Лечение невроз навязчивых движений у детей

Невроз у ребенка

Что такое невроз?

В последней, самой современной международной классификации болезней (МКБ-10) невроз как отдельное заболевание или группа заболеваний не выделятся вообще. Сохранилось лишь малопонятное для непосвященных наименование широкой группы расстройств — «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Однако, несмотря на все нововведения медиков, обширная группа страдальцев по-прежнему существует, и практические врачи (в основном, разумеется, невропатологи) по-прежнему диагноз невроза широко используют. Так что же это такое?

Во-первых, хотелось бы уточнить сразу: невроз — это болезнь (см. Невроз в клинике). Не симуляция, не придурь, не «расстроенные нервы», — болезнь, требующая длительного и адекватного лечения. Западный мир, насквозь пронизанный флюидами фрейдизма, давно уже признал невроз «полноценным» заболеванием, а у нас, в нашей культуре сегодня наблюдается довольно пестрая картина.

Автору приходилось слышать, например, такие высказывания от мужей:

— Я сначала испугался, думал, с ней и вправду что-то такое. Но я же не врач, во всем этом не понимаю, вижу — жене плохо и все. А потом она сходила к врачу, он ее сразу и раскусил. Так и написал в карточке: «невроз». Вот и все дела. Все от нервов — я ей так и говорил. Прекрати психовать и все пройдет. Но разве она меня послушает?!

— Правильно, нам так и доктор сказал, как вы говорите, — невроз у него и все. Больше надо на улице гулять, и телевизор с этими дурацкими фильмами меньше смотреть. А лечить? Ну, как лечить невроз — это-то я знаю, берешь ремень и.

То есть в данных случаях представления о неврозе, как о заболевании, отсутствуют начисто. И это неправильно. Поэтому повторяю еще раз: невроз — болезнь. Ее надо лечить так же, как лечат туберкулез, насморк или перелом руки.

Все невротические расстройства объединяет одно — все они в той или иной степени связаны с психологическими причинами. Проблема происхождения, развития и даже определения неврозов до сих пор спорна (надо думать, отчасти поэтому составители МКБ-10 от этой категории и отказались). Чуть ли не каждый серьезный исследователь в области психологии на протяжении вот уже почти 100 лет выдвигает свою концепцию или свою классификацию неврозов. Наиболее известными такими западными исследователями были, безусловно, З. Фрейд и его последователи, разработавшие собственные направления психологии и психотерапии, — А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни. У нас проблемами происхождения и классификации неврозов много и плодотворно занимался Мясищев. И сегодня в области типологии и лечения неврозов (в том числе у детей) работают многие замечательные исследователи и практические врачи, например, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер, В. И. Гарбузов.

Сам термин «невроз» был введен великим врачом Галеном аж в 1776 году. Означает он в переводе с греческого — «болезнь нервов». Поскольку какое-нибудь из многочисленных определений неврозов нам все равно понадобится, то можно взять что-нибудь посовременней, например, определение, приведенное в «Толковом словаре психиатрических терминов» и принадлежащее видному современному психиатру Б. Д. Карвасарскому. Звучит оно так:

«Неврозы — это психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений».

Для неврозов характерны:

  • обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности;
  • психогенная природа заболевания, которая определяется наличием связи между клинической картиной невроза, с одной стороны, и особенностями системы отношений, присущей личности больного, и конфликтной ситуацией — с другой стороны;
  • специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и сомато-вегетативных расстройств (то есть расстройства функции и состояния, а не органические поражения).
  • Критерии диагностики неврозов были сформулированы А. М. Вейном в 1982 году. Они включают в себя:

  • наличие психотравмирующей ситуации (она должна быть индивидуально значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания);
  • наличие невротических особенностей личности и недостаточности психологической защиты;
  • выявление характерного типа невротического конфликта;
  • выявление невротических симптомов, характеризующихся большой динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического конфликта.
  • Какие бывают неврозы?

    При всем многообразии классификаций и выделения различных форм невротических синдромов, о котором мы уже говорили, все же общепризнанным остается существование трех классических форм невроза в качестве основных — неврастении (астенический невроз), истерического невроза и невроза навязчивых состояний.

    Их-то мы, во избежании дальнейшей путаницы, и рассмотрим.

    Неврастения

    При этом расстройстве основными симптомами болезни являются жалобы на повышенную утомляемость, снижение успеваемости и продуктивности в других делах, невозможность сосредоточиться, физическая слабость и истощаемость даже после минимальных усилий, невозможность расслабиться. Часто к этому присоединяются и другие неприятные физические ощущения, такие как головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства. Обычна также раздражительность, потеря чувства радости жизни, удовольствия, различные нарушения сна.

    Иногда неврастеническому синдрому непосредственно предшествует заболевание гриппом, вирусным гепатитом или инфекционным мононуклеозом.

    Но чаще всего астенический невроз возникает в связи с продолжительно воздействующим стрессом, длительным недосыпанием, умственным или физическим переутомлением, опасной для жизни ситуацией.

    Ребенок при неврастении обычно робок и неуверен в себе. Его стиль приспособления к жизни – капитуляция перед ней. Всем своим видом он как бы говорит: «Оставьте меня в покое — я болен!» Это одна из форм психологической защиты. Как правило, такого ребенка действительно щадят и жалеют. Он приспособился.

    Но существует и такое понятие, как внутренний конфликт. Внутренний конфликт — это, как правило, противостояние осознаваемых притязаний, желаний и неосознаваемой самооценки или установки. Иногда одна из позиций сознания противоречит другой — это тоже внутренний конфликт.

    Бывает и так, что противостоят друг другу две установки (например, установка, внушенная отцом: «Надо бороться!» И установка бабушки: «Безопасность — любой ценой!»). Такой внутренний конфликт целиком неосознаваем.

    Внутренний конфликт — основа, стержень любого невроза. Он раздваивает человека, делает его эмоционально и поведенчески нестабильным. Психическая травма или длительное психологическое напряжение привели к доминированию одной стороны, участвующей в конфликте (например: «Я ничего не могу, всего боюсь»), но вторая («Хочу, желаю») тоже никуда не исчезла.

    И поведение ребенка, страдающего неврастенией, тоже может быть контрастным. То он труслив, то вдруг отчаянно решителен. То отказывается от выполнения очень простого и посильного задания, то вдруг берется за трудное и явно непосильное для себя. Такой ребенок болезненно самолюбив, раним и обидчив. Его очень легко оскорбить. Его тяжелые переживания приводят к ухудшению работы его внутренних органов. У него часто болит и кружится голова, часто плохой аппетит или очень прихотливый вкус в еде. Часто прибавляются другие, иногда очень причудливые соматические симптомы. Таким образом, неврастения — это своеобразное «бегство в болезнь».

    Невроз навязчивых состояний

    Основной чертой этого расстройства являются повторяющиеся навязчивые мысли или действия. Навязчивые мысли представляют собой идеи, образы или влечения, которые в стереотипной форме вновь и вновь приходят на ум больному. Они почти всегда тягостны, и больной часто пытается сопротивляться им. Тем не менее они воспринимаются как собственные мысли или идеи, даже если возникают непроизвольно и невыносимы.

    Навязчивые действия или ритуалы представляют собой повторяющиеся вновь и вновь стереотипные поступки. Они не доставляют внутреннего удовольствия и не приводят к выполнению внутренне полезных задач. Их смысл, как правило, заключается в предотвращении каких-либо маловероятных событий, причиняющих вред больному или членам его семьи (смерть, заражение, арест и т. д.).

    Обычно, хотя и необязательно, такое поведение воспринимается больным как «глупое» или бессмысленное, и он время от времени повторяет попытки сопротивления ему.

    У детей невроз навязчивых состояний чаще проявляется в совершении навязчивых действий, таких как мытье рук, хождение только определенным маршрутом, пересчитывание каких-либо предметов и т. п.

    Часто развитию невроза навязчивых состояний предшествуют страхи в более раннем возрасте. У людей с этим расстройством обострен инстинкт самосохранения. Вся их жизнь полна опасностей, от которых нужно непрерывно защищаться. Иногда дети «защищают» таким образом не только себя, но и других значимых людей (как правило, родителей, но я знала девочку, которая ежедневно завязывала семнадцать узелков на перекладине кроватки своего новорожденного брата, чтобы спасти его от смерти. На ночь узелки нужно было развязывать, а с утра завязывать вновь). Иногда дети осознают причину своих ритуальных действий (так, моя знакомая девочка говорила: «Я делаю это, чтобы Володенька остался жив»). Но иногда ритуалы существуют как бы сами по себе. Ребенок ходит кругами, часами высчитывает какие-то числа, прикасается или, наоборот, не прикасается к каким-то определенным предметам, но объяснить всего этого не может, говорит лишь, что «так нужно делать».

    Эти дети, как правило, тревожны, гиперсоциальны и педантичны. Их внутренний конфликт — это конфликт между обостренным инстинктом самосохранения (и проистекающими из этого многочисленными опасностями) и установкой «надо!», «все должно быть сделано как следует, на совесть!». Их психологическая защита выражается в своеобразном чувстве собственного превосходства над другими детьми: «Я очень ответственный и внимательный человек. У меня все „схвачено» и проверено. Я не упущу даже мелочи. А боюсь я потому, что понимаю больше других».

    Тщательное выполнение ритуалов на время успокаивает ребенка, но не может принести облегчения навсегда. Такой ребенок постоянно что-то проверяет и перепроверяет, но все равно все время боится, что что-то забыто или упущено. Он боится чего-то неопределенного, того, что может случится, и этот страх не на шутку изматывает его, истощает его адаптационные механизмы.

    Истерический невроз

    Истерия как отдельное заболевание известна с глубокой древности. Описание случаев истерии есть в Новом и Ветхом заветах. Великий русский физиолог И. П. Павлов считал, что в основе истерии лежит слабость нервной системы, главным образом коры головного мозга, преобладание подкорковой деятельности над корковой и первой сигнальной системы над второй.

    Для истерии характерны большое разнообразие клинических проявлений, роль в их возникновении внушения и самовнушения, повышенная эмотивность.

    В. И. Гарбузов так пишет об истерическом неврозе: «Поведение, которое принято характеризовать как истеричное, — древняя форма приспособления слабых. Из этологии (наука о поведении животных) известно, что животные, не способные себя защитить, при опасности нередко демонстрируют мнимую смерть, и хищник не замечает их, поскольку они неподвижны, или отказывается от “мертвого”. Иногда животное, почувствовав опасность, начинает неистово метаться — проявляется так называемая двигательная буря, и в итоге животное спасается, случайно найдя выход или отпугивая хищника неожиданно бурной реакцией. При неврозах часто отмечается выход детей на древние для человека, напоминающие таковые у животных механизмы поведения. Именно потому, что истеричность — приспособление слабых, мы наблюдаем истерический невроз ранее других, у самых маленьких. Он характерен также скорее для инфантильных, несамостоятельных и чаще всего, по нашим данным, встречается у детей с низким уровнем умственного развития. »

    Внутренний конфликт у такого ребенка — это конфликт эгоистических желаний «хочу» или «не хочу» с социальными требованиями и оценками «надо», «нельзя», «стыдно».

    Ребенок с истерическим неврозом, как правило, непроходимо эгоистичен. Приспособление при истерическом неврозе происходит благодаря тому, что неосознаваемая часть нашей психики обладает удивительной способностью — создавать «по требованию» функциональную модель практически любого заболевания. «Заболев» таким образом, ребенок легко добивается своего (мать остается с ним, он не идет в детский сад, школу и т. д.). Симптомы проявившегося «заболевания» могут быть самыми разными — от недержания мочи и кала до тяжелых параличей.

    Ребенок, страдающий истерическим неврозом, искренне уверен, что он тяжело и хронически болен, но, в отличие от ребенка с неврозом навязчивых состояний, даже не пытается бороться со своим заболеванием. К врачу, который скажет ему, что его ежедневные повышения температуры совершенно не связаны с его желудком, сердцем и т. д., такой ребенок больше никогда не придет.

    Из всех форм неврозов истерический невроз труднее всего поддается лечению, практически не излечивается сам собой. Ребенок с истерической формой невроза больше других изматывает родителей. Нужно помнить, что сам ребенок при этом отнюдь не «симулянт». Он не может по своей воле «прекратить» паралич, понизить температуру, остановить рвоту. Он болен. И его нужно лечить, хотя его болезнь упорно и изощренно сопротивляется этому лечению.

    Основные предпосылки возникновения неврозов у детей

    Невроз — сложное, многокомпонентное заболевание, развивающееся на основе множества причин и предпосылок. Основные из них мы уже называли. Это инициирующая психологическая травма или длительно действующие стрессорные факторы, истощающие адаптационные возможности организма; особенности психологической защиты ребенка, его темперамент, его характер; а также — наличие индивидуально значимого внутреннего конфликта. См. →

    Что делать, если у ребенка невроз

    Невроз, как и многие другие заболевания, гораздо легче предотвратить, чем лечить. Но лечить его можно и нужно. Лечение невроза, как правило, длительное. Проводит его только специалист в тесном контакте с семьей ребенка. См. →

    Невроз отличника – пример работы психолога

    Если предположить, что у Василисы невроз, то должны быть налицо все его компоненты. Давайте смотреть.

    Предневрозный характер — имеет место. Василиса гиперответственна, педантична, тревожна, несмотря на все свои способности и достижения не уверена в себе («Сто раз все перепроверит»). Очень зависима от мнения окружающих, боится совершить ошибку и повести себя «не так». Характер Василисы, судя по всему, результат взаимодействия воспитания и темперамента. По темпераменту Василиса, скорее всего, флегматик, склонна все делать неторопливо и как следует. А гиперответственность, высокую требовательность к себе в ней воспитали мама и бабушка. Делать много, на совесть, да еще и все делать правильно, все успевать — это тяжело. Поэтому Василиса допоздна сидит за уроками, почти не гуляет, не посещает никаких кружков. См. →

    www.psychologos.ru

    Синдром навязчивых движений у детей

    Способствует развитию таких заболеваний не только неблагоприятная психологическая обстановка в семье или детском коллективе, но и наследственный фактор. Именно поэтому каждый любящий родитель должен знать, как распознать синдром навязчивых движений у своего ребенка, и что делать с этим состоянием.

    Синдром навязчивых состояний: причины

    Под таким заболеванием скрываются расстройства нервной системы, которые проявляются в возникающих независимо от воли и желания человека одних и тех же движений. Навязчивые состояния очень сложно контролировать. Они могут быть непродолжительные, связанные с раздражительностью и усталостью, или же сохраняются на долгое время, развиваясь до состояния привычки.

    К основным причинам навязчивых движений у ребенка относят психологические травмы. Даже если стрессовая ситуация, в которой пребывает чадо, для родителей кажется несерьезной, малыш может воспринимать ее как настоящую трагедию. Более того, дети с синдромом навязчивых движений нередко страдают депрессией, закатывают истерики, становятся агрессивными или, наоборот, «уходят в себя». При этом на психику ребенка очень сильно влияет обстановка в доме. Постоянные скандалы, ссоры, драки, разные мнения о воспитании детей — все это наносит сильную травму неокрепшей психике ребенка.

    Еще одной причиной подобного состояния является резкая смена обстановки, уклада или распорядка жизни. Такие, на первый взгляд, незначительные обстоятельства, как переход в другую школу, переезд в иной город или страну, порой неблагоприятно сказываются на здоровье малыша и могут стать факторами, провоцирующими невроз. Особенно подвергаются нервозной патологии дети с ослабленной нервной системой, чрезмерно избалованные.

    Если у кого-нибудь из старшего поколения были проблемы с нервной системой или психикой, то при определенных обстоятельствах болезнь может проявиться и у вашего малыша. В группу риска также попадают дети, которые перенесли инфекционные заболевания, травмы головы, страдают хроническими патологиями сердечно-сосудистой системы.

    Детский невроз: симптомы

    Родителям порой очень сложно распознать навязчивые движения или отличить их от других заболеваний. Но если рассмотреть природу этих явлений, то симптомы будут очевидны.

    Итак, нервный тик — автоматическое сокращение мышц, подергивания, которые невозможно контролировать. При этом такие движения не всегда обусловлены психологическими причинами. А вот навязчивые движения можно удержать силой воли, и они всегда являются следствием психоэмоционального дискомфорта.

    К симптомам детского невроза относят:

    • обгрызание ногтей;
    • щелканье пальцами;
    • движения головой;
    • дерганье губой;
    • причмокивание;
    • покашливание;
    • постоянное шмыганье носом;
    • моргание;
    • скрежет зубами;
    • поворот шеи;
    • взмахи кистями рук;
    • накручивание волос на палец и пр.

    Кроме того, ребенок с неврозом может обходить все предметы только с определенной стороны; дуть на ладони, прежде чем сесть за стол; выдергивать локоны и выполнять другие непроизвольные движения. Перечислить все симптомы болезни невозможно, поскольку они проявляются у каждого ребенка по-разному. Их главный признак — раздражающее повторение, практически поминутное. Если не обращать внимания на такие действия, то ребенок может нанести себе травму — сгрызть ноги до крови, прокусить губу, оторвать все пуговицы на одежде и т.п. Причем все это может сопровождаться вспышками истерии, которых раньше не было.

    Детскому неврозу подвержены боязливые, нерешительные малыши, которым трудно бороться со своими страхами и негативными эмоциями. Они часто отказываются от пищи, капризничают, выглядят усталыми. Поэтому лечение невроза навязчивых движений у детей необходимо начинать сразу, как только вы заметили симптомы патологии.

    Как лечить невроз навязчивых движений у ребенка?

    Прежде чем обратиться с проблемой к врачу, рекомендуем вам внимательно приглядеться к своему малышу и самостоятельно попытаться определить, в чем скрывается главная причина его невроза. При этом желательно минимизировать негативные ситуации, обеспечить ребенку комфортные условия жизни.

    Очень часто детское нервозное поведение и движения связаны с ситуацией в семье между родителями. Таким неоднозначным образом малыш может показывать свое отношение к проблеме. Решить ее можно, признав собственные родительские ошибки и изменив поведение. Если же родители не могут определить, с чем связаны навязчивые движения у ребенка, то необходимо обратиться к специалисту. Качественное и эффективное лечение невроза у детей предполагает работу с психологом или психотерапевтом.

    Медикаментозное лечение: препараты

    После обследования у психотерапевта врач может назначить успокаивающие лекарства, антидепрессанты. Однако такую схему терапии зачастую применяют в запущенных случаях. Более того, родителям детей, страдающих неврозом, не стоит пугаться медикаментозного лечения. Опытный врач подберет такие препараты, которые не будут вредить здоровью ребенка, вызывать сонливость и апатию. Для каждого случая подбираются отдельные лекарства. Наиболее эффективными являются следующие препараты:

    Отметим, что антидепрессанты и успокаивающие средства нельзя применять без назначения врача. Каждый из медикаментов по-своему действует на центральную нервную систему ребенка. Поэтому врач назначает их, исходя из стадии развития детского невроза. Так, на начальном этапе синдрома навязчивых движений будет достаточно нескольких занятий с психологом, а вот при запущенных формах болезни потребуется дополнительный прием медикаментов.

    Лечение народными средствами

    Терапия невроза навязчивых движений может быть дополнена народными методами. Однако перед их применением необходимо посоветоваться с лечащим врачом. Успокоить нервную систему малыша способны следующие народные средства:

  • Настой овсяных зерен. Лекарственное сырье в количестве 500 г необходимо промыть и залить литром холодной воды, варить на слабом огне до состояния полуготовности. Затем отвар надо процедить, добавить 1 ч. ложку меда и давать пить лекарство малышу по стакану в день.
  • Отвары из валерианы, пустырника, боярышника, мелиссы, календулы также хорошо помогают бороться с неврозом у детей. Для приготовления лекарства необходимо залить 1 ст. ложку травы стаканом воды, прокипятить на водяной бане 30 минут, отсудить и давать ребенку по 50 мл отвара трижды в день.
  • Избавиться от бессонницы и раздражительности поможет медовая вода. В стакан теплой водички добавьте 1 ст. ложку меда и дайте выпить ребенку перед сном.
  • Ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой) и морской солью хорошо действуют на нервную систему ребенка. Такие процедуры лучше проводить перед сном.
  • Психологи и народные целители в борьбе с синдромом навязчивых движений у детей рекомендуют проводить сеансы танцевальной терапии, практиковать йогу, заниматься спортом, бегать босиком по траве, рисовать. Также стоит почаще устраивать своему малышу выходные на природе, чтобы вывести его из тревожного состояния.

    Не забывайте о том, что родители тоже должны работать над собственным поведением. Старайтесь не ругаться и не выяснять отношений в присутствии ребенка. И ни в коем случае не ругайте малыша за навязчивые движения. Как только он начинает это делать, поговорите с ним о том, что его тревожит.

    Навязчивые движения у детей: Комаровский

    Доктор Комаровский обращает внимание родителей на то, что детский невроз является расстройством психической деятельности, а не заболеванием, при котором анализы и обследования способны решить проблему. При навязчивых движениях у детей нет ни воспаления, ни опухоли, ни нарушения работы сосудов в головном мозгу. Невроз — поражение психики и эмоциональной сферы ребенка. И причина такого состояния скрывается в психотравмирующем факторе. Следовательно, навязчивые движения у детей — обратимое расстройство психики. При устранении травмирующего фактора наступает выздоровление. Поэтому главной задачей родителей является своевременное выявление и устранение причин, которые плохо влияют на детскую психику. Однако самим, без помощи детского психиатра, обнаружить эти проблемы и избавиться от них удается далеко не всегда. Поэтому обращаться к специалистам нужно в обязательном порядке, если ваш ребенок стал как-то по-особенному себя вести.

    Подарите своим малышам прекрасное будущее, без страхов и переживаний. Следите за их здоровьем и при выявлении малейших проблем не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.

    rostovmama.ru

    Навязчивые движения у детей — довольно распространенное явление. Все любящие родители внимательно следят за развитием своего малыша и переживают, когда ребенок начинает повторять одни и те же движения. Что приводит к развитию навязчивых состояний? Как распознать тики? Как лечить недуг?

    Причины навязчивых состояний у детей

    Существуют разные виды детских фобических неврозов. К примеру, у подростков часто развивается невроз ожидания. Характеризуется это состояние тревожностью и страхами перед неудачей. Такое состояние может наступить, даже когда ребенок делает вполне привычные действия.

    Такой невроз обычно наблюдается в период ожидания выхода к доске или ответа перед аудиторией.

    Причина таких страхов в том, что ребенок боится совершить ошибку, не выполнить задание. Страхи не зависят от знания предмета на «5+». Невроз ожидания зачастую проявляется совместно с другими невротическими нарушениями, такими как:

  • Энурез.
  • Заикание.
  • Невротическая бессонница.
  • Симптомы таких нарушений означают навязчивые движения у детей. У дошкольников и учеников младших классов такие движения простые, у старшеклассников их характер более обширный. Это может быть шмыганье носом, покашливание, хмыканье, мигание. Тики развиваются зачастую на основе защитных движений, на рефлекторном уровне.

    Со временем первоначальный характер утрачивается. Ребенок начинает повторять движения вновь и вновь и не может остановить это состояние. Дети школьного возраста осознают навязчивость движений и всячески пытаются их замаскировать. Маленькие дети не способны осознавать навязчивые состояния. Тики усиливаются, когда ребенок волнуется, переживает, испытывает страх и тревогу. Если тики имеют не неврологическое происхождение, а являются симптомом соматического заболевания, то они могут со временем ослабевать или изменяться.

    Симптоматика развития заболевания

    Острый синдром навязчивых движений у детей — это расстройство, которое характеризуется развитием самых разных движений. У детей обычно развиваются следующие движения:

  • Скрежет зубами.
  • Сосание пальца.
  • Покачивание головой.
  • Наклон головы набок.
  • Накручивание волос.
  • Мелкие движения пальцами.
  • Родителям надо знать, что тики не всегда могут быть признаком расстройства психики. Иногда они могут проходить сами в случаях, когда несильно выражены. Но если тики ярко выражены и навязчивые движения повторяются все чаще, очень важно посетить педиатра, который проведет осмотр и назначит лечение.

    Синдром навязчивых движений не диагностируют при помощи тестирования или другого приема. Синдром навязчивости может быть симптоматикой какого-либо другого серьезного заболевания, к примеру:

  • Обсессивно-компульсивного расстройства.
  • Трихотилломании.
  • Синдрома Туретта.
  • Симптоматика может развиваться в разном возрасте как у абсолютно здоровых ребят, так и у малышей с задержкой развития.

    Терапия синдрома навязчивости

    Эффективное лечение навязчивых движений у ребенка проводится разными методами, и выбор способа зависит от выраженности симптоматики и степени ее проявления. Слабовыраженный синдром может пройти и самостоятельно. Если же синдром выражен сильно, то терапия будет длительной.

    Обычно синдром навязчивых движений лечат при помощи медикаментов, лечение должно проходить под наблюдением доктора. При ярко выраженной навязчивости рассчитывать на быстрое выздоровление нельзя. Кроме помощи доктора, важно участие родителей. Надо понимать, что манера воспитания может оказывать влияние на позитивный ход лечения.

    На малыша не надо кричать, спокойствие во взгляде и движениях — это залог нормального развития психики. Ребенка начиная с малого возраста надо приучать быть чистоплотным, аккуратным. Нужно закалять малыша, приучать его быть самостоятельным. Хорошо бы не ограничивать его общение со сверстниками, больше читать и пытаться конструировать различные жизненные ситуации, которые могут спровоцировать стресс у ребенка.

    Важно больше общаться с малышом, даже когда он еще не умеет говорить.

    Кроме того, важно приучить ребенка соблюдать гигиену, режим дня, правильное питание. Надо избегать перенапряжения как в умственном, так и в физическом плане. Все это является лучшей профилактикой навязчивых состояний и неврозов.

    Медикаменты и нетрадиционное лечение навязчивых движений

    После того как ребенок обследован у психотерапевта, доктор может назначить прием следующих медикаментов:

    Все эти препараты серьезные и действуют на ЦНС, принимать их без назначения доктора категорически нельзя. Медикаменты назначаются только при запущенной форме синдрома, при легких начальных формах может помочь и просто работа с психологом. Определить, какое лечение потребуется, может только доктор. Есть несколько хороших рецептов народной медицины:

    1. Необходимо взять овсяные зерна и заварить их литром холодной воды. Сварить на медленном огне до полуготовности. Процедить. Добавить ложечку меда. Давать пить ребенку по стакану каждый день.
    2. Вода с медом на ночь. Необходимо развести ложку меда в стакане теплой воды(не горячей) и дать выпить ребенку перед отходом ко сну.
    3. Танцы. Можно каждый день устраивать танцевальные минутки. Под веселую музыку подвигаться с ребенком. Хорошая терапия для лечения синдрома.
    4. Ванны с ромашкой, чередой, морской солью, мятой, лавандой. Ванны помогут успокоиться.
    5. Сказки на ночь.
    6. Только по рекомендации доктора можно применять рецепты народной медицины.



      nevroz.club