Лечение энкопреза в ростове

Лечение энкопреза в клинике

Причины и лечение энкопреза у взрослых, методы лечения энкопреза

Лечение энкопреза зависит от причин, вызвавших заболевание, и длительности его течения. Энкопрез — это дисфункция прямой кишки и сфинктера заднего прохода. Болезнью часто страдают маленькие дети. У взрослых, как правило, недержание кала имеет органические причины. Не только психологические проблемы могут вызывать недержание кала. При выявлении причин заболевания следует учитывать следующие физиологические факторы:

  • неблагополучная беременность у мамы;
  • родовые травмы;
  • врожденные патологии в области малого таза и ануса;
  • инфекционные заболевания;
  • геморрой, вызывающий боли при дефекации;
  • хронические запоры;
  • травмы головы.
  • После выявления причин и уточнения диагноза специалист разрабатывает методику лечения энкопреза. Обычно применяется комплексная терапия, которая начинается с восстановления нормальной работы толстого кишечника. Родителям нужно набраться терпения, потому что лечение энкопреза длится не менее 4-6 месяцев. Залогом успеха лечения причин энкопреза состоит в поведенческой терапии. Ребенка нужно научить распознавать сигналы кишечника, помочь ему научиться напрягать и расслаблять мышцы наружного анального сфинктера, правильно тужиться.

    Правильное и своевременное лечение энкопреза у детей

    Педиатры отмечают, что дети, начиная с трех лет, нередко страдают психическими расстройствами, проявляющимися на физическом уровне. Заболевание проявляется в виде энуреза, обменной нефропатии, энкопреза. До трех лет недержание мочи и кала не считается патологией, так как малыши еще не умеют контролировать физиологические процессы. Энкопрез может быть первичным и вторичным. Первичная форма болезни проявляется отсутствием у ребенка навыка свободного опорожнения кишечника. Вторичной форме присущ достаточно длительный период стабильного контроля за опорожнением кишечника, после которого возникает срыв. Причины болезни могут быть разными. К психологическим причинам относятся следующие факторы:

  • несвоевременное приучение малыша к горшку;
  • страх перед наказанием за испачканные трусики;
  • сдерживание позыва в незнакомой обстановке;
  • психологические потрясения.
  • Успешное лечение причин энкопреза у детей зависит от своевременного обращения к врачу. Наряду с назначенной специалистом комплексной терапии можно применять лечение энкопреза у детей народными средствами. В основном, это использование лекарственных успокоительных сборов. Отвары и настои из лекарственных трав мягко воздействуют на нервную систему малыша. Лечение энкопреза у детей в Москве будет эффективном, если они будут наблюдаться у опытных специалистов.

    Лечение энкопреза у взрослых, где лечить энкопрез

    Недержания кала у взрослых имеет иную причину, чем у детей. Чаще всего диагностируется вторичный энкопрез, который является симптомом основного заболевания. Болезнь может развиваться из-за хронического запора, диареи, болезней ЖКТ, геморроя, инфекционных заболеваний, при травмах позвоночника и головы. У женщин энкопрез бывает после родов. Если после выяснения причины не требуется хирургическое вмешательство, то в домашних условиях лечение энкопреза может проходить вполне эффективно. Комплексная терапия состоит из пяти основных действий:

  • диета;
  • режим дефекаций;
  • тренировка соответствующих мышц;
  • прием лекарственных препаратов;
  • электростимуляция.

В нашей специализированной клинике работают профессионалы, обладающие огромным опытом лечения энкопреза в Москве. Наблюдая больных с функциональным недержанием кала, определенно можно утверждать, что болезнь излечима при комплексной терапии и индивидуальном подходе в каждом случае. Отзывы о лечении энкопреза у нас можно услышать от пациентов, избавившихся от этого неприятного заболевания.

www.helppsi.ru

Энкопрез у детей

Энкопрез у детей – заболевание, характеризующееся нарушением контроля акта дефекации в детском возрасте. Основным симптомом является недержание кала. Состояние может сопровождать соматические патологии, причем поражающие не только желудочно-кишечный тракт. Энкопрез у детей может сочетаться с запорами, иногда встречаются нарушения поведения у ребенка, что свидетельствует в пользу психических расстройств. Диагноз ставится на основании клинических симптомов и данных анамнеза. Проводится комплексная терапия с обязательным участием психолога или психиатра. Прогноз определяется причиной заболевания.

Энкопрез у детей объединяет множество заболеваний соматической, неврологической и психологической природы, может проявляться в виде симптома или самостоятельно. Официальная статистика показывает, что недержание кала встречается у 1-5% детей, хотя родители далеко не всегда обращаются за помощью к специалистам. Наиболее частый возраст заболевших – от 5 до 8 лет, мальчики страдают в 2-5 раз чаще девочек. Примерно в 1/3 случаев энкопрез у детей сочетается с ночным энурезом. Характерным в последние годы является затяжное и рецидивирующее течение заболевания, связанное по большей части с несвоевременным обращением к врачу и значительным увеличением числа провоцирующих стрессовых факторов, поэтому энкопрез у детей продолжает оставаться актуальной проблемой педиатрии.

Причины энкопреза у детей

Природа заболевания полиморфна. Как правило, у ребенка отмечается некоторая незрелость регуляции акта дефекации, при этом нарушение может выявляться в любом из звеньев, контролирующих этот процесс. Такие дети нередко имеют в анамнезе внутриутробную гипоксию, возможны осложнения родов, в том числе родовая травма новорожденных, а также перенесенная внутриутробная инфекция. Достоверно чаще страдают дети из социально-неблагополучных семей. Незрелость анатомо-физиологических структур наблюдается и в толстом кишечнике. Речь идет не только о прямой кишке, но и о вышерасположенных отделах ЖКТ, включая печень, желчный пузырь и поджелудочную железу, которые во многом регулируют состояние каловых масс.

Таким образом, энкопрез у детей развивается на фоне характерных преморбидных особенностей. Ко всему перечисленному в большинстве случаев добавляются внешние провоцирующие факторы невротизирующего характера: конфликты в семье, нарушение отношений «ребенок-мать», ошибки в привитии навыков опрятности и т. д. Реже энкопрез у детей может выступать в роли протестной реакции на конфликтные ситуации. Различные соматические патологии также становятся причиной недержания кала. Это могут быть заболевания, провоцирующие хронические запоры, которые, в свою очередь, приводят к снижению чувствительности кишечника и его непроизвольному опорожнению.

Классификация энкопреза у детей

Важно разделять первичное и вторичное недержание кала. Первичный энкопрез у детей имеет место, когда физиологический контроль акта дефекации ранее не осуществлялся. Фактически речь идет о запоздалом становлении условного рефлекса. Гораздо чаще недержание кала является вторичным и формируется после периода нормальной регуляции опорожнения кишечника. Далее представлена современная классификация энкопреза у детей:

  • Первично-дизонтогенетический – связан с нарушением нервной регуляции, выше назван первичным.
  • Вторично-энцефалопатический – обусловлен нарушением центральной или периферической регуляции, возникшим на фоне соматического заболевания. При выздоровлении недержание кала нивелируется. Чаще всего в анамнезе имеется резидуально-органическое повреждение головного мозга.
  • Невротический – также называется системным и проявляется после воздействия интенсивного психотравмирующего фактора. Травма при этом может быть острой или длиться долгое время (например, неблагоприятная семейная обстановка).
  • Патохарактерологический – один из наиболее неблагоприятных видов энкопреза у детей, поскольку изначально недержание кала является произвольным и начинается как протестная реакция на окружающую обстановку. Впоследствии контроль над дефекацией утрачивается, происходит закрепление патологического условного рефлекса и формирование своего рода зависимости. Частым исходом является «краевая» психопатия.
  • Конституционально-симптоматический – отмечается при различных соматических заболеваниях, которые могут как провоцировать недержание кала, так и являться его непосредственной причиной.
  • Симптомы и диагностика энкопреза у детей

    Основной признак заболевания – непроизвольный или частично произвольный (реже) акт дефекации в неположенных местах. Обычно это происходит днем, ночной энкопрез у детей является неблагоприятным в плане прогноза. Пациенты стыдятся своего состояния за исключением случаев патохарактерологического недержания кала, когда критика остается формальной. Что касается личностных особенностей ребенка, то часто отмечается астено-невротический тип личности. Это дети с заниженной самооценкой, часто из неблагополучных семей либо растущие без отца. При сборе анамнеза педиатр акцентирует внимание на периоде до появления энкопреза у детей, часто в преморбиде выявляются хронические запоры либо диарея, сочетающаяся с запорами.

    Помимо патогномоничных клинических проявлений существуют обязательные диагностические критерии данной патологии. Во-первых, недержание кала должно иметь место не реже одного раза в месяц. Во-вторых, такое состояние должно продолжаться не менее полугода. В этом случае можно говорить о наличии заболевания. Следующий этап диагностики – определение конкретного типа энкопреза у детей. Здесь большую роль играет сбор анамнеза, особенно беседа с обоими родителями. Наряду с существующими отношениями в семье важная роль уделяется течению беременности и родов, а также периоду жизни, предшествовавшему появлению симптоматики. Диагноз ставится на основании заключения психолога или психиатра.

    Лечение энкопреза у детей

    Терапия всегда является комплексной и направлена в первую очередь на создание благоприятного психологического климата для ребенка, что является одним из важнейших условий для выздоровления независимо от причины энкопреза у детей. Проводится психологическое консультирование родителей. Важную роль играет режим дня, в том числе приучение к утреннему опорожнению кишечника. В случае хронических запоров назначается послабляющая диета с большим количеством овощей, ограничиваются источники крахмала, например, макароны и рис. Полезна физкультура в утренние часы с постепенным повышением нагрузок.

    Со стороны педиатра необходимо назначение очистительных клизм, особенно важна эта процедура при хронических запорах, являющихся одной из причин энкопреза у детей. Клизмы также могут быть тренировочными, когда производится вливание 400-500 мл жидкости (обычно отвара ромашки) и пациенту рекомендуется удерживать ее в течение какого-то времени. Важным элементом лечения является физиотерапия энкопреза у детей, цель мероприятий – тренировка мышц тазового дня и брюшного пресса. Используется электростимуляция, тренировка сфинктера на трубке, с которой ребенку также нужно ходить некоторое время. Из медикаментозных препаратов применяются нейрометаболики, проводится лечение дисбактериоза кишечника.

    Прогноз и профилактика энкопреза у детей

    При соблюдении всех врачебных рекомендаций прогноз заболевания благоприятный. Исключение составляет недержание кала невротической природы, то есть невротический и патохарактерологический энкопрез у детей. Такие случаи труднее всего поддаются коррекции, и на то есть две весомые причины. Первая – запоздалое обращение к врачу по причине недооценки состояния ребенка и из-за страха стигматизации, поскольку терапией данной патологии в значительной степени занимается психиатр. Вторая причина, ухудшающая прогноз, – это то, что природа заболевания часто органическая, несмотря на незначительность патологии, а, значит, врачи могут оказаться не в состоянии разомкнуть порочный круг патогенеза.

    Профилактика обязательно должна проводиться при хронических запорах. Одним из способов снизить риск развития энкопреза у детей является своевременное приучение ребенка к туалету и отсутствие наказания за неопрятность. Это позволяет избежать излишнего внимания, связанного с процессом дефекации. Кроме того, здесь отсутствует причина для психологического напряжения, что само по себе снижает риск развития недержания кала. И последний, очень важный момент – это обращение к специалисту на начальных этапах развития энкопреза, когда лечение проходит более мягко для ребенка в психологическом плане.

    www.krasotaimedicina.ru

    Клиника, динамика и лечение функционального энкопреза у детей тема диссертации и автореферата по ВАК 14.00.18, кандидат медицинских наук Астахова, Ольга Алексеевна

    Оглавление диссертации кандидат медицинских наук Астахова, Ольга Алексеевна

    Глава №1 Состояние вопроса по данным отечественной и зарубежной литературы.

    1.1 Определение функционального энкопреза.

    1.2 Распространенность заболевания.

    1.3 Классификация энкопреза .

    1.4 Дифференциальный диагноз .

    1.5 Клиника и параклиника функционального энкопреза.

    1.6 Этиология функционального энкопреза.

    1.7 Органическая теория возникновения функционального энкопреза.

    1.8 Психоаналитическая теория.

    1.9 Психосоматическая теория.

    Глава №2 Общая характеристика материала и методов исследования.

    Глава № 3 Клиника и динамика функционального энкопреза.

    3.1 Клиника функционального энкопреза.

    3.2 Исходы функционального энкопреза.

    Глава №4 Клинико-психологические корреляции фукнционального энкопреза.

    Глава №5 Лечение функционального энкопреза.

    Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Клиника, динамика и лечение функционального энкопреза у детей»

    Проблема изучения системных неврозов — одна из важных задач современной детской психиатрии . У детей, особенно в младшем возрасте, соматовегетативные и двигательные расстройства встречаются значительно чаще, чем психопатологически структурированные расстройства. В силу малой дифференцированности и рудиментарности эмоциональные нарушения всегда входят в структуру невротических реакций, но не всегда определяют клиническую картину (Сухарева Г.Е.,1959). Преобладание первично — и вторично-дизонтогенетических (психогенно и непсихогенно обусловленных) соматовегетативных и двигательных нарушений при неврозах и неврозоподобных состояниях у детей объясняется с позиции концепции об этапности созревания возрастных уровней нервно-психического реагирования ( Ковалев В.В.,1969; Ушаков Г.К., 1966, 1973). Вместе с тем данный раздел пограничной психиатрии детско-подросткового возраста остается одним из наименее разаботанных.

    Актуальность настоящего исследования обусловлена высокой распространенностью функционального энкопреза в детском возрасте. По данным разных авторов его частота достигает 1,5% среди общего населения (Давидзон М., Вассерман Р., 1966) и колеблется от 1% до 5% среди детей ( Комиссаров И.А., 1997). В то же время эффективность лечебных мероприятий при данном расстройстве признается не вполне удовлетворительной ( Вычужанин B.C., 1974; Буянов М.И., 1985; Захаров А.И., 1993). Это обусловлено недостаточной изученностью как этио-патогенетических механизмов функционального энкопреза , так и его психопатологии и клинической динамики. Спорными остаются вопросы о роли психогенных , соматогенных и конституциональных факторов в возникновении и динамике данного заболевания как в смысле самого ведущего синдрома функционального энкопреза, так и влияния длительно существующего расстройства на формирование характера и личности.

    В связи с вышеизложенным целью настоящего исследования является комплексное клинико-динамическое изучение функционального (неорганического) энкопреза, возникшего в детском возрасте, ведущих факторов, определяющих его течение и исход , установление основных принципов дифференцированной терапии . Задачами исследования явились:1. Клинико-психопатологическая дифференциация функционального энкопреза, возникающего в детском возрасте и выделение его клинических вариантов.

    2. Выявление особенностей начальных этапов функционального энкопреза, уточнение его клинико-психологических характеристик у детей и подростков и критериев дифференциальной диагностики .

    3. Изучение факторов среды и индивидуальной реактивности , влияющих на возникновение функционального энкопреза у детей и его динамику.

    4. Уточнение центральных и периферических звеньев патогенеза системного расстройства при различных клинических вариантах функционального энкопреза.

    5. Изучение на основе катамнестического исследования отдаленных исходов синдрома функционального энкопреза, как системного расстройства , и личностной динамики при данном заболевании.

    6. Разработка на основании проведенных исследований принципов комплексного лечебно-реабилитационного подхода в отношении детей с различными клиническими вариантами функционального энкопреза. Научная новизна работы заключается в том, что впервые изучены иописаны клинические особенности и динамика функционального энкопреза в сравнительно-возрастном аспекте, описаны клинические варианты заболевания, уточнены особенности развития клинической картины, применены новые психотерапевтические методики для лечения функционального недержания кала. Впервые исследованы психологические особенности детей с функциональным энкопрезом . Уточненыдифференциально-диагностические критерии функционального энкопреза. Статистически проанализированы биологические и социальные факторы, влияющие на возникновение и динамику функционального энкопреза. Впервые проведено катамнестическое исследование, прослежены личностная и синдромальная динамика болезни. На основе полученных результатов обоснована необходимость применения психотерапевтических методов в зависимости от клинического варианта болезни. Обоснована патогенетическая дифференцированная терапия функционального энкопреза, применены новые психотерапевтические методики для лечения функционального недержания кала.

    На примере установленной зависимости развития клинического варианта функционального энкопреза от возраста начала заболевания подтверждена закономерность выделения возрастных этапов нервно-психического реагирования у детей, а также перспективность онтогенетического подхода к диагностике и терапии в детской психиатрии.

    Практическая значимость работы заключается в расширении представлений детских психиатров , психологов, педагогов о природе, механизме возникновения и клинических проявлениях функционального энкопреза. Разработана классификация и критерии дифференциальной диагностики клинических вариантов функционального энкопреза. Обоснована необходимость и разработаны рекомендации по активному выявлению больных, ранней диагностике и профилактике психолого-педагогических мероприятий, в том числе на уровне семьи и дошкольно-школьных учреждений. Предложена эффективная методика терапии функционального энкопреза с помощью семейно-групповой онтогенетически-ориентированной психотерапии, бихевиоральной и когнитивно-аналитической психотерапии.

    В соответствии с целями и задачами данного исследования была разработана «Программа помощи детям, страдающим недержанием кала», которая была внедрена на базе Орловского областного психодиспансера в1999-2002 гг. Программа включает в себя создание областной общественной организации Клуб матерей «Надежда», в работе которого принимают участие матери детей, страдающих недержанием кала, психологи, детские психиатры , психотерапевты, детские хирурги, педиатры и социальные работники. В Клубе ежемесячно проводятся лекции и занятия с больными детьми и их семьями, целью которых является ознакомление с сущностью расстройства и помощь в адаптации больных детей. Результатом Программы явилось создание комплексного многофункционального подхода к терапии функционального энкопреза, т.е. «бригадного метода», когда проблемой больного ребенка занимаются специалисты разного профиля, Этот метод показал свою эффективность при лечении и социальной адаптации детей с недержанием кала. Изданы и используются в практической работе «Методические рекомендации для врачей » по терапии функционального энкопреза.

    В соответствии с рабочей гипотезой, клинические особенности и динамика функционального энкопреза изучалась в рамках следующих его вариантов:1. первично-дизонтогенетический ( неврозоподобный );2. вторично-энцефалопатический (неврозоподобный);3. невротический;4. патохарактерологический;5. конституционально-симптоматический.

    В процессе исследования уточнены клинические особенности формирования характера и личности при неблагоприятном течении энкопреза, начавшегося в детском и подростковом возрасте. Клиническое изучение функционального энкопреза впервые дополнено экспери? юнтально-психологическими исследованиями личности пациентов и их матерей, уточнены психосоциальные факторы. Уточнены дифференциально-диагностические критерии отграничения функционального энкопреза с такими психическими заболеваниями как шизофрения и эпилепсия, а такжеорганическими поражениями кишечника — болезнь Гиршпрунга идолихосигма, проведены с учетом различных клинических формисследуемого заболевания.

    На защиту выносятся следующие основные положения:1. Функциональный энкопрез как синдром-болезнь в детском и подростковом возрасте представлен следующими клиническими вариантами: первично-дизонтогенетический, вторично-энцефалопатический, невротический , патохарактерологический, конституционально-симптоматический. Клинические варианты отличаются характером динамики, исхода и требуют дифференцированного подхода к их лечению.

    2. Клинический вариант функционального энкопреза в детском и подростковом возрасте определяется возрастным этапом психического развития, на котором возникло заболевание, и отражает соответствующий этому этапу уровень нервно-психического реагирования (соматовегетативно-инстинктивный, психомоторный, аффективный, эмоционально-идеаторный по Ковалеву В.В., 1969, 1973)3. Затяжное течение энкопреза встречается редко. Достижение половой зрелости стабилизирует клиническую картину. Течение энкопреза затягивается при задержке появления первых менструаций у девочек.

    4. Динамика психогенного функционального энкопреза характеризуется этапностью.

    4.1 Развернутой картине невротического энкопреза предшествует этап невротических реакций, либо соматической реакции в виде запоров, либо этап преходящих преневротических нарушений. В случае затяжного психогенного энкопреза в форме системного невроза невротическое состояние переходит в невротическое формирование личности, для которого характерно появление и закрепление патологических черт характера, начинающих доминировать над собственно невротической симптоматикой. Вторично-психогенный (невротический) энкопрезхарактеризуется неполным соответствием этапов динамики самого функционального энкопреза (этап психогенных дисфункций , этап привычного энкопреза, этап вторичных личностных реакций на нарушенный навык опрятности — тревожно-фобических, ипохондрических , депрессивных) и этапов динамики психогении — этап невротических реакций или преневротичского состояния, этап затяжного полиморфного невротического состояния, этап невротического формирования личности дефицитарного типа при невротическом варианте.

    4.2 Патохарактерологический энкопрез характеризуется следующей этапностью: этап патохарактерологических реакций отказа и протеста, спаянных со сверхц^гшыми переживаниями обиды и мести, этап стойкого генерализованного поведенческого стереотипа, этап патохарактерологического формирования личности, переходящего в «краевую» психопатию .

    5. Первично-дизонтогенетический энкопрез определяется общей или парциальной незрелостью личности, анозогнозическим , либо тревожно-ипохондрическим отношением ребенка к несформированному навыку опрятности. Этапность в динамике самого энкопреза представлена этапом формирования акта полупроизвольной дефекации и этапом закрепления и стереотипизации данного несовершенного навыка. В психопатологической картине синдрома-болезни этапности не прослеживается. Личность на отдаленном этапе остается относительно благополучной, но присутствуют инфантильные и тормозимые черты. При первично-дизонтогенетическом энкопрезе имеется некоторое изменение функциональных показателей сфинктерометрии : тонуса, силы и волевого усилия. Однако данные показатели не достигают патологического уровня органических поражений мышц сфинктера и не требуют хирургического вмешательства . Данный признак характерен только для первично-дизонтогенетического функционального энкопреза.

    6. При вторично-энцефалопатическом неврозоподобном энкопрезе психический статус характеризуется более или менее выраженными проявлениями резидуально-органической церебральной недостаточности в виде слабости внимания, памяти, недостаточной психической продуктивности и умственной активности, синдромом гиперактивности или церебрастенией. Отношение к нарушенному навыку чаще формально критичное. Неблагоприятная динамика синдрома характеризуется закономерной сменой этапов: эпизодических дисфункций, привычного энкопреза, патологического влечения к получению специфического эротически окрашенного удовольствия от намеренной задержки стула и произвольного манипулирования каловыми массами, наполняющими прямую кишку . Этапности в личностной динамике при длительном сохранении недержания кала не прослеживается.

    7. Конституционально-симптоматический функциональный энкопрез характеризуется благоприятным течением синдрома-болезни -нарушенный навык восстанавливается достаточно быстро при адекватно подобранном лечении. Данные больные на отдаленном этапе личностной динамики характеризуются при высокой социальной адаптации присутствием таких характерологических черт как аккуратность, скупость, либо немотивированная щедрость, компульсивное упрямство, неопрятность, не структурированными в определенный тип акцентуации.

    8. Тенденция функционального энкопреза к затяжному, рецидивирующему течению, нарушающему процесс формирования личности, требует обеспечения раннего выявления заболевания, своевременного оказания дифференцированных лечебных воздействий с учетом клинико-патологических особенностей, этапа и динамики заболевания.

    Заключение диссертации по теме «Психиатрия», Астахова, Ольга Алексеевна

    1. Функциональный энкопрез является продуктивно-дизонтогенетическим феноменом архаического или регрессивного характера, возникающим в результате фиксации инстинктивных поведенческих моделей, физиологически естественных для раннего возраста, либо возврата к ним в более поздние периоды. Недержание кала возникает как гиперкомпенсаторное поведение, которое в дальнейшем приобретает качества патологической привычки условно рефлекторного характера, дальнейшее осуществление которой становится потребностью.

    2. На основании клинико-психопатологической дифференциации ФЭ у детей выделены следующие клинические варианты:

    2.1 .Первично-дизонтогенетический энкопрез характеризуется несформированностью навыка опрятности с рождения. Отличительной особенностью данного типа энкопреза является недостаточность периферического звена функциональной системы.

    2.2. Вторично-энцефалопатический энкопрез возникает у детей с резидуально-органической церебральной недостаточностью на фоне сформированного навыка опрятности под влиянием соматических вредностей.

    2.3. Невротический энкопрез («системный невроз») развивается после перенесенной острой или хронической психотравмы.

    2.4. Патохарактерологический энкопрез служит выражением сверхценного отношения к определенному лицу или ситуации с демонстрацией их неприятия в виде произвольной дефекации в местах, не предназначенных для этой цели.

    2.5. Конституционально-симптоматический функциональный энкопрез характеризуется тем, что расстройство навыка опрятности ситуационно обусловлено или возникло на фоне соматической ослабленности в критические возрастные периоды.

    3. Функциональный энкопрез возникает при сочетании психогенно-средовых, экзогенно-органических и наследственно-конституциональных факторов, играющих в одних случаях причинную роль, в других — предрасполагающую либо осложняющую течение заболевания.

    Наследственно-конституциональных факторы: конституционально или наследственно обусловленная слабость соответствующей функциональной системы ( дисфункция созревания органов пищеварения и систем их центрального управления), генетическая предрасположенность, наследственно-конституциональные или приобретенные черты характера -инфантильность, тормозимость, сензитивность, тревожность, агрессивность. Психогенно-средовые факторы: преждевременное насильственное привитие навыков опрятности, острая или хроническая психотравма, наличие конфликтной ситуации в семье, нарушение стереотипа общения, неправильный тип воспитания в семье (тревожность родителей, потворствующая или доминирующая гиперпротекция), нарушение системы «родители-ребенок» либо «мать-дитя», I

    ихоэмоциональные перегрузки. Экзогенно-органические и соматоге шые факторы: наличие запоров , дисбактериозов, перенесенные в раннем возрасте соматические заболевания кишечника, соматическая ослабленность, резидуально-органическое поражение ЦНС.

    4. Выявленная синдромальная динамика функционального энкопреза универсальна: манифестация — стереотипизация и автоматизация расстройства — вторичные личностные реакции на существующий дефект в случае длительного сохранения расстройства.

    5. Клиническая динамика может не совпадать с динамикой синдрома . Наиболее четко динамика болезни проявляется при психогенных формах ФЭ. 5.1. При невротическом энкопрезе в случае затяжного течения — этап преневротических нарушений (преходящих невротических соматизированных реакций) — этап полиморфного невротического состояния — этап невротического формирования личности.

    5.2. При патохарактерологическом ФЭ синдромальная этапность следующая: 1 этап: произвольная, управляемая дефекация в рамках патохарактерологических реакций протеста — 2 этап: потеря произвольности акта, дезавтоматизация навыка опрятности, стереотипизация непроизвольного энкопреза — 3 этап: вторичные личностные реакции на энкопрез. Этапы психогении : характерологические и патохарактерологические реакции протеста, связанные со сверхценными идеями отношения, не включающие этологического механизма «маркировочного поведения» — полиморфное, генерализованное патохарактерологическое состояние, включающее специфическое энкопральное поведение (1, 2, и частично 3 этап динамики синдрома) — патохарактерологическое формирование личности, переходящее в «краевую» психопатию .

    6. Выявлены корреляции между вариантами ФЭ формированием личностных особенностей при длительном сохранении расстройства.

    6.1. При невротическом функциональном энкопрезе — невротическое формирование личности с возникновением и/или усилением истеро-тормозимых, эмоционально-лабильных, тревожно-мнительных черт характера.

    6.2. При патохарактерологическом функциональном энкопрезе патохарактерологическое формирование личности (чаще всего истеро-возбудимого, эмоционально-неустойчивого типа), переходящего в нажитую (краевую) психопатию.

    6.3. Особенности личности на отдаленном этапе развития болезни при достаточной щнальной адаптации больных с первично-дизонтогенетическим энкопрезом проявляются наличием тормозимых и инфантильных черт характера, с вторично-энцефалопатическим — наличием эпилептоидных черт, с конституционально-симптоматическим -характерологическими особенностями: скупости или немотивированной щедрости, компульсивного упрямства либо принудительной уступчивости, аккуратности или неопрятности, не структурированными в определенный тип акцентуации.

    7. Исследование центральных и периферических звеньев патогенеза ФЭ уточняет, что недержание кала при лервично-дизонтогенетическом энкопрезе возникает как акт полупроизвольной дефекации на фоне слабости запирательного аппарата прямой кишки; при вторично-энцефалопатическом — на фоне резидуально-органических поражений ЦНС и длительных запоров, приводящих к манипулированию каловыми массами в прямой кишке, при конституционально-симптоматическом — как декомпенсация навыка опрятности в критические возрастные периоды, при невротическом — по типу «медвежьей болезни «, при патохарактерологическом энкопрезе — по типу «мечения территории».

    8. Исходы функционального энкопреза, начавшегося в детском или подростковом возрасте зависят от клинического варианта заболевания, длительности течения, особенностей преморбида , своевременности и адекватности проводимой терапии . Наиболее благоприятная личностная динамика отмечается при первично-дизонтогенетическом, вторично-энцефалопатическом и конституционально-симптоматическом типах функционального энкопреза. Наименее благоприятная личностная динамика при психогенных формах — невротическом и патохарактерологическом. Наиболее благоприятная синдромальная динамика отмечается при конституционально-симптоматическом энкопрезе.

    9. Дети с функциональным энкопрезом нуждаются в мультидисциплинарном подходе к лечению и реабилитации , включающем лечебную, коррекционно-педагогическую и социально-психоло1 ическую помощь, с использованием онтогенетически-ориентированной семейно-групповой и индивидуальной когнитивно-аналитической, бихевиоральной психотерапии. При этом унифицированные лечебно-коррекционные виды воздействия на общие патогенетические механизмы синдрома-болезни должны сочетаться со специфическими для данного варианта энкопреза.

    Ю.Первичная профилактика включает поиск и ликвидацию источников физического и психического дискомфорта детей, их психической депривации, формирование у детей соответствующих возрасту потребностей. Специфическая профилактика включает в себя просвещение родителей по адекватным индивидуализированным срокам привития навыков опрятности, адекватного реагирования родителей на расстройства дефекации у ребенка, нормализации функции кишечника при запорах у детей.

    ОБСЛЕДОВАН ПСИХОЛОГОМ. Обследование выявляет недостаточную критичность, инфантильность, эмоционально-волевую незрелость, импульсивность, педагогическую запущенность в сочетании нарушениями работоспособности, приводящие к неравномерным умственным достижениям у мальчика с невысокими умственными возможностями. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Психический статус полиморфный и складывается из неврозоподобных системных расстройств (энурез, энкопрез) и психопатоподобных нарушений в виде аффективной возбудимости, протестных реакций, агрессивности. Имеют место колебания настроения от вяло-апатического до приподнято-возбужденного. Возникновение расстройств четко очерчено и датируется 3-4 классом. Дифференциальный диагноз следует проводить с психогенией в виде поведенческих и эмоциональных расстройств, связанных с реакциями на директивное воспитание со стороны отца, а также спровоцированное смертью матери и началом учебы в классе КРО . С другой стороны, наличие суточных колебаний настроения, регрессивный характер энкопреза, качественные изменения структуры личности, по типу характерологического сдвига с эмоционально-волевой дефицитарностью, диссоциацией между формально сохраненным интеллектом и непродуктивностью в свободной деятельности, не позволяют исключить эндогенное заболевание с неврозоподобными и психопатоподобными расстройствами, апатической депрессией. Однако, в настоящее время правомерен диагноз психогенного заболевания. ДИАГНОЗ. Смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации. Патохарактерологический энкопрез, первичный энурез .

    КАТАМНЕЗ 5 лет. После повторного стационарного лечения в Клинической детской психиатрической больнице № 6 (г. Москва) произошла некоторая положительная динамика: полностью прошел энкопрез, энурез стал реже, до 1 раза в месяц. Окончив среднюю школу, не работает, не учится. Состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних -совершал кражи денег, автомагнитол и т.п., находится в антисоциальной компании, употребляет алкоголь , курит. Ведет асоциальный образ жизни.

    Выявлены колебания настроения, говорит, что хогда тоскливо, выпивает. Близких друзей не имеет. Явления энкопреза последний раз наблюдались, когда вызвали в милицию по поводу кражи автомагнитолы полгода назад. Недержание кала было 2 раза за неделю в виде каломазания. Отношение к недержанию равнодушное. Лечится не желает.

    Угрюмый • Ь Тревожней I- Ригидный /г»»* • ^ Трезвый ^ ^ 1 Пессимистичный I- Замкнутый ,

    • -г Необщителы^ый ^ Тихий

    Агрессивный Возбудимый -I * Переменчивый -I Импульсивный J

    Мирный • г Сдержанный Надежный • г Ровный |- Спокойный

    1 ‘ ‘/* 1 1 1 ♦ Экстраверт г г Общительный 1 Открытый -1 » Разговорчивый Доступный Беспечный -, « Живой Беззаботный Энергичный

    www.dissercat.com