Монтессори терапия для детей с синдромом дауна

Солнечные дети

Прямо по курсу

Картины наших детей

Проект «Солнечные дети» на базе Монтессори-среды центра «Радуга»

В нашем обществе живут дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды: с синдромом Дауна, с аутизмом, с ДЦП и другими нарушениями физического и психического развития.

Если с этими детьми активно заниматься с самого раннего возраста, вводить их в наше общество, то они смогут:

  • полноценно обслуживать себя;
  • реализовать свой внутренний потенциал;
  • быть полноправными членами общества;
  • помогать близким, приносить пользу.
  • По статистике, дети, которым оказывали раннюю профессиональную помощь, потом могут занимать социально-значимые должности и работать, у многих есть шанс прожить достойную интересную жизнь. Таким образом, «особенные» дети имеют возможность для развития и адаптации в обществе, а дети с принятой нормой здоровья воспитываются в условиях всеобщего равенства и единства.

    Благодаря этому в обществе формируется новое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья и всем людям в целом с их индивидуальными потребностями и особенностями.

    В чем заключается наша помощь детям

    Сейчас с детьми работают:
  • Монтессори-педагоги;
  • Клинический психолог, нейропсихолог;
  • Логопед, дефектолог;
  • Специалист по арт-терапии;
  • Педагог-художник.
  • Из чего состоит работа с детьми:

    Каждому ребёнку, имеющему диагноз (синдром Дауна, аутизм, ДЦП и другие), предоставляется 8 льготных занятий ежемесячно. На каждом занятии фиксируются результаты работы, психологи проводят непрерывный мониторинг состояния детей.Обучение походит индивидуально и в инклюзивных группах со здоровыми детьми. Для каждого ребёнка составляется индивидуальная программа развития с учетом всех его особенностей и возможностей, которая помогает максимально раскрыть потенциал, скорректировать отклонения и развить его способности.

    Где проходят занятия:

    В частном образовательном учреждении «Центр развития личности «Радуга» в Кузьминках. Этот Центр существует с 2008 года, его Генеральный директор Яковлева Татьяна является соучредителем благотворительного фонда «Разные дети».

    Из чего состоит работа с детьми

  • Первоначальная беседа представителя Фонда с родителями.
  • Психологическое и педагогическое обследование ребенка с глубоким изучением медицинской документации за период от беременности матери и родов до настоящего времени.
  • Построение психологом индивидуального графика занятий на основании решения психолого-педагогического консилиума (ППК) для ребенка на первый месяц.
  • Мониторинг состояния и развития ребёнка психологом и другими специалистами ППК, консультирование родителей и педагогов.
  • Повторное психологическое обследование ребенка спустя месяц посещения занятий.
  • Продолжение посещений ребёнком занятий с учетом рекомендаций психолога и других специалистов ППК. (при необходимости ребенку могут быть предложены другие специалисты, он может быть переведён с индивидуального обучения на групповое)
  • Ежемесячный письменный отчет о динамике развития ребёнка на сайте БФ «Разные дети».
  • Что такое Монтессори?

    • Индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывание его особенностей, интересов, темпов развития, характера.
    • Более 1000 специальных материалов и пособий для работы с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.
    • Специально отведённые зоны для развития навыков самообслуживания, где дети учатся стирать, мыть посуду, ухаживать за собой, готовить еду.
    • Взаимодействие детей в разновозрастной группе – старшие дети помогают младшим, младшие учатся у старших, тем самым процесс обучения значительно ускоряется и становится более эффективным.
    • Дети с различными диагнозами и их здоровые сверстники гармонично развиваются рядом друг с другом.
    • Прямое участие семьи в обучении своего ребёнка, перенос Монтессори-принципов воспитания в семью, как следствие – понимание и принятие своего ребёнка, нахождение путей взаимодействия с ним.
    • Результаты

    • У всех детей, занимающихся по нашей программе, отмечаются положительные изменения в развитии:
      • Контакт с другими детьми, открытость, желание общаться;
      • Развитие умственных способностей;
      • Улучшение координации движений и владение телом;
      • Приобретение навыков самообслуживания;
      • Устранение страхов и девиантного поведения;
      • Развитие речи и умение озвучить свои чувства и эмоции.
      • Всем семьям, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и обратившимся в Благотворительный фонд «Разные дети», оказывается консультативная помощь, которая:
        • Помогает наладить коммуникацию с ребёнком;
        • Помогает принять своего ребёнка таким, какой он есть;
        • Помогает чувствовать себя увереннее среди родителей здоровых детей;
        • Снимает тревожные и депрессивные синдромы у близких родственников.
        • Родители, воспитывающие здоровых детей и посещающие Центр развития личности «Радуга», меняют своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья:
          • Перестают препятствовать общению здоровых и «особенных» детей;
          • В семье детям объясняют, что такое принятие, уважение, взаимопомощь в отношении «особенных» людей;
          • Сами родители становятся добрее, терпимее и милосерднее.
          • На что нужны деньги

            Программа по развитию, социализации и коррекции для 1 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья стоит 168 000 рублей в год.

            В эту сумму входит стоимость занятий на протяжении учебного года — оплата труда педагога, налоги и поддержание материально-технической базы для занятий (игрушки, материалы, пособия). Развитие проекта требует также дополнительных средств на создание сенсорной зоны, учебные материалы, аренду и административные расходы.

            Стоимость помощи 1 ребёнку — 14 000 рублей в месяц.

            Количество подопечных у Благотворительного фонда «Разные дети»:

            1. 2013 год — 20 детей;
            2. 2014 год – 40 детей;
            3. 2015 год – планируется до 60 детей.
            4. Все собранные средства идут на оплату работы специалистов, налоги, материалы к занятиям, аренду и административные расходы.

              По закону Фонд имеет право распределять на административные расходы до 20% от всех полученных средств.

              Как вы можете помочь

              1. Сделать благотворительное пожертвование на счет фонда (все способы перечисления пожертвований вы найдете на нашем сайте.
              2. Разместить бокс для сбора пожертвований в знакомых компаниях, офисах, бизнес-центрах.
              3. Купить картины, созданные нашими подопечными совместно с художниками.
              4. Информационное партнерство: разместить информацию о Фонде на: вашем сайте, портале, блоге. Это могут быть баннеры, ссылки, статьи.
              5. Порекомендовать наш фонд людям, которые хотят помогать.
              6. Волонтерская помощь для проведения мероприятий, сопровождения детей на занятиях, транспортировки людей и вещей, распространения информации о фонде, а также другой полезной деятельности.
              7. Провести благотворительный День Рождения: вместо подарков попросить гостей сделать пожертвование на счет нашего фонда.

              Реквизиты для помощи

              Для перевода благотворительных пожертвований

              Благотворительный фонд «Разные дети»
              ОГРН 1117799012374
              ИНН 7721490178
              КПП 772101001
              Юридический и фактический адрес:119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 40, кв. 39
              Расчетный счет 40703810538290069620 (в РУБЛЯХ) в ОАО «Сбербанк России» г. Москва
              Расчетный счет 40703978438290069620 (в ЕВРО) в ОАО «Сбербанк России» г. Москва
              К/С: 30101810400000000225
              БИК: 044525225
              Назначение платежа: Благотворительное пожертвование

              Наши контакты

              +7 (916) 873-02-06
              119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 40, кв. 39

              www.razniedeti.ru

              Хотите помочь изданию новых книг и пособий
              по Монтессори-педагогике в России?

              Издательство «Народная книга» приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!

              Если к вам в группу привели ребенка с синдромом Дауна, не отказывайте родителям

              Наталья Андрущенко
              дипломированный Монтессори-педагог (Диплом АМИ)

              Лекция прочитана на учебном курсе «Основы педагогики Марии Монтессори» в педагогическом университете им А.И. Герцена.

              Сначала поставить правильный диагноз

              Один из подходов в теории о психологической модели формирова­ния нарушений когнитивного развития, связан с представлениями о принципе созревания в развитии нервной системы. Согласно этому подходу, дети с выраженными нарушениями когнитивного развития проходят те же стадии развития, что и здоровые дети, однако в зна­чительно более медленном темпе. При этом подходе, в более позд­них его вариантах, также учитывалась положительная роль активно­го обучения. С этим обстоятельством связано и желание начать осу­ществление программ «раннего вмешательства» в возможно более раннем возрасте, сразу после установления диагноза (или при появ­лении подозрений о нарушенном развитии). Эмпирические исследо­вания последних лет показывают, что для детей с нарушениями ког­нитивного развития достаточно характерной является асинхрония, неравномерность развития отдельных психических функций.

              В Монтессори-терапии особенности подхода к ребенку и сре­ды, в которой проводятся коррекционные занятия, помогают, на основании наблюдения, получить глубокие характеристики, ка­сающиеся поведения и развития ребенка, его взаимодействия со значимыми членами семьи и другими детьми. То есть диагности­ческий этап, максимально полно раскрывающий индивидуальные, особенности ребенка в различных аспектах (диагноза, психическо­го функционирования, особенностей его микросоциальной среды), на начальном терапевтическом этапе дополняется наблюдением за ним во время занятий. Эта информация позволяет сформиро­вать основные терапевтические цели, которые вырабатываются при обязательном участии родителей. Последнее обстоятельство служит не только повышению их мотивации в осуществлении те­рапии, но и делает их союзниками в ее проведении, позволяет из­менить «микросреду» ребенка.

              Например, у ребенка с психическим недоразвитием могут на­блюдаться нарушения поведения, которые волнуют родителей в не меньшей степени, чем нарушения когнитивного развития; или родители ожидают от терапии конкретных результатов, связанных с улучшением развития навыков самостоятельности, или — с воз­можностью пребывания среди других детей. Обсуждение целей и желаемых результатов терапии способствует достижению кон­такта с родителями, формирует более реалистические ожидания в отношении возможностей и ожидаемых успехов ребенка. Во вре­мя терапии встречи с родителями проходят регулярно. Родители получают информацию о ходе терапии, могут присутствовать на занятиях как в качестве наблюдателей, так и в качестве активных участников.

              Выбор терапевтической работы зависит от «возраста развития»

              Часто наряду с развитием познавательной активности ребенка и стимуляцией когнитивного развития, бывает необходимо уменьшить фрустрированность ребенка, связанную с семейной ситуацией, отношениями с другими деть­ми. Групповые занятия дают ребенку возможность более гармоничного общения, когда он может ощущать себя успешным и оказывать помощь. Возникающая «вторичная» привязанность к терапевту делает его объектом подражания, помогает справиться с заданиями, имитируя движения и способ ы действия.

              Таким образом, содержание Монтессори-терапии зависит от «возраста развития» ребенка. Выбор конкретных терапевтических упражнений производится в зависимости от того, какие занятия ему доступны и интересны.

              В дозировании степени сложности заключается определенное искусство терапевта: предлагаемые занятия не должны быть ни слишком сложными, ни слишком простыми, а усложнение заданий следует проводить постепенно. Особенность терапевтического ма­териала позволяет варьировать задачи, в этом случае в пределах одного упражнения могут достигаться различные терапевтические цели. Например, упражнение с пересыпанием зерна или перелива­нием воды может стать поводом для описания свойств предметов (стимуляция речевого разви­тия). Или оно обратит внима­ние ребенка на количествен­ные изменения, происходящие с зерном, водой. В этом случае ребенок получает конкретные представления о математи­ческих операциях сложения, деления и т. п.: кувшин может быть наполнен наполовину, может быть пустым или це­ликом наполненным. Его содержимое можно распределить (поде­лить), заполняя поочередно два, три и т. д. более мелких сосуда.

              Однако первоначальные впечатления и наблюдения ребенка должны быть самостоятельными, обеспечивая возможность разви­тия у него собственного интереса и способность ориентироваться в задании.

              Решение познавательных задач — мыслительных, мнемических, перцептивных, вербальных, по П. Я. Гальперину, состоит из нескольких частей. Выделяют ориентировочную, исполнительную, контрольную и корректировочную части. Все упражнения Марии Монтессори построены по тому же принципу. Вначале терапевт дает ориентировочную часть в виде алгоритма, затем ее усваивает ребенок, потом он вслед за терапев­том осуществляет деятельностную часть, проводит контроль оши­бок и корректировку.

              При составлении индивидуальной коррекционной программы и выборе конкретных коррекционных упражнений необходимо учитывать возраст, уровень когнитивного развития ребенка, до­ступный ему вид деятельности.

              От конкретного к абстрактному

            5. Развитие когнитивных способностей ребенка в ходе терапии осуществляется при последовательном применении методического принципа, сформулированного еще Э. Сегеном,— «от конкретного к абстрактному». Поэтому одной из общих задач развития являет­ся совершенствование сенсомоторики, восприятия, включение ре­бенка в предметно-практическую, а затем в игровую деятельность. При этом перед началом терапии определяются ее общие направле­ния, а их корректировка осуществляется уже во время занятий. Это может происходить по разным причинам, а именно:
              непосредственное наблюдение за ребенком во время занятий дает более полное представление о его проблемах и возмож­ностях, что уточняет цель и задачи работы;
              более длительное знакомство с ребенком позволяет сделать заключение о его любимых темах и занятиях, предпочтениях и сферах интересов, что всегда учитывается в терапии;
              ребенок является активным участником терапии. Хотя его свобода и ограничена по необходимости, а
              выбор упражнений может осуществлять терапевт, все же терапевт внимательно относится к выбору самого ребенка, поэтому ребенок оказывает непосредственное влияние на содержание занятия. «Упражнения практической жизни». Развитие самовосприятия, самостоятельности, предметно-практических действий.

          «Упражнения жизненной практики» позволяют наиболее рано развивать у ребенка сенсомоторные навыки. При этом освоение навыков самообслуживания и элементарных действий – центральная, но вовсе не единственная задача, решаемая в ходе этих упражнений. Стабильная обстановка, постоянные правила и принимающее поведение терапевта способствуют уменьшению у ребенка тревожности и напряжения, приводя к его успешной адаптации. Благодаря этому ребенок с большим доверием начинает относиться к себе и своему окружению, отваживается на изучение нового. Ребенок учится быть включенным в деятельность, имеющую видимую и достижимую цель. Он приучается к применению алгоритмов действия, начинает прослеживать конкретные причинно-следственные связи («Если я опрокину кувшин, про­льется вода. Если я буду перекладывать зерно ложкой, то чаш­ка окажется пустой»). При этом развиваются речь, устойчивость и концентрация внимания, совершенствуется координация и точ­ность движений.

          Одна из первых задач, которую необходимо решить в ходе терапев­тической работы,— ориентация ребенка в терапевтическом простран­стве, в выбранном им упражнении. В зависимости от степени готовности ребенка к произвольной ре­гуляции собственной деятельности, возможна разная степень участия терапевта в выполнении упражнения, задания. При выраженных нару­шениях когнитивного развития и сопутствующих двигательных и сен­сорных нарушениях ребенок не может без помощи терапевта осущест­влять деятельность. В этом случае терапевт выполняет упражнение его руками, дожидаясь хотя бы слабых сигналов, свидетельствующих о том, что ребенок следит за происходящим и интересуется действием. Если этого не происходит, терапевт начинает работу не с упраж­нений практической жизни, а с сенсорных упражнений, добиваясь дозированной сенсорной стимуляцией включения внимания ребенка.

          Развитие контактных видов чувствительности
          и восприятия

          В онтогенезе нейросенсорное развитие начинается с контактных видов чувствительности, пре­жде всего тактильной. Поэтому и для детей с нарушенным когни­тивным развитием, но сохранными сенсорными возможностями одними из первых предлагаются упражнения по развитию так­тильной чувствительности. Ребенок учится воспринимать отличия, анализировать и давать словесное обозначение своим тактильным ощущениям — например, «гладкий», «шершавый», формирует на основе этого обобщения, понятия.

          Начальные упражнения выбираются с учетом возраста разви­тия ребенка, особенностей его нарушений. Степень их сложности варьируется в зависимости от возможностей ребенка. Это могут быть упражнения из классического материала: шершавые дощечки и шероховатые таблички, наборы с парными лоскутками тканей. В этом случае часть упражнений необходимо адаптировать. Напри­мер, парные лоскутки тканей могут быть наклеены на картон или фанеру. Для контроля правильности нахождения пары и для вне­сения игрового элемента в задание на обратной стороне дощечки может быть расположена соответствующая парная картинка.

          Доски для ощупывания могут быть выполнены с применением различных природных материалов. Для этого на обычную деревян­ную разделочную доску на клеевую основу накладывается в один слой фасоль, горох или другие материалы с разнообразными так­тильными свойствами. Доски могут быть парными — в этом случае ребенок ищет одинаковые по тактильным свойствам поверхности, или ему предлагается расположить их по степени увеличения, умень­шения гладкости (шершавости). Набор состоит из трех парных до­щечек или трех-четырех непарных. Постепенно можно увеличивать число пар, добиваясь большей дифференцированности восприятия у ребенка. Ребенок может выполнять упражнение, ощупывая дощеч­ки руками как с открытыми глазами, так и надев на них повязку.

          Для детей с выраженными нарушениями возможна следующая адаптация упражнения. Ребенок может «ощупывать» ногами. На­пример, различный материал насыпается в глубокие емкости, в ко­торые ребенок может опустить ноги. Или он может ходить при по­мощи терапевта, переступая из одного таза в другой. Подбираются материалы контрастные, но приятные на ощупь. Хотя для некото­рых детей можно попробовать и материал, дающий более сильные ощущения, например сосновые шишки.

          Упражнение стимулирует не только тактильную чувствитель­ность, но и проприорецепцию. Ребенок получает больше сенсор­ной информации о положении своих конечностей в пространстве. Маленького ребенка можно помещать в «сенсорную ванну», запол­ненную пухом, сыпучими крупами или шариками.

          В случае если ребенок испытывает выраженные затруднения в произвольной деятельности, терапевт может организовать упражне­ние следующим образом. Ребенок лежит или сидит, причем наружные части голеней, предплечий, спина не прикрыты одеждой. Терапевт медленно касается и проводит приготовленными материалами по коже ребенка. При этом выбираются контрастные материалы: пары «гладкий — шершавый», «легкий — тяжелый», «сухой — мокрый».

          Степень сложности упражнения можно подбирать и при разви­тии у ребенка температурной чувствительности. Классический ма­териал предлагает упражнения с материалами, обладающими раз­ной теплопроводностью,— «тепловые таблички». В ящике находят­ся парные таблички из разного материала: металла, мрамора, стек­ла, дерева, пробки, войлока. Ребенок сортирует их попарно, может располагать по степени увеличения, уменьшения тепловых свойств. Для первой презентации число пар может быть уменьшено.

          Следующее классическое упражнение для развития темпера­турного восприятия — термосы, заполненные попарно водой оди­наковой температуры. Наружная поверхность термоса, выполнен­ного в виде удобной для захвата рукой фляжки, теплопроводна. Ребенок может найти «холодную», «ледяную», «теплую» и «горя­чую» поверхность. Для первой презентации материала ребенку с нарушениями когнитивного развития можно оставить одну кон­трастную пару — термосы с холодной и горячей поверхностью.

          Для детей, имеющих сложности произвольной регуляции дея­тельности, можно адаптировать упражнение следующим образом. Выполняется упражнение совместно с терапевтом. В тазы одинако­вой формы и одного размера наливается вода с контрастными, но приятными для восприятия ребенка температурными свойствами, например холодная и горячая. Терапевт, сидя рядом с ребенком, по­очередно погружает его руки сначала в один таз, затем в другой. После того как ребенок ощутил разницу между ними, терапевт на­зывает понятия. В дальнейшем рекомендуется называть понятия до опускания рук в воду, а количество емкостей может быть увеличено. Вариациями этого упражнения могут быть выполняемые друг за другом упражнения для отдельных пальцев рук или для ног.

          Развитию зрительного и зритель­но-пространственного восприятия посвящено значительное число классических Монтессори-упражнений.

          Благодаря работе с материалом постепенно осуществляет­ся переход «от конкретного к абстрактному», — конструкция этих упражнений и методика работы с ними способствует формированию у ребенка понятий, связанных с анализом зрительных впечатлений.

          Одно из первых таких упражнений, предлагаемых детям, — де­ревянные блоки с цилиндрами. В классическом материале деревян­ный блок содержит десять деревянных цилиндров. Упражнение за­ключается в поиске соответствия между вкладышами и выемками. В разных блоках цилиндрические вкладыши конструктивно орга­низованы по-разному.

          В блоке А они различаются по высоте (цилиндры высокие — низкие), в блоке В — по двум измерениям, высота остается оди­наковой (цилиндры толстые — тонкие), в блоке С изменения на­блюдаются по трем измерениям (цилиндры большие — малень­кие), в блоке Б цилиндры изменяются по трем измерениям, но, в отличие от блока С, самый толстый цилиндр является самым низким. Ребенок усваивает сенсорные эталоны, заложенные в кон­структивных особенностях материала. Это происходит достаточно легко, материал можно предлагать с возраста развития 1-1,5 года, так как наглядность и самообучение обеспечиваются за счет «ме­ханического контроля» соответствия вкладыша выемке. Позднее, когда ребенок уже не испытывает сложностей с выполнением этого упражнения, вводятся понятия — через сопоставление различных цилиндров между собой.

          Знакомясь в дальнейшем с конструктивным материалом: крас­ными штангами, коричневой лестницей, розовой башней, геоме­трическими телами, — ребенок наглядно сопоставляет предметы, упрочивает для себя понятие о трех измерениях. Вначале усваи­вается понятие длины (красные штанги), затем ширины и высоты (коричневая лестница); в оставшихся конструктивных упражнени­ях ребенок наблюдает изменения в трех измерениях — по длине, ширине, высоте. При этом ребенок может перенести ранее полу­ченные сведения на материал нового упражнения.

          Если к вам в группу привели ребенка с синдромом Дауна, не отказывайте родителям

          www.mariamontessori.ru

          Наряду с традиционными методами комплексной социально-медико-психолого-педагогической реабилитации внедряются и используются нетрадиционные коррекционно-развивающие методики.
          Монтессори-терапия. На занятиях особое внимание уделяется сенсорному развитию, а через воспитание внешних чувств идет развитие всех психических функций.
          Программа «Маленькие ступеньки» университета Маккуэри г. Сиднея, Австралия.Ранняя педагогическая помощь с целью развития и социализации детей с трудностями в развитии, а также с болезнью Дауна.
          Современные коррекционные технологии в работе с детьми-инвалидами Аналитического центра «Развитие и коррекция» г. Москвы. Формирование личности ребенка-инвалида, развитие системы межличностных отношений, освоение моделей коммуникативного поведения.
          «Социальная коррекционно-развивающая технология для детей-инвалидов, основанная на музыкально-театрализованной деятельности». Разработана специалистами учреждения с целью гармоничного развития ребенка с особыми потребностями через расширение возможностей социальной адаптации средствами музыкально-театрального искусства и участия в общественной и культурной микро и макро-среде.
          Куклотерапия. Развитие речевых и неречевых навыков общения,взаимодействия с окружающими, умения строить ролевое поведение, коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
          Методика Д. Векслера. Исследование уровня интеллектуального развития.
          Игровая терапия с тревожными детьми. Снижение уровня тревожности у детей.
          Сказкотерапия. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
          Трудотерапия. Занятия в художественной мастерской.
          Сенсорная терапия. Саморегуляция психического состояния.
          Мануальная терапия (Юмейхо) – приемы мануальной терапии и мягкотканных техник, направленные на коррекцию нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата.
          Тренинги с БОС (биологической обратной связью), которые позволяют создать благоприятные условия для основного лечения, снизить эмоциональную нагрузку, проводить коррекционную работу, направленную на оптимизацию психофизиологического состояния, нормализацию психоэмоционального состояния детей.
          Программа «Интегрированный подход к социализации семей с детьми с синдромом Дауна». Разработана специалистами учреждения для нормализации жизнедеятельности детей и подростков с синдромом Дауна, развития их социальной самодостаточности, возможности самостоятельной жизни и интеграции в общество.
          Школа для родителей детей-инвалидов. Организация на современном уровне социально-медико-психолого-педагогической помощи родителям в воспитании и развитии особенных детей, методическая и информационная поддержка семей с детьми-инвалидами.

          Программа комплексной социально-медико-психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Разработана специалистами учреждения с целью создания условий для гармоничного развития особенного ребенка.

          Технология Лекотека. Новая форма социализации и развития детей раннего возраста. Основной метод Лекотеки — игра. Занятия в лекотеке облегчают детям с особенностями в развитии вхождение в социум, помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни. Это психологическое сопровождение и специальная педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

          ach-centr.ru

          Монтессори терапия для детей с синдромом дауна

          Монтессори-терапия – это лечебная педагогика, основанная на принципах Марии Монтессори, которая рассматривала ребенка как личность с самого рождения. В этом и заложено ее главное отличие от других систем. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, развиваться. Но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает.

          Основной принцип метода Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. М. Монтессори открыла одно из важнейших отличий детского мира от взрослого – наличие так называемых сенситивных периодов восприятия мира. Этих периодов несколько, и во взрослом состоянии они уже никогда не повторяются.

          Сенситивные периоды развития ребенка – это те периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком:

          • от 0 до 6 лет проходит развитие речи;
          • до 5,5 – сенсорное развитие;
          • с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки, когда дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни;
          • от 0 до 3 лет – период восприятия порядка, период активного взаимодействия со взрослыми.
          • Если не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или повторить ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

            Ребенок учится самостоятельно с помощью специальных Монтессори-материалов, в которых заложена возможность самоконтроля – когда малыш сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

            Дети начинают заниматься в группах Монтессори обычно в 2,5-3,5 года. Сначала они занимаются в основном сенсорикой, а так же упражнениями из практической жизни – разного рода переливания воды, пересыпания песка и мелких предметов, мытье рук, посуды, стирка, глажка, застегивание пуговиц, «молний», кнопок, социальные навыки и физические упражнения и т.д. Основной целью этих практических упражнений является развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности.

            Методика Монтессори формирует у детей широкий кругозор, внутреннюю мотивацию к познанию нового, умение концентрироваться на работе, наблюдательность и самостоятельность.

            sites.google.com