Методика диагностики депрессии

Суть и процесс диагностирования депрессии

Причины и проявления депрессивных расстройств отличаются многообразием симптомов. Чем раньше будет проведена диагностика депрессии и дифференциация ее симптомов, тем эффективней окажется лечение.

Содержание

Согласно статистике ВОЗ в мире от депрессии страдают 400 млн. человек. Заболеванию подвержены жители крупных городов: высокий ритм жизни, постоянные стрессы, плохая экологическая обстановка угнетают психику, приводят к стойкому нервному расстройству и сопутствующим заболеваниям.

При отсутствии должного лечения, болезнь может перейти в хроническое течение, а в отдельных случаях привести к летальному исходу. Поэтому очень важно вовремя поставить правильный диагноз и начать соответствующее лечение.

Важность правильной диагностики депрессии ↑

Важность своевременно выявления депрессии связана с тем, что болезнь быстро прогрессирует и:

  • способствует развитию соматических заболеваний или ухудшает течение имеющихся;
  • снижает адаптационные возможности и качество жизни;
  • способствует развитию суицидальных наклонностей.
  • Диагностика основана на выявлении жалоб пациента, сбора анамнеза жизни и заболеваний. Объективный диагноз позволяет определить природу расстройства и подобрать правильное комплексное лечение болезни.

    Постановка диагноза начинается с расспроса пациента о жалобах не только психического плана, но и физических проявлений болезни. Обычно, человек жалуется на подавленное состояние, тревожность, быструю утомляемость, раздражительность, нарушение сна.

    Узнай о симптомах суицидальной депрессии в нашей статье.

    Для экспресс – оценки степени психического расстройства, а в дальнейшем эффективности назначений, психиатр чаще всего использует шкалу Бека или Цунга. Для исключения физических причин в развитии заболевания могут понадобиться консультации других специалистов: невролога, терапевта, эндокринолога, психолога.

    Критерии распознавания и их оценка ↑

    У пожилых людей нервные расстройства приобретают «возрастную» окраску. Наряду с характерными признаками присутствуют ипохондрический и бредовый синдромы.

    Проявления излишней тревожности способны достигать высокой степени ажиотации (стоны, однообразные причитания, повторение коротких реплик: «все пропало», «умираю» и т.д., заламывание кистей рук). Повышенная двигательная активность может чередоваться с полным оцепенением.

    Лечение пожилых людей требует особого внимания:

  • Больным не рекомендуется менять домашнюю обстановку, по возможности следует поддерживать их активность и, как можно больше общаться.
  • При подборе лечебных препаратов учитывается состояние сердечно – сосудистой системы и сосудов головного мозга.
  • Очень важно правильное питание, употребление витаминов и личная гигиена.
  • В комплексе с медикаментозным лечением проводится психотерапия с вовлечением членов семьи.
  • У детей и подростков

    Признаки депрессии в юном возрасте в основном проявляются изменением поведения и активности. Дети становятся обидчивыми, раздражительными, замкнутыми. Снижается интерес к играм и занятиям, учеба отходит на второй план.

    У подростков проявляется агрессивность и склонность к неадекватным поступкам. Молодые люди могут комплексовать по поводу своей внешности, обвиняют себя в бесполезности и ограниченности.

    Зачастую начинаются поиски смысла жизни, граничащие с фобией и неспособность получать положительные эмоции от общения с друзьями, занятий спортом или просмотра фильма.

    Следует отметить, что зачастую депрессия посещает способных, талантливых детей, с тонкой душевной организацией и обостренным чувством справедливости. В этих случаях без медицинской помощи обойтись нельзя и, поэтому заметив некоторые странности в поведении ребенка необходимо посетить специалиста.

    Послеродовая депрессия

    Угнетенное настроение, возникающее в послеродовой период, возникает у 15% представительниц прекрасного пола. Фактором риска являются женщины, у которых ранее наблюдались депрессивные симптомы, а также женщины подвергающиеся насилию в семье.

    Послеродовой стресс клинически проявляется стандартными симптомами:

  • апатией;
  • потерей аппетита;
  • повышением уровня тревожности;
  • отсутствием интереса к новорожденному.
  • В этом случае для постановки диагноза существует стандартный набор исследований, но основной признак – развитие депрессии в течение 6 – 7 недель после родов. Эффективное лечение состоит в комбинации психотерапевтических методов и соответствующей медикаментозной терапии.

    Физические признаки ↑

    Составной частью проявления депрессивных состояний являются соматические расстройства.

    1. Нестабильность дыхательной и сердечно–сосудистой системы. Больные жалуются на слабость и обильную потливость, сильные головные боли, чувства жжения в области сердца. Периодически может появляться тахикардия, нарушения дыхательного ритма.
    2. Патологии желудочно-кишечного тракта. Депрессия может спровоцировать гастрит, дискенезию желчновыводящих путей, колит. Важным признаком является синдром раздраженного кишечника.
    3. Разнообразные расстройства мочеполовой системы. У пациентов наблюдается учащенное мочеиспускание, снижается либидо или вовсе отсутствует тяга к противоположному полу.
    4. Депрессия может проявляться аллергическими реакциями: нейродермитом, крапивницей, бронхиальной астмой.
    5. Невралгический вариант. Очень часто можно наблюдать жалобы на боли различной локализации:
      • зубная боль;
      • невралгии;
      • боли в спине.
      • мышечные подергивания, различные тики и спазмы.
      • Совокупность признаков физических расстройств может указывать на наличие заболевания и необходимость обращения к специалисту.

        Лабораторная

        В терапии депрессии большое значение имеют лабораторные исследования, которые дополняют псиахитрическое и инструментальное обследования.

        При клиническом обследовании назначаются общие и биохимические анализы крови и мочи, иногда исследование спинномозговой жидкости. Также исследуется иммунологический и гормональный статусы.

        Анализы позволяют оценить состояние систем и органов пациента и используются врачом для контроля над состоянием больного и эффективности проводимого лечения.

        Дифференциальная

        Дифференциальная диагностика применяется для непатологических случаев заболевания у психически здорового человека и проводится для исключения серьезных соматических расстройств и сбора анамнеза.

        Для этого используются специальные опросники, так называемые шкалы Цунга и Бека, позволяющие оценить степень патологии и контролировать процесс лечения.

        Тестирование определяет два десятка факторов, которые определяют уровень депрессии. Высокая чувствительность опросников дает возможность избежать потери времени; учитывая другие диагностические методы поставить верный диагноз и назначить адекватную терапию.

        Помощь специалисту при выявлении депрессивных состояний ↑

        При выявлении у себя признаков депрессии обязательно нужно обратиться к врачу. В противном случае болезнь может перерасти в устойчивую форму и послужить катализатором обострения других проблеем со здоровьем.

        Что такое терапевтически резистентная депрессия? Читай далее.

        Как вывести мужчину из депрессии после развода? Ответ здесь.

        Участие больного в диагностике — детальное описание своего состояния, поможет доктору правильно и максимально оперативно подобрать лечение. Ведите дневник и фиксируйте малейшие изменения в настроении и самочувствии.

        Только тесный контакт врача и пациента позволит ускорить выход из угнетающего состояния. Необходимо принимать активное участие в процессе лечения. Занятия спортом, здоровый образ жизни, сбалансированная диета и выполнение рекомендаций специалиста помогут в короткие сроки выйти из болота депрессии.

        Видео: Эффективный метод лечения

        gopsy.ru

        Опросники и шкалы для диагностики депрессии

        Опросники и шкалы, выявляющие депрессию

        Используются для выявления депрессии или дифференцированной диагностики нарушений эмоционально-волевой сферы.

        Главная особенность методик — чувствительность к основным синдромообразующим симптомам депрессии, что обусловило их широкое применение в психиатрической практике.

        Депрессия эмоционально-волевое расстройство психики, проявляющееся триадой симптомов: снижение настроения, замедление мышления и снижение двигательной активности.

        Методики, разработанные для диагностикти депрессии и состояний, схожих с депрессивным, направлены, как правило, на измерение степени выраженности основных симптомов депрессии. Они могут косвенно указывать на наличие органических поражений ЦНС (выявляют астенический синдром), психосоматические или конверсионные расстройства.

        Кроме того, опросники и шкалы этой группы могут наводить на мысль о наличии суицидальных рисков, которые характерны для депрессивных пациентов.

        Описанные выше свойства делают эту группу методик значимым психодиагностическим инструментом.

        Депрессия может выявляться тестом MMPI, опросником FPI и другими клиническо-ориентированными опросниками.

        Надо всегда помнить, что, несмотря на высокую надежность и точность опросников и шкал этой группы, результаты, полученные с их помощью, необходимо использовать в сочетании с другими психодиагностическими методами и клинико-психологическим исследованием.

        Охарактеризуем наиболее популярные методики:

        Шкала Бека (Beck Depression Inventory)

        шкала разработана американским психиатром А.Т. Беком в 1961 году для измерения выраженности депрессивного синдрома и отдельных его компонентов. В основу опросника автором были взяты реальные жалобы пациентов, страдающих депрессией.

        Высокая чувствительность шкалы к изменениям тяжести депрессии позволила ей найти широкое применение среди клиницистов в оценке динамики депрессивного состояния и эффекта от проводимого лечения. Кроме верифицирующей депрессивные проявления шкалы, опросник включает две субшкалы: когнитивно-аффективных и соматических проявлений депрессии.

        Преимущества этого опросника заключаются в возможности прицельной оценки степени тяжести как депрессивного синдрома в целом, так и отдельных симптомов, его составляющих. Шкала Бека считается одним из самых надежных и точных инструментов в скрининговой диагностике депрессии.

        Опросник включает 21 вопрос, на которые необходимо дать один из четырех предложенных вариантов ответа. Время, затрачиваемое на ответы, зависит от состояния испытуемого и длится от 20 минут до одного часа. В тех случаях, когда тяжесть состояния пациента не позволяет ему выполнить тест, исследование проводит подготовленный эксперт или врач в виде стандартизированного интервью. Исследование шкалой Бека можно проводить повторно даже после коротких временных интервалов.

        Самооценочная шкала депрессии (Self-Rating Depression, SDS)

        разработана В. Зунгом в 1965 году для оценки выраженности депрессивных состояний различного типа. Как и в шкале Бека, в основу опросника были взяты жалобы пациентов, которые страдают депрессивным расстройством.

        Основная область применения шкалы — это дифференциальная диагностика депрессивных расстройств и субдепрессий. Шкала чувствительна к депрессивным нарушениям, проявляющимся нарушениями сна, снижением активности, субдепрессивным настроением, сомато-вегетативными реакциями в виде нарушений работы сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

        Методика выявляет проявления депрессивного синдрома в разной степени выраженности, поэтому кроме скрининговой диагностики, шкала используется для оценки тяжести депрессивного состояния.

        Опросник состоит из 20 утверждений, результаты исследования формируются в три шкалы: депрессивный аффект, соматические симптомы, депрессивные переживания.

        Время, затрачиваемое на исследование, около 8-10 минут.

        Опросник депрессивных состояний (ОДС)

        методика создана в НИИ им.Бехтерева, в основу методики заложена теория распознавания образов.

        Опросник предназначен для дифференцированной диагностики депрессий эндогенного и невротического уровня.

        При создании опросника депрессивных состояний были взяты статистически значимые утверждения личностного опросника MMPI, относящиеся к депрессивному регистру, что позволило авторам создать надежный психодиагностический инструмент.

        Опросник депрессивных состояний может использоваться как при работе с пациентами, страдающими депрессивным расстройством, так и для исследования здоровых лиц при скрининговых исследованиях.

        В клинической практике опросник используется для динамического наблюдения за состоянием пациентов с аффективными нарушениями и указывает на степень выраженности депрессивного синдрома.

        Опросник депрессивных состояний хорошо показал себя в исследовании скрытых соматизированых депрессий, психосамотических, невротических и неврозоподобных расстройств. При этом, результаты, полученные при помощи ОДС, следует обязательно сопоставлять с данными клинического наблюдения, так как они основаны на непрямых признаках депрессивных нарушений.

        Опросник состоит из 67 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или «нет»; включает три шкалы, две из которых являются биполярными, отдельно выделена шкала лжи.

        Первая шкала — «депрессия-норма», предназначена для диагностики депрессивного состояния и его выраженности по отношению к норме.

        Вторая шкала — «эндогенная — невротическая депрессия», позволяет провести дифференциальную диагностику между депрессией в рамках циклотимии или других аффективных расстройств и депрессией при невротических расстройствах, связанной с воздействием психосоциальных стрессов или личностных проблем.

        По результатам психодиагностического исследования опросником депрессивных состояний исследователь получает ответ на вопросы: “Имеется ли депрессия?” и, если депрессия обнаруживается, то “Какого генеза эта депрессия?”.

        Опросник используется в индивидуальной работе по выявлению скрытых признаков депрессивного расстройства, степени депрессивного компонента при соматизированных депрессиях, для контроля за динамикой развития и лечения депрессивного расстройства, а также в массовых скрининговых исследованиях.

        Эдинбургская шкала постнатальной депрессии (ЭШПД)

        разработана в 1987 году группой исследователей из Эдинбурга и Ливингстона: J.M. Holden, J.L. Cox, R. Sagovskyурге. В основу шкалы авторами были взяты шкала выявления депрессии Зунга, шкалы тревоги и депрессии Snaith, Bedford и Foulds.

        Шкала представляет собой простой и достоверный скрининг-тест для выявления послеродовой депрессией у рожениц, также может применяться для выявления нарушений депрессивного характера у отца ребенка.

        К особенностям Эдинбургской шкалы можно отнести отсутствие пунктов, указывающих на соматические симптомы депрессии. Эта особенность сделала методику популярной среди ученого сообщества. К недостаткам шкалы можно отнести ее неспособность разграничивать депрессивный и тревожный компоненты в состоянии испытуемой.

        Эдинбургская шкала представляет собой опросник из десяти утверждений, на которые предлагается дать ответ из четырех вариантов.

        Время на исследование — 5 минут.

        Шкала обладает высокой чувствительностью и специфичностью относительно других опросников, выявляющих депрессию.

        В диагностике депрессивных расстройств зарекомендовали себя и другие шкалы, неописанные в этой статье, такие как шкала депрессии Монтгомери – Асберга (MADRS), шкала Готланда для оценки депрессии.

        Все приведенные методики в сочетании с опросниками и шкалами, измеряющими тревогу, существенно увеличивают диагностические возможности психолога и врача в клинике.

        psy-diagnoz.com

        Диагностика депрессивных состояний

        Важнейшим вопросом в лечении депрессивного состояния является диагностика депрессии. Вся проблема в том, что депрессивное состояние очень непросто диагностировать. С одной стороны, его часто путают с проявлением психозов, неврозов или других подобных состояний. А с другой стороны, диагноз депрессии часто ошибочно ставится при переживании стресса или неврозов.

        От правильной диагностики зависит выбор способов лечения, а значит, и его эффективность. Неправильный выбор терапии не только не излечит болезнь, но и усугубит состояние, выработав отношение к своему состоянию, как неизлечимому.

        Проблема диагностики депрессии

        Сложность диагностики депрессии определяется двумя факторами:

      • причастностью этого состояния ко многим видам проявления нервной деятельности;
      • большим разнообразием симптомов депрессивного состояния.
      • Проявления депрессии очень разнообразны: степень, характер, длительность, апатия, снижение активности, тоска, тревожность, нарушение мыслительной деятельности и концентрации внимания, негативные мысли, истощение.

        Очевидно, что подобную симптоматику можно встретить и в описании других заболеваний: шизофрении, психозов, неврозов. Но лечение каждого из этих состояний очень сильно различается.

        Поэтому очень важно начинать лечение депрессии с точной диагностики этого состояния. В диагностике депрессии нужно учитывать возраст пациента, особенности развития нервной системы, личные особенности человека.

        Многие рассматривают депрессию, как современную болезнь цивилизации, выделяя основным критерием появления депрессии – наличие постоянных стрессовых факторов. Именно стрессы чаще всего вызывают депрессию у человека.

        Но депрессии также могут быть при эндогенных психозах, в результате тяжелых форм соматических и церебрально-органических заболеваний, когда стрессовые факторы являются фоном протекания болезней.

        Проблемы диагностики депрессии связаны и с точной диагностикой самого депрессивного состояния по причине большого количества форм, масок и проявлений этого состояния.

        На бытовом уровне люди часто называют депрессией любое проявление переживаний и волнений, не осознавая тяжесть этого состояния. Имеются случаи самолечения, основанного на неправильных описаниях в интернете или на советах знакомых и подруг. Стоит ли говорить, насколько опасно такое самолечение.

        Важность правильной диагностики

        Чаще всего лечение депрессии ограничивается каким-либо одним методом: применением антидепрессантов или психотерапией. Это связано с неуверенностью врача в диагнозе и по этой причине ограничение воздействия. Выбор одного направления в лечении неверный. Но без точной диагностики это единственно правильный вариант.

        Ошибки в диагнозе и неправильное лечение могут привести к необратимым последствиям: учащению депрессивных приступов, переходу к маниакальным явлениям, появлению параллельных (стертых) форм депрессивных состояний.

        Депрессивный аффект – это одна из форм эмоционального реагирования человека, отличающаяся длительной продолжительностью, ярким проявлением и возможным суицидальным риском. Нередко наблюдение целого сочетания различных депрессивных проявлений.

        Депрессия состоит из трех компонентов, наличие которых нужно учитывать при диагностике:

      • Субъективные переживания симптомов отрицательного аффекта во внешних проявлениях: мимике, жестах, поведении, силе и тону голоса, словесных выражениях;
      • Изменения внутренней среды организма в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека.
      • Патологические механизмы, лежащие в основе заболевания.
      • Эти механизмы являются определяющими для диагностики своеобразия депрессии. В каждой диагностике, кроме выявления самой депрессии определяется её тяжесть, характер течения, модальность, особенности проявления, сопровождающие компоненты. Лечение депрессии будет строиться на основе выявленных врачом причин и особенностей протекания заболевания. Причинность не может допускать искусственного выделения одного фактора в отношении к другим.

        Характерной чертой многих нервно-психических нарушений является перестройка соотношения причинных факторов. На протяжении болезни первый план этиологии меняется несколько раз. Туда выходят различные причины, уступая друг другу место. Это действительно очень серьезно. В начале, причиной кажется стресс (например, измена или смерть близкого человека), затем причина находится в более глубоких слоях, в наследственном неблагополучии, далее могут появиться другие результаты этиологического анализа.

        Определение причин депрессии

        Эндогенная депрессия определена физиологическим состоянием организма, типом высшей нервной деятельности, возрастом, полом, наследственностью, действием вредных факторов на протяжении всей жизни (стрессы, ПАВ). Эндогенная депрессия не может рассматриваться как наследственная форма, но и не может рассматриваться как неизменное состояние организма.

        Психотравма, как причина депрессии, рассматривается как структурно-сложное заболевание, которое включает особенности личностного реагирования, предшествующее началу депрессивного состояния. Обычно это сопровождается мыслями о безнадежности состояния. Часто механизмом депрессии является истощение компенсаторных возможностей длительным воздействием одного или нескольких патогенных факторов.

        В случаях, где депрессивное состояние усугубляется наследственной предрасположенностью, для его появления достаточно небольшого психотравмирующего фактора. При отсутствии наследственной отягощенности для появления депрессии требуется более длительное и сильное воздействие депрессивных факторов.

        Депрессия может появиться в пожилом возрасте при выходе на пенсию, и в этом случае решающим фактором будет возраст человека.

        При диагностике депрессии нужно учитывать все необходимые стрессовые факторы. От правильности их определения зависит выбор способа и средств лечения.

        Биохимическая диагностика

        Этот способ основан на понимании биохимической основы депрессии, основанной на недостатке нейромедиаторов: серотонина и норадреналина. Различные тонкие инновационные методики могут определить, какой именно медиатор находится в дефиците и на этой основе подобрать серию антидепрессантов.

        Этот способ диагностики является очень эффективным для назначения медикаментозного лечения, так как очень часто при депрессии обнаруживается, что и норадреналин и серотонин находятся в норме. В этом случае, достаточно успокоительных препаратов или антидепрессантов второго и третьего поколения, которые не будут оказывать влияние на биохимический состав.

        Опросники и шкалы при диагностике депрессивных состояний

        Для диагностики депрессий имеется целый ряд методик, основанных на субъективных переживаниях своего состояния, так называемы опросники.

        Опросники и шкалы депрессивных состояний, кроме риска депрессии могут констатировать суицидальные мысли, что очень важно для благополучия больного.

        Шкалы и опросники считаются научными психодиагностическими инструментами. Наиболее популярными являются: тесты MMPI, опросник FPI.

        Охарактеризуем самые популярные методики:

      • Шкала Бека. Имеет имя своего создателя, американского психиатра. Используется с 1961 года. В основе опросника реальные жалобы депрессивных пациентов. Опросник состоит из 21 вопроса с фиксированными вариантами ответа (один из четырех). Время тестирования: от 20 минут до 1 часа.
      • Самооценочная шкала депрессии Зунга. Эта методика используется с 1965 года и названа по имени разработчика. Опросник состоит из 20 утверждений, результаты которых определяются в три шкалы: депрессивные переживания, депрессивный аффект, соматические симптомы. Длительность процедуры: 8-10 минут.
      • ОДС (опросник депрессивных состояний). Эта методика разработана в институте Бехтерева. В её основе лежит метод распознавания образов. В опроснике имеется шкала лжи.
      • ЭШПД. Эдинбургская шкала постнатальной депрессии используется с 1987 года благодаря ученым Эдинбурга и Ливингстона. Это 10 утверждений с четырьмя вариантами ответов.
      • Несмотря на довольно большую популярность этих и других методик, их результаты нужно сравнивать с другими клиническими исследованиями. Диагностика депрессий должна быть комплексной. Только в этом случае можно точно определить вид и степень её проявления и назначить верный комплекс лечения.

        Похожие материалы:

        Дистимия — психическое расстройство, проявляющееся подавленным эмоциональным состоянием. В отличие от депрессии дистимия характеризуется отсутствием выраженных нарушений поведения и.

        Что нужно знать о суициде. Как понять, что близкому грозит опасность?

        Суицид, хоть и кажется некой отдаленной вещью, которая никогда не коснется лично нас и наших знакомых, на деле угрожает.

        Старческая агрессия

        Взаимоотношения с родственниками одна из самых важных сторон нашей жизни. Здоровье родных – наше спокойствие. К сожалению, в пожилом.

        Корсаковский психоз

        Корсаковский психоз (амнезия Корсакова) является видом алкогольного психоза, характеризующегося острыми нарушения памяти совместно с полиневритом. Есть следующие разновидности алкогольных.

        Расстройство расщепления личности в вопросах и ответах

        Многие из нас иногда ощущают небольшую диссоциацию, например, в процессе работы над проектом, когда человек как будто уходит в.

        Основные особенности расстройства нарушения телесной формы

        Расстройство нарушения телесной формы (BDD) – заболевание психогенной природы, при котором психическая проблема пациента скрыта за соматическими симптомами. Причем.

        Психологические проблемы после потери близкого человека

        Каждый день на планете по тем или иным причинам умирают люди. Это печальное событие приводит к тому, что близкие.

        Специфика возникновения. Лекарственная зависимость

        Лекарственной зависимостью называют психическое расстройство, которое возникает на фоне длительного употребления определенного медицинского препарата. Причем отмена приема лекарства может.

        В период межсезонья (осень, весна) часто можно слышать жалобы людей на депрессивное состояние. Под депрессией многие ошибочно понимают пессимистическое.

        Синдром нарциссизма. Основные вопросы

        Существует древнегреческий миф о юном и очень красивом парне, который влюбился в себя самого, когда разглядел собственное отражение в.

        www.psyportal.net

        Шкала (тест-опросник) депрессии Бека. Когнитивная терапия Бека или как выйти из депрессии.

        Методика Шкала депрессии Бека используется для диагностики уровня депрессии.

        Тест-опросник депрессии (Beck Depression Inventory) был предложен Аароном Т. Беком в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии.

        После сравнения этого списка с клиническими описаниями депрессии, был создан тест-опросник депрессии, включающий в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб.

        Каждый пункт опросника состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного веса симптома в общей степени тяжести депрессии.

        Далее приведена созданная Аароном Беком Когнитивная терапия, в которой он описывает причины, симптомы депрессии и возможные способы избавления от нее.

        Инструкция.

        В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе.

        Стимульный материал.

        1
        0 Я не чувствую себя расстроенным, печальным.
        1 Я расстроен.
        2 Я все время расстроен и не могу от этого отключиться.
        3 Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать.
        2
        0 Я не тревожусь о своем будущем.
        1 Я чувствую, что озадачен будущим.
        2 Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем.
        3 Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему.
        3
        0 Я не чувствую себя неудачником.
        1 Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди.
        2 Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач.
        3 Я чувствую, что как личность я — полный неудачник.
        4
        0 Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.
        1 Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.
        2 Я больше не получаю удовлетворения ни от чего.
        3 Я полностью не удовлетворен жизнью и мне все надоело.
        5
        0 Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым.
        1 Достаточно часто я чувствую себя виноватым.
        2 Большую часть времени я чувствую себя виноватым.
        3 Я постоянно испытываю чувство вины.
        6
        0 Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо.
        1 Я чувствую, что могу быть наказан.
        2 Я ожидаю, что могу быть наказан.
        3 Я чувствую себя уже наказанным.
        7
        0 Я не разочаровался в себе.
        1 Я разочаровался в себе.
        2 Я себе противен.
        3 Я себя ненавижу.
        8
        0 Я знаю, что я не хуже других.
        1 Я критикую себя за ошибки и слабости.
        2 Я все время обвиняю себя за свои поступки.
        3 Я виню себя во всем плохом, что происходит.
        9
        0 Я никогда не думал покончить с собой.
        1 Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять.
        2 Я хотел бы покончить с собой.
        3 Я бы убил себя, если бы представился случай.
        10
        0 Я плачу не больше, чем обычно.
        1 Сейчас я плачу чаще, чем раньше.
        2 Теперь я все время плачу.
        3 Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется.
        11
        0 Сейчас я раздражителен не более, чем обычно.
        1 Я более легко раздражаюсь, чем раньше.
        2 Теперь я постоянно чувствую, что раздражен.
        3 Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали.
        12
        0 Я не утратил интереса к другим людям.
        1 Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше.
        2 Я почти потерял интерес к другим людям.
        3 Я полностью утратил интерес к другим людям.
        13
        0 Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше.
        1 Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения.
        2 Мне труднее принимать решения, чем раньше.
        3 Я больше не могу принимать решения.
        14
        0 Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.
        1 Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.
        2 Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.
        3 Я знаю, что выгляжу безобразно.
        15
        0 Я могу работать так же хорошо, как и раньше.
        1 Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь.
        2 Я с трудом заставляю себя делать что-либо.
        3 Я совсем не могу выполнять никакую работу.
        16
        0 Я сплю так же хорошо, как и раньше.
        1 Сейчас я сплю хуже, чем раньше.
        2 Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять.
        3 Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть.
        17
        0 Я устаю не больше, чем обычно.
        1 Теперь я устаю быстрее, чем раньше.
        2 Я устаю почти от всего, что я делаю.
        3 Я не могу ничего делать из-за усталости.
        18
        0 Мой аппетит не хуже, чем обычно.
        1 Мой аппетит стал хуже, чем раньше.
        2 Мой аппетит теперь значительно хуже.
        3 У меня вообще нет аппетита.
        19
        0 В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной.
        1 За последнее время я потерял более 2 кг.
        2 Я потерял более 5 кг.
        3 Я потерял более 7 кr.
        Я намеренно стараюсь похудеть и ем меньше (отметить крестиком).
        Да_________ Нет_________
        20
        0 Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.
        1 Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т.д.
        2 Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом.
        3 Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать.
        21
        0 В последнее время я не замечал изменения своего интереса к близости.
        1 Меня меньше занимают проблемы близости, чем раньше.
        2 Сейчас я значительно меньше интересуюсь межполовыми отношениями, чем раньше.
        3 Я полностью утратил либидо интерес.

        Обработка результатов.

        Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома.

        Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

        Интерпретация (ключ) теста Бека.

        Результаты теста интерпретируются следующим образом:

      • 0-9 — отсутствие депрессивных симптомов
      • 10-15 — легкая депрессия (субдепрессия)
      • 16-19 — умеренная депрессия
      • 20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести)
      • 30-63 — тяжёлая депрессия
      • Также в методике выделяются две субшкалы:

      • Пункты 1-13 — когнитивно-аффективная субшкала (C-A)
      • Пункты 14-21 — субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)
      • Когнитивная терапия Бека. Как выйти из депрессии.

        Аарон Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии.

        Определение понятия когниция — это психологический процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием

        Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Необходимо научиться видеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоактуализации.

        Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

        Личность по А. Беку формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире.

        Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

        В «когнитивную триаду депрессии» входят:

        — негативное представление о себе («Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник»);

        — негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);

        — нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

        Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

        Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

        Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

        1. Персонализация — склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

        2. Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

        3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

        4. Произвольные умозаключения — бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я — плохая мать».

        5. Сверхгенерализация — неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, человек сделал ошибку, но думает: «Я всегда все делаю неправильно». Или после неудачного свидания женщина делает вывод: «Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами».

        6. Преувеличение (катастрофизация)— преувеличение последствий каких-либо событий. Например, человек думает: «Если эти люди обо мне плохо подумают — это будет просто ужасно!»; «Если я буду на экзамене нервничать — я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят».

        Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии.

        1. Сведение проблем- идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем.

        Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

        2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности.

        Неадаптивная когниция — это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниций носят характер «автоматических мыслей»: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для человека они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. «Автоматические мысли» непроизвольны, не привлекают внимания человека, хотя и направляют его поступки.

        Для распознавания неадаптивных когниций используется прием «коллекционирование автоматических мыслей».

        Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

        3. Отдаление — процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления.

        После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.

        Отдаление повышает способность проводить границу между мнением, которое надо обосновать («я считаю, что. «) и неопровержимым фактом («я знаю, что. «). Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей облегчается дистанцирование человека от них, формируется навык видения в них гипотез, а не фактов. В процессе отдаления человеку становится более ясным путь искажения восприятия события.

        4. Изменение правил регуляции правил поведения.

        Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека.

        Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными — обобщенными, менее персонифицированными — связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

        Содержание правил регуляции поведения собирается вокруг двух основных параметров: опасности — безопасности и боли — удовольствия.

        Ось опасности — безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. Например, человек, руководствующийся правилом «Будет ужасно, если я окажусь не на высоте», испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия «быть на высоте», и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче человек проецирует на восприятие его другими, т.е. считает, что таким его воспринимают другие.

        Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности — безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

        Правила, центрированные вокруг оси боли — удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу «Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду зависимости от этого правила. После выявления таких позиций человеку необходимо осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер. Необходимо понять, что человек был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

        Классификация поведенческих правил:

        • 1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у человека положительные или отрицательные эмоции (например: «Немытые овощи канцерогенны»).
        • 2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: «После развода все будет по-другому»).
        • 3. Поведенческие оценки (например: «Так как я заикаюсь, никто меня не слушает»).
        • 4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: «При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине», «У меня нет больше надежды»).
        • 5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: «Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа»).
        • 6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: «Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым»).
        • 5. Перемена отношения к правилам саморегуляции.

          6. Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими.

          Шкала (тест-опросник) депрессии Бека. Когнитивная терапия Бека или как выйти из депрессии.

          psycabi.net