Негативизм 4 лет

Негативизм у детей, симптомы, как бороться с детским негативизмом

Негативизм у детей

В возрасте от 2 до 3 лет дети склонны проявлять признаки упрямства и внутреннего напряжения. Возможно, ваш ребенок начал упрямиться и выказывать недовольство, когда ему было еще 15 месяцев, так что ситуацию нельзя назвать новой. Но после 2 лет это поведение достигает новых высот, принимая другие формы. Годовалая девочка противоречит родителям. В возрасте 2,5 года она уже начинает противоречить сама себе! Она с трудом принимает решение, а затем все-таки поступает по-другому. Она ведет себя так, как будто ею слишком много командуют, хотя на самом деле ее никто не трогает — наоборот, она пытается командовать всеми. Девочка настаивает на том, чтобы все делать по-своему и в точности так, как она делала это раньше. Ее приводит в бешенство, если кто-то вмешивается в ее действия или перекладывает ее вещи.

Создается впечатление, что для ребенка в возрасте от 2 до 3 лет вполне естественно принимать решения самостоятельно и противиться нажиму со стороны взрослых. Попытка сражаться сразу на двух фронтах без достаточного жизненного опыта ставит его в довольно сложное положение. По этой причине с ребенком такого возраста нелегко поладить.

Задача родителей заключается в том, чтобы воздерживаться от излишнего вмешательства и по возможности предоставить ребенку свободу действий. Если малышу хочется активно участвовать в процессе своего одевания и раздевания, путь он это делает. Начните купание пораньше, чтобы дать ему время поплескаться в воде и вымыть ванну. За обедом позвольте ребенку есть самостоятельно и не подгоняйте его. Если он не хочет есть, разрешите выйти из-за стола.

Когда подходит время укладываться спать, идти на прогулку или возвращаться домой, направляйте его поведение, беседуя о чем-нибудь приятном. Результат должен достигаться без лишних споров. Вы должны пресекать его попытки установить тиранию в доме и в то же время не кипятиться по пустякам.

Двухлетние дети ведут себя лучше всего, когда родители устанавливают для них достаточно жесткие, постоянные и разумные границы дозволенного. Ваша задача — тщательно определить эти границы. Противоборство с двухлетним ребенком отнимает очень много сил, поэтому приберегите их для действительно важных дел, связанных, например, с вопросами безопасности ребенка. Заставить малыша сесть в специальное детское кресло во время езды на автомобиле значительно важнее, чем уговорить его надеть варежки в прохладную погоду (в конце концов, вы можете положить эти варежки к себе в карман и надеть их на ребенка, когда у него действительно замерзнут руки).

Вспышки раздражительности у детей

Они бывают время от времени почти у каждого двухлетнего ребенка. Даже у вполне здоровых детей они случаются довольно часто. Обычно такие приступы ярости начинаются примерно в годовалом возрасте и достигают своего пика в 2—3 года. Причиной для них могут стать разочарование, усталость, голод, злость и страх.

Темпераментные дети, склонные к упрямству и чувствительные к переменам, подвержены им в большей степени. Иногда родители замечают, как зарождается истерика, и упреждают ее, отвлекая внимание ребенка. В других случаях истерика начинается внезапно. Единственное, что остается делать родителям, — это переждать, пока буря утихнет.

Во время истерики лучше находиться рядом с ребенком, чтобы он не чувствовал своего одиночества. В то же время не следует сердиться на него, угрожать наказанием, уговаривать успокоиться или усиленно пытаться исправить ситуацию. Любая подобная реакция может привести к тому, что такие эпизоды будут возникать чаще и продолжаться гораздо дольше.

Когда же истерика миновала, следует переключиться на какую-нибудь приятную деятельность и оставить этот эпизод в прошлом. Сказанные между делом одобрительные слова: «Ты молодец, быстро успокоился» — помогут повысить самооценку ребенка и научат его быстрее приходить в себя в следующий раз.

Не забудьте похвалить и себя за то, что остались спокойны и сохранили самообладание. Это не так-то просто сделать, когда у двухлетнего малыша истерика.

Детское нытье

Детеныши многих видов млекопитающих зачастую скулят, чтобы привлечь к себе внимание и подать сигнал, что они голодны (вспомните, например, щенков). Это естественное явление, хотя порой оно может порядком действовать на нервы. В случае с новорожденным у вас нет другого выбора, кроме как попытаться угадать, что означает плач ребенка. Однако, когда малыш уже немного научился говорить, целесообразно настоять, чтобы он изъяснялся словами. Чаще всего достаточно твердо и без лишних эмоций сказать ему: «Скажи словами, я твое нытье не понимаю». Иногда, правда, это приходится повторять на протяжении нескольких месяцев, пока ребенок полностью не осознает смысл сказанного. Помните, что если вы поддадитесь на нытье (а соблазн сделать это бывает очень велик), то в дальнейшем вам будет значительно труднее искоренить эту привычку.

Предпочтение ребенком одного из родителей

Иногда ребенок в возрасте 2,5—3 лет вполне ладит с каждым из родителей поодиночке, но когда на сцене появляются сразу оба, он становится неуправляемым. Отчасти это может объясняться ревностью, но в этом возрасте, когда ребенок особенно восприимчив к любым попыткам навязывания ему чужой воли и не прочь покомандовать сам, он чувствует, что не в силах справиться с двумя важными для него людьми сразу.

Чаще всего в этом возрасте нелюбимым оказывается отец. Порой ему даже кажется, что ребенок ненавидит его. Не следует относиться к такой реакции малыша слишком серьезно или обижаться и отворачиваться от него. Лучше, если отец будет общаться с ребенком наедине как во время игры,так и при выполнении таких повседневных процедур, как кормление или купание. Таким путем он может показать себя веселым, любящим и интересным человеком, а не возмутителем спокойствия. Даже если ребенок поначалу противится, когда отец заступает на смену, тот должен доброжелательно, но твердо настоять на своем. Таким же твердым, но доброжелательным должно быть и отношение матери, когда она оставляет ребенка наедине с отцом.

Такая посменная работа дает возможность каждому из родителей и пообщаться с ребенком наедине, и уделить время себе. Однако не менее важно, когда вся семья собирается вместе, даже если двухлетний малыш болезненно реагирует на это. Для ребенка (особенно если это первенец) очень важно понять, что родители любят друг друга, хотят быть рядом друг с другом и не собираются потакать ему во всем.

www.sweli.ru

Детский негативизм: признаки и причины его проявления Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Клейникова Татьяна Петровна

Рассматривается проблема детского негативизма с позиций педагогики, раскрываются признаки и причины его проявления. Освещается актуальность предупреждения негативных проявлений в деятельности уже на самом раннем этапе развития. Подчеркивается необходимость разработки комплекса диагностических методик для выявления причин детского негативизма .

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Клейникова Татьяна Петровна,

Children»s Negativism: Signs and Causes of Its Manifestation

The article addresses the children’s negativism problem from the perspective of pedagogy, describes the signs and causes of its manifestation. The author explains how relevant it is to prevent negative manifestations in any activity already at the earliest stage of development. The complex of diagnostic methods is offered to reveal the reasons for the children’s negativism .

Текст научной работы на тему «Детский негативизм: признаки и причины его проявления»

Клейникова Т. П. Детский негативизм : признаки и причины его проявления / Т. П. Клей-никова // Научный диалог. — 2013. — № 8 (20) : Педагогика. — С. 131-139.

Детский негативизм: признаки и причины его проявления

Рассматривается проблема детского негативизма с позиций педагогики, раскрываются признаки и причины его проявления. Освещается актуальность предупреждения негативных проявлений в деятельности уже на самом раннем этапе развития. Подчеркивается необходимость разработки комплекса диагностических методик для выявления причин детского негативизма.

Ключевые слова: детский негативизм; капризность; упрямство; причины негативных проявлений; рассогласованный стиль воспитания; ситуативная рефлексия; детско-взрослая взаимность; немотивированное поведение.

Проблема детского непослушания становится все более острой для родителей и педагогов, которые задаются вопросами: в чем же причина подобного поведения ребенка? Что побуждает его, еще недавно послушного и покладистого малыша, так активно протестовать против знакомых и привычных для взрослых правил, просьб и воспитательных воздействий. Негативные реакции начинают проявляться уже на самом раннем этапе развития ребенка: от рождения до 3 лет. Именно этот возрастной период характеризуется становлением личности ребенка и содержит в себе ряд возрастных кризисов. Поэтому очень важно в раннем возрасте своевременно распознать признаки негативизма ребенка, осознавая его причины, для преодоления личностных проблем общения взрослых с детьми в поведении и проявлении личности в будущем. Первые акты протеста, по мнению Л. С. Выготского, возникают уже в период кризиса первого года

жизни, когда формируются первые представления ребенка о себе и появляются зачатки самосознания, как интуитивного чувствования Образа-Я [Анисимов, 2010, с. 8-11], когда ребенок протестует против насильственной социализации и навязывания социальных установок и норм, к выполнению которых он, может быть, еще не готов (а это все чаще не чувствуют и не понимают родители и педагоги), или когда чувствует свое призвание, а поэтому проявляет свои желания и намерения в других, возможно в смежных, областях деятельности, но не в тех, которые предлагаются ему взрослыми. И тогда настойчивые требования взрослых являются здесь чаще всего провокацией естественного сопротивления тем действиям, которые оказываются не востребованными самим ребенком. Так, уже к концу первого года жизни у ребенка впервые проявляются «аффекты собственной личности» — первая ступень развития воли [Шавырина, 2010, с. 103].

Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет выявить научное определение понятия «детский негативизм», а также описания особенностей его проявления. Большинство авторов определяют детский негативизм как немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях, противоположных требованиям, ожиданиям, предложениям со стороны других субъектов взаимодействия (близких взрослых, воспитателей, сверстников) [НПС, 2005, с. 311; НППС, 2010, с. 487; ПС, 2003, с. 287; ПСР, 1996, с. 61; ПЭС, 2006, с. 262]. На основании анализа определений, которые составляют методическую базу для исследования детского негативизма, можно вывести более глубокое и содержательное понятие негативизма детей. Под детским негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или сверстников.

Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенная потребность в учете его желаний в самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное (то есть неадекватное особенностям его роста, развития и психоэмоциональных склонностей) влияние со стороны близкого взрослого [НПС, 2005, с. 311; НППС, 2010, с. 487; ПС, 2003, с. 287; ПСР, 1996, с. 61; ПЭС, 2006, с. 262].

Признаками детского негативизма в зависимости от типа темперамента будут являться упрямство, которое при рассогласованном типе воспитания перерастает в агрессию, и капризность, которая в таком случае преобразуется в уныние и депрессию. Под капризностью мы подразумеваем такую форму поведения детей, которая выражается в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании [БПС, 2005, с. 194]. Под упрямством мы понимаем форму поведения ребенка, обусловленную мотивом самоутверждения [БПС, 2005, с. 506].

Особенности проявления негативизма обусловлены типом темперамента. Для слабого типа темперамента характерны менее интенсивные и аффективные негативные проявления ребенка, такие как капризы: плач, замкнутость, отчужденность, избегание. Для сильного типа темперамента характерно упрямство, то есть более интенсивные и аффективные негативные проявления ребенка: грубость, импульсивно активное отрицание, стремление действовать вопреки, истерические реакции, агрессивность. Проявляться детский негативизм будет не только во взаимодействии со взрослыми или сверстниками, но и в обычных социально нормативных режимных ситуациях.

Можно выделить две основные причины негативных проявлений в деятельности ребенка: во-первых, рассогласованность в способах воспитания взрослых, ответственных за педагогический процесс; во-вторых, невнимательность к конструктивно-созидательным потребностям ребенка, в том числе психолого-педагогическая некомпетентность взрослых как препятствие его самоутверждения и самостоятельности.

Рассмотрим подробнее причины возникновения негативных проявлений в поведении ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенный комплекс воспитания, который далеко не всегда осознается взрослыми членами семьи, что проявляется в отсутствии осознанного целепо-лагания, формулировки задач, адекватности и согласованности применения конкретных способов и приемов воспитания, учета личных и типологических психологических особенностей ребенка. Система воспитания характеризуется определенным стилем воспитания, ха-

рактеристику которого можно дать исходя из сочетания показателей по следующим критериям-шкалам [Марковская, 1999, с. 97-98]:

1) нетребовательность — требовательность родителя;

2) мягкость — строгость родителя;

3) автономность — контроль по отношению к ребенку;

4) эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю;

5) отвержение — принятие ребенка родителем;

6) сотрудничество — противоборство;

7) тревожность за ребенка — попустительство;

8) непоследовательность — последовательность воспитательных воздействий родителя;

9) воспитательная конфронтация в семье;

10) удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

Оценка по данным критериям на наш взгляд может быть выражена следующими характеристиками: адекватная и неадекватная самооценка (завышенная и заниженная), когда адекватная будет проявляться при конструктивной организации детско-родительских взаимоотношений, неадекватная же будет обусловлена деструктивной организацией воспитания и непременно приведет к установлению рассогласованного стиля воспитания, конфликтной атмосфере в семье по поводу воспитания ребенка. Сам ребенок, как правило, вынужден лавировать, хитрить и приспосабливаться к противоречивым требованиям взрослых, и, как следствие, появляются негативные признаки развития личности ребенка: негативное эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок при беспредметном и случайном общении с близкими взрослыми; недостаточная сфор-мированность социальных установок в результате некомпетентной психолого-педагогической позиции родителей; негативное поведение ребенка как средство привлечения внимания к собственным персоне; формирование упрямства как негативной черты личности, являющейся средством манипулирования родительскими установками; протестное поведение как реакция при эмоциональной травме; соматические недомогания, депрессия или агрессия.

Другая причина возникновения негативных проявлений в поведении ребенка — невнимательность значимых для ребенка взрослых

(педагогов и родителей) к его конструктивно-созидательным потребностям. Психолого-педагогическая некомпетентность взрослых сегодня становится реальным скрытым препятствием его самоутверждения и самостоятельности, что неизбежно приводит к неудовлетворенным потребностям социального характера: потребности в общении, эмоционально теплом, доброжелательном контакте, самоутверждении, удовлетворении познавательных потребностей. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция здесь выполняет функцию компенсации и защитной реакции. Она помогает ребенку преодолеть трудную для него жизненную ситуацию [ПС, 1996, с. 61], но закрепляет деструктивный опыт социализации. Вопрос состоит в том, чтобы осознать принципиальные возможности ребенка этого возраста (от рождения до 3 лет), его потенции поступать мотивированно, то есть осознавать свои непроизвольные побуждения, желания, потребности, в чем взрослые — родители и педагоги -и должны оказывать ему помощь. Наши наблюдения показывают, что при недостаточности рефлексивных способностях родителей и ситуативной рефлексии педагогов в осознании переживаний ребенка «здесь и сейчас» [Карпов, 2003, с. 51] развитие мотивированных действий детей невозможно либо затруднено. Другими словами, если взрослый не пытается вербализовать ситуативные переживания (как основу желаний и намерений) ребенка, то ребенок вынужден реагировать негативно при столкновении своих потребностей и требований взрослого, защищая свои истинные и пока еще трудно осознаваемые намерения и желания. При этом взрослый чаще всего не допускает даже мысли о том, что желания ребенка могут быть истинными в силу интуитивного влечения его к выполнению собственного предназначения, а социально-нормативные требования взрослого в такой ситуации могут быть чуждыми, а в некоторых случаях даже вредными (несмотря на их социальную нормативность) для духовноинтеллектуального развития ребенка.

Так, например, до сих пор современные исследователи с позиций традиционной педагогики и психологии рассматривают действия педагогов как всегда однозначно верные, что позволяет им вводить в заблуждение родительскую общественность в том, что негативизм ребенка якобы необходимо всегда преодолевать, настойчиво требуя

исполнения социальных норм и правил поведения. Такой подход, по сути, является бихевиоральным, то есть ориентированным только на поведенческие, внешние реакции, без учета внутреннего механизма их проявления. Однако авторитарные методы педагогической работы не должны быть исключены: они уместны, на наш взгляд, но только в случаях, когда жизни или здоровью ребенка грозит опасность. Во всех других случаях ребенок ставит взрослого в творческую ситуацию, о которой говорили и говорят выдающиеся отечественные психологи: Д. И. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Никольская. От взрослого требуется реализовать свой творческий потенциал в поиске оригинальных, нетрадиционных способов решения проблемных ситуаций, обеспечивающих на основе «детско-взрослой взаимности» решение трех задач:

1) обеспечение социальных условий реализации своего предназначения ребенком;

2) накопление индивидуального опыта самотворения (творческих способностей) и, как следствие;

3) содействие конструктивной социализации личности.

В традиционной же практике образования преследуют лишь последнюю задачу, пренебрегая двумя предыдущими, требующими от педагогов и родителей развитых креативных способностей.

Вместе с тем вне зависимости от причин возникновения негативное поведение ребенка является сигналом к анализу взрослыми своих воспитательных воздействий, так как, проявившись в разных ситуациях несколько раз, негативизм может закрепиться и стать устойчивой чертой характера ребенка [ПС, 1996, с. 61]. Если проявления негативизма не будут конструктивно преодолены к младшему школьному возрасту, то они примут необратимую тенденцию развития либо в аутоагрессию вплоть до суицидальных попыток, либо в депрессию вплоть до асоциального образа жизни как оппозиции за длительное отсутствие любви к нему ближних (родителей, педагогов, сверстников) [Грановская, 2003, с. 358-359].

В психолого-педагогической литературе можно найти значительное количество определений детского негативизма, однако диагностический инструментарий достаточно беден, невелик выбор мето-

дик для определения детско-родительских отношений, самооценки ребенка раннего возраста и регистрации анализа негативных проявлений такого ребенка.

Для диагностики причин детского негативизма мы используем комплекс диагностических методик, представленный в таблице (табл. 1).

Диагностические методики для исследования детского негативизма

Диагностическая методика Признаки, которые диагностируются

Взаимодействие родителя с ребенком (М. И. Марковская) Выявляет стиль семейного воспитания каждого родителя

Тест для определения особенностей поведения в конфликтных ситуациях (К. Томас) Выявляет психологические особенности родителей и их взаимоотношений в конфликтных ситуациях

Методика самооценки личности (Будасси) Выявляет особенности самооценки родителя и, как следствие подражания родителю, самооценки ребенка

Тест для определения типа темперамента Выявляет ведущий тип темперамента ребенка

Анкета для наблюдения проявления негативных реакций ребенка (табл. 2) Выявляет частоту проявления негативных реакций ребенка в разных режимных моментах

Бланк наблюдения за негативными проявлениями ребенка

Режимные моменты Частота проявления негативных реакций ребенка

Календарные дни наблюдений

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1. Приход в группу детского сада

3. Игра со сверстниками

4. Игра с воспитателем

6. Укладывание перед сном

7. Пробуждение ото сна

8. Уход из группы детского сада

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых, под детским негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или сверстников. Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенная потребность в учете его желаний и самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное воздействие со стороны близкого взрослого. Признаками детского негативизма в зависимости от типа темперамента будут являться упрямство и капризность.

Во-вторых, причины проявления негативизма не могут находиться внутри ребенка, они всегда являются извне: в силу психолого-пе-дагогической некомпетентности воспитательных воздействий ответственных за воспитание взрослых.

В-третьих, специального диагностического инструментария для определения детского негативизма не обнаружено. Нами разрабатывается диагностический комплекс методик, направленных на выявление признаков негативизма. Мы считаем, что желательно обнаружить такие признаки своевременно — в раннем возрасте.

Источники и принятые сокращения

1. БПС — Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко — Санкт-Петербург : ЕВРОЗНАК, 2005. -632 с.

2. НППС — Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. — Минск : Современная школа, 2010. — 928 с.

3. НПС — Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Рос-соха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. — 808 с.

4. ПС — Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Корпулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова ; под общей ред. Ю. Л. Неймера. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. — 640 с.

5. ПСР — Психологический словарь для родителей / С. С. Степанов. -Москва : Академия, 1996. — 160 с.

6. ПЭС — Психологический энциклопедический словарь / М. И. Енике-ев- Москва : ТК Велби, Проспект, 2006. — 560 с.

1. Анисимов В. П. Арт-педагогика нравственности : монография / В. П. Анисимов. — Тверь : Твер. гос. ун-т, 2010. — 320 с.

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская.- Санкт-Петербург : Речь, 2003.- 655 с.

3. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. -№ 5. — С. 45-57.

4. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — № 2. — С. 94-108.

5. Шавырина А. Почему ребенок упрямый? / А. Шавырина // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 9. — С. 103-107.

© Клейникова Т. П., 2013

Signs and Causes of Its Manifestation

The article addresses the children’s negativism problem from the perspective of pedagogy, describes the signs and causes of its manifestation. The author explains how relevant it is to prevent negative manifestations in any activity already at the earliest stage of development. The complex of diagnostic methods is offered to reveal the reasons for the children’s negativism.

Key words: children’s negativism; capriciousness; stubbornness; causes of negative manifestations; inconsistent style of upbringing; situational reflection; child-adult reciprocity; unmotivated behavior.

cyberleninka.ru

Бирмама.ру — семейный портал Биробиджана

Часто бывает так, что в детях просыпается «ребенок всё наоборот»: родители просят малыша не бегать, а у него словно открывается второе дыхание и он продолжает в тоже же духе, только быстрее и вприпрыжку. Или родители просят ребенка не плакать, тогда в ответ они слышат неистовый рёв. На просьбу скушать кашу, ребенок отворачивается или плотно смыкает губы. Так происходит в любой ситуации, даже в самой абсурдной с точки зрения взрослых.

Многие родители пытаются схитрить. Они говорят «Не будем кушать эту котлету», ребенок, естественно начинает ее жевать. Или «Прыгай по лужам, да посильнее», и ребенок спокойно обходит их стороной. Однако такими уловками удается пользоваться не всегда и не во всех ситуациях. Ребенок взрослеет и начинает понимать что, к чему.

Ребенок «всё наоборот»: обычный негативизм

Психологи называет такое поведение негативизмом . Оно, кстати, является совершенно нормальным и говорит о правильном развитии личности. Негативизм – это немотивированное отрицание; это такое поведение ребенка, когда он ведет себя так, что его действия противоречат просьбам или ожиданиям окружающих его людей.

Чаще всего такое поведение вызвано желанием ребенка самоутвердиться , а также потребностью в признании своей личности. Поэтому каждый случай такого поведения нужно рассматривать отдельно и искать причину – что именно не учли родители, предъявляя ребенку свои требования.

«Ребенок всё наоборот» проявляется в детях в разные периоды жизни, начиная с раннего возраста. Это говорит о том, что происходит формирование важных черт характера ребенка . Как только вы заметили, что в вашем чаде проснулся упрямец, будьте осторожны в своем поведении. Конечно же, не стоит идти у ребенка на поводу и допускать плохое поведение. Однако нужно задуматься над тем, чтобы дать ребенку больше свободы.

Ребенок «всё наоборот»: 2-3 года

В возрасте 2-3 лет ребенку важно научиться делать выбор , поэтому давайте ему этот выбор. Пусть он сам выберет, что он будет кушать на обед – картошку или рис, пусть он сам выберет в какой футболке пойти – в зеленой или в полосатой. Однако игнорируйте его протест в серьезных ситуациях, когда ребенок в силу возраста не может адекватно оценить ситуацию. Например, осенью выходить на улицу в шапке или без – это уже должны решать взрослые.

Ребенок «всё наоборот»: 4 года

В возрасте 4 лет у детей просыпается тяга к экспериментам . Он уже ставит под сомнения требование родителей не ходить по луже, потому что ноги промочит. Ребенок может проигнорировать просьбу родителей и пойти проверять – действительно ли он промочит ноги, или только немножко намокнет носок. В таком возрасте каждый запрет нужно сопровождать подробными объяснениями с описанием возможных последствий. Делайте это как можно более реалистично, иначе рискуете быть разоблаченными. И все-таки позвольте ребенку экспериментировать настолько, насколько это позволяет ситуация: маленький человек набирается опыта на всю дальнейшую жизнь.

Ребенок «всё наоборот»: 5 лет

В возрасте 5 лет у ребенка появляется обида на окружающих . Он расценивает поведение других людей только с точки зрения эгоиста. Конечно же, это ведет к частым разочарованиям. Протестом ребенок снова пытается привлечь внимание к себе, к своим желаниям. В этом случае родителям нужно в очередной раз набраться терпения для длительных переговоров и объяснений. Старайтесь всегда показывать ребенку свое мирное расположение, тогда будет легче найти с ним контакт и утихомирить его упрямство. Предложите ребенку не протестовать, а постараться выразить свое недовольство словами – «мне не понравилось, что Миша (на месте Миши может быть любой человек) сделать так-то и так-то». При помощи наводящих вопросов попытайтесь объяснить причину поведения другого человека. Объясните ребенку, что лучше выразить свое недовольство словами, чем показывать свое упрямство, тем самым он вредит только себе.

Ребенок «всё наоборот»: 6 лет

Ребенок в возрасте 6 лет кажется родителям совсем большим и самостоятельным, ведь скоро он пойдет в школу. Психологи считают это большим заблуждением. «Ты уже почти школьник» — это совсем не повод для ребенка заправлять постель, мыть посуду, быть опрятным и так далее. Нужно найти другие слова, объяснив ребенку, что он уже взрослеет, становится сильнее, поэтому у него появляются новые возможности, права и обязанности. В этом возрасте дети начинают критиковать свои поступки, у них могут появляться сомнения в своих возможностях, страх неудачи. Объясните ребенку, что вы не ждете от него идеально выполненного задания, однако не забудьте напомнить о старании. Всегда хвалите ребенка за проявление самостоятельности , за стремление вести переговоры, аргументировать свои действия.

Старайтесь не давить на ребенка в моменты проявления негативизма. Такое проявление, как «ребенок всё наоборот» играет важную роль в становлении личности . Ведь умение говорить «нет» — очень полезно и нужно в жизни. Постарайтесь научить ребенка видеть причины поведения людей и отстаивать свою точку зрения.

Copyright © by Бирмама
Копирование материалов запрещено

www.birmama.ru