Нарушения сна у новорожденных

Сон и его нарушения у грудных детей.

Михаил Полуэктов, врач — детский сомнолог, к. м. н., доцент Московской медицинской академии И.М.Сеченова.

Состояние сна всегда было окутано ореолом таинственности. Действительно, долгое время невозможно было узнать, что происходит в это время с человеком, а истории о сновидениях и необычном поведении во сне добавляли еще больше загадочности этому предмету. Сон нужен для как физического, так и психического отдыха. Поэтому поддержание качественного сна представлялось необходимым условием полноценного развития человека.

В середине XX века появилась наконец-то возможность сорвать покров тайны с состояния сна. Появился метод объективной регистрации электрической активности мозга – электроэнцефалография, а значит, появилась возможность посмотреть, как работает мозг не только днем, но и ночью, в состоянии сна.

Проводились исследования сна и у детей. Было показано, что сон ребенка значительно отличается от сна взрослого человека. Во-первых, это касается его продолжительности. Новорожденный спит очень много – 18 часов в сутки, младенец в возрасте полугода – 14,5 часов, годовалый малыш – 14 часов, а шестилетка – 11 часов. Только к возрасту 16 лет ребенок начинает спать «как взрослый» – около 8 часов.

Другой особенностью сна ребенка является полифазность – наступление несколько раз в течение суток. Длительный ночной период сна появляется у детей после 2-х месячного возраста, после полугода днем ребенок спит днем 2-3 раза, в возрасте от года до двух лет происходит переход к одноразовому дневному сну. Отказы от дневного сна начинаются с возраста 3 лет, но врачи рекомендуют сохранять дневной сон как можно более долгое время (до школы).

Третья отличительная черта детского сна – большое количество сна со сновидениями. Новорожденный половину времени сна проводит в так называемом быстром сне, считается, что именно в эту фазу сна человек чаще всего видит сновидения. В полгода быстрый сон занимает уже только 30% времени всего сна, а «как у взрослых» (25%) он становится к 15 годам. Такое избыточное количество быстрого сна в первые годы жизни связывают с его ролью в организации психической функции.

Качественный сон очень важен для обеспечения полноценного физического и психического развития ребенка. Если ребенку длительное время не хватает глубокого сна (как было показано в исследованиях детей с храпом и задержками дыхания во сне), то отмечается задержка набора массы тела и замедление роста.

Какой сон ребенка грудного и раннего (до 3 лет) возраста можно назвать полноценным? Прежде всего, сон должен быть достаточным по времени. Ночные пробуждения сами по себе не являются проявлением нарушения сна. 2 пробуждения за ночь является нормой для детей до 2 лет. О развитии нарушения сна, связанного с ночными пробуждениями следует говорить тогда, когда после такого пробуждения ребенок не может заснуть самостоятельно, требует помощи взрослых. Или же частые ночные пробуждения приводят к тому, что ребенок не высыпает положенное время сна (в сутки). Если же он проснулся, открыл глазки, убедился, что обстановка вокруг привычная, успокоился и заснул – такие пробуждения обычно даже не замечаются родителями.

Плач во сне также является допустимым явлением у грудных детей, его еще называют «физиологический ночной плач». Он не сопровождается пробуждением. Предполагают, что таким образом может проявляться «избыток» дневных переживаний ребенка. Будить или даже каким-либо образом успокаивать младенца в это время не рекомендуется, ведь он продолжает оставаться в состоянии сна.

Иногда при засыпании малыша родители отмечают вздрагивания ручками, ножками или всем телом. Это тоже нормальное явление, которое называется миоклониями засыпания. Их связывают с изменением возбудимости некоторых мышечных групп при резких переходах от бодрствования ко сну.

Нарушения процесса сна у детей грудного и раннего возраста встречаются довольно часто. Чаще всего родители сталкиваются с проблемой инсомнии или бессонницы у своих детей. Инсомнией называют такие нарушения сна, которые приводят к его существенному изменению: удлиняется время засыпания, увеличивается число ночных пробуждений, снижается количество глубоких стадий сна и т.д.

Как проявляется поведенческая инсомния у детей? Чаще всего основной жалобой родителей являются частые ночные пробуждения малыша. Мамы рассказывают, что 5-10 раз за ночь им приходится вставать на зов ребенка, вынимать из кроватки, укачивать или кормить. После этого ребенок довольно быстро успокаивается и засыпает. Однако стоит маме расслабиться и уснуть, следует новый зов и все повторяется сначала. Это означает, что у ребенка сформировались неправильные ассоциации засыпания.

Вот наиболее частые неправильные ассоциации засыпания, которые служат причиной нарушения сна: 1) во время кормления грудью или из бутылочки; 2) на руках у матери; 3) при укачивании в кроватке или на руках; 4) в постели со взрослыми. Есть и более экзотические ситуации, например, засыпание при перебирании маминых волос.

Для облегчения переучивания с «неправильных» на «правильные» ассоциации засыпания используются различные вспомогательные мероприятия. Они направлены на уменьшение эмоциональной реакции ребенка, снижение общего уровня его тревожности. Самым простым является назначение на время изменения режима сна каких-либо успокаивающих препаратов, например, содержащих валериану. Другой путь – укрепление режима сна и выработка успокаивающего ритуала укладывания. К режиму сна относится определение одного и того же времени укладывания, места для сна, окружения сна, времени пробуждения, времени дневного сна. Обеспечение правильного ритуала укладывания помогает ребенку переключиться с дневного возбуждения на расслабление перед сном.

В нормализации сна у детей помогают и средства личной гигиены. Было показано, например, что использование в ритуале укладывания пены для ванн и молочка для массажа с успокаивающим ароматом повышают эффективность мероприятий по изменению ассоциаций засыпания.

Большую роль в организации качественного сна играет обеспечение сухости и здорового состояния кожных покровов ребенка, которое достигается применением здоровьесберегающих средств гигиены. Так, в последнем исследовании оценивалось влияние фито-подгузников SUN HERBAL ™ на качество сна грудных детей. Оно проводилось под эгидой Национального общества специалистов по детскому сну, и было установлено, что использование фито-подгузников сопровождается заметным улучшением качества детского сна

· Увеличением его продолжительности,
· Уменьшением числа пробуждений во время бодрствования,
· Сокращения времени засыпания вечером.Обеспечение качественного сна при использовании фито-подгузников SUN HERBAL ™ специалисты по детскому сну связывают с их особым строением – наличием фито-слоя, который уничтожает вредные микроорганизмы и поддерживает нежную кожу малыша в здоровом состоянии в течение всего времени применения.

В заключении следует отметить, что качественный сон младенца необходим не только для него, но и для всей семьи. Невыспавшаяся, недовольная мама, изнуренная постоянными ночными заботами не прибавит радости окружающим, да и сама собой будет недовольна. Маленькие дети обладают свойством эмпатии – они чувствуют душевное состояние родителей, реагируют на него. Поэтому самоотверженные «подвиги» ночных вставаний мамы не будут оценены по достоинству, а наоборот, будут дестабилизировать состояние малыша. Обеспечьте малышу качественный сон и пожинайте всей семьей плоды своего успеха. И желаем Вам и Вашему малышу здоровья!

www.olant-shop.ru

Нарушения сна у ребенка

Сон — необходимый физиологический процесс как для взрослого, так и для ребенка. Именно в эти золотые часы покоя наш организм набирается сил, восстанавливает и накапливает энергию, потраченную в течение дня (дети расходуют энергию вдвое больше взрослого человека). Именно поэтому важно наблюдать за тем, насколько спокойно и тихо спит ваш ребенок.

Всем нам знакомо выражение «спит как младенец». То есть сон младенца должен быть эталоном здорового и крепкого сна… Так ли это на самом деле? По статистике более 40% новорожденных спят беспокойно, а у более 15% детей дошкольного возраста имеются характерные всхлипывания и похныкивания во сне. Так ли это страшно и как с этим бороться?

Физиологический ночной плач — не что иное, как отголоски эмоционального перенасыщения ребенка. Если ваш малыш за день успевает посмеяться, поплакать, побегать, попрыгать, поругаться, то ночью маленький Фигаро будет спать очень беспокойно, похныкивая без видимой на то причины. Но как же быть, ведь гиперактивные и чрезмерно эмоциональные малыши не редкость в наше время? Задача родителей правильно организовать игровой процесс в течение дня.

  • Постарайтесь помочь ребенку не слишком резко переключаться с одного дела на другое.
  • Чередуйте подвижные игры с занятиями логическими, чтением и рисованием. Ребенок должен учиться усидчивости.
  • Самый важный пункт — не играйте с малышом в подвижные игры перед сном. Это основная ошибка большинства современных родителей. Мозг вашего ребенка просто не успевает переключиться. В итоге подсознание продолжает выбрасывать эмоции.
  • Однако достаточно часто причиной нарушения сна у ребенка является далеко не банальное эмоциональное перенасыщение, а так называемая патологическая инсомния.

    Инсомния — проблема засыпания у детей, бывает двух видов — первичная и вторичная.

    Первичная инсомния развивается, как правило, при воздействии на психику ребенка факторов, вызывающих страх перед чем-либо. Ребенок может бояться темноты, одиночества, боли или определенного предмета — в итоге малыш будет до последнего бороться со сном. В данном случае надо устранить первоисточник страха, переключить внимание ребенка, попытаться объяснить ему, что бояться нечего, но ни в коем случае не высмеивать страх своего малыша. В противном случае вы рискуете развить в нем комплекс неполноценности. Если же вам не удается помочь ребенку преодолеть страх, обратитесь за советом к детскому психологу.

    Вторичная инсомния развивается при наличие заболеваний нервной системы и психосоматических нарушений. Как правило, такие патологии выявляются еще у новорожденного ребенка, и мероприятия комплексной терапии малыш получает с пеленок, но известны случаи, когда подобные заболевания являются следствиями травм или стрессов. В таком случае помощь грамотного специалиста необходима, самостоятельно родителям с проблемой не справиться!

    Таким образом, если у вашего ребенка нарушен ночной сон, нельзя игнорировать эту проблему. Необходимо правильно оценить причины нарушений у вашего малыша и своевременно оказать ему помощь.

    Спите спокойно и наслаждайтесь сладким посапыванием вашего ребенка!

    www.ya-roditel.ru

    Регресс сна у ребёнка в 4 месяца

    Позади три месяца борьбы с коликами и газиками, наконец-то малыш спит без плача и дрыгания ножками, но не тут-то было. Ребёнок не спит ночью, постоянно требует вашего присутствия, а затихает только, когда получит молоко? Поздравляем, ваш малыш растёт, а все перечисленные выше признаки есть не что иное, как регресс сна в 4 месяца.

    Признаки регресса сна

    У ребенка в 4 месяца чаще всего происходит кризис или так называемый регресс сна. Наверняка, вы замечали, как сложно уложить карапуза в этом возрасте спать, процедура укладывания затягивается до получаса.

    Кроме того, малыш категорически отказывается спать сам, при этом постоянно требует грудь. Перед этим очень сильно возрастает количество прикладываний к груди ночью, может доходить до 10-15 раз.

    Всё это и есть проявления регресса сна в 4 месяца, а сколько длится такой кризис, зависит от физиологии ребёнка и вашей выдержки, ведь именно вы должны помочь малышу нормализовать сон, как дневной, так и ночной.

    Причины появления регресса сна

    Регресс сна – это неоднократное событие в жизни ребёнка, он случается в 4 месяца, около 9 месяцев, затем в полтора и два года. Чем же вызван регресс сна у ребенка именно в 4 месяца?

    • Обратите внимание на своего малыша. В 4 месяца он более активный, начинает переворачиваться (Читайте статью, чтобы узнать о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>), интересоваться окружающим миром, каждый день его наполнен эмоциями и достижениями, он возбуждён, а успокоиться без посторонней помощи не может. Вот объяснение того, что малютка не отпускает вас и постоянно требует грудь, как успокоительное средство;
    • Регресс сна у ребенка в 4 месяца вызван изменением самой структуры сна. Теперь отдых ребёнка имеет разделение на фазы, выделяется глубокая и поверхностная фаза, как у взрослых. Но только есть одно отличие: малыш, проснувшись, не может самостоятельно заснуть опять, как это делаем мы, его родители. Отсюда и многократные пробуждения;
    • А вот относительно долгого укладывания малыша, причина таится все в тех же фазах. Ранее малютка сразу погружался в сон, теперь же около двадцати минут от просто дремлет, и достаточно тихого скрипа, чтобы ребенок открыл глазки.
    • Сколько длится регресс сна в 4 месяца

      Вы не должны пугаться, но регресс сна – довольно протяженное явление, и может длиться от двух до шести недель. Относительно срока проявления, здесь тоже могут быть исключения. Так, если малыш родился раньше срока, то регресс наступит позже, и наоборот. А вот у деток, которые родились на седьмом месяце кризис сна стоит ожидать не ранее шести месяцев.

      Вы можете повлиять на длительность регресса сна у ребенка в 4 месяца. Чем внимательнее вы будете следить за соблюдением ритмов сна, тем быстрее вы преодолеете кризис. О том, какие еще причины могут быть у беспокойного сна младенца, читайте в статье: Почему дети плохо спят>>>

      Как преодолеть кризис сна

      Главное правило преодоления кризиса сна – забудьте, как было раньше, ваш малыш меняется, а значит, меняются и ритуалы.

      Дети до трёх месяцев спят большую половину суток, после 4 месяцев это соотношение постепенно видоизменяется. Теперь бодрствование составляет до двух часов, днем ребенок спит 4 раза. Обратите внимание, что уложить малютку при регрессе сна без истерик иногда не удается. Нужно действовать осторожно и не пропустить момент, когда карапуз готов ко сну:

      1. Трёт глазки;
      2. Укладывается вам на плечо;
      3. Притихает.

      А вот ночью ребёнок в общей сложности спит 11-12 часов, и обязательно просыпается, чтобы покушать, возможно, и не один раз.

      Важно: Ночной сон должен начинаться у вас не позднее 19-20 часов. Именно в эти часы полезно засыпать ребенку на ночь в таком возрасте.

      Ритуал засыпания

      У вас должен выработаться один и тот же график и действия перед сном. Например:

      • вы купаете малыша;
      • переодеваете в одежду для сна;
      • кормите;
      • и он засыпает.

      Можно напевать колыбельную, поглаживать ребенка при засыпании. Если вы не учили ребенка засыпать одного, то скорее всего, засыпать он предпочитает с грудью. Чтобы узнать о том, как научить ребенка спокойно спать смотрите курс: Спокойный сон малыша от 0 до 6 мес>>>

      Совместный сон

      Мамы, которые практикуют совместный сон, практически не замечают регресс сна в 4 месяца.

    • Как только ребёнок вздрагивает и пробуждается, вы можете тут же его успокоить, погладить или дать грудь;
    • Кроме того, ребёнок ощущает присутствие мамы, ему комфортнее и не страшно;
    • Но вот днем могут возникнуть проблемы. Малыш привык, что мама рядом, поэтому укладывая малыша, побудьте рядом с ним не менее 20 минут, ровно столько длится фаза поверхностного сна, а как он заснет крепко, можно тихонько от него отползать.
    • Сон в движении

      Если ранее вы могли гулять на улице с малышом до трёх часов, а он в это время мирно посапывал, то сейчас вздремнув полчаса, ребёнок поднимает крик на всю «Ивановскую». Вот он вам повод и сигнал, что пора переходить на домашний сон.

      Кстати! Сон в движении не обладает такой восстанавливающей силой, как сон в привычном, статичном положении.

      От него рано или поздно надо было бы отходить. О том, по каким причинам некоторые малыши не спят дома, читайте в статье: Ребенок спит только на улице>>>

      Забудьте о графиках и кормите малыша по требованию, в том числе и ночью, он растет и начинает активно двигаться, поэтому лишние килограммы ему уж точно не грозят. А вот то, что голодный ребёнок спать хорошо не будет – это доказано. Актуальная статья по теме: Кормление по требованию>>>

      Внимание и ласка

      Наладить отдых ребёнка без объятий и ласки с вашей стороны невозможно. Малютка и сам не может понять, почему ему не спится, он даже не представляет, что такое регресс сна у ребенка в 4 месяца, но страдает от этого в первую очередь, и ваше понимание и внимание ему сейчас очень нужны.

      Самоуспокоение

      Рано или поздно регресс сна у ребенка в 4 месяца проходит, и сон постепенно нормализуется. Но это вовсе не означает, что кризис проходит сам. Нет, это вы постепенно научили малыша успокаиваться и засыпать в установленное время.

      Регресс сна у ребенка в 4 месяца – явление распространенное, и все детки и их родители через него проходят. Так что вам нужно набраться терпения, и помочь малышу преодолеть сонный кризис.

      uroki4mam.ru

      Нарушения сна у грудного ребенка

      Нарушение сна у грудного ребенка – большая проблема для родителей. Отчасти потому, что они не знают, что с этим делать. Ведь всем известно, что полноценный сон очень важен для нормального функционирования организма. Но прежде чем волноваться из-за ночного сна ребенка, важно различать варианты здорового сна от нарушений.

      Во время ночного сна головной мозг занят обработкой большого объема информации, полученной за день. Так же именно во сне происходит выработка соматотропина, гормона роста, необходимого для роста и полноценного развития детского организма. Недостаток ночного сна приводит к хронической усталости нервной системы и развитию ряда заболеваний.

      Часто родители жалуются на трудности засыпания ребенка, плохой ночной сон, частые пробуждения, плач во сне. Однако вздрагивания при засыпании, быстрые подергивания отдельных мышечных групп, сноговорение являются вариантами нормального сна.

      Особенности детского сна

      Ученым удалось доказать, что сон состоит пяти закономерно повторяющихся стадий. Первые четыре стадии – это «фаза медленного сна». Они отличаются друг от друга глубиной сна. При засыпании сначала возникает дремота (1-я стадия) с постепенным углублением сна, достигающим максимума (4-я стадия). В это время постепенно расслабляются мышцы, снижается сердцебиение, замедляется дыхание, восстанавливаются энергозатраты. Во время 4-й, самой глубокой, стадии сна, практически невозможно разбудить человека. Пятая стадия (REM-сон) – стадия «быстрого сна». В этот момент происходят яркие сновидения, и вероятность пробуждения от какого-то внешнего раздражителя наиболее высока. После пятой стадии сон снова переходит в первую стадию. Такие циклы сна у взрослых повторяются в течение ночи с интервалом в 90-100 минут. Но у детей грудного возраста длительность одного цикла меньше, чем у взрослых, и составляет около 50-60 минут, поэтому и пробуждения у них чаще, чем у взрослых.

      Помимо сказанного, особенностью детского сна является то, что в первом полугодии жизни ребенка длительность пятой стадии составляет половину времени всего сна, поэтому сон у ребенка не глубокий, что также способствует возможности быстрого и частого пробуждения.

      Когда стоит беспокоиться?

      Из описания физиологии детского сна можно сделать вывод, что только лишь ночные пробуждения не являются признаками нарушений сна. Беспокоиться стоит лишь тогда, когда пробуждения учащаются (более двух раз за ночь), а после них ребенок длительное время не может уснуть, требуя участия родителей, а также когда после частых пробуждений ребенок сонный, капризный, ему явно не хватает времени для полноценного отдыха. Такие нарушения носят название инсомнии.

      Причины инсомний

      Поведенческая инсомния. Это самая распространенная причина нарушения сна. При этой форме отсутствуют какие-либо изменения при полисомнографическом исследовании. У ребенка развивается взаимосвязь засыпания с каким-либо внешним воздействием (кормлением, укачиванием, наличием рядом родителя). Тогда при отсутствии такого воздействия ему значительно трудно засыпать, он часто просыпается. Причина таких изменений – в неправильной тактике родителей при укладывании ребенка спать. Например, когда ребенка укачивают на руках, а затем уже спящего кладут в кроватку. Предрасполагающими факторами к развитию данного состояния является послеродовая депрессия матери либо родительская гиперопека. Если родители слишком озабочены этой проблемой, то ситуация усугубляется и становится хронической.

      Коррекция: приучение ребенка засыпать в своей кроватке, формирование ритуала засыпания.

      Нарушение режима сна и бодрствования. Когдабылслишком длительный дневной сон либо было позднее пробуждение после дневного сна, ребенок может долго не засыпать. Он еще не успел утомиться и полон энергии.

      Коррекция: более ранний дневной сон, уменьшение его длительности, исключение шумных мероприятий и большого скопления людей за два часа до сна.

      Различные соматические патологии: кишечные колики, желудочно-пищеводный рефлюкс, отиты, реакция на прорезывание зубов.

      Коррекция: обращение к лечащему педиатру для лечения проблемы, вызывающей беспокойство.

      Инсомния или заболевание?

      Необходимо различать нарушения сна, которые относятся к инсомнии, приступы во сне (пароксизмы), которые сопровождают некоторые нервные расстройства, и приступы во сне, которыми сопровождается эпилепсия детского возраста. Пароксизмальные состояния у детей могут быть вызваны эпилепсией детского возраста и носить неэпилептический характер. Судорожные приступы эпилептического характера могут проявляться в виде стереотипии (устойчивого бесцельного повторения движений, слов или фраз), а также иметь характерный тип для каждой формы эпилепсии. К пароксизмальным нарушениям сна неэпилептического характера относят синдром апноэ во сне (остановка дыхания до 10 секунд), который встречается у 1-3% детей. Существуют центральный, обструктивный и смешанные типы апноэ. Один эпизод апноэ в час – это вариант нормы. Для постановки диагноза синдрома апноэ во сне необходимо минимум пять эпизодов в час. Обструктивное апноэ возникает при определенных неврологических и соматических заболеваниях. Оно характеризуется наличием дыхательных движений при коллапсе (ограничении воздушного потока) дыхательных путей, из-за чего прекращается легочная вентиляция, и дыхание становится неэффективным. Центральное апноэ может возникать у недоношенных детей, при опухолях головного мозга и нарушениях его кровообращения.

      Диагностика нарушений сна

      Для исследования процессов сна применяется метод полисомнографии. Этот метод является золотым стандартом диагностики обструктивного апноэ сна. Полисомнография позволяет исследовать структуру сна, его длительность, различные патологические проявления, а также поставить правильный диагноз.

      Правила безопасного сна

      Важно упомянуть о синдроме внезапной младенческой смертности (СВМС), причины которой после патологоанатомического исследования установить не удается.

      Для предупреждения СВМС рекомендуются правила безопасного сна:

      сон на жестком матраце в кроватке без игрушек;

      ребенку не должно быть жарко;

      курение в комнате с ребенком.

      При хроническом нарушении сна ребенка обязательно необходимо обследовать для исключения опасных для жизни расстройств. Поведенческая же инсомния может приводить к возникновению психических расстройств в будущем в виде депрессивных и тревожно-фобических расстройств. Поэтому очень важно вовремя диагностировать патологические нарушения сна и правильно организовать режим дня ребенка еще в младенческом возрасте.

      lady.tsn.ua

      Нарушение сна у детей Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

      Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Абашидзе Эка Амирановна, Намазова Л. С., Кожевникова Е. В., Аршба С. К.

      Примерно у 25 % детей имеются те или иные проблемы со сном: от трудностей с засыпанием и снохождения до более серьезных фундаментальных проблем сна, таких как остановка дыхания ( апноэ сна ) или нарколепсия. Существует большое количество доказательств, что различные нарушения сна приводят к ухудшению когнитивных функций и появлению поведенческих проблем у детей (дефицит памяти, депрессии, тревожность), кроме этого у детей могут отмечаться задержка роста, повышенная возбудимость в течение дня, нарушение внимания и плохая успеваемость в школе. Для объективного изучения сна и его нарушений используется полисомнография метод, включающий параллельную регистрацию различных функций человеческого организма в период ночного сна.

      Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Абашидзе Эка Амирановна, Намазова Л.С., Кожевникова Е.В., Аршба С.К.,

      SLEEP DISTURBANCE AMONG CHILDREN

      Sleep is an important factor in the live of children and it is a vital need, essential for a child’s health and growth. Children who get enough sleep are more likelyt0 function better and they are less prone to behavioral problems and moodiness. Sleep apnea is one of the causes of sleep disorders among the children. Undiagnosed and untreated sleep apnea may contribute to daytime sleepiness and behavioral problems including difficulties at school. Children are also more likely to be hyperactive and have difficulty paying attention. The polysomnography is the precise registration of the architecture and microstructure of sleep this information allows clinicians to evaluate any apparent fluctuations in breathing, heart rate changes, or oxygen desatu-rations within the context of sleep physiology.

      Текст научной работы на тему «Нарушение сна у детей»

      Е.А. Абашидзе, Л.С. Намазова, Е.В. Кожевникова, С.К. Аршба

      Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

      Нарушение сна у детей

      ПРИМЕРНО У 25% ДЕТЕЙ ИМЕЮТСЯ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СО СНОМ: ОТ ТРУДНОСТЕЙ С ЗАСЫПАНИЕМ И СНОХОЖДЕНИЯ ДО БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СНА, ТАКИХ КАК ОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ (АПНОЭ СНА) ИЛИ НАРКОЛЕПСИЯ. СУЩЕСТВУЕТ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ЧТО РАЗЛИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ СНА ПРИВОДЯТ К УХУДШЕНИЮ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И ПОЯВЛЕНИЮ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ (ДЕФИЦИТ ПАМЯТИ, ДЕПРЕССИИ, ТРЕВОЖНОСТЬ), КРОМЕ ЭТОГО У ДЕТЕЙ МОГУТ ОТМЕЧАТЬСЯ ЗАДЕРЖКА РОСТА, ПОВЫШЕННАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ, НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ И ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ В ШКОЛЕ. ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ СНА И ЕГО НАРУШЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПОЛИСОМНОГРАФИЯ — МЕТОД, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА В ПЕРИОД НОЧНОГО СНА. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОН, НАРУШЕНИЕ СНА, АПНОЭ СНА, ПОЛИСОМНОГРАФИЯ, ДЕТИ.

      Абашидзе Эка Амирановна, врач отделения инструментальной и лабораторной диагностики консультативно-диагностического центра Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 119991, Москва,

      Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел. (495) 967-14-20 Статья поступила 21.03.2008 г., принята к печати 14.08.2008 г.

      В педиатрии найдется немного проблем, которые были бы так же широко распространены и оказывали бы такое же значительное воздействие на здоровье и качество жизни детей, как расстройства сна. Примерно 25% детей имеют те или иные проблемы со сном: от трудностей с засыпанием и снохож-дения до более серьезных проблем сна, таких как апноэ сна или нарколепсия. Более того, 1/3 детей младшего школьного возраста и 40% подростков жалуются на различные нарушения сна. Последствия расстройств сна у детей серьезны и охватывают спектр от сердечно-сосудистых нарушений и замедления развития ребенка до значительных поведенческих проблем и плохой успеваемости в школе. Расстройства сна у детей и подростков особенно важно своевременно распознавать и диагностировать, поскольку многие из них эффективно поддаются лечению с помощью медицинского и психологического вмешательства [1].

      Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое функциональное состояние организма, занимающее у человека ежедневно около 1/3 времени и характеризующееся отсутствием произвольной двигательной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими вегетативными и гуморальными проявлениями [2]. Для детей раннего возраста сон — это основная деятельность мозга. До двух лет ребенок спит 10 000 ч (около 14 мес) и бодрствует в течение 7500 ч. На протяжении этих двух лет мозг достигает 90% своих зрелых размеров, а ребенок добивается впечатляющих успехов в речи, познании мира, самовосприятии, социальном, эмоциональном и физическом развитии. Большую часть времени, в течение которого происходит это значительное развитие, мозг спит. Между двумя и пятью годами время сна равняется времени бодрствования. Таким образом, до школы ребенок больше времени проводит во сне, чем в социальном взаимодействии, исследовании окружающего мира и другой деятельности. В подростковом возрасте, когда ритм роста ускорен, подросткам нужно спать больше. На протяжении жизни, когда ритм роста снижается, мы нуждаемся в меньшем количестве сна.

      Сон делится на две основные фазы: парадоксальный сон, называемый также сном с быстрыми движениями глаз (или REM-сон), и сон без быстрых движе-

      E.A. Abashidze, L.S. Namazova, E.V. Kozhevnikova, S.K. Arshba

      Scientific Center of Children’s Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

      Sleep disturbance among children

      SLEEP IS AN IMPORTANT FACTOR IN THE LIVE OF CHILDREN AND IT IS A VITAL NEED, ESSENTIAL FOR A CHILD’S HEALTH AND GROWTH. CHILDREN WHO GET ENOUGH SLEEP ARE MORE LIKELY TO FUNCTION BETTER AND THEY ARE LESS PRONE TO BEHAVIORAL PROBLEMS AND MOODINESS. SLEEP APNEA IS ONE OF THE CAUSES OF SLEEP DISORDERS AMONG THE CHILDREN. UNDIAGNOSED AND UNTREATED SLEEP APNEA MAY CONTRIBUTE TO DAYTIME SLEEPINESS AND BEHAVIORAL PROBLEMS INCLUDING DIFFICULTIES AT SCHOOL. CHILDREN ARE ALSO MORE LIKELY TO BE HYPERACTIVE AND HAVE DIFFICULTY PAYING ATTENTION. THE POLYSOMNOGRAPHY IS THE PRECISE REGISTRATION OF THE ARCHITECTURE AND MICROSTRUCTURE OF SLEEP THIS INFORMATION ALLOWS CLINICIANS TO EVALUATE ANY APPARENT FLUCTUATIONS IN BREATHING, HEART RATE CHANGES, OR OXYGEN DESATURATIONS WITHIN THE CONTEXT OF SLEEP PHYSIOLOGY.

      KEY WORDS: SLEEP, SLEEP DISORDER, SLEEP APNEA, POLYSOMNOGRAPHY, CHILDREN.

      ний глаз (или NREM-сон), который представляет собой последовательность функциональных состояний мозга —

      1, 2, 3 и 4-й стадий фазы медленного сна. Стадии NREM-сна и REM-сон составляют один цикл сна, и таких циклов у здорового человека бывает от 4 до 6 за ночь. Эти циклы не одинаковы: в первых двух максимально представлена фазы медленного сна, а в утренних — фаза быстрого сна [3]. На третьей и четвертой стадиях NREM-сна, когда и происходит самый глубокий сон, есть длинные волны мозга, называемые дельта-волнами. Длина дельта связана с продолжительностью бодрствования человека перед сном, она увеличивается и углубляется вследствие недосыпания. Детям присуще большее количество глубокого дельта-сна. Максимум дельта-сна появляется в возрасте от трех до шести лет. Затем в течение жизни это количество уменьшается, и у многих взрослых дельта-сон вообще отсутствует.

      Дельта-сон наступает через 1-3 ч после засыпания, в течение которого детей трудно разбудить. Когда их будят, они находятся в состоянии тумана и дезориентации. Частичное затуманенное пробуждение (хождение во сне, ночные кошмары) появляется во время дельта-сна и поэтому обычно происходит через 1-2 ч после засыпания. REM-сон характеризуется быстрыми движениями глаз, усиленной мозговой деятельностью и очень низким мышечным тонусом. Уровень кортикальной деятельности — как во время бодрствования. В фазу быстрого сна можно наблюдать, как под закрытыми веками движутся глазные яблоки ребенка, в это время он видит сновидения [4]. С какого возраста детям снятся сны, до сих пор остается спорной темой. Некоторые нейрофизиологи утверждают, что сны снятся плоду уже внутриутробно. По мнению клинического психолога Нофара Корина, у младенцев сразу после засыпания начинаются сновидения, и во время такого сна мозг ребенка ускоренно работает, иногда даже сильнее, чем при бодрствовании. И по мере созревания мозга время сна со сновидениями значительно уменьшается (20-30%). Однако по данным М. Полуэктова (2006), доказать у маленьких детей наличие сновиденческой активности не представляется возможным.

      Во время REM-сна младенец беспокоен, его дыхание прерывисто, пальцы двигаются короткими и быстрыми движениями, его лицо подергивается, или он улыбается. В отличие от дельта-сна, когда человека будят во время REМ-сна, он быстро просыпается. REM-сон наступает каждые 60-90 мин. Самые длительные и интенсивные периоды REM-сна (когда температура тела опускается до минимума) приходятся приблизительно на 5 часов утра.

      Между фазами сна происходит неощутимое пробуждение. Обычно мы просыпаемся 5-7 раз за ночь, переворачиваемся с боку на бок и продолжаем спать, даже не осознавая этого. Если разбудить ребенка в течение REM-сна, высока вероятность того, что он расскажет о сновидении. Если его разбудить на другой стадии сна, такая вероятность очень мала. Большая часть REM-сна происходит во второй половине ночи, и поэтому ужасные сны обычно снятся под утро [5].

      Основная функция фазы медленного сна — восстановительная (накопление энергетических, в первую очередь, фосфатергических связей, синтез пептидов и нуклеиновых кислот). В этой фазе наблюдаются пики секреции соматотропного гормона, пролактина, мелатонина. Основная функция фазы быстрого сна — переработка информации и построение программы поведения [6]. При физиологическом старении структура сна претерпевает следующие изменения: снижается общая длительность сна, увеличивается длительность поверхностных стадий, увеличивается время засыпания и время бодрствования

      внутри сна, возрастает двигательная активность во сне, возникает фрагментация сна, отмечается большая сохранность фазы быстрого сна по отношению к фазе медленного сна, выявляется полифазность сна (наличие дневного и ночного сна) и дневные микрозасыпания [7]. Сон связан с «биологическими часами» организма. Ко сну относятся два основных ритма:

      1. Циркадианный ритм — цикл сна и бодрствования в течение суток.

      2. Ультрадианный ритм — цикл фаз медленного и быстрого сна. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон, а у взрослых быстрый сон составляет только 25%. Этот ритм меняется на протяжении ночи и длится в среднем около часа у младенцев и около полутора часов у взрослых. Несомненно, что сон служит для обработки информации. Во многих снах взрослых и детей появляются события и переживания, которые произошли незадолго до сна. И понятен интерес людей с древнейших времен ко сну и попытки предсказывать судьбу и события по снам [8].

      Продолжительность сна вариабельна у каждого человека, у ребенка в том числе. Она зависит от темперамента, психофизиологического состояния и ряда других причин. Некоторым детям в силу индивидуальных особенностей требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам. Если ребенок спит меньше или больше среднестатистической нормы, но чувствует и ведет себя хорошо, то беспокоиться не стоит. Ниже приведены среднестатистические нормативы сна в течение суток у детей раннего возраста [1].

      Нарушения сна в детском возрасте встречаются реже, чем во взрослом. Тем не менее их клиническая значимость по меньшей мере сопоставима. Это связано прежде всего с той ролью, которую сон играет для полноценного развития, а также с особенностями структуры расстройств сна, среди которых преобладают нетипичные для взрослых, но осложняющие жизнь ребенка феномены (ночной энурез, снохождение). Не следует забывать о том, что проблемы детского сна закономерно приводят и к нарушениям сна у взрослых [1]. Как было указано выше, проблемы нарушений сна существуют у 25% детей и подростков, и они имеют как физическую, так и психологическую основу. Эти проблемы слабо освещены в учебниках и руководствах, а их недооценка врачами может иметь самые серьезные отдаленные последствия.

      Канадские ученые провели длительное исследование сна у детей, родившихся в 1997-1998 гг. в провинции Квебек. С помощью вопросников изучали распространенность расстройств сна у детей в возрасте от 2,5 до 6 лет, их эволюцию со временем (исчезновение/появление новых случаев), взаимосвязи между различными нарушениями сна. Максимальная частота ночных пробуждений имела место в возрасте 2,5 лет (36,3%). В дальнейшем нарушения сна уменьшались, достигая в 6-летнем возрасте 13,2%. Такая же динамика отмечалась в отношении трудностей засыпания (от 16% в 2,5 года до 7,4% в 6 лет). В 2,5 года около 60% детей имели ночное пробуждение, а в 6 лет — всего 2,5%. Прекращение ночных пробуждений к 6 годам отмечено у 14,5% детей. Также отмечались: ночные страхи (39,8%), ночной энурез (25%), бруксизм — скрипение зубами (45,6%), ритмические движения (9,2%). Самым частым вариантом нарушения сна было сногово-

      рение — 84,4% детей (Р. Dominique и соавт., 2007). Проводимые в России исследования ночных страхов у детей (по вопросникам) в возрасте от 3 до 16 лет (п = 2135 детей) выявили максимальное количество таких страхов у мальчиков в возрасте 6 лет, а у девочек — в 5-7 лет [9]. Нарушения сна отмечаются у детей не только с 2,5 лет, но и с рождения. В полгода большинство младенцев способны спать ночью по крайней мере 5 часов без перерыва и нуждаются в коротком сне еще два раза днем. Большинство младенцев просыпаются за ночь два раза и быстро засыпают вновь. Ребенок, который просыпается более двух раз за ночь и не может снова заснуть, скорее всего, страдает нарушением сна. При этом ребенок обычно зовет родителя перед сном или ночью, когда он нуждается в нем, чтобы заснуть. Иногда можно заметить особую усталость, которая проявляется в безразличии и сонливости ребенка, или, напротив, — в повышенной активности и беспокойстве (резвится, вскакивает, ноет. ). Накапливаемое недосыпание может привести к дефициту внимания, непослушанию, нервозности и неспособности ребенка вести себя адекватно [2].

      В Международной классификации болезней десятого пересмотра выделяют следующие расстройства сна: бессонница (нарушение засыпания и поддержания сна); повышенная сонливость (гиперсомния); нарушение цикличности сна и бодрствования; апноэ во сне (остановка дыхания во сне, которая наблюдается и во время храпа); снохождение (сомнамбулизм); ночные ужасы; кошмары. По данным P. Dominique и соавт. (2007), диссомнии наблюдаются у 25-33% детей в возрасте от 6 мес до 5 лет. Полисомнографические исследования в Москве 419 детей в возрасте от 5 мес до 15 лет с нарушением сна выявили: парасомний — 37%, ночного энуреза — 20%, диссомний — 22, 5%, храпа — 9% [10].

      Причины и характеристика расстройств сна у детей и взрослых различные. У последних нарушения сна чаще связаны с хроническими болезнями внутренних органов и цереброваскулярными болезнями; важны также и психоэмоциональные факторы.

      У новорожденных детей и детей до 3-месячного возраста нарушения сна чаще обусловлены кишечными коликами. Однако возможны и другие причины: анемия, рахит (в ранней стадии рахита часто отмечается нервно-рефлекторная возбудимость ребенка), повышение внутричерепного давления (гипертензионный синдром) и др. При гипертензи-онном синдроме у младенцев отмечается беспричинное возбуждение, крик, срыгивания, не связанные с приемом пищи (через 1,5-2 ч после кормления). Как правило, такие дети во время сна сильно запрокидывают голову назад. Конечно, это косвенные признаки гипертензионного синдрома, и только по наличию этих симптомов нельзя ставить диагноз. Необходимы проведение нейросоногра-фии и консультации педиатра и невролога. С 5-месячного возраста (иногда ранее) нарушения сна могут быть обусловлены прорезыванием зубов. У детей раннего возраста наблюдаются нарушения сна и бодрствования — «путают» день с ночью (нарушение циркадианного ритма). У детей после 2-летнего возраста нарушения сна (кроме соматических заболеваний) могут быть обусловлены ночными ужасами и ночными кошмарами. Казалось бы, похожие названия, но между ними есть разница. При ночных кошмарах дети просыпаются ночью с плачем, учащенным сердцебиением и часто в поту. Во время пробуждения они не реагируют на окружение, а утром ничего не помнят. Иногда дети могут сесть на кровать, громко кричать, не подпускать в этот момент к себе родителей. Такие нарушения происходят во время глубокого сна, а не сна со сновидениями. Ночные ужасы (ночные страхи) характеризуются

      беспокойством ребенка во сне, криком, но он пробуждается и может рассказать, что ему приснилось «страшное». Дети с ночными ужасами реагируют на родителей и помнят сон [11].

      Одна из часто встречающихся причин нарушения сна — дыхательные расстройства, в частности задержка дыхания (апноэ во сне), во многих случаях сопровождающаяся храпением ребенка во сне, беспокойным сном, повышенной потливостью, энурезом (непроизвольным ночным мочеиспусканием), ночными страхами и кошмарами. Кроме этого у детей могут отмечаться задержка роста, утренние головные боли, повышенная возбудимость в течение дня, нарушение внимания и плохая успеваемость [12]. Наиболее часто встречаемым дыхательным расстройством во время сна является обструктивное апноэ сна (ОАС) — потенциально угрожающая жизни пациента ночная асфиксия вследствие снижения тонуса глоточных мышц, приводящая к развитию дневной сонливости, гемодина-мическим расстройствам и нестабильности сердечной деятельности [13]. Обструктивное апноэ сна встречается у детей всех возрастных групп от новорожденных до подростков. Наиболее часто ОАС развивается у дошкольников, так как у них наиболее ярко выражена гипертрофия аденоидной и тонзиллярной ткани. У дошкольников распространенность ОАС достигает 2%. Половых различий в распространенности ОАС не выявлено [14].

      У взрослых апноэ во время сна определяют как прекращение движения воздушного потока через носовую и ротовую полости в течение 10 и более секунд. Физиологические апноэ, которые могут возникать и у здоровых людей, обычно не превышают этой величины и в основном наблюдаются в периоды засыпания и/или пробуждения, а также в REM-фазу сна [15].

      В зависимости от механизма возникновения различают два вида апноэ: обструктивное и центральное. Описываемое ранее так называемое смешанное апноэ в последнее время теряет свою значимость, так как в основе данного вида дыхательного нарушения лежит обструкция верхних дыхательных путей. Поэтому данный вид классифицируется как апноэ обструктивного генеза. В настоящее время является установленным фактом, что около 90% всех эпизодов апноэ во время сна связаны с обструкцией верхних дыхательных путей [16].

      Поскольку апноэ сна часто сочетается со снижением проходимости воздуха по верхним дыхательным путям (гипопноэ), принято объединять оба эти состояния в патологический синдромокомплекс — «синдром обструктив-ных апноэ-гипоапноэ сна». В настоящее время для оценки степени тяжести дыхательных расстройств используется индекс апноэ/гипопноэ (ИАГ), который предусматривает количественную оценку эпизодов апноэ и гипопноэ за один час сна. О синдроме обструктивного апноэ/гипопноэ сна говорят в том случае, когда ИАГ ^ 5 [8].

      Дыхательные расстройства во время сна могут сопровождаться эпизодами выраженного снижения насыщения артериальной крови кислородом (десатурация крови) и развитием гипоксии сердца, мозга, почек. Нарушения дыхания у спящего ребенка приводят к резкому ухудшению качества сна. Головные боли, постоянная сонливость, раздражительность, снижение внимания и памяти — это лишь часть симптомов, которые может испытывать хронически невысыпающийся ребенок. Ведущим дневным проявлением болезни является избыточная дневная сонливость.

      Обструктивное апноэ сна чревато серьезными болезнями. Наиболее тяжелые расстройства — задержка физического и психического развития, легочное сердце. Следует отметить, что эти осложнения при правильной

      ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ/ 2008/ ТОМ 5/ № 5

      диагностике и лечении встречаются редко. Тем не менее обращает на себя внимание тот факт, что после аденотон-зилэктомии дети с обструктивным апноэ сна переживают период бурного роста. Многие исследователи считают осложнениями обструктивного апноэ сна ухудшение познавательных функций, плохую успеваемость в школе, нарушения поведения, расстройства внимания и гиперактивность. В литературе описаны случаи смерти от кардиореспираторной недостаточности вследствие обструктивного апноэ сна [11].

      Детская усталость не обязательно проявляется в замедлении деятельности, расслаблении и сонливости, а иногда наоборот — в заметной активизации деятельности, нервозности и чрезмерной подвижности. Некоторые проблемы поведения, характерные для усталого ребенка, соответствуют образцам поведенческого расстройства. У младенца, который страдает нарушением сна, обычно есть и другие поведенческие проблемы. Матери малышей с нарушением сна описывают их как плаксивых, докучливых, назойливых, чувствительных к различных раздражителям, плохо адаптирующихся к разным ситуациям, по сравнению с младенцами, не имеющими проблем со сном. Исследования в группе детей школьного возраста обнаружили связь между нарушениями сна и проблемами поведения и адаптации [17].

      Возможно, у ребенка, который от рождения склонен к проблемам поведения, из-за последних развивается нарушение сна. Вероятно, нарушения сна могут привести к тому, что ребенок будет нервный и нетерпеливый, и его будет сложнее лечить. Возможно также, что родительская модель усугубляет и нарушение сна, и поведенческие проблемы.

      По статистике существует взаимосвязь между нарушением сна и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Кроме того, недосыпание и усталость вызывают симптомы, схожие с СДВГ.

      Склонность к отвлекаемости напрямую связана с нарушениями сна. Младенцы со сверхчувствительностью к сенсорным раздражителям (шум, температура, вкус, цвет) склонны развивать нарушения сна. Чтобы заснуть, ребенок должен отключиться от внешнего окружения и прекратить реагировать на людей, шум, свет и температуру, а также на внутренние раздражители, такие как боль, неудобство и голод. Ребенку, который с рождения чувствителен к любому раздражителю, внешнему или внутреннему, тяжело отключиться от окружающих его раздражителей [18].

      Нарушения сна являются чувствительным критерием проблем общей адаптации у детей и взрослых. Нарушения сна связаны с напряжением и тревожностью, депрессией и трудностями адаптации настолько, что входят в число их диагностических критериев.

      Взаимосвязь между эмоциональными расстройствами и нарушениями сна сложна. Эмоциональные расстройства приводят к нарушениям сна, наряду с этим недосыпание влияет на контроль над эмоциями и вниманием. Усталость связана с нервозностью, низким порогом отчаяния и неустойчивым настроением. Проблемы сна являются частью диагностики эмоциональных расстройств, тревожности и посттравматического расстройства.

      Сильная усталость и апатия могут быть определены как депрессия, тогда как на самом деле они вызваны недосыпанием. В таком случае проблема сна ошибочно диагностируется как признак депрессии, в которой находится ребенок. В литературе описаны случаи подобной ошибочной диагностики, при которых только после лечения нарушения сна исчезло также состояние, схожее с депрессией.

      Парадоксальным образом многие исследования продемонстрировали как недосыпание побуждает деятельность и улучшает настроение у тех, у кого диагностировали депрессию. Когда они восполняли недостающие часы сна, депрессия возвращалась.

      Сон, чувства и внимание взаимосвязаны одной системой регуляции. В младенчестве потребность во внимании и бодрствовании минимальна, поскольку безопасность и защиту ребенка обеспечивают взрослые. Исследования, в которых участвовали подростки и взрослые, свидетельствуют о двух формах сна в ответ на напряжение: первая — это беспокойство, нервозность и шумливость, сопровождаемые перевозбуждением и трудностями засыпания. Вторая форма — это регрессия, снижение активности, уединение и продолжительный сон. Что касается первой формы нарушения сна — сон является наиболее чувствительным барометром состояния напряжения и страхов. Каждому знакомы проблемы засыпания перед важным экзаменом или волнующим событием. Родители обычно не принимают во внимание то, что напряжение негативно влияет на сон ребенка. Когда ребенок плохо спит, они чаще ищут причину в болезни, температуре, зубах, голоде и т.п. Однако исключительные события и перемены в привычном образе жизни ребенка нарушают его сон. Необходимо проверить вместе с родителями наличие таких перемен, как новая няня или напряжение, которое переживают родители.

      Существует взаимосвязь между сном и умственным развитием. Как уже было сказано выше, обработка информации и внесение ее в память происходят во время сна со сновидением. Дети с нарушениями в развитии, при которых ухудшаются познавательные способности, чаще страдают выраженными расстройствами сна. Обнаружено, что низкая учебная успеваемость связана с недостаточным или плохим сном. Найдена связь между показателями сна у новорожденных в их первый день в больнице и их оценками по тесту Бейли в полгода (тест Бейли определяет показатели ментального и психомоторного развития ребенка). Другие обследования обнаружили связь между тяжелыми нарушениями сна (в основном теми, что вызваны проблемами дыхания) и нарушениями умственного развития и низкой академической успеваемостью.

      Нарушение сна, безусловно, влияет на физическое развитие ребенка. Так, у маленьких детей гормон роста выделяется преимущественно во сне (в основном — в первой половине ночи, в которой сконцентрированы стадии глубокого сна). Серьезное нарушение сна приводит к нарушению роста. Когда лечат дыхательные нарушения у ребенка, и вследствие этого улучшается сон, происходит также ускорение роста (дыхательные расстройства вызывают особо тяжелые нарушения сна).

      Основным методом инструментальной диагностики расстройств сна является ночное полисомнографическое обследование — метод, включающий параллельную регистрацию электроэнцефалограммы ЭЭГ) (как правило, многоканальной); электроокулограммы (ЭОГ); электроми-ограммы (ЭМГ); электрокардиограммы; артериального давления; двигательной активности (общей и в конечностях); дыхательных движений грудной клетки и брюшной стенки; оро-назального тока воздуха; уровня сатурации кислорода в крови; выраженности храпа; температуры тела; эрекции; видеомониторирование. Первые три из вышеперечисленных показателей (ЭЭГ, ЭОГ и ЭМГ) являются базовыми для идентификации стадий и фаз сна. На основании анализа этих показателей строится гипнограмма, отражающая динамику стадий и фаз сна в течение периода регистрации [19].

      Ночное полисомнографическое обследование проводится в специально оборудованной палате. Использование

      видеокамеры позволяет одновременно с записью физиологических показателей наблюдать за пациентом в течение всей ночи. Для того чтобы видеоизображение было доступно в полной темноте (свет на время исследования выключается), палата оснащается специальной инфракрасной лампой.

      Достоинством полисомнографии является то, что она предоставляет точную информацию об архитектуре и микроструктуре сна. Эта информация дает возможность клиницистам оценивать видимые изменения дыхания, изменения ЧСС или насыщения крови кислородом в рамках контекста физиологии сна и в то же самое время фиксировать влияние нарушений дыхания во сне на качество сна пациента [20].

      Методика не имеет серьезных противопоказаний, не вызывает дискомфорта и позволяет наблюдать физиологический сон пациента в условиях, очень близких к привычным. Все это позволяет успешно проводить исследование детям всех возрастных категорий.

      Полисомнография является ценным диагностическим методом, позволяющим объективизировать расстройства сна и с высокой точностью установить причину расстройства в каждом конкретном случае [21]. Полисомнографическое исследование решает также несколько важных задач. Во-первых, это полифункциональ-ный мониторинг, который дает огромный объем информации по различным функциональным системам. Во-вторых, информация, получаемая при проведении данного исследования, характеризует функциональные системы во время сна. Ведь до последнего времени врачу были мало известны особенности работы различных функциональных систем в этот период. К тому же сон воспринимался и воспринимается многими как некое стационарное состояние, в течение которого происходит «отдых» физиологических систем организма. И, в-третьих, информация, получаемая по каждому из параметров, в случае сопоставления с другими параметрами, дает качественно новую информацию, необходимую врачу для принятия правильного решения о терапевтической тактике. Можно сказать, что

      полисомнографическое исследование замыкает цикл функциональных методов исследования, создавая наиболее полную картину состояния функциональных систем организма в целом [22].

      Полисомнографическое обследование является золотым стандартом для диагностики расстройств сна и оценки результатов лечения.

      Возможности полисомнографическое обследование следует использовать как для диагностики патологических состояний, возникающих непосредственно во время сна, так и для выявления вероятных нарушений сна при патологических состояниях, проявляющихся, главным образом, во время бодрствования.

      Педиатрическая полисомнография является одной из наиболее быстро растущих областей клинической медицины сна. Возросшие запросы на такие исследования требуют также подготовки соответствующих специалистов, врачей и технологов, а также расширения наших познаний, которые пока в значительной степени ограничиваются медициной сна у взрослых и устаревшей педиатрической информацией. Клиницисты и технологи нуждаются в точной, современной информации, соответствующей применению полисомнографического обследования в детской практике, процедурам для создания стандартизированных протоколов, согласно которым лаборатории нарушений сна могут проводить и интерпретировать исследования сна у детей. Необходимы соответствующие научные и образовательные материалы, относящиеся в частности к распознаванию педиатрического апноэ, предикторов развития синдрома внезапной смерти младенца, современной методологии, благодаря которой клиницисты смогут диагностировать и лечить нарушения сна у младенцев и детей любого возраста. Практикующие врачи должны также разбираться в нормальном развитии механизмов сна и дыхательного контроля [10].

      Работа с детьми — это сложный, но благородный и вознаграждаемый опыт, и правильный диагноз и лечение нарушений сна могут помочь таким детям максимально улучшить качество жизни.

      1. Намазова Л.С., Баранов А.А., Игнатьева Р.К. Профилактика расстройства сна у детей и подростков // Вопросы современной педиатрии. — 2006. — Т. 5, № 2. — С. 80-81.

      2. Избранные лекции по неврологии / Под ред. В.Л. Голубева. — М.: Эйдос Медиа, 2004. — С. 12-19, 338-394.

      3. Abad V.C., Guilleminaut C. Sleep and psychiatry // Dialogues in clinical neuroscience. — 2005. — V. 7, № 4. — P 291-303.

      4. Dagan Y., Borodkin K. Behavioral and psychiatric consequences of sleep-wake schedule disorders // Dialogues in clinical neuroscience. — 2005. — V. 7, № 4. — P. 357-365.

      5. Muzet A. Alteration of sleep microstructure in psychiatric disorders // Dialogues in clinical neuroscience. — 2005. — V. 7, 4. — P. 315-321.

      6. Вейн А.М., Елигулашвили Т.С., Полуэктов М.Г. Синдром апноэ во сне. — М.: Эйдос медиа, 2002. — С. 310.

      7. Вейн А.М. Бодрствование и сон. — М.: Наука, 1979. — С. 393.

      8. American Sleep Disorders Association. Practice parameters for the indications for polysomnography and related procedures // Sleep. — 1997. — V. 20. — P. 406-422.

      9. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Союз, 2004. — С. 336.

      10. Полуэктов М.Г., Троицкая Н.Б., Вейн А.М. Нарушение сна детей в амбулаторной праткике. — Сомнологический центр МЗ РФ, М., 2001.

      11. National Institutes of Health. Consensus development conference on infantile apnea and home monitoring, 1986 // Pediatrics. — 1987. — № 79. — Р. 292-299.

      12. Fletcher E.C., DeBehnke R.D., Lovoi M.S. et al. Undiagnosed sleep apnea in patients with essential hypertension // Ann. Intern. Med. — 1985. — V. 103, № 2. — Р 190-195.

      13. Бабак С.Л., Гзлубев Л.А., Григорьянц РА. Расстройства дыхания во время сна. — М., 1999. — С. 136.

      14. Кельмансон И.А. Нарушения дыхания во сне у детей. — СПб.: Специальная литература, 1997. — С. 160.

      15. American Thoracic Society. Sleep apnea, sleepiness, and driving risk // Am. J. Respir. Care Med. — 1994. — V. 150. — P 1463-1473.

      16. Lugaresi E., Coccagna G., Cirignotta F. et al. Breathing during sleep in man in normal and pathological conditions // Adv. Exp. Med. Biol. — 1978. — № 99. — Р 35-45.

      17. Темина П.А., Никонорова М.Ю. Эпилепсия и судорожные синдромы у детей. Руководство для врачей. 2-е изд. — М.: Медицина,

      18. Glotzbach S., Ariagno R., Harper R. Sleep and the sudden infant death syndrome. — 1995. — Р. 231.

      19. Дорохов В.Б. Применение компьютерных полисомнографичес-ких полиграфов в психофизиологии и для клинических исследований // Физиология человека. — 2002. — Т. 28, № 2. — С. 105-112.

      20. Белов А.М. Анализ процесса сна при полисомнографии. — М.,

      21. Бутков Н. Высокие стандарты в медицине сна и полисомнографии. — Школа клинической полисомнографии, Медфорд, США, 2005. — С. 74-75.

      22. Калинкин А.Л. Полисомнографическое исследование // Функциональная диагностика. — 2004. — № 2. — С. 61-65.

      cyberleninka.ru