Нарушение сна у ребенка 15 года

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Стаж врачебной практики (лет): 14

Как детскому неврологу каждый день в моей работе приходится заниматься различными проявлениями нарушений сна. Нередко я вижу встревоженных мам, которые находятся в очень подавленном состоянии из-за того, что малыш плохо спит.

Действительно, хороший сон ребенка свидетельствует о его здоровье. И если ребенок спит беспокойно, часто просыпается, плачет, это настораживает родителей, и они обращаются за помощью к врачу. Особенно часто беспокоятся родители маленьких детей, ведь не будучи врачами, они не могут быть уверены в здоровье маленького человечка, которого не спросишь: «Что случилось? Болит что-нибудь? Что тебе приснилось?». Первое время родители также могут сомневаться и в неврологическом здоровье своего ребенка: «Не является ли плохой сон свидетельством более серьезных проблем?» Детский невролог может оценить состояние здоровья малыша и развеять страхи родителей, помочь действенными советами.

Давайте рассмотрим основные причины плохого сна у детей:

  • Физиологические особенности сна ребенка
  • Эмоциональные перегрузки
  • Соматические проблемы
  • Неврологические проблемы

Физиологические особенности сна ребенка

На физиологическом уровне сон ребенка отличается от сна взрослого. Дети спят по-другому, чем мы, их сон более поверхностный, чуткий, и это является нормой.

Как известно, сон состоит из сменяющих друг друга фаз — медленной и быстрой. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон (а у взрослых быстрый сон составляет только 25%). В эту фазу мама может наблюдать, как под закрытыми веками быстро движутся глазные яблоки ребенка, в это время ребенок видит сновидения. Тонус мышц утрачивается (за исключением мышц глаз и носоглотки), ребенок не может двигаться, так предусмотрено природой. Если бы возможность движения оставалась, люди совершали бы все те движения, которые им снятся.

Создаем условия для сна

Чтобы маленький ребенок лучше спал, как это ни странно звучит, не стоит изолировать его от посторонних шумов. Если малыш будет слышать сквозь сон негромкий фон работающей стиральной машины, спокойные приглушенные голоса родителей — он привыкнет к этим звукам, и не будет пугаться их во сне, и соответственно, будет лучше спать, а родители смогут продолжать заниматься привычными делами, не опасаясь разбудить кроху.

Перед сном необходимо хорошо проветрить комнату, в которой спит ребенок. Свежий воздух поможет малышу спать крепче. Очень полезен сон на открытом воздухе, который повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Детям постарше полезны прогулки перед сном.

Для хорошего сна имеет значение и то, насколько удобна подушка и комфортно одеяло. Ребенку не должно быть ни слишком жарко, ни холодно во время сна, поэтому одеяло должно соответствовать сезону и общей температуре в комнате. Если у ребенка мерзнут ноги, он быстрее заснет в носочках. Для более старших детей нужно обратить внимание на подбор подушки, в частности ее высоту. Не маловажно и то, как ребенок спит на подушке: край подушки должен приходиться на шею, а плечи и верхняя часть спины должны лежать на матрасе — это самое физиологически правильное положение.

Длительность сна

Всем известно, что чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Однако, длительность сна для всех индивидуальна, это зависит нередко от темперамента, психофизиологического состояния.

В таблице приведены суточные нормы сна в зависимости от возраста:

С возрастом у ребенка происходит увеличение продолжительности периодов бодрствования, это связано с повышением работоспособности головного мозга. Некоторым детям, в силу индивидуальных особенностей, требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам, если ребенок спит чуть меньше, но чувствует и ведет себя хорошо, родителям не стоит беспокоиться.

То, что ваш малыш подрос и нуждается в другом режиме сна, вы можете понять по следующим признакам: ребенок очень медленно засыпает, рано пробуждается после дневного сна, сохраняет активность в течение всех периодов бодрствования

Сладкий сон с мамой

Еще несколько десятилетий назад в России многие считали, что ребенок должен спать отдельно от мамы. Сразу же после родов малыша приучали спать в своей кроватке, нередко это выматывало и малыша, не желавшего спать вдалеке от мамы, и маму, также лишенную сна.

Современные психологи и неврологи сходятся во мнении, что совместный сон с мамой — это не каприз ребенка, а нормальная физиологическая потребность. Малыш рождается совершенно беспомощным существом (в отличие от многих животных), и долгое время его жизнь полностью зависит от мамы. Быть рядом с мамой — значит выжить, поэтому дети чувствуют себя дискомфортно, если мамы нет рядом. Мамин запах, мамино тепло, нежные объятия, доступность груди — все это создает самые благоприятные условия для полноценного психологического развития ребенка и, конечно же, сказывается на качестве сна. Ведь психологическая стабильность — залог хорошего сна, как для детей, так и для взрослых.

Если малыш проснулся, испугавшись чего-то во сне, мама быстро успокоит его, он не успеет раскричаться, а, следовательно, и качество сна сохранится.

Не бойтесь избаловать вашего ребенка, до 1,5 лет он может спокойно находиться в родительской постели, это только пойдет ему на пользу. Такие дети вырастают более спокойными, уравновешенными, более уверенными в себе. Ведь они получают необходимое количество материнской любви в том возрасте, когда это наиболее необходимо, когда закладываются основы его физического и психологического здоровья. Позже, в возрасте от 1,5 до 3 лет, уже «большой» он сам с удовольствием перейдет в собственную постельку.

Индивидуальные особенности ребенка

В редких случаях ребенок может быть здоровым и спать беспокойно в силу своих индивидуальных особенностей. В моей практике бывали случаи, когда мама обращалась к врачу с жалобой на плохой сон ребенка, но и осмотр, и дополнительные обследования, и консультации светил медицины констатировали здоровье ребенка. Такие случаи редки, но они случаются, и здесь, к сожалению, приходится только ждать, чтобы ребенок «перерос» это состояние. Но чаще всего, если ребенок неврологически здоров, причину плохого сна нужно искать в соматических проблемах или излишней эмоциональности ребенка. О чем и пойдет речь дальше.

Эмоциональные перегрузки

Эмоциональные перегрузки — это самая частая причина плохого сна не только у детей, но и у взрослых.

Если ребенок слишком перевозбужден или переутомлен, засыпание может превратиться в длительный и мучительный процесс. Поэтому родителям следует контролировать занятия ребенка перед сном, нежелательно смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или поощрять подвижные, шумные игры со сверстниками или родителями. Переутомление также может быть вызвано излишней загруженностью ребенка в дневное время, что случается достаточно часто у сегодняшних дошкольников и школьников.

Если ваш ребенок плохо засыпает, прежде всего, проанализируйте, чем ребенок занимается перед сном, нет ли факторов, которые могут перевозбудить его нервную систему. Например, может быть, папа работает весь день и приходит только к моменту укладывания ребенка. Ожидание папиного возвращения с работы, общение с ним перед сном могут возбуждать малыша и сбивать настрой на сон.

Очень важное значение для хорошего сна ребенка играет эмоциональное состояние мамы. Если мама нервничает по каким-либо причинам, это обязательно сказывается на состоянии малыша. Проанализируйте свое поведение, не раздражаетесь ли вы по пустякам, не выплескиваете ли свои негативные эмоции в общении с ребенком? Некомфортная психологическая обстановка в семье, натянутые отношения между мамой и папой или другими родственниками, с которыми вы живете в одной квартире, могут также нарушать эмоциональное равновесие впечатлительного малыша.

Процедура укладывания

Для того чтобы малыш засыпал лучше желательно придерживаться определенной процедуры укладывания. Если каждый вечер перед сном ребенок будет совершать одни и те же действия, например, убирать по местам свои игрушки, смотреть «Спокойной ночи малыши», чистить зубы — этот ежевечерний ритуал поможет ему настраиваться на сон. Уложив в кроватку, мама может почитать ему сказку, поцеловать и пожелать «доброго сна». Если ребенок боится оставаться в темноте, лучше оставить включенным ночник.

При укладывании маленьких детей (до года) я советую также придерживаться небольшого ритуала, это может быть пение колыбельной или чтение сказки, не волнуйтесь, если малыш вас еще не понимает, в этом возрасте при укладывании главное — монотонность речи. Одна моя пациентка (студентка университета) читала своему годовалому малышу конспекты перед сном — и малыш засыпал быстрее, и мама готовилась к экзаменам.

Не советую долго укачивать малыша, сон при укачивании не глубокий, к тому же ребенок очень привыкает и мама становится заложником укачивания. Если ребенок хорошо засыпает у груди, вы можете кормить его лежа в постели, и это может стать для него лучшим ритуалом. Не стремитесь немедленно переложить его в детскую кроватку, дайте ему заснуть глубже.

Соматические проблемы

Соматические проблемы — это заболевания, не связанные с расстройствами нервной системы. Чтобы исключить соматические нарушения — необходимо проконсультироваться с педиатром.

Если у вашего малыша болит животик, не стоит ожидать, что его сон будет хорошим. Причиной этому могут быть, желудочно-кишечные колики, спазмы. Но, как правило, желудочно-кишечные расстройства дают временное нарушение сна — только на период обострения.

Самая частая причина устойчивого расстройства сна на первом году жизни — это рахит — нарушение фосфорно-кальциевого обмена, вследствие дефицита витамина Д. На начальных стадиях рахита всегда отмечается повышение нервно-рефлекторной возбудимости, этот симптом может отчетливо выявляться с 3-4 месяцев, в некоторых случаях даже раньше — с 1,5 месяцев. У ребенка появляется беспокойство, пугливость, раздражительность, заметно нарушается сон. Дети часто вздрагивают, особенно при засыпании. Усиливается потливость, прежде всего, во сне и при кормлении. Наиболее сильно потеют лицо и волосистая часть головы. Назначение врачом соответствующей дозы витамина Д приводит к улучшению состояния.

Неврологические проблемы

Расстройства сна, которые вызваны нарушением деятельности центральной нервной системы ребенка, могут иметь эпилептическое и неэпилептическое происхождение. Определить характер нарушения может только невролог, поэтому с любыми подозрениями следует обратиться к доктору.

Что же должно насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу:

  • Ночной энурез (у детей с 4 лет)
  • Снохождение, сноговорение
  • Ночные кошмары
  • Отдельно хотелось бы остановиться на ночных кошмарах эпилептического происхождения. В этом случае мама замечает, что ночные страхи у ребенка повторяются как будто по одному и тому же сценарию. Во время такого ночного кошмара у ребенка может быть застывший взгляд, могут подрагивать конечности, и в то же время может и не быть яркой эмоциональной окраски ночного страха. На утро такие дети всегда вялые, подавленные, чувствуют себя плохо.

    В заключение, хотелось бы повторить, что в большинстве случаев нарушения сна не требуют серьезного медицинского вмешательства, и бесследно проходят после того, как мама сама перестанет нервничать и скорректирует режим сна-бодрствования ребенка. Но если малыш продолжает спать беспокойно, лучше доверить решение этой проблемы доктору.

    www.mc21.ru

    Нарушение сна у детей

    В своей работе, я ежедневно сталкиваюсь с проблемой нарушения сна у детей. Именно проблемой! Меня поддержат тысячи родителей, которые еженощно и ежедневно с этим сталкиваются.

    Распространенность нарушений сна у детей очень большая. Канадские учёные провели длительное исследование сна у детей, родившихся в 1997 – 1998 гг. в провинции Квебек. С помощью опросников изучали распространенность расстройств сна у детей от 2,5 до 6 лет.

    Максимальная частота ночных пробуждений имела место в возрасте 2,5 года, у 36,3% детей. В дальнейшем нарушения сна уменьшались, достигая в 6-летнем возрасте 13,2%. Такая же динамика отмечалась в отношении трудностей засыпания.

    Проводимые исследования ночных страхов у детей в России (по опросникам) в возрасте от 3 до 16 лет (всего было опрошено 2135 детей), выявило максимальное количество таких страхов у мальчиков в 6 лет, а у девочек в 5 – 7 лет (Захаров А.И., 2004). Несомненно, расстройства сна у детей совершенно отличаются от таких расстройств у взрослых.

    Нарушения сна отмечаются у детей не только с 2,5 и 3-летнего возраста, а и у многих детей с рождения. Жалобы на нарушения сна наиболее частая жалоба родителей приходящих на приём к неврологу.

    У детей до 1 года нарушения сна связаны с кишечными коликами у детей, прорезыванием зубов. И часто просто с тем, что у ребёнка в силу незрелости нет правильного ритма сна. Они часто «путают день с ночью», то мало спят днём, то часто просыпаются. И ритм сна часто бывает разным у детей. Меня часто спрашивают родители сколько должен спать ребёнок в определённом возрасте. Самое главное, чтобы ребёнок спал ночью. Но, по просьбам родителей, я размещаю среднестатистические данные по режиму сна у детей.

    СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НОЧНОГО СНА У ДЕТЕЙ

    (Barbara J., Howard M D, Joyce Wong M D, 2001).

    СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДНЕВНОГО СНА У ДЕТЕЙ

    ПРИЧИНЫ РАССТРОЙСТВ СНА

    Естественно причины и характеристика расстройств сна у детей и взрослых различные. У взрослых людей нарушения сна чаще связаны с хроническими заболеваниями внутренних органов и цереброваскулярными заболеваниями. Важны так же и психо-эмоциональные факторы. В древних Восточных трактатах, изменения сна у взрослых связывали с заболеванием печени и желчного пузыря, причём, как утверждали Древние, нарушение засыпания обусловлены неправильным функционированием желчного пузыря. Если же человек засыпает хорошо, но ночью часто просыпается и у него бессонница, то такое состояние они трактовали, как нарушение функции печени. Интересно, что и в современной медицине есть некоторые подтверждения этим фактам. Например, известно, что при алкоголизме у людей часто развивается бессонница (и у таких людей отмечается поражение печени вплоть до цирроза). Отдельной проблемой является храп во сне.

    У новорожденных детей и детей до 3-месячного возраста нарушения сна чаще обусловлены кишечными коликами. Однако, возможны и другие причины: анемия, рахит (в ранней стадии рахита часто отмечается нервно-рефлекторная возбудимость ребёнка) и др.

    С 5-месячного возраста (иногда ранее) нарушения сна могут быть обусловлены прорезыванием зубов. У детей раннего возраста наблюдаются нарушения сна и бодрствования – «путают» день с ночью (нарушение циркадного ритма). У детей после 2-летнего возраста нарушения сна, кроме соматических заболеваний, могут быть обусловлены ночными ужасами и ночными кошмарами. Казалось бы, похожие названия, но здесь есть разница.

    При ночных ужасах дети просыпаются ночью с плачем, учащенным сердцебиением и часто в поту. Во время пробуждение они не реагируют на окружение, а утром ни чего не помнят. Иногда дети могут сесть на кровать, громко кричать, не подпускать в этот момент к себе родителей. Такие нарушения происходят во время глубокого сна, а не сна со сновидениями. Ночные кошмары характеризуются беспокойством ребёнка во сне, криком, но он пробуждается и может рассказать, что страшное ему приснилось. Дети с ночными кошмарами реагируют на родителей и помнят сон. Ночные кошмары часто наблюдаются у взрослых. Только там человек внешне спит спокойно, а проснувшись рассказывает что ему приснилось страшное.

    В заключении хочу ещё раз сказать, что нарушения сна у детей чаще обусловлены неорганической этиологией, т.е. не связаны с патологическими изменениями органов и систем. Ребёнку важен полноценный ночной сон, а дневной сон, вариабелен.

    Нарушение сна у детей с рождения наблюдаются очень часто и с возрастом такие нарушения уменьшаются. Правильная работа «биологический часов», в том числе правильная цикличность сна формируется к 3 годам. После 6-летнего возраста нарушения сна встречаются очень редко. И в подростковом возрасте 14 – 17 лет вновь отмечается учащение нарушений сна. В большей степени это обуславливается психо-эмоциональным напряжением и первой влюблённостью J.

    В коррекции расстройств сна у детей важны правильные режимно-воспитательные моменты. У детей после годовалого возраста можно применять препараты на основе растительных средств, а так же гомеопатические средства. Назначение медикаментозной терапии должен осуществлять врач.

    Воронов Игорь Анатольевич, детский врач, невролог

    www.pre-ambula.ru

    Почему не спит малыш? Нарушения сна у ребенка

    «Спит как младенец» — фраза, отражающая наши преставления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением детского сна – врачам-сомнологам.

    Михаил Полуэктов
    Врач-сомнолог, доцент курса сомнологии Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, канд. мед. наук

    Сомнология – новая область медицинской науки, появившаяся в середине XX века. Она изучает состояние человека во время сна. Столь юный возраст данной науки связан с тем, что только в прошлом веке ученые научились регистрировать процессы, происходящие в организме человека во сне. Для этого используется метод полисомнографии, включающий регистрацию биопотенциалов мозга, мышечной активности и ряда других показателей, опираясь на которые специалист может определить, в какой стадии сна находится человек, и что в это время с ним происходит. Благодаря полисомнографии удалось выделить различные стадии сна: дремота (1 стадия), неглубокий сон (2 стадия), глубокий сон (3 и 4 стадии) и сон со сновидениями (фаза быстрого сна). С внедрением этого метода были проведены тысячи исследований для определения нормативных показателей сна взрослых и детей. Особое внимание уделялось изучению роли, сна в жизни человека. В результате было показано, что сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация. Проведены исследования и того, как изменяются характеристики сна по мере взросления человека.

    Сон ребенка

    Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3-х лет) и как часто они встречаются? Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей. Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне. Являются ли эти звуки сигналом тревоги, и следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают, что звуки во время сна являются вариантом нормы – это называется «физиологический ночной плач».

    Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему. Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может принести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей.

    Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у 60-70% детей. Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 мин.), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают.

    При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна. Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями». У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

    Типичные расстройства сна у ребенка

    Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% — в каждой шестой семье малыш плохо спит. Чаще всего наблюдаются инсомнии — трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Врачи разделяют инсомнии на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.. Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы. В практике американских педиатров, такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна, возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна ребенка. Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные расстройства сна, касающиеся именно первичных инсомний, не связанные с патологией нервной системы.

    Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном. Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания. Как это выглядит на практике? Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают. Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон.

    Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна – ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания[1]: купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного. В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособления для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне и не заходить туда лишний раз. К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д.

    Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать. Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка, так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженочный кошмар, который может продолжаться до 3-х летнего возраста. К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка. Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.

    Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными». Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время следует не торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке.

    Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша?

    В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом. Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника. В сложных случаях требуется помощь врача. Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е., сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить). К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство. Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает. Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте.

    Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях. Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату. В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом. Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек – по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания. Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две). Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей. Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей).

    Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше предупреждая, таким образом, протестное поведение. Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

    К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном, когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь! Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу собственной лени и, вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием. Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка, неудивительно, что затем и в возрасте одного и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть.

    В настоящее время считается, что после 6-ти месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра. Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания. Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут). Кормление следует проводить не в постели, если ребенок-искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник.

    После приучения ребенка к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, а затем просто «потерять» бутылочку или не предлагать грудь. Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста? В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии – изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончанию лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем. В случае вторичных нарушений сна (т.е., развившихся на фоне других заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и, на это время, возможно назначение успокаивающих средств вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии. Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет. Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог. В некоторых поликлиниках уже ведут прием специалисты по детскому сну. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей.

    Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка, предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия). При необходимости более полной оценки структуры сна ребенка будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке. Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация. Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения. Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.

    www.2mm.ru