Мутизм как лечить

Мутизм у детей — обратимое отсутствие речи (от «мutus» — молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание). В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого». Дома ребёнок ведёт себя уверенно, прекрасно общается, чувствует себя довольно комфортно, привязан к своим близким. Но стоит оказаться в иной обстановке, как поведение в корне меняется.

  • последствия сильных стрессов (авария, смерть близкого человека, развод родителей);
  • Избирательный

    Избирательный мутизм часто диагностируют у детей, которые упорно не желают разговаривать с посторонними людьми. Ребёнок способен слышать, понимать и анализировать чужую речь, но не может преодолеть собственный психологический барьер и участвовать в разговоре.

    Элективный

    Элективный (он же селективный) или психогенный мутизм является тревожным расстройством. Дети хорошо чувствуют себя и нормально разговаривают в условиях, комфортных для них (дом, семья, друзья).

    Если же приходится менять привычную среду, дети перестают говорить и теряют навыки коммуникации. Ребёнок прямо-таки не может произнести ни слова (боязнь говорить), а не просто не хочет.

    Элективный мутизм может сохраняться и во взрослом возрасте, проявляясь в виде различных социофобий.

    У детей, кроме возникшей вдруг немоты, выражены симптомы депрессивных склонностей, ранимость, робость, впечатлительность. Особенно тяжело протекает заболевание в подростковом возрасте. Имеет свойство передаваться по роду.

  • склонность к изоляции от окружающих;
  • кажущееся равнодушие быстро перерастающее в агрессию;
  • тревога при обращении к нему лично;

  • Во взрослом возрасте при отсутствии лечения у таких больных могут быть сдвиги в поведении в виде:

  • отсутствие потребности в общении;
  • Истерический

    Истерическому мутизму характерно наличие острого пареза вербальных проявлений. Ребёнок сохраняет возможность общаться через жесты, мимику, письмо (артикуляционная функция).

    Иногда малыш издает мычание или другие нечленораздельные звуки. Но даже говорить шёпотом он не может. Часто истерический мутизм у детей сочетается с другими невротическими заболеваниями (энкопрез, энурез).

    Сурдомутизм

    Акинетический

    Апаллический

    Апаллический синдром аналогичен акинетическому, но имеет более тяжёлые проявления и последствия. Апаллический вид мутизма называется «бодрствующая кома» и редко заканчивается полным выздоровлением.

    Для всех видов мутизма характерны симптомы:

    • отсутствие речи при определённых обстоятельствах;
    • сохранение эмоциональной окраски;
    • внешняя реакция на негативные моменты и болевые раздражители.
    • Лечение мутизма проводится специалистами: психолог, психиатр, психотерапевт, логопед. Детям лечение мутизма назначается с использованием «мультимодального подхода», семейной, поведенческой и индивидуальной терапии.

      Селективный мутизм лечится специалистами с учётом причины заболевания. Поражения центральной нервной системы при акинетическом мутизме лечатся сложно, а прогноз не всегда оптимистичный.

      Прогноз при любой разновидности мутизма зависит от множества факторов: длительность заболевания, деформация личности ребёнка, его личностных качеств.

      Если мутизм возник при поступлении ребёнка в школу, то недуг обычно имеет преходящий характер и проходит через 6-12 месяцев. Часто в средних классах это состояние проходит. Однако иногда имеются поведенческие отклонения у ребёнка и через много лет(5-10) после заболевания.

      Важно начать лечение любого вида мутизма вовремя, ведь упущенное время может сослужить злую службу и привести к осложнениям, когда заболевание приобретает стойкий характер и чревато множеством отклонений во взрослом возрасте (социофобии, неврозы, навязчивые состояния, психические расстройства).

      Мутизм: виды, причины, симптомы и лечение «добровольной» немоты

      Мутизм: «и на устах его печать», или почему молчишь? Язык, что ль, проглотил?!

      Говорение, речь, разговор – одно из любимейших занятий человека, ибо является одним из способов выразить себя.

      Но это ещё и совершенно необходимый для жизни атрибут, ведь кто же рискнёт «проворачивать дела» в одиночку, без компании единомышленников? А чтобы её собрать, нужно бросить клич типа: пролетарии всех стран… или подобный.

      Но, как сказал Козьма Прутков: если у тебя есть фонтан – заткни его, дай отдохнуть и фонтану!

      Действительно, нас окружает такое изобилие речи не только письменной, но и устной, что ухо просто приходит в изнеможение как от своего, так и чужого многословия.

      Поэтому сейчас на любом аппарате – кроме холодильника и мясорубки – есть кнопка mute – отключение звука или режим молчания. Выражаясь грубо, это: заткнитесь все, я никого больше не хочу слышать!

      «Кнопка» «заткнуться» есть и в личности-психике человека – и по той или иной причине она нажимается. Иногда.

      И тогда развивается мутизм.

      О мутизме всерьез и своими словами

      Традиционно считается: мутизм – или молчание, немота – это «запрет себе говорить». Запрет на словесное самовыражение. На самом деле феномен имеет два аспекта:

      1. Первый: мутизм – это мера по предотвращению вторжения в психику личности извне.
      2. Второй – это максимально возможная изоляция личности от внешнего мира внутри ей же самой определённых рубежей. Строжайшее «вето», наложенное личностью на саму себя, запрет на пересечение ей её же собственных внешних границ.

      Чем же может быть оправдана столь жестокая мера?

      Мутизм – не просто запрет на выражение себя словами, это глубоко оправданный подсознательный акт спасения мира от сил, что таятся внутри содержащейся под «домашним арестом» личности. От сил, которые нельзя выпускать на свободу.

      Это те самые пресловутые черти, что живут во внешне тихом омуте.

      Как установили учёные, энергии, содержащейся во внутренних электронных и иных связях живого организма одного человека, достаточно для освещения небольшого города в течение нескольких суток. Весь вопрос в том, как ей грамотно распорядиться.

      Если ей распоряжаются «никак», появляются те самые «дети-поджигатели» – пирокинетики, что способны воспламенить и мгновенно сжечь не нравящийся им предмет дотла одним только своим взглядом. И это далеко не единственный феномен огромной разрушительной силы человека.

      Мутизм, возникающий по той или иной причине – независимо от того, стресс ли это или «рука судьбы»-карма – это всегда знак: выход в город воспрещён – опасно!

      Опасно как для «города» – мира, в котором мы живём, так и для самого могущего в него выйти. Опасно так же, как те десять дней, что до сих пор продолжают сотрясать мир.

      Внешне же эта ликвидированная опасность выглядит для родителей как досадное нежелание ребенка говорить. Ибо мутизм развивается, по большей части, у детей.

      Об истинных причинах психологической немоты

      Среди причин, приводящих к мутизму у детей, пальма первенства почти всегда принадлежит психопатологическим отклонениям в виде:

    • отставания психического развития;
    • истерии;
    • аутизма;
    • шизофрении;
    • депрессивного расстройства.
    • Второе место законно принадлежит наследственной предрасположенности и обстоятельствам окружающей среды, имеющим характер:

    • стресса;
    • напряжённой обстановки внутри семьи и неправильных методов воспитания.
    • Не менее важным основанием для развития данного нарушения являются индивидуальные особенности характера в виде чувствительности, замкнутости, обидчивости.

      И, наконец, причины патологии чисто физического свойства в виде:

    • волчьей пасти;
    • короткой уздечки языка и тому подобного.
    • Отдельной причиной явления становится глухота, при сочетании её с немотой возникает патология в виде глухонемоты (сурдомутизма).

      С той разницей, что неврологи относят мутизм к неврозам, психологи – к неспособности установления социальных контактов, а психиатры – к отклонениям психики (наравне с истерией, психозами и шизофренией).

      Возможно развитие синдрома и в более старшем, даже зрелом возрасте, обычно наблюдаемое у высоко чувствительных и мнительных дам с предрасположенной к выраженным эмоциональным реакциям психикой, спровоцированное серьёзным психическим потрясением (например, испугом) – истерический мутизм, либо же расстройствами работы ЦНС и мозга органического характера.

      Помимо особенностей тонкой душевной организации, мутизм у взрослых развивается по причине:

    • последствий перенесенной комы;
    • расстройств кровоснабжения головного мозга либо его соматического заболевания (опухоли либо инсульта мозга);
    • травмы головы;
    • тяжёлого стресса либо психической травмы;
    • психического расстройства (депрессии, шизофрении).
    • Категории мутизма и его особенности у детей

      Детский мутизм, развивающийся в возрастных рамках 3-9 лет, характеризуется в типичных случаях:

    • упорной, продолжающейся не менее одного месяца, немотой – отказом от речевого контакта;
    • полным сохранением сознания при одновременном отсутствии расстройств работы голосового аппарата;
    • неспособностью к речи в волнующих ситуациях либо её избирательностью (в соответствии с конкретной ситуацией либо при общении с людьми определённого круга);
    • сохранением возможности сформулировать и выразить мысль, не прибегая к устной речи (используя невербальные методы общения: письмо, жестикуляцию).
    • Разделение феномена на категории обосновывается как возможной его причиной, так и типичными проявлениями.

      Так, психогенная его разновидность, зиждущаяся на психической травме психогенного психоза, имеет следующие градации мутизма:

      При истерическом варианте речь пропадает вследствие наступления резкого психического шока, занять данное расстройство может период от 3-5 секунд до пары дней и недель, — присуще женщинам и детям с особо чувствительной психикой.

      Вариант логофобического мутизма продиктован страхом слышать собственную речь; наблюдается по большей части у слабоуспевающих школьников, отличается не всегда благоприятным прогнозом и большой зависимостью от особенностей личности-носителя.

      Развитие патологического состояния у детей робких и пугливых, с болезненной привязкой к родителям и дому, вызывающее немоту при попадании в незнакомую обстановку и окружение (детский коллектив), носит название патохарактерологического мутизма, относимого к элективной категории.

      Феномен, развивающийся под воздействием голосов-галлюцинаций и запугивающих бредовых идей, относится к классу эндогенно-психотического мутизма.

      Согласно другой классификации, мутизм может быть:

    • селективный (элективный), проявляющийся в потере дара речи в пугающей и напряжённой ситуации;
    • акинетический, который характеризуется двигательно-речевыми расстройствами;
    • апалический, вызывающий состояние безучастности, подобное состоянию находящегося в коме человека с полным отсутствием реакции на раздражения, исходящие из внешнего мира;
    • и избирательный мутизм — упорный отказ от общения и разговора с незнакомыми людьми или же в их присутствии.
    • Классической картиной развития мутизма у детей является ситуация отрыва от семьи с помещением в новое социальное окружение, воспринимаемое, как предательство родителями и вызывающее нежелание говорить – форму молчаливого протеста против
      сложившейся ситуации и её «виновников».

      Поставить диагноз — как это сделать правильно и быстро?

      Явление мутизма чрезвычайно трудно отделить от другой психопатологии именно ввиду детского возраста, когда затруднение вызывает вопрос: истинное ли это заболевание, каприз упёртого – упрямого ребёнка либо отставание его в умственном развитии?

      Переходу синдрома в затяжное и хроническое течение часто способствуют сами родители чада, ждущие, что оно «перерастёт» свою немоту, а пока «просто стесняется говорить».

      Для установления истины необходим сбор сведений обо всей предшествующей жизни ребёнка, включая:

    • особенности течения внутриутробного периода;
    • перенесённые беременной матерью потрясения и сотрясения (психические и физические травмы);
    • реакцию ребёнка на прививки;
    • особенности динамики его развития.
    • Особое внимание уделяется страхам и фобиям, которые присущи конкретному ребенку: боязнь темноты, пребывания в одиночестве, паническому страху наказания за совершённую провинность, ибо чувство вины у такого ребёнка часто бывает совершенно несоизмеримо с применённым методом наказания.

      В случае же наличия другой, сопутствующей патологии психики и личности, задача врача-диагноста ещё более усложняется – ошибка в диагнозе чревата потерей драгоценного времени и отсрочиванием лечения истинной причины мутизма.

      Помимо наблюдения за психикой пациента, необходимо ещё и исследование органа, определяющего её стратегию и тактику – головного мозга. Не менее важное внимание должно быть уделено и изучению общего физического развития организма.

      Поскольку речь идёт о диагностике невроза (либо психического расстройства), на помощь врачу должны прийти лабораторные и инструментальные методы исследования:

      • краниограмма (рентгеновский снимок черепа), дающая представление об объёме мозга, особенностях его строения;
      • МРТ и КТ, выполняющие ту же задачу более точно и послойно-прицельно;
      • ЭЭГ, рассказывающая об уровне протекающих в мозге электрофизиологических процессов;
      • анализы крови и мочи, позволяющие по уровню содержания гормонов в этих биологических жидкостях определить степень зрелости и развития организма.

      Уместны и иные, приличествующие моменту методы «расследования», часто похожего на криминальную загадку случая и привлечение к нему других специалистов.

      Чем помочь мутисту?

      Процесс напоминает анекдот: класс опоздал на урок. Удивлённая учительница обратилась с вопросом к каждому, и была удивлена ещё больше, когда узнала, что старушке помогали перейти улицу всем классом. Где здесь смеяться? Дело в том, что переходить улицу она категорически не хотела!

      Состояние мутизма как у ребёнка, так и у взрослого часто продиктовано чувством страха, обиды и «предательства», а сама патология является местью «обидчикам» за причинённый моральный и психический ущерб. И предаётся этой мести мутист с ожесточённым упоением.

      Поэтому «старушку» зачастую приходится «переводить через улицу» «всем классом». И хороши здесь все средства, способные помочь.

      Лечение мутизма – это комплекс искусно сочетаемых психотерапевтических и медикаментозных воздействий, оказываемых как в условиях амбулатории, так и стационарно. После постижения причины, породившей явление мутизма, её устраняют.

      Во взрослом возрасте это может быть ликвидация гематомы либо хирургическое иссечение опухоли или кисты, влияющей на работу головного мозга, ведущие к исцелению от акинетической и апалической модификации мутизма.

      В случае психиатрического заболевания, приводящего к возникновению немоты, уместным является применение «развязывающих язык» антипсихотических и иных, специально применяемых, препаратов:

    • нейролептиков;
    • антидепрессантов;
    • средств бензодиазепинового ряда;
    • селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.
    • Для регуляции работы сосудов, обеспечивающих головной мозг питанием, и усиления обмена веществ в его тканях используются медикаменты:

    • спазмолитического;
    • обезболивающего;
    • седативного действия;
    • препараты-ноотропы.
    • Оказание пациенту психологической помощи (в случае избирательного мутизма) заключается:

    • в проведении бесед, отвлекающих его от проживания психотравмирующей ситуации, такой, как авиакатастрофа либо неизлечимое заболевание у близкого родственника;
    • в работе с тревогами и тревожностью, обучении действиям по преодолению стрессовых ситуаций, овладении навыками социального общения;
    • в коррекции мимики и тому подобных мерах.
    • Помимо медикаментозной терапии и психологической помощи применяются дополнительные методики в виде:

    • дыхательных упражнений;
    • массажа;
    • лечебно-коректирующей гимнастики;
    • арт-терапии;
    • фототерапии.
    • Необходимым является также привитие социальных навыков.

      В случае, когда больной-мутист прикован к постели, производятся мероприятия, обеспечивающие тщательный уход за кожей, полостью рта и органами дыхания, а также питание (при необходимости зондовое либо парентеральное).

      Последствия и профилактика

      К вопросу осложнений и последствий относятся трудности социально-бытовой и трудовой адаптации вследствие отсутствия речи.

      Предотвращение развития мутизма у ребёнка заключается в ведении правильного, здорового образа жизни, преимущества которого доказываются личным примером родителей.

      В случае развития заболевания у взрослого человека необходимо создание здоровой морально-психологической обстановки в доме и оказание помощи больному в постепенной адаптации к новым жизненным реалиям.

      Расстройству необходимо помешать развиваться дальше, обратившись в вызывающих сомнение случаях к детскому психологу (психоневрологу). Разобраться, что собой представляет возникшее расстройство: невроз либо дебют шизофрении – прерогатива врача-специалиста.

      Только как можно более раннее обращение за врачебной помощью позволяет раньше поставить точный диагноз и как можно быстрее (ещё на стадии синдрома) начать врачевание недуга. В противном случае ситуация способна сформировать устойчивое извращение характера со множеством проблем в будущем.

      Прогноз состояния является благоприятным (кроме вариантов тяжёлой психической патологии и органических расстройств работы мозга).

      neurodoc.ru

      Как преодолеть мутизм у детей

      Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми. Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

    • неврологические расстройства, свойственные некоторым психическим заболеваниям (истерия, шизофрения);
    • наличие заболеваний, связанных с органическим поражением мозга (опухоли головного мозга, энцефалит, травма головы, гематома, последствия комы, острое нарушение мозгового кровообращения);
    • неправильное отношение родителей (гиперопека или непонимание).

    • Такое поведение чаще бывает у детей с лабильной нервной системой, особенностями характера в виде замкнутости, сопротивляемости, беспричинного беспокойства. Тревожные дети нуждаются в поддержке взрослых в экстремальных для них ситуациях.

      Элективный мутизм встречается в семьях с некомфортным психологическим климатом. Ряд специалистов считают данный вид мутизма проявлением невротического расстройства.

      Элективный мутизм у детей случается при наличии таких особенностей характера:

    • молчаливость;
    • задержка умственного развития;
    • нарушения или дефекты речевого развития;
    • острая реакция на смену обстановки, переезд, смену окружения.
    • отсутствия эмоциональных контактов с людьми;
    • погружённость « в себя»;
    • упоминание о себе с использование вычурных слов, выражений, местоимений глаголов в неуместных формах (во втором или третьем лице).
    • Сурдомутизм (или временное отсутствие слуха) может проявиться после стресса или травмы у ребёнка, однако поражение центральной нервной системы отсутствует.

      Акинетический мутизм возникает при наличии изменений в тканях мозга (травма, опухоль). Симптомы указывают на наличие системного торможения психической активности ребёнка. Все просьбы выполняются с длительным промедлением, у ребёнка отсутствует речь и двигательная активность.

    • наличие ясного сознания и трезвой оценки происходящего;
    • сохранение активных двигательных функций;
    • Медикаментозная терапия не является основной при мутизме. Назначать транквилизаторы без особой необходимости детям не рекомендуется. Если же препараты всё же применялись , то отменять их следует постепенно, предупреждая развитие зависимости у ребёнка.

      Современная медицина разрабатывает применение новых методик (селективные ингибиторы серотонина), лечение которыми минимизирует побочные эффекты.

      Психотерапия

      Лечение психологом при избирательном мутизме основывается на поведенческой методике путём налаживания общения со сверстниками и с незнакомыми людьми.

      Часто проблема заболевания идёт со школы, поэтому школьному психологу важно использовать помощь учителей и одноклассников ребёнка. Ребёнка обучают элементарному поведению и умению говорить в больших группах людей (класс, компания друзей).

      Если избирательный мутизм вызван психологической травмой, лечение состоит в помощи по осознанию истинности происходящего, психолог помогает принять и смириться с ситуацией, а иногда — поменять обстановку. Логопед может устранить проблемы артикуляции и восстановить нормальную речь ребёнка.

      lecheniedetej.ru