Методики для оценки депрессии

Опросник состоит из 97 вопросов в мужском варианте и из 93 — в женском. Эти вопросы группируются в две шкалы, первая из которых (Д-N) дифференцирует здоровых лиц от страдающих депрессией, а вторая (МДП-Д, неврозы) — лиц, страдающих эндогенной депрессией от депрессии невротической. Первая шкала в обоих вариантах состоит из 59 вопросов, вторая — 47 вопросов для мужчин и 43 для женщин. Каждое утверждение оценивается по принципу «да-нет». «Сырые» баллы переводятся в Т-баллы при помощи специальных таблиц, получнных в результате валидизации.

В Т-оценках – депрессия присутствует при Т=70 и выше (что соответствует в предварительных, «сырых» баллах у мужчин – от 22 баллов, у женщин – от 28 баллов).

Т в пределах от 40 до 60 баллов — область диагностической неопределённости (в сырых баллах у мужчин 21-29 баллов, у женщин — 16-24 баллов)

Т выше 60 баллов — большая депрессия (в сырых баллах — у мужчин 30 баллов и выше, у женщин 25 баллов и выше).

Опросник является скрининговым, и область его применения, в первую очередь — это скрининги, осмотры, эпидемиологические исследования — все те случаи, когда необходима простота заполнения и минимальные требования к квалификации респондента. Вторая область применения — рутинная практика врача общей практики, когда подозрение на депрессию имеет место быть, и необходимо определиться с дальнейшим перенаправлением пациента. Третья область применения — клинические исследования, в которых оценка степени выраженности депрессивных симптомов необходим, хотя для этого опросник подходит в небольшой степени, но он специально мсоздавался для выявления слабовыраженных и малоструктурированных депрессивных состояний, поэтому может оказаться более полезным, чем клинические шкалы.

Методика вместе с УН и ИТТ направлена на выявление наиболее общих, маскированных, слабоструктурированных психопатологических расстройств, в данном случае депрессивных.

Опросник депрессивных состояний

Опросник депрессивных состояний (ОДС) — клиническая и скрининговая методика, предназначенная для массовых исследований и рутинного применения в общей врачебной практики, а также дифференциального различия невротической и эндогенной депрессии.

Методика была создана в 2004 году в НИПНИ им. Бехтерева на основе утверждений MMPI с целью создания опросника, во-первых, скринингового, не требующего при заполнении специальных навыков знаний, а во-вторых, клинического, достоверно дифференцирующего депрессию невротического регистра от эндогенной, авторы подошли к выделению значимых ответов с чисто статистической позиции. Такой подход обеспечивает достоверность методики и выделение диагностических моментов, которые бывает трудно предсказать с клинической точки зрения. ОДС был стандартизирован на трёх популяциях: больных МДП (в качестве лиц, страдающих достоверно эндогенной депрессией), больные невротической депрессией и психичеси здоровые лица. Каждая группа была разделена на мужчин и женщин; отбор утверждений и стандартизация проводилась для каждого пола в отдельности. Выделение лиц, страдающих депрессией в рамках тестовой методики производится на основе «классического» сочетания признаков депрессивной триады, стандартных симптомов соматических и поведенческих «масок» депрессии и «тихих» симптомов тревожного спектра. Вторая шкала, дифференцирующая типы депрессии, основана на различии между депрессией возбудимой, вегетативно нестабильной (невротического характера, по замыслу авторов методики) и депрессии, протекающей со снижением энергетического потенциала (эндогенной).

Перевод сырых баллов в Т-баллы позволяет критериально соотнести испытуемого с той или иной группой, на которых производилась стандартизация методики.

Шкала МДП-Д

Т меньше 40 баллов — невротический спектр депрессии (в сырых баллах у мужчин — до 20 баллов включительно, у женщин — до 15 баллов включительно)

psylab.info

Методы и критерии диагностики депрессии

Причины депрессии и ее проявления многообразны. Эффективность и безопасность лечения зависит от того, насколько точно поставлен диагноз. В большинстве случаев депрессия хорошо диагностируется и успешно лечится.

Для диагностики депрессии требуется всестороннее обследование. Для ранней диагностики депрессии используют опросники Зунга, Бека, а также шкалы, которые позволяют выявить и оценить выраженность депрессии, контролировать процесс лечения. В процессе диагностики врач собирает полную картину заболевания, все признаки, которые могут говорить о наличии депрессии.

Существуют определенные диагностические критерии, которые позволяют поставить диагноз «депрессия». Так, у пациента должны наблюдаться минимум 5 из ниже перечисленных симптомов в течение 2 недель или более. Симптомы должны проявляться ежедневно и не быть побочными действиями медикаментов или наркотических веществ. Проявление симптомов не должно быть характерной особенностью личности пациента.

Симптоматика депрессии

  1. Подавленное настроение (у подростков и детей может проявляться в виде раздражительности) — выражается субъективно (ощущение опустошенности, печали) или объективно (слезливость).
  2. Снижение интереса к деятельности, апатия, потеря чувства удовольствия.
  3. Изменение аппетита и веса
  4. Бессонница
  5. Заторможенность или чрезмерное психомоторное возбуждение.
  6. Упадок сил, быстрая утомляемость.
  7. Ощущение своей бесполезности, ощущение вины.
  8. Снижение концентрации внимания, нерешительность, снижение работоспособности в интеллектуальных сферах.
  9. Суицидальные мысли, планирование самоубийства.
  10. Для постановки диагноза необходимо наличие минимум одного из следующих симптомов: подавленное настроение в течение всего дня, утрата прежних интересов, потеря чувства удовольствия.

Врач-психиатр, психотерапевт высшей категории,
профессор, д.м.н. Минутко Виталий Леонидович

www.depressia.com

Методики для оценки депрессии

Шкала Монтгомери-Асберг для оценки депрессии (MADRS) — клиническая тестовая методика, разработанная в качестве альтернативы Шкале депрессии Гамильтона в 1979 году.

Теоретические основы

Для надёжности в клинической практике любая шкала должна быть краткой в содержании, лёгкой в применении, надёжность в диагностике и чувствительность к возможной динамике состояния. В качестве основы для шкалы была использована шкала оценки психопатологии — стандартная скриниговая шкала для общего выявления основых типов психопатологических расстройств. 17 пунктов, ассоциированных с расстройствами депрессивного спектра, были валидизированы на конвергентную и дискриминативную значимость, в результате чего было отобрано 10 наиболее чувствительных утверждений.

Структура методики

MARDS состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в баллах от 0 до 6. Чем тяжелее состояние больного, тем больший балл ему присваивается. Общий балл по шкале варьируется от 0 до 60 и снижается в процессе облегчения состояния. Шкала не градуирована, оценивается только общий балл.

Исследователь должен решить, соответствует ли тяжесть симптома основным баллам – 0, 2, 4, 6 или промежуточным – 1, 3, 5. Если не удается получить точные ответы от самого пациента, рекомендуется воспользоваться другими источниками информации (медицинская документация, сведения со слов родственников и пр.).

Для оценки состояния в динамике проводится повторное тестирование через фиксированные промежутки времени.

Свои пометки исследователь проставляет в графе.

Клиническая значимость

Шкала предназначена для заполнения специалистом, в идеале — врачом-психиатром. Общее время заполнения может составлять до часа, учитывая, что заполненине шкалы, как и, должно быть основано на оценке состояния пациента во время клинического интервью, а не на ответах на прямые вопросы. При невозможности оценить степень тяжести состояние во время интервью, необходимо привлекать информацию из других источников, например, от родственников. MARDS, в отличие от HDRS, не имеет в своём составе некоторых симптомов депрессии, таких как двигательная заторможенность, или другие поведенческие расстройства. MARDS более короткая и включает в себя более регулярные ответы, и поэтому более удобна в рутинной клинической практике. Кроме того, MARDS демонстрирует статистическую надёжность в выборках с меньшим объёмом, что позволяет снизить нагрузку на исследователя.

Стимульный материал

Бланк опросника

1.Объективные (видимые) признаки подавленности

Проявления угнетенности, уныния, отчаяния (более выраженных, чем при обычном временном снижении настроения) в речи, в мимике и позе. Оцениваются в соответствии с глубиной снижения настроения.

  • 0 = отсутствие;
  • 2 = выглядит подавленным, но настроение легко улучшается;
  • 4 = выглядит подавленным и несчастным большую часть времени;
  • 6 = выглядит крайне подавленным и угнетенным все время;
  • 2.Субъективные признаки подавленности

    Сообщение пациента о депрессивном настроении независимо от того, насколько оно проявляется внешними признаками. Включает упадок духа, угнетенность или чувство беспомощности и безнадежности. Оценивается в соответствии с интенсивностью, продолжительностью и степенью того, насколько, по описанию пациента, сниженное настроение связано с внешними событиями.

  • 0 = эпизодическая подавленность, связанная с внешними обстоятельствами;
  • 1 =
  • 2 = печальное или подавленное настроение, легко поддающееся улучшению
  • 4 = глубокое чувство угнетенности или уныния; настроение еще подвержено влиянию внешних событий
  • 6 = постоянное и неизменное чувство подавленности, отчаяния или угнетенности
  • 3.Внутреннее напряжение

    Чувство болезненного дискомфорта, смятения, раздражения, психического напряжения, доходящего до паники, сильного страха или душевной боли.

  • 0 = спокойное состояние; только чувство внутреннего напряжения;
  • 2 = эпизодическое чувство раздражения или болезненного дискомфорта;
  • 4 = постоянное чувство внутреннего напряжения, периодическая паника, преодолеваемая больным с большим трудом;
  • 6 = неослабевающий крайне выраженный страх или душевная боль; непреодолимая паника;
  • 4.Недостаточный сон

    Уменьшение продолжительности или глубины сна в сравнении с привычными для пациента характеристиками сна.

  • 0 = обычный сон
  • 2 = незначительно затрудненное засыпание или несколько укороченный, поверхностный или прерывистый сон;
  • 3 =
  • 4 = укороченный сон, не менее 2 часов;
  • 5 =
  • 6 = менее 2-3 часов сна;
  • 5.Снижение аппетита

    Утрата аппетита. Оценивается в соответствии со степенью утраты желания поесть или усилий заставить себя принять пищу.

    • 0 = нормальный или повышенный аппетит;
    • 2 = несколько сниженный аппетит;
    • 4 = отсутствие аппетита; пища не имеет вкуса;
    • 6 = необходимость принуждения для приема пищи;
    • 6.Нарушение концентрации внимания

      Трудности собраться с мыслями вплоть до утраты способности сконцентрироваться. Оценивается в соответствии с интенсивностью, частотой и степенью утраты способности концентрировать внимание.

    • 0 = нет нарушений концентрации;
    • 2 = эпизодически трудно собраться с мыслями;
    • 4 = затруднения концентрации и длительного сосредоточения со снижением способности читать или поддерживать разговор;
    • 6 = утрата способности читать или участвовать в разговоре без значительных усилий;
    • 7.Апатия

      Затруднения начать какую-либо деятельность или замедленность начала и выполнения повседневной деятельности.

    • 0 = отсутствие затруднения начать какую-либо деятельность; отсутствие замедленности;
    • 2 = затруднения начать какую-либо деятельность;
    • 4 = затруднения начать простую повседневную деятельность, выполнение которых требует дополнительных усилий;
    • 6 = полная апатия; неспособность выполнить что-либо без посторонней помощи;
    • 8.Утрата способности чувствовать

      Субъективное ощущение снижения интереса к окружающему или деятельности, обычно доставляющим удовольствие. Снижение способности адекватно эмоционально реагировать на внешние события или людей.

    • 0 = нормальный интерес к окружающему и людям;
    • 2 = снижение способности получать удовольствие от того, что обычно интересно;
    • 4 = утрата интереса к окружающему; утрата чувств к друзьям и знакомым;
    • 6 = ощущение эмоционального паралича, утраты способности испытывать гнев, печаль или удовольствие, полной или даже болезненной утраты чувств к близким и друзьям;
    • 9.Пессимистические мысли

      Идеи собственной вины, малоценности, самоуничижения, греховности или раскаяния.

    • 0 = отсутствие пессимистических мыслей;
    • 2 = эпизодические идеи неудачливости в жизни, самоуничижения или малоценности;
    • 4 = постоянное самообвинение или конкретные, но еще рациональные, идеи виновности или греховности; нарастающая пессимистическая оценка будущего;
    • 6 = бредовые идеи полного краха, раскаяния или неискупимого греха; абсурдное и непоколебимое самообвинение;
    • 10.Суицидальные мысли

      Чувство, что жить больше не стоит, что естественная смерть – желаемый исход; суицидальные мысли и приготовления к самоубийству.

    • 0 = жизнь приносит удовольствие или воспринимается такой, какая она есть;
    • 2 = усталость от жизни; эпизодические мысли о самоубийстве;
    • 4 = возможно лучше умереть; суицидальные мысли становятся привычными, а самоубийство рассматривается как возможный способ решения проблем при отсутствии конкретных суицидальных планов или намерений;
    • 6 = конкретное планирование совершения самоубийства при первой возможности; активные приготовления к самоубийству;
    • При интерпретации данных баллы рассчитываются следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 6 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Максимальный суммарный балл составляет 60 баллов. Сумма баллов соответствует:

      0-15 баллов – отсутствию депрессивного эпизода;

      16-25 баллов – малому депрессивному эпизоду;

      26-30 баллов – умеренному депрессивному эпизоду;

      свыше 30 баллов – большому депрессивному эпизоду.

      Структурное интервью по шкале оценки депрессии Монтгомери-Асберг (SIGMA)

      Я бы хотел задать Вам несколько вопросов о прошедшей неделе. Как вы себя чувствовали с прошедшего (ДЕНЬ НЕДЕЛИ)?

      ЕСЛИ ПАЦИЕНТ НЕ В СТАЦИОНАРЕ: Работаете ли вы?

      ЕСЛИ НЕТ: Почему нет?

      1. Наблюдаемая печаль

      Представляет собой отчаяние, уныние и безнадёжность (более, чем обычное ситуационное пониженное настроение) и выражается в разговоре, мимике, пантомимике и осанке. Оценивается по степени тяжести и возможности вернуться к нормальному состоянию.

      Оценка основывается на обозрении поведения пациента во время интервью и информации полученной от информаторов.

      ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, ТО СПРОСИТЕ: Как, по Вашему мнению, Вы выглядели в течение прошлой недели? Очень уныло и подавленно?

      2. Высказываемая печаль

      Представляет собой повторяющиеся высказывания о депрессивном настроении, независимо от того, имеет ли оно внешнее выражение (в мимике, пантомимике и т.п.) или нет. Включает пониженное настроение, чувство отчаяния, безнадёжности, безысходности и т.д. Оценивать симптом следует по его интенсивности, продолжительности и реактивности (до какой степени такое настроение зависит от происходящих в жизни пациента событий).

      В течение прошедшей недели, чувствовали ли Вы себя несчастным или грустным? Была ли депрессия? Безнадёжность?

      ЕСЛИ ДА: Как сильно это проявлялось?

      ЕСЛИ В ДЕПРЕССИИ: Чувствуете ли Вы себя лучше, когда думаете о чём-либо другом, или если происходит что-нибудь приятное. Или же Вы чувствуете себя плохо независимо от того, что происходит вокруг? Что-то способно улучшить Ваше настроение?

      ЕСЛИ ПАЦИЕНТ ПОДТВЕРЖДАЕТ ДЕПРЕССИЮ, ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ КОНТЕКСТА СПРОСИТЕ: Как долго Вы себя так чувствуете?

      3. Внутреннее напряжение

      Представляет собой чувство неопределённого душевного дискомфорта, раздражённости, внутреннего смятения, психическое напряжение, возрастающее до уровня паники, чувство ужаса или тоски. Оценивается по интенсивности, частоте, длительности и реактивности.

      Чувствовали ли Вы себя напряжённо или раздражённо в течении прошлой недели? Что Вам помогало чувствовать себя лучше?

      4. Ухудшение сна

      Представляет собой укороченный или поверхностный сон (по сравнению с привычным для пациента режимом сна)

      Как Вы спали в течение прошедшей недели?

      Сколько часов Вы спили по сравнению с обычным режимом?

      Трудно ли Вы засыпали? Как насчёт беспробудного сна?

      Был ли Ваш сон беспокоен или тревожен? Просыпались ли Вы посреди ночи?

      Можете ли Вы сразу снова заснуть после пробуждения?

      5. Пониженный аппетит

      Представляет собой чувство потери аппетита по сравнению с тем периодом, когда пациент не был болен. Оценивается по уровню утраты желания есть или необходимости заставлять себя принимать пищу.

      Каким был Ваш аппетит на прошлой неделе? (По сравнению с Вашим обычным аппетитом?)

      Насколько меньше Вас интересовала еда?

      Приходилось ли Вам заставлять себя есть?

      Приходится ли другим людям напоминать Вам о том, чтобы Вы поели?

      6. Трудности концентрации (сосредоточения)

      Представляет собой трудность собраться с мыслями, достигающая степени апрозексии. Оценивается по интенсивности, частоте и уровню утраты способности к сосредоточению.

      Трудно ли Вам бывало собраться с мыслями или сосредоточиться в течение прошедшей недели?

      Каковы Ваши повседневные занятия? Было ли Вам трудно на них сосредоточится?

      ЕСЛИ ДА: Сравните, пожалуйста, с тем временем, когда Вы себя хорошо чувствовали.

      В состоянии ли Вы читать газету или журнал? Бывало ли так плохо, что Вам иногда было трудно поддерживать разговор?

      Примечание: ТАКЖЕ ИМЕЙТЕ В ВИДУ ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ОПРОСА

      7. Апатичность

      Представляет собой затруднения в начинании или медлительность в инициации и исполнении каких-либо повседневных дел

      Трудно ли было Вам на прошлой неделе, начать что-либо делать?

      Приходилось ли Вам заставлять себя что-либо делать?

      ЕСЛИ ДА: Что именно делать? Чувствуете ли Вы себя хорошо, когда уже начали что-либо делать?

      Делаете ли Вы повседневные дела медленнее, чем обычно?

      8. Неспособность испытывать чувства

      Представляет собой субъективное переживание пониженного интереса к окружающему или к занятиям, которые обычно доставляли удовольствие. Сниженная способность адекватного эмоционального реагирования на ситуацию или окружающих людей.

      Уменьшился ли Ваш интерес к окружающей среде, или к вещам, которые Вам раньше нравились?

      ЕСЛИ ДА: Насколько сильно это проявлялось?

      Приносят ли Вам такое же удовольствие дела и вещи, так же как раньше?

      ЕСЛИ НЕТ: Насколько меньше, чем обычно?

      Что Вы чувствуете по отношению к Вашим друзьям? Ваши чувства притупились, или может быть, Вы вообще ничего не чувствуете при встрече с ними?

      Испытываете ли Вы вообще какие-либо чувства, как например, злость, скорбь или наслаждение, по сравнению с тем, когда Вы себя нормально чувствовали?

      9. Пессимистические мысли

      Представляет собой мысли о виновности, крахе, неполноценности, греховности, самоупреки, угрызения совести, сожаления

      Были ли Вы настроены пессимистично в течении прошедшей недели?

      ЕСЛИ ДА: Насколько пессимистично Вы себя чувствовали? Что Вы думаете о будущем? На прошлой неделе, пытались возникали ли идеи самоуничижения, например, Вы чувствовали, что Вы в некоторой степени неудачник?

      Винили ли Вы себя в том, что Вы что-то сделали не так или вообще не сделали в прошлом?

      Чувствовали ли Вы себя виновным в чем-либо или грешником в течении прошедшей недели?

      ЕСЛИ ДА: Какие мысли были у Вас на уме?

      10. Суицидальные мысли

      Представляют собой чувство, что жить не стоит, что естественная смерть — лучший выход, мысли о самоубийстве и приготовления к самоубийству. Попытки самоубийства, сами по себе не должны влиять на оценку.

      В течении прошедшей недели, были ли у Вас мысли о том, что жить не стоит, и что Вам бы лучше умереть? Были ли у Вас мысли о том, что бы нанести себе самоповреждения или даже покончить с собой?

      ЕСЛИ ДА: О чём Вы думали? Строили ли Вы планы самоубийства? Говорили ли Вы об этом кому-нибудь?

      psy-clinic.info