Несоциализированное расстройство поведения лечение

Причины развития расстройства поведения и советы родителям

Расстройство поведения является повторяющейся и стойкой моделью поведения у детей и подростков, при котором происходит нарушение прав или основных социальных правил с участием несовершеннолетнего пациента. Ребенок или подросток, как правило, проявляет нестандартные модели поведения в различных условиях — дома, в школе, в других социальных ситуациях и это вызывает значительное ухудшение условий качества жизни его семьи.

Причины развития расстройства поведения

Психические расстройства и расстройства поведения не характеризуются неизменностью причин, которые можно определить заранее. Ряд факторов риска и защитных реакций могут влиять и изменять результаты детского отношения к миру, и в большинстве случаев расстройство поведения развивается из-за взаимодействия и постепенного накопления подобных факторов. В дополнение к факторам, выявленным в рамках этиологии, несколько других переменных заставляют помещать молодежь в группу повышенного риска развития расстройства, в том числе физическое насилие над детьми, дородовое злоупотребление алкоголем и курением во время беременности. Защитные факторы также были определены, и, прежде всего, включают в себя высокую IQ, развитие положительных социальных ориентиров, хорошие навыки совладания с вредными привычками и вспомогательные семейные и социальные отношения.

Детская инвалидность

Нарушение речи является наиболее распространенным сопутствующим признаком у детей с расстройством поведения — примерно у 20-25% наблюдается стойкое сочетание. Стоит отметить, что подобные патологии не ухудшают общие тенденции терапии, как в области речи, так и поведения. Хотя отношения между расстройствами являются сложными, кажется, будто обучаемость невозможна в результате комбинации с СДВГ, историей академической трудности и неудач, а также — с проблемами социализации с семьей и сверстниками. Тем не менее, сочетание столь разнородных патологий позволяют даже лучше скорректировать схемы психотерапии и специальных навыков обучения.

Когнитивные факторы

С точки зрения когнитивной функции, интеллекта и умственных дефицитов, среди молодежи с расстройством поведения распространены стандартное отклонение уровня интеллекта ниже среднего, тяжелые дефициты в словесной аргументации и исполнительной функциональности. Нарушения исполнительности может проявляться в отношении своей способности переключаться между задачами, планировать, организовать, а также ингибировать доминантный ответ. Эти данные справедливы даже после учета других факторов, таких как социально-экономический статус и образование. Тем не менее, дефицит интеллекта и исполнительная дисфункция — только одна часть головоломки и величина их влияния возрастает во время транзакционных процессов с факторами окружающей среды.

Мозговые органические различия

При проявлении трудностей в исполнительности, расстройство поведения также может продемонстрировать различия в анатомии мозга и его физиологии. По сравнению с контрольной группой, раннее и подростковое начало расстройства поведения отображается в уменьшенном ответе в областях мозга, связанных с антисоциальным поведением — миндалевидное тело, вентромедиальная префронтальная и орбитофронтальная кора.

Индивидуальные факторы

Помимо выводов, связанных с неврологическими и нейрохимическими профилями расстройства поведения, индивидуальные факторы, такие как генетика, также могут быть актуальны. Имея брата или родителя с расстройством поведения, значительно повышается вероятность наличия расстройства с хорошей скоростью наследуемости.

Семья и сверстники

Элементы семьи и социальной среды также могут играть роль в развитии и поддержании расстройства поведения. Например, антисоциальное поведение наводит на мысль о расстройстве, связанным с одним родителем, разводом, большими размерами семьи и молодым возрастом матерей. Тем не менее, эти факторы трудно дифференцировать от других демографических переменных, которые, как известно, связаны с расстройством поведения, в том числе бедность и нищета. Функционирование семьи также играет существенную роль в развитии детской агрессии и расстройства поведения — низкий уровень участия родителей, выраженный в недостаточном надзоре за детьми и непредсказуемой реакции на их поведение.

Признаки и симптомы расстройства личности и поведения

Признаки, характерные для расстройства поведения включают в себя:

  • Агрессивное поведение, которое вызывает вред или угрожает вредительством другим людям или животным, например, запугивание, провоцирование драки или физической жестокостью к животным.
  • Неагрессивные поведение, которое приводит к потере или повреждению имущества, например, поджог или умышленное уничтожение чужой собственности.
  • Лживость, воровство, проникновение в чужой дом или автомобиль.
  • Серьезные нарушения социальных правил и норм, таких как пребывание в ночное время в местах, где это запрещено детям, слишком активный сексуальный интерес к своему или противоположному полу, частые прогуливания школьных занятий и тому подобное.
  • Многие пациенты, страдающие расстройством поведения, могут иметь проблемы с ощущением и выражением сочувствия или угрызений совести и правильному осознанию социальных сигналов. Эта молодежь часто неправильно истолковывает действия других как враждебный или агрессивный ответ и зачастую реагируют эскалацией конфликтной ситуации.

    Расстройство поведения также часто может быть связано с другими трудностями, такими как применение запрещенных веществ, рискованного поведения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, проблемами в школе и частыми физическими травмами в результате несчастных случаев или драк.

    Как часто встречается расстройство поведения

    Расстройство поведения более распространено среди мальчиков, чем девочек. Исследования в этой области указывают, что уровень среди мальчиков, в общей популяции, колеблется от 6% до 16%, среди девочек — от 2% до 9%. Расстройство поведения может иметь достаточно раннее начало — в возрасте до 10 лет или в раннем подростковом возрасте. Дети, которые проявляют признаки расстройства поведения в раннем возрасте, находятся в большей опасности, однако, и для них более вероятны проблемные отношения со сверстниками и академическая неуспеваемость. Среди мальчиков и девочек, расстройство поведения является одним из расстройств, наиболее часто диагностируемых в психиатрических учреждениях.

    Некоторые научные факты

    Недавние исследования в области детского расстройства поведения показали весьма перспективные результаты. Результаты показали, что большинство детей и подростков с расстройством поведения не несут с собой подобные расстройства во взрослую жизнь, выраженные в проблемы с законом, например. Большинство из них устраиваются очень неплохо, как социально, так и профессионально.

    Исследователи также достигли лучшего понимания причин расстройства поведения, а также — агрессивного отношения пациентов к окружающей действительности в целом. Расстройство имеет, как генетические, так и внешние компоненты. То есть, несмотря на то, что поведенческие нарушения являются более распространенным среди детей взрослых, которые сами пережевали подобное, когда они были молоды, есть много других факторов, которые способствуют развитию заболевания. Например, этим может явиться дефицит в обработке социальной информации или другие социальные сигналы, которые, возможно, были отклонены подростками или неправильно поняты изначально.

    Несмотря на то, что лечение этого расстройства является неэффективным, несколько недавних обзоров литературы определили перспективные подходы лечения детей и подростков с расстройством поведения. Наиболее успешными подходами являются те, которые рекомендуют вмешательство, как можно более раннее и интенсивное, что позволяет решать многочисленные контексты, при которых дети проявляют проблемы поведения, в том числе в семье, школе и обществе. Примеры эффективных подходов к лечению включают функциональную семейную терапию, мульти-системную терапию и познавательные поведенческие подходы, которые нацелены на развитие навыков, таких как управление гневом. Одно только фармакологическое вмешательство не является достаточным для лечения расстройства поведения.

    Расстройство поведения, как правило, совместно происходят с рядом других эмоциональных и поведенческих расстройств детства, в частности, дефицитом внимания с гиперактивностью (СДВГ) и расстройствами настроения (например, депрессия). Сопутствующие расстройству поведения злоупотребление психоактивными веществами должно обязательно рассматриваться в комплексе целостного подхода.

    Важность оценивания ситуации и терапии

    Диагностика расстройства поведения, да и любого эмоционального расстройства детства, должна быть сделана с помощью подходов уровня профессионального психического здоровья, причем желательно теми врачами, которые специализируются и практикуются в области психического здоровья детей. Любой диагноз должен быть сделан в сочетании с консультациями с семьей ребенка. Процесс оценки должен включать наблюдение за поведением пациента, обсуждения с ним и его семьей, использование стандартизированных инструментов или структурированных диагностических интервью и анамнеза, в том числе — полного изучения медицинской и семейной социальной истории. При оценке и диагностике любого эмоционального или поведенческого расстройства детства, должно учитывать социальные и экономические условия, в которых происходит воспитание ребенка.

    Точная оценка и целесообразное, индивидуальное лечение будут гарантировать, что ребенок будет подготовлен к дальнейшему развитию и переход в более зрелую юность, а затем и успешную адаптацию к взрослой жизни. Стоит отметить, что фармакологическое вмешательство, если таковое будет назначено, должно быть предусмотрено в наименее ограничительных условиях возможного.

    Советы родителям

    При постановке диагноза на расстройство поведения у своего ребенка не стоит опускать руки, и самое главное — нельзя срываться на нем, это только ухудшит ситуацию.

  • Узнайте больше о расстройстве поведения, в том числе недавних исследований в области эффективных подходов к лечению.
  • Проконсультируйтесь со специалистом в области психического здоровья, который специализируется в области педиатрической психологии.
  • Исследуйте доступные варианты лечения. Лечение должно быть индивидуальным, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка и не должно испортить положительное культурное отношение пациента.
  • Можно найти семейную группу поддержки или соответствующую организацию в своем сообществе.
  • onevroze.ru

    Расстройства поведения (F91)

    Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу.

    Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием.

    Исключены:

    • расстройства настроения [аффективные] (F30-F39)
    • общие нарушения развития (F84.-)
    • шизофрения (F20.-)
    • расстройства поведения, связанные с:
      • эмоциональными расстройствами (F92.-)
      • гиперкинетическими расстройствами (F90.1)
      • Расстройство поведения, заключающееся в диссоциальном и агрессивном поведении (а не только оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), при котором отклонение в поведении полностью или почти полностью ограничивается пределами дома и взаимоотношениями с членами семьи или ближайшими домочадцами. Диагноз этого расстройства требует наличия полного комплекса критериев для рубрики F91.-; даже тяжелое нарушение взаимоотношений родители-ребенок само по себе недостаточно для постановки диагноза.

        Расстройство, характеризующееся сочетанием устойчивого диссоциального или агрессивного поведения (полностью соответствующего критериям рубрики F91.-, а не только охватывающего оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение) со значительно выраженными аномалиями во взаимоотношениях индивида с другими детьми.

        Расстройство поведения, одиночно агрессивный тип

        Несоциализированное агрессивное поведение

        Расстройство, включающее устойчивое диссоциальное или агрессивное поведение (полностью соответствующее критериям рубрики F91.-, а не только охватывающее оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), встречающееся у индивидов, которые в основном хорошо интегрированы в свою социально равную группу.

        Расстройство поведения, групповой тип

        Правонарушение в ситуации члена банды

        Воровство в компании с другими

        Манкирование школой, прогулы

        Расстройство поведения, обычно отмечающееся у детей более младшего возраста и характеризующееся в основном выраженным вызовом, непослушанием, разрывающим отношения поведением, которое не включает правонарушительных действий или более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения. Диагноз требует полного соответствия критериям рубрики F91.-; даже тяжелые формы озорства или непослушания сами по себе не являются достаточными для постановки диагноза. Необходимо соблюсти осторожность, прежде чем использовать эту рубрику, особенно применительно к детям более старшего возраста, поскольку клинически значимое расстройство поведения обычно будет сопровождаться диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает просто вызывающее поведение, непослушание или разрывающее отношения поведение.

        mkb-10.com

        Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

      • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
      • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
      • Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения. Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются. Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.

        Классификация

      • РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
      • Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
      • Симптомы расстройства поведения у детей

        Дети с расстройствами поведения часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям, целенаправленно досаждают окружающим, мстят. Часто отмечается стремление к разрушению, повреждению чужих вещей. Возможны угрозы, запугивания сверстников, взрослых. Подростки с РП провоцируют драки, потасовки с применением оружия, проникают в чужие автомобили, квартиры, устраивают поджоги, проявляют жестокость по отношению к людям, животным, бродяжничают, прогуливают школу.

        Диагностика

      • Клиническая беседа.Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
      • Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
      • Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.

        • Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).

        Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного. В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.

        www.krasotaimedicina.ru

        Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами. Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.

        Расстройства поведения у детей

        Термин «расстройства поведения» (РП) используется для обозначения повторяющихся, устойчивых на протяжении более 6 месяцев поведенческих образцов, несоответствующих социальным нормам. РП является наиболее распространенным диагнозом детской психиатрии. Эпидемиология среди детей составляет около 5%. Существует гендерная зависимость – поведенческим расстройствам более подвержены мальчики. У детей соотношение составляет 4:1, у подростков – 2,5:1. Уменьшение разницы по мере взросления объясняется поздним дебютом у девочек – 12-13 лет. У мальчиков пик заболеваемости приходится на 8-9 лет.

        Причины расстройства поведения у детей

      • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
      • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.
      • В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:

      • Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
      • Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.
      • Поведенческие расстройства имеют три основных проявления: нежелание повиноваться взрослым, агрессивность, антисоциальная направленность – активность, нарушающая права окружающих, причиняющая вред собственности, личности. Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития. О расстройстве свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.

        Клинические симптомы включают подавленное, дисфоричное настроение, гиперактивность, проявляющуюся снижением внимания, беспокойством, импульсивностью. Иногда развиваются депрессивные состояния, совершаются попытки самоубийства, наносятся самоповреждения. Деструктивное поведение негативно сказывается на успеваемости, познавательный интерес падает. Популярность ребенка в группе низкая, постоянных друзей нет. Из-за проблем принятия правил он не участвует в играх, спортивных мероприятиях. Социальная дезадаптация усиливает расстройство поведения.

        Осложнения

        Осложнения расстройств поведения развиваются у взрослых. Юноши, не получавшие лечения, проявляют агрессивность, склонны к насилию, антисоциальному образу жизни, часто имеют алкогольную, наркотическую зависимость, вовлечены в преступные группировки либо совершают правонарушения самостоятельно. У девушек агрессивность, антисоциальность сменяются эмоционально-личностными расстройствами: неврозами, психопатиями. В обоих случаях нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством, сохранением супружеских отношений.

        Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе. Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:

      • Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.
      • Лечение расстройств поведения у детей

        Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:

      • Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
      • Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
      • Прогноз и профилактика

        Прогноз расстройств поведения у детей благоприятный при систематической психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения. Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости. Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.

        Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.