении аутизма, относятся:

      • игровая терапия, позволяющая нормализовать развитие эмоциональной сферы;
      • социальные истории – метод для развития навыков общения, понимания эмоций и мыслей окружающих;
      • эмоционально-уровневая терапия, направленная на работу с основными формами проявлений аутизма;
      • групповая терапия – интегрирование детей с аутизмом в общество здоровых сверстников;
      • различные виды эстетотерапии – креативная, музыкальная, театральная, танцевальная;
      • также положительное влияние на развитие детей с аутизмом оказывают контакты с животными, например, во время иппотерапии или дельфинотерапии.
      • Так как каждый ребенок индивидуален, не существует одного универсального метода лечения аутизма. Терапевты в своей работе обычно используют элементы сразу нескольких методик. Коррекция может проводиться на фоне медикаментозной терапии, предполагающей прием психотропных лекарств.

        Что касается образовательного аспекта, то программы обучения при аутизме подбираются для каждого больного в индивидуальном порядке с учетом его способностей. При тяжелых низкофункциональных формах заболевания дети обучаются на дому, при легких формах аутизма вполне допустимо и даже рекомендовано водить ребенка в общеобразовательную или специализированную школу. Чем раньше родителям удалось заподозрить аутизм и начать лечение у специалиста, тем выше шанс, что ребенок сможет в будущем вести самостоятельную полноценную жизнь.

        Проблеме аутизма посвящена одна из передач известного педиатра — доктора Комаровского. Рекомендуем посмотреть видео-обзор:

        Чумаченко Ольга, педиатр

        3,349 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

        okeydoc.ru