Методика работы с детьми с аутизмом

Статья по коррекционной педагогике на тему:
Методика работы с аутичными детьми

Правила работы с аутичными детьми

Предварительный просмотр:

Правила работы с аутичными детьми

— дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;

-установление эмоционального контакта с ребенком;

-активизация речевой деятельности;

-формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

— развитие речи в обучающей ситуации.

Основные этапы работы

Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, чьи вокализации проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии, наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Но глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к воспитанию понимания ребенком обращенной к нему речи и развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы.

Первый этап. Первичный контакт

Адаптационный период работы с ребенком чаще всего растягивается на несколько месяцев, поэтому к формированию взаимодействия ученика с педагогом можно приступать уже на 2-3-м занятии, после установления формального контакта с ребенком. Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. За это время определяются средства, способные привлечь внимание ребенка (вестибулярные – раскачивание на качелях, тактильные – щекотка, сенсорные – трещотки, пищевые). Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.

Второй этап. Первичные учебные навыки

В случае, когда у ребенка имеется выраженная отрицательная реакция на занятия за столом, лучше сначала раскладывать приготовленный для урока материал (мозаика, бусы, пазлы, картинки и т. п.) там, где он чувствует себя комфортнее, например на полу. Картинку или игрушку, на которую ребенок обратил внимание, нужно переложить на стол и как бы забыть о ней. Вероятнее всего, ребенок будет невзначай подходить к столу и брать в руки уже знакомые предметы. Постепенно страх исчезнет, и можно будет проводить занятия за столом.

Организация занятий и рабочего места

Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. Подготовленный к работе материал кладется слева от ребенка, выполненное задание – справа. Убирать дидактический материал и перекладывать его на правую сторону стола ученик должен самостоятельно или с незначительной помощью. На первых порах ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание. От ученика лишь требуется по окончании каждого элемента работы разложить дидактический материал по коробкам или пакетам. После того, как ребенок выполнил это действие, следует поощрить его ранее определенным способом. Так ребенок удерживается в рамках структурированной деятельности и отходит от стола с положительным чувством завершенности работы.

Работа над опорными коммуникативными навыками

Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне своих губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза.

На этом этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. В качестве стимульного материала подойдут парные картинки или предметы. Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на картинке до момента ее передачи в его руки. Этого можно добиться простым способом: вместе с картинкой педагог держит в руке лакомство. Ребенок отслеживает приближение к нему вкусного кусочка (с карточкой) и получает его, если удерживает взор на картинке достаточное время.

Третий этап. Работа над указательным жестом и жестами «да», «нет»

Спонтанное применение жестов «да», «нет» и указательного жеста детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми.

На занятиях педагог регулярно задает ученику вопросы: «Ты разложил картинки?» «Ты убрал картинки?», побуждая его утвердительно кивнуть головой. Если ребенок не делает этого самостоятельно, следует слегка нажать ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, пусть с помощью рук педагога, вводим жест «нет». Сначала используем те же вопросы, но задаем их, пока задание не завершено. Затем жесты «да», «нет» употребляются в качестве ответов на различные вопросы.

Одновременно отрабатывается указательный жест. К словесным инструкциям «Возьми», «Положи» добавляем еще одну: «Покажи». Педагог фиксирует кисть ребенка в положении жеста и учит четко устанавливать палец на нужном предмете или картинке.

Несмотря на некоторую механистичность в использовании жестов, нужно поощрять их применение ребенком, так как этот минимальный набор невербальной коммуникации позволяет родителям определять желания ребенка, тем самым устраняя многие конфликтные ситуации.

При работе с пазлами, деревянными рамками и другими заданиями на конструктивный праксис, используется речевая инструкция: «Двигай». Когда ребенок совмещает кусочки мозаики или пазлы (с помощью взрослого), слово «Двигай» повторяется до тех пор, пока деталь четко не встанет на место. В этот момент нужно провести ручкой ребенка по собранному полю, определяя отсутствие зазоров и выпуклостей, повторяя при этом: «Гладко получилось». Ровность и гладкость рабочего материала служит критерием правильности сборки, после чего ребенок поощряется.

Четвертый этап. Обучение чтению

Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом. Однако если обучать ребенка только приемам глобального чтения, довольно скоро наступает момент, когда механическая память перестает удерживать накапливающийся объем слов.

Следует подчеркнуть, что развитие полноценной речи у детей с аутизмом требует адекватной коррекционной работы. Начальные этапы работы по развитию речи проводятся в тесном взаимодействии психолога, логопеда, дефектолога и врача-психиатра. Ближайшей задачей коррекционной работы является адаптация в домашних условиях — для неговорящих детей; формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа, — для детей способных пользоваться самостоятельной речью.
Нарушения в общении у аутичного ребенка широко варьируют: в более легких случаях ребенок может быть избирательно контактен в привычной для него ситуации и крайне заторможен в новой обстановке, в присутствии посторонних лиц. Часто при необходимости установления контакта он испытывает большое беспокойство и напряжение, нередко проявляет негативизм. В наиболее тяжелых случаях он полностью игнорирует окружающих, не замечает их.

Правила работы с аутичными детьми:

• Принимать ребенка таким, какой он есть.
• Исходить из интересов ребенка.
• Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
• Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
• Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
• Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
• Как можно чаще разговаривать с ребенком.
• Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
• Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
• Избегать переутомления ребенка.
• Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

nsportal.ru

Методы игровой терапии.

Если вы ищете пути для построения социальных навыков у аутичного ребенка, рекомендуем вам обратить свое внимание на методы игровой терапии для работы с детьми с аутизмом. Игровая терапия может помочь аутичным детям в улучшении навыков коммуникации и навыков межличностного общения. Этот вид терапии, как правило, предполагает сосредоточение на интересах ребенка, а также поощрение взаимодействий, основанных на его любимых занятиях.

Игровая терапия является частью области психического здоровья с начала двадцатого века. В процессе психотерапии специалисты помогают детям делиться своими эмоциональными потрясениями, тревогами, горем, поведенческими проблемами, неврологическими заболеваниями и психическими заболеваниями через игровую деятельность. Игровой процесс, которым управляет терапист, помогает детям:

• Узнать больше о своих эмоциях
• Лучше общаться с другими людьми
• Развить навыки решения проблем
• Справляться с поведенческими проблемами
• Разработать механизмы решения проблем на собственном уровне комфорта

Специалисты рекомендуют игровую терапию, потому что игра — это образ мышления ребенка, то, как он справляется со своими эмоциями и взаимодействует с другими людьми. Подготовленный терапист, управляя игровым процессом ребенка, может научить его тому, как справляться со сложными ситуациями или чувствами.

Дети с аутизмом также могут извлечь пользу из игровой терапии. Лечение фокусируется на развитии языка и речи, социальных навыков и навыков построения межличностных отношений. Она также может оказаться полезной для решения сенсорных проблем и поощрения желаемого поведения.

В исследовании Детского центра в Новой Англии (NECC, 2005 год) для обучения аутичных детей творческой игре ученые использовали видеомоделирование в сочетании с игровой терапией и Прикладным анализом поведения (АВА), чтобы поощрить символические игры, подтолкнуть развитие моторных навыков http://autism-aba.blogspot.co.il/2012/10/motor-skills.html, когнитивного мышления, навыков решения проблем и социального взаимодействия. Группе участников, состоящей из 200 аутичных учащихся, исследователи продемонстрировали ряд видеороликов, изображавших детей, которые играли в символические/воображаемые игры с игрушками. После просмотра видеосюжетов, аутичных детей поощряли к тому, чтобы они копировали поведение детей на экране. Значительному количеству учащихся удалось скопировать поведение символической игры после просмотра видеосюжетов.

К игровой терапии для работы с детьми с аутизмом, как правило, относят такие методы, как Floortime, проект P.L.A.Y. и ненаправленная игра.

Наиболее популярным видом игровой терапии при аутизме является метод DIR – «модель, основанная на развитии, индивидуальных различиях и взаимоотношениях» (Dr. Stanley I. Greenspan), также известная как Floortime. Floortime представляет собой подход, в рамках которого процессом игры управляет ребенок, а его игры с родителями, учителями и терапистами основываются на индивидуальных интересах самого ребенка. Терапевтическая игра направлена на достижение шести целей для каждой из вех развития:

  • Интерес к окружающему миру и самосознание. Участие ребенка, проявляемое к событиям в окружающей среде, и его способность к пониманию своей окружающей среды могут быть затруднены проблемами обработки сенсорных стимулов. Игровая терапия призвана привлечь ребенка к окружающей его среде и работать над любыми поведенческими или сенсорными проблемами взаимодействия, когда это возможно.
  • Построение взаимоотношений. Игра помогает построению близости, поскольку ребенок начинает узнавать лица, звуки и распознавать речь. По мере того как ребенок становится все более опытным в этих областях, у него развиваются важные когнитивные и моторные навыки, которые помогают ему в усовершенствовании навыков коммуникации и построении взаимоотношений.
  • Способность к двухсторонней коммуникации. Игровые занятия могут помочь ребенку обучиться двухсторонней коммуникации и лучше понять механизмы причинно-следственной связи и решения проблем, что будет способствовать когнитивному и социальному развитию.
  • Комплексная и невербальная коммуникация. Комплексная коммуникация относится к невербальной коммуникации, такой как мимика лица, язык тела и жесты. Игра может помочь ребенку разобраться в значениях невербальных коммуникативных реакций других людей.
  • Интерпретация эмоциональных идей. Эмоциональные идеи являются частью абстрактного мышления, и игра может помочь ребенку с их интерпретацией и участием в символических играх. Воображаемые игры зачастую вызывают некоторые затруднения у аутичных детей, потому родители и специалисты могут руководить игровым процессом, чтобы поощрить ребенка к воображаемой и символической игре.
  • Выражение эмоционального мышления. Посредством игры ребенок может лучше разобраться в своих собственных эмоциях и эмоциях других людей. Игра может помочь ему в формировании механизмов управления эмоциональными реакциями в стрессовых ситуациях.
  • Подготовленный специалист может помочь родителям разработать план внедрения Floortime в жизнь их ребенка, а также дать рекомендации в отношении конкретных ситуаций и обстоятельств, связанных с ним.

    Проект «Игра и речь у аутичных детей» (The Play and Language for Autistic Youngsters — P.L.A.Y.) представляет собой лечебную программу, основанную на работе доктора Гринспена и его методике Floortime, но с большим акцентом на индивидуальном участии родителей, а также на сотрудничестве родителей с экспертами в области аутизма. Доктор Ричард Соломон создал проект P.L.A.Y. в 2001 году. Эта программа соответствует рекомендациям Национальной академии наук в отношении лечения аутичных детей. Методика проекта включает в себя:

    • Раннюю диагностику и вмешательство
    • Интенсивный терапевтический план, предполагающий 25 учебных часов в неделю
    • Игровые занятия, представляющие собой индивидуальное взаимодействие педагога / игровых партнеров с аутичным ребенком
    • Увлекательные игры для каждого из этапов развития

    В лечении детей с аутизмом тераписты также используют метод ненаправленной, или управляемой ребенком игры. Исследование, проведенное Британским Университетом г.Йорк в 2007 году, показало, что посредством ненаправленной игры ребенок с глубоким аутизмом может строить межличностные взаимоотношения и совершенствовать социальные навыки. Терапист провел 16 сессий игровой терапии с 6-летним мальчиком, страдающим тяжелым аутизмом, который со временем начал демонстрировать следующие улучшения в области социальных и коммуникативных навыков:

    • Ребенок продемонстрировал растущее доверие и привязанность к терапевту
    • Проявил признаки формирования большей самостоятельности
    • Начал играть в более творческие игры
    • Исследование показало, что дети с аутизмом серьезной степени тяжести могут улучшить свои социальные и эмоциональные навыки при помощи ненаправленной игры, а также продемонстрировало необходимость в проведении большего числа исследований в отношении преимуществ игровой терапии при лечении детей с аутизмом.

    Получите консультацию у врача, ведущего вашего ребенка, а также у местных организаций поддержки семей с аутичными детьми, и попросите рекомендации в отношении выбора квалифицированного игрового терапевта. Игровая терапия может дополнить практически любой существующий план вмешательства при аутизме. В зависимости от потребностей вашего ребенка, вас может устроить специалист, работающий по методике Floortime, детский психолог или оккупационный терапевт, если они имеют опыт в использовании техник игровой терапии при работе с аутичными детьми.

    autism-aba.blogspot.com

    6 правил общения с ребенком-аутистом: методики милосердия

    Количество людей, родившихся с аутизмом, растет с каждым годом, но готовы ли мы ко встрече с ними? О том, что должен знать каждый из нас, чтобы научиться общаться с такими людьми, мы попросили рассказать Юлию Преснякову – опытного психолога, работающего с детьми-аутистами

    Количество людей, родившихся с аутизмом, растет с каждым годом, но готовы ли мы ко встрече с ними? О том, что должен знать каждый из нас, чтобы научиться общаться с такими людьми, мы попросили рассказать Юлию Преснякову – опытного психолога, работающего с детьми-аутистами.

    Ольга КОРОТКАЯ

    Количество людей, родившихся с аутизмом, растет с каждым годом, но готовы ли мы ко встрече с ними? О том, что должен знать каждый из нас, чтобы научиться общаться с такими людьми, мы попросили рассказать Юлию Преснякову – опытного психолога, работающего с детьми-аутистами.

      Что самое важное в общении с ребёнком с аутизмом?

    Юлия Преснякова, клинический руководитель проекта «Инклюзия»: Наверное, самое важное – это ровный эмоциональный фон. Мы стараемся все свои фразы и предложения формулировать исключительно в положительном ключе плюс разговариваем очень-очень спокойно и нейтрально.
    Что мы должны знать до начала общения с ребёнком с аутизмом?

    Мы должны точно знать, что мы сейчас в этой ситуации хотим от него. Поставить себе какую-то конкретную цель. Например: «Я хочу, чтобы мы пошли покушали». Когда эта цель есть, дальше мы начинаем думать над тем, каким образом эту информацию можно донести
    Как мы выстраиваем свою речь в общении с ребёнком с аутизмом?

    Мы используем чёткие структурированные фразы, где в первую очередь акцент на том, что именно мы хотим донести до человека, до ребёнка. Например: «Хочешь банан?» или «Садись на стул». Если необходимо, мы подкрепляем слова жестом или, например, какой-то визуальной картинкой.

    — Пойдём играть в мячик? Пойдём?
    — Хочешь в мячик играть?

    Не стоит загружать речь множеством дополняющих друг друга слов: «Посмотри, вот давай мы посмотрим с тобой, давай сядем, вот откроем книжечку, а что у нас вот в этой книжечке…» В таком случае речь превращается просто в шум. Она перестаёт быть функциональна. А наша задача, чтобы речь была функциональной и максимально понятной.
    Какие дополнительные средства могут нам помочь в общении с ребёнком с аутизмом?

    Мы можем использовать расписание, помогая ребёнку организовать какую-то деятельность. Можно использовать карточки «Пекс» (система коммуникации посредством специальных карточек), которые позволяют ребёнку выбрать тот предмет, объект или действие, которое он действительно хочет. Можно просто набрать схематические изображения из доступных средств, если есть такая необходимость. У нас всегда в каждом доме можно найти какие-то книги, какие-то журналы, изображения, упаковки из-под объектов, предметов и наладить взаимодействие «по-походному», по-быстрому.
    Как современные технологии могут помочь нам в общении с ребёнком с аутизмом?

    Мы можем использовать, например, такую программу, которая называется «Go-talk», при помощи которой ребёнок может научиться писать о своих желаниях, запросах и о том, что ему необходимо.

    «Ты хочешь пить?» И всё, что делает ребёнок – он выбирает слово «да» из своего словаря и нажимает «готово».
    Что делать, если ребёнок находится в состоянии стресса?

    Одно и то же поведение – ребёнок расстроился, кричит, плачет, оно по-разному закрепляется в зависимости от причины происхождения.

    -Ты расстроился. Я понимаю, это так неприятно.

    Итак, мы можем успокоить ребёнка, если действительно от нас здесь ничего не зависит, и он имеет права показывать такую реакцию.

    Мы можем найти источник фрустрации или стресса и убрать его, если это зависит от нас.

    И если это неприемлемое поведение, которое несёт в себе функцию попросить о чём-то или же отказаться от чего-то, то тогда мы эмоционально игнорируем его, предлагая другую возможность просьбы или отказа. И в таком случае, игнорируя нежелательное поведение, мы следим только за тем, чтобы ребёнок не причинил себе вреда.

    www.miloserdie.ru

    Детский аутизм — определение, признаки и методы работы с аутичным ребенком

    Семинар для педагогов

    Содержание:

    Цель семинара: формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Продолжительность: 2,5–3 часа.

    Вступительное слово психолога

    В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. И до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучаться такому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.

    В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — не сказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.

    Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких классов в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой.

    Между тем, по оценкам экспертов, в настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Несмотря на это, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

    На семинаре мы попробуем разобраться, кто же такие дети-аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, почерпнутые из опыта зарубежных коллег, и определим, какие из этих методов можно применить в российской системе образования. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массовой школы.

    Что такое аутизм?

    Ведущий предлагает участникам семинара дать свои определения к слову «аутизм», свое понимание этого термина. Можно попросить педагогов продолжить предложение: «Я думаю, аутизм — это…» Ведущий может зафиксировать мысли участников на доске или ватмане. После этого он подводит общий итог, выбирая наиболее краткое толкование термина: «Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).

    Ведущий предлагает участникам семинара и другие определения термина «аутизм», позволяющие более глубоко осознать тему семинара.

    «Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

    «Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».

    В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

    Особенности поведения ребенка-аутиста

    Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребенка с подобными особенностями. На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.

    Во время выполнения задания психолог никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, психолог проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребенка-аутиста. После того как комментарий завершен, психолог спрашивает: «Может быть, после нашего обсуждения кто-то хочет изменить свое мнение?» Если кто-то из педагогов понял, что его ответ неверен, он может его исправить и прикрепить карточку на доску (или снять с доски). При этом важно не акцентировать внимание на ошибках педагогов.

    Признаки аутизма

    Черты обычного ребенка

    Черты ребенка-аутиста

    — постоянно задает вопросы,
    — залезает на горку, на верх дивана,
    — любит играть на детской площадке, когда там много детей,
    — активно привлекает детей в свою игру,
    — любит кошек,
    — разбирает вещи по частям,
    — разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
    — любит разноцветные шерстяные свитера,
    — любит громкую музыку,
    — любит играть на барабанах или стучать,
    — требует новых игрушек,
    — постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
    — пьет из разных чашек

    — не смотрит в глаза,
    — не играет со сверстниками,
    — не испытывает радость,
    — не нуждается в контакте с окружающими,
    — не разговаривает с окружающими,
    — повторяет одни и те же слова или предложения,
    — выполняет одни и те же механические движения,
    — играет только с определенными игрушками,
    — использует постоянные ритуалы,
    — играет с мелкими игрушками,
    — выстраивает предметы в ряд,
    — общается только с одним членом семьи,
    — общается с одним выбранным взрослым,
    — избирателен в еде,
    — предпочитает еду одного цвета,
    — не любит телесный контакт,
    — избирателен в одежде,
    — часто ходит босиком,
    — плохо спит,
    — играет один,
    — фантазирует,
    — делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
    — постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
    — сопротивляется переменам,
    — выполняет действия в определенном порядке,
    — совершает действия, приносящие вред ему самому,
    — боится громких звуков, закрывает уши руками,
    — избегает яркого света,
    — нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
    — избегает двигательной активности,
    — не переносит прикосновения к себе,
    — боится испачкаться,
    — быстро утомляется,
    — хаотично передвигается по помещению

    По итогам упражнения можно показать или раздать участникам инфографику «Памятка для педагогов».

    Этапы помощи аутичному ребенку

    Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

    • посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
    • посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
    • пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
    • обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
    • начать работу с соответствующим специалистом.
    • Способы работы с детьми-аутистами

      Ведущий-психолог предлагает участникам семинара разделиться на команды (число команд зависит от количества участников, в команде должно быть не более 4–5 человек). Каждой команде дается материал, посвященный существующим в настоящее время способам работы с детьми-аутистами (российский и зарубежный опыт). Задача команды — познакомившись с материалами, обсудить преимущества и недостатки метода, а по истечении заданного ведущим времени представить его другим командам и сформулировать практические советы для родителей и учителей, использующих данный вид терапии при работе с ребенком-аутистом.

      Если позволяет время, можно раздать командам ватман и фломастеры и предложить проиллюстрировать свой рассказ схемами, картинками, высказываниями.

      Методы работы с детьми-аутистами

      1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

      2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия

      3. Концепция ТЕАССН

      4. Холдинг-терапия

      5.Сенсорная интеграция

      6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

      Подведение итогов семинара

      Педагоги продолжают работать в тех же командах. Каждая команда получает перечень рекомендаций по работе с детьми-аутистами.

      Список нужно обсудить в группах и разделить рекомендации на три части. Обвести те способы, которые педагоги уже используют (возможно, это какие-то установленные правила или навыки, которыми педагоги уже обладают).

      Затем обвести те рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в своей работе, и зачеркнуть те рекомендации, которые, по мнению педагогов, на данном этапе практически невозможно реализовать.

      По завершении обсуждения каждая группа озвучивает результаты своей работы.

      Рекомендации по работе с детьми-аутистами

    • Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
    • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
    • Принимайте его таким, какой он есть.
    • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
    • Придерживайтесь определенного режима дня.
    • Соблюдайте ежедневные ритуалы.
    • Не трогайте ребенка.
    • Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
    • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
    • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
    • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
    • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
    • Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

    Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:

    • хороводные игры,
    • игры с правилами,
    • пускать мыльные пузыри,
    • игры с водой,
    • игры, направленные на развитие мелкой моторики. Как учить ребенка-аутиста:
    • доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
    • избегать переутомления;
    • четко организовывать пространство;
    • использовать подписанные системы хранения;
    • подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
    • обращаться к ребенку по имени;
    • обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
    • осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
    • использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
    • постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
    • В конце семинара психолог еще раз озвучивает основные рекомендации, которые педагоги сочли реалистичными, и благодарит педагогов за участие в нем.

      Детские аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми. Семинар для педагогов.

      5psy.ru