Методики познавательной сферы при умственной отсталости

3.2.1. Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью

Для умственно отсталых детей и подростков характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с легкой умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Восприятие и ощущения

Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени на восприятие материала, что усугубляет трудность выделения главного и установления внутренних связей между частями.

Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые дети начинают различать цвета и геометрические формы, причем особую трудность представляет для них различение оттенков цвета и сложных фигур (овал, трапеция, неправильный треугольник и пр.).

Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностью их памяти, а также с мышлением, являющимся главным инструментом познания.

У умственно отсталых детей отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.

Внимание

У детей-олигофренов сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона.

Это связано со слабостью аффекта, с полевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, которые умственно отсталые и не пытаются преодолеть.

Внимание истощаемое: дети быстро устают от усилий по сосредоточению внимания, им требуется относительно много времени на восстановление умственной работоспособности, которая не достигает уровня оптимума.

Объем внимания недостаточен (менее 4-х объектов).

Нарушена концентрация и переключаемость внимания.

У детей с выраженным процессом возбудимости нервной системы внимание неустойчивое, «порхающее», его невозможно привлечь надолго.

У детей с преобладанием торможения нервной системы внимание инертное, «вязкое», ребенок не может отвлечься от какого-либо объекта, признака предмета и переключиться на другой.

Объем внимания составляет не более 2–3-х предметов, что значительно затрудняет выполнение сложных видов деятельности. Развитие произвольного внимания у детей с легкой степенью умственной отсталости ограничено – нет механизмов регуляции поведения, внутренней речи, опосредствования деятельности. При высокой истощаемости внимания длительное удержание инструкции, произвольной цели невозможно.

Запоминание, сохранение, воспроизведение информации

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностью их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, хранение, воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, случайные признаки, в то время как с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже, чем у нормальных детей, формируются элементы произвольного запоминания.

Слабость памяти у умственно отсталых – не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Отсутствует самоконтроль при воспроизведении информации.

Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым.

Рис. 2. График эффективности запоминания 10 слов в норме и при олигофрении

На рис. 2 представлены результаты испытаний слуховой словесной памяти нормально развивающихся школьников и учащихся вспомогательной школы. Очевидно, что общая продуктивность (эффективность) запоминания у нормально развивающихся детей выше. Но различается и динамика процесса запоминания:

— объем запечатленного после однократного предъявления материала для детей нормы – 4 слова, для умственно отсталых детей – 2;

— с каждым последующим воспроизведением дети возрастной нормы увеличивают количество правильно выученных слов (пологая кривая). У детей-олигофренов к третьей пробе наступает насыщение, они достигают предела объема кратковременного запоминания;

— для детей-олигофренов характерны колебания внимания («провал» кривой);

— наконец, спустя один час после заучивания списка слов дети интеллектуальной нормы показывают лишь небольшое снижение эффективности воспроизведения. Для учащихся средних классов школы возможно и то, что они будут воспроизводить все 10 слов. А для детей-олигофренов мы наблюдаем обратную тенденцию: эффективность воспроизведения составляет 1–3 слова, т.е. ребенок забыл то, что учил часом ранее.

Мышление детей с умственной отсталостью конкретное, не становится абстрактным. У детей-олигофренов все логические операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

При анализе предметов выделяются только общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез.

Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Дети-олигофрены, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Эту закономерность иллюстрирует следующая схема.

Рис. 3. Четыре этапа интеллектуальной деятельности

Решение интеллектуальной задачи начинается с анализа условий будущей деятельности (т.е. этот этап решения невозможен без участия процессов восприятия информации). Далее следует выработка плана решения; собственно деятельность (активность, работа). Переход от второго этапа к третьему требует элементарного удержания в памяти принятого решения, т.е. на этом переходе мы должны отметить значимую роль процессов памяти. После совершения активности наступает четвертый этап –

контроль и оценка. На этом этапе решения интеллектуальной задачи мы должны оценить, в какой степени удалось совершить задуманное ранее, насколько отличается наш полученный результат от планируемого. Так как у умственно отсталого человека мы уже отмечали недостатки памяти и восприятия, то, скорее всего, этап контроля и оценки полученного результата пройдет неправильно. Таким образом, мы отмечаем недостатки практически всех этапов решения интеллектуальной задачи. Недостаточность последнего этапа – контроля и оценки, как и всего цикла решения задачи в целом, и есть основа некритичности мышления.

Развитие творческого мышления и воображения у умственно отсталых крайне низкое; воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Дети-олигофрены не могут самостоятельно придумать сюжет для игры или изобразительной деятельности. Они предпочитают действовать, копируя чей-либо образец или следуя заученному шаблону действий.

Речь ребенка-олигофрена отличает бедный, недостаточный словарный запас (обиходно-бытовой).

Как правило, характерно нарушение словообразования и словоизменения. Ребенок использует простые грамматические конструкции. Фраза одно-двухсложная, неразвернутая.

У многих детей отмечаются нарушения звукопроизношения: шепелявость, сигматизм, у 60–70 % детей – дизартрия. Дефект корректируется с трудом, так как ребенок плохо контролирует произнесение звуков. Недостаточность самоконтроля в речевых процессах объясняется не только дефектами внимания, но и нарушениями фонетического слуха.

Нарушена функция связного монологического высказывания: ребенок затрудняется составить рассказ по картинке (дает односложные, внутренне рассогласованные ответы).

Одной из качественно важных особенностей для всего психического развития детей-олигофренов является то, что у них не формируется внутренняя речь, а следовательно, недоразвиты те психические процессы, для которых внутренняя речь является важным компонентом: письменная речь, понятийное мышление, саморегуляция внимания, поведения и личностного реагирования.

Следует помнить, что нарушение речи вторично по отношению к умственному дефекту. Причиной речевого дефекта в данном случае является нарушенная общая способность к символизации, снижение аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга.

Возможно сочетание речевого и интеллектуального дефекта – наличие локального поражения речевых зон коры, сочетающееся с общим диффузным поражением головного мозга. Такой дефект требует особых условий коррекции.

studfiles.net

Экспериментальная работа по исследованию мышления у детей с умеренной умственной отсталостью

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 2420 раз

Библиографическое описание:

Федосеева О. А. Экспериментальная работа по исследованию мышления у детей с умеренной умственной отсталостью // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 436-442. — URL https://moluch.ru/archive/47/5855/ (дата обращения: 20.06.2018).

Экспериментальное изучение мышления младших школьников проведено на базе ГКУ Детского дома-интерната «Южное Бутово» г. Москвы.

В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста.

Нами были исследованы следующие параметры:


схематического мышления посредством теста Когана;

логичности мышления посредством методик, исследующих:


способность обобщать – «Обобщение понятий»,

способность сравнивать – «Сравнение».

У детей с умеренной умственной отсталостью при участии в тестировании возникали затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Они показывали неспособность к целостному восприятию. Для них оказались характерными затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).

По количественной оценке все участники эксперимента выполнили задание менее, чем на 30%, что подтвердило у них наличие умеренной умственной отсталости.

В качественном отношении по итогам первого этапа результаты распределились на три основные группы:

    3 детей (25%) распределили фигуры по цвету;

    1 ребенок (8%) разложил часть фигур по форме;

    8 детей (67%) не смогли сконцентрировать свое внимание в должной степени и, таким образом, не выделили среди фигур ни их принадлежности к цветовым группам, ни к группам по форме.

    Для большей наглядности изобразим полученные результаты в виде таблицы (см. таблицу 1).

    Результаты теста Когана

    по форме и цвету

    Ни один ребенок не справился с классификацией по двум признакам одновременно. 3 детей проявили способность удержать внимание на цвете, 1 ребенок сконцентрировался на форме фигур. 8 детей не выявили способности выделить хотя бы один признак.

    Изобразим полученные данные в виде диаграммы (см. рисунок 1).

    Рис. 1. Результаты теста Когана

    Как видно из рисунка 1, ни один ребенок не смог сконцентрироваться на двух признаках одновременно, 4 детей удержали во внимании 1 признак, что составило 33%, 8 детей не сумели выделить ни одного признака в работе с фигурами, что составило 67%.

    Методика «Обобщение понятий».

    При проведении были обнаружены следующие особенности выполнения методики. Дети с умственной отсталостью, участвовавшие в эксперименте, чаще всего приводили обобщения на интуитивно-практическом уровне. Так, ответы были следующими:

    Шкафы, кровати, стулья – квартира (2 человека – 17%).

    Футболки, брюки, куртки – надевают (3 человека – 25%).

    Васильки, ландыши, розы – весна (1 человек – 8%).

    Дубы, ёлки, берёзы – улица (3 человека – 25%).

    Вороны, голуби, утки – летают (3 человека – 25%).

    Смородина, малина, клубника – еда (1 человек – 8%).

    Картошка, морковь, помидоры – овощи (1 человек – 8%).

    Яблоки, груши, мандарины – вкусная еда (3 человека – 25%).

    Моряки, лётчики, артиллеристы – взрослые (1 человек – 8%).

    Дети с умеренной умственной отсталостью при обобщении допускали ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.

    При оценке результатов нами были выделены 2 группы детей (см. таблицу 2).

    Результаты проведения методики «Обобщение понятий»

    Из приведенной таблицы видно, что 2 детей выполнили задание менее, чем на 30%, чем подтвердили у себя наличие умеренной умственной отсталости. 10 человек выявили неспособность к обобщению понятий.

    На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 2).

    Рис. 2. Результаты проведения методики «Обобщение понятий»

    Из рисунка 2 видно, что большая часть детей (83%) не владеет логической операцией обобщения.

    При выполнении задания методики мы выявили, что дети с умеренной умственной отсталостью не могут объяснить свои действия и ответы.

    Таким образом, по результатам проведения методики получены следующие данные (см. таблица 3).

    Результаты проведения методики «Классификация»

    Количество детей (в %)

    Из приведенной таблицы видно, что 1 ребенок выполнил задание менее, чем на 30%, чем подтвердил у себя наличие умеренной умственной отсталости. 11 человек выявили неспособность к классификации понятий.

    На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 3).

    Рис. 3. Результаты проведения методики «Классификация»

    Из рисунка 3 видно, что большая часть детей (92%) не владеет способностью классифицировать.

    В результате проведения диагностики выяснилось, что дети с умственной отсталостью охотнее выделяют различия, чем сходства; отличаются непланомерным анализом, его односторонностью.

    При объявлении сходства и различия выделяют в основном несущественные признаки, например: лисы – собаки: у них уши, хвосты, яблони – берёзы: зеленые, растут в лесу, цветы – деревья: их можно поставить в вазу.

    По результатам проведения методики получены следующие данные (см. таблица 4).

    Результаты проведения методики «Сравнение»

    сравнений не выполнено

    Из приведенной таблицы видно, что 1 ребенок выполнил задание менее, чем на 30%, чем подтвердил у себя наличие умеренной умственной отсталости. 11 человек выявили неспособность сопоставлению понятий.

    На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 4).

    Рис. 4. Результаты проведения методики «Сравнение»

    Из рисунка 4 видно, что большая часть детей (92%) не владеет способностью сравнивать.

    Итак, по результатам проведения констатирующего эксперимента уровень мыслительных операций можно оценить как низкий и подчеркнуть необходимость развития логических операций у каждого участника экспериментального исследования.

    Сравнительно-сопоставительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов

    После коррекционного этапа нами была повторна проведена диагностика по тем же методикам.

    Для диагностики мы выделили исследование:

      логичности мышления посредством методик, исследующих:


          способность классифицировать – «Классификация»,


      Цель – исследование схематического мышления.

      В качественном отношении по итогам контрольного этапа эксперимента результаты распределились на четыре основные группы:

        1 ребенок (8%) распределил фигуры по двум признакам одновременно: по цвету и по форме;

        3 ребенок (25%) разложил часть фигур по форме;

        5 детей (42%) не смогли сконцентрировать свое внимание в должной степени и, таким образом, не выделили среди фигур ни их принадлежности к цветовым группам, ни к группам по форме.

        Для большей наглядности изобразим полученные результаты в виде таблицы (см. таблицу 5).

        Результаты теста Когана в двух экспериментах

        На контрольном этапе эксперимента один ребенок справился с классификацией по двум признакам одновременно, что на 8% больше, чем на этапе констатирующего эксперимента, количество детей, распределивших предметы по цвету, осталось на прежнем уровне – 3 детей (25%), количество детей, распределивших предметы по форме, увеличилось на 2 человека и составило 3 детей (25%), количество детей, не увидевших ни одного признака для распределения фигур по группам, сократилось с 8 детей (67%) до 5 детей (42%).

        Изобразим полученные данные в виде диаграммы (см. рисунок 5).

        Рис. 5. Результаты теста Когана в двух экспериментах

        Как видно из рисунка 5, на этапе контрольного эксперимента был выявлен 1 ребенок, способный удерживать 2 признака при классификации, выросло количество детей, увидевших один признак для распределения, сократилось количество детей, не увидевших основания для распределения фигур по группам.

        По результатам контрольного этапа эксперимента нами были выделены 2 группы детей (см. таблицу 6).

        Результаты проведения методики «Обобщение понятий» в двух экспериментах

        Из приведенной таблицы видно, что на этапе контрольного эксперимента количество детей выполнивших задание менее, чем на 30%, увеличилось с 2 человек до 7, что на 41% больше, в то время как количество не справившихся с заданием сократилось с 10 человек до 5, что, соответственно, на 41% меньше по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.

        На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 6).

        Рис. 6. Результаты проведения методики «Обобщение понятий» в двух экспериментах

        Из рисунка 6 видно, что 5 детей (41%) улучшили способность логической операции обобщения.

        Цель – исследование логичности мышления.

        По результатам проведения контрольного этапа эксперимента получены следующие данные (см. таблица 7).

        Результаты проведения методики «Классификация» в двух экспериментах

        Из приведенной таблицы видно, что на этапе контрольного эксперимента количество детей выполнивших задание менее, чем на 30%, увеличилось с 1 человека до 4, что на 25% больше, в то время как количество не справившихся с заданием сократилось с 11 человек до 8, что, соответственно, на 25% меньше по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.

        На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 7).

        Рис. 7. Результаты проведения методики «Классификация» в двух экспериментах

        Из рисунка 7 видно, что 3 детей (25%) улучшили способность классификации.

        Цель – исследование способности сравнивать.

        По результатам проведения методики получены следующие данные (см. таблица 8).

        Результаты проведения методики «Сравнение» в двух экспериментах

        Количество детей (в%)

        менее 30% материала

        Из приведенной таблицы видно, что на этапе контрольного эксперимента количество детей выполнивших задание менее, чем на 30%, увеличилось с 1 человека до 3, что на 17% больше, в то время как количество не справившихся с заданием сократилось с 11 человек до 9, что, соответственно, на 17% меньше по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.

        На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 8).

        Рис. 8. Результаты проведения методики «Сравнение» в двух экспериментах

        Из рисунка 8 видно, что 2 детей (17%) улучшили способность сравнивать предметы.

        Таким образом, экспериментальное изучение особенностей мышления у детей с умеренной умственной отсталостью показало, что анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки.

        Из-за несовершенства анализа у них затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

        Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Так, сравнивая ручку и карандаш, они отмечают: «Похожи тем, что длинные, а еще у них кожа одинаковая».

        Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

        У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Недифференцирован-ность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности умственно отсталых.

        Проведение коррекционной работы по развитию мыслительных операций у детей с умеренной умственной отсталостью способно повысить общий уровень мышления. По итогам экспериментального исследования 3 детей повысили уровень схематического мышления по тесту Когана, 5 детей (41%) улучшили способность логической операции обобщения, 3 детей (25%) повысили способность классификации, 2 детей (17%) повысили умение сравнивать предметы.

        Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.

        Как показывают исследования В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, И.М. Соловьева, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шифа и др., все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

        С учетом психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью нами была разработана и проведена диагностика мышления этой группы детей на базе ГКУ Детского дома-интерната «Южное Бутово» г. Москвы.

        Проведение опытно-экспериментальной работы подтвердило необходимость и важность процесса исследования и развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью. Ознакомление испытуемых с познавательным процессом мышления заставило их обратить внимание на то, как они владеют способностью обобщать, анализировать, устанавливать логические связи. Констатирующее тестирование уровня развития мышления познакомило и убедило испытуемых во взаимосвязи мышления с такими познавательными способностями как восприятие, внимание и память.

        Разнообразие развивающих упражнений улучшило способность мыслить у испытуемых, что подтвердили результаты контрольного эксперимента. По результатам проведенной диагностики 3 детей повысили уровень схематического мышления по тесту Когана, 5 детей (41%) улучшили способность логической операции обобщения, 3 детей (25%) повысили способность классификации, 2 детей (17%) повысили умение сравнивать предметы.

        Таким образом, если проводить своевременную диагностику мышления у детей с умеренной умственной отсталостью, последующую коррекцию и развитие у них мыслительных процессов, то можно достичь значительных результатов, что позволит повысить качество обучения ребенка.

        Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Обнинск, 1993

        Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994

        Бондаренко С. М. Учите детей сравнивать. М., 1999

        Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1998

        Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997

        Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М., 1998

        Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1993
        moluch.ru

        Методики для диагностики познавательных процессов умственно отсталых школьников

        Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

        Методики для диагностики познавательных процессов умственно отсталых школьников

        Программой СКОУ в начальных классах предусмотрен урок развития сенсомоторных функций. Работа по развитию мелкой моторики рук и определенной психической функции ведется по четвертям. На уроках данного вида в начале и в конце четверти проводится диагностика по одной и той же методике. Отсутствие методического материала послужило для разработки и адаптации некоторых имеющихся тестов для измерения и оценивания уровня развития психических функций умственно отсталых школьников.

        Методика №1( для оценки зрительной памяти)

        Детям предлагается таблица с 9 геометрическими фигурами( приложение1),им необходимо запомнить их. После показа надо в ответном бланке вычеркнуть 9 фигур из предложенных 24 фигур( приложение 2). Время работы 15 минут.

        При оценке отмечаем и подсчитываем число правильно и неправильно узнанных фигур.

        Подсчитываем коэффициент узнавания Е:

        Где М-число правильно узнанных фигур;

        N -число неправильно узнанных фигур

        Высокий результат — 9 фигур верно

        Низкий результат- меньше 6 фигур

        Методика №2( для оценки слуховой памяти)

        Я называю слова (10 слов), вам нужно запомнить их и записать в том порядке, как были названы. Время работы 10 минут.

        Стол, дом, кот, окно, лес, пень, дым, мыло, брат, бант.

        Высокий результат- 8-10 слов

        Низкий результат- от 4 слов

        Методика №3 «Домик»( для оценки внимания)

        Инструкция испытуемому: « Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (листок с «Домиком» перед учеником приложение 3).Если ты что-то не нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо рядом с неправильным нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Время для выполнения работы 20 минут

        1.Отсутствие деталей рисунка.

        2.Увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза

        3.Неправильное изображение элементов рисунка

        4.Разрывы между линиями

        Высокий результат- о баллов

        Средний результат- 3-6 баллов

        Низкий результат- более 7 баллов

        Методика №4(для оценки абстрактно-логического мышления)

        Необходимо в пустом квадрате, опираясь на 8 нарисованных фигур, найти закономерности и дорисовать недостающую фигуру.

        «Дружная семья цыплят отправилась гулять, но один самый любопытный задержался, разглядывая червячка, и заблудился. Помогите найти ему своих братишек и сестричек, нарисуйте его в центральном квадратике. Все цыплята чем то похожи , поэтому потерявшийся цыпленок похож на других.» Время выполнения работы 30 минут.

        За каждую правильно найденную закономерность начисляется 1 балл.

        Высокий результат- 3 балла

        Средний результат-1-2 балла

        Низкий результат- 0 баллов

        Методика №5 (для оценки логического мышления)

        Ребенку дается карточка с 10 строчками слов, по 4 в каждой строке (приложение4).

        Инструкция: «Прочитай строчки слов. В каждой строчке найди лишнее и зачеркни его».

        За каждый правильный-1 балл, за неправильный-0 баллов.

        Высокий уровень- 8-10 баллов Средний уровень- 5-7 баллов Низкий уровень- 0-4 баллов

        infourok.ru