Мелкая моторика ребенка с аутизмом

Развитие мелкой моторики рук у детей с ранним детским аутизмом в играх с крупами

Оксана Куприна
Развитие мелкой моторики рук у детей с ранним детским аутизмом в играх с крупами

Одной из задач нашего детского сада является развитие мелкой моторики рук детей с недостатками развития. У детей с ранним детским аутизмом имеются отклонения в развитии мелкой моторики рук, недостаточно сформированы навыки зрительно — двигательной координации. Это отрицательно сказывается на становление навыков письма и других видах ручной деятельности детей. Дошкольники с ранним детским аутизмом испытывают большие трудности в таких видах деятельности где необходимы точные координированные движения рук такие как рисование, лепка,одевание и др. Поэтому так необходимо развивать у дошкольников с ранним детским аутизмом точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность. В своей работе я использую различные игры и пособия для развития мелкой моторики рук. Одним из них являются игры с крупами. Наши дети с удовольствием включаются в игру: перебирают пальчиками крупы,сортируют их по цвету,форме, отыскивают в крупе различные игрушки.

Примеры игр с крупами.

1. В крупе «закапываем» мелкие игрушки из киндер — сюрприза. Ребёнок вытаскивает их руками или ложкой.

2. Насыпаем в миску красную и белую фасоль. Ребёнок должен разложить фасоль в разные мисочки, сортируя её по цвету.

3. Манку насыпаем на поднос или в широкую миску и разравниваем её.Ребёнок рисует на ней различные узоры, фигуры или рисунки.

4. Смешиваем манку и макароны в одной миске. На другую миску ставим ситечко. При пересыпании макароны остаются в сите. Их пересыпаем в другую миску.

5. Выкладывание дорожек или узоров по образцу или самостоятельно.

6. Смешиваем в миске различные крупы. У меня макароны, фасоль красная и белая. Ребёнок сортирует крупы в разные мисочки.

7. Тренируем щипковый захват. Берём фасолину большим и указателеным пальцами и опускаем её в маленький пузырёк.

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Презентация «ранний детский аутизм» Презентация по теме «ранний детский аутизм». Предназначена специалистам, воспитателям, родителям. Была представлена на конкурсе «Воспитатель.

www.maam.ru

Десять активностей для развития крупной моторики у детей с РАС

Развитие крупной моторики полезно всем детям без исключения. Мы предлагаем вам внедрить в повседневную жизнь все 10 видов активной физической деятельности.

Однако стоит приготовиться, что некоторые из них будут не просто лёгким развлечением, а настоящим вызовом чувству равновесия, координации, силе мышц и проприоцептивной чувствительности, а также коммуникативным способностям и даже воображению. Итак, приступаем!

1. Маршировка

Внедряйте разнообразные базовые задания на имитацию:

  • Сделай шаг – вперёд, назад, в бок
  • Топни – одной ногой, другой
  • Поочерёдно топай обеими ногами — с усилием
  • Быстро шагай на месте – руки свободно, руки на пояс
  • 2. Прыжки на батуте

    Понятное дело, батут не всегда доступен в домашних условиях. Найдите игровой центр, где они в широком ассортименте. Или посещайте сенсорную комнату.

    Ряд возможных заменителей для батута:

  • Замените батут прыжками на фитнес-мяче, зажав его ногами к дивану и держа ребёнка за руки
  • Купите домой резиновую полусферу для фитнеса
  • На даче отведите для прыжков стопку матрасов или старый диван
  • Ищите варианты! Потому что данный вид активности крайне полезен для детей с РАС, особенно невербальных или с дополнительным моторным компонентом в речевой задержке.

    Что особенно полезно в таких прыжках – это их успокаивающий и фокусирующий эффект. Давно известно, что перед любыми занятиями за столом (АВА-тренер, дефектолог, изучение книг, карточек или мелкомоторные игры) стоит 10-15 минут позаниматься активностью на балансировку, и ребёнок покажет новые вершины сосредоточенности.

    3. Игры в мяч

    Безукоризненный снаряд для движения – самый обычный мяч. Он дёшево стоит, легко носится с собой на прогулки, может быть использован дома и дарит нам в помощь множество вариантов для целенаправленных манипуляций руками и ногами.

    1. Сначала научите ребёнка катить мяч к вам и отслеживать ваше обратное движение.
    2. Затем покажите, как бросать мяч разными способами: вперёд снизу вверх, подняв руки на уровень плеч, замахиваясь из-за головы.
    3. Добейтесь, чтобы ребёнок ловил мяч двумя руками и не боялся, когда вы бросаете мяч в ответ. Всё это станет вехами большого пути в освоении бесценного инструмента игры.
    4. Усложняйте задачи постепенно. Забросить мяч в крупную коробку — в мелкую коробку — в кольцо на уровне глаз — в кольцо повыше и ловить внизу, как в настоящем баскетболе.
    5. Предложите бросать одновременно два мяча одного размера, разного размера.
    6. Поднимать по 2 и 3 мяча, удерживая их соприкосновением между собой.

    www.corhelp.ru

    Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра.

    В данной публикации мы ознакомим Вас с некоторыми видами деятельности и упражнениями для развития мелкой моторики, которые могут оказаться полезными для родителей и специалистов, работающих с аутичными детьми. Некоторые из описанных в статье упражнений могут также использоваться для занятий с детьми с иными особыми потребностями.

    Для младенцев и детей дошкольного возраста полезными считаются такие виды деятельности, которые поддерживают развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев. Ребенок должен развить силу и ловкость рук и пальцев прежде, чем ему необходимо будет манипулировать карандашом или ручкой. Занятия, направленные на развитие силы и ловкости рук, помогают избежать формирования неправильного захвата карандаша/ручки, что становится все более распространенным явлением, поскольку дети чаще и чаще начинают обучаться письму прежде, чем их руки становятся к этому готовы.

    Представленные ниже виды деятельности предполагают использование манипулятивных предметов, которые поддержат развитие навыков мелкой моторики у ребенка и помогут сформировать силу и ловкость в руках, необходимые для того, чтобы держать карандаш и ручку правильно.

    Виды деятельности для развития мелкой моторики.

    • Формирование шариков из пластилина: ладони рук обращены друг к другу, пальцы слегка согнуты по направлению к ладоням.
    • Формирование маленьких шариков из пластилина (размером с горох), используя исключительно кончики пальцев.
    • Использоваие колышков или зубочисток для оформления фигурок из пластилина.
    • Разрезание пластилина при помощи пластикового ножа или круглого ножа для пиццы, удерживая инструмент в диагональном ладонном захвате.
    • Разрывание газеты на ленты с последующим скатыванием их в шарики. Может использоваться для набивки чучел или иного художественного творчества.
    • Скомкивание одного листа газеты одной рукой. Это отличное упражнение для детей на формирование силы рук.
    • Использование спрея для полива растений при распылении воды на снег (можно смешать пищевой краситель с водой, чтобы снег окрашивался) или для «растапливания монстров» (нарисуйте монстров на бумаге маркерами или красками, под воздействием спрея цвет размоется).
    • Поднятие предметов с использованием крупного пинцета. Это упражнение может быть адаптировано под интересы конкретного ребенка, например, для поднятия жевательных конфет, маленьких кубиков, хлопьев и т.п., а также в играх на счет.
    • Выброс кубика, путем смыкания ладоней рук, формируя пустое пространство между ними.
    • Использование мелких отверток.
    • Шнуровка и нанизывание различных предметов (кукурузные кольца, макароны и т.п.)
    • Использование пипеток для забора цветной воды или смешивания цветов во время работы с краской на бумаге.
    • Скатывание маленьких шариков из тонкой бумаги, затем наклеивание их на плотный картон для формирования картинок или фигурок.
    • Переворачивание карточек, монет, шашек, пуговиц без переноса их к краю стола.
    • Создание изображений с использованием наклеек или самоклеящейся бумаги.
    • Игры с куклами-марионетками, используя большой, указательный и средний пальцы рук.

    Занятия с использованием ножниц.

    Если ребенок правильно держит ножницы, и они хорошо подходят к размеру его руки, разрезание бумаги тренирует именно те мышцы, которые необходимы для манипулирования карандашом при помощи захвата тремя пальцами рук. Правильное положение ножниц предполагает нахождение большого и среднего пальца в ручках ножниц, а указательного пальца на внешней стороне ручки для стабилизации, с безымянным пальцем и мизинцем, согнутыми по направлению к ладони.

    • Разрезание рекламных буклетов и другой полиграфии.
    • Изготовление резного края плотной бумаги.
    • Разрезание ножницами пластилина.
    • Резка соломы или мелко нарезанной бумаги.

    Сенсорные виды деятельности.

    Следующие упражнения необходимы для развития мышечной силы и выносливости, а также для формирования у ребенка контроля над действиями рук.

    • Ходьба «крабом».
    • Игры с хлопками в ладоши (ладушки, громко/тихо и т.п.).
    • Ловля (хлопком) мыльных пузырей в ладони.
    • Рисование в тактильной среде, например, в мокром песке, соли, рисе и пасте. Пасту можно изготовить путем добавления воды к кукурузному крахмалу до получения смеси, имеющей консистенцию зубной пасты. Вязкость подобных смесей обеспечивает «обратную связь» для мышечных рецепторов и суставов, тем самым способствуя формированию зрительно-моторного контроля.
    • Выбор мелких предметов, таких как колышки, бусы, монеты, из коробок с солью, рисом и т.п. Это же упражнение можно попробовать выполнить с закрытыми глазами. Это помогает развить у ребенка сенсорный контроль над руками.

    Переход средней линии.

    На данном этапе у ребенка все еще происходит формирование ведущей руки. Следующие виды деятельности способствуют развитию навыка перехода средней линии у детей:

    • Поощряйте ребенка к тому, чтобы он брал материалы обеими руками. Этот навык необходим для включения второй руки в работу, что позволит избежать смены рук при переходе средней линии.
    • Не удерживайте ребенка от использования левой руки в какой бы то ни было деятельности. Позвольте процессу формирования ведущей руки протекать естественным образом и предлагайте ребенку стимулы и занятия в районе средней линии, позволяя ему выбирать руку самостоятельно.
    • Начинайте вводить понятия «правый» и «левый» посредством спонтанных комментариев, например, «ударь по мячу правой ногой». Играйте в игры, предполагающие имитацию позы тела и движений.
    • При работе с красками и кисточками поощряйте ребенка к тому, чтобы он проводил непрерывные линии через весь лист бумаги, а также по диагонали.

    Упражнения на разработку навыков письма.

    Существуют некоторые важнейшие предварительные навыки, необходимые для развития навыков письма, и их формирование начинается еще в младенческом возрасте. Следующие виды деятельности поддерживают и способствуют развитию мелкой моторики и визуально-моторному развитию.

    Устойчивость и равновесие тела.

    Суставы ребенка должны быть развитыми и устойчивыми для того, чтобы руки могли свободно концентрироваться на выполнении конкретных задачах мелкой моторики.

    • Ходьба «крабом»
    • Отжимания от стены
    • Шведские стенки
    • Кольца и дорожки из перекладин на детских площадках
    • Игры с пластилином

    Навыки мелкой моторики.

    Как только у ребенка формируется некоторая устойчивость в теле, в его руках и пальцах начинает развиваться ловкость, а также формируются различные виды захватов. Дети гораздо быстрее развивают навыки мелкой моторики, если они как можно больше работают с вертикальной или почти вертикальной поверхностью. В частности, запястья должны иметь хорошую растяжку (при сгибе назад в направлении руки).

    • Прикрепите на стену большой лист бумаги для рисования. Попросите ребенка взять в руки большой маркер и попробуйте выполнить с ним следующие упражнения для развития визуально-моторных навыков:
    — начертите образец фигуры одним движением, не отрывая руки;
    — попросите ребенка провести линию поверх вашей линии, слева направо, сверху вниз;
    — обведите каждую фигуру как минимум 10 раз;
    — затем попросите ребенка нарисовать такую же фигуру рядом с образцом несколько раз.

    • Поиграйте в игру «Соединить по точкам». Убедитесь в том, что ребенок последовательно соединяет точки слева направо и сверху вниз.
    • Обводите трафареты. Рукой, не являющейся доминантной, ребенок удерживает трафарет и стабилизирует его положение по отношению к бумаге, а доминантной рукой давит на карандаш, подталкивая его вплотную к краю трафарета.
    • Прикрепите большой кусок войлока к стене. Ребенок может использовать войлочные фигуры для рисования. Магнитные доски можно использовать таким же образом.
    • Позанимайтесь с ребенком у обычной доски, используя мел вместо маркера. Выполните действия, которые были предложены выше.
    • Рисование на мольберте. Некоторые из упражнений, описанных выше, могут выполняться с использованием мольберта.

    Зрительно-моторный контроль.

    Зрительно-моторный контроль означает способность глаз работать вместе, отслеживая местоположение предметов и удерживая их в поле зрения, когда это необходимо.

    • Направьте луч фонарика на потолок. Уложите ребенка на спину или на живот и попросите его визуально следить за движением света слева направо, сверху вниз и по диагонали.
    • Поиск скрытых изображений на рисунках.
    • Лабиринты (часто встречаются в детских журналах и книгах).

    Зрительно-моторная координация.

    Зрительно-моторная координация предполагает точность в действиях размещения, направления, а также в ощущении положения в пространстве.

    • Забрасывание мячиков в кольцо на полу с постепенным увеличением расстояния.
    • Игры в бросок и ловлю мяча. Начните с большого мяча и постепенно переходите к более маленьким.
    • Поиграйте в боулинг, предложив ребенку сбить кегли (или бутылки из-под содовой) при помощи небольшого мяча.
    • Удары по надувному шарику среднего размера.

    autism-aba.blogspot.com

    Исследование. Дети с аутизмом пишут слишком крупными и неровными буквами

    Исследователи определили, как проблемы с моторикой при аутизме приводят к трудностям с письмом

    Каллиграфы обладают особой манерой письма и, по всей видимости, люди с аутизмом тоже. Новое исследование, опубликованное 28 июня в журнале «Исследования нарушений развития» (Research in Developmental Disabilities), показывает, что дети с аутизмом предпочитают писать очень большими и широкими письменными буквами, что может указывать на сложности с мелкой моторикой.

    В процессе письма наклон и размер букв в почерке этих детей всё время меняются. Возможно, это объясняется тем, что они пишут быстрее, чем их сверстники, и затрачивают на это больше энергии.

    Около 80% детей с аутизмом испытывают проблемы с навыками крупной моторики, такими как бег или бросание мяча. У многих из них также вызывают затруднения задания, требующие использования мелкой моторики, такие как вырезание ножницами или разборчивое письмо — сложный навык, для которого необходима одновременная работа зрительного восприятия, моторики и памяти.

    Крупный почерк или макрография встречается не только у людей с аутизмом. Взрослые с повреждениями мозжечка или болезнями Паркинсона и Хантингтона (расстройства, которые затрагивают отделы мозга, отвечающие за планирование движений) также пишут крупными буквами.

    В новом исследовании специалисты попросили 26 детей с высокофункциональным аутизмом и 17 детей из контрольной группы в возрасте от 8 до 13 лет, написать письменную маленькую английскую «л» («l») четыре раза на экране электронного планшета.

    Они выяснили, что буквы «л», написанные детьми с аутизмом, в среднем на 1 сантиметр выше и на 4 сантиметра шире, чем те, что были написаны контрольной группой. Дети с аутизмом также испытывали сложности, ловя и бросая мяч, и показали низкий уровень в тестах на ловкость и равновесие.

    Эти результаты позволяют предполагать, что макрография связана с проблемами моторных навыков и трудностями координации между руками и глазами, а не с возрастом или уровнем интеллекта, что подтверждается и результатами предыдущих исследований.

    Дети с аутизмом также производили больше шума в процессе письма, чем контрольная группа, что указывает на большие затраты энергии на мышечные движения в пальцах и запястьях.

    Исследователи упоминают два способа, которые помогают улучшить почерк у детей с аутизмом: демонстрация визуального образца для письма и исправление осанки.

    Комментарий Любовь Николаевны Ененковой, дефектолога, специалиста по сенсорной интеграции, эксперта Фонда «Выход»:

    Эта проблема связана не столько с мелкой моторикой, сколько с распределением мышечного тонуса и проприоцепцией. Мелкая моторика в данном случае — это удержание ручки или карандаша, а то, что дети затрачивают на письмо больше энергии, это как раз проблема распределения мышечного тонуса. Крупными буквами легче писать — не приходится так сильно напрягаться по поводу зрительно-моторной координации (попасть в строчку). Кроме того, движение всей рукой от плеча (как и пишут чаще всего дети с нарушениями обработки сенсорной информации) предполагает именно крупное письмо.

    Здесь можно говорить и о зрительно-моторной памяти, когда учат букву и прописывают ее в воздухе. Понятно, что она в воздухе огромная, а вот двигательный паттерн остается в мозгу и если потом не тренировать навык в условиях разлинованного пространства, то почерк может так и прыгать. Не зря в СССР было несколько видов линовки тетрадей, не считая клеточки. И каждая линовка давалась на определенном этапе освоения письма. Сейчас же наступила вольница — пишем на планшете, на доске, в альбоме — там линовки нет. В вальфдорских школах линуют альбомный лист, но там придерживаются алгоритма линовки от широкой к уменьшению ширины полоски.

    Под «демонстрацией визуального образца» может подразумеваться как образец в прописях, так и образец двигательного акта письма, как и куда вести рукой. Но для людей с аутизмом, на мой взгляд, это не работает. Они все-таки берут букву как символ и копируют ее гештальтом, то есть, целиком, а не частями. Именно вся буква целиком и дается в иностранных прописях, а на ней стрелочками помечаются направления для письма.

    outfund.ru

    Мелкая моторика ребенка с аутизмом

    Министерство образования и науки Российской федерации
    ФГБОУ «Оренбургский Государственный Педагогический Университет»
    Кафедра «Специальной психологии»

    Особенности мелкой моторики старших дошкольников с аутизмом
    и задержкой психического развития.

    Исполнитель:
    Студентка 303 группы ф-та психологии
    Зубкова Маргарита Александровна
    Научный руководитель:
    Камалова Н. В.

    Оглавление

    Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей развития мелкой моторики у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

    1.1 Исследование проблемы развития и формирования мелкой моторики у старших дошкольников……………………………………………………………
    1.2 Проблема развития мелкой моторики у старших дошкольников с аутизмом…………………………………………………………………………….
    Выводы по теоретической части…………………………………………….
    Глава 2. Исследование особенностей мелкой моторики у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
    2.1 Организация и методы исследования .
    2.2 Результаты исследования и их анализ .
    Выводы по практической части……………………………………………..
    Заключение .
    Библиографический список.

    Введение
    «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).
    Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
    Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
    Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
    На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
    Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук — развиваем и языковой аппарат.
    Объект исследования: двигательная сфера старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
    Предмет исследования: особенности мелкой моторики старших дошкольников, с расстройствами аутистического спектра.
    Гипотеза: у старших дошкольников с аутизмом предполагается наличие особенностей в развитии мелкой моторики в связи с отклонением в развитии.
    Цель исследования: изучение особенностей мелкой моторики старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
    Задачи:

  • Провести теоретический анализ проблемы развития мелкой моторики у старших дошкольников с аутизмом;
  • Выявить особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников с аутизмом;
  • Провести эмпирический анализ полученных данных.
  • В исследовании использовались следующие методы и методики:
    Методы: теоретический анализ литературы, наблюдение, психолого-педагогические методы диагностики.
    Методики:

  • Самостоятельно намазать хлеб;
  • Нарисовать крест;
  • Вырезать ножницами по контуру;
  • Продеть нитку в иголку;
  • Намотать нитку на катушку;
  • Самостоятельно одеться;
  • Выполнить действие двумя руками.

База исследования. Исследования проходили на базе Диаконического центра «Прикосновение», находящегося по адресу: г. Оренбург, ул. Самолетная 89.
Период проведения исследованияс 09.02.2012 по 05.03.2012 года.

www.vseodetishkax.ru