Мандель бР психология стресса

Мандель Б.Р.. Книги онлайн

Мандель Борис Рувимович (9 августа 1951, Ярославль) — кандидат педагогических наук заведующий кафедрой педагогики и психологии Новосибирского гуманитарного института, профессор Российской академии естествознания.

После окончания средней школы поступил на историко-филологический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. В годы учебы занимался научной работой по русской литературе и русскому языку, входя в состав студенческого научного общества. После окончания института (1972) служил в рядах Советской Армии.

В 1973 году начал работать учителем средней школы в г. Ярославле.

С 1975 года Б.Р. Мандель живет и работает в Норильске, на Крайнем Севере. Учитель средней школы, рабочий на заводе, снова учитель. В 2000 году стал победителем Олимпиады Сороса в категории учителей русского языка и литературы. Дважды становился лауреатом и победителем городского и краевых конкурсов «Учитель года» (2001, 2002).

В 2002 году Б.Р. Мандель был удостоен звания «Почетный работник общего образования РФ» и «Ветеран труда РФ».

С 2000 года судьба связала Б.Р. Манделя с Норильским филиалом Московского государственного университета культуры и искусств. В 2005 году Б.Р. Мандель успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Среди интересов Б.Р. Манделя — современный русский язык и литература, педагогическая психология и философия, PR и СМИ, журналистика и педагогика, игрология и книжное дело.

Автор более 60 работ, среди которых можно отметить монографию «Интеллектуальные игры в практике развития профессионально значимых качеств будущих специалистов социально-культурной сферы» (2006), книги «Внимание вопрос!» (2005), «Современные игры разума» (2007), «Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы» (2007), «Телевикторины. Шпаргалка для знатоков» (2008).

Искусство слова в Средневековье и эпохи Возрождения. Начало Нового времени.

Кроме того, в большей части, материал учебника соответствует также стандартизированным принципам курса «Литература». Учебник освещает основные исторические этапы развития мировой литературы в средние века и эпоху Возрождения, делая упор на художественные особенности, мастерство создателей и краткое описание исторической и общественно-политической обстановки.

В учебнике сделана попытка охватить наиболее яркие литературные явления эпохи.

Искусство слова Древней Греции, Рима, Востока и Азии.

Учебное пособие представляет собой один из вариантов учебного курса » История зарубежной литературы«, изучаемого в высших учебных заведениях гуманитарного направления согласно Федеральным образовательным стандартам и образовательным программам.

Кроме того, в большей части, материал учебного пособия соответствует также стандартизированным принципам курса «Литература» Пособие освещает основные исторические этапы развития античной европейской, ближнеазиатской и восточной литературы, делая упор на художественные особенности, мастерство создателей и краткое описание исторической и общественно-политической обстановки.

Конец XVIII – первая половина XIX века.

Учебник представляет собой один из вариантов учебного курса «История зарубежной литературы», изучаемого в высших учебных заведениях гуманитарного направления согласно Федеральным образовательным стандартам и образовательным программам.

Учебник освещает основные исторические этапы развития мировой литературы в Новое время, эпоху Просвещения и в начале XIX века, делая упор на художественные особенности, мастерство создателей и краткое описание исторической и общественно-политической обстановки. В учебнике сделана попытка охватить наиболее яркие литературные явления эпохи.

Учебник представляет собой продолжение курса «История зарубежной литературы», изучаемого в высших учебных заведениях гуманитарного направления согласно Федеральным образовательным стандартам и образовательным программам.

Кроме того, в большей части, материал учебника соответствует также стандартизированным принципам курса «Литература». Учебник освещает основные этапы жизни и творчества выдающихся писателей мира, делая упор на художественные особенности и мастерство.

В учебнике сделана попытка охватить наиболее яркие произведения нобелиатов.

Учебник освещает основные этапы жизни и творчества выдающихся писателей мира, делая упор на художественные особенности и мастерство. В учебнике сделана попытка охватить наиболее яркие произведения нобелиатов.

Кроме того, в книге содержатся отрывки из произведений, речей нобелиатов. Одной из важнейших частей книги является список литературы, список художественных текстов, вопросы для самостоятельной подготовки к экзаменам и зачетам.

Книга представляет собой сборник «пестрых глав» о людях, чья биография, судьба, творчество остались в памяти не только как чрезвычайные, необычные, загадочные и неизведанные, но и принесли нам талантливые произведения искусства, навеки запечатлевшиеся в памяти человечества.

Книга написана доступным языком и содержит большой иллюстративный материал. Проблематичные и спорные вопросы, заметный субъективизм автора и его отношения к своим героям не мешает читательскому удовольствию и открытию нового. Книга может быть интересна и любопытна всем неравнодушным к истории жизни выдающихся и часто загадочных, а то и вполне мифических личностей.

Пособие предлагается в качестве помощи в подготовке к экзаменам по курсу «Педагогическая психология» и содержит ответы на ряд трудных и обязательных вопросов по данной дисциплине.

Учебное пособие создано на основе разработанных и апробированных общих образовательных программ по психологии в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» на основе компетентностного подхода.

Материалы пособия имеют модульное расположение тем и собраны на основе исторических и современных сведений по психогенетике с обращением к целому ряду смежных дисциплин: генетике, общей психологии, психологии высшей нервной деятельности, дифференциальной психологии, психофизиологии, педагогической психологии, кризисной и специальной психологии и т. д.

Пособие содержит список дополнительной литературы, примерный список вопросов для самоподготовки к экзаменам или зачетам, методические рекомендации, тесты, задачи и образцы их решения.

Курс «Психология стресса» относится к вариативной части профессионального цикла обязательных дисциплин подготовки бакалавра по направлению «Психология».

Курс предполагает работу по двум модулям: «Психология стресса и его коррекция» и «Психология кризисных ситуаций». Цель изучения курса — формирование представлений о биологических, психологических и социальных закономерностях развития стресса, навыков выявления стрессовых факторов в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

В пособии изложены ключевые понятия, методы и история развития этнопсихологии, являющейся сегодня не только прикладной наукой, но и ареной острой идеологической борьбы, что определяет ее особую социальную, психологическую и даже политическую значимость.

Знание истинных основ этнопсихологии, причин появления и исчезновения различных этносов, наций, народов поможет существенно изменить взгляды на происходящие события и будет способствовать поиску наиболее благоприятных решений вопросов, возникающих в процессе интеграции мирового сообщества.

www.koob.ru

Психология стресса

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8479454

«Психология стресса [Электронный ресурс] : учеб, пособие / Б.Р. Мандель.»: Флинта; Москва; 2014

Курс «Психология стресса» относится к вариативной части профессионального цикла обязательных дисциплин (Б3.В.ОД.10) подготовки бакалавра по направлению «Психология». Курс предполагает работу по двум модулям: «Психология стресса и его коррекция» и «Психология кризисных ситуаций». Цель изучения курса – формирование представлений о биологических, психологических и социальных закономерностях развития стресса, навыков выявления стрессовых факторов в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

Для студентов, аспирантов и преподавателей психологических и педагогических факультетов вузов.

Борис Рувимович Мандель

Стресс (от англ, stress – давление, нажим, напор, нагрузка, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз [1], также – соответствующее состояние нервной системы организма всего или организма в целом. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия ученые определяют нервно-психический, тепловой, световой, антропогенный и другие стрессы.

Конечно, каким бы ни был стресс, позитивным или негативным, эмоциональным или физическим , воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кеннон [2] в своих трудах, описывая его как универсальную реакцию «бороться или бежать».

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье (1907–1982) в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому , но длительное время категорически избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался, в основном, для обозначения нервнопсихического напряжения. Только в 1946 году Селье начал использовать термин «стресс» для определения общего адаптационного напряжения.

Знания физиологии и биохимии стресса не ограничивают ни компетентности, ни возможностей психологов в лечении этого недуга, делая вмешательство их более осмысленным, адекватным и, естественно, эффективным.

Цель изучения нашего курса – «Психология стресса» – формирование представлений о биологических, психологических и социальных закономерностях развития стресса, навыков выявления стрессовых факторов в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

lib100.com

Мандель бР психология стресса

Рейнуотер Дж. Как стать собственным психотерапевтом. Киев: Корф, 1996.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994.

Ремшмидт X. Детская и подростковая терапия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

Решетников М. М. Психодинамика и психотерапия депрессий. – СПб., 2003.

Решетников М.М. Психологический портрет террориста// Доклад на форуме «Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора». Санкт-Петербург, 23–25 мая 2004 г.

Решетникова М.М., Федоров Я.О. Переговорный процесс // Доклад на форуме «Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора». Санкт-Петербург, 23–25 мая 2004 г.

Ривман Д. В. К вопросу о социально-психологической типологии потерпевших от преступлений // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. Иркутск, 1988.

Ривман Д. В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002.

Ривман Д. В. О некоторых понятиях криминальной виктимологии //Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. Иркутск, 1982.

Ривман Д. В., Устинов В. С. Виктимология. – СПб.: Питер, 2000.

Рид Д. Как люди попадают в культы: Пер. с англ. – СПб.: 1997.

Риман Ф. Основные формы страха / Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. – М.: Алтейа, 1999.

Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

Рожкова И.И. Наркомания и токсикомания // Введение в наркологию. Петрозаводск: Карелия, 1999.

Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2005

Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия. – М.: Academia, 2002.

Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2004.

Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. – М.: Наука, 1984.

Ротов А.В., Гаврилов М.А., Бобровский А.В., Гудков С.В. Агрессия как форма адаптивной психологической защиты у женщин с избыточной массой тела // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 1999. № 1. С. 81–83.

Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.

Руководство по предупреждению насилия над детьми: Уч. издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических ВУЗов / Под ред. Н. К. Асановой. – М.: ВЛАДОС, 1997.

Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. – М.: Смысл, 1990.

Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психол. журн. 1991. № 5. Т. 12. С. 67–78.

Русалов В.М., Парилис С.Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности //Психол. журн. 1991. № 5. Т. 12. С. 118–122.

Руффлер М. Игры внутри нас. Пер с англ. Т. Чхеидзе. – М.: Изд-во Института психотерапии, 1998.

Рысков Р. Основные направления современной польской криминологии // Криминологические исследования в мире. М., 1995.

Сабитов Р.А. Посткриминальное поведение (понятие, регулирование, последствия). Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1985.

Савенко Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. – М., 1974, С. 95 – 112.

Самохвалов В. П. Людомания и компьютерная болезнь // Психический мир будущего. Симферополь: КИТ, 1998. С. 377–386.

Сандлер Док., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. – М.: Смысл, 1995.

Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия / Жестокое обращение с детьми, сущность, причины, социально-правовая защита. – М.: «Дом», 1993.

Свит К. Соскочить с крючка. – СПб.: Питер-Пресс, 1997.

Селье Г. Психофизиология стресса. – М.: Педагогика, 1991.

Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. – СПб.: Речь, 2000.

Сидоренко Е.В . Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2004.

Сирота Н. А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков, от теории к практике. – М.: Генезис, 2001.

Скавитин А. Моббинг персонала, опыт зарубежных исследований // Управление персоналом. 2004. № 9.

Скворцов В.В., Чекчурин Ю.А., Литвинов И.А. О взаимосвязи мотиваций алкогольной аддикции и мотиваций на терапию// Консилиум: Медико-фармацевтический сибирский журнал. 1999. № 2. С. 23–25.

Смирнов А.В. ПТСР и некоторые базовые убеждения человека. http://alex – therapy.narod.ru/PTSD.htm, 2002.

Современные подходы к проблеме аддиктивных состояний. Итоги и перспективы междисциплинарных исследований / Н. А. Бохан, В. Я. Семке, А. И. Мандель, А. В. Солонский, В. Б. Черенько // Сиб. вестник психиатрии и наркологии. 1996. № 1. С. 25–31.

Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. – М.: Изд-во МГУ, 1976.

Соколова Е.Т. Где живет тошнота? //Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 1.

Соколова Е.Т. Исследовательские и прикладные задачи в психотерапии личностных расстройств // Клиническая и социальная психиатрия. 1998. № 2. С. 82–92.

Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М.: Svr – Аргус, 1995.

Соколова Е.Т., Чичельницкая Е.П. О метакоммуникации в процессе проективного исследования пациентов с пограничными личностными расстройствами // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 3. С. 15–39.

Соловейчик М.Я. Кризис и основы кризисной интервенции // Мастерство психологического консультирования / А. А. Бадхен, А. М. Родина (ред.). – СПб.: Европейский дом, 2002.

Соловьев Э. Поведение в экстремальных ситуациях. – М.: ИВФАнтал, 1996.

Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. – СПб.: ЭЛБИ, 2003.

Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. – М.: Иллойн, 1998.

Соонетс Р., Локо Я., Локо Т. и др. Недостойное обращение с детьми. Тарту: АО Атлекс, 2000.

Сорокина М. Жертва насилия на приеме у психолога // Виктимность и сексуальное насилие: Сб. статей. Сост. Л. Кочкаева. Пермь, Издание Пермского Центра социально-психологической адаптации и терапии «Доверие», 2001.

Старович З. Судебная сексология. – М.: Юрид. лит., 1991.

Старшенбаум Г.В. Аддиктология, психология и психотерапия зависимостей. – М.: Когито-Центр, 2005.

Старшенбаум Г.В. Игромания // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005, № 1.

Стивенс Дж. Приручи своих драконов. – СПб.: Питер, 1996.

Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983.

Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. – СПб.: Социально-психологичский центр, 1996.

Тайбаков А. А. Виктимологический аспект преступности //Социологические исследования. 1992. № 6.

Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2002.

Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001.

Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений, современное состояние и проблемы // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 14–29.

Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О., Зеленова М. Е. и др. Психологические характеристики лиц, переживших военный стресс // Труды Института психологии РАН. М., 1997. С. 254–262.

Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М.: Педагогика, 1986.

Тобиас М. Л., Лалич, Дж. Плененные сердца, плененные умы. Освобождение и исцеление от культов и насильственных отношений. Нижний Новгород, 2002.

Тобиас М., Лалич Дж. Терапевтические проблемы жертв культов (отрывки из книги «Плененные сердца, плененные умы») // Журнал практического психолога. 2000. № 1/2. С. 104–125.

litlife.club

Российский государственный
социальный университет

Весь сайт Российского государственного социального университета

Наш университет

  • Сведения об образовательной организации
  • Официальные документы
  • О нас говорят
  • Видение и миссия
  • Стратегия развития 2020
  • Руководство
  • Кампус
  • Факультеты
  • Филиалы
  • Научно-исследовательская деятельность
    • Направления научно-исследовательской деятельности
    • Результаты научно-исследовательской деятельности
    • Научно-исследовательская база
    • Структура и органы управления
    • Факультет подготовки научных и научно-педагогических кадров
    • Научно-исследовательский институт перспективных направлений и технологий
    • Научно-технический совет
    • Цифры и факты
    • Публикационная активность
    • Научные исследования
    • Научные издания
      • Научные журналы
      • Монографии
    • Депозитарий результатов интеллектуальной деятельности
    • Мероприятия
    • Студенческая наука
    • Общественная деятельность
    • Международная деятельность
    • Локальный центр тестирования
    • Ресурсный учебно-методический центр
    • Центр медиации и общественного взаимодействия
    • Издательско-полиграфические услуги
    • Профсоюзная организация
    • Вакансии
    • Ветеранская организация
    • Ветераны РГСУ
    • РГСУ против терроризма
    • Противодействие коррупции
    • Пользовательское соглашение
    • Контакты
    • Ученые записки Архив 2017

      Методы психологической саморегуляции как направление коррекционной работы на этапе реабилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью / Methods of Psychological Self-Regulation As the Direction of Correctional Work at the Stage of Rehabilitation

      Автор/Author: И.П. Кутянова, О.Э. Алексеева / I.P. Kutianova, O.E. Alekseeva

      Адрес: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4, стр.1

      Телефон:
      +7(495)255–67–67

      Приемная комиссия:
      107076, г. Москва, ул. Стромынка, дом 18
      +7(495)255–67–77

      rgsu.net

      ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ, СКЛОННЫХ К ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

      Джакобия А.З., Куташов В.А., Хабарова Т.Ю.

      Кафедра психиатрии и неврологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Россия, г. Воронеж

      Аннотация. Алкоголизм, наркомания, являясь химическими зависимостями, являются одной из важнейших социальных проблем современности. Зависимость представляет собой труднейшую проблему в сфере оказания психологической и психотерапевтической помощи. По данным Росгосстата, то есть официально зарегистрированных алкоголезависимых, сегодня почти 7 млн. россиян.

      Смертность от алкоголизма и заболеваний, вызванных им в течение нескольких лет возросла среди мужчин в два раза, среди женщин в три раза, и эта статистика продолжает расти. Самое страшное – в нашей стране растет также и статистика подросткового алкоголизма. В 70-ые годы средний возраст, болеющих алкоголизмом детей составлял 14 лет, а в настоящее время — 11 лет [ 45 ] .

      Химическая зависимость представляет собой зависимость, которая характеризуется появлением привыкания человека к психоактивным веществам. Психоактивное вещество — это любое вещество в состав которого входят химические элементы, способное оказывать влияние на деятельность ЦНС. Влияние их может быть как положительным, так и отрицательным.

      Социальные последствия от зависимостей носят крайне негативный и разрушающий характер: распадаются семьи, растет преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллектуальный уровень общества. Дети зависимых людей имеют пониженный умственный потенциал, страдают различными болезнями центральной нервной системы, что в конечном итоге тормозит нормальное развитие общества в целом.

      В работах Лисицина Ю. Б. и Сидорова Г. И. отмечается, что заболевания, возникающие при таком виде зависимости, как алкоголизм, поражают пьющего человека, это способствует тому, что различные болезни начинают появляться у людей, которые их окружают. По вине больного алкоголизмом, так или иначе страдают 7-8 человек, связанных с ним родственными, семейными и производственными узами. К опосредованному влиянию алкоголизма на здоровье окружающих следует отнести заболеваемость жен и детей, больных алкоголизмом, несчастные случаи, автодорожные происшествия и криминальные действия, совершаемые больными и лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения [18].

      Все перечисленное выше, отрицательно сказывается на общих показателях продолжительности жизни, здоровья и трудоспособности населения.

      В психологической литературе по данному вопросу доминирует тенденция исследования проблемы деформирующего, невротизирующего воздействия химических веществ на личность. Среди отечественных авторов, исследующих тему психологически разрушающего влияния зависимости на личность можно отметить следующие фамилии: Т. А. Немчин, С. В. Цыцарев [ 24 ] ,В. Б. Альтшулер [ 2 ] , Ю. И. Никитин [ 25 ] , И. Н. Пятницкая [ 30 ] и др.

      Теоретический анализ подходов к исследованию эмоционально-личностной деформации лиц с зависимостью, по данным Т. А. Немчина, С. В. Цыцарева, В. Б. Альтшулера, Ю. И. Никитин, Ю. С. Бородкина, В. В. Ковалева, Р. Барнеса позволяет констатировать, что алкоголизм приводит к нарушениям, деформации всей эмоционально-личностной сферы — снижению критичности, неадекватной самооценке, безответственности, нарастанию защитных искажений и т.д.; к устойчивым негативным изменениям эмоционального состояния — депрессии, тревожности, импульсивности, враждебности, обидчивости, ипохондричности и т.д.; к увеличению интенсивности и количества внутриличностных конфликтов, связанных с провоцируемым ими разрушением отношений с близкими, со страхом самой алкогольной зависимости, с провоцируемыми конфликтами в служебных отношениях, что в итоге приводит к неудовлетворенности жизнью. Таким образом,актуальностьданной работы обусловлена наличием данной проблемы и отсутствием эффективных способов ее разрешения и преодоления.

      Ключевые слова: алкоголизм, наркомания, химическая зависимость, психоактивные вещества.

      Целью работы является изучение психологических особенностей лиц, склонных к химической зависимости.

      В соответствии с основной целью работы, выделены следующие задачи:

      1. Осуществить теоретический анализ подходов к изучению психологических особенностей лиц, склонных к химической зависимости.

      2. Проанализировать психологические особенности молодых людей с аддиктивным поведением.

      3. Разработать программу эмпирического исследования.

      4. Осуществить анализ результатов эмпирического исследования.

      Материал и методы исследования.

      Для достижения поставленной цели и выполнения комплекса соответствующих задач нами была использована следующая батарея диагностических методик:

      1. Опросник MMPI – СМОЛ (вариант мини-мульт) [28], [31].

      2. Методика «Исследования самоотношения( МИС)» С. Р. Пантелеев [31].

      3. Методика «Акцентуации характера» К. Леонгард.

      4. Методика «Несуществующее животное» Д.З. Дукаревич.

      5. Методика «Незаконченные предложения» Сакс-Леви.

      Метод статистического анализа – t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

      В последние годы увеличивается число несовершеннолетних с нарушениями поведения. Наиболее часта и наиболее существенна такая форма аддиктивного поведения как химическая зависимость. Ведь именно алкоголизм, наркомания, токсикомания и курение на сегодняшний день стали неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры.

      У каждого человека присутствует аддиктивная склонность, наличие же серьезного личностного расстройства, по мнению ряда авторов, является ведущим условием перехода этой особенности в хроническое расстройство. Злоупотребляющие наркотиками в целом более личностно нарушены, изолированы и менее удовлетворены своей жизнью.

      В работах Е. Змановской в качестве ведущих проблем химически зависимых отмечаются базовые трудности саморегуляции в четырех основных сферах. К данным сферам относятся чувства, самооценка, взаимоотношения, забота о себе. [15]

      В широком смысле под химической зависимостью (другие названия — лекарственная, наркотическая) понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с этим подразделяются на легальные (табак, алкоголь, лекарства) и нелегальные наркотики (кокаин, производные конопли, опиата и др.) [15, с. 18].

      Специфической особенностью химической зависимости является наличие тесной связи между двумя ее аспектами — клиническим и психосоциальным. Это означает, что поведение, связанное с употреблением наркотиков, необходимо рассматривать с двух сторон: в качестве комплекса социально-психологических проблем, а также как следствие прогрессирующих физико-химических изменений в организме.

      Наркомания является одним из видов химической зависимости – это тяжелейшее заболевание, глубоко поражающее душу.

      Е.А. Савина [39] и другие авторы выделяют следующие виды наркоманий:

      — обусловленную злоупотреблением препаратами конопли;

      -обусловленную злоупотреблением различными психостимуляторами;

      — вызванную приемом некоторых седатив-но-снотворных препаратов;

      — обусловленную приемом галлюциногенов;

      — обусловленную вдыханием летучих органических растворителей (ингалянтов) – паров различных растворителей бытовой химии и пр.

      В качестве факторов, способствующих развитию химической зависимости выделяют семью, а именно: нарушение взаимоотношений в семье, непоследовательный стиль воспитания, конфликтные отношения, эмоционально холодные отношения, негативное воздействие на детей со стороны родителей (физическая агрессия, психологическое давление, оскорбления, сексуальное домогательство), отсутствие духовного (культурного) общения и многое другое.

      На развитие проблемы наркотизации подрастающего поколения влияют условия, в которых они обучаются, отсутствие подготовленных по данному вопросу педагогов, а также конфликты между одноклассниками.

      На приобщение к наркотикам влияют индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, такие как общая напряженность социальных отношений, психических нагрузок.

      Если у подростка отсутствует развитая, сформированная система ценностей, отмечается низкая самооценка и самоуверенность, то у него возрастает вероятность развития зависимости к психоактивным веществам. Однако во всех случаях начальным является любопытство, стремление к новизне ощущений, преодолению запретного барьера. Немалую роль играет и чувство принадлежности к определенной группе сверстников, отличающихся от большинства.

      Большинство исследователей отмечают связь между личностным депрессивным расстройством и развитием наркозависимости. Так, на употребление марихуаны существенное влияние оказывают сверстники, а на употребление более тяжелых наркотиков, в большей степени влияет наличие депрессивного состояния, наличие конфликтов с родителями.

      Исследование склонности к зависимости от психоактивных веществ носит междисциплинарный характер и выступает предметом исследования психологии, педагогики, психиатрии и др.

      Следующим видом химической зависимости является алкогольная зависимость.

      В отечественной науке социально-психологический подход к алкоголизму связывают с клинико-психопатологическими особенностями больных Попова [ 9 ] . В своем исследовании авторы демонстрируют проблемы образа “Я” при осознании болезни и вызванной симптоматикой фрустрации.

      Личностный подход к алкоголизму включает в себя два аспекта — личностных черт алкоголика и личностного смысла алкоголизации, по Т. А. Немчину, С. В. Цыцареву [ 30 ] . Этот подход в отечественной науке в значительной мере интегрирован с общепсихологическими теориями личности.

      В литературе, посвященной изучению вопроса наркотизации, давно существует тенденция, заключающаяся в обозначении особенности алкогольной зависимости по характеру потребления спиртных напитков и их разновидностям.

      Существующая терминология зависимостей позволяет отделить злоупотребление алкоголем от алкогольной зависимости. В качестве основного аргумента приводится отсутствие отчетливо выраженного абстинентного синдрома. В связи с этим выделяют термины «бытовое пьянство», «разгульное, кутёжное, проблемное пьянство», а также термин «пивной алкоголизм».

      Однако подобное разделение не является существенным, так как, во-первых, при систематическом употреблении алкоголя и возникновении соответствующего «алкогольного» образа жизни, как правило, уже появляется устойчивое повышение хронической нейрональной и ферментной толерантности к алкоголю, ослабевает или исчезает защитный рвотный рефлекс. Во-вторых, влечение к алкоголю начинает приобретать характер доминанты. В-третьих, признаки абстинентного синдрома могут проявляться не столько в виде сомато-неврологических расстройств, сколько в психологическом дискомфорте.

      В качестве основной причины того, что человек начал употреблять алкоголь, называют необходимость снять эмоциональное напряжение после трудового дня, уйти от проблем, «расслабиться» и пр.[32].

      В рамках психоаналитического направления зависимость человека интерпретировалась с точки зрения подчеркивания инстинктивных доставляющих удовольствие аспектов употребления. В психоанализе употребление рассматривается как функция невротических защитных механизмов. Алкоголь здесь является средством преодоления эмоционального напряжения и давления внешнего социального окружения в целях достижения адаптации при расстройствах “Я”, проявляющихся в состояниях дистресса и дисфории, ассоциированных с декомпенсацией нарциссических тенденций[44].

      С точки зрения личностного подхода к алкоголизации более склонны одни типы личности, чем другие. Но с позиции данного подхода трудно предсказать чувствительность к патологическим эффектам действия алкоголя. Существует много перечней личностных черт, которые могут образовывать личностную предрасположенность к алкоголизму. Личностный смысл алкоголизации впервые был изучен в цикле эмпирических исследований Д. Мак-Клеланда [ 32 ] . Этот цикл включал несколько типов исследований:

      (а) Эффекты мужского социального пьянства на фантазирование.

      (б) Эффекты различных видов окружения на воздействие алкоголя, главным образом, на мысли о физическом сексе или агрессии.

      (в) Народные сказки и легенды изучались как представляющие коллективные фантазии. Здесь было показано, что алкоголизация является важной частью кластера действий, манифестирующих как потребность во власти.

      (г) Влияние значения власти на пьянство мужчин из рабочего класса изучалось во время сессий алкоголизации в баре.

      (д) Алкоголизм в мексиканской деревне изучался в рамках психоаналитической традиции культуральной психиатрии.

      (е) Исследовалось восприятие себя студентами-проблемными пьяницами.

      (ж) Была предпринята попытка помочь алкоголикам социализировать их потребность во власти.

      В отечественной науке личностный смысл алкоголизации изучался В. Ю. Завьяловым [ 15 ] . В своем исследовании он изучил более 300-т больных алкоголизмом и показал, что личностный смысл алкоголизации состоит в доступе к психологическим ресурсам (включая ощущение смелости, фантазии могущества и т.п.). В результате этого в обычной ситуации взаимодействия с людьми, зависимый человек ведет себя необычным образом.

      Как и концепция Д. Мак-Клеланда, концепция В. Ю. Завьялова [ 15 ] включает в себя мотивационный аспект. Автор дополняет медико-биологическую модель алкоголизма личностно-мотивационной моделью. В рамках данной модели скрытый смысл семантики опьянения сводится к снятию ответственности за доступ и использование психологического ресурса.

      Теория реактивного сопротивления У. Брема представляет мотивационный подход к алкоголизму [ 32 ] . Центральное предположение теории состоит в том, что мотивация актуализируется тогда, когда появляется угроза свободе поведения индивида. Под реактивным сопротивлением в данной теории понимается мотивационная активация индивида, направленная на восстановление свободы. В случае, когда личность не может самостоятельно выбрать желаемые цели, ее исход, свобода рассматривается как ограниченная. Реактивное сопротивление имеет следующие основные параметры: предварительное ожидание свободы, сила угрозы свободе, важность свободы для личности, соотнесение угрозы со своей свободой.

      Теория реактивного сопротивления предсказывает такие исходы поведения при угрозе свободе или ее элиминации:

      (а) повышение аттрактивности соответствующего исхода;

      (б) прямые попытки изменить ситуацию и восстановить свободу;

      (в) выбор связанных с основным видом поведения других видов

      (г) враждебные и агрессивные чувства по отношению к ответственному

      за угрозу свободе или элиминацию свободы агенту.

      Алкоголизация выступает здесь формой поведения, связанной с основным видом поведения, выбираемой при невозможности восстановления свободы посредством основного вида поведения.

      Теория реактивного сопротивления во многом близка к теории «заученной беспомощности» М. Селигмана[32]. Однако предположения относительно исходов поведения, делаемые на основе этих двух теоретических моделей, заметно различаются. Корректное приложение теории реактивного сопротивления допустимо лишь к поддержанию употребления алкоголя. На инициальное употребление алкоголя она не может быть распространена.

      Подход с позиций теории социального научения описывает как инициальное употребление, так и поддержание употребления алкоголя, и основывается на следующих основных положениях.

      1) Употребление алкоголя, главным образом, функционально, и основано на его ожидаемом действии.

      2) Пьянство заучено. Научение осуществляется через процесс наблюдения и коммуникации. Материалом для научения являются ожидаемые последствия действия алкоголя, и результаты непосредственного опыта.

      3) Обучение тяжелому пьянству испытывает на себе влияние компенсаторных процессов. Гомеостатистические процессы в организме, направленные на компенсацию последствий употребления алкоголя, включены в процесс научения.

      4) Заученное состояние может становиться компульсивным (насильственным). Ожидаемое действие алкоголя включается в субъективную матрицу «затрат – выгод», так что у пьяницы есть доводы как к употреблению, так и к воздержанию.

      5) Имеется тенденция к нарушению когнитивного контроля, включенная в процесс “научения беспомощности”. Эта тенденция проявляется в повреждении способности планировать поведение, связанное с алкоголизацией.

      6) С прогрессированием пьянства связано изменение природы обострений, приобретающих фазный характер.

      Наряду с теорией «заученной беспомощности» M. Селигмана, можно выделить теорию ожидаемого действия алкоголя А. Марлатта [32].

      A. Марлатт на материале исследования алкоголезависимых, проходивших лечение аверсивным методом (электрошок) показал, что в 78% случаев в течение 3-х месячного катамнестического наблюдения отмечалось возвращение к употреблению алкоголя. Данное поведение чаще всего провоцировалось стрессом, возникавшим в процессе социальной интеракции, главным образом, интерперсональными конфликтами. В двух других исследованиях проблемных и социальных пьяниц, автором была продемонстрирована роль алкоголя в редукции психоэмоционального напряжения. В следующем экспериментальном исследовании А. Марлатт показал, что наибольшие переживания социального стресса в виде фрустрации и враждебности появлялись в интерперсональном контексте, особенно при отсутствии возможности для использования других реакций преодоления.

      Из этих данных автор сделал вывод о возникновении реакции снижения чувства самоэффективности и неуверенности в своей способности эффективного преодоления в подобных ситуациях у алкоголезависимых.

      Алкоголизация понимается здесь как альтернативная реакция преодоления. Ожидание позитивных эффектов алкоголя повышает вероятность такого понимания. Соответственно, алкоголизация приводит к тому, что человек прекращает нести ответственность за свое поведение. Модель алкоголизации как способа преодоления, где ключевую роль играет ожидаемое действие алкоголя, оказалась релевантной не только инициации употребления в стрессогенной ситуации, но описанию рецидивов. [32]

      В своей работе Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева связывают ожидаемое действие алкоголя с созданием эмоционального фона. На этот фон легко проецируются те психологические состояния, которые ожидает человек. На основе клинического наблюдения работающих несовершеннолетних авторы описывают алкоголизацию как иллюзорное удовлетворение желаний, разрешение неприятных ситуаций, уход от жизненных конфликтов, то есть как способ преодоления [19].

      Исследование C. A. Гуровой охватило 978 больных алкоголизмом. Итогом данного исследования стало положение о том, что продолжительное эмоциональное напряжение влияет на течение алкоголизма, ускоряя формирование развернутой клинической картины болезни и учащая ее рецидивы. В исследовании M. и А. Симанов, А. Будроса была предпринята попытка установить связь алкоголизации с отчуждением. Программа исследования, помимо индикаторов отчуждения, включала в себя изучение “жизненных случаев”, качественных особенностей работы и социальной поддержки.

      Анализ литературы позволяет сделать вывод и предположение о том, что у лиц с химической зависимостью отмечается ряд психологических особенностей, а именно: повышенный уровень тревожности, агрессивности, высокие показатели самообвинения и внутренней конфликтности.

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Алкоголизм: (Руководство для врачей) / Под ред. Морозова Г.В., Рожнова В.Е., Бабаяна Э.А. М.: Медицина, 2010. – 158 с.

      2. Альтшулер, В.Б. Патологическое влечение к алкоголю / В. Б. Альтшулер. — М., Издательский дом «Имидж», 2000. — 267 с.

      3. Альтшулер, В.Б. Алкоголизм / В. Б. Альтшулер // В кн. Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. Т.2.М.: Медицина, 1999.- С. 298 – 304.

      4. Альтшулер, В.Б. Женский алкоголизм / В. Б. Альтшулер // В кн: Лекции по наркологии. 2-е изд./ Под ред. Н.Н. Иванца. — М.: «Нолидж», 2000. — С. 116 — 134.

      5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современногочеловекознания / Б.Г. Ананьев. – Москва: Издательство Наука, 1999. – 192 с.

      6.Аршинова, В.В . Профилактика завис имого поведения : системный подход / В. В. Аршинова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 414с.

      7.Бубеев В. В . Наркот ическиеаддикции: профилактика и коррекция с помощью интегративных психотехнологий / В.В. Бубеев, В.В.Козлов, Н.Ф.Круговых. — М. : Слово, 2009. — 464 с. : 24 ил., 50 табл. — Библиогр.: с. 442-463.

      8. Блейхер В. М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика/ В.М. Блейхер, И.В. Крук. – М., 2001. – 159 с.

      9. Бородкин, Ю.С. Алкоголизм: причины, следствие, профилактика / Ю.С. Бородкин, Т.И. Греков. — СПб., 1987. — 178 с.

      10. Винкшина, И.А. К характеристике системы отношений личности больных, страдающих неврозами / И.А. Винкшина // В кн. Клинико-психологические исследования личности – Л., 1971. — С. 202 – 209.

      11. Ураков, И.Г. О роли социально-психологических исследований в наркомании / Ураков И.Г., Попова М.С. // Психология и медицина. М., 2000. – С.407-413.

      12. Гребнев, С.А. Психология и психотерапия алкогольной зависимости / С.А. Гребнев. — Екатеринбург: Изд-во Урал, 2000. — 180 с.

      13. Завьялов, В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / В.Ю. Завьялов. — Новосибирск, «Наука», 2002. – 167 с.

      14. Зачепицкий, Р.А. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов / Р.А. Зачепицкий, Е.Г. Яковлев. – М., 2005. – 312 с.

      15 .Змановская Е.В. Девиантология : (психология отклоняющегося поведения) : [учеб.пособие для вузов] / Е. В. Змановская. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2006. — 287 с.

      16. Кабанов, М.И. Психотерапия и медицинская психология / М.И. Кабанов // В кн.: психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и деонтологии. – Л., 1996. — 380 с.

      17. Карвасарский, Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карвасарский. – М., 2000. – 290 с.

      18. Ковалев, В.В. Неврозы и реактивные состояния в свете динамического изучения / В.В. Ковалев // В кн.: Неврозы и их лечение.- Л., 1999. – 450 с.

      19. Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. — Новосибирск, 2001. – 251с.

      20. Лисицын, Ю.Б. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты / Ю.Б. Лисицын, Н.Я. Копыт. – М.: Медицина, 2005. – 178 с.

      21. Лисицын, Ю.Б. Алкоголизм. Медико-социальные аспекты / Ю.Б.Лисицын, Г.И. Сидоров. – М.: Медицина, 2005.- 210 с.

      22. Личко, А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский. — Л., Медицина, 2001. – 115 с.

      23. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Электронный ресурс] / А.Е.Личко. — Режим доступа: http://www.psychiatry.ru

      24. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. — М., 2008. – 215 с.

      25. Мандель Б.Р . Психология завис имостей (аддиктология) : учеб.пособие / Б. Р. Мандель. – М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. — 320 с.

      26. Маслова, Т. В. Реабилитация и ресоциализация лиц, страдающих наркологи ческими заболеваниями / Т. В. Маслова // Социальная работа. — 2014. — N 1 . — С. 53-56.

      27. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – Л., 2000. – 236 с.

      28. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М., Воронеж, 2002. – 177 с.

      29. Минко, А.И. Алкогольная болезнь: Новейший справочник / А.И. Минко. — М.: ЭКСМО, 2008. – 159 с.

      30. Немчин, Т.А. Личность и алкоголизм / Немчин Т.А., Цицарев С.В. Л. изд-во Ленинградского университета, 2002. – 192 с.

      31. Никитин, Ю.И. Нервно-психические заболевания при алкоголизме / Ю.И. Никитин. — Киев: «Здоровье», 1998. – 212 с.

      32. Нагорнова, А.Ю. Теория и технология социальной работы с семьями алкоголиков: учебное пособие / Нагорнова А.Ю., Гурылева Л.В. – Тольятти: ТГУ, 2012. – 158с.

      33. Олейник, А.В. Знание личностных и социально-психологических факторов в развитии хронического алкоголизма / А.В. Олешник и др. // Врачебное дело. – 2000 — №8. – С. 14 – 30.

      34. Практическая психология / Под ред. В. Б. Шрапарь – Изд. 3-е, Ростов н/ Д: Феникс, — 2005. – 768с.

      35. Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Карвасарского, Б.Д. – СПб, 2010. – С.399 – 407.

      36. Пятницкая, И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма / И.Н. Пятницкая. — М.: Медицина, 1998. – 175 с.

      37. Практическая психодиагностика // Под ред. Райгородского. Д.Я. – Самара, 2010. — 260 с.

      38. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека / К.Р. Роджерс // пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс»; «Универс». — 1994. — 480с.

      39. Рохлина М.Л . Наркоман ии. Токсикомании : психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ / М. Л. Рохлина. — М.: Литтерра, 2010. — 255 с.

      40. Сидоренко, Е.В. Экспериментальная групповая психология. «Комплекс неполноценности». Анализ ранних воспоминаний в концепции А. Адлера / Е.В. Сидоренко.– СПб, 2006. – 354 с.

      41. Столин, В.В. Психодиагностика самосознания / В.В. Столин // Общая психодиагностика. — М., 2002. – 258 с.

      42. Тхостов, А.Ш. Психологические аспекты зависимостей./ А.Ш. Тхостов, С.П. Елшанский. — М.: Науч. Мир, 1997. – 285 с.

      43. Фейдимен, Фрейджер. Личность. Теории, упражнения, экперименты / ФрейджерФейдимен. – М., 2009. – 675 с.

      44. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд // Психология бессознательного. – М., 1990. – 225 с.

      45. Фрейд, А Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. — М., 2008. – 212 с.

      46. Фурст, Д. Невротик, его среда и внутренний мир / Д. Фурст. — М., 1997. – 115 с.

      47. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — 3-е межд.изд. – СПб: Питер, 2008. – 435 с.

      48. Шабанов, П.Д. Руководство по наркологии / П.Д. Шабанов. — 2-е изд. СПб., Изд-во «Лань», 1999. – 258 с.

      49. Шереги, Ф.Э. Доклад: Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи / Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев. — М., Минобразования России, 2008. — 87 с.

      50. Ядов, В.А. Социальная идентичность личности / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Прогрес,. 1994. — 268 с.

      Сведения об авторах:

      Джакобия А.З . – психолог.

      Куташов В.А. — доктор медицинских наук,профессор, заведующий кафедрой психиатрии и неврологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

      Хабарова Т.Ю. — кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ВГМУ им. Н . Н . Бурденко

      PSYCHOLOGICAL FEATURES THOSE PRONE TO CHEMICAL DEPENDENCE

      Jacoby A.Z., Kutashov V.A., Khabarova T.Y.

      Annotation. Alcoholism, drug addiction, as chemical dependency, are one of the most important social problems. Dependence is a difficult problem in the provision of psychological and psychotherapeutic aid. According Rosgosstata, that is officially registered alkogolezavisimyh, now almost 7 million. Russians.

      Mortality from alcoholism and diseases caused by them for several years in men increased twice, among women in three times and continues to grow these statistics. The worst thing is — in our country is also growing and statistics of teenage alcoholism. In the 70s the average age of children suffering from alcoholism was 14 years, and now — 11 years.

      Chemical dependency is a dependency, which is characterized by the appearance of human addiction to psychoactive substances. Psychoactive substance — any substance is composed of chemical elements that can affect the central nervous system activity. Their influence can be both positive and negative.

      The social consequences of dependency are very negative and destructive character: families break up, rising crime, declining life expectancy, reduced intellectual level of society. Children of addicted people have a reduced mental capacity, suffer from various diseases of the central nervous system, which ultimately hinders the normal development of society as a whole.

      In the works Lisitsina YB and Sidorov GI noted that diseases arising from this type of addiction, such as alcoholism, hit the drinker, it helps to ensure that a variety of disease begin to appear in people who surround them. The fault of the patient’s alcoholism, anyway suffer 7-8 persons associated with it related, family and work ties. By the indirect effect of alcohol on the health of others should include the incidence of wives and children, patients with alcoholism, accidents, road accidents and criminal acts committed by patients and persons who are in a state of intoxication [18].

      All of the above have a negative impact on the general indicators of life expectancy, health and working capacity of the population.

      The psychological literature on the subject is dominated by trend research problems deforming, nevrotiziruyuschego effects of chemicals on the person.

      Theoretical analysis of approaches to the study of emotional-personal deformation persons with addiction, according to T.A.Nemchina, S.V.Tsytsareva, V.B. Altshuler, Y.Nikitin, S. Borodkin, V.V.Kovaleva , R. Barnes leads to the conclusion that alcoholism leads to violations, strain all emotionally-personal sphere — reduction of criticality, inadequate self-esteem, irresponsibility, buildup of protective distortion, etc;. to stable negative changes in emotional state — depression, anxiety, impulsivity, hostility, resentment, hypochondriacal, etc;. to increase the intensity and amount of intrapersonal conflicts related to the destruction provoked by their relationships with loved ones, with the fear itself of alcohol dependence, provoked a conflict in the service relationship, which ultimately leads to dissatisfaction with life. Thus, the relevance of this work due to the presence of the problem and the lack of effective ways to resolve it and overcome it.

      Keywords: alcoholism, drug addiction, chemical dependence, psychoactive substances.

      1. Alcoholism (Manual for doctors) / Under the editorship of Morozov G. V., Rozhnova.E. Babayan E. A. M.: Medicine 2010,. – 158 p.

      2. Altshuler, V. B. Pathological attraction to alcohol / V. B. Altshuler. — M., Publishing house «Image», 2000. — 267 p.

      3. Altshuler, V. B. Alcoholism / V. B. Altshuler // In the book. A guide to psychiatry / edited by A. S. Tiganov. Vol.2.M.: Medicine, 1999.- S. 298 – 304.

      4. Altshuler, V. B. Female alcoholism / V. B. Altshuler // In book: Lectures on addiction. 2nd ed./Ed.N. Of iwaniec. — M.: «Knowledge», 2000. — P. 116 — 134.

      5. Ananyev B. G. About the problems of modern anthropology / B. G. Ananiev. – Moscow: Science Publishing House, 1999. – 192 p.

      6.Arshinov, V. V. Prevention of addictive behavior : a system approach / V. V. Arshinova. — Rostov-na-Donu :Feniks, 2014. – 414 p.

      7.InBubeev. V. Narcotic addiction: prevention and correction using an integrative psycho / VV Bubeev, V. V. Kozlov, N. F.Circular. — M. : Word The 2009. — 464 p.: 24 ill., 50 table. — Bibliogr.: p. 442-463.

      8. InBleicher. M., Kruk, I. V. Pathopsychological diagnostics/ V. M. Bleicher, I. V. Kruk. – M., 2001. – 159 p

      9. Borodkin, Yu. s. Alcoholism: causes, investigation, prevention / J. S. Borodkin, T. I. the Greeks. — SPb., 1987. — 178 p.

      10. Vinchina, I. A. the characterization of the personal relations of patients suffering from neuroses / I. A. Vinchina // In the book. Clinical-psychological research of personality – L., 1971. — S. 202 – 209.

      11. Urakov, I. G. About the role of socio-psychological research in addiction / Urakov I. G., Popova M. S. Medicine // Psychology. M., 2000. – P. 407-413.

      12. Grebnev, S. A. Psychology and psychotherapy of alcohol dependence / S. A. Grebnev. — Ekaterinburg: Publishing house Ural, 2000. — 180 p

      13. Zavyalov, V. U. Psychological aspects of formation of alcohol dependence / V. Yu. Zavyalov. — Novosibirsk, Nauka, 2002. – 167 p

      14. Zachepichi, R. A. the Role of improper upbringing in the origin of neurosis / R. A. Zachepichi, E. G. Yakovlev. – M., 2005. 312.

      15. Zmanovskaya E. V. Deviantology : (psychology of deviant behavior) : [proc. manual for universities] / E. V. Zmanovskaya. — 3rd ed. Rev. and extra — M. : Academy, 2006,. — 287 S.

      16. Kabanov, M. I. Psychotherapy and medical psychology / M. I. Kabanov // InkN.: psychological problems of mental health, prevention and deontology. – L., 1996. — 380 p.

      17. Karvasarsky, B. D. Neurosis / B. D. Karvasarsky. – M., 2000. – 290 p

      18. Kovalev, V. V. Neurosis and reactive States in the light of the dynamic study / V. V. Kovalev // In kN.: The neuroses and their treatment.- L., 1999. – With the 450.

      19. Korolenko C. P. Psychosocial addictology / TS. P. Korolenko N. In. Dmitrieva. — Novosibirsk, 2001. – 251 с .

      20. Lisitsyn, J. B. Alcoholism: Social and hygienic aspects / J. B. Lisitsyn, N. I. Hooves. – M.: Medicine, 2005,. – 178 p.

      21. Lisitsyn, Yu. B. Alcoholism. Medico-social aspects / J. B. Lisitsyn, G. I. Sidorov. – M.: Medicine, 2005,. — 210 p.

      22. Licko A. E. Adolescent drug and alcohol abuse / A. E. Licko, V. S. Bitensky. — Leningrad, Meditsina, 2001. – 115 p.

      23. Licko A. E. Psychopathy and accentuations of character in adolescents [Electronic resource] / A. E. Lichko. — Mode of access: http://www.psychiatry.ru

      24. Markov, V. V. Fundamentals of a healthy lifestyle and disease prevention / Vladimir Markov. — M., 2008. – 215 p

      25. Mandel, B. R. the Psychology of dependency (addictologie) : proc. manual / B. R. Mandel. – M. : high school textbook, INFRA-M, 2013. — 320 p.

      26. Maslova, T. V. Rehabilitation and resocialization of persons suffering from narcological diseases / T. V. Maslova // Social work. — 2014. — N 1. — P. 53-56.

      27. Myasishchev, V. N. Personality and neuroses / V. N. Myasischev. – L., 2000. – 236 S.

      28. Myasishchev, V. N. Psychology of relationships / V. N. Myasischev. – Moscow, Voronezh, 2002. – 177 p.

      29. Minko, A. I. Alcoholic disease: the Latest guide / A. I. Minko. — M.: EKSMO 2008,. – 159 p

      30. Nemchin, T. A. Personality and alcoholism / Nemchin T. A., Titarev.In. L. publishing house of Leningrad University, 2002. – 192 p.

      31. Nikitin, Yu. I. mental disorders alcoholism / Y. I. Nikitin. — Kiev: «Health», 1998. – 212 p.

      32. Nahornova, A. Y. Theory and technology of social work with families of alcoholics: study guide / A. Yu. nahornova, L Guryleva.In. – Togliatti: TSU, 2012. – 158 с .

      33. Oleinik, A. V. Knowledge of the personal and socio-psychological factors in the development of alcoholism / the A.V. Oleshnyk, etc. / / vrachebnoeDelo. – 2000 — No. 8. – P. 14 – 30.

      34. Applied psychology / Under the editorship of V. B. Scraper – Ed. 3rd, Rostov n/ D: Phoenix — 2005. – 768 с .

      35. The psychotherapeutic encyclopedia // edKarasartova, B. D. – SPb the 2010. – P. 399 – 407.

      36. Pyatnitskaya, I. N. Alcohol abuse and the initial stage alkogolizma / I. N. Pyatnitskaya. — M.: Medicine, 1998. – 175 p

      37. Practical psychodiagnostics // edRaygorodskogo. D. J. – Samara 2010,. — 260 p.

      38. Rogers, K. R. perspective on psychotherapy: the development of man / K. R. Rogers // per. from English. — M.: Publishing group «Progress»; «Univers». — 1994. — 480 с .

      39. M Rokhlin.L. Addiction. Substance abuse : mental disorders and behavioural disorders associated with psychoactive substance use / M. L. Rokhlin. — M.: Litterra 2010,. — 255 p.

      40. Sidorenko, E. V. Group Experimental psychology. «Inferiority complex». An analysis of the early memories in the concept of A. Adler / E. V. Sidorenko.–SPb 2006,. – 354 p.

      41. Stolin, V. V. Diagnostics of self-consciousness / V. V. Stolin // General psychodiagnostics. — M., 2002. – 258 p.

      42. Tkhostov, A. S. Psychological aspects of dependency./ A. S. Kostov, S. P. Elshanskiy. — M.: Nauch. World, 1997. – 285 p.

      43. Fadiman, Frager. Personality.Theory, exercises, experiments / Frager Fadiman. – M., 2009. – 675 p.

      44. Freud, Z. I and It / Freud / Psychology of the unconscious. – M., 1990. – 225 p.

      45. Freud, And Psychology I and protective mechanisms / A. Freud. — M., 2008. – 212 p.

      46. Furst, D. the Neurotic, his environment and the inner world / D. Furst. — M., 1997. – 115 p.

      47. Kh’ell L. theory of personality / L., D. Ziegler. — 3rd int.ed. – SPb: Peter, 2008,. – 435 p.

      48. Shabanov, P. D. Manual of addiction / P. D. Shabanov. — 2nd ed. SPb., Publishing house «LAN», 1999. – 258 p.

      49. Sheregi, F. E. Report: Evaluation of the drug situation among children, adolescents and young adults / F. E. sheregi and A. L. Aref’ev. — M., Ministry Of Education Of Russia Of 2008. — 87 S.

      50. Poisons V. A. Social identity / VA Poisons // Methodological problems of social psychology. — M.: Progress,.1994. — 268 p

      cscb.su