Нарушения сна у детей лекарства

Нарушения сна у детей

Нарушения сна — нарушения количества, качества и формулы сна, расстройство цикла сон-бодрствование. В той или иной степени этим заболеванием страдают люди всех возрастов. И хотя у детей степень выраженности и частота проявлений меньше, чем у взрослых людей, врачи уделяют большое внимание, поскольку это связано с важной ролью сна для нормального физического и психического и развития ребенка. Среди нарушений сна различают инсомнии, парасомнии и гиперсомнии. По статистике у 15% детей грудного и раннего возраста нарушения сна проявляются преимущественно в варианте инсомнии; в возрасте 1-5 лет с жалобами на нарушения сна в виде снохождения, сноговорения, бруксизм, ночные страхи и т.п, обращаются около 25% детей.

Расстройства С. клинически достаточно неоднородны и являются симптомами многих заболеваний.

Этиология/причины нарушений сна

Инсомнии, как правило, не только нарушение процесса засыпания, но также трудности поддержания непрерывного сна. Инсомнии делят на первичные — когда нарушение сна является основным заболеванием, и вторичные, которые возникают как следствие различных соматических, неврологических, психических заболеваний.

Одним из наиболее часто встречающихся проявлений первичной инсомнии у детей грудного и раннего возраста — поведенческая инсомния. Основной причиной возникновения первичной инсомнии является неправильная организация периода засыпания и сна ребенка, расстройство пищевого поведения (несоблюдение режима вскармливания у детей грудного возраста), неправильная организация питания ребенка раннего возраста; нарушение ассоциаций засыпания, несоблюдение комфортных внешних условий (температурный режим, освещенность, отсутствие звуковых раздражителей и т.п.), способствующих успокоению ребенка и погружению его в сон.

Парасомнии – анормальные эпизодические состояния, развивающиеся нередко внезапно в период сна или неполного пробуждения. У детей чаще всего встречаются: бруксизм (скрежетание зубами); сноговорение; снохождение; ночные миоклонии (неприятные ощущения в голени и стопах перед засыпанием или во сне, миоклонические подергивания); стереотипные движения (ритмические качания и биения во сне и др.); ночной паралич (невозможность произвольных движений в период пробуждения); ночные страхи (ребенок внезапно садится в постели с выражением ужаса на лице, кричит, плачет, не узнает родителей, утром не помнит о случившемся); ночные кошмары (ребенок, проснувшись, плачет, дрожит, рассказывает о тревожных сновидениях, наутро помнит о случившемся).

Гиперсомнии – периодически проявляющаяся патологическая сонливость. Обычно отмечают полноценный, но не продолжительный ночной сон и постоянную потребность в длительном дневном сне.

Диагностика нарушений сна

Для дифференциальной диагностики нарушения сна назначают ЭЭГ-видеомониторинг (в периоды засыпания, сна, пробуждения).

Лечение нарушений сна

Лечение нарушений сна зависит от основного заболевания и характера имеющейся патологии. Существенную роль играет создание условий для формирования у ребенка привычных ассоциаций отхождения ко сну, постоянное соблюдение установленного ритуала и места засыпания. Рекомендуется за два часа до сна создать успокаивающую обстановку, заняться чтением любимых книг; избегать воздействия возбуждающих факторов, игр, просмотра телевизора. Индивидуально, по показаниям, подбирают седативную терапию; при гиперсомниях – тонизирующую и ноотропную терапию. При первичных инсомниях легкие успокаивающие средства назначаются, как правило, в период формирования правильного стереотипа сна.

m.nebolit.ru

Дети часто страдают расстройствами сна. Среди них, как правило, встречаются следующие нарушения: храп и синдром обструктивного апноэ сна, бессонница, бруксизм, снохождение и сноговорение, ночные ужасы и кошмары.

Храп и синдром обструктивного апноэ сна

Один из 7-10 детей храпит во сне. Сужение просвета глотки, обуславливающее возникновение храпа, может приводить к снижению поступления кислорода в легкие и к возникновению кислородного голодания организма. В более тяжелых случаях у храпящего ребенка появляются остановки дыхания во сне, во время которых возникают эпизоды острой гипоксии. Такое нарушение сна у детей носит название синдрома обструктивного апноэ (СОАС) и требует обязательного лечения у сомнолога.

Существуют разные причины нарушения сна у ребенка. Обычно появление храпа и СОАС происходит из-за увеличения миндалин или аденоидов, которые частично перекрывают просвет дыхательных путей. В таких случаях ребенку показано оперативное лечение.

Если нарушение сна у детей вызвано отеком слизистой носа, например, при аллергическом рините, врач может порекомендовать Назонекс – гормональные капли для носа, которые разрешены к применению уже с двухлетнего возраста.

Существуют и другие способы лечения храпа и синдрома ночного апноэ, в их числе СИПАП-терапия, применение внутриротовых приспособлений, использование смягчающих средств против храпа (Снорстоп, Доктор Храп, Сайленс) и многое другое. Лечение назначается индивидуально, в зависимости от причины.

Бессонница

Бессонница у детей может провоцироваться сильными эмоциональными переживаниями, детскими страхами, либо возникать вторично на фоне заболеваний внутренних органов. Боль и затрудненное дыхание при проблемах со здоровьем часто мешают ребенку заснуть или делают его сон поверхностным и неосвежающим. Нарушение сна у грудных детей может возникнуть из-за кишечных колик.

Для того чтобы помочь ребенку, важно правильно определить причину бессонницы. Диагностику лучше всего проводить в сомнологическом центре, где есть необходимое оборудование и квалифицированный персонал. Лечение нарушения сна может включать снотворные средства. Безопасной для всех детей, даже для грудничков, является валериана. У детей с трехлетнего возраста разрешен Персен. Дормиплант может применяться с 6 лет, а Ново Пассит – с 12. Все перечисленные препараты имеют растительное происхождение.

Лечение народными средствами включает в себя использование лекарственных трав (валерианы, душицы, мелиссы) в виде настоев и отваров. Популярным народным рецептом является применение теплого молока с медом.

Бруксизм – состояние, при котором возникает скип зубами во сне. Это нарушение встречается у 50% детей и в большинстве случаев не требует специального лечения. Отмечают два пика скрежетания зубами – у младенцев в период прорезывания молочных зубов и у более взрослых детей во время роста коренных зубов. Нарушение сна у ребенка, возникшее в первые годы жизни ребенка, практически всегда исчезает самостоятельно к шести-семилетнему возрасту.

Иногда судорожное сжимание челюстей во сне приводит к стоматологическим проблемам: разрушению эмали, развитию кариеса. Тогда появляется зубная боль. Помимо нее, бруксизм может проявляться головной болью и неприятными ощущениями в мышцах лица. В таких случаях не стоит пускать ситуацию на самотек. Стоматолог исключит нарушения прикуса, порекомендует ношение кап, защищающих детские зубы. Врач-сомнолог подберет симптоматическое лечение, которое улучшит самочувствие маленького пациента.

Снохождение и сноговорение

5% детей страдают лунатизмом. Чаще во сне ходят мальчики. В большинстве случаев нарушение сна проходит самостоятельно без лечения к 14-16-летнему возрасту, у подростков и взрослых оно выявляется редко.

Существует мнение, что лунатик отдает себе отчет в том, что делает, но после эпизода снохождения не помнит ночных событий. На самом деле ребенок продолжает спать даже несмотря на то, что глаза его открыты, а сам он сидит или передвигается. Поэтому, если ваш ребенок ходит во сне, позаботьтесь о том, чтобы убрать подальше все предметы, которые могут его травмировать, и поставьте решетки на окна. В редких случаях врач может назначить препараты для лечения нарушения сна из группы транквилизаторов или антидепрессантов.

Сноговорение имеет с лунатизмом один механизм возникновения. И в том, и в другом случае в момент перехода медленного сна в быстрый происходит аномальная активация головного мозга: при лунатизме активируется двигательный центр, а при сноговорении — речевой. Сноговорение в целом безобидно и не требует специального лечения.

Ночные кошмары и ночные ужасы

Маленьким детям часто снятся кошмарные сновидения. Проснувшись от кошмара, ребенок может в подробностях рассказать содержание сна. Периодически возникающие страшные сны не требуют специального лечения: достаточно успокоить ребенка, чтобы он вновь крепко заснул. Если кошмары повторяются часто, вероятнее всего, ваш ребенок испытывает сильные негативные эмоциональные переживания. В такой ситуации может помочь детский психолог или психотерапевт.

Ночные ужасы, называемые иначе ночными страхами, встречаются у детей не реже кошмаров. Если у ребенка возник приступ ночного ужаса, он просыпается с душераздирающими криками, может дрожать, порываться бежать. Родителям в этот момент не нужно паниковать: успокойте ребенка, не расспрашивайте его ни о чем. Вскоре малыш уснет, а наутро не будет помнить об этом эпизоде. Ночные ужасы при внешне бурной, пугающей родителей реакции достаточно безобидны. Чаще всего пик ночных страхов приходится на этап интенсивного развития ребенка или на период наибольших эмоциональных переживаний.

Если вы обнаружили то или иное нарушение сна у ребенка, не стоит заниматься его самостоятельным лечением. Восстановить крепкий сон ребенку без вреда для его здоровья поможет врач-сомнолог. Чтобы получить профессиональную консультацию, вы всегда можете обратиться в Центр медицины сна санаторного комплекса «Барвиха». Опытные врачи определят причину расстройства, подберут лечение в лучших традициях кремлевской медицины и помогут вашему малышу справиться с любыми нарушениями сна.

www.sleepnet.ru

Нарушение сна у детей

«Спит как младенец» — фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако не все родители маленьких детей согласятся с таким утверждением. К сожалению, нарушение сна — достаточно частое явление, обусловленное серьезными причинами. Разобраться с этой проблемой поможет врач – сомнолог.

Сон — сложное физиологическое состояние, которое характеризуется относительным покоем, неподвижностью и выраженным снижением реакций на внешние стимулы. Основная функция сна — восстановительная. Он играет важную роль в процессах обмена веществ в организме. Так, во время медленного сна высвобождается гормон роста, увеличивается синтез клеточных белков. Во сне происходит восстановление иммунитета путем активации защитных иммунных клеток Т-лимфоцитов и выработки иммуноглобулинов, необходимых для борьбы с инфекциями. Во время быстрого сна происходит переработка информации и переход кратковременной памяти в долговременную.

Сон является неоднородным процессом и представляет собой генетически детерминированное состояние организма, которое характеризуется последовательной сменой фаз — медленного сна (сон без сновидений) и быстрого (парадоксальный сон или сон со сновидениями). Основная функция фазы медленного сна — восстановительная. Уменьшаются частота дыхания и ритм сердцебиения, расслабляются мышцы и замедляются движения глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего уменьшается, его трудно разбудить в это время, и сновидения при пробуждении не запоминаются. Основная функция фазы быстрого сна – переработка информации, создание программы поведения на будущее. При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются, дыхание, ритм сердцебиения и движения учащаются. Клетки мозга в эту фазу чрезвычайно активны, однако информация от органов чувств к ним не поступает и к мышцам не подается. В этом и заключается парадоксальный характер этого состояния. Движения глазных яблок становятся быстрыми — спящий видит сновидения, если его разбудить спустя 10 минут, он расскажет о сновидении.

Потребность во сне у детей более важна для организма, чем потребность в пище. Количество сна — главная составляющая понятия «качество жизни». Сон у малышей существенно отличается от сна у взрослых. До б месяцев он начинается со стадии активного, быстрого сна. Общее время сна примерно одинаково днем и ночью. По мере взросления ночной сон постепенно «консолидируется», количество ночных пробуждений уменьшается, дневной сон становится короче, и уже к 4 годам потребность в дневном сне исчезает у большинства детей. Суточная продолжительность сна детей раннего возраста — в среднем от 12 до 14 часов. К 18 месяцам большинство из них самопроизвольно устанавливают собственный режим сна, который включает послеобеденный однократный сон от 1,5 до 3 часов.

Основной особенностью расстройств сна у детей является богатство двигательных и вегетативных феноменов, которые можно выделить в следующие группы:

Стереотипные движения, связанные со сном: качание, биение, складывание, феномен «челнока», сосание пальцев во сне, онанизм во сне, другие стереотипные движения.

Пароксизмальные явления во сне: судороги, ночные страхи, ночной энурез, бруксизм, ночная астма, пароксизмальные ночные носовые кровотечения, ночные рвоты, другие пароксизмы во сне.

Статические феномены сна: странные позы, сон с открытыми глазами, сон с открытым ртом.

Сложные формы психической деятельности во сне: снохождение, сноговорение, кошмарные сновидения.

Нарушения «переключений» в цикле «сон — бодрствование» у детей: нарушения засыпания, нарушения пробуждения, нарушения бодрствования, инверсия сна и бодрствования.

На сегодняшний день насчитывается более 100 нарушений сна. У детей наиболее часто встречаются инсомнии (нарушения засыпания), парасомнии (ночные страхи, ночные кошмары, снохожде-ние, сноговорение, энурез) и апноэ во сне (остановка дыхания).

Инсомния — недостаточный или неадекватный сон, включающий сложности засыпания, беспокойный сон, частые ночные пробуждения, трудности пробуждения, раннее пробуждение. Наиболее частые причины инсомнии у детей: психофизиологические факторы (стрессы, изменение привычного режима); нарушение циркадных ритмов (синдром смены часовых поясов); соматические, неврологические и психические расстройства (например, тревога); периодические движения конечностей во сне (железодефицитная анемия, ортопедические заболевания); лекарственная зависимость (частое употребление капель в нос — адреномиметиков с выраженным стимулирующим эффектом, например, нафтизина); неадекватные привычки, связанные со сном (нарушение гигиены сна); синдром апноэ во сне (гипертрофия миндалин, заболевания нервно-мышечного аппарата и анатомические особенности верхних дыхательных путей).

У детей в возрасте от 3 до 5 лет самыми частыми причинами нарушения засыпания и поддержания сна могут быть: железодефицитная анемия, инфекция и интоксикация, глистная инвазия, тревожные расстройства.

Снохождение (сомнамбулизм) — наиболее частое нарушение сна, с которым встречаются родители. Оно может случиться с ребенком в любом возрасте, но чаще наблюдается у детей первого года жизни с максимальным проявлением в возрасте от 2 до 4 лет. При снохождении ребенок садится в постели с открытыми глазами, так называемый невидящий взор. Речь обычно невнятная. Ребенок не отдает отчета в действиях. В выраженных случаях могут отмечаться эпизоды хождения по дому. Лунатика разбудить очень сложно — лучше осторожно проводить его обратно к постели. Попытки разбудить ребенка при сомнамбулизме, как и при других парасомниях, безуспешны и могут приводить к проявлениям агрессивности. Иногда агрессия может наблюдаться и спонтанно. Окружающие должны быть предупреждены об этом, а также о нежелательности прерывания приступа посредством насильственного пробуждения. Около 25% лунатиков наносят себе различные повреждения во время ночных блужданий. Бывает, что сомнамбулы вываливаются из окон, ошибочно принимая их за двери. В таких случаях необходима консультация врача и лечение.

Сноговорения чаще случаются у детей в периоды напряжения и тревоги, при этом психически дети совершенно здоровы. В редких случаях при сочетании сноговорений со снохождениями проводится дифференциальная диагностика с эпилепсиями.

Ночные страхи возникают обычно в первую половину ночи и сопровождаются пронзительным криком или плачем, вегетативными и поведенческими проявлениями сильного страха. Типичный возраст начала — от 3 до 8 лет. Через 60-90 минут после засыпания ребенок внезапно садится, начинает кричать. Состояние сопровождается учащенным сердцебиением и дыханием, расширением зрачков, повышением мышечного тонуса. С утра эпизод страха забывается. Обычно в лечении нет необходимости, но оно может быть показано, если эпизоды становятся частыми. В этих случаях обычно прибегают к короткому курсу препаратов снотворного действия, только после консультации сомнолога.

Ночные кошмары — устрашающие сновидения, от которых наступает пробуждение в фазу быстрого сна (фазу сновидений). Подобные сновидения встречаются у 10-15% детей в возрасте 3-6 лет. До 75% могут вспомнить хотя бы один такой эпизод в детстве. В редких случаях ночные кошмары могут продолжаться и в старшем возрасте, иногда всю жизнь. Возникновению ночных кошмаров могут способствовать тяжелые инфекционные заболевания и просмотр фильмов устрашающего содержания. является частой проблемой у детей. Он подразделяется на первичный и вторичный. Под первичным энурезом понимают наследственный вариант ночных мочеиспусканий. Он гораздо чаще встречается, продолжается с младенческого возраста, с частотой от 1-2 эпизодов в неделю до нескольких ежедневно. Вторичный энурез характеризуется повторным появлением недержания мочи после того, как у ребенка созрели механизмы, препятствующие энурезу, и эпизодов которого не было уже на протяжении длительного времени (З-б месяцев и более). В этом случае необходимо искать причины, которые могут быть самыми разными — от урологических до психиатрических. Энурез отмечается у 30% детей в возрасте 4 года, у 10% — в 6 лет и у 3% — в 12 лет. Особую обеспокоенность вызывают дети со стойким энурезом старше 5 лет. Обнаружена связь между обструктивными дыхательными нарушениями (апноэ во сне — остановка дыхания) и энурезом. У таких детей ночные мочеиспускания могут отмечаться несколько раз на протяжении ночи на фоне гипоксии.

Храп и апноэ во сне. 3-12% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют осложненный храп. У мальчиков храп встречается с такой же частотой, как и у девочек. Самое частое и клинически значимое осложнение храпа — синдром обструктивного апноэ-гипопное сна. Практически всегда он сопровождается храпом и имеет следующие характеристики: отсутствие или снижение воздушного потока при обструкции дыхательных путей со снижением содержания кислорода в крови. Подобные остановки дыхания могут длиться от 5 до 40 секунд, быть достаточно частыми и приводить к неполноценному и неэффективному сну. Наступление сна сопровождается увеличением сопротивления верхних дыхательных путей, при этом периодически возникает частичная или полная обструкция дыхательных путей. Ребенок обычно просыпается на короткое время из-за гипоксии или гиперкапнии (гипоксия – кислородное голодание, кислородная недостаточность, понижение содержания кислорода в тканях, гиперкапния – повышенное парциальное давление и содержание углекислого газа в артериальное крови и в организме), а также из-за повышенных усилий при попытке вдохнуть. Эти явления вызывают повторные пробуждения, приводят к фрагментации сна и к дневной сонливости. Во время обструктивных эпизодов может возникать выраженное снижение кислородного насыщения крови, что бывает причиной опасных для жизни артитмий. Дневными проявлениями синдрома осбтруктивного апноегипное сна у детей часто отмечаются нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, раздражительность, гиперактивность.

Бруксизм – это переодически возникающие во все приступообразные сокращения жевательных мышц, сопровождающиеся сжатием челюстей и скрежетом зубов. Помимо скрежета зубов, ребенок может жаловаться на мышечные и суставные боли в области нижней челюсти. При осмотре можно не отметить каких-либо нарушений, однако при тяжелой форме заболевания часто наблюдаются стирание дентина, кариес и воспаление периодонтальных тканей. Диагноз можно подтвердить с помощью специального полисомнографического исследования. Кроме этого, полисомнография важна для исключения эпилепсии как причинного фактора бруксизма.

Периодические движения ног во сне и синдром беспокойных ног — периодические движения конечностей во сне, характеризующиеся частыми движениями, обычно в ногах, но иногда в руках. Повторяются во время сна с интервалами в 10-90 секунд. Могут вызывать пробуждения, что приводит к фрагментации сна и дневной сонливости. Дети спят очень беспокойно, могут принимать вычурные позы и даже падать с кровати во сне. Синдром беспокойных ног характеризуется неприятными ощущениями в ногах (иногда в руках), которые появляются перед наступлением сна (а иногда и в другое время) и вызывают сильное желание совершать движения конечностями. У детей возникают ощущения зудящего, скребущего или ноющего характера, которые временно проходят, когда нижние конечности совершают движения, но в состоянии покоя возвращаются через несколько секунд. Симптомы продолжаются от нескольких минут до нескольких часов и могут значительно задерживать наступление сна, а иногда и лишать сна.

Ночное ритмичное качание головой или телом — расстройство сна, обусловленное ритмическими движениями. Основные симптомы возникают в первые 2 года жизни. Типичны стереотипные движения головы и шеи, возникающие непосредственно перед засыпанием и сохраняющиеся во время поверхностного сна. От­мечаются различные виды стереотипных движений — удары головой, вращение, качание в стороны, катание тела. В подростковом возрасте данные нарушения иногда наблюдаются при аутизме, шизоидном расстройстве, пограничных психических расстройствах.

Вздрагивание при засыпании – внезапные кратковременные сокращения мышц рук и ног, иногда головы, возникающие при засыпании. При этом нередко испытываются ощущения иллюзии, падения. В ряде случаев вздрагивания приводят к частому пробуждению, в результате чего может нарушаться засыпание.

Ночные судороги икроножных мышц (крампи) — сопровождаются интенсивными болями в икроножных мышцах. Приступ продолжается в течение 30 мин, затем внезапно проходит, сопровождается сильным криком. Нередко подобные пароксизмы могут быть вторичными и встречаются при широком круге заболеваний, таких как ревматизм, эндокринные, нервно-мышечные нарушения и нарушения обмена веществ. Во время приступа рекомендуется массаж икр, движения, согревание; иногда полезен прием препаратов, содержащих магний, и препаратов железа.

Оценивая состояние сна, рекомендуется начинать с открытых вопросов об общем самочувствии ребенка. Всегда стоит учитывать дневные симптомы, связанные с нарушением сна. Затем можно дополнительно задать несколько уточняющих вопросов родителям, касающихся отдельных симптомов: 1) нарушения засыпания; 2) частых пробуждений в течение ночи (нарушения поддержания сна); 3) преждевременного утреннего пробуждения; 4) потливости во сне; 5) эмоционального состояния ребенка и дневной сонливости; 6) храпа во сне. Стоит также уточнить, спит ребенок с открытым или закрытым ртом.

Профилактикой расстройств сна следует заниматься уже в раннем детском возрасте, вырабатывая у детей привычку ложиться спать в определенное время. Перед сном необходимо избегать волнующих разговоров, эмоционально возбуждающей музыки и телевизионных передач, утомительных умственных занятий. Засыпанию способствуют воздушные ванны, обливания и обтирания, вечерние прогулки, общий массаж, занятия спортом. Если в доме есть лунатик, следует сделать загородку перед ведущей вниз лестницей, снабдить окна спальни крепкими решетками, не оставлять электропроводов, стеклянных столиков и хрупких украшений, лежащих на возможном пути. В связи с тем, что при сомнамбулизме имеется «внутренняя логика» поступков, прервать эпизод можно «входя в игру», например, ребенку, «готовящему уроки», сказать, что он уже все сделал, тогда тот послушно ложится в кровать. Для детей дошкольного возраста с выраженным бруксизмом разработаны специальные капы для защиты зубов. Профилактика зубочелюстных аномалий позволяет устранить также риск возникновения расстройств сна, связанных со скрежетом зубов. Бруксизм, развивающийся в младенчестве, как правило, не требует лечения и самостоятельно прекращается к 6-7 годам.

europed.ru

Нарушения сна детей

КОГДА ВАШЕ ЧАДО НЕ СПИТ

невролог С.В.Зайцев

Встреча у подъезда:
— Привет соседка! Как твой внук? Все также плохо спит?
— Да. все также. но, вообще-то я его папа.

Любопытно было бы «понаблюдать» за мыслями людей на консультации детского невролога. В кабинете типичная картина — большая дружная семья (мама, папа, бабушка и ребенок). Родители жалуются на плохой сон годовалого малыша — вокруг как очумелые осы роятся и мелькают мысли.
Мама — Боже! Когда это кончится? Мой бедный малыш! Он так страдает! Еще несколько таких ночей, и я сойду с ума. Доктор, ПОМОГИТЕ!!
Папа — Господи! Я больше не могу это терпеть! Нормальный человек не может жить без сна! А у меня такая сложная работа, я же содержу семью! Ну, вы все скоро дождетесь! Это не дезертирство, . но я больше не могу не спать! Еще чуть-чуть, . и я мужественно обращусь в бегство.
Бабушка — И зачем мы сюда пришли? Подумаешь, не спит ночью, эка невидаль. Пройдет. наверное. когда-нибудь. Я вон троих воспитала, все в детстве плохо спали . и ничего, выросли. Зато сейчас все спят хорошо.
Малыш — Не понимаю этой суеты. Трястись в машине 2 часа для того, чтобы этот дядька в белом халате с умным видом выразительно мял мне живот и стучал молоточком по ножкам. Да все у меня хорошо, отстаньте от меня. Мне кажется, в этом кабинете я самый здоровый! Ау, люди! Будьте же терпимее к несовершенствам своих близких.
Доктор — Как быть? И родителям нужно помочь — семья на грани распада, папа с мамой требуют без промедления исцелить ребенка; но малыш не болен, и лечить его совсем не хочется. Что делать-то? Тупичок, однако, получается.
Знакомая картинка, не правда ли?

ПОЧЕМУ ОНИ ТАК СПЯТ?

Лишь только представьте себе! Ребенок за первый год жизни проводит во сне около 6-7 тысяч часов или 8-9 месяцев. За это время беспомощный новорожденный превращается в годовалого самостоятельного крепыша, который все знает и умеет. Так зачем же центральной нервной системе малыша, которая так интенсивно развивается в это время, необходимы такие, огромные! по своей продолжительности, периоды сна — кажущего безделья? Выходит так, что основная работа мозга в первый год жизни совершается именно во сне.
Ученые выяснили, что человеческий мозг во сне работает также напряженно, а иногда и намного интенсивней, чем в период бодрствования. Во время сна совершается усиленная психическая работа, направленная на решение важнейших психофизиологических задач. Именно во сне на первом году жизни наиболее энергично и целенаправленно идет организация и настройка нейронных сетей головного мозга, на основе, полученной в период бодрствования ребенка, информации. Кроме того, главным образом, во время сна у детей наиболее интенсивно синтезируется гормон роста. Вот почему, сонные расстройства могут приводить не только к истощению нервной системы малыша (и его родителей!), но и к нарушениям процессов детского роста и развития.

Почему рождаются сны и как они влияют на развитие ребенка? Многие ученые полагают, что детские сновидения, в отличие от взрослых, являются механизмом особой генетической памяти, которая снабжает мозг информацией, нужной для развития эмоций и мышления. Вероятно, в развивающемся головном мозге есть определенные координирующие системы, которые с помощью сновидений определяют последовательность развития и настройки во сне тех или иных мозговых центров. Зная это, становится понятно, почему интенсивность и продолжительность сновидений так четко связаны с возрастом малыша и, соответственно, с темпами его развития. Чем младше ребенок, тем большую часть времени его сна занимает активная фаза сновидений.
Упрощенно деятельность мозга во сне можно сравнить с настройкой работы двигателей и других систем самолета. Вообразите, во время обычного рейса, в полете к пассажирам выходит группа авиатехников и сообщает: сейчас будет проводиться плановая замена деталей, ремонт и настройка двигателей самолета! Это может приснится только в страшном сне. Для проведения такой работы самолет должен «уснуть», уютно расположившись в ремонтном ангаре. Точно также плановый «ремонт» и настройка мозговых систем невозможны в «полете», в состоянии бодрствования. Для такой наладки требуется сон — выключение и/или «разъединение» определенных центров головного мозга. Собственно говоря, как раз такое интенсивное настраивание, регулирование и «тюнинг» всех систем головного мозга во сне, делают возможным безукоризненное психоречевое и двигательное развитие ребенка.

Таким образом, только полноценный сон является такой же важной психофизиологической составляющей жизни, как воздух и общение, вода и еда, обеспечивающей правильное развитие ребенка.

Сон малышей из другого теста

Сон маленьких детей принципиально отличается по своей структуре и продолжительности от сна взрослых. Взрослые обычно не спят днем, укладываются спать вечером и спят, не просыпаясь, до утра. У малышей все по-другому!

Пропустим один из лучших этапов жизни, в животике у мамы, когда ребенок спит почти постоянно, и видит замечательные сны. На всякий случай, маленькое замечание: подумайте, как спится ребенку, если мама, к примеру, во время беременности постоянно нервничает, тревожится, впадает в истерики и ругается с папой.
С рождения и до 3-4 месяцев малыш, как правило, спит около 16-18 часов в сутки, ритмы его сна практически не зависят от смены дня и ночи. Обычно ребенок блаженно засыпает, когда накушался, и просыпается с плачем, проголодавшись через 2-4 часа, независимо от времени суток. При этом довольно часто пробуждение малыша систематически нарушает родительский сон, что приводит, в конце концов, к развитию у мамы (а иногда и у всех членов семьи) ужаса и паники.
На самом деле, такой режим считается нормой, и родителям не стоит переживать в этом возрасте по поводу ночных кормлений. Хотя, бывают мамы-«везунчики» (правда, довольно редко), дети которых спят ночью хорошо прямо с рождения.
Несколько простых слов из сухой теории. Течение сна характеризуется повторяющимися циклами, которые состоят из нескольких фаз: засыпание, быстрый (поверхностный) сон, и медленный (глубокий) сон, который подразделяют еще на несколько периодов. Длительность цикла варьирует от 30 минут у новорожденных до 2 часов у взрослого.
В младенческом сне различают, в соответствии с поведением ребенка, 2 фазы — активный (его еще называют быстрый) и спокойный (медленный, глубокий) сон. Сразу после рождения, у ребенка общая продолжительность активного сна примерно равна или даже превосходит время спокойного сна. Важно знать, что у маленьких детей до 6-8 месяцев сон начинается с периода активного сна. В этот момент глазки малыша закрываются, веки чуть вздрагивают, под ними можно увидеть быстрые движения глазных яблок, дыхание неритмичное, мышечное напряжение падает, временами бывают вздрагивания, возникают гримасы и приглушенная улыбка. С большой долей вероятности можно предположить, что в период активного сна младенец видит сны. Иногда фазу активного сна можно легко спутать с пробуждением ребенка, — не торопитесь «пугаться», даже если вам показалось, что малыш проснулся.
В среднем через 10-20 минут дыхание постепенно делается более медленным, глубоким и размеренным, уменьшается число сердцебиений, движения глазных яблок медленные или совсем пропадают, временами повышается потоотделение, вздрагивания ручек, ножек и сокращения лицевых мышц исчезают, кулачки разжимаются, ребенок совершенно расслабляется — наступает фаза спокойного (медленного) сна. «Порог пробуждения» в этот момент максимальный, и ребенка достаточно трудно разбудить. И только для этой фазы сна (довольно редкой с точки зрения счастливых родителей) подходит известное выражение «спит, как младенец».
Сколько нетерпеливых мам пытается «запихнуть» ребенка в кроватку, не дожидаясь глубокого сна! И сколько торопливых отцов пробуют перенести заснувшего в гостиной малыша в спальню в момент поверхностного сна! Такие попытки чаше всего заканчиваются неудачей — ребенок просыпается. А нужно набраться терпения на 10-20 минут, и всего лишь дождаться фазы спокойного (глубокого) сна.
Наблюдательные родители достаточно быстро учатся распознавать эти стадии сна, тем самым существенно облегчая собственную жизнь. Пытаясь уложить ребенка спать, важно поймать этот загадочный момент засыпания, иначе процесс «укачивания» может затянуться на время всего цикла (от 30 минут и более), прежде чем малыш сможет погрузиться в сон снова.
Младенческие циклы сна, в сравнении с взрослыми, значительно более краткие и неглубокие. От кормления до кормления может проходить несколько таких сонных циклов, и в каждый такой период поверхностного сна шансы малыша на внезапное пробуждение резко возрастают. Многие дети действительно просыпаются каждые 30-40 минут, приводя родителей в ужас. Малышу, который пробудился в фазу активного сна, иногда практически невыполнимо заснуть самостоятельно, но и маме помочь ребенку уснуть бывает достаточно непросто.
В такой ситуации родителей должно утешать одно простое объяснение: младенцы так спят, потому что они — младенцы! Так устроила мудрая природа. Ведь именно такой чуткий поверхностный сон с частыми пробуждениями помогает им выживать. В первые недели жизни даже в мелочах ребенок особенно сильно нуждается в помощи взрослых. Но ведь нельзя же быстро и эффективно сигнализировать о своих злоключениях (холод, голод, затруднение дыхания и другой психофизический дискомфорт), находясь в глубоком сне!
На 3-6 недели жизни у младенцев соотношение активного и глубокого сна начинает постепенно меняться, и ребенок проводит больше времени в состоянии спокойного сна. К моменту, когда ребенок достигает возраста 6 месяцев, спокойный сон составляет уже около 60-70% от всего сна. Фаза глубокого сна наступает гораздо быстрей, соответственно уменьшаются шансы малыша на внезапное пробуждение.

Примерно в это же время у ребенка начинают формироваться отчетливые периоды бодрствования. После первых 2-4 месяцев наступает счастливая пора: продолжительность ночного сна возрастает, иногда даже до 5-6 часов непрерывного сна (мама ликует). Однако, за все нужно «платить»: время дневного бодрствования малыша значительно увеличивается, и мама может не успевать хорошо выполнять свои домашние дела. Общее время сна в это время обычно составляет 15-16 часов (внимание! цифры очень относительные, они не руководство к действию.)

Все дети разные! И все дети ночью спят по-разному. Это зависит от бесчисленного множества факторов (состояние здоровья, темперамент, привычки, психоэмоциональные особенности окружающих ребенка людей, температуры и влажности воздуха в спальне, метеоусловий и т.д.) Один ребенок, к удовольствию своих родителей, уже на втором месяце жизни быстро засыпает вечером и крепко спит всю ночь, просыпаясь один раз для ночного кормления. Другой засыпает с большим трудом и бесконечными укачиваниями, и затем спит всю ночь «без задних ног». Третий стремительно засыпает, но затем ночью просыпается каждый час. Ну а некоторые дети («особые»), кажется, что вообще не спят. По крайней мере, так считают их семьи. Чаше всего, они и становятся завсегдатаями кабинетов детских неврологов.

Во втором полугодии общее время сна продолжает уменьшаться, (в среднем до 13-15 часов в сутки), при этом продолжительность ночного сна увеличивается к году до 9-11 часов. Ближе к году днем ребенок спит обычно около двух раз, а далее, после года, многие дети спят днем всего 1 раз. В этот период стремительно созревают центры мозга, координирующие механизмы суточных ритмов, реагирующих на изменение степени освещения. В это время особенно важно обеспечить правильное затемнение в спальне.
Нередко, качество ночного сна во втором полугодии может ухудшаться. Ребенок днем получает множество новых впечатлений (ползает, ходит, играет, общается и т.д.), при этом, дневные впечатления, «не переварившись, как следует», выплескиваются ночью в виде плачей и просыпаний. Сюда же добавляются некоторые ночные пробуждения для попыток «опробования» своих новых двигательных навыков.
Главное правило оценки нормального качества и количества сна у детей первого года жизни — это отсутствие всяческих правил! Если ребенок в течение всего бодрствования бодрый и веселый, и явно не выказывает желания поспать, вероятно, у родителей нет причин для беспокойства по поводу количества сна. Здоровый малыш прекрасно контролирует и регулирует свой сон без вмешательства озабоченных взрослых.

И ВСЕ-ТАКИ, ОНИ НЕ СПЯТ!

В особенности дети хороши в состоянии крепкого сна.

Согласно большинству научных исследований последних лет с использованием методов инструментальной диагностики (полисомнографическое обследование) считается, что только чуть более трети детей в первые 3-4 месяца жизни имеют прерывистый ночной сон с частыми пробуждениями. Примерно у 20% и менее этих детей такие особенности ночного сна сохраняются до 6 месяцев, и только у каждого десятого ребенка эти нарушения выявляются в 12 месяцев и позже. Понятно, что критерии расстройств сна различны и зависят от многих факторов. Но если регистрировать нарушения сна только на основании жалоб родителей, эти цифры немедленно возрастут в несколько раз! Таково субъективное восприятие окружающими взрослыми имеющихся у ребенка изменений сна.

Глас мамы вопиет в «пустыне» — Помогите! Мой ребенок не спит! А доктор после соответствующей консультации и обследования выносит вердикт: ребенок здоров. Нет поводов для беспокойства. Так кто же прав?

Сначала несколько слов о вполне нормальных физиологических явлениях, часто наблюдаемых во время сна у детей.

А вот это вполне нормально!

Нередко родителей тревожат вздрагивания ребенка во сне. При засыпании и во время активного поверхностного сна такие однократные, иногда массивные, мышечные сокращения, приводящие к вздрагиванию ручек или всего тела, представляют собой естественное явление и не свидетельствуют о какой-либо нервной патологии. У маленьких детей, особенно гипервозбудимых, система торможения еще очень незрелая, и у них во сне такие вздрагивания могут проявляться в особенности интенсивно. С возрастом, частота и сила таких вздрагиваний постепенно уменьшается и они исчезают. Важно отметить, что только врач имеет право в данном случае подтвердить нормальность обнаруженных симптомов.

Часто обратиться к врачу родителей заставляют ночные пробуждения ребенка с последующим плачем, когда маме приходиться вставать и убаюкивать малыша. Мы уже говорили, что в первые месяцы жизни такой режим сна считается нормой, и родителям не стоит волноваться в этом возрасте по этому поводу. Однако, при некотором стечении обстоятельств, такие первично естественные просыпания могут трансформироваться в поведенческие нарушения сна и потребуют вмешательства специалиста.

И наконец, самой частой причиной родительского волнения в ночное время являются «капризки» или плач малыша во сне. Ученые давно доказали, что такие периодические хныканья ребенка, который при этом не просыпается, являются таким же естественным процессом, как и вышеперечисленные ночные пробуждения и вздрагивания. Причин для такого сонного плача может быть несколько. Возможно, ребенок в течение всего бодрствования получает такое огромное количество новой, эмоционально значимой, информации (игры, общение, радость, страхи и т.д.), что ей приходится интенсивно «перевариваться» во время фазы активного сна со сновидениями и «выталкиваться наружу» в виде ночных плачей и пробуждений. Также, вероятно, с помощью таких капризов и хныканья малышу удается контролировать присутствие мамы, определять степень ее возможного удаления и вероятность нового общения и ласки. Отсутствие обратной связи (если мама не «летит» на помощь) может заставить ребенку проснуться и заплакать «как следует». Или, что бывает гораздо чаще, ребенок учится автономно успокаиваться и засыпать, что в дальнейшем избавляет семью от поведенческих нарушений сна. Бежать ли ночью стремглав на помощь при малейшем звуке ребенка, или, стиснув зубы, отбиваясь от бабушки и папы, бесконечно долго ждать, пока ребенок устав от ночной истерики, провалится сразу в глубокий сон? Прямо противоположных советов и рекомендаций великое множество. Решать только родителям.

Он просто не умеет спать!

Существует великое множество методов классифицирования расстройств сна. Наиболее логичную и понятную для всех классификацию предложили американские детские неврологи и педиатры. Выделяются первичные нарушения: расстройства исключительно сна и пробуждения, не имеющие сопутствующих проблем (их еще называют протодиссомнии), которые формируются без явных внешних причин. И вторичные нарушения, очевидно связанные с внешними факторами (сочетаются с расстройством работы других органов и систем, в частности, патология сна при эмоциональных нарушениях, аллергии, болезней желудочно-кишечного тракта и т.д.). Чаще всего, при этом, выявляются нарушения центральной нервной системы, главного регулятора и координатора процессов сна. Нарушения сна бывают кратковременные и длительные.

К сожалению, в нашей стране исторически сложилась, и до сих пор встречается некая, мягко говоря, «путаница» в постановке неврологических диагнозов на первом году жизни. Такой же «беспорядок» характерен и для диагностики нарушений сна у младенцев, когда сплошь и рядом «обнаруживаются» вторичные нарушения сна, связанные с патологией центральной нервной системы (например, проблемы сна, якобы, связанные с внутричерепной гипертензией и перинатальной энцефалопатией).

На самом деле, наиболее часто (до 20-30%) в грудном возрасте встречаются первичные нарушения сна — ребенок с трудом засыпает, и не умеет без пробуждений спать ночью. Это, так называемое, нарушение стандартов поведения во сне или поведенческая инсомния. За этим мудреным термином скрывается обыкновенная неспособность к самостоятельному засыпанию и/или типичное неумение поддерживать непрерывный сон. Большинство детей уже с 2-3 месячного возраста ночью, слегка пробуждаясь из-за неудобной позы (например, затекла ручка), могут без труда, автономно, поменять неуютное положение, и вновь уснуть, не требуя помощи родителей. Но у некоторых деток (очень чувствительных и волнительных), привычка засыпать только с помощью мамы рождается очень легко, практически рефлекторно, достаточно одной-двух соответствующих стимулов. Ребенок попросту не может уснуть без помощи взрослых, он уже привык, не мудрствуя лукаво, засыпать с песнями, «плясками» и укачиваниями — мама и другие окружающие взрослые постарались! Такое засыпание, чаще по вечерам, более 30-40 минут, обычно сочетается с «милым» обыкновением часто пробуждаться ночью и плакать до победного конца, ожидая успокоения и убаюкивания с помощью мамы. Таким образом, при возможно одинаковом числе пробуждений во время ночного сна, главное отличие детей с поведенческой инсомнией от здоровых, состоит в неумении снова быстро и легко заснуть после пробуждения. Как правило, внутреннее желание проснуться зарождается у младенца в конце первой или во второй фазе медленного сна. При избыточном утомлении и/ или перевозбуждении (передозировка дневной эмоциональной информации) возникают беспорядочные пробуждения, иногда с ночными страхами. Преимущественно они отмечаются в первой половине ночи, чаще через 1-3 часа после засыпания, нередко, как реакция на ничтожные внешние раздражители (достаточно просто войти в спальню, поправить одеяло, осторожно прикрыть форточку. и все — ребенок проснулся). Несколько реже первичные нарушения сна могут проявлять себя во второй половине ночи или ближе к утру.

Причины таковых нарушений обитают в типичных ошибках организации поведения ребенка и родителей в периоды сна. Доказанный наукой факт: у родителей, которые объективно оценивают интересы своего малыша и верно откликаются на его сигналы, ребенок не имеет расстройств сна (или минимальные, быстро преходящие отклонения). И, наоборот, у родителей, не умеющих должным образом оценить ситуацию и правильно отреагировать на сигналы малыша, или не замечающих его тревожных предупреждений, наиболее часто встречаются серьезные расстройства детского сна. К примеру, каким неожиданным «открытием» для родителей бывает простейшее заключение педиатра о дефиците маминого молока или рахите! Тогда достаточно правильно накормить малыша, или точно подобрать дозировку витамина «Д» — и проблема сна моментально решается.

Причем тут колики или почему он ТАК кричит

Неопытным родителям колики представляются безнадежным непрерывным кошмаром в виде ночной поездки на сломанном автомобиле с завязанными глазами по минному полю: никогда не знаешь, где рванет в следующий раз. Кстати, механизмы развития колик у младенцев во всех подробностях до настоящего времени науке неизвестны. Наиболее частым вариантом являются неожиданные бурные пробуждения и плачи малыша в ответ на резкие боли и ощущения дискомфорта вследствие резких сокращений гладкой мускулатуры кишечника и вспучивания живота. Ребенок громко кричит, поджимает и сучит ножками, живот становится каменным, облегчение обычно наступает после отхождения газиков. Причины таких спазмов разнообразны и многолики: неадекватная переносимость пищи, аллергические реакции, дисбактериоз, расстройства вегетативной регуляции и т.д. Само собой разумеется, что количество и качество сна у малюток с коликами практически всегда снижено.
Проходит время, обычно первые 2-4 месяцев, и колики волшебным образом исчезают. Как правило, педиатр в силах облегчить жизнь малышу и его несчастным родителям. Однако, иногда, у возбудимых и гиперчувствительных детей с коликами не может справиться и целая армия педиатров. Тогда на помощь приходит невролог, у которого есть множество способов помочь родителям дожить до окончания периода колик, и при этом остаться в здравом рассудке. К сожаленью, в дальнейшем, нет четкой связи между исчезновением колик и нормализацией сна. Малыш, который во время колик успокаивался и засыпал, укачиваясь на маминых руках, очень быстро привыкает к такому стилю жизни. В таком случае и после ухода колик в 3-4 месяца остается привычное нарушение сна; дитя легко становится профессиональным «дрессировщиком» родителей.

Общеизвестно, (хотя точно наукой не доказано), что одной из многочисленных причин расстройства сна у младенцев, может быть психологическое состояния матери во время беременности и после родов: высокий уровень тревоги, необоснованные страхи, частые стрессы и т.д. У некоторых тревожных родителей умный младенец прямо с рождения обучается засыпать и почивать на руках — это ведь так удобно. По первому требованию ребенка (хныканье во сне) мама спешит на помощь, укачивает на руках, предлагает перекусить и берет его к себе в постель. Так рождается ошибочная, но прочная, связь засыпания и сна с окружающими обстоятельствами, при которых малыш чувствует покой и защищенность. Кто же откажется от такой райской жизни? Само собой разумеется, малыш и далее обязательно будет настойчиво защищать свои права на такой удобный и правильный, с его точки зрения, режим жизни. Подобный порядок жизни сначала вполне устраивает и родителей — ребенок доволен жизнью, вроде бы спит, и не заливается слезами. Но что же будет дальше? Ответ не всегда может порадовать родителей.

И последний штрих: возникает вопрос, а если имеется серьезная причина (болезнь), заставляющая ребенка просыпаться и плакать? Как не пропустить сигналы настоящей проблемы. Опытные родители самостоятельно, или с помощью педиатра без особых затруднений могут провести первичный анализ ситуации. Патологический плач-рыдание в таком случае характеризуется большим напряжением и драматичностью, страданием и раздражительностью, однообразием и монотонностью, при этом болезненные крики часто сочетаются с выраженным двигательным возбуждением, напряжением мышц, изменением цвета кожи. Важно знать, что в отличие от плача при поведенческих нарушения сна, когда малыш легко засыпает на маминых руках, патологический плач очень трудно унять. Даже используя огромный арсенал всевозможных средств и хитростей, ребенка нельзя убаюкать, или его удается успокоить лишь на короткое время, нытье и хныканье продолжается, и затем плач вспыхивает с новой силой. В таких случаях не стоит полагаться на интуицию и собственный опыт, а лучше проконсультироваться с врачом.

РАССТРОЙСТВА СУТОЧНЫХ (ЦИРКАДНЫХ) РИТМОВ

Наивысшая степень довольства случается
у родителей, блаженно созерцающих своего,
крепко спящего ребенка.

Нарушение засыпания

Отдельной частой причиной обращения к врачу бывают жалобы на расстройство засыпания. Для детишек 3-7 лет, а также более младшего и старшего возраста характерна иная картина. Время спать, ребенок в постели, сказка прочитана. И начинается: «Мама! Еще сказку», «Хочу пить!», «Хочу писать» и множество других способов максимально отодвинуть момент засыпания. При этом малыш, великий психолог, твердо уверен, что определенные усилия обязательно приведут к исполнению его желаний. Достаточно одного или нескольких вечеров таких манипуляций, и формируются искаженные взаимосвязи условий! отхода ко сну и качества засыпания. «Посеешь привычку, пожнешь характер. ». Засыпание только в постели с мамой или у нее на руках, при обязательном укачивании или кормлении, с пальцем во рту и т.д. — все это относится к вредным привычкам и ошибочным ассоциациям, которые приводят к формированию устойчивого расстройства засыпания и поддержания сна. В таких ситуациях, ребенок, который по какой-либо причине проснулся ночью, самостоятельно уже не уснет, и будет упорно голосить, и призывать маму обеспечить ему привычные условия засыпания. И хотя, возможно, при этом качество сна ребенка обычно не снижается, но для окружающих (чаще для мамы и папы) такие ночи оборачиваются безнадежными постоянными кошмарами, иногда в течение нескольких лет! В отличие от таких «хитрецов», обычный ребенок, который укладывается в постель в бодрствовании и умеет засыпать самостоятельно, используя удобные способы, способен успокоится и снова уснуть без помощи мамы, если вдруг просыпается посередине ночи. Хорошо, если у родителей хватает силы воли и терпения адекватно понимать усилия ребенка «притормозить» процесс засыпания. Родители должны отклонять детские манипуляции хладнокровно и решительно, ни в коем случае открыто не уступая желаниям ребенка. Действовать желательно дипломатически («и овцы целы, и волки сыты»). В такой ситуации неплохо помогает постепенное изменение стереотипов засыпания и поведения ночью: возможно, стоит прекратить укачивать малыша, предлагать попить и т.д., осторожно пробовать, понемногу увеличивая время «подхода помощи», если ребенок проснулся и плачет; при этом искренне надеясь и уповая, что ребенок потихоньку-полегоньку научится успокаиваться и засыпать самостоятельно. Очень эффективно совместное создание определенной церемонии отхода ко сну (3-4 этапа общей продолжительностью до 15-20 минут), развитие полезных привычек и ассоциаций: рассказать сказку или прочитать рассказ, выпить кефир, погладить спинку, спеть песенку т.д. Процесс засыпания должен быть максимально приспособлен для релаксации и успокоения ребенка. Сейчас для удобства родителей придумано множество умных приборов дистанционного наблюдения («видео — и радионяня»), которые позволяют контролировать ситуацию в спальне, без особой нужды не появляясь на глазах ребенка.

Расстройство цикла «сон-бодрствование»

Каждый человек имеет внутренние биологические часы, которые синхронизированы с внешними суточными ритмами день-ночь, и точно определяют циклы времени засыпания-пробуждения, а также общее время сна. Если время этих часов не совпадает с распорядком дня ребенка, или какие-то внешние факторы и образ жизни ребенка-семьи не соответствуют внутренним ритмам, — это постепенно приводит к сбоям в работе внутренних циклов. Так формируется довольно распространенное расстройство циркадных (суточных) ритмов. При этом у ребенка (особенно часто у подростков!) не получается легко уснуть в определенное время и своевременно проснуться. Человек мучается в кровати иногда в течение нескольких часов и никак не засыпает, даже если давным-давно пора спать — конечно же, утром он никак не может проснуться, и родителям приходиться применять «интенсивные» меры пробуждения.
Естественно, такой ребенок будет испытывать постоянную дневную сонливость и усталость, что обязательно приведет к снижению успеваемости. После обеда или ближе к вечеру, возможен непродолжительный дневной сон, который неизбежно еще больше ухудшает процесс отхода ко сну. Получается замкнутый круг, из которого иногда нелегко выбраться. Недооценка опасности таких нарушений сна приводит к хроническому расстройству циркадных ритмов, и тогда уже не обойтись без помощи специалиста. Интересно, что такие нарушения сна типичны для старшеклассников и студентов, взрослых, работающих по ночам, а также для родителей грудных детей, которые плохо спят!
Успешная терапия данной патологии возможна только под руководством невролога-сомнолога, при этом необходима сила воли и упорство членов семьи. К сожалению, не изобрели еще такую таблетку, которая легко и быстро смогла наладить расстроенные биоритмы. Наиболее эффективны методики хронотерапии: например, интенсивная физическая нагрузка и прогулки на свежем воздухе в течение дня в сочетании с непременным контролем точного времени утреннего пробуждения и вечернего засыпания.
У детей первых 3-4 лет жизни (особенно у грудничков) нарушения цикла «сон-бодрствование» могут быть связаны с индивидуальными ритмами членов семьи, не соответствующих циклу «день-ночь». Например, мама ложится спать за полночь и встает ближе к обеду. При этом у ребенка не формируются правильные ритмы сна-бодрствования. Другой нередкой причиной таких расстройств является невнимательность родителей, которые не могут правильно «поймать» время отхода ко сну и пытаются «запихнуть» ребенка спать, когда он к этому совсем не готов. Например, внутренние часы ребенка дают команду на засыпание около 21оо, а мама пытается уложить его в 20оо, или, что гораздо хуже в 23оо. Само собой в первом случае ребенок уснет примерно через час, а во втором — быть может, даже через несколько часов, с истерикой и конфликтами. Такие проблемы вначале довольно легко решить, достаточно прислушаться к своей интуиции, уделяя данной проблеме больше внимания, и режим дня удается синхронизировать с внутренними биоритмами ребенка. В тяжелых, хронических случаях, необходима помощь специалиста.

www.nevromed.ru