Методика оценки уровня стресса

Наиболее известные тесты на стресс. Фазы стресса

Жизнь современного человека полна впечатлений и переживаний. Стрессовые факторы действуют на организм отовсюду, тем самым требуя от человека огромной выдержки для нормального существования.

Под стрессом понимают реакцию организма на воздействие внешних факторов в виде неспецифических проявлений физиологического и психологического характера. В состоянии стресса организм адаптируется к условиям посредством различных внутренних реакций. Все органы и системы человеческого тела приводятся в «боевую» готовность, активируется так называемая защитная функция. Активно начинает работать симпатическая нервная система, выделяя в кровь адреналин и норадреналин. Увеличивается кровообращение мышц и мозга, тогда, когда к внутренним органам и кожным покровам кровь поступает медленнее. Длительное воздействие стрессовых факторов негативно сказывается на работе внутренних органов, например, при постоянном стрессе риск заболеть инфарктом миокарда повышается в 3 раза.

Специфика болезни

Существуют два основных воздействия стресса на организм человека:

Под позитивным воздействием понимают положительную реакцию организма на стресс в виде повышения активности и стрессоустойчивости.

Дистресс, или негативный стресс, отрицательно влияет на организм, приводя его в стадию истощения и вызывая различные заболевания внутренних органов.

Выделяют следующие фазы:

  • тревожная реакция;
  • сопротивляемость;
  • истощение.
  • Стадия тревоги является начальным этапом стрессового состояния, готовя тело к активным действиям. Симпатический отдел нервной системы начинает работать в быстром темпе: адреналин выбрасывается в кровь, повышается концентрация кислорода, повышается метаболизм.

    Следующей фазой является сопротивляемость, которая длится дольше остальных. Организм адаптируется к сложившимся условиям, вырабатывает защитные механизмы. Фаза сопротивляемости имеет два исхода: положительный (когда организм приспосабливается к трудным условиям) либо отрицательный, который приводит к третьей фазе – истощения.

    В стадии истощения происходит упадок жизненно важных функций, ухудшается иммунитет, страдает пищеварительная и сердечно-сосудистая система. При дальнейшем воздействии стрессора организм может погибнуть.

    Психодиагностика стрессовых состояний

    Для диагностики состояния используют следующие методики:

    • Оценка нервно-психического напряжения Т. А. Немчина;
    • Шкала определения психологического стресса;
    • Тест определения доминирующего состояния Л. В. Куликова;
    • Опросник на определение актуального состояния;
    • Диагностика стрессового состояния А. О. Прохорова;
    • Опросник на определение склонности к стрессу Тейлора и Т. А. Немчина;
    • Методика «УМПС» А. Б. Леоновой.

    Методика «Определения нервно-психического напряжения» состоит из 30 утверждений, с вариантами ответов – тремя уровнями выраженности стресса. Испытуемый должен оценить высказывания в зависимости от особенностей своего состояния. Данный тест проводится индивидуально с каждым испытуемым. При интерпретации суммируется количество баллов, чем больше их количество, тем выше уровень стресса. Методика позволяет определить стрессовый диапазон и уровень нервного напряжения.

    Шкала определения психологического стресса представляет собой список из 25 утверждений, которым необходимо дать оценку от 1 до 8, в зависимости от встречаемости данных симптомов. Испытуемому следует вспомнить своё состояние за последние 5 дней и оценить утверждения. Чем выше количество баллов, тем больше уровень стресса.

    Тест на определение доминирующего состояния был предложен Л. В. Куликовым. Данный тест на стресс определяет уровень тревожности, стабильность эмоционального фона, удовлетворённость жизнью и прочие аспекты. Методика предлагается в двух вариантах: кратком (6 шкал) и полном (8 шкал). Наиболее часто в психологической практике пользуются кратким вариантом теста. Опросник состоит из 42 суждений, которые необходимо оценить от 1 до 7. Минусы данной диагностики заключаются в трудоёмкости обработки результатов, сырые баллы переводятся в стандартные и подсчитываются арифметическим путём.

    Опросник на определение актуального состояния имеет 5 шкал и 38 суждений, которые необходимо оценить от 1 до 7. Данная методика отличается от Методики определения ДС своей направленностью на исследование психического состояния в данный период времени. Шкалы определяют активность мотивов, физическое самочувствие, эмоциональный фон, уровень тревоги и доминирование жизненных процессов. Оценка более чем в 55 балов по одной из шкал говорит о высокой степени выраженности того или иного симптома.

    Диагностика состояния, разработанная А. О. Прохоровым, определяет специфику переживаний в стрессовых ситуациях с точки зрения самоконтроля и эмоций. Методика состоит из 9 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». За каждый положительный ответ насчитывается 1 балл, а отрицательный – 0 баллов. Опросник предназначен для совершеннолетних испытуемых без ограничений по профессиональным предпочтениям и полу. Чем большее количество баллов набрал испытуемый в ходе исследования, тем ниже уровень саморегуляции.

    Кандидатом медицинских наук Т. А. Немчиным и американским психологом Дж. Тейлором была предложена методика определения склонности к стрессу. Опрос проводится путём складывания карточек в две стопки – с ответами «да» и «нет» на 50 вопросов. Методика определяет уровень тревожности и вероятность возникновения психологического стресса.

    Методика «Утомление – монотония – психическое пресыщение — стресс» является модифицированной и адаптированной версией немецкого теста на определение уровня стресса. Опросник состоит из 40 суждений, которые нужно оценить от 1 до 4. Если испытуемый набрал более 30 по одной из шкал, это свидетельствует о яркой выраженности признака.

    Данные методики достаточно валидны и определяют степень выраженности заболевания у испытуемых. Наиболее достоверные результаты тестирования получаются при проведении исследования психологом или человеком с психологическим образованием, в особенности, если методика является сложной для понимания и громоздкой по обработке.

    onevroze.ru

    2.2. Оценка уровня стресса

    2.2. Оценка уровня стресса

    Оценка уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися наглядно-графической (образной) учебной деятельности

    Оценка уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися наглядно-графической (образной) учебной деятельности Для оценки уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися наглядно-графической (образной)

    Оценка уровня собственных возможностей

    Оценка уровня собственных возможностей Если бы вас спросили: «Сможете ли вы прыгнуть на расстояние один метр?», то, пожалуй, многие не задумываясь ответили бы положительно. Казалось бы, что-что, а уж такие свои возможности мы знаем досконально. Однако не всегда стоит

    Три уровня внимания

    Три уровня внимания Внимание имеет направленность, силу и поле охвата, а следовательно, различимые уровни. Первым уровнем внимания будет механическое внимание. Оно характеризуется тем, что человек располагает минимальным количеством внимания и практически не способен

    2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса

    2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса Психологические тесты (бланковые и проективные) В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих субъективно оцененный уровень стресса, а также сопутствующих негативных эмоциональных переживаний –

    2.2.3. Прогноз уровня стресса

    2.2.3. Прогноз уровня стресса Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и прикладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у которых возможно нарушение функционального

    3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса

    3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный

    Комплексная оценка проявлений стресса[56]

    Комплексная оценка проявлений стресса[56] (Окончание). Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема.Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из «эмоционального» списка

    Глава 2. Оценка уровня стресса Упражнение 2.1. Работа с опросником по выявлению признаков стресса.Работа выполняется в индивидуальном порядке. Студенты дважды заполняют бланк опросника (приложение№1, «Комплексная оценка проявлений стресса»). Первый раз – оценивают свое

    Глава 6. Методы оптимизации уровня стресса

    Глава 6. Методы оптимизации уровня стресса Дыхательные техники Упражнение 6.1. Медитация на дыхании.Сядьте поудобнее, на время отвлекитесь от посторонних мыслей и сконцентрируйте свое внимание только на потоках воздуха, которые входят в ваши легкие, а затем покидают его в

    2.2. Три уровня

    2.2. Три уровня 1) Уровень объективной информации объединяет в одну логическую цепочку причину и ее следствие, например, начало депрессии (следствие) после потери значимого лица (причина).2) На уровне субъективной информации доминирует психологическая очевидность,

    ТРИ УРОВНЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

    ТРИ УРОВНЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Нужно иметь четкое представление о трех различных уровнях возможностей. Все беды происходят тогда, когда начинают путать эти уровни. Вот эти три уровня:1. Возможность.2. Фантазия.3. Провокация.Представьте, что вы стоите на самом верху горящего

    День 12. Контроль уровня стресса

    День 12. Контроль уровня стресса Если делаете много всего в единицу времени, вам начинает везти. Но с сильной энергетикой приходит ответственность. Порой могут возникать сбои и кризисы. Поэтому у вас должен быть план, что делать в дни кризисов. Волны жизни зависят от

    Как оторваться от уровня II

    Как оторваться от уровня II В 1990-х годах из отдельных подразделений бизнеса была сформирована большая корпорация «Lockheed Martin». Руководство хотело использовать систему ERP (планирование ресурсов предприятия), чтобы ее могли применять все бывшие подразделения, но

    Оценка уровня стыда

    Оценка уровня стыда 1. Бывает ли вам сложно испытать облегчение после исповеди ваших грехов перед Богом и/или другим человеком? Иными словами, испытываете ли вы после самой искренней исповеди и раскаяния болезненное чувство вины, от которого невозможно избавиться? ___Да

    2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса

    2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса

    Психологические тесты (бланковые и проективные)

    В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих субъективно оцененный уровень стресса, а также сопутствующих негативных эмоциональных переживаний – тревоги, страха, агрессии и т. д. @@@@@1#####. При оценке стресса исследователи часто измеряют уровень тревожности, и здесь подходы разных авторов существенно различаются. В одних тестах учитываются только субъективные компоненты тревоги, в других – ее вегетативные проявления. К сожалению, в ряде клинических тестов не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет выявление связей между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности и физиологическими проявлениями.

    Например, шкала Гамильтона неразделяет симпатическиеи парасимпатические проявления тревоги; в ней рядом стоят такие противоположные по механизму явления, как покраснение кожных покровов и бледность кожных покровов.

    По шкале Цунга, предназначенной для самооценки тревоги, одинаково высокий балл могут набрать субъекты с повышенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы, так как пункт «У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения» (активация симпатической системы) стоит рядом с пунктом «У меня бывают приступы слабости» (активация парасимпатической системы).

    В психологии традиционно принято выделять два типа тревожности:

    1) личностную (тревожность как более или менее устойчивая черта личности);

    2) ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию).

    Для измерения индивидуальных различий в тревожности Тейлор был разработан специальный тест по определению уровня личностной тревожности («шкала тревоги», MAS). Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергер создал два опросника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (личностная тревожность), а второй – как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возможной неудачи, может рассматриваться как приспособительный механизм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожность», в то время как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Многочисленные наблюдения показывают, что под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко– и слаботревожными людьми проявляются резче.

    Следует отметить, что методика Спилбергера не достаточно объективно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревожность экспериментатору. Как отмечали некоторые исследователи, иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете». Тем не менее на данный момент именно опросник Спилбергера чаще всего используется для оценки выраженности тревоги при психологическом стрессе.

    Согласно результатам собственных исследований автора, средний уровень ситуативной тревожности у студентов, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 40 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 57 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом (рис. 16). Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов – на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким @@@@@11#####. Согласно предложению других авторов, выделяется четвертая категории лиц, обладающих «сверхвысоким» уровнем ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов @@@@@5#####. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптоматика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым невротическим реакциям).

    Рис. 16. Частотная диаграмма распределении показателей ситуативной тревожности у студентов в норме и в состоянии экзаменационного стресса.

    В наших исследованиях доля людей с низким, средним и высоким уровнем ситуативной тревожности значительно отличалась в норме и перед экзаменом. В межсессионный период большинство студентов (61%) имели средние показатели тревожности, количество субъектов с высокими уровнями этого показателя составляло 22,4%, с низкими – 16%, имеющих сверхвысокую тревожность – 0,7% (рис. 17, а).

    В то же время в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюдались студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уровнем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8,6% – сверхвысокие уровни ситуативной тревожности (рис. 17, б).

    Рис. 17. Доля низко-, средне– и высокотревожных людей в исследуемой популяции в норме (а) и в ситуации экзаменационного стресса (б).

    Помимо традиционных измерений тревожности как личностной черты в последнее время наметилась тенденция к выявлению скрытой или явной причины этой тревожности, которая реализуется в виде конкретных страхов (объектов тревоги).

    Как выяснилось, у каждого человека имеется индивидуальная иерархическая структура страхов личности, которая определяет, на какие воздействия в первую очередь у человека развивается психологический стресс @@@@@4#####. Для определения этой структуры был создан опросник, выявляющий систему актуальных страхов личности – ОАС @@@@@18#####. В группе здоровых испытуемых средний интегральный показатель страхов (ИПС), вычисляемый по опроснику ОАС, для мужчин равнялся 77,9 + 4,7 балла, для женщин – 104,0 + 2,5 балла (р 0,10), однако показывала тесную корреляцию с уровнем ситуативной тревожности, измеренной во время эмоционального стресса (r = 0,47; р

    Похожие главы из других книг

    7.2. Аналитические модели и методы оценки и прогноза информационно стресса

    7.2. Аналитические модели и методы оценки и прогноза информационно стресса Многочисленные исследования, некоторые результаты которых изложены в III главе, свидетельствуют о том, что состояние психической напряженности и стресса может быть следствием выполнения сложной,

    Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки

    Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его

    2.2. Оценка уровня стресса

    2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса

    2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма Среди собственно физиологических методов исследования наиболее часто применяются следующие:+ регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС);+

    4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса

    4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс. Первая группа связана с относительно постоянной составляющей личности человека, тогда как вторая группа причин стресса носит

    Глава 2. Оценка уровня стресса

    Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам[21]

    Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам[21] Компетентные эксперты пользуются десятью парами характеристик-параметров. Для каждого значения параметры по левому и правому столбцам определяются таким образом, чтобы сумма была равна

    Методы оценки динамики пространственных функций

    Методы оценки динамики пространственных функций Чтобы оценить эффективность коррекционного воздействия, были использованы два специально разработанных компьютерных теста и нейропсихологические пробы, не требующие графической деятельности.До курса коррекции для

    5.2. Методы и процедуры оценки эффективности занятий ПСР

    5.2. Методы и процедуры оценки эффективности занятий ПСР Проведение диагностических обследований, направленных на оценку оптимизационных эффектов разного типа, требует подбора адекватного методического инструментария. В специальной литературе можно найти достаточно

    Приложение 5: Шкала для определения уровня стресса

    Введение Многочисленные примеры из военной истории показывают, что допрос пленных и перебежчиков во время войны является одним из важнейших источников добывания сведений о противнике.В ходе войны, в связи с общим развитием техники, войсковая разведка обогатилась

    Ассоциативные методы оценки семантических полей

    Ассоциативные методы оценки семантических полей Одним из самых распространенных методов оценки семантических полей был метод ассоциаций. Ассоциативный эксперимент, как известно, состоит в том, что испытуемому представляется определенное слово и предлагается ответить

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ Описание методикиПо аналогии со стадиями интеллектуального развития Ж. Пиаже, Л.Колберг выделил три основных уровня развития моральных суждений. Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью

    7.2. Модели оценки преодоления стресса

    7.2. Модели оценки преодоления стресса Одним из аспектов изучения преодоления стресса является определение подходов к оценке меры его эффективности. В настоящее время для оценки преодоления стресса развиваются две общие модели: одна из них – «модель результата» –

    psy.wikireading.ru

    Субъективные методы оценки уровня стресса

    Психологические тесты (бланковые и проективные)

    В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих тревожность, каждый из которых по-разному отражает компоненты тревожного состояния при стрессе. В одних тестах учитываются толь­ко субъективные компоненты тревоги, в других — ее вегетативные проявления. К сожалению, в наиболее распространенных в настоя­щее время клинических тестах, определяющих уровень тревожности, не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет выявление свя­зей между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности и физиологическими проявлениями страха и тревоги.

    Например, шкала Гамильтона (Hamilton M.) не разделяет симпатические и парасимпатические проявления тревоги; в ней рядом стоят такие проти­воположные по механизму явления, как «покраснение кожных покровов» и «бледность кожных покровов», «повышенный мышечный тонус» и «ощу­щение удушья» и т. д.

    По шкале Цунга (Zung W. W. К.), предназначенной для самооценки тревоги, одинаково высокий балл могут набрать субъекты с повышенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы, так как пункт «У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения» (активация симпа­тической системы) стоит рядом с пунктом «У меня бывают приступы сла­бости» (активация парасимпатической системы).

    В психологии традиционно принято выделять два типа тревож­ности:

    1) личностную (тревожность как более или менее устойчивая черта личности);

    2) ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожа­ющую ситуацию).

    Для измерения индивидуальных различий в тревожности J. Taylor был разработан специальный тест по определению уровня личност­ной тревожности («шкала тревоги», MAS). Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергер создал два оп­росника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (лич­ностная тревожность), а второй — как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показа­телями личностной тревожности ситуативная тревожность в анало­гичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возмож­ной неудачи, может рассматриваться как приспособительный меха­низм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом об­щественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожность», в то время как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Многочисленные на­блюдения показывают, что под воздействием беспокоящих и угро­жающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче.

    Следует отметить, что методика Спилбергера не достаточно объ­ективно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревож­ность экспериментатору. Как отмечали некоторые исследователи, ино­гда очень низкая тревожность в показателях теста является результа­том активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете». Тем не менее на данный момент именно опросник Спилбергера чаще всего используется для оценки выраженности тревоги при психологическом стрессе.

    Согласно полученным нами результатам, средний уровень ситуативной тревожности у студентов, определенной по опроснику Спилбергера, в спо­койном состоянии равнялся 40 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 57 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов пе­ред экзаменом (рис. 16). Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов — на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким [11]. Согласно предложению других авторов, вы­деляется четвертая категории лиц, обладающих «сверхвысоким» уровнем ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов [5]. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптома­тика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым нев­ротическим реакциям).

    Рис» 16. Частотная диаграмма распределений показателей ситуативной тревожности у студентов в норме и в состоянии экзаменаиионного стресса

    В наших исследованиях доля людей с низким, средним и высоким уров­нем ситуативной тревожности значительно отличалась в норме и перед экзаменом. В межсессионный период большинство студентов (61%) име­ли средние показатели тревожности, количество субъектов с высокими уровнями этого показателя составляло 22,4%, с низкими — 16%, имеющих сверхвысокую тревожность — 0,7% (рис. 17, а).

    В то же время в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюда­лись студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уров­нем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8,6% — сверхвысокие уровни ситуатив­ной тревожности (рис. 17, б).

    Помимо традиционных измерений тревожности как личностной черты в последнее время наметилась тенденция к выявлению скры­той или явной причины этой тревожности, которая реализуется в ви­де конкретных страхов (объектов тревоги).

    Как выяснилось, у каждого человека имеется индивидуальная иерархиче­ская структура страхов личности, которая определяет, на какие воздейст­вия в первую очередь у человека развивается психологический стресс [4]. Для определения этой структуры был создан опросник, выявляющий сис­тему актуальных страхов личности — ОАС. В группе здоровых испытуе­мых средний интегральный показатель страхов (ИПС), вычисляемый по опроснику ОАС, для мужчин равнялся 77,9 ± 4,7 балла, для женщин — 104,0 ±2,5 балла (р 0,10), однако показывала тесную корреляцию с уров­нем ситуативной тревожности, измеренной во время эмоционального стрес­са (г = 0,47; р 1 .

    Наши исследования не подтвердили связь между результатами цветовых выборов по тесту Люшера, с одной стороны, и показателя­ми личностной тревожности, определяемой по тестам Спилбергера, Цунга и ИСАС, — с другой.

    Во время обычного учебного процесса, а также при эмоциональном стрес­се отсутствовала статистически значимая корреляция между показателя­ми теста Люшера и результатами тестов ситуативной тревожности Спилбергера и САН. Увеличение показателя «вегетативного коэффициента» при стрессе было минимальным, а средний по группе показатель «суммар­ного отклонения» при стрессе даже уменьшался по сравнению с нормой. Отсутствие значимой корреляции между так называемым «вегетативным коэффициентом» и результатами, полученными при помощи непосредст­венного измерения пульса и артериального давления, не позволяют ис­пользовать данный показатель в качестве индикатора функционирования вегетативной нервной системы 1 .

    Подводя итог разделу, посвященному бланковым методикам, в той или иной степени определяющим уровень стресса или оценивающим предпосылки его развития, следует сказать о том, что к настоящему времени в психологической практике достаточно часто употребляет­ся некий набор средств, составляющих наиболее распространенный «пакет инструментов» специалиста. Основной состав данного «инст­рументального пакета» представлен в приложении 1.

    studopedia.ru