Медицинский центр заикание

Лечение заикания

Заикание (логоневроз) — это нарушение плавности, четкого ритма, темпа речи, которое вызывается судорожным состоянием речевых мышц. Заикание характеризуется тем, что человек невольно останавливается на полуслове, повторяет слоги, отдельные звуки, пролонгирует их. С первыми симптомами логоневроза чаще всего сталкиваются в раннем детском возрасте, когда на фоне открытости, эмоциональности и впечатлительности ребенка происходит интенсивное развитие его речи. Согласно статистике, более подвержены этой патологии мальчики — в 3-4 раза больше, чем девочки.

Устранять признаки логоневроза необходимо сразу же, как только они появляются. Обратившись за помощью квалифицированных неврологов, логопедов и психологов, можно навсегда забыть об этой проблеме. Если это не сделать вовремя, легкая степень заикания с годами усиливается, превращаясь в постоянный, очень тяжелый дефект речи, который зачастую влечет за собой деструктивные изменения психики человека.

Чем опасно заикание

Подобные речевые дефекты лишают детей нормальных условий для общения и часто становятся серьезным препятствием успешной учебе. Поэтому так важно устранить их как можно раньше, задолго до того, как ребенок поступит в школу. Если заикание перейдет во взрослую жизнь, оно может сохраниться навсегда, что приводит к замкнутости, снижению самооценки, значительным трудностям социальной адаптации. Логоневроз даже становится причиной появления различных фобий (иррациональных неконтролируемых страхов), в первую очередь — страха говорить на людях.

Как вылечить заикание

Современное отделение неврологии клиники «ВЕРАМЕД» предлагает жителям Звенигорода и Одинцово квалифицированную помощь для стойкого избавления от заикания. Только за последние 2 года отделение приняло свыше 600 пациентов. И в более чем 90% случаев результатом грамотной терапии стала стабильная положительная динамика, подтверждающая высочайший уровень наших медицинских центров. В клинике применяются комплексные методы лечения, которые включают в себя:

  • занятия с логопедом — речевую гимнастику, коррекцию моторики речевого аппарата, темпа, дыхания, упражнения по логопедической ритмике, расширение запаса слов, развитие слухового внимания у детей;
  • эффективное аппаратное лечение с использованием аппаратов БОС, БАК;
  • занятия с психологом — устранение речевой фобии, стрессов, связанных с речевыми патологиями, поведенческая терапия, разработка индивидуальной программы самостоятельных аутогенных тренировок и др.;
  • при необходимости временно применяется поддерживающая медикаментозная терапия, которая снимает спазм мышц речевого аппарата и расслабляет пациента.
  • Опытные врачи высшей категории ждут вас на консультацию. Заикание — не приговор, с ним можно и нужно справиться. Звоните в клинику «ВЕРАМЕД», чтобы узнать подробности.

    veramed-clinic.ru

    Профессиональное лечение заикания у детей и взрослых в Казани

    Заикание – это нарушение темпа ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

    При заикании ребенка наблюдаются в речи повторы отдельных звуков, слогов, а также вынужденные остановки. Чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.

    Причины заикания:

      Предрасполагающие факторы (“почва”):
    • наследственная отягощенность;
    • поражение головного мозга в различные периоды развития; внутриутробные и родовые травмы, асфиксия, инфекционные заболевания, травмы головы;
    • невропатические особенности ребенка (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
    • Неблагоприятные условия:

    • физическая ослабленность детей;
    • ускоренное развитие речи (3-4 года);
    • скрытая психическая ущемленность ребенка;
    • недостаточное развитие моторики, мимико-артикулярных движений.
    • Основным симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта длительностью от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).

      Медицинский центр РеаМед предлагает услуги неврологии: лечение ДЦП, заикание; психо-речевое и речевое развитие ребенка – лечение; массаж в Казани и Набережных Челнах.

      Я добровольно даю свое согласие на обработку ООО «РеаМед» (далее («Медицинский центр») своих персональных данных, включающих фамилии, имя, отчество, контактный телефон, в целях записи на прием к специалистам Медицинского центра. Предоставляю право Медицинскому центру передавать свои персональные данные должностным лицам Медицинского центра в целях записи на прием и внутреннего учета Медицинского центра.

      Предоставляю Медицинскому центру право осуществлять все действия (операции) с моими персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение. Медицинский центр вправе обрабатывать мои персональные данные путем внесения их в электронную базу данных Медицинского центра.

      Настоящее согласие действует бессрочно до момента его отзыва мною, который осуществляется путем направления в адрес Медицинского центра по почте заказного письма с уведомлением о вручении, либо путем вручения лично под расписку представителю Медицинского центра письменного заявления об отказе от предоставления настоящего согласия.

      В случае получения Медицинским центром письменного заявления от меня об отзыве настоящего согласия, Медицинский центр обязан прекратить обработку моих персональных данных в течение 10 (Десяти) календарных дней с момента получения такого заявления.

      www.reamed-kazan.ru

      Заикание – это речевое нарушение. Оно проявляется в виде расстройства нормального ритма и плавности речи, заминками и остановками, вынужденным повторением звуков и слогов. Заикание обусловлено судорогами органов, составляющих речевой аппарат.

      Различают тонические и клонические судороги. Тонические связаны с внезапным повышением тонуса мышц речевого аппарата, в результате чего заикающемуся приходится затрачивать большие усилия, чтобы продолжить речь. Отсюда возникают протяженные паузы или напряженное и избыточно длинное произнесение звуков. Клонические судороги выражаются в многократном сокращении мышц, что проявляется в повторном произнесении отдельных слогов или звуков. Как правило, эти виды судорог сопутствуют друг другу. Судороги могут охватывать группы мышц, относящиеся к различным отделам речевого аппарата: артикуляционному (губы, нижняя челюсть, язык, мягкое нёбо), дыхательному, голосовому.

      В большинстве случаев заикание возникает в возрасте от 2 до 6 лет, когда ребенок осваивает фразовую речь – построение длинных и сложных речевых конструкций. У мальчиков заикание возникает в 4 раза чаще, чем у девочек, что может быть связано с тем, что девочек навыки мелкой моторики и речевой артикуляции развиваются быстрее.

      Возникшее заикание может пройти спонтанно (в период от нескольких часов до нескольких месяцев), однако в большинстве случаев становится хроническим.

      Тяжесть заикания во многом зависит от фиксации внимания заикающегося на данном дефекте. Если заикающийся концентрируется на своём дефекте, он начинает его скрывать, прибегать к различным уловкам, стараться говорить как можно меньше (особенно при общении с малознакомыми людьми). При отсутствии эмоциональной и профессиональной медицинской поддержки ситуация может усугубиться. Могут развиться постоянный психологический дискомфорт, острое чувство собственной неполноценности, болезненная мнительность, страх перед ситуацией общения, боязнь людей.

      Степени тяжести заикания

      По степени тяжести различают следующие формы заикания:

    • легкую – заикание проявляется только при быстрой речи в возбужденном состоянии. В этом случае речевые задержки легко преодолеваются, фиксации на заикании не происходит;
    • среднюю – в обычной обстановке заикание проявляется редко и легко преодолевается, при психологическом дискомфорте или эмоциональном возбуждении заикание усиливается;
    • тяжелую – заикание проявляется постоянно.
    • Наиболее выраженным заикание бывает в подростковом и юношеском возрасте, а после 30 лет его проявления слабеют.

      Причины заикания

      Существуют факторы, способствующие возникновению заикания, прежде всего, это:

    • наследственность (невропатическая отягощенность родителей, врожденная слабость речевого аппарата);
    • невропатические особенности самого человека (повышенная тревожность, раздражительность и т.д.);
    • нарушения деятельности головного мозга;
    • физическая ослабленность ребенка;
    • недостаточное развитие моторики, мимики и артикуляции;
    • психологический дискомфорт, дефицит позитивных эмоциональных контактов со взрослыми;
    • неправильные речевые привычки (речь на вздохе, слишком быстрая речь и т.д.)
    • Всё это создаёт благоприятные условия для развития заикания, но обычно оно начинается в результате воздействия провоцирующего фактора – толчка, непосредственно его вызывающего. Таким толчком могут быть:

    • травмы, органические нарушения мозга;
    • истощение нервной системы (например, в результате инфекционных заболеваний);
    • психическая травма (сильный испуг);
    • педагогические ошибки (переучивание леворукости, перегруз абстрактными понятиями или сложными речевыми конструкциями);
    • подражание заиканию.
    • Методы лечения заикания

      Наиболее легко заикание преодолевается в раннем возрасте (до 4-х лет). Вообще с заиканием легче справиться, если:

    • стаж заикания невелик;
    • у заикающегося нет концентрации внимания на заикании (нулевая степень фиксации);
    • в судороги вовлечены только отдельные группы мышц.
    • Поэтому родителям необходимо следить за речью ребенка. При проявлении первых признаков заикания следует сразу же обращаться к врачу (логопеду или неврологу). Указывать на возможность развития заикания могут следующие симптомы:

    • ребенок испытывает затруднения перед началом речи;
    • ребенок повторяет первые слова фразы или первый слог первого слова;
    • наблюдаются вынужденные остановки в середине фразы (и даже слова);
    • в речи возникают лишние звуки (а или и) перед некоторыми словами;
    • ребенок вдруг замолкает и отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок начинает говорить, уже заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту, заикание можно предотвратить.

    Заикающийся ребенок обязательно должен находиться под наблюдением врачей (логопеда и детского невролога). Без врачебного контроля заикание может принять тяжелую форму и повлиять на коммуникативные способности ребенка. Важно также соблюдать следующие правила:

  • ребенок должен находиться в спокойной, благожелательной психической обстановке (это, прежде всего, относится к обстановке в семье);
  • ребенок не должен пугаться (страшные мультфильмы и книги должны быть исключены);
  • информация (книги, фильмы и т.д.), получаемая ребенком, должна соответствовать его возрасту;
  • ребенку не следует смотреть взрослые телепередачи и вообще долго смотреть телевизор;
  • ребенка не следует слишком баловать, поскольку для избалованного ребенка даже намек на ограничение и запрет может оказаться психологической травмой;
  • родители сами не должны говорить слишком быстро или слишком медленно (не по слогам и не нараспев);
  • рекомендуются занятия пением, музыкой и танцами. Они способствуют развитию правильного дыхания и чувства ритма.
  • Лечение заикания может включать широкий комплекс мер: логопедические занятия, физиотерапию, психотерапевтическую помощь, медикаментозное лечение. Методика лечения подбирается индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации.

    Цель логопедических занятий – изменение речевой практики. Ребёнку необходимо показать, как строить речь без нарушений, и привить навык подобной речи. Используемые упражнения направлены на ритмизацию речи, замедление её темпа, нормализацию речевого дыхания, расслабление артикуляционной мускулатуры, выработку выразительных речевых интонаций.

    Целью рефлексотерапии при заикании является стабилизация эмоционального состояния, снятие напряжения

    Аппаратная физиотерапия при заболевании направлена, прежде всего, на нормализацию тонуса лицевых мышц. Для этой цели могут использоваться дарсонвализация круговой мышцы рта и передней поверхности шеи, диадинамотерапия на область проекции гортани. Для нормализации функций центральной нервной системы может быть рекомендован электросон.

    При лечении заикания у взрослых параллельно с логопедическими занятиями рекомендуется пройти курс психотерапевтического лечения, а в случае детского заикания – получить консультацию детского психолога.

    Психотерапия направлена на формирование чувства уверенности в способности говорить правильно. Используются рациональная психотерапия (разъяснение механизма заикания и способов его преодоления), методы прямого и косвенного внушения, обучение пациента управлению своим психоэмоциональным состоянием (аутотренингу).

    Медикаментозная терапия при заикании включает использование противосудорожных препаратов и транквилизаторов. Данные препараты имеют серьёзные побочные действия, поэтому применение их допустимо только в особенно тяжёлых случаях.

    Уменьшить нервное напряжение, являющееся причиной заикания, помогут прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и подвижные игры. Рекомендуются посещение бассейна, лечебная физкультура и массаж.

    www.fdoctor.ru

    ЧТО ТАКОЕ ЗАИКАНИЕ

    Заикание – дефект речи, при котором происходит повторение слогов, звуков либо протяжное произношение отдельных звуков. Заикание как заболевание известно очень давно.

    Заикание разделяется на тоническое (паузы в речи либо пролонгация отдельного звука) и клоническое (повторение слогов или даже слов). Бывает также смешанный тип заикания.

    Возникнуть заикание может в любом возрасте, но, как правило, проявляется в период с 2 до 5 лет, когда активно формируется речь. Причём, заикание у мальчиков бывает чаще, чем у девочек. Усугубиться заикание может в подростковом возрасте.

    Заикание у детей легче всего поддаётся лечению. Избавившись от заикания, ребёнок будет правильно развиваться. Тогда как невылеченное заикание может нанести ещё большую травму ребёнку и создать целый ряд комплексов.

    ПОЧЕМУ ПРОИСХОДИТ ЗАИКАНИЕ

    Механизм заикания связан с нарушенной деятельностью головного мозга. В речевых центрах возникает излишнее возбуждение. Оно передаётся другим структурам, в том числе двигательным центрам и отделам, отвечающим за эмоции. Вот почему при заикании часто проявляются различные тики (подрагивание век, губ, конечностей). Излишнее возбуждение вызывает спазмы мыщц речевого аппарата. Такие судороги и вызывают заикание.

    ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ

    В разные годы причины заикания и методы лечения заикания рассматривали по-разному. Современные учёные сходятся во мнении, что заикание вызывают судорожные сокращения в речевом аппарате. Основными причинами заикания называют психологические.

    Наследственный фактор срабатывает лишь в 20% случаев. Все остальные причины заикания, так или иначе, связаны с психо-эмоциональным состоянием.

    Некоторые врачи считают, что заикание у детей закладывается при поражении головного мозга ещё в утробе либо во время родов. Патология протекает бессимптомно, поэтому долгое время остаётся незамеченной.

    Часто причиной развития заикания у детей служит психологическая травма (сильный испуг, страх). Это, так называемое, психогенное заикание. Основной способ избавиться от заикания этого типа – ликвидировать источник страха. В большинстве случаев психогенное заикание проходит по мере взросления человека, даже без комплексного лечения заикания.

    К другим причинам заикания относят:

    повышенную раздражительность, постоянное эмоциональное переутомление

    замкнутость, социальную неадаптированность

    физическую недоразвитость речевого аппарата

    чрезмерно ускоренное развитие речи ребёнка

    неправильное формирование речи с самого детства

    различные травмы, контузии

    асфиксию при родах

    Очень часто у заикающихся людей есть сопутствующие вегетативные нарушения (к примеру, повышенное внутричерепное давление, гипотония мышц и др.).

    ПОЧЕМУ ЛЕЧИТЬ ЗАИКАНИЕ НЕОБХОДИМО

    Заикание считается 100% излечимым дефектом. С возрастом человек может полностью избавиться от заикания. По статистике лишь около 2% всего взрослого населения заикаются.

    Но нельзя ждать, что заикание у ребёнка пройдёт само по себе. Скорректировать проблему должен профессионал.

    При отсутствии лечения заикания, у ребёнка формируются психологические комплексы:

    волнение даже при разговоре с близкими людьми

    стеснение, застенчивость в общении окружающими

    излишняя впечатлительность и возбудимость

    появление различных страхов, фобий

    нерешительность, слабоволие, пассивность при сложных ситуациях

    Заикание у детей препятствует их полноценному общению со сверстниками, а значит и развитию различных навыков. Обычно заикающиеся дети замкнуты и сложно находят контакт. Не избавившись от заикания, они чувствуют себя по жизни неуверенными, неполноценными людьми.

    Заикание не только неприятный внешний недостаток речи. Часто заикание может свидетельствовать о наличии серьезных нарушений в ЦНС, требующих незамедлительного лечения. При первых признаках заикания не откладывайте визит к детскому неврологу.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ЗАИКАНИЕ

    Лечением заикания в Челябинске занимаются многие. Однако специализированным комплексным подходом к проблеме отличаются лишь единичные медицинские центры. Специфика заикания в том, что при лечении заикания нужно воздействовать не только на функциональную, но также на психологическую сторону проблемы. Чтобы вылечить заикание, нужен терапевтический, коррекционный и педагогический подходы одновременно.

    НИИ Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго» располагает богатым опытом лечения заикания в Челябинске. Заикание у детей любого возраста здесь лечат логопеды, психологи, неврологи. Программа по лечению заикания подбирается индивидуально для каждого ребенка с учётом степени нарушения речи и первопричины заикания.

    Ответ на вопрос как лечить заикание и как скоро ждать результатов лечения в каждом конкретном случае будет получен только после проведенной диагностики.

    В НИИ Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго» для лечения заикания могут рекомендовать:

    Микрополяризация — высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии. Микротоки, схожие с естественными импульсами головного мозга стимулируют восстановление поврежденных структур мозга и нормализуют их работу. Терапия хорошо переносится детьми различного возраста. Методика, разработанная питерскими врачами, около 10ти лет успешно применяется в медицинских центрах по всему миру. В Челябинске метод представлен исключительно в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» на Каслинской, 97В.

    Томатис терапия ( носит название по фамилии изобретателя ) – педагогическая программа для стимуляции развития мозга. Особым образом подобранные комбинации звука тренируют мышцы уха, а, следовательно, мозг, что заставляет его работать быстрее, четче и эффективнее.

    Логопедический массаж – комплекс индивидуально подобранных упражнений для развития артикуляционного аппарата и ликвидации речевых нарушений. Различают пальчиковый и зондовый логопедический массаж. Проводится в форме игры.

    Су джок терапия — стимуляция биологически активных точек на кистях и стопах массажем, семенами растений, магнитами, цветом. Помогает гармонизировать ток энергии в организме и восстановить утраченные функции внутренних органов. Эффективна при лечении ДЦП, при речевых и моторных нарушениях, нервозности. Проводится в форме игры.

    Массаж – эффективен при заикании массаж мышечный сегментарный и точечный. В первую очередь массируется область шеи, затылка, воротниковой зоны. Специальные техники поглаживания, растирания, разминания снимают нервное напряжение, устраняют тонус мышц, усиливают кровообращение. Сегментарный массаж при заикании улучшает питание головного мозга и улучшает его работу. Во время точечного массажа при заикании воздействие происходит на биологически активные точки, расположенные на голове. Они отвечают именно за речевую функцию. Стимулирование этих точек позволяет восстановить речь всего за несколько курсов.

    В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» готовы оказать квалифицированную медицинскую помощь детские специалисты различного профиля. Запишитесь на консультацию.

    ООО «НИИ Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго», центр педиатрии и детской неврологии Юр.адрес: 454085, г. Челябинск, Университесткая набережная, 34

    8 (351) 734-55-63
    +7 919 344-53-04

    МАГНИТОГОРСКул. 50 лет Магнитки, 33А 8 (3519) 412-888

    deti-indigo74.ru

    Заикание — это не болезнь, а проявление болезни, один из её симптомов. Если заикание — следствие логоневроза (то есть, человек заикается только при общении с другими людьми, при волнении, выступлении на публике и т.д.), то лечить его нужно у врача-психотерапевта. Если заикание является следствием органической патологии (человек заикается постоянно, в том числе наедине с собой — вне ситуаций общения), то подобное расстройство следует лечить, в первую очередь, у врача-невролога.

    Методы преодоления заикания

    Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения.

    Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой кампании в данном случае неприемлема!

    Факты о заикании:

  • Исследования показали, что трое из четырех детей заикавшихся в детстве, прекращают заикаться в юношестве. Некоторые дети прекращают заикаться в первый же год от начала заикания;
  • в раннем возрасте число заикающихся мальчиков больше числа заикающихся девочек в соотношении 2:1;
  • заикается более 50 миллионов человек, это приблизительно 1% населения,
  • среди известных людей заикались: Уинстон Черчиль, Мерилин Монро, Брюс Уиллис, Георг VI, что совсем не помешало им добиться успеха в жизни
  • Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:

  • Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
  • Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту.
  • Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи.
  • Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти.
  • Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.)
  • Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном.
  • Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
  • Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.
  • Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
  • Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
  • Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма.
  • Мифы о способах лечения заикания:

  • Ребенок может контролировать заикание.
  • Заикание можно вылечить, если ударить кухонным полотенцем ребенка по губам.
  • Заикание можно вылечить, если дать ребенку под язык мускатный орех.
  • Смазать горло мазью.
  • Молитва священника (индийского /африканского).
  • Разговаривать со своим изображением в зеркале.
  • Заикающийся должен кушать фрукты, которые клевала птица
  • Дать заикающемуся пощечину в облачную погоду.
  • Как родители могут помочь своему ребенку?

    Самое главное — научить его правильно дышать! Это безоговорочно, прежде всего. Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

    Заикающемуся ребенку надо изменить стереотип дыхания и речи:

  • следует научиться дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;
  • нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании — создать так называемую «опору»;
  • надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.
  • Предлагаем упражнения для воспитания навыков полного вдоха

    Упражнение 1

    Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.

    Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота вы­пятилась вперед, поднимая вашу руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Проделать 3—5 таких плавных ритмических дыханий. Научитесь произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха. Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.

    Упражнение 2

    После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Положить ладони на переднебоковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Повторить упражнение 3-6 раз.

    Основным подходом в преодолении заикания является выработка у ребенка более плавной и медленной речи.

    В нашем центре разработана комплексная программа лечения заикания у детей

    neuro-practika.ru