Лечение заикания у психолога

psychology_msk

Клиника психологии и психотерапии в Москве

Все о психологических проблемах и способах их разрешения

Лечение заикания. Логоневроз

1) Что такое логоневроз и почему он возникает?

Логоневроз — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз выносится, когда эти проявления значительны. Иначе логоневроз называют заиканием .

Возникновение логоневроза обусловлено судорогами мышц, участвующих в произношении. Обычно заикание у детей развивается в возрасте от 3 до 8 лет. В этот период у ребенка начинается формирование речи. Однако заикание может возникнуть и в более старшем возрасте. Логоневроз может проявляться при громкой речи, но отсутствовать при разговоре шепотом или при пении. По статистике мальчики в 3 раза больше подвержены заболеванию логоневрозом нежели девочки. Причиной возникновения логоневроза могут являться различные факторы: сильнейший испуг или другая тяжелая психическая травма, инфицирование организма, эндокринные нарушения и неправильное воспитание.

2). На кого рассчитан метод лечения логоневроза? С какого возраста можно начи нать лечение?

Метод рассчитан прежде всего на взрослых людей, а также подростков старшей возрастной группы (после 14 – 15 лет). Достаточная мотивация, опыт и ответственность являются важными компонентами лечения. Терапевтические циклы проводятся как индивидуально, так и в группе.

3). Сколько сеансов потребуется?

Лечение включает в себя базовый цикл продолжительностью 10-15 часов и, при необходимости, последующие занятия с периодичностью в среднем 1 раз в два месяца на протяжении года.

4). В чем особенность метода?

При логоневрозе соотношение этапов движения устной речи грубо нарушено . В этом суть. Восстановление нормального соотношения компонентов движения устной речи устраняет логоневроз . Этот процесс происходит свободно и естественно, так как человек интуитивно переносит на движения устной речи автоматизированные двигательные навыки огромного числа своих повседневных движений. Используемые в цикле лечения специальные игры и техники основаны на широко распространённых в социуме невербальных стереотипах поведения и фонетических особенностях произношения больших групп людей. Они интуитивно понятны и знакомы каждому человеку.

Стоимость первичного приема 2500р., последующих занятий – 3000р./час.
В целом, курс лечения (10-15 занятий) стоит 30000 – 45000 руб. и длится от 3 до 6 мес. Улучшения наступают уже после 3-4 занятий. Записаться на консультацию можно по тел. (495) 650-98-89 (495) 650-94-20
или оставить заявку на нашем сайте .

psychology-msk.livejournal.com

Заикание у ребёнка — лечение

Вопрос психологу

Спрашивает: Татьяна, лет

Категория вопроса: Здоровье

Ответы психологов

Овсяник Людмила Михайловна

1. Помните о том, что заикание — тяжелый недуг и, в большинстве случаев, он прогрессирует из-за неправильного поведения родителей.

2. Ни в коем случае и ни под каким видом нельзя концентрировать свое внимание, внимание ребенка и окружающих на дефекте.

3. Необходимо полностью исключить семейные разговоры, которые может слышать ребенок, на тему заикания и других болезней ребенка. Не используйте при общении между собой сам термин «заикание».

4. Вам необходимо полностью исключить попытки помочь речи ребенка словами: “понятно”, “помедленнее” и проч., восклицаниями “угу” и др. в невротических паузах его речи. Исключите помощь в виде сопряженного артикулирования.

5. Вам необходимо научиться правильно слушать ребенка и исключить его неслушание, когда он пытается что-то сказать. При этом необходимо молча и доброжелательно смотреть ему прямо в глаза, одобряя или порицая его поведение ( а не речь!) только после всего сказанного ребенком.

6. В разговоре с ребенком необходимо полностью исключить переспрос в речи ( как следствие Вашего собственного невнимания)- внезапные восклицания “что?”, “ ась?”, “как?” и т.п. в середине смысловых фраз ребенка. Если тип речи с переспросом свойственен Вам, то для начала справьтесь с этим сами, в противном случае Вы будете портить психику даже здоровому ребенку!

7. Не делайте ребенку поведенческих послабок, чтобы ребенок не стал чувствовать, что он «не как все».

8. Речь в семье должна быть повествовательной, по возможности негромкой и четкой. Ваши слова-паразиты также неблагоприятно влияют на речь Вашего ребенка.

10. Здоровая атмосфера в семье—залог успешного преодоления Вашим ребенком своего недостатка. Но даже тогда, когда заикание сохраняется, ребенок, став взрослым, будет чувствовать себя полноценным человеком.

11. Если Ваш ребенок ходит в неспециализированный детский сад или школу и общается с ребенком, у которого заикание, знайте : эта болезнь очень часто у детей передается и прививается по подражанию. Обычно «перенятое» заикание по выраженности сильней «образцового».

12. Если Вы считаете для себя невозможным соблюдение вышеуказанных правил, то остается напомнить Вам, что здоровье Вашего ребенка находится только в Ваших руках и, по большому счету, надеяться Вы можете только на себя.

14. С ребенком пойте! Отдайте его на пение!

Каратаев Владимир Иванович

Ответов на сайте: 16326 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 6

www.all-psy.com

Для тех, кто столкнулся с проблемой заикания.

Заикание как никакое другое речевое нарушение вызывает особенно острое эмоциональное реагирование человека на свой дефект. Помимо речевых трудностей, заикающийся человек не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков. Интересы, потребности и способности заикающихся детей ничуть не ниже, чем у их сверстников. Среди заикающихся много одаренных людей.

И в то же время, самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям.

Заикание – речевой дефект, характеризующийся нарушением темпо-ритмической организацией речи, обусловленный судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата.

По форме речевые судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение стереотипных речевых движений – та – та –тарелка), тоническими (сильное длительное сковывание движений п- п- пила) и смешанными.

В зависимости от места возникновения, судороги делятся на артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные.

В первом случае поражаются мышцы языка, губ, мягкого неба .Обычно судорога проявляется на согласных звуках.

Во втором случае судорога охватывает мышцы гортани. И тогда голосовые складки прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука( ааарбуз) или голосовые связки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

В третьем случае из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи возникает задержка и человек как бы замирает с открытым ртом. Или, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу и фраза произносится на недостаточном выдохе.

Очень своеобразным и характерным для заикания является то, что частота речевых судорог обычно зависит от ряда причин. Так они могут возникать на каких – то сочетаниях звуков, от формы речи говорящего. Заикающийся почти всегда свободно говорит фразы вместе с кем-нибудь (сопряжено) или повторяет их (отраженно). Зависит и от громкости речи, ритмичности, подготовленности текста. Но еще более разительно отличается частота речевых судорог от окружающей обстановки, где им приходится общаться. Конечно, легче говорить в знакомой обстановке или в одиночестве, и значительно труднее при посторонних людях, в общественных местах, с трибуны.

Причины нарушения ВНД у ребенка, приводящие к образованию запинок, многообразны. Их можно разделить на предрасполагающие и вызывающие.

К предрасполагающим относятся те, что ослабляют НС, подготавливают почву, создают фон для «срыва» ее работы (отягощающая наследственность, внутриутробные, при и послеродовые травмы, детские болезни, пед.запущенность). У ребенка формируется своеобразная «патологическая готовность мозга». Значение предрасполагающих причин в том, что незначительные на первый взгляд случаи (страшный сон, паровозный гудок, уколы и т.д.) могут оказаться «сверхсильными» раздражителями. Против мнения, что заикание является только в результате испуга, говорит, прежде всего о том, что все без исключения люди в детстве обязательно чего – либо пугались, но заикаются, как мы видим, далеко не все.

Конечно, существует ситуационное заикание, когда человек, который несколько минут назад разговаривал с вами живо и непринужденно, начинает запинаться , когда его приглашают делать публичное выступление. Наш разговор сейчас не об этих людях.

Хронического заику характеризует нетерпение, неразвитое чувство времени, подавленная агрессия. Его слова не текут в естественном темпе, сознание переполнено кучей слов, которые стараются выйти наружу все одновременно. Это точное продолжение его жадности, его желание заглотить все сразу. У каждого заики можно найти воспоминание о его жадности – стремление делать вдох во время говорения, и таким образом выдавая свою потребность заглатывать все, даже собственные слова. Агрессия ищет выхода наружу. Очень часто заикающийся может произнести сложное слово после того, как у него бывает короткий выброс агрессии. Он может, например, ударять одной рукой о другую, скрежетать зубами, притопывать ногой. Как только человек готов дать выход своей агрессии, он обнаруживает, что у него есть средства, чтобы ее выразить, что он может визжать или кричать свободно, без каких-либо признаков заикания.

Попытки вылечить от заикания только логопедическими средствами без реорганизации агрессии и нетерпения, могут привести в лучшем случае к тому, что пациент начнет произносить слова как робот, но никогда не станет личностью, способной к самовыражению и выражению собственных эмоций. Т.е., для избавления от заикания абсолютно необходимо прежде всего нормализовать способы проявления агрессии.

Заикающийся заикается зачем-то. Фредерик Перлз описывает молодого заику, у которого был ужасно заикающийся брат. Заикающийся мужчина испытывал настоящие муки, когда ему приходилось выслушивать брата. Поскольку он относился к весьма нетерпеливому типу людей, то чувство неопределенного ожидания и внутреннего напряжения, возникавшее в подобных ситуациях, было намного сильнее, чем у остальных. Позднее он интроецировал заикание брата и это превратилось для него в средство достижения такого положения, когда он сам мог мучить окружающих таким образом, как это делал с ним его заикающийся брат. Вместе с тем он мог изображать невинность, перекладывая ответственность на предполагаемый физический недостаток.

ЗАИКАНИЕ, как и любой ругой симптом для чего-то нужен.

С другой стороны, чем больше фиксируется заикающимся внимание на своем симптоме, тем более упорным он становится. Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных степеней фиксированности на своем дефекте. В качестве такого критерия могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно – сдержанное, безнадежно – отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим введен термин «болезненная фиксация» для выделения соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта, не замечают его.

2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться.

3. Выраженная степень болезненной фиксации: постоянное тягостное чувство неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют свое внимание на неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями.

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволяет установить следующее:

  1. Фиксация усложняет структуру дефекта.
  2. Имеется прямая зависимость его от возраста детей ( или стажа заикания).
  3. Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося бороться со своим недугом.
  4. Эффективность работы находится в зависимости от разной степени фиксированности. Чем выше фиксация, тем ниже результаты работы и наоборот.
  5. Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать свой дефект порождают у заикающихся различные психологические особенности, как то: уязвимость, беззащитность, внушаемость, робость и т.д.

    Именно поэтому необходимо работать с проблемой заикания комплексно, в дружбе с разными специалистами и в разных направлениях, т.е. с логопедом-дефектологом, психологом в направлениях по телесноориентированной терапии, гештальт – терапии, арт-терапии и других направлениях.

    help-nn.ru

    “Наши мечты – это отражение нас самих”

    Заикание – заболевание психоневрологической природы, которое проявляется в виде нарушения речи. В большинстве случаев оно развивается у детей, взрослые болеют реже, но более болезненно. Механизм заикания кроется в спазмах и судорогах мелких мышц речевого аппарата, в результате чего и возникают дефекты произношения. К ним добавляются тики мышц лица, подергивание конечностей и нарушение нормальной частоты дыхания.

    Долгое время не существовало способов лечения, с помощью которых можно было бы гарантированно избавить человека от заикания. Для современных медиков это заболевание больше не представляет проблемы. Совместными усилиями неврологов, логопедов, психологов или психотерапевтов практически всегда удается вылечить заикание, даже у пожилых больных, которые страдают этим расстройством с детства.

    Виды заикания

    В медицинской практике принято делить все случаи заикания у пациентов на 2 вида. Они отличаются по своей природе, что очень важно для дальнейшего лечения. Если у взрослого человека или ребенка наблюдаются проблемы с нормальным произношением, это может быть:

  6. Невротическое заикание. Оно проявляется нарушением речевого ритма, повторами слов, запинками при попытке высказать свое мнение вслух. Такое расстройство имеет психологическую причину развития, в основе которой лежат стрессовые ситуации, волнение и беспокойство. Такие люди полностью здоровы в остальных отношениях и в более комфортной обстановке дефект речи у них практически не обнаруживается или выражается слабо. Однако он усиливается при общении с незнакомцами, на публике, в критической ситуации. Невротическое заикание у взрослых и детей может носить эпизодический характер, но может принимать и стойкое течение. Сильный испуг, гнев или паника способны вызывать проблемы с речью у кого угодно, но если они присутствуют в жизни часто, это приводит к появлению постоянного заикания. Лечение логоневроза, как еще называют этот вид нарушений, проходит достаточно успешно.
  7. Неврозоподобное заикание. В его основе лежат неврологические патологии, а развитие недуга происходит в раннем детском возрасте. Первые симптомы органического заикания диагностируются у малышей в возрасте 3-4 лет. Часто такие дети либо имеют врожденные дефекты органов, либо переносят серьезные травмы. Они отстают от сверстников в развитии, долго отказываются разговаривать, быстро утомляются. Долго запоминают слова и произносят их неправильно, часто обрывая речь в самом начале. Лечение заикания, связанного с патологиями, занимает длительное время.
  8. Столкнувшись с подобной проблемой, следует понимать, что нарушение речи на нервной почве полностью исчезает после того, как будет устранен фактор, способствующий его развитию. Нарушение речи неврозоподобной природы более стойкие, и могут беспокоить человека долгие годы, оставаясь для него серьезной проблемой уже во взрослом возрасте. Успешно вылечить данное нарушение, независимо от его происхождения, помогает правильно поставленный диагноз.

    Причины заикания

    Единой причины, которая бы вызывала заикание, не существует. На развитие этого расстройства могут влиять сразу несколько факторов. Степень вероятности того, разовьется нарушение речи или нет, зависит, например, от пола человека — мужчины страдают им чаще, чем женщины.

    У детей нарушение речи могут спровоцировать сильный испуг или волнение. Испытав стресс, малыши начнут заикаться или вообще перестанут говорить. В ряде случаев такое расстройство через некоторое время проходит и не оставляет следа, в остальных – может сопровождать человека и во взрослой жизни. Неправильное воспитание авторитарными родителями, которые нередко кричат и наказывают ребенка, также может стать причиной развития у него нарушений речи.

    Пример взрослых может стать еще одним фактором, приведшим к детскому заиканию. Если в семье есть заика, ребенок может научиться говорить точно также и считать такое произношение правильным. Вероятность развития дефектов речи у таких детей еще более усиливается по причине генетической предрасположенности к этому типу расстройств.

    Заикание у детей может иметь и физиологические причины. Поводом к развитию заболевания могут стать врожденные патологии нервной системы, физические травмы головы, кислородное голодание мозга во время родов.

    Расстройством речи могут страдать закомплексованные и неуверенные в себе подростки, у них заикание может спровоцировать неумение общаться с людьми, необходимость вступать с ними в контакт, заводить дружеские отношения.

    У взрослых причиной могут стать психологические травмы, перенесенные ими в разные периоды жизни, сильные или продолжительные стрессы, неприятности в семье или на работе, негативные события, оставившие глубокий след в душе.

    Состояние нервной системы человека также не в последнюю очередь влияет на развитие заикания. У людей с неустойчивой, лабильной психикой, излишне эмоциональных и впечатлительных, любые психологические расстройства, в том числе и это, развиваются намного чаще, чем у людей с сильным и уравновешенным типом нервной системы.

    Отличной почвой для развития заикания могут являться и некоторые фобии, например, социофобия. Подверженные ей люди могут заикаться, если вынуждены будут выступать на публике, работать в многочисленном коллективе или вести деятельность, связанную с необходимостью общаться с большим количеством людей.

    Как бы то ни было, заикание можно вылечить, если обратиться к квалифицированному врачу, и чем раньше это сделать, тем лечение будет успешнее.

    Лечение заикания

    Лечение заикания у детей и взрослых всегда подразумевает индивидуальный подход к каждому пациенту. Поскольку причины возникновения проблем с произношением и речью у каждого будут своими, то и метод борьбы необходимо выбирать персонально. Кроме того, необходимо учитывать психологическое состояние больного, степень тяжести патологии, возможность коррекции произношения тем или другим способом.

    Лечением часто занимаются сразу несколько специалистов. Человеку может понадобиться помощь нервопатолога, логопеда, психолога, психотерапевта. При наличии в анамнезе травм – необходимо заключение вибротолога. Наиболее эффективным является комплексное лечение.

    К нему относится при необходимости прием медикаментов, в частности успокаивающих нервную систему препаратов, а также настоев трав подобного действия. Такое способ помогает человеку быстрее успокоиться, не поддаваться страху и панике, расслабиться. Это в свою очередь снижает напряжение и уменьшает частоту заикания.

    Хороший эффект также оказывает физиотерапия, курсы массажа, иглоукалывание, гипнотические практики. Для избавления от заикания используют миотерапию, специальные дыхательные упражнения и программы для тренировки дикции. Работа с логопедом позволяет вернуть произношение в норму, как у взрослых, так и у детей.

    В лечении заикания большую роль играет спокойная обстановка дома и на работе, умение человека расслабляться и снимать напряжение. Если такая проблема есть у детей, взрослые должны обеспечить им максимально комфортные условия. Не нужно пытаться еще сильнее давить на психику малыша или подростка, указывая на их недостатки. Стоит проявить терпение и выдержку и не акцентировать на этом внимание. Нарушение речи удастся вылечить намного быстрее, если ребенок будет чувствовать понимание взрослых.

    Поскольку частыми причинами являются личные комплексы, излишняя впечатлительность, или более глубокие психологические проблемы, очень важным в лечении является помощь психолога или психотерапевта. Такие консультации позволяют не только правильно установить обстоятельства, которые привели к заиканию, но способствуют проработке пациентом всей ситуации.

    Человек учится контролировать свои страхи и переживания, правильно относиться к жизни. После курсов такой терапии у него повышается самооценка и коммуникативные способности. Он меньше испытывает волнение при разговоре и правильно выражает свои мысли. После устранения причин расстройство проходит самостоятельно.

    Если вы страдаете нарушением речи, но хотите разговаривать правильно, помочь вам в этом может психолог-психотерапевт Ираклий Пожариский, который поможет найти причины вашей проблемы и ликвидировать ее быстро и эффективно.

    psyhoterapy.info

    Психопрофилактика детского заикания. Рекомендации психолога.

    Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

    Немного истории

    Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи.

    В средние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

    На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи.

    В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

    К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к 3 теоретическим направлениям:

    1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций).

    2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера.

    3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.

    Таки образом, в конце 19 — начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание – это сложное психофизическое расстройство.

    Причины заикания

    В настоящее время можно выделить 2группы причин:

  9. предрасполагающие («почва»);
  10. производящие («толчки»).
  11. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

    Предрасполагающие факторы («почва»):

  12. Невропатическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.
  13. Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
  14. Наследственная отягощенность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака.
  15. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
  16. Неблагоприятные условия:

  17. Физическая ослабленность детей.
  18. Возрастные особенности деятельности мозга.
  19. Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов, имеющее физиологический характер.
  20. Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
  21. Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.
  22. Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
  23. В группе неблагоприятных причин выделяются:

    Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями:

  24. Травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга).
  25. Органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения.
  26. Истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, коклюш, болезни внутренней секреции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).
  27. Психические и социальные причины:

  28. Кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх).
  29. Длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях.
  30. Неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей.
  31. Перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы).
  32. Подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося).
  33. Переучивание леворукости.
  34. Симптомы заикания

    Условно выделяют 2 группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи.

    1. Физиологические (биологические) симптомы: речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка.

    Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).

    Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

    При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: например, «т-ополь» (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).

    При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений — мышц — клонус: например, «то-то-тополь».

    Т.о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.

    В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

    При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

    Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

    Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается прерывающийся блеющий («А-а-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а-а-а-а»).

    Размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).

    Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

    В артикуляционном аппарате выделяют судороги — губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б,т, д); реже и менее напряженно — щелевых.

    В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные уловки.

    К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь.

    Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

    2. Социальные (психологические) симптомы.

    Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится.

    Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

    • Умеренная степень болезненной фиксации .
    • Подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

    • Выраженная степень болезненной фиксации.

    Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это — подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.

    Степени заикания

    Различают 3 степени заикания:

  35. легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
  36. средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
  37. тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
  38. Типы течения заикания

    Выделяют следующие типы течения заикания:

  39. постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);
  40. волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);
  41. рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).
  42. Сопутствующие заболевания

    Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. Чешский логопед М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение.

    Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают:

  43. Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела позвоночника. Нарушение стволовых функций.
  44. Нероортопедическая патология.
  45. Вегетативная дисфункция.
  46. Нарушение венозного кровотока из полости черепа.
  47. Гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности.
  48. Экстрапирамидальная недостаточность.
  49. Распространенность заикания

    Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте лот 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышенная, повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания.

    Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников.

    Некоторые ученые отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной.

    Заикание чаще встречается в развитых странах. В Англии, в США и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. По статистике, в бывшем СССР на 250 млн. жителей было 6 млн. заикающихся. В африканских странах людей с таким заболеванием намного меньше. В Китае — еще меньше (но здесь дело не в развитости, а в другой системе языка).

    Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта.

    Методы преодоления заикания

    Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики.

    Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразового лечения в данном случае неприемлема!

    Правила и упражнения в плавной речи

    Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи.

  50. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.
  51. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.
  52. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.
  53. При разговоре стой или сиди прямо.
  54. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.
  55. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.
  56. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.
  57. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.
  58. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.
  59. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.
  60. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.
  61. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

Первые признаки заикания

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • Если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но, уже заикаясь) — если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.
  • Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и).
  • Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы.
  • Вынужденные остановки в середине слова, фразы.
  • Затруднения перед началом речи.
  • Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (клиническому психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

    Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:

    1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
    2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть, например, Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
    3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
    4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
    5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
    6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
    7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
    8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.
    9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
    10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
    11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
    12. Статью подготовила: медицинский психолог Шахрай Е.О.

      ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить:

      • Индивидуальную психолого-педагогическую консультацию по вопросам воспитания и поведения детей;
      • Консультацию врача-невролога для взрослых и детей;
      • Сеансы медицинского массажа для взрослых и детей.
      • Телефон для справок и записи: 46-85-00.

        profilaktika.tomsk.ru