Лев толстой и шизофрения

Лев толстой и шизофрения

А еще бывают гении, которые совершенно не похожи на людей обычных, а от умных отличаются своими бредовыми идеями, сумасшедшими теориями и непредсказуемыми проектами. Гениев сжигали на кострах, сажали в тюрьмы, они умирали в нищете, но именно их, гениев, помнят все и всегда. Удел гениев — идти наперекор всему, своей дорогой, они и мир-то видят по-другому, чем мы с вами. У них своя жизнь и своя реальность.

Тогда возникает справедливый вопрос, а чем гениальность отличается от шизофрении? Специалисты трактуют шизофрению как фундаментальное расстройство мышления и восприятия, а также как неадекватное восприятие реальности, часто сопровождающееся слуховыми, зрительными галлюцинациями или неосуществимым, параноидальным бредом. Гениальность же, по мнению специалистов, – это необычные, чрезвычайно высокое способности человека, которые характеризуются зрительными, слуховыми образами, фантастическими идеями, которые приводят к созданию творческих, интеллектуальных и иных шедевров.

Альберт Эйнштейн страдал маниакально-депрессивным психозом, он был подвержен резкой смене настроения, чем доводил до крайности своих родных и друзей. Эйнштейн был дик и нелюдим, большую часть своей жизни он проводил в одиночестве, объясняя свое поведение тем, «что окружающие его люди могут услышать его мысли». В старости он впал в безумие.

Все гениальные идеи приходили Ньютону обычно во сне. Знатоки утверждают, что Исаак Ньютон был крайне рассеянным и официально считается психически больным из-за его зрительных образов-картинок, которые посещали его днем и ночью. Ньютон умер девственником.

Лев Толстой страдал эпилептическими приступами, а когда его одолевали апатия и уныние, творческие спады у него длились по нескольку лет. Лев Толстой был заядлым картежником, а также очень суеверной личностью. К старости, мягко говоря, не любил женщин и выражал свое мнение по поводу «бабской натуры» к месту и не к месту. Лев Толстой серьезно увлекался мистицизмом и частенько вслух общался с представителями мира иного.

old.superstyle.ru

Лев Толстой как зеркало русской шизофрении

В «Закрытом показе» — фильм «Последнее воскресение», прогремевший во всем мире.

Наконец, и до телезрителей России добрался фильм «Последнее воскресение», прогремевший во всем мире.

Это экранизация бестселлера Джея Парни The last station, почему-то переименованная в российском прокате в «Последнее воскресение». Фильм уже давно известен на Западе, был номинирован на «Оскара» (роли Хелен Миррен и Кристофера Палмера), получил премии «Золотой глобус» (они же) и приз Римского кинофестиваля. И вот наконец дошел до страны, которой, собственно говоря, и принадлежит эта история.

Пару лет назад представлять картину в Москву приезжал лично американский режиссер Майкл Хоффман, а также композитор Сергей Евтушенко, живущий в Санкт-Петербурге, и Андрей Кончаловский, чей фонд занимается продвижением фильма у нас. Выяснилась шокирующая подробность: даже американские режиссеры сталкиваются с тотальным безденежьем и вынуждены перекраивать сценарии под меняющиеся финансовые реалии…

— Конечно, я мечтал снимать фильм в России, в частности в Ясной Поляне, — говорит Хоффман. — И даже приезжал к вам и обо всем договорился с директором музея-усадьбы, потомком Льва Николаевича Владимиром Толстым… Но продюсеры не утвердили мне смету. Пришлось Россию снимать в Германии, в Саксонии-Анхальт… К сожалению.

Сказалось ли негативно неучастие России в этом проекте?

— Ну, если сильно придираться, показанные в картине «российские» леса неправдоподобны: наши леса — непроходимы, с буреломами, — говорит Кончаловский. — Немецкие же леса больше похожи на ухоженные, прибранные парки. Такие и представлены в фильме. Кроме того, октябрь-ноябрь, месяцы, в которые разворачиваются основные события фильма, — это довольно холодное для России время года: уже появляется первый снег. Съемки же велись в мае — в этот период Германия особенно цветет и пахнет, и совсем не хочется умирать… Но все это для меня неважно. Важна та деликатность, любовь и уважение, с которыми режиссер Майкл Хоффман отнесся к нашей истории, важно само его желание снять картину об одном из величайших людей — первом, кто не испугался разговаривать с властью так, что власть считалась с ним.

Итак, о чем же фильм? Речь в «Последнем воскресении» — о заключительном, самом драматическом периоде жизни Льва Толстого. Его окружают толпы верных последователей и учеников. Он провозглашен чуть ли не Иисусом, «по крайней мере пророком», как говорит один из героев. Сам же писатель мучается от того, что проповедуемые им принципы не сочетаются с его собственной жизнью — сытой, барской, обывательской. И он отваживается на последний и самый важный в своей жизни бунт…

А вокруг Толстого — большая семья, все заботы о которой на плечах жены Софьи Андреевны. О, сколько всего она вынесла в жизни! Одну только «Войну и мир» собственноручно переписывала шесть раз! А еще надо было рожать-кормить-выхаживать 13 детей (выжили восемь), сносить измены мужа, вести огромное хозяйство… И вот теперь, вместо благодарности, муж отводит ей второстепенные роли, не обсуждает с ней ничего: ни издательские дела, ни литературные замыслы…

— Когда-то он зачитывал мне отрывки из «Войны и мира», а я говорила: «Нет, Наташа не может так отвечать — это не по-женски», — горюет Софья Андреевна…

А теперь муж меняет в своем кабинете их семейное фото на портрет Владимира Черткова — помощника и упертого толстовца, а по мнению Софьи Андреевны — «интригана и предателя»…

Ситуация, которая царит в семье Толстого, напоминает сюжет «Тартюфа»: Чертков пытается влиять на семейные дела писателя, настраивает его против жены, подсылает в дом соглядатая — секретаря Валентина Булгакова и склоняет Льва Николаевича подписать завещание, задевающее интересы детей, но поддерживающее «интересы народа» (о литературном наследии)…

При всей взбалмошности эту преданную и любящую женщину жаль. На ее сторону переходит даже секретарь Булгаков (актер Джеймс Макэвой), который решается на очень вялый, интеллигентский протест против Черткова…

Ну а что Толстой? Он раздражается и уходит из дому.

В том, как показан этот исторический исход, мало биографической правды. Но эмоции, надрыв переданы впечатляюще. Толстой умирает на станции Астапово, а его верную Софью не пускают к мужу попрощаться. Чертков и дочь ТолстогоАлександра довольно грубо выпихивают бедную женщину и подпускают ее к смертному одру, только когда Толстой делает последний вздох…

Актер Кристофер Палмер сыграл роль великого русского писателя с достоинством и внутренним трепетом, и все же Хелен Миррен удалось в этой картине переиграть всех! Кстати, праправнучка Толстого Фекла, известная телеведущая, подтверждает: Софья Андреевна действительно отличалась большой эксцентричностью: вываливалась в окно, пытаясь подслушать, какие интриги плетутся за ее спиной, после ухода мужа пыталась утопиться в пруду и даже частенько бралась за револьвер. Все это показано в фильме.

Любопытно, что изначально на роли классика и его жены планировались совсем другие лица — Энтони Хопкинс и Мерил Стрип. Заявка, что и говорить, интереснейшая: актеры — самые великие в своем поколении…

— Однако нам не удалось отрегулировать загруженные графики этих звезд в соответствии с нашим сложным расписаниям, — жалуется режиссер. — Хотя и Стрип, и Хопкинс проявили к фильму огромный интерес и дали согласие на участие. Когда появились сложности, я честно рассказал обо всем Стрип, признался, что подумываю о Хеллен Мирен, и Мерил, добрая душа, ответила: «Делай, как судьба велит»… В результате получилось даже лучше, чем я ожидал: на съемочной площадке у Миррен и Палмера случилась такая химия! Она проскальзывала во всем — в том, как актеры смотрели друг на друга, в том, как разговаривали, смеялись… Я смотрел на них и думал: вот такая химия и была между Толстым и Софьей Андреевной. Беспокоился только об одном: что на этом искрящем фоне отношения молодых героев — Булгакова и его невесты Маши — уже не будут выглядеть страстно…

— Фигура Софьи Андреевны для меня не менее дорога и значима, чем фигура Толстого, — признается праправнук писателя, директор Музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимир Толстой. — Может быть, у кого-то и сложится мнение о неустойчивой психике моей прапрабабки, но картина совсем не о об этом. Фильм — о любви, о том, как все мы по-разному понимаем это чувство. Я ездил на съемки в Германию. В один из эпизодов фильма даже попала моя дочь — так Майкл Хоффман решил передать преемственность поколений. Мы много говорили с режиссером о личности Толстого и крепко подружились семьями. Я ездил на многие премьерные мероприятия, связанные с фильмом, и все наши Толстые — итальянские, американские, французские, — которым удавалось посмотреть фильм, поддерживали меня во мнении: это очень правдивая история. Да, Хелен Миррен совсем не похожа на Софью Андреевну. Да, моя прапрабабушка так и не получила шанса увидеться с умирающим мужем. Да, Булгаков не присутствовал при смерти Толстого — он был в то время в Москве, а сам Толстой, уйдя из Ясной Поляны, не сразу попал на станцию Астапово — его путь пролегал через Оптину пустынь, и это сыграло большую роль в его последних размышлениях. Да, помимо деятельной дочери Саши, показанной в фильме, и остальные дети Толстого принимали активное участие в жизни семьи, но все равно — по эмоциям и чувствам все передано правильно…

Любопытно, что сам режиссер определяет жанр своего фильма как трагикомедию. Почему?

— Я большой поклонник Чехова, — говорит Хоффман. — Мне показалось, что многое из того, что происходило в семье Толстого, напоминает события пьес Антона Павловича. А свои пьесы Чехов, как известно, частенько называл трагикомедиями.

И правда, даже своими нарядами — в основном светлыми, стильно украшенными то камеями, то сапфировыми сережками, то жемчугом, — Софья Андреевна напоминает сумасбродку Раневскую…

А еще очень русская в этом западном фильме музыка. Иначе и не могло быть: писал ее питерский композиторСергей Евтушенко.

— Написал я ее всю, едва прочитал сценарий, не видя ни одного кадра фильма, — говорит композитор. — Режиссеру это сильно не понравилось. Он настоял, чтобы я стал писать новую музыку — покадровую Но в процессе съемок Майкл понял, что мой первоначальный порыв был настолько искренним, что ничего мощнее уже не получится.

— Сожалею, что музыка Сергея не попала в номинацию на «Оскар» — она того достойна, просто мои продюсеры не успели вовремя подсуетиться. «Оскар», знаете ли, это такая бюрократия, стольким людям надо успеть показать картину! — горюет Майкл и заключает:

Как там у Толстого: «Каждая семья несчастлива по-своему?» Наверное, все мы, имеющие хоть какой-то жизненный опыт, сможем подписаться под этими словами. А значит, и под фильмом Хоффмана — очень бережным, трогательным и деликатным…

Илона Егиазарова

Фото с презентации Юрия Самолыго и кадры из фильма

www.vokrug.tv

Шизофрения или гениальность?

Шизофрения или гениальность?

Чем отличается умный человек от человека обычного? Обычный человек живет обычной жизнью, звезд с неба не хватает, мечтает о новой машине и отпуске на море. Умный человек генерирует нужные идеи, добивается общественного признания, денег и славы, изобретая карбюратор или микроволновку.

А еще бывают гении, которые совершенно не похожи на людей обычных, а от умных отличаются своими бредовыми идеями, сумасшедшими теориями и непредсказуемыми проектами. Гениев сжигали на кострах, сажали в тюрьмы, они умирали в нищете, но именно их, гениев, помнят все и всегда. Удел гениев — идти наперекор всему, своей дорогой, они и мир-то видят по-другому, чем мы с вами. У них своя жизнь и своя реальность.

Согласитесь, что даже в определении шизофрении и гениальности есть нечто общее. Мысль, что гениальность – это безумие, приходила в головы еще древним грекам. Итальянский психиатр Ломброзо считал почти всех гениев шизофрениками. А вот Платон называл гениальность не иначе, как бредом, даруемым богами, и считал, что гениальность и безумие — это родные сестры. Что же, давайте поговорим о великих, признанных гениях и об их необычном восприятии окружающего мира.

Альберт Эйнштейн страдал маниакально-депрессивным психозом, он был подвержен резкой смене настроения, чем доводил до крайности своих родных и друзей. Эйнштейн был дик и нелюдим, большую часть своей жизни он проводил в одиночестве, объясняя свое поведение тем, «что окружающие его люди могут услышать его мысли». В старости он впал в безумие.

Константин Эдуардович Циолковский, основатель космонавтики и ракетной техники, был уверен, что на небе существует рай и после смерти каждый человек распадается на атомы, которые потом аккумулируются в новую жизнь. Двое из шести детей Циолковского закончили жизнь самоубийством, а сам Циолковский утверждал, что гений – это тот человек, чье открытие признают только через 25 лет после его смерти. Через 25 лет после смерти Циолковского Гагарин полетел в космос. Что это, совпадение или пророчество?

Лев Толстой страдал эпилептическими приступами, а когда его одолевали апатия и уныние, творческие спады у него длились по нескольку лет. Лев Толстой был заядлым картежником, а также очень суеверной личностью. К старости, мягко говоря, не любил женщин и выражал свое мнение по поводу «бабской натуры» к месту и не к месту. Лев Толстой серьезно увлекался мистицизмом и частенько вслух общался с представителями мира иного.

Николай Васильевич Гоголь с 20 до 32 лет каждую весну и лето проводил в тяжелой депрессии. Он любил черные фраки, брил волосы и носил парики. Часто он погружался в некое подобие транса, что со стороны явно напоминало подобие припадка. Гоголь чувствовал абсолютное одиночество и оторванность от жизни и поэтому часто уходил в свое «подсознание». Гоголь был холост, так как считал, что ни одна женщина не способна вписаться в его сложный внутренний мир. Общеизвестно, что Гоголь больше всего боялся быть погребенным заживо. Писатель адресовал своим друзьям письменные поручения о его захоронении, в которых говорилось, что сделать это необходимо не раньше, чем появятся явные признаки разложения трупа.

Ницше провел последние 10 лет жизни в сумасшедшем доме. Закончил свою жизнь в психиатрической больнице и Врубель.

Роберт Шуман, великий немецкий композитор, говорил, что мелодии ему диктуют Бетховен и Мендельсон по ночам из своих могил. К 46 годам композитор совершенно потерял рассудок, выгнал жену из дома и закрылся один в четырех стенах. Пытаясь спастись от преследующих его чудовищ, он бросился в реку с моста, но его спасли.

Александр Николаевич Скрябин был мнительным и чрезмерно религиозным. Считал себя ни много ни мало, а Мессией в музыке, общался с Богом напрямую (по его собственным словам). Пугал родных и близких не только резкими перепадами настроения, но и своими взглядами на жизнь. По мнению медиков, страдал раздвоением личности, шизофрений и паранойей.

У Гете были видения, настолько живые и яркие, что он сам их боялся. Ван Гог нередко покушался на свою, однажды в очередном припадке отрезал себе ухо и в конце концов покончил с собой.

У Сальвадора Дали мозговые клетки были генетически разбалансированы. В молодости это проявлялось в виде странностей в поведении и восприятии мира, а в дальнейшем, как известно, перешло в болезнь Паркинсона. Сальвадор Дали совершенно серьезно считал себя гением и был стопроцентным нарциссом. Его картины были видениями, которые художник переносил на холст.

Это лишь малая толика великих людей, чье поведение, мягко говоря, отличалось от нормального. В этот же список входят и А. С. Пушкин, Эдгар По, Паскаль, Бетховен, Наполеон, Сократ, Достоевский, Микеланджело, Леонардо да Винчи и многие другие.

Почему так происходит?

Интересный вопрос, а действительно, почему гениальные люди немного не в себе? И если человек талантлив, то обязательно ли он должен быть странным?

Некоторые специалисты считают, что повседневная рутина, «крысиные бега» и «мышиная возня» чужды, а нередко и невыносимы для творческой личности. То, что обыкновенные люди переносят спокойно, таланты терпят, сжав зубы. Или не терпят, а придумывают свой собственный мир, куда порой и уходят безвозвратно. Повышенная впечатлительность, ранимость, «душа без кожи» наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать состояние талантливого человека, его невыносимую нагрузку, довольно часто приводят к нервным срывам. Почти все талантливые люди работают в напряженном режиме, балансируя на той тонкой грани, которая разделяет суровую реальность и их внутренний мир. Удается это, увы, немногим.

Возможно, вы тоже гений, если обладаете следующими качествами:

— слышите в своей голове чужие голоса,
— читаете мысли окружающих вас людей,
— разговариваете сами с собой про себя или вслух,
— имеете «идею фикс» («алые паруса», «вечный двигатель», «мир во всем мире»),
— порой впадаете в ступор,
— ненавидите общество и людей (социальный аутизм),
— не видите смысла в жизни,
— полностью поглощены собственными переживаниями,
— страдаете ярко-выраженной депрессией,
— вас долго не покидает непреодолимое чувство одиночества,
— вас посещают зрительные или слуховые галлюцинации.

Про шизофрению говорить не буду, но задуматься все-таки стоит…

26 января 2013 в 08:19 • #

Немного ссылку неправильно дали http://www. superstyle. ru/24jan2013/ide_fix
Тема безусловно интересная. по моему между шизофренией (или каким то другим психическим заболеванием) и нормальным состоянием мозговой деятельности человека тонкая грань. сильный эмоциональный стресс, какое то очень сильное переживание могут эту грань стереть и человек переместится уже в другую часть сознания мозга. как пример в/служащие прошедшие службу в горячих точках. многие из них страдают психическими расстройствами и наблюдаются у специалистов. многие из них, чтобы заглушить эти состояния уходят в алкоголь.
Что касается признаков гения, то автор Елене Гордина, явно перегнула палку с ними. что то какая то мрачная картина получается для гениальных людей.
Вам так не кажется?

26 января 2013 в 14:19 • #

Спасибо, ссылку поправила.
У нас — психологов говорят: Нет здоровых — есть недообследованные. )) Однако тот факт, что гении действительно не стандартные во всех проявлениях люди, нельзя отрицать. Уже давно пытаются это исследовать, но так и не могут до конца определить ни грань, ни связь. Думаю это потому, что присутствует еще и фактор тонкого плана, который не протестировать, ни пощупать, ни измерить пока еще не дано.
С теплом и уважением, Тоника.

26 января 2013 в 21:00 • #

Несколько лет назад на Форуме социальной поддержки населения (проходил в Санкт-Петербурге) сотрудник института мозга Говоров на круглом столе заявил что 95% людей страдают психическими болезнями, но при этом что такое НОРМА им не известно. Интересно, не правда ли? Тогда откуда им известно, что то или иное проявление — патология, ведь может быть именно оно и есть нормальность? И откуда взялась цифра?

26 января 2013 в 22:10 • #

Я сделал вывод, что во все времена, если кого-то одаренного считали шизофреником, это не обязательно значило, что он таковым являлся.
Может быть таковыми являлись правители в то время. А он просто от них сильно отличался.
Под правителями я имею в виду не главных «рабов на галерах» (по В. В.Путину), а их рабовладельцев, дергающих их веревочки из тени.

26 января 2013 в 12:10 • #

Вообще приведенные примеры с известным людьми можно трактовать иначе:»Конс­тан­тин Эду­ар­до­вич Ци­ол­ковс­кий, ос­но­ватель кос­мо­нав­ти­ки и ра­кет­ной тех­ни­ки, был уве­рен, что на не­бе су­щест­ву­ет рай и пос­ле смер­ти каж­дый че­ловек рас­па­да­ет­ся на ато­мы, ко­торые по­том ак­ку­мули­ру­ют­ся в но­вую жизнь. Двое из шес­ти де­тей Ци­ол­ковс­ко­го за­кон­чи­ли жизнь са­мо­убий­ством, а сам Ци­ол­ковс­кий ут­верж­дал, что ге­ний – это тот че­ловек, чье отк­ры­тие приз­на­ют толь­ко че­рез 25 лет пос­ле его смер­ти.»-При чем тут дети самоубийцы? То что у человека было свое мнение по поводу существования рая, то тогда все давайте будем всех «верующих» считать шизофрениками. У многих людей бывают определенные состояния, когда они способны видеть то что не видят другие или умеют, то что не умеет большинство. Это доказано(люди-индиго). Просто возможности человека недостаточно изучены.
Кстати о перечисленных творческих людях тоже можно спорить. Их выходки-это скорее пиар. Нельзя так сразу говорить об психическом отклонении. Брить голову и носить парики или иметь завышенную самооценку-это не значит быть шизофреником.

hyperthermia.in.ua

Гениальность и безумие рядом

«Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека«, С. Дали, 1943 год. Яйцо. Этот символ Дали «нашел» у христиан и немного «доработал». В понимании Дали, яйцо не столько символизирует чистоту и совершенство (как учит христианство), сколько дает намек на прежнюю жизнь и возрождение, символизирует внутриматочное развитие.

Медики утверждают, что предвестниками всевозможных психических заболеваний являются стрессы и депрессии. А шведские ученые установили связь между творчеством и отклонениями в психике. В истории полно знаменитых и гениальных людей, которые страдали теми или иными расстройствами личности.

пьеса «В ожидании Годо»

Эстрагон – герой пьесы «В ожидании Годо» Самуэля Беккета, говорил, что «мы все рождаемся сумасшедшими. Кое-кто им остается. » По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящий момент в мире насчитывается более 450 миллионов человек, страдающих психическими заболеваниями. Их росту способствуют чрезмерный информационный поток, политические и экономические катаклизмы. Предвестниками заболеваний являются стрессы и депрессии. Но и это, как выяснилось, не все.

Д:)ты о взаимосвязи гения и безумия среди медиков идут давно. Подогревают интерес к этому истории великих людей. Достаточно вспомнить о нервных и психических расстройствах постимпрессиониста Винсент Ван Гога или писательницы Вирджинии Вульф.

И вот ученые из Каролинского института (Швеция) опубликовали в журнале Психиатрических исследований статью, в которой утверждают, что связь между творческими занятиями и отклонениями от психической нормы определенно существует. Поводом для такого заключения послужила статистика аномалий в психике, собранная учеными среди более миллиона людей. Набор отклонений был весьма обширен: шизофрения, биполярное аффективное расстройство, депрессии, тревожное состояние,разнообразные зависимости, начиная с алкогольной, анорексия, аутизм и многое другое.

Результаты анализа подтвердили, что действительно психическим недугам более всего подвержены люди творческих профессий, и чаще всего – биполярному аффективному расстройству, которое раньше называли маниакально-депрессивным психозом. Особенно высок риск этого расстройства у танцоров, фотографов, научных работников и писателей.

Занятия литературой служат некой приманкой для большей части психоневрологических отклонений. Выяснилось, что писатели в два раза больше склонны к суициду, чем остальные люди.

Выявилась и обратная закономерность: представители творческих профессий чаще всего попадались среди родственников тех, кто страдал от шизофрении, биполярного расстройства, анорексии и аутизма.

Впрочем, полученные данные ничего не говорят о том, что увлечение литературой, живописью или фотографией плохо сказывается на психике. Наоборот, необычные мысли или фантастические видения, происходящие из-за психических отклонений, а также способность воображать и слышать голоса, облеченные в персонажей, скорее всего, побуждают человека взяться за перо, фотокамеру или кисть.

Сегодня многие психиатры убеждены: всякая творческая личность имеет более или менее существенные отклонения в психике, а гениальным творцам такие отклонения присущи обязательно – они только помогают создавать шедевры. Большинство из известных нам гениев явно имели психические проблемы. Кто же это?

Всю свою жизнь Н.В. Гоголь страдал маниакально-депрессивным психозом. «Мною овладела моя обыкновенная периодическая болезнь, во время которой я остаюсь почти в недвижном состоянии в комнате иногда на протяжении 2-3 недель». Так описывает свое состояние писатель. В конечном итоге в течение двух недель он заморил себя голодом и умер.

Лев Толстой страдал от частых и сильных приступов депрессии, сопровождающейся различными фобиями. Причем, с тоской и депрессией он боролся долгие годы. Кроме того, у великого писателя была аффективно-агрессивная психика.

Сергею Есенину казалось, что о нем все шепчутся, плетут вокруг него интриги. Некоторые исследователи его биографии говорят, что у поэта был маниакально-депрессивный психоз, склонность к самоубийству, осложненные наследственным алкоголизмом.

А у Максима Горького была тяга к бродяжничеству, частым переездам и пиромании. Кроме того, в его роду дед и отец имели неуравновешенную психику и склонность к садизму. Также Горький страдал суицидоманией – первую попытку свести счеты с жизнью он совершил еще в детстве.

Известны периоды депрессий и всевозможных маний у великого русского поэта А.С. Пушкина. С ранней юности у него стали проявляться различные психопатические черты. В лицейский период они выражались в повышенной раздражительности. Для Пушкина существовали только две стихии: «удовлетворение плотским страстям и поэзия». Биографы связывают «разнузданный разгул, цинический и извращенный сексуализм, агрессивное поведение поэта» с чрезмерной эмоциональной возбудимостью. За ней, как правило, следовал длительный депрессивный период, во время которого отмечалась творческая бесплодность. И можно четко проследить зависимость продуктивности творчества от психического состояния поэта.

Некоторые биографы Михаила Лермонтова считают, что поэт страдал одной их форм шизофрении. Психическое расстройство, скорее всего, он унаследовал по материнской линии – его дед свел счеты с жизнью, приняв яд, мать страдала неврозами и истерией. Современники отмечали, что Лермонтов был очень злобным и малообщительным человеком, даже в его внешнем облике читалось что-то зловещее. По словам Петра Вяземского, Лермонтов был крайне нервозным, его настроения резко и полярно менялись. Веселый и добродушный через мгновение он мог стать злобным и угрюмым. «И в такие минуты он бывал небезопасен».

Английская писательница Вирджиния Вульф страдала от глубокой депрессии. Также говорят, что она писала свои произведения только стоя. Итог ее жизни трагичен: писательница утопилась в реке, наполнив карманы пальто камнями.

Эдгар Аллан По неслучайно так интересовался психологией. Есть мнение, что он мог страдать от биполярного аффективного расстройства. Писатель употреблял много алкоголя, и в одном из писем рассказывал о своих мыслях о самоубийстве.

Лауреат Пулитцеровской премии Теннесси Уильямс был подвержен частым депрессиям. В 1940-х годах его сестра, страдающая шизофренией, подверглась лоботомии. В 1961 году умер любовник писателя. Оба события сильно повлияли на его психическое состояние, усилив депрессию, в результате которой он начал принимать наркотики. От депрессии и зависимости он не мог избавиться до конца жизни.

Американский писатель Эрнест Хэмингуэй страдал от алкоголизма, биполярного расстройства и паранойи и в итоге застрелился из ружья.

Винсент Ван Гог был склонен к депрессии и эпилептическим припадкам. Отрезанное ухо – невинный эксперимент. В конце концов, он застрелил себя в грудь из пистолета.

Художник Микеланджело предположительно страдал от аутизма, то есть его легкой формой – синдромом Аспергера. Художник был замкнутым, странным человеком, сосредоточенным на собственном индивидуальном мирке. Практически не имел друзей.

Александр Иванов, автор великой картины «Явление Христа народу», страдал манией преследования: был уверен, что его хотят отравить, и поэтому сам закупал себе провизию каждый раз в другой лавке и ходил за водой.

Немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен переживал маниакальные и депрессивные периоды биполярного расстройства и был близок к самоубийству. Творческий подъем энергии сменялся у него апатией. И чтобы переключиться и вновь заставить себя снова писать музыку, Бетховен окунал голову в таз с ледяной водой. Композитор также пытался себя «лечить» опиумом и алкоголем.

Один из основателей современной теоретической физики Альберт Эйнштейн несомненно был гением уже при жизни и определенно чудаковатым человеком. В детстве он страдал легкой формой аутизма. И мать едва не сочла его умственно отсталым. Он был замкнутым и флегматичным. Поступки уже взрослого физика-теоретика не отличались нравственностью. Американский психолог Ион Карлсон считает, что наличие гена шизофрении – один из стимулов высокой творческой одаренности. По его мнению, этот ген был у Эйнштейна. Поэтому врачи констатировали у сына ученого шизофрению.

Другой гениальный ученый сэр Исаак Ньютон, по мнению многих исследователей, страдал от шизофрении и биполярного расстройства. С ним было очень сложно разговаривать, у него часто случались перепады настроения.

Были замечены странности и за гениальным изобретателем Николой Теслой. У него была мания доводить все до конца. Так, в колледже он решил почитать Вольтера и хотя после первого же тома понял, что писатель ему активно не нравится, прочел все 100 томов. Во время обеда он использовал ровно 18 салфеток, протирал тарелки, столовые приборы и руки. Приходил в ужас от женских волос, сережек, жемчуга и ни разу в жизни не сел за один стол с женщиной.

Прототип главного героя оскороносного фильма «Игры разума», математик Джон Нэш всю жизнь страдал паранойей. У гения нередко случались галлюцинации, он слышал посторонние голоса и видел несуществующих людей. Жена нобелевского лауреата поддерживала мужа, помогая ему скрывать симптомы болезни, поскольку по американским законам того времени его могли принудить к лечению. Что в итоге и произошло, однако математику удалось обмануть врачей. Он научился маскировать проявления болезни с таким мастерством, что психиатры поверили в его исцеление. Надо сказать, что у жены Нэша Люсии уже в преклонные годы тоже диагностировали параноидальное расстройство.

Джон Нэш

Голливудская актриса Вайона Райдер как-то призналась: «Бывают хорошие дни и плохие дни, а депрессия – это то, что всегда со мной». Актриса злоупотребляла алкоголем. Потом ее неоднократно ловили на кражах в магазинах Беверли Хиллса. Выяснилось, что Райдер страдает клептоманией.

Биполярным аффективным расстройством страдает супруга Майкла Дугласа Кэтрин Зета-Джонс. Собственно, именно эта болезнь послужила разладом в этом звездном семействе.

Еще один голливудский гений Вуди Аллен – аутист. Среди излюбленных тем его фильмов: психоанализ и психоаналитики, секс. Все это волнует его и в реальной жизни. Первая жена Вуди Харлин Розен при разводе подала иск на миллион долларов за моральный ущерб. По ее словам, он унижал ее, требуя стерильной чистоты в доме, составляя меню, по которому Харлин должна была его кормить, и ехидно комментируя все, что бы она ни сделала. Вторая жена Луиза Лэссер после развода заявила, что интересовала режиссера в качестве домработницы. Однажды, вернувшись от психоаналитика, Аллен заявил ей: «Мой врач сказал, что ты не подходишь мне физически». На самом деле он встретил другую – Дайану Китон. После 8 лет Дайану сменила другая муза актриса Миа Фэрроу, которая едва ли не каждый год усыновляла ребенка. Они снимали разные квартиры рядом, т.к. Аллен не хотел превращать свою жизнь «в детский сад». В итоге пара рассталась со скандалом. Миа застукала мужа в объятиях своей старшей приемной дочери Сун-Ю. Собственно, именно она сейчас является спутницей жизни кино-гения.

Антон

Список знаменитых творческих личностей, оставивших след в искусстве и страдающих психическими заболеваниями, можно продолжить до бесконечности: Федор Достоевский, Ганс Христиан Андерсен, Франц Шуберт, Альфред Шнитке, Сальвадор Дали,Леонардо да Винчи, Николо Паганини, Иоганн С:)стьян Бах, Исаак Левитан, Зигмунд Фрейд, Рудольф Дизель, Иоганн Вольфганг Гете,Клод Анри Сен-Симон, Иммануил Кант, Чарльз Диккенс, Альбрехт Дюрер, Сергей Рахманинов, Вольфганг Амадей Моцарт, Лопе де Вега,Нострадамус, Жан Батист Мольер, Франсиско Гойя, Оноре де Бальзак,Фридрих Ницше, Мэрилин Монро и другие. Гении, что ж тут поделать.

Ниже приведен список знаменитостей, певцов, артистов и актеров которые лежали в психушке (психо-неврологическом диспансере — ПНД).

• Участница «ВИА Гры» Татьяна Найник, — продюсер группы «Maybe»
• Лера Кудрявцева, — телеведущая, актриса и танцовщица
• Бритни Спирс, — американская поп-певица, обладательница Грэмми, танцовщица, автор песен, актриса
• Филипп Киркоров, — народный артист России, композитор и продюсер
• Лолита Милявская, — эстрадная певица, актриса, телеведущая и режиссёр
• Eminem (Эминем), — американский рэпер, актер, продюсер, Обладатель 13 премий «Грэмми»
• Ирина Дубцова, — российская певица, поэт и композитор, выпускница и победительница «Фабрики звёзд — 4»
• Леди Гага, — американская певица, автор песен, обладательница пяти премий Грэмми, 30 премий MTV, премии Эмми
• Владимир Высоцкий, — актёр, поэт и автор-исполнитель песен, Лауреат Государственной премии СССР
• Татьяна Догилева, — советская и российская актриса, народная артистка Российской Федерации
• Виктор Цой, — советский рок-музыкант, автор песен и художник. Основатель и лидер рок-группы «Кино»
• Влад Топалов, — российский певец, экс-солист группы «Smash!!»
• Александр Домогаров, — актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации.
• Алексей Панин, — актёр, снялся в более 70 фильмах
• Николай Воронов, — поп-исполнитель песен и композитор, автор хита «Белая срекоза любви»
• Никита Джигурда, — российский актёр, сценарист, режиссёр, исполнитель песен
• Андрей Губин, — российский эстрадный поп-исполнитель, автор песен и бывший продюсер Юлии Беретты
• Ник Нолти, — американский актёр, трёхкратный номинант на премию «Оскар», номинант на премию «Эмми», лауреат премии «Золотой глобус»
• Сергей Есенин, — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии
• Александр Лукашенко, — президент Республики Беларусь
• Татьяна Самойлова, — советская актриса, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка РФ

m.spletnik.ru