Моторика при деменции

Моторика при деменции

В большей степени выражена неврологическая симптоматика. Патоморфологические отличия от болезни Альцгеймера – преобладание глиоза, массивные клеточные потери в лобных и теменных долях, наличие патогномоничных телец Пика и отсутствие характерных для болезни Альцгеймера нейрофибрилярных изменений и сенильных бляшек.

Деменция при болезни Гентингтона.

Заболевание наследственное, обусловлено передачей одного аутосомного доминантного генома. На 100 000 населения приходится 6 первично заболевших в возрасте 30-40 лет. Патоморфологически выявляется атрофия мозга с обширной дегенерацией лобных долей и базальных ганглиев, в особенности хвостатого ядра.

Постепенное начало характеризуется личностными изменениями, снижением адаптивности поведения, иногда депрессивной, тревожной или параноидной симптоматикой. Прогрессирующие хореиформные движения поначалу неправильно опознаются как первичные тики, но им сопутствует нарастающая деменция. Вялопрогредиентное течение завершается летальным исходом через 15-20 лет от начала заболевания. Знание о прогнозе ведет к существенному повышению риска суицида.

Для диагностики, помимо общих критериев деменции, существенно наличие следующих признаков: 1) подкорковые функции затрагиваются в первую очередь, их выпадение доминирует в картине деменции (замедление мышления, обеднение моторики, апатия); 2) непроизвольные хореиформные движения, преимущественно в лице, руках, походке; 3) наличие болезни в роду; 4) отсутствие иных клинических объяснений нарушения моторики.

Деменция при шизофрении.

В отличие от слабоумия при органических заболеваниях головного мозга, шизофрения не приводит к выраженным нарушениям памяти и тем более к очаговым симптомам выпадения. При шизофрении преобладает оскудение инициативы, эмоционально-волевых ресурсов личности, распад ее единства, утеря инициативы, интеллектуальной продуктивности, элементов творчества. В структуре конечного снижения психики при шизофрении диссоциация функций преобладает над их выпадением.

pedlib.ru

Уход при деменции, болезни Альцгеймера

Служба патронажа «Жизнь+» предлагает разработку индивидуальных программ для тяжелобольных и пожилых людей и социально-бытовую помощь. У нас можно заказать услуги сиделки для больных деменцией. Мы гарантируем профессиональную разработку плана мероприятий по уходу. Все сотрудники имеют рекомендации и отзывы.

Деменция (слабоумие) и болезнь Альцгеймера (БА) обременяют жизнь не только пожилого человека, но и всех членов его семьи. От близких людей требуется терпение и понимание. Уход за больными деменцией — это продолжительная (7 лет и более), напряженная и очень ответственная работа. Далеко не все близкие люди и родственники могут справиться с этой проблемой самостоятельно.

Для того чтобы помочь им, мы разработали программу «Уход за больными деменцией и БА», адаптированную под 3 стадии развития заболевания. Сиделки при деменции и болезни Альцгеймера имеют особые навыки и опыт работы с пациентами.

Больные деменцией на данном этапе заболевания не требуют постоянной помощи сиделки. Пожилой человек может нуждаться только в непродолжительном контроле. Наиболее подходящим вариантом являются 3-4-часовые дежурства.

Больной на начальной стадии деменции еще во многом является независимым (может сам себя обслуживать, одеваться, принимать ванну, гулять на улице, может даже работать и водить машину). Очень важно поддерживать в нем стремление к самостоятельности как можно дольше.

  • Выработка совместно с родственниками правильного баланса между самостоятельностью подопечного и определением необходимого ему объема помощи, что отражается в индивидуальном плане мероприятий по уходу (ИПМ);
  • Основными критериями здесь служат:

    Безопасность: На сколько безопасно для человека с деменцией на данном этапе выполнить определенные задачи самостоятельно. Если риска навредить себе нет, то необходима поддержка и наблюдение за его состоянием.

    Исключение стрессовых ситуаций. Оказание помощи должно быть в тех делах, которые вызывают у человека излишнее беспокойство или раздражение (например, поход в магазин за продуктами надо заменить составлением перечня продуктов, которые необходимо купить).

  • Наблюдение за состоянием подопечного, своевременное информирование родственников об изменении в степени самостоятельности подопечного, поведении или течении болезни.
  • Организация досуга, основанное на хобби или бывших предпочтений подопечного (прогулки, чтение, пение, рисование, разведение цветов, работа в саду и т.п.).
  • Оказание эмоциональной поддержки, внимания, создание ощущения, что подопечный не одинок.
  • Этот этап течения болезни самый продолжительный. Как правило, он длится годами. По мере прогрессирования заболевания больной все больше и больше нуждается в профессиональной помощи.

    Основные обязанности сиделки при деменции и болезни Альцгеймера на данной стадии:

    • организация и соблюдение четкого распорядка дня;
    • наблюдение за состоянием подопечного, своевременное информирование родственников об изменении в степени самостоятельности подопечного, поведении или течении болезни;
    • контроль поведения подопечного;
    • обеспечение безопасного передвижения по дому и безопасной организации пространства вокруг подопечного (предметы, которые могут понадобиться больному, размещать в зоне его досягаемости);
    • помощь в одевании (подопечный может забыть процедуру одевания, не видеть необходимости в смене одежды, может появиться одетыми неподобающим образом);
    • кормление (страдающие деменцией нередко забывают поесть, могут не помнить, как пользоваться вилкой или ложкой);
    • контроль за обязательным выполнением гигиенических процедур (подопечные могут забывать умываться, не видеть в этом необходимости или не помнить, как это делается), при необходимости деликатно помогать. Напоминать подопечным о посещении туалета;
    • устранение всего, что может вызвать тревожность, беспокойство, возбуждение. Поощрение выполнения задач, которые были для подопечного частью его обычной повседневной жизни: приготовление обеда, работа в саду, слушание радио, музыки, прогулки, пение;
    • организация посильной физической нагрузки (прогулки, лечебная физкультура, согласованная с врачом);
    • организация досуга, включающая необходимую интеллектуальную нагрузку для сохранения памяти и мелкой моторики.
    • Уход при деменции, болезни Альцгеймера включает в себя создание положительного эмоционального фона для больного.

      Основной задачей сиделки при Альцгеймере является сохранение достоинства и качества жизни больного, который на этой стадии находится в полной зависимости от посторонних. Как правило, человек утрачивает способность говорить и выражать потребности, но ядро его личности сохраняется.

      Обязанности сиделки при деменции, болезни Альцгеймера на данном этапе во многом зависят от того, может подопечный передвигаться самостоятельно или нет. Поэтому мы составляем индивидуальный план мероприятий по уходу (ИПМ), куда помимо уже перечисленных выше обязанностей сиделки, могут включаться мероприятия по уходу за лежачим больным.

      Кроме перечисленных мероприятий в программу «Уход за больными с деменцией и БА» включается следующая бытовая помощь по дому:

    • приготовление и разогрев пищи;
    • мытье посуды, вынос мусора, текущая уборка дома и проветривание;
    • стирка белья в автоматической стиральной машине и закупка продуктов.
    • lifeplus-spb.ru

      Моторика пожилых людей

    • Пансионат для пожилых людей /
    • Статьи /
    • Моторика пожилых людей

    Моторика пожилых людей

    Под термином моторика подразумевается совокупность движений человека в целом или органов и частей тела по отдельности. Существует 3 вида моторики: мелкая, крупная и отдельных органов.

    Крупная моторика подразумевает изменение положения тела человека полностью. В отличие от нее, мелкая направленно задействует движение пальцев рук и глаз. За счет скоординированных действий двигательной, нервной и зрительной систем, человек способен выполнять точные манипуляции с мелкими объектами.

    Так как в мозгу речевые центры находятся рядом с двигательными, то развивая мелкую моторику рук, пациенты после инсульта и других травм быстрее восстанавливают способность говорить. Также подобные тренировки помогают улучшить память и внимание, что очень важно при болезни Альцгеймера и других формах деменции. При регулярных занятиях пациенты быстро возвращают себе бытовые навыки, происходит развитие мыслительных процессов, движения становятся более скоординированными.

    Почему важно тренироваться

    Пока человек здоров, он без особых усилий выполняет повседневные действия – почистить зубы, покушать ложкой, вдеть нитку в иголку. Но с возрастом или после перенесенных заболеваний такие простые действия могут показаться невыполнимой задачей. И для того что бы вернуть контроль над телом, моторика пожилых людей нуждается в регулярных тренировках.

    Причинами нарушений мелкой моторики могут быть различные физические травмы, как конечностей, так и головы. Болезни, связанные с нарушением умственной деятельности: клещевой энцефалит, Болезнь Паркинсона, Альцгеймера и др. Двигательная дисфункция может проявиться и в реабилитационный период после перенесенного инсульта.

    Зоны головного мозга регулирующие моторику

    Всего их пять: мозжечок – отвечает за равновесие; белое и серое вещество помогают ориентации в пространстве, они интерпретируют сигналы от органов чувств; лобная доля – отвечает за положение тела в пространстве; сенсорная зона – воспринимает сигналы от органов слуха, зрения; моторная часть – отдает сигналы к действию.

    При нарушениях в каждой из этих зон проявляются специфические симптомы, так например проблемы с правым полушарием могут проявиться в невнимательности и неспособности человека сосредоточиться в работе. С ним так же связаны и психические расстройства – ощущение тревоги, нервное перенапряжение, невозможность расслабиться и как следствие упадок сил и настроения.

    В связи с этим каждый из отделов нуждается в специальных упражнениях. Лучше всего выполнять их в комплексе, а не в виде отдельных элементов. В процессе большинства занятий задействована моторика рук. Для пожилых они зачастую сопровождаются самомассажем и лекарственными препаратами для поддержания активности головного мозга в случае сопутствующих нейродегенеративных заболеваний.

    Наши пансионаты:

    Как восстановить моторику рук в пожилом возрасте.

    Для того чтобы моторика пожилых была в тонусе необходимы поддерживающие упражнения:

  • Регулярная работа с мышцами кистей рук: различные вращения, сгибания и разгибания. Выполняются подходами с постепенным увеличением темпа. Так же полезны упражнения с пальцами – попеременные постукивания по поверхности или соединение с большим поочередно от указательного к мизинцу.
  • Приготовление пищи оказывает так же благотворное влияние на двигательную активность рук. Если пациент плохо контролирует движения рук или проявляется дрожь, то доверять острые предметы ему не стоит, лучше привлечь его к занятиям с тестом, как вариант – лепка пельменей.
  • Лепка из пластилина также может стать отличной альтернативой.
  • Различные рукоделия: вязание спицами или крючком помимо развития моторики также оказывает умиротворяющее действие. Полезно также плетение. Вышивание должно проводиться в качестве упражнения только под контролем окружающих. Оно так же нежелательно при наличии проблем со зрением и при плохой освещенности. То же относится к пришиванию пуговиц и к зашиванию одежды.
  • Все виды изобразительного искусства от графики до живописи хорошо развивают двигательные функции и стимулируют мыслительные процессы. Подходят для этого все материалы, акварель, пастель, карандаши и т.д.
  • Вырезать и склеивать аппликации можно не только из разноцветной бумаги, но так же материалов, отличающихся по фактуре, для большего вовлечения тактильных ощущений.
  • Довольно увлекательно бывает собирать пазлы, желательно чтобы элементы были среднего размера. Подойдет также конструктор.
  • Эти занятия должны проводиться ежедневно, минимум по 10 минут. В результате улучшается общее эмоциональное состояние за счет достижения поставленных целей и общения с другими людьми.

    Дополнительно необходим массаж рук. Это может делать и сам пациент или родственники и сиделки. Массирование должно проводиться легко без сильного нажима и довольно активно для хорошего притока крови.

    Для того чтобы снизить трение и обезопасить истонченную кожу пожилого человека лучше применять питательные крема или природные масла в небольших количествах. Для более эффективного результата, рекомендуется менять оказываемые тактильные воздействия, чередуя, к примеру, поглаживания с разминкой массажными мячиками.

    Подобные терапевтические методы практикуются и с пациентами, помещенными в дом престарелых. Персонал таких организаций прекрасно обучен должному отношению с людьми, у которых наблюдаются нарушения моторики. Организовываются групповые занятия. Частный пансионат для пожилых людей предоставляет квалифицированную помощь в лечении сопутствующих заболеваний.

    Врачи постоянно отслеживают состояние пациента, регулируя интенсивность занятий, а также дозы лекарственных препаратов. Оказывается помощь сиделок для соблюдения больными личной гигиены, под их присмотром человек защищен от травмоопасных ситуаций. Наличие необходимого оборудования облегчает заботу о здоровье пожилых людей.

    domdobroty.ru

    ПАНСИОН 24 +7 (495) 778-77-18

    ПАНСИОН 24

    +7 (495) 778-77-18
    +7(925) 504-88-83

    Профилактика деменции пожилых людей: упражнение № 2 для тренировки мелкой моторики

    Несмотря на то, что при деменции, полное восстановление невозможно, с пожилыми пациентами необходимо заниматься профилактическими упражнениями. Это важно на начальной стадии, когда еще возможно восстановить некоторые навыки и тренировать память.

    В более сложных случаях деменции, с помощью упражнений можно замедлить прогресс болезни и немного улучшить состояние. Например, специалисты и психологи, отмечают что профилактика деменции и тренировки мелкой моторики у гериатрических пациентов, положительно влияют на когнитивные способности и здоровье организма в целом.

    Мелкая моторика при деменции у пожилых людей

    У пожилых людей, страдающих деменцией, зачастую, наблюдаются нарушения мелкой моторики. Например, они могут испытывать затруднения с выполнением мелких движений (застегиванием молнии или пуговиц на одежде, использованием ручки для письма, завязыванием шнурков и т.д.).

    Поэтому, при деменции важна регулярная (т.е. ежедневная) тренировка мелкой моторики пациента. Посильные упражнения для рук улучшают деятельность организма пожилого человека и способствуют повышению содержания кислорода в крови.

    Рассмотрим ряд полезных упражнений, которые можно использовать для занятий с родственниками, страдающими деменцией в домашних условиях.

    Китайские шары

    Исторически, влияние мануальных действий на мозг было известно уже во 2 веке до нашей эры в Китае. Для этого, существовал древний обычай – перебирать грецкие орехи. На сегодняшний день, очень популярны китайские упражнения для рук с шарами (металлическими или из камня). Они улучшают эмоциональное состояние, память, деятельность сердечно-сосудистой системы и оказывают общий тонизирующий эффект на организм.

    Сейчас, в магазинах можно приобрести специальные наборы шаров (китайские шары здоровья, шары «Инь и Янь», шары «Баодинга») для подобных упражнений.

    Четки

    Четки представляют собой бусины, нанизанные на шнурок или плотную нить. Они могут изготавливаться из различных материалов (дерево, янтарь, пластик, камень, янтарь, кость).

    Александр Македонский, в свое время, привез четки в Европу из Персии и они до сих пор, очень популярны, как для занятий с детьми, так и среди людей пожилого возраста.

    Еще в древности, целители заметили, что перебирание бусин четок способствует избавлению от неврозов, депрессии и нарушений сна. Регулярное перебирание четок способствует:

    — улучшению запоминания какой-либо информации,

    — способствует активной тренировки мелкой моторики рук.

    Четки применяются в качестве одного из способов реабилитации после инфаркта, инсульта, различных травм для развития чувствительности в пальцах.

    Японские методики

    Многие зарубежные и отечественные ученые и врачи отмечают положительное влияние тактильных ощущений и задействование мелкой моторики на интеллектуальные способности человека.

    Например, японский врач Намикоси Токудзиро изобрел особую методику воздействия на руки, которая задействует нервную систему человека и организм в целом, путем массажа акупунктурных точек.

    А Токухиро Намикош, в своем научном труде «Шиацу — японская терапия надавливанием пальцами» отмечает важность стимуляции кончиков пальцев и ладоней, для укрепления эмоциональной устойчивости и здоровья в целом.

    Пазлы

    Отличный способ разнообразить занятия с пожилым человеком, ведь для людей с деменцией, важно видеть наглядный результат своих усилий. Мы рекомендуем подбирать простые пазлы, с небольшим количеством деталей и знакомыми, понятными пожилому человеку картинками. Можно использовать специальные пазлы при деменции Альцфикс или обычные пазлы для дошкольников.

    Творческая деятельность

    Также, благотворна для эмоционального состояния и интересна будет для пациента деятельность, связанная с творчеством. Например:

    — Лепка (из пластилина, соленого теста),

    — Рисование (фломастерами, кисточками и красками, мелками, карандашами, детскими пальчиковыми красками, рисование по точкам и контуру),

    — Бумаготворчество (аппликации, простые оригами, работа с ножницами).

    К этому процессу, можно подключить маленьких внуков, которые с удовольствием вместе с бабушкой или дедушкой сделают простые поделки и раскрасят картинки. Так, пожилой человек не будет чувствовать себя неловко и примет активное участие в жизни семьи.

    — Рукоделие: вышивание, вязание, бисероплетение.

    Бытовая деятельность:

    — Задания по уборке дома: протирание пыли, стирка руками небольших предметов (платков, маленьких полотенец), раскладывание столовых приборов.

    — Простые кулинарные навыки: взбить яйца с сахаром, размешать тесто.

    Использование для тренировки мелкой моторики подручных материалов . Например:

    — Сортировка белой и красной фасоли, раскладывание ее по цветам, перебирание крупных бусин или пуговиц или орехов в контейнере.

    — Тренировка мелкой мускулатуры предметов округлой формы: фрукты (яблоко, апельсин и т.д.), мячиков (например, для тенниса или детский мячик). С этими предметами выполняются вращательные движения и сжатие.

    — Муфты со специальными тактильными элементами для сенсорной стимуляции.

    Следует придерживаться главного принципа при занятиях с пожилым человеком, с деменцией – это регулярность тренировок (каждый день).

    Кроме того, необходим, помимо домашних занятий, комплексный подход восстановительных мероприятий, который включает работу психиатра, психолога и специалистов по профессиональному уходу за пожилыми людьми.

    Программа «Забота и помощь при деменции» для пожилых людей и их родственников

    Без профилактических мер и лечения, деменция прогрессирует и пожилой человек, с тяжелой степенью заболевания, со временем нуждается в постоянном присмотре дома или должен находиться в специализированном пансионате или доме престарелых, где ему окажут профессиональный уход и медицинскую помощь.

    Сеть частных домов престарелых «Пансион 24» предоставляет комплексную программу, включающую профилактику деменции у пожилых людей и профессиональный гериатрический уход.

    Наши пансионаты для пожилых людей с деменцией, расположенные в Московской области, заботится и о пациентах с когнитивными нарушениями любой степени тяжести этого заболевания.

    Ежедневные занятия для наших постояльцев по программе «Забота и помощь при деменции» проводятся специалистами в индивидуальном порядке или в группе, и включает:

  • Упражнения для тренировки мелкой моторики.
  • Логические упражнения.
  • Задания на развитие и тренировку памяти.
  • Просмотр знакомых фотографий, картинок.
  • Обсуждение событий, известных фактов, чтение книг.
  • Ориентирование по часам, календарю и т.д.
  • Музыкальная терапия.
  • Индивидуальная работа с психологом.
  • Услуги пансионата для пожилых людей с деменцией

    Кроме того, предоставляются следующие услуги:

    — Гигиенические процедуры: купание, сопровождение в туалет, смена постельного и нательного белья, подгузников, регулярное переворачивание лежачих больных.

    — Лечебные: мониторинг здоровья, контроль за приемом лекарств.

    — Бытовые: регулярная уборка помещений, меню, оказание помощи в кормлении, регулярное проветривание помещений, прогулки по территории.

    — Обеспечение безопасности . В нашем пансионате для пожилых людей с деменцией осуществляется круглосуточное видеонаблюдение и обеспечено присутствие администраторов и сиделок, которые внимательно следят за состоянием постояльцев.

    Подробности программы для пациентов с деменцией и условия проживания вы можете узнать у наших администраторов по телефону: +7 (925) 504-88-83

    pansion24.ru

    Менеджмент

    Приобретенное слабоумие (деменция)

    В клинической психиатрии принято выделять две основные формы стойких (необратимых) интеллектуальных нарушений (стойкого слабоумия):

    умственную отсталость (олигофрению – врожденное или рано (до 3 лет) приобретенное слабоумие) как разновидность дизонтогенеза и

    При олигофрении останавливается развитие интеллектуальных задатков.

    Деменция представляет собой распад уже сформированных (более или менее) интеллектуальных функций.

    Деменция (dementia — безумие, приобретенное слабоумие) психопатологический синдром, обусловленный заболеванием мозга хронического или прогрессирующего характера, при котором отмечаются разрушения ряда высших мозговых функций (память, мышление, речь, праксис, гнозис и др.) с последующим распадом личности, обеднением эмоций и нарушением поведения. Характеризуется стойким приобретенным прогрессирующим ослаблением интеллекта (слабоумие).

    При деменции у детей постепенно и неуклонно распадаются приобретенные в ходе нормального развития знания и навыки, но не полностью. При этом какие-то их звенья остаются сохранными. Например, при заметном интеллектуальном снижении больной понимает и тяжело переживает свое состояние, и наоборот: при незначительном снижении интеллекта наблюдаются грубые личностные изменения. У некоторых дементных больных выражена дисгармоничность психической сферы, особенно в случаях очаговых поражений.

    Выделяют несколько форм деменции: органическую (после некоторых форм энцефалитов, черепно-мозговых травм), специфическую (в результате перенесенного сифилиса), шизофреническую, эпилептическую и, наконец, старческую (сенильную).

    Основными причинами возникновения приобретенного слабоумия является множество факторов, среди которых наиболее частые — это органические повреждения мозга (в результате повреждения, сосудистых заболеваний и т.д.), прогрессирующие психические расстройства (например, шизофрения, эпилепсия) и употребление психоактивных веществ.

    Клиника интеллектуальных нарушений при деменции

    В клинической картине дементного синдрома выделяют:

    — синдромы дефектного состояния — являются проявлением прямого повреждения психики. Они могут проявляться либо в деградации всей психической деятельности, либо её составляющих (эмоционально-волевые расстройства в форме психопатоподобных, апатико-абулических состояний, необратимых церебрастенических синдромов);

    — синдромы задержанного и нарушенного развитиякосвенные последствия церебрального поражения.

  • основной симптомокомплекснарушение интеллектуальной деятельности, приводящее к патологическим изменениямличности и поведения (изменение индивидуальной повседневной жизни — умывание и одевание, навыки в еде и самостоятельное отправление физиологических функций, личная гигиена и гигиена жилища).
  • общие признаки:
  • 1) снижение памяти, отчетливее всего проявляющееся при усвоении новой информации, а в особенно тяжелых случаях и при вспоминании ранее усвоенной — вербальной и невербальной;

    2) снижение других функций переработки информации, включая абстрактное мышление;

    3)снижение контроля над эмоциями, побуждениями или социальным поведением, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих признаков: а) эмоциональной лабильности, б) раздражительности, в) апатии, г) огрублении социального поведения.

  • другие признаками нарушения высших корковых функций: афазия, агнозия и апраксия.
  • стабильное восприятие окружающего мира (т.е. отсутствие помрачений сознания).
  • снижение когнитивных функций должно отмечаться не менее 6 месяцев.
  • Клинические проявления дементного слабоумия: тотальное и парциальное.

    Тотальное слабоумие (паралитическое, диффузное или глобальное) характеризуется нарушением всех форм умственной деятельности, торпидностью психических процессов, резким снижением уровня суждений, критики, расстройством мнестической функции и распадом личности с преобладанием стойкой эйфории и расторможенности влечений, утратой индивидуальных особенностей психического склада;

    Парциальное (дисмнестическое или лакунарное) слабоумие характеризуется различными проявлениями ослабления памяти (преобладание забывания прошлого над запоминанием текущих событий), снижением суждений, замедленностью психических процессов и снижением психической активности. Ему свойственны эмоциональное недержание, слезливая беспомощность, легко возникающая растерянность. Расстройство критики выражено слабее.

    В отличие от тотального слабоумия при парциальном у больных сохраняется сознание своей неполноценности, болезни и зависимости от окружающих.

    Течение дементного слабоумия: стационарное и прогрессирующее.

    Стационарное слабоумие не достигает степени деменции с патологическим изменением личности, а приостанавливается на определенном этапе развития интеллектуальных расстройств.

    Прогрессирующее слабоумие характеризуется постоянным нарастанием интеллектуальных нарушений и достигает завершающей стадии распада психической деятельности — стадии маразма. Маразм (греч. marasmos — истощение, угасание) — состояние распада психической деятельности в сочетании с физической истощаемостью. Клинически он проявляется выраженной слабостью, кахексией, беспомощностью. Отмечается насильственный беспричинный смех или плач; больные не понимают обращенную к ним речь, они становятся крайне неопрятными, периодически выкрикивают непонятные слова, стонут. Погибают обычно от присоединившейся инфекции.

    Клиника деменции у взрослых определяется топографией пораженных мозговых структур.

    Преимущественное вовлечение лобных долей характеризуется нарушением абстрактного мышления, концентрации внимания, контроля влечений, а также определенными нарушениями моторики.

    При преобладающем поражении верхних отделов лобных долей доминируют апатодепрессивные проявления.

    При большей вовлеченности орбитальных отделов на первый план выступают импульсивность, расторможенность, психопатоподобное поведение.

    Поражения височных долей связаны с нарушениями памяти, аффективными расстройствами и изменениями личности.

    При поражении теменных долей наблюдаются агнозии, апраксии и парестезии.

    Клиническа деменции у детей определяется возрастным фактором (по Г.Е. Сухаревой и Л.С. Юсевич), т.е. на каком этапе возрастного развития возникло повреждение мозга с прогредиентным течением:

  • В преддошкольном и раннем дошкольном возрасте при развитии органической деменции наиболее характерными симптомами являются распад речи, предметных действий и появление неопрятности. Отмечается апатия или, наоборот, хаотическая расторможенность. Дети становятся безразличными к окружающим и даже к родителям.
  • У старших дошкольников характерные изменения претерпевает игровая деятельность: исчезает воображение, инициатива, обедняется содержание игры. Игры превращаются в однообразное повторение одних и тех же действий. Навыки самообслуживания страдают меньше. Снижены побуждения к речи. Ребенок молчалив, замкнут. Фразовая речь развивается плохо. Те дети, для которых характерна психомоторная расторможенность, становятся болтливыми. Их деятельность сводится к хватанию и бросанию предметов.
  • У детей младшего школьного возраста навыки самообслуживания сохраняются. При отсутствии афазии сохраняется и речь. Если ребенок до болезни овладел некоторыми учебными навыками, то более простые из них остаются (например, навык правильно держать ручку, карандаш). Характерно заметное снижение трудоспособности. Это отражается на овладении учебным материалом. Дети резко не успевают, быстро истощаются. Отмечаются расстройства эмоциональной сферы. В ряде случаев возникает психопатоподобное состояние.
  • У детей, перенесших мозговое заболевание в дошкольном или еще более раннем возрасте (по Г.Е. Сухаревой). Центральное место в ней занимает резко выраженное психомоторное возбуждение. Сначала такие больные могут показаться возбудимыми, аффективно лабильными, но в действительности их эмоциональная жизнь очень скудна, они ни к кому не привязаны, не тоскуют по родным, безразлично относятся к окружающим, похвала и порицание не производят на них никакого впечатления. В то же время повышены элементарные влечения: наблюдаются прожорливость, сексуальность. Часто отмечается слабость инстинкта самосохранения — отсутствие страха перед чужими людьми, незнакомым местом, опасной для жизни ситуацией. Обращает на себя внимание крайняя нечистоплотность и неряшливость таких больных: нежелание умываться, опрятно есть, пользоваться уборной и т.п.
  • Интеллектуальная деятельность нарушена во всех элементах: восприятия расплывчаты, неопределенны и неточны; суждения поверхностны и случайны, в их построении ведущая роль принадлежит несущественным, побочным ассоциациям; грубо расстроено внимание. Особенно ярко внутренняя дезорганизованность проявляется в играх, которые большей частью заключаются в бесцельной беготне, валянии по полу, бросании и разрушении вещей. Больные не могут участвовать в общих играх, так как не усваивают правил, не подчиняются регламенту.

  • У детейшкольного возраста основанием для диагноза деменции является явный контраст между наличием знаний и навыков, отражающих уровень развития, достигнутый ребенком до заболевания, и его познавательными возможностями, обнаруженными во время обследования.
  • При знакомстве с такими больными обращают на себя внимание фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная речь с удовлетворительным запасом слов, владение рядом бытовых и школьных навыков, манера держать карандаш и ручку, техника чтения и письма, определенный запас знаний, усвоенных в школе. Между тем психологическое обследование выявляет крайнюю пестроту ответов: наряду с преобладанием элементарных, предметно-конкретных суждений неожиданно можно услышать полноценные обобщения и даже элементы абстракции, отражающие уровень интеллектуального развития ребенка до заболевания. Ущерб, нанесенный заболеванием, не только препятствует приобретению новых знаний, но и лишает больного возможности использовать полученные ранее сведения, которые у него еще сохранились. Продуктивность мышления снижается также и в связи с неустойчивостью, трудностью концентрации внимания, ухудшением памяти, повышенной истощаемостью.

    Интеллектуальная недостаточность почти всегда сочетается с выраженными аффективными расстройствами и снижением психической активности. При этом степень и темп деградации личности обычно опережают интеллектуальное снижение. С течением времени круг интересов все больше сужается, стимулы деятельности угасают. Сохраняется лишь стремление к удовлетворению элементарных потребностей, но иногда и оно ослабевает и остается только апатическое состояние.

    Автоматизированные формы поведения и деятельности, которые у взрослых больных с деменцией в известной мере заменяют целенаправленную деятельность, маскируя психическую деградацию, у детей и подростков еще не выработаны и не закреплены. Поэтому несформировавшаяся личность распадается быстрее.

    Клинические типы органической деменции у детей (по Г.Е. Сухаревой) определяются: 1) снижением уровня обобщения; 2) нарушением логического строя мышления; 3) нарушением целенаправленности и критики мышления.

    В связи с этим она выделяет четыре типа органической деменции в детском возрасте.

    При первом типе органической деменции наблюдается низкий уровень обобщения. Признаки деменции иногда проявляются вскоре после острого периода болезни. Ранее нормально развивавшийся ребенок теряет собственную речь и начинает плохо понимать обращенную к нему. Отмечаются изменения в моторике — ребенок моторно заторможен или беспокоен, криклив. Ребенку становятся недоступны задания, связанные с отвлеченным мышлением. Для таких больных труден переход к овладению отвлеченным счетом. Суждения строятся на основе наглядно-предметных связей.

    Если заболевание возникает в более старшем возрасте, то интеллектуальный дефект проявляется постепенно и выражается в заметном падении успеваемости. Причем характерно, что приобретенные ранее знания удерживаются, а все новое усваивается с трудом. Все более заметно проявляется ведущий признак интеллектуальной недостаточности — слабость процессов обобщения. Дети затрудняются при необходимости выполнять задания, предполагающие отвлечение от конкретного. У одних детей усиливается психомоторная заторможенность, у других — развивается повышенная возбудимость. Возникают грубые нарушения деятельности, не соответствующие степени интеллектуального дефекта. Отношение к своему состоянию бывает различно: одни дети тяжело переживают болезнь, ослабление своих способностей, другие относятся к этому легкомысленно, беспечно, благодушно.

    При втором типе деменции (с более осложненной структурой интеллектуального дефекта) снижение процессов обобщения сочетается с замедленным темпом мышления и нарушением его логического строя, неспособностью к умственному напряжению. Особенно страдают логические процессы. Выявляется, например, неспособность к решению арифметических заданий. У некоторых детей появляется излишняя детализация и наклонность к повторениям одних и тех же слов и оборотов речи; более выраженными оказываются и личностные особенности — раздражительность, обидчивость, озлобленность, подозрительность и др. Дети становятся угрюмыми, замкнутыми, теряют контакт со сверстниками.

    При третьем типе органической деменции наряду со снижением уровня мышления наблюдается резко выраженное ослабление побуждений, целенаправленности к деятельности, особенно к умственной. Дети становятся вялыми, теряют инициативу. У них снижается интерес к познанию нового, к учебным занятиям. Предпочитают выполнять заученные виды труда. Наблюдается эмоциональная холодность: исчезает чувство привязанности к родным и товарищам. Возникает апатия, ослабляется воля, появляется безразличие ко всему окружающему.

    При четвертом типе органической деменции ведущим звеном является нарушение критики мышления. Резко выражена некритичность к своим и чужим поступкам. Эта особенность заметно дает себя знать и при нерезком снижении интеллекта.

    Дети не строят планов на будущее, не интересуются оценкой их деятельности со стороны окружающих. Мышление носит непоследовательный и противоречивый характер. Некоторые из них проявляют повышенную расторможенность, болтливость. Имеет место обострение грубых влечений (обжорство, сексуальность). Внимание и память ослаблены.

    lartdoll.net