Методика депрессия жмуров

Gurutestov.ru

Гуру в мире тестов

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров)

Шкалы: уровень депрессии

Назначение теста

Инструкция к тесту

Читайте каждую группу показаний (их 44) и выбирайте подходящий вариант ответа – a, b, c или d.

1.
1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.
2. Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
3. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
4. Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно.
2.
1. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.
2. У меня иногда бывает такое настроение.
3. У меня часто бывает такое настроение.
4. Такое настроение бывает у меня постоянно.
3.
1. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
2. У меня иногда бывает такое чувство.
3. У меня часто бывает такое чувство.
4. Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
4.
1. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.
2. У меня иногда бывает такое чувство.
3. У меня часто бывает такое чувство.
4. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.
5.
1. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).
2. У меня иногда бывает такое чувство.
3. У меня часто бывает такое чувство.
4. Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).
6.
1. У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело.
2. У меня иногда бывает такое состояние.
3. У меня часто бывает такое состояние.
4. Я постоянно нахожусь в таком состоянии.
7.
1. Я спокоен за свое будущее, как обычно.
2. Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.
3. Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.
4. Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.
8.
1. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.
2. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.
3. В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.
4. В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.
9.
1. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.
2. Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.
3. Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.
4. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.
10.
1. Я боязлив(а) не более обычного.
2. Я боязлив(а) несколько более обычного.
3. Я боязлив(а) значительно более обычного.
4. Я боязлив(а) намного более обычного.
11.
1. Хорошее меня радует, как и прежде.
2. Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.
3. Оно радует меня значительно меньше прежнего.
4. Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.
12.
1. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.
2. У меня иногда бывает такое чувство.
3. У меня часто бывает такое чувство.
4. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.
13.
1. Я обидчив(а) не больше, чем обычно.
2. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.
3. Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.
4. Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.
14.
1. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.
2. Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.
3. Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.
4. Я не получаю теперь удовольствие от приятного.
15.
1. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.
2. Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
3. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
4. Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
16.
1. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.
2. Я виню себя за это несколько больше обычного.
3. Я виню себя за это значительно больше обычного.
4. Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.
17.
1. Обычно у меня не бывает ненависти к себе.
2. Иногда бывает, что я ненавижу себя.
3. Часто бывает так, что я себя ненавижу.
4. Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.
18.
1. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.
2. У меня иногда теперь бывает это чувство.
3. У меня часто бывает теперь это чувство.
4. Это чувство у меня теперь не проходит.
19.
1. Я виню себя за проступки других не больше обычного.
2. Я виню себя за них несколько больше обычного.
3. Я виню себя за них значительно больше обычного.
4. За проступки других я виню себя намного больше обычного.
20.
1. Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.
2. Иногда у меня бывает такое состояние.
3. У меня часто бывает теперь такое состояние.
4. Это состояние у меня теперь не проходит.
21.
1. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.
2. Теперь иногда бывает.
3. Оно часто бывает у меня.
4. Это чувство у меня теперь практически не проходит.
22.
1. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.
2. Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.
3. Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.
4. Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.
23.
1. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.
2. Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.
3. Я часто так думаю.
4. Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.
24.
1. Желание умереть у меня не бывает.
2. Это желание у меня иногда бывает.
3. Это желание у меня бывает теперь часто.
4. Это теперь постоянное мое желание.
25.
1. Я не плачу.
2. Я иногда плачу.
3. Я плачу часто.
4. Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.
26.
1. Я не чувствую, что я раздражителен(на).
2. Я раздражителен(на) несколько больше обычного.
3. Я раздражителен(на) значительно больше обычного.
4. Я раздражителен(на) намного больше обычного.
27.
1. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.
2. Иногда у меня бывает такое состояние.
3. У меня часто бывает такое состояние.
4. Это состояние у меня теперь не проходит.
28.
1. Моя умственная активность никак не изменилась.
2. Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.
3. Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), (в голове мало мыслей).
4. Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая).
29.
1. Я не потерял(а) интерес к другим людям.
2. Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.
3. Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.
4. У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть).
30.
1. Я принимаю решения, как и обычно.
2. Мне труднее принимать решения, чем обычно.
3. Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.
4. Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.
31.
1. Я не менее привлекателен(на), чем обычно.
2. Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.
3. Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.
4. Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно.
32.
1. Я могу работать, как и обычно.
2. Мне несколько труднее работать, чем обычно.
3. Мне значительно труднее работать, чем обычно.
4. Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук).
33.
1. Я сплю не хуже, чем обычно.
2. Я сплю несколько хуже, чем обычно.
3. Я сплю значительно хуже, чем обычно.
4. Теперь я почти совсем не сплю.
34.
1. Я устаю не больше, чем обычно.
2. Я устаю несколько больше, чем обычно.
3. Я устаю значительно больше, чем обычно.
4. У меня уже нет никаких сил что-то делать.
35.
1. Мой аппетит не хуже обычного.
2. Мой аппетит несколько хуже обычного.
3. Мой аппетит значительно хуже обычного.
4. Аппетита у меня теперь совсем нет.
36.
1. Мой вес остается неизменным.
2. Я немного похудел(а) в последнее время.
3. Я заметно похудел(а) в последнее время.
4. В последнее время я очень похудел(а).
37.
1. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.
2. Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.
3. Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.
4. Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.
38.
1. Я интересуюсь сексом, как и прежде.
2. Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.
3. Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.
4. Я полностью потерял(а) интерес к сексу.
39.
1. Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось.
2. Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.
3. Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.
4. Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).
40.
1. Я чувствую боль, как и обычно.
2. Я чувствую боль сильнее, чем обычно.
3. Я чувствую боль слабее, чем обычно.
4. Я почти не чувствую теперь боли.
41.
1. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.
2. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.
3. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.
4. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.
42.
1. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.
2. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.
3. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.
4. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.
43.
1. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).
2. Такое однажды со мной было.
3. Со мной такое было два или три раза.
4. Со мной было такое много раз.
44.
1. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.
2. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.
3. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.
4. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Ответы переводятся в баллы по следующей схеме:

Ответ a b c d
Балл 0 1 2 3

Обработка и интерпретация результатов теста

Определяется сумма баллов в соответствии с ключом.:

1-9 – депрессия отсутствует либо незначительна;
10-24 – депрессия минимальна;
25-44 – легкая депрессия;
45-67 – умеренная депрессия;
68-87 – выраженная депрессия;
88 и более – глубокая депрессия.

www.gurutestov.ru

Психолог Юлия Олих

Помогаю создавать отношения, о которых вы мечтаете.

Методика определения уровня депрессии (Жмурова)

Сегодня я хочу предложить вам поработать с Методикой определения уровня депрессии (В. А. Жмурова).

Я встречаюсь с тем, что иногда нам сложно принять свое нересурсное состояние. Мы корим себя за плохое настроение, апатию, усталость, желание поваляться в кровати, вместо активного отдыха. Ощущая бессилие, мы становимся недовольными собой, и ищем возможность поднять себе настроение. Нам может казаться, что что-то с нами не так.

Бывает трудно признать, что мы просто живые люди. Что если много работать без отдыха, то мы устаем, наш организм истощается, и это может переходить в хроническое состояние. Иногда организму для восстановления требуется много сил.

Стресс изнашивает нашу нервную систему. Конфликты в семье, в отношениях, проблемы на работе, страхи и тревоги – забирают нашу жизненную энергию.

Неприятные события выбивают почву из-под наших ног, разрушают привычный мир. И для того, чтобы пережить это, адаптироваться к новым условиям требуется силы, время, ресурсы.

Мы подвержены влиянию внешнего мира. Это факт. Обращая внимание на свое состояние, становясь внимательными к себе, признавая свою усталость, бессилие мы можем позаботится о своем восстановлении. Восстановлении своих физических и душевных сил.

Я предлагаю вам Методику определения уровня депрессии для диагностики вашего текущего состояния. И если окажется, что на данный момент уровень депрессии у вас достаточно высок – это может быть поводом обратить на это пристальное внимание. Начать более бережно заботится о себе, предпринимать шаги и к определению причин этого состояния и действия для его улучшения.

Если вы почувствуете, что для этого вам необходима профессиональная помощь – вы можете написать мне, записаться на консультацию.

Буду рада, если в комментариях вы поделитесь тем, что важного вы взяли для себя после прохождения теста.

olikh.com

Методика депрессия жмуров

Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.

Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.

Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.

Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно.

Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.

У меня иногда бывает такое настроение.

У меня часто бывает такое настроение.

Такое настроение бывает у меня постоянно.

Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.

У меня часто бывает такое чувство.

Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.

У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.

Я часто чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.

У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).

У меня иногда бывает такое чувство.

Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).

У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело.

У меня иногда бывает такое состояние.

У меня часто бывает такое состояние.

Я постоянно нахожусь в таком состоянии.

Я спокоен за свое будущее, как обычно.

Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.

Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.

Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.

В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.

В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно

В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно

В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно

Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.

Таких надежду меня несколько меньше, чем обычно.

Таких надежду меня значительно меньше, чем обычно.

Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.

Я боязлив(а) не более обычного.

Я боязлив(а) несколько более обычного.

Я боязлив(а) значительно более обычного.

Я боязлив(а) намного более обычного.

Хорошее меня радует, как и прежде.

Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.

Оно радует меня значительно меньше прежнего.

Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.

У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.

Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.

Я обидчив(а) не больше, чем обычно.

Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.

Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.

Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.

Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.

Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.

Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.

Я не получаю теперь удовольствие от приятного.

Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.

Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).

Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).

Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).

Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.

Я виню себя за это несколько больше обычного.

Я виню себя за это значительно больше обычного.

Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.

Обычно у меня не бывает ненависти к себе.

Иногда бывает, что я ненавижу себя.

Часто бывает так, что я себя ненавижу.

Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.

У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.

У меня иногда теперь бывает это чувство.

У меня часто бывает теперь это чувство.

Это чувство у меня теперь не проходит.

Я виню себя за проступки других не больше обычного.

Я виню себя за них несколько больше обычного.

Я виню себя за них значительно больше обычного.

За проступки других я виню себя намного больше обычного.

Состояния, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.

Иногда у меня бывает такое состояние.

У меня часто бывает теперь такое состояние.

Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.

Теперь иногда бывает.

Оно часто бывает у меня.

Это чувство у меня теперь практически не проходит.

Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.

Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.

Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.

Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.

Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.

Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.

Я часто так думаю.

Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.

Желания умереть у меня не бывает.

Это желание у меня иногда бывает.

Это желание у меня бывает теперь часто.

Это теперь постоянное мое желание.

Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.

Я не чувствую, что я раздражителен(на).

Я раздражителен(на) несколько больше обычного.

Я раздражителен(на) значительно больше обычного.

Я раздражителен(на) намного больше обычного.

У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.

Это состояние у меня теперь не проходит.

Моя умственная активность никак не изменилась.

Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.

Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а) (в голове мало мыслей).

Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая).

Я не потерял(а) интерес к другим людям.

Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.

Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.

У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть).

Я принимаю решения, как и обычно.

Мне труднее принимать решения, чем обычно.

Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.

Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.

Я не менее привлекателен(на), чем обычно.

Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.

Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.

Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно.

Я могу работать, как и обычно.

Мне несколько труднее работать, чем обычно.

Мне значительно труднее работать, чем обычно.

Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук).

Я сплю не хуже, чем обычно.

Я сплю несколько хуже, чем обычно.

Я сплю значительно хуже, чем обычно.

Теперь я почти совсем не сплю.

Я устаю не больше, чем обычно.

Я устаю несколько больше, чем обычно.

Я устаю значительно больше, чем обычно.

У меня уже нет никаких сил что-то делать.

Мой аппетит не хуже обычного.

Мой аппетит несколько хуже обычного.

Мой аппетит значительно хуже обычного.

Аппетита у меня теперь совсем нет.

Мой вес остается неизменным.

Я немного похудел(а) в последнее время.

Я заметно похудел(а) в последнее время.

В последнее время я очень похудел(а).

Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.

Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.

Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.

Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.

Я интересуюсь сексом, как и прежде.

Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.

Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.

Я полностью потерял(а) интерес к сексу.

Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось.

Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.

Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.

Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю сам(а) себя.

Я чувствую боль, как и обычно.

Я чувствую боль сильнее, чем обычно.

Я чувствую боль слабее, чем обычно.

Ц почти не чувствую теперь боли.

Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня 5ывают не чаще, чем обычно.

Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.

Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.

Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычно! о.

Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.

Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.

Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.

Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.

У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).

Такое однажды со мной было.

Со мной такое было два или три раза.

Со мной было такое много раз.

Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.

Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.

Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.

Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

Обработка и интерпретация результатов

Номер выбранного ответа соответствует количеству баллов. Баллы сумми­руются. Полученный результат сопоставляется с нормативными данными:

1—9 баллов — депрессия отсутствует либо незначительна;

10—24 балла — депрессия минимальна; О 25—44 баллов — легкая депрессия;

45—67 баллов — умеренная депрессия;

68—87 баллов — выраженная депрессия; П 88 и более баллов — глубокая депрессия.

studfiles.net

Описание методики. Методика определения уровня депрессии;

Методика определения уровня депрессии

Назначение методики, автором которой является В. А. Жмуров, состоит в диагностике депрессивного состояния (главным образом, тоскливой или ме­ланхолической депрессии) и определении тяжести депрессивного состояния изданный момент (Дерманова И. Б., 2002).

Методика состоит из 44 утверждений, характеризующих проявление де­прессивного состояния. Испытуемому предлагается ответить на перечень во­просов, выбрав один из предложенных вариантов ответов.

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждую группу утверждений и вы­берите подходящий вариант ответа — 0, 1, 2 или 3».

Обработка и интерпретация результатов

· 1—9 баллов — депрессия отсутствует либо незначительна;

· 10—24 балла — депрессия минимальна;

· 25—44 баллов — легкая депрессия;

· 45—67 баллов — умеренная депрессия;

· 68—87 баллов — выраженная депрессия;

· 88 и более баллов — глубокая депрессия.

Предложенный в данном пособии список методик и тесов не демонстрирует все существующие стандартизированные подходы к диагностике различных аспектов семейных отношений. Желающим ознакомится с другими структурированными методиками и тестами, рекомендуем сайт в Интернете http://azps.ru и литературу, приведенную ниже.

Мы рекомендуем, организуя диагностический процесс, исходить из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое тестирование может быть предпринять только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей массы методик, приведенных в данном пособии, следует начинать с первичной диагностики – жалоб клиента (оценочного интервью), а далее, изучив обоснованность жалоб исследовать причины указанных дисфункций.

Диагностика семейных отношений должна базироваться на потребностях членов семьи в психологической поддержке. Она должна быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей семейного функционирования и следовать определной схеме.

Организация семейной диагностики основывается на теоретических знаниях и практических умениях, приобретенных в рамках дисциплины “Основы психологии семьи и семейного консультирования”.

Список рекомендуемой литературы

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1991.

2. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., 2004.

3. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций // вопросы психологии. 2002. №5. С. 144-153.

4. Белорусов С.А. Методика “Мое письмо о супруге” и ее психотерапевтическое использование // Семейная психология и семейная терапия. 1998. №3. С.32-35.

5. Бене Е. Детский тест “Диагностика эмоциональных отношений в семье” // Семейная психология и семейная терапия. 1999. №2. С. 14-41.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. О задачах научного психологического обеспечения службы семьи // Семья и формирование личности. М., 1981.

7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2003.

8. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.

9. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М., Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. №5.

10. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., 2002.

11. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1987. №4.

12. Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995 Серия “Психологическая помощь и консультирование”. Вып.1.

13. Малкина-Пых И.Г. Семеная терапия: справочник практического психолога. М., 2005.

14. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. №2 .

15. Навайтис Г.А. Семья в психологической консультации. М., 1999.

16. Обозов Н.Н., Обозова А.Н., Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. Т.3. №2.

17. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987.

18. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.

19. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. 1986. Т. 7. №2.

20. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.

21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара, 2002.

22. Романова Е.А., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.

23. Семейная диагностика / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 2004.

24. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. М., 1990.

25. Хоментаускас Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. №1.

26. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации / сост. Е.Ф.Бажин, Л.М. Эткинд. Л., 1985.

27. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2005.

studopedia.su

Методика определения уровня депрессии В.А. Жмурова

Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент.

Инструкция к тесту

Читайте каждую группу показаний (их 44) и выбирайте подходящий вариант ответа — a,b, c или d. (Вопросы к методике в приложении В)

Тест «Насколько Вы раздражительный человек?»

Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека рассматривает такие мотивационных образований, как влечение, желание, интерес, потребность, или при обсуждении вопроса о положительной и отрицательной мотивации, о соотношении волевой и эмоциональной регуляции.

Инструкция: Ответьте на эти вопросы словом «да» или «нет» и вы узнаете, являетесь ли вы человеком робким, нервным, склонным к беспокойству или же, наоборот, человеком спокойным, уравновешенным, способным справиться с любой ситуацией.

Вопросы к тексту (приложение Г)

Результаты, указанных выше психодиагностик, следует анализировать вместе.

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение личности, влияют на его успешность деятельности и встречаются у всех людей. Психодиагностическое изучение этих мотивов позволяет направить деятельность человека в сторону максимально успешной реализации[58, с. 185].

Проводя внутреннюю работу над собой для осознания своих мотивов, можно адаптироваться ко всякой проблеме и «твёрдо держать курс на позитивную эффективность». В данном случае предполагается адаптация к предстоящей борьбе, которая, прежде всего, внутренняя. Речь идёт о той самой внутриличностной работе для осознания своих мотивов с учётом собственных особенностей человека. Именно «благодаря» психофизиологическим особенностям быть нежизнерадостным, например, можно извлечь пользу в «борьбе за выживание». Это генетически заложено природой [58, с. 187].

Под внутриличностной работой понимается переключение мотива «избегания неудач» на мотив «к успеху», исходя из способностей уже имеющихся у человека. Это повысит ориентацию «на результат» и повлияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач: инициативность, принятие ответственности, ориентация на результат, коммуникабельность, организованность, умение воздействовать на других, умение согласовывать интересы.

Людям, у которых преобладает мотив «избегания неудач», очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат [58, с. 187].

Позитивный взгляд на мир можно сформировать, если научиться менять своё отношение к происходящему и в соответствии с этим мобилизовать себя к переменам.

Необходимо обучать юношей и девушек способам саморегуляции эмоционального состояния.

У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица.

Эмоциональное напряжение скорее всего пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления ? выражение лица, слезы или смех и т.д. Это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны, а потому обладают способностью взаимовлияния [23, с. 174].

Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции ? расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Не сжаты ли зубы?», «Как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинают расслабляться. Только необходима предварительная тренировка в расслаблении определенных мышечных групп на основе словесных самоприказов [23, с. 176].

Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю роль неумелое дыхание играет и в утомляемости. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции [22, с. 74].

Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха. На всем протяжении дыхательные пути обильно снабжены окончаниями вегетативной нервной системы. Установлено, что фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельность внутренних органов, а фаза выдоха ? блуждающего нерва, как правило, оказывающего тормозящее влияние [22, с. 89].

Методика выполнения дыхательных упражнений

Сядьте на стул (боком к спинке), выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи.

Руки свободно положите на колени и закройте глаза, чтобы никакая визуальная информация не мешала вам сосредоточиться. Сосредоточьтесь только на своем дыхании.

При выполнении дыхательного упражнения дышите через нос, губы слегка сомкнуты (но не сжаты).

В течение нескольких минут просто контролируйте свое дыхание. Обратите внимание на то, что оно легкое и свободное. Ощутите, что вдыхаемый воздух более холодный, чем выдыхаемый. Следите лишь за тем, чтобы дыхание было ритмичным.

Теперь обратите внимание на то, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы ? особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Они должны быть расслаблены, опущены и слегка отведены назад. После вдоха, естественно, должен последовать выдох. Однако попытайтесь продлить вдох. Это вам удастся, если, продолжая вдох, вы как можно дольше удержите от напряжения мышцы грудной клетки. Думайте о том, что теперь вам предстоит продолжительный выдох. Глубокий вдох и последующий продолжительный выдох повторите несколько раз.

Сейчас контролируйте ритм дыхания. Ведь именно ритмичное дыхание успокаивает нервы, оказывает противострессовое действие. Выполняйте медленный вдох, успевая при этом сосчитать в среднем темпе от одного до шести. Затем ? пауза. Тренируйте ритмичное дыхание примерно 2 ? 3 минуты. Продолжительность отдельных фаз дыхания в данном случае не так важна ? гораздо важнее правильный ритм. Этот простой способ ритмичного дыхания вы можете в любое время вспомнить и повторить.

Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации. Визуализация ? это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций. Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие [53, с. 201].

Разновидностью визуализации являются упражнения «сюжетного воображения», основанные на преднамеренном использовании цвета и пространственных представлений сознания человека. Сознательные представления окрашиваются в нужный цвет, соответствующий моделируемому эмоциональному состоянию. Цвет обладает мощным эмоциональным действием на нервную систему. Красный, оранжевый, желтый ? цвета активности; голубой, синий, фиолетовый ? цвета покоя; зеленый ? нейтральный. Цветовые (температурные, звуковые, осязательные) ощущения лучше дополнять пространственными представлениями. Если необходимо успокоиться, отдохнуть, необходимо представлять широкое, открытое пространство (морской горизонт, просторное небо, широкая площадь, обширный зал театра и т.д.). Для мобилизации организма на выполнение ответственной задачи помогают образы тесных, узких пространств с ограниченным горизонтом (узкая улица с высокими домами, ущелье, тесная комната). Использование данных приемов воедино позволяет вызвать необходимое эмоциональное состояние в нужный момент (спокойное ? просторный морской берег, зимний пейзаж в сиреневых сумерках; бодрящее ? летний пляж ярким солнечным днем, слепящее солнце, ярко-желтый песок). Следует вжиться в представляемую картину, прочувствовать ее и зафиксировать в сознании. Постепенно возникнет состояние расслабленности и покоя или, наоборот, активности, мобилизованности [53, с. 211].

Когда возникают чрезвычайные ситуации, они вызывают напряжение задолго до столкновения с ними. Поэтому необходимо подготовиться к ним. Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута [53, с. 285].

Отсюда следует, что методы и средства психологической помощи должны быть ориентированы на самих юношей и девушек, на активизацию их внутренних ресурсов в ситуациях неопределенности. Однако представляется недостаточным ограничиться только этим. Всем субъектам образовательного пространства — педагогам, администрации учебных заведений, штатному психологу — необходимо учитывать состояние и переживания юношей и девушек в ситуации неопределенности. В современной психологической науке рассматривается эмоциональный интеллект, как интегративная способность к пониманию и управлению эмоциями. В процессе его актуализации одним из наиболее значимых аспектов является эффективное управление эмоциями. Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль над формой их проявления. Эмоциональная саморегуляция является одной из важнейших психолого ? педагогических направлений для развития здоровой личности.

studwood.ru