Может ли пройти заикание у ребенка

Обсуждения

Заикание у детей

5 сообщений

Заикание у детей.
Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
вынужденные остановки в середине слова, фразы;
затруднения перед началом речи.
Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

m.vk.com

Заикание у детей: причины и лечение

Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания. Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям. Постараемся разобраться, что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга.

Что такое заикание?

Под заиканием понимают нарушение плавности и ритмичности речи. Это сложная речевая патология, обусловленная судорогами мышц аппарата речи. Чаще всего заикание появляется у деток от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь. Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

Маленькие детки часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

Среди детского контингента заикание отмечается, согласно мировой статистике, у 2-3 % детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается в первый год учебы в школе и в подростковом периоде. Оно сказывается на поведении ребенка и его адаптации в коллективе.

Заикание может проявляться в виде повторения звуков или каких-то слогов, внезапной вынужденной остановки речи. Часто в монологе встречаются звуки-паразиты «Э-э-э…», «М-м-м…», что связано с внутренней борьбой ребенка, пытающегося справиться с заиканием.

У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

Причины заикания

Заикание – самый распространенный детский невроз. Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они могут быть тоническими и клоническими.

При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

  1. Физиологические нарушения:
  • поражение нервной системы после родовой травмы;
  • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
  • наследственная предрасположенность;
  • травма головного мозга;
  • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
  • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания (рахита, инфекционных болезней);
  • переучивание левши на правшу.
  • Психологические причины:
  • стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
  • потеря близких;
  • невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
  • выраженное чувство обиды, ревности;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
    1. Социальные причины:
    2. чрезмерная родительская строгость;
    3. подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
    4. перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
    5. недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
    6. перевод малыша в другой детский сад или школу;
    7. переезд на другое место жительства.
    8. К провоцирующим факторам можно отнести:

    9. переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
    10. семейные неурядицы и скандалы;
    11. проблемы в школе;
    12. несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
    13. период прорезывания зубов и переходный возраст;
    14. нарушения эндокринной системы;
    15. инфекционные заболевания.
    16. Тактика поведения родителей

      При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение. Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка.

      Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка.

      Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

      Детям школьного возраста нужно помочь сохранить свою самооценку, показать их сильные стороны, способности, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и избежать отчуждения, облегчить социальную адаптацию.

      Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

      • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
      • не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
      • можно разучивать с ребенком песни;
      • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
      • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
      • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
      • не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
      • малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
      • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
      • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.
      • В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

      • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
      • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
      • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
      • короткие слова и фразы выговариваются легко.
      • Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

        Лечение заикания

        Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.

        Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте. Правила поведения родителей изложены выше. Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку. Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе. Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.

        Ребенок должен быть уверенным, что его внимательно выслушают, несмотря на дефект речи. Надо находить время для обязательного общения с ним и совместных занятий, интересных ребенку. Даже 10-минутный разговор перед сном оказывает расслабляющее действие. Разумеется, во время этой беседы не следует предъявлять ребенку претензий и ставить какие-либо условия. Только от просмотров телевизора (даже мультфильмов) перед сном нужно отказаться.

        Не следует избегать в разговорах с ребенком темы заикания. Важно похвалить его, если ему удается достичь каких-то успехов в лечении. Пусть даже незначительных. Он должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Следует подбадривать ребенка и вселять в него уверенность в успешности лечения этого временного заболевания.

        Существует достаточно много методов лечения заикания :

      • логопедические уроки;
      • дыхательные упражнения;
      • компьютерные программы;
      • точечный массаж;
      • лечение гипнозом;
      • медикаментозное лечение;
      • общеукрепляющее лечение.
      • На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной. Ребенок повторяет упражнения дома, добиваясь выразительности речи. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента.

        Дыхательные упражнения являются одним из традиционных методов лечения. Они позволяют тренировать мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом. Кроме того, упражнения являются дополнительным методом релаксации.

        Компьютерные программы – один из эффективных методов лечения заикания. Они используют синхронизацию речевого и слухового центров головного мозга. Ребенок дома, сидя перед компьютером, произносит в микрофон слова. Незначительная задержка их с помощью программы позволяет ребенку слышать свой голос, и он старается подстроиться под него.

        При этом речь становится плавной. Программа позволяет вести разговор в ситуациях с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и подсказывает, как справиться с обстоятельствами и улучшить речь.

        Во многих городах существуют клиники и центры по лечению заикания методом гипноза для детей старше 11 лет. Методом внушения врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной. Это эмоционально впечатляющий метод психотерапии.

        Нетрадиционная медицина предлагает лечение заикания методом точечного массажа. Специалист оказывает воздействие на определенные точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. С помощью этого метода улучшается регуляция речи со стороны нервной системы. Точечный массаж рекомендуют делать постоянно.

        Медикаментозное лечение – вспомогательный метод при лечении заикания. Проводится оно по назначению невролога. Могут применяться противосудорожные препараты, успокаивающие средства. Лечение способствует нормализации функции нервных центров. Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

        Общеукрепляющие методы вносят свою лепту в лечение заикания. Они включают соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание и общеохранительный режим, исключающий стрессовые ситуации. Особое значение для ребенка имеет достаточный по продолжительности сон (не менее 9 час.). Чтобы сон был глубоким, можно вечером принимать теплый душ или расслабляющую ванну (например, хвойную). Компьютерные игры и просмотр телепрограмм вечером должны быть исключены.

        Питание ребенка должно быть витаминизированным, включать больше молочных продуктов и растительной пищи. Рекомендуется ограничить употребление мяса, острых блюд, исключить употребление крепкого чая, шоколада.

        Детям рекомендуется просмотр таких фильмов и программ, которые не вызовут у ребенка сильных эмоций. Нежелательно включать громко радио, телевизор, слушать громкую музыку. Не нужно потакать капризам ребенка, но и не надо доводить требования до резкости. Шумные и подвижные игры провоцируют заикание. Предпочтение следует отдавать спокойным занятиям (складывание паззлов, рисование, шашки, лепка). Посещение шумных развлекательных мероприятий, возбуждающих ребенка, не принесет пользы.

        Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными. Но спортивные игры, особенно соревновательные, азартные, лучше исключить.

        Резюме для родителей

        Выявление заикания у ребенка – не повод для паники. Важно терпеливо и систематически выполнять рекомендации специалистов, и лечение будет успешным. Нужно вовремя обратиться к логопеду и неврологу, а дома создать спокойную обстановку, способствующую излечению заикания. Не следует допускать громких окриков на малыша. Ребенок должен поверить в себя и в возможность вылечиться, почувствовать поддержку близких ему людей.

        В прилагаемом видео вы можете посмотреть программу из цикла «Осторожно: дети», которая посвящена теме заикания у детей.

        myfamilydoctor.ru

        Как вылечить заикание у ребенка: Комаровский и его рекомендации

        Причины болезни

        Заикание у детей до 3 лет не возникает на ровном месте. Всегда для этого есть причина или ряд причин. Доктор Евгений Комаровский советует обратить внимание на самые распространенные причины, такие как врожденные и приобретенные. К врожденным причинам относятся:

      • наследственность;
      • инфекции, которые могли повлиять на развитие плода до рождения;
      • травмы плода во время беременности;
      • травмы во время родов (гипоксия);
      • преждевременные роды;
      • темперамент ребенка (холерики больше подвержены заиканию, чем флегматики).
      • Приобретенных причин намного больше и факторов, влияющих на них, тоже. Педиатр Евгений Комаровский выделяет ряд самых важных причин:

      • инфекционные заболевания (менингит, корь, энцефалит и др.);
      • сильный испуг;
      • неспокойный сон, страхи;
      • насилие в семье;
      • особенности характера;
      • эмоциональное напряжение;
      • неправильная речь родителей;
      • слишком эмоциональное радостное событие.
      • Чаще всего причины заикания кроются в семье ребенка. Если родители часто ссорятся, кричат на ребенка, применяют физическое наказание, мало общаются с ним, все это может вызвать нервное заикание.

        Как проявляется заикание у детей до 3 лет

        У детей от года до 3 лет заикание проявляется в частом повторении одного звука. При этом ребенок сильно напрягается, иногда нервничает. Если у него не получилось быстро сказать то, что хотел, может вообще замолчать и закрыться в себе. По статистике, заиканию больше подвержены мальчики, чем девочки. Это легко объяснить эмоциональной устойчивостью девочек. Мальчики же более эмоциональны и сильнее девочек реагируют на переживания, как негативные, так и позитивные.

        Заикание можно диагностировать по замедленной речи малыша.Некоторые детки начинают сильно заикаться только когда волнуются. В спокойной домашней обстановке заикание практически незаметно. Но по мере взросления, заикание только усугубляется и приносит массу неприятностей. В школе это может спровоцировать негативное отношение одноклассников, замкнутость и трудности в общении со сверстниками.

        Следует бить тревогу, когда паузы в речи составляют больше 12% — это явный признак заикания. В таком случае не следует думать, что это само пройдет. Заикание само никогда не пройдет. Немедленно нужно показать ребенка специалистам: логопеду и неврологу. И без промедления начать соответствующее лечение. Чем раньше начнете, тем больше вероятность избавиться от этого недуга навсегда. Согласно исследованиям, дети от года до 3 лет лучше всего поддаются комплексному лечению, и избавляются от заикания в кратчайшие сроки.

        Видео «Комаровский: как сохранить здоровье малыша?»

        Лечение по Комаровскому

        Доктор Евгений Комаровский настоятельно рекомендует при первых признаках заикания показаться хорошему логопеду. Только он может определить степень заикания у детей от года до 3 лет и назначить правильное лечение. Кроме этого Евгений Комаровский дает ряд полезных рекомендаций для родителей, о которых мы поговорим далее в статье.

        Итак, лечение следует начать с выявления причины заикания, и по мере возможности, старайтесь ее устранить. Разговаривайте медленно и четко произносите каждое слово. Потренируйтесь вместе с ребенком говорить только на выдохе. Это очень полезная практика, которая применяется в логопедии. Старайтесь ограничить малыша от новой информации, исключить из расписания просмотр телевизора вообще, смотрите только нейтральные мультфильмы, и не больше 10 минут в день.

        Старайтесь не вести «взрослые» разговоры в присутствии детей, даже если вам кажется, что ребенок увлечен игрой, и он вас не слушает. Если вы заметили, что ваше дитя начинает заикаться в присутствии незнакомых людей — ограничьте общение с посторонними до минимума. Чтобы не провоцировать приступы, малыш должен находиться в полном спокойствии. Активные, кричащие, бегающие и прыгающие игры замените на рисование, лепку, конструктор. Все игры должны быть спокойными и не агрессивными.

        Одной из важных процедур во время лечения, являются ванны. По словам Евгения Комаровского, водные процедуры очень благотворно влияют на общее психическое состояние детей. Поэтому как можно чаще купайте ребенка в ванной. Во время купания придумайте расслабляющие игры, например, вымойте все игрушки, запускайте кораблики, пускайте мыльные пузыри.

        Упражнение против заикания у детей рисунок

        Больше времени проводите на свежем воздухе, занимайтесь с малышом дыхательной зарядкой. Пересмотрите рацион вашей семьи. Включите больше кисломолочных продуктов в пищу, морскую рыбу, сухофрукты. Все эти продукты богаты витаминами и микроэлементами, которые благотворно влияют на развитие речи.

        Следите за осанкой вашего чада, спинка должна быть прямой, а подбородок чуть приподнят. Если есть проблемы со спиной, такие как, сутулость или сколиоз, которые в свою очередь, могут давить на диафрагму и легкие. Из-за этого в легких ограничено количество воздуха, который так важен для правильной и полноценной речи. В таких случаях нужна консультация ортопеда, который, скорее всего, назначит курс массажа.

        Самостоятельное применение медикаментов в данном случае исключено. Петь песни вместе с детьми очень полезно, ведь во время пения заикание не проявляется. Пение тренирует легкие, что очень важно во время лечения. Главным моментом во время лечения является любовь и ласка. При малейшем случае обнимайте вашего малыша, целуйте, хвалите за каждое его достижение. Доказано, что родительская любовь творит чудеса во время лечения детей.

        Все эти вышеизложенные рекомендации следует четко исполнять в течение нескольких недель или около месяца. Если ребенку становится лучше, то продолжаем в том же духе до полного выздоровления. Потом можно перейти на привычный образ жизни без особых ограничений. В том случае, если прогресс не заметен, или становится хуже, вам следует незамедлительно обратиться к логопеду и неврологу.

        Заикание у детей от года до 3 лет довольно неприятное явление, особенно для ребенка, который сильно переживает из-за своих неудач. Только не стоит унывать и сильно на этом зацикливаться. Сейчас это не проблема. При наличии высококвалифицированного специалиста, заикание лечится от 6 месяцев до года. Хотя родителям придется приложить также массу усилий и быть очень терпеливыми во время лечения.

        Видео «Тики и заикания»

        Два данных недуга могут иметь нервозную причину возникновения. Известный невролог в своем интервью расскажет, как правильно диагностировать причину патологии, и начать лечение исходя из нее.


        lechimdetok.ru

        Как справиться с заиканием у ребенка? Советы невролога

        Как справиться с заиканием, превращающем речь страдающего им человека в неразборчивое мычание?

        Эта проблема отравила жизнь многим поколениям детей и взрослых. Речь о заикании, превращающем речь страдающего им человека в неразборчивое мычание.

        ​Можно ли с этим справиться? На вопросы, связанные с лечением заикания, отвечает наш постоянный эксперт, детский врач-невролог, кандидат медицинских наук Игорь Воронов.

        Стресс – не причина

        Мой сын начал заикаться. Скажите, с чем это может быть связано? Вроде бы дома у нас спокойная обстановка…

        – Быть может, я вас удивлю, но вопреки бытующему мнению заикание в большинстве своем не развивается у детей после стресса или испуга. Конечно, стрессовые ситуации могут ухудшить речь.

        Кстати, в Международной классификации болезней заикание и речевые запинки идут под одним шифром. А вот термин «логоневроз» в Европейских странах давно не используют. Все реже используют его и в России, что подтверждает отсутствие ведущей роли стресса в возникновении заикания, которое чаще всего связано с неправильным развитием речи, когда мысль ребенка опережает плавность его артикуляционного аппарата, когда малыш думает быстрее, чем может сказать. На этом фоне и возникает судорога речевого аппарата.

        Хотя, конечно, говорить о заикании только как о физическом нарушении речевого аппарата тоже неправильно. В механизм заикания нередко вплетаются и психологические нарушения. У таких детей нередко формируется комплекс неполноценности. Они начинают бояться своей неправильной речи. Понимая, что неправильно говорят, они иногда перестают говорить вовсе, зажимая рот руками. Обычно это связано с логофобией – страхом говорить, что, в свою очередь, может ухудшить ситуацию.

        Как лечить?

        Мой племянник – заика со стажем. Проблемы у него начались в трехлетнем возрасте. Скажите, это как-то лечится?

        Екатерина, Смоленская обл.

        – Заикание – очень непредсказуемое заболевание. Оно может пройти через некоторое время без лечения и особой коррекции, а может остаться до взрослых лет.

        Поэтому в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход к лечению заикания, которое назначает невролог, психоневролог, логопед с помощью различных методик. У старших детей и взрослых, у которых неправильная речь зафиксировалась, очень важны занятия с логопедом и психологическая коррекция. Она может включать индивидуальные и групповые занятия, гипноз, психотерапию, различные занятия, в том числе и с использованием компьютерных программ.

        Не так давно в прокате прошел замечательный фильм Тома Хупера «Король говорит!» об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания. Фильм наглядно доказывает: лечить речевые запинки и заикание можно и в старшем возрасте. Но при этом у страдающего заиканием человека должна быть уверенность в своих возможностях, вера в свое излечение, стремление к этому. И здесь многое зависит от его окружения (родителей, других родственников).

        «АиФ» рекомендует

        Если ваш ребенок только начал заикаться, постарайтесь:

        Конечно, не надо это делать насильственно. Просто постарайтесь лишний раз не побуждать его к разговору. Ребенок спросил – ответьте, но не продолжайте диалог.

        Говорить медленно. Всем членам семьи ребенка с заиканием надо говорить медленно, чтобы и ребенок говорил не торопясь. В то же время его не надо поправлять, одергивать, просить повторить слово еще раз.

        Не говорить при ребенке о его заикании. Лучше делайте вид, что ничего страшного не происходит. Важно, чтобы у ребенка не формировался комплекс вины или неполноценности из-за его речи.

        www.aif.ru