Логопед по заиканию в спб

Форум Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, СПб, ул. Бехтерева, д.3, тел: +7 (812) 670-02-20

По поводу лечения заикания

По поводу лечения заикания

Сообщение SlazZy » 16 июн 2012, 01:18

Здравствуйте. Обращусь к вам от лица одного крупного(крупнейшего в России) форума о заикании с несколькими вопросами. Тк ваша методика покрыта тайной, а на форуме вы не регистрируетесь(как представители других методик) и ничего о методике не рассказываете. Надеюсь, что вы поделитесь хоть какой-то информацией.

Если можно назовите пожалуйста полную стоимость лечения заикания по методу ТТХВД.

И, что более важно, хотелось бы знать какой результат этот метод показывает. В мире существует много десятков, если не сотен методик лечения заикания и, к сожалению, пока работающих на 100% не существует(даже на 50% не существует). Но они все позиционируются как психологическая работа, а в таком деле гарантий никто и не даст. У вас же лечение медикаментозное, по новому методу, и хотелось бы узнать какой процент излечения.

Ведется ли наблюдение за результатом в течении какого-то времени? Сколько людей, хотя бы примерно, прошло лечение по данной методике и какой результат получило? Полное избавление от заикания? Небольшие улучшения? В течении какого срока проводились наблюдения? Почти по всем методикам лечения заикания в течении нескольких месяцев результат возвращается к нулю. Тут надо делать наблюдение хотя бы после нескольких месяцев, в идеале спустя год. Есть ли какие-то контакты с людьми, которые вылечились по вашей методике, чтобы они могли об этом поведать общественности?
Ну и прочие статистические вопросы, которые можно задать. А то вашей методикой все интересуются, но в виду полного отсутствия информации и уж темболее хоть каких-то показателей результативности, никто пока обращаться не решается.

Сообщение 525277 » 17 июн 2012, 13:30

SlazZy писал(а): . В мире существует много десятков, если не сотен методик лечения заикания и, к сожалению, пока работающих на 100% не существует(даже на 50% не существует). Но они все позиционируются как психологическая работа

Re: По поводу лечения заикания

Сообщение SlazZy » 17 июн 2012, 13:35

я задавал вопрос доктору, а не фанатикам

В мире не существует ни одной медикаментозной работающей методики, в том числе и в Америке. Как раз в америке 99% методик это психология. Учите мат.часть.
Если у вас есть какие-то доказательства существования и главное «эффективности» таких методик — пруфы. Без них это всё просто слова.

В данный момент меня интересует конкретная методика.

Сообщение Орлов И.А. » 19 июн 2012, 14:53

Сообщение SlazZy » 21 июн 2012, 19:08

Сообщение Орлов И.А. » 22 июн 2012, 13:17

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ЛОГОНЕВРОЗОМ
Несмотря на свою распространенность и разнообразие применяемых способов коррекции, проблема логоневроза (ЛН) далека от своего решения. На наш взгляд, причиной такого положения дел являются неполные, подчас искаженные, концептуальные представления о причинах и механизмах явления, сформулированные в самом понятии «логоневроз». Как говорится в известной пословице: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Иными словами, данный термин подразумевает невротическую природу заболевания. Между тем, характер речевых расстройств заключается в дискоординации речедвигательной мускулатуры, плохо поддающейся произвольному контролю. При этом у большинства лиц, страдающих «логоневрозом», невротические черты как таковые отсутствуют, либо выражены незначительно.
Работая долгие годы с пациентами, страдающими экстрапирамидной патологией (паркинсонизм, дистонии, дискинезии и пр.), и наблюдая больных с заиканием, мы провели некоторые параллели между этими заболеваниями и считаем, что заикание является минимально выраженной дисфункцией экстрапирамидной системы – частью центральной нервной системы, которая управляет именно непроизвольными движениями, регулируя мышечный тонус и позу. Иными словами, заикание является своеобразным двигательным гиперкинезом речедвигательной мускулатуры. Функция речи в ее двигательном аспекте является в филогенетическом и онтогенетическом плане наиболее поздно сформированной и сложно организованной, а потому и наиболее уязвимой, формой двигательной деятельности. Поэтому даже минимальная дисфункция экстрапирамидной системы приводит именно к нарушениям плавности речи. Наше предположение было подтверждено результатами предложенной нами отолитовой пробы.
ОТОЛИТОВАЯ ПРОБА

Проба заключается в том, что больного на платформе с возможностью фиксации стоп перемещают из вертикального положения в горизонтальное, а затем – в положение с опущенным под углом в 30 — 45° головным концом. На рисунке стрелкой обозначен вектор гравитации.
Дело в том, что в норме работа экстрапирамидной системы обеспечивается согласованной деятельностью двух видов чувствительности: вестибулярной и проприоцептивной. Те или иные нарушения этой согласованности могут вызывать сбои в системе, проявляющиеся в виде гиперкинезов, мышечных дистоний и пр. В положении «вниз головой» вестибулярный аппарат по определению выключается из процессов регуляции мышечного тонуса и позы. Поэтому экстрапирамидная симптоматика у больных максимально выражена в вертикальном положении, уменьшается в положении лежа и значительно уменьшается или исчезает в положении вниз головой. При проведении этой пробы у больных с заиканием мы получили те же результаты.
Этот факт и побудил нас начать проводить коррекцию заикания методом транстимпанальной химической вестибулярной дерецепции, который мы длительное время и с хорошими лечебными результатами применяем у больных с экстрапирамидной патологией.

ТРАНСТИМПАНАЛЬНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ВЕСТИБУЛЯРНАЯ ДЕРЕЦЕПЦИЯ (ТТХВД)
Суть метода заключается в ведении в полость среднего уха вестибулотоксического антибиотика (стрептомицин, гентамицин), не вызывающего при таком способе введения снижения слуха.
Процедуры проводятся слева (у правшей). Курс лечения состоит из 4 – 6 манипуляций. Возможным осложнением является развитие вестибулопатии (головокружение, шаткость походки), которая в течение 2 недель купируется приемом бетасерка. При необходимости курс лечения повторяется через 0,5 года. В схему лечения также включены процедуры транскраниальной микрополяризации (ТКМП) речевых зон левого полушария головного мозга.
Метод ТТХВД был применен нами в 5 случаях, и у всех 5 пациентов получен стойкий положительный эффект уже после первого курса лечения.
Приведем 2 примера.
1. Гр. С., 1987 г.р., находилась в отделении хирургии нервных и психических заболеваний с 18.02. 2008 по 6.03.2008.
Жалобы при поступлении: на заикание.
Анамнез: заикание с детства. Несмотря на многократные курсы лечения у логопедов и в специализированных центрах, выраженность заикания не уменьшается. Амбидекстр.
Объективно – в сознании, обманов чувств, бреда нет. Зрачки D=S. ФРЗ(+). Движения гл. яблок в полном объеме. Нистагм при взгляде вправо. СПР D=S. Легкий адиадохокинез в правой руке. Парезов, патологических стопных знаков нет. С- м Хвостека III с обеих сторон, повышение механической мышечной возбудимости в мышцах плечевого пояса и верхних конечностях. Артикуляция страдает в начальной фазе за счет некоординированного спастического напряжения оробуккальной мускулатуры.
ЭЭГ (24.01 2008 г): синхронизированная БЭА с признаками неглубоких диффузно-органических изменений, преимущественно резидуального характера. Косвенные признаки неглубокой стволовой дисфункции с преобладанием на мезодиэнцефальном уровне. Непостоянный, нерезкий акцент в лобных и передне-височном отведениях от правого полушария. Отолитовая проба положительная.
Диагноз: Резидуально-органическое заболевание головного мозга с минимальной экстрапирамидной дисфункцией. Заикание.
Проведено лечение: вестибулярная дерецепция справа и слева. Курс транскраниальной микрополяризации (10 процедур).
При выписке – улучшение речевой функции, значительное уменьшение проявлений заикания, с-м Хвостека (-).

При контрольном осмотре через 0,5 года достигнутый эффект сохраняется. Проведен повторный курс амбулаторного лечения с дальнейшим улучшением речевой функции. Дальнейшая судьба больной не известна.

2. Гр. К., 1989 г.р., находился в отделении хирургии нервных и психических заболеваний с 12.04 2010 по 29.04.2010.
Жалобы при поступлении: на заикание.
Анамнез: заикание с детства. Несмотря на многократные курсы лечения у логопедов и в специализированных центрах, выраженность заикания не уменьшается. Родился от 1-ых родов, во время родов — раннее отхождение вод и слабость родовой деятельности. Страдает врожденным пороком сердца. По отцовской линии все родственники заикаются.
Объективно – в сознании, обманов чувств, бреда нет. Зрачки D=S. ФРЗ(+). Движения гл. яблок в полном объеме. Нистагм при взгляде влево. СПР D≤S. Парезов нет, намек на с-м Бабинского слева. Артикуляция страдает в начальной фазе за счет некоординированного спастического напряжения оробуккальной мускулатуры. Для начала разговора резко встряхивает головой. Периодически во время произношения слов непроизвольно выводит свернутый в трубочку язык за линию зубов, просовывая между губ.
ЭКГ (14.04 2010 г): Гипертрофия ЛЖ. Нарушение в/ж проводимости.
Rg легких (14.04. 2010): свежих очаговых и инфильтративных изменений нет. Левая граница сердца расширена. Отолитовая проба положительная.
Диагноз: Резидуально-органическое заболевание головного мозга с минимальной экстрапирамидной дисфункцией. Заикание.
Проведено лечение: вестибулярная дерецепция (3 процедуры) слева. Курс транскраниальной микрополяризации (10 процедур).
При выписке – улучшение речевой функции, значительное уменьшение проявлений заикания (субъективно – на 50%). Вестибулопатии нет. Слух слева не нарушен.

www.bekhterev.ru

Заикание у детей.

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

— ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);

— употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

вынужденные остановки в середине слова, фразы;

затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

www.spblogoped.ru

Коррекция (лечение) заикания у взрослых и детей в Санкт-Петербурге

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами речевого аппарата.

Как правило, заикание (логоневроз) появляется в детстве, во время становления фразовой речи у ребенка. Детская нервная система еще формируется; речь находится в фазе активного развития. И при появлении стрессового фактора, такого, как испуг, соматическое заболевание, проблемы в семье и др., речь страдает по принципу «слабого звена»: появляются запинки, спотыкания; ребенок начинает заикаться.

Специалисты выделяют следующие факторы, сопутствующие появлению заикания (логоневроза) у детей:

  • асфиксия в родах, стремительные роды;
  • слабость нервной системы, отягощенный неврологический анамнез (наличие неврологических проблем);
  • наличие ММД (минимальной мозговой дисфункции);
  • болезненность ребенка, слабость здоровья;
  • негативный психоэмоциональный климат в семье, семейная дисфункция;
  • наследственный фактор;
  • острая психологическая травма ребенка (испуг и др.);
  • чаще от заикания страдают мальчики, чем девочки;
  • чаще заиканием заболевают дети-левши в силу особенностей нервной системы.
  • Влияние заикания на личность. Логофобия.

    Безусловно, заикание усложняет жизнь своему обладателю. С детства человек копит комплексы, связанные с общением, ограничивает себя в видах деятельности, стесняется общаться, выступать на публике, строить отношения. Специалисты отмечают, что с течением времени у человека, страдающего от заикания (логоневроза) развивается вторичное психологическое нарушение — логофобия.

    Логофобия — это страх речи. Как правило, заикание усиливается во время волнения. Начав заикаться сильнее в ситуации общения (выступления), человек испытывает еще бОльшую тревогу, волнение, от чего еще сильнее заикается. Следующую подобную ситуацию человек воспринимает уже со страхом, так как ожидает повторения эпизода нарастающей тревоги и усиления заикания. Формируется порочный круг: сильный страх перед общением усиливает проявления заикания в речи, что вызывает еще бОльший страх общения, говорения. В результате страдающий от заикания человек ограничивает свою зону комфорта, избегает общения, новых знакомств, не может найти интересную работу и так далее.

    Логофобия — явление психологического характера, формирующееся по закону навязчивого невротического страха. Устранить логофобию поможет врач-психотерапевт или медицинский психолог.

    Лечение заикания (логоневроза) в Санкт-Петербурге

    В нашем Центре осуществляется комплексная коррекция заикания у детей и взрослых. Она включает в себя:

    • диагностику структуры и вида заикания;
    • логопедическую коррекцию заикания (в том числе логопедический массаж при необходимости);
    • психологическую, психотерапевтическую коррекцию заикания и логофобии.
    • Преимущества нашей программы:

      • Комплексная психолого-логопедическая диагностика, на которой специалисты определяют вид и причины заикания, назначают коррекционные мероприятия (проводится индивидуально в течение 60-90 минут двумя или тремя специалистами — логопедом, медицинским психологом и/или психотерапевтом). Качественная диагностика структуры и вида заикания — залог быстрой коррекции.
      • Коррекция проводится и для детей, и для взрослых.
      • Занятия по коррекции проводятся индивидуально, что в разы увеличивает эффективность по сравнению с групповыми программами.
      • Коррекция заикания проходит быстро, от 14 дней*
      • Коррекцию проводят одновременно логопед-дефектолог и медицинский психолог (психотерапевт), что обеспечивает устранение и речевых, и психологических нарушений при заикании (логоневрозе).
      • Немедикаментозный подход — мы не используем лекарств.
      • Возможен выезд логопеда-дефектолога на дом или в офис в Санкт-Петербурге;
      • У нас есть интенсивный вариант программы для тех, кто не проживает в Санкт-Петербурге (от 14 дней).
      • Поддержка по Skype — после прохождения основного курса при возникновении необходимости вы можете получить консультацию и поддержку нашего специалиста через интернет.

      Рекомендуем взять с собой на первичную консультацию:

    • медицинскую карту;
    • УЗИ головного мозга (если есть);
    • ЭЭГ, НСГ, КТ, МРТ (если есть);
    • допперографию (если есть).
    • * Сроки коррекции зависят от индивидуальных особенностей человека, вида, причин и структуры заикания, а также от интенсивности занятий. 14 дней — минимальный курс коррекции заикания, который предполагает ежедневные очные занятия с логопедом-дефектологом и медицинским психологом (психотерапевтом).

      Консультируем онлайн. Принимаем в Петербурге и Ижевске

      www.medaid.ru

      Лечение заикания

      Проблема преодоления заикания остаётся актуальной в связи с её значимостью в социальном аспекте. Данное речевое расстройство нередко является причиной тяжёлых переживаний, нарушений жизненных планов.

      Многие заикающиеся долгое время посещают занятия логопеда, но и после успешного преодоления бывают случаи рецидивов, в основе которых может лежать недостаточная уверенность в способности говорить без запинок в усложнённой обстановке, а также непрочность навыков, полученных на занятиях.

      Основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи, и желание скрыть дефект.

      Признаки заикания. Заикание – это нарушение координации всех движений: дыхательных, фонаторных и артикуляционных, мимических и жестикуляционных..

      Заикание — это нарушение моторного элемента речи, депрессивные состояния возникают как вторичные явления.

      Существует множество методов коррекции заикания, но практически доказано. Что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода с применением элементов других методик.

      Комплексный метод воздействия на заикающегося складывается из следующих направлений:

      1. Медикаментозное лечение, значит проводить курсы медикаментозного укрепления нервной системы, включая физиотерапию.
      2. Психотерапевтическое воздействие постоянно проводится на логопедических занятиях, надо убеждать, что он может говорить без заикания. Подчёркивая его успех.
      3. Логопедическое воздействие на занятиях.

      Логопед работает над улучшением функционирования голосовых связок.

      Пациенты учатся контролировать поток воздуха и начинать пассивный выдох до начала произнесения фразы.

      Проводится работа по улучшению координации дыхания, пациентов учат дифферецированно расслаблять разные группы мышц, это делает логопед на занятиях.

      Большое значение для успешного преодоления заикания имеет также речь окружающих.

      Заикающие дети должны слышать только неторопливую, спокойную речь, тогда заикающиеся подражают этой манере говорить.

      Отношение к таким детям должно быть ровным, ласковым, без порицаний, успехи должны поощряться.

      Считается общепризнанным, что в том случае, когда у заикающегося ребёнка имеется ещё и общее недоразвитие речи- необходимо помимо устранения заикания работать также и над развитием всех компонентов языка. В противном случае заикание полностью не исчезает. Все методы служат для коррекции заикания и увеличения плавности речи. Поддерживание плавной речи в период после лечения может минимизировать или даже предотвратить рецидив. Комплексный подход к лечению заикания придерживается Американский институт Заикания( Нью-Йорк), который включает в программу управление речью и голосом, изменение отношения к недугу, перенесение навыка плавной речи в реальную жизнь. Нужен большой труд и логопеда и пациента, но если выполнять все рекомендации добросовестно, то можно гарантировать полное излечение заикания.

      lgpspb.ru

      Лечение заикания в Санкт-Петербурге

      Цены: от 1000 до 120 000 / 45 мин.

      Цены: от 1000 до 2000 / 45 мин.

      Цены: от 900 до 2000 / 45 мин.

      Цены: от 1000 до 3000 / 45 мин.

      Цены: от 1099 до 2400 / ч

    • Лечение заикания — широкая база специалистов
    • 288 отзывов о логопедах на PROFI.RU
    • Лечение заикания в Санкт-Петербурге от 1000 рублей/45 мин.
    • C чего начать?

      Уточните, какого репетитора вы ищете

      Получите от репетиторов предложения с ценой

      Общайтесь напрямую и выберите лучшего для вас

      Место встречи

      Смотрите также

      Цены: от 500 до 2000 / 60 мин.

      Цены: от 800 до 1500 / 60 мин.

      Цены: от 600 до 2200 / 60 мин.

      Цены: от 1000 до 3 333.33 / 60 мин.

      Цены: от 500 до 3 333.33 / 60 мин.

      Цены: от 1000 до 2500 / 60 мин.

      Цены: от 1200 до 3000 / ч

      Цены: от 499 до 1 333.33 / ч

      Цены: от 699 до 2000 / ч

      Цены: от 1000 до 1500 / 60 мин.

      Актуальные данные о выбранной услуге

      4,81 средний рейтинг

      Цены от 1000 до 1600 / ч

      Все занятия провожу по собственным авторским методикам, в основе которых сочетание элементов Монтессори-педагогики, игровой логокоррекции и короткого дыхания по В. Багрунову (последняя методика актуальна при заикании, а также используется для выработки четкой дикции). Работаю по авторской методике в детском лого-лингвистическом центре.

      Образование и опыт

      Учитель-логопед высшей квалификационной категории с 2015 года.

      С отличием окончила факультет коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена по специальности «логопедия, учитель-логопед» (2009 г.).

      Награждена Министерством образования и науки РФ.

      • воспитатель в детском саду (2008 г.);

      • воспитатель в школе – детском саду (2008-2009 гг.)

      • учитель-логопед в начальной школе – детском саду компенсирующего вида (2009-2011 гг.);

      • логопед в поликлинике (с 2011 г.).

      Начало репетиторской деятельности – 2008 год.

      Образование: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина,

      специальность – учитель-логопед (2002г.); Санкт-Петербурское педагогическое училище №7, специальность – воспитатель (1986 г.).

      Логопед высшей категории.

      Окончила курсы повышения квалификации ДДУ: «Традиционные и нетрадиционные приемы коррекции нарушений письменной речи», «Методическое обеспечение образовательного процесса в условиях аттестации педагогических кадров» (2008 г.); «Клинические, психологические и лингвистические аспекты онтогенеза речевой деятельности» (2005 г.); «Дифференциальная диагностика нарушений письменной речи», «Современные подходы к развитию и воспитанию детей с нарушением речи» (1994 г.).

      Участник научно-практической конференции на тему «Диагностика и коррекция речевых нарушений» (2002 г.).

      Опыт преподавания в детских дошкольных учреждениях – 27 лет.

      spb.profi.ru